Преподобный Дамиан, пресвитер и целебник Печерский . Преподобный Дамиан подвизался в Киево-Печерской обители во время игуменства преподобного Феодосия (память 3 мая). Он помнил Крещение Руси, совершившееся в 989 году. Подражая своему учителю смирением, послушанием, постом, любовью к братии и другими добродетелями, он стяжал благодать Святого Духа. Преподобный Феодосий благословлял блаженного Дамиана читать молитвы над болящими, и он, только ради послушания, в смиренном сознании своего недостоинства, помазывал недужных святым елеем, и они исцелялись, славя Бога. В Богоугодных делах прошла вся жизнь святого. Перед кончиной он заболел и, лежа на смертном одре, со слезами молился: «Господи мой, Иисусе Христе, сподоби меня быть сообщником славы святых Твоих, и с ними причастником Царствия Твоего; не отлучи меня, Владыко, от отца моего и наставника преподобного Феодосия, но вместе с ним всели меня день во свете Твоем, который приготовил Ты праведникам». Господь услышал молитву смиренного раба Своего и послал ему для утешения Ангела в образе преподобного Феодосия. Облобызав с любовью блаженного целебника, святой Небожитель сказал: «Чадо, вот я пришел возвестить тебе, от лица Господня, что ты получишь то, о чем молился, будешь причтен с Его святыми и с ними водворишься в Царствии Небесного Владыки. Когда же Господь Бог повелит тебе преставиться от мира сего, не разлучимся мы друг с другом, но вместе в том Свете обитать будем». Преподобный Феодосий, когда услышал из уст святого Дамиана повествование о видении, прослезился и прославил Бога. Преподобный Дамиан простился с братией и предал свою душу в руки Господни. Преставился он за три года до кончины преподобного Феодосия, в 1071 году. 6-й день Святой апостол Фома Святой апостол Фома , именуемый Близнец, апостол от Двенадцати, являет собой пример духовного самопреодоления, восхождения с помощью Божией от неверия к вере, от колебаний и слабости – к подвигу и исповедничеству. Преданный всей душой Спасителю, готовый в любой момент принять за Него смерть ( Ин.11:16 ), апостол Фома, как и другие ученики, по человеческой слабости, не раз проявлял непонимание духовного смысла спасительного земного служения Сына Божия. В священный час Тайной Вечери, когда Господь открыл ученикам Своим о предстоявшем Крестном восхождении Своем к Отцу и предрек апостолам тот же крестный путь, апостол Фома от лица учеников высказывает сомнение: «Не знаем, куда идешь, и как можем знать путь» ( Ин.14:5 ). К нему обращен ответ Спасителя, действенный для всех и во все времена: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пришел однажды к преподобному старший по печению хлебов и сказал: «Нет у меня муки, чтоб печь братии хлебы». Преподобный ответил ему: «Пойди, осмотри житницу, не найдешь ли в ней пока немного муки, а там Господь попечется о нас». А тот ответил преподобному: «Воистину говорю тебе, отче, я сам вымел закром, в нем нет ничего, в одном только углу немного отрубей, с три или четыре горсти». И сказал ему преподобный: «Поверь мне, чадо, Бог может и из того малого количества отрубей подать нам муки. Как при Илии сделал он для той вдовицы, которой из единой горсти подал множество муки, так что она с детьми своими прокормилась в голодное время, пока снова не вернулось изобилие. И ныне Бог тот же и может нам из немногого сотворить много. Иди же и смотри, будет ли на том месте благословение Божие». После этих слов брат ушел и, войдя в амбар, увидал закром, который был прежде пуст, а по молитвам преподобного отца нашего Феодосия теперь полон муки, так что она просыпалась через верх на землю. И, в ужасе видя это преславное чудо, вернулся он к преподобному и рассказал ему. Преподобный же сказал ему: «Иди, чадо, и не говори о том никому, но делай для братии хлебы по обыкновению. Молитвою преподобных братий наших Бог послал нам Свою милость». Так велико было усердие преподобного отца нашего Феодосия к Богу и упование на Господа нашего Иисуса Христа, что он не имел никакой надежды на земную помощь и не уповал ни на что в мире этом, но во всем всей душой и мыслию обращался к Богу и на Него возлагал все упование, не заботясь о завтрашнем дне, но имея постоянно в памяти слово Господа, Который сказал: « Взгляните на птиц небесных – они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец наш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Мф. 6:26 ). Молясь о том, преподобный говорил с несомненной верой: «Владыко святый, Ты собрал нас на этом месте; если Твоей святой милости угодно, чтоб мы еще жили здесь, будь нам помощник и податель всех благ. Во имя Пресвятой Матери Твоей воздвигнут дом этот, а мы в Твое имя собраны в нем. И Ты, Господи, соблюди нас и сохрани нас от всякого внушения лукавого врага и сподоби нас получить вечную жизнь, всегда влагая в сердца наши страх Твой, да им наследуем те блага, которые уготованы праведным».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В городе Фессалониках в царствование императора Феодосия произошло народное возмущение. Разгневанный этим Феодосий послал туда воинов, которые по его повелению умертвили более 3000 человоек и в том числе множество невинных. Бывший тогда епископом святитель Амвросий глубоко огорчился такою несправедливостью императора. Между тем последний пожелал отправиться в церковь и причаститься Святых Тайн. Но Амвросий не позволил царю войти в церковь и отлучил его от участия в христианском богослужении и в таинстве причащения. Он требовал, чтобы царь публично исповедал свой тяжкий грех и раскаялся в нем. Феодосий в гневе возразил святителю Амвросию: «разве не грешил подобно мне и Давид?» На что Амвросий отвечал: «если ты согрешил как Давид, то и покайся также, как покаялся Давид». Слова эти произвели сильное впечатление на Феодосия. Он вполне сознал всю греховность свою и подчинился наложенной на него епитимии. Вскоре после этого он смиренно уже просил Амвросия о допущении к богослужению и святому Причащению, исповедал перед всеми свои прегрешения и умолял Бога о прощении. Амвросий принял тогда его в общение с Церковью и причастил Святых Тайн. Таково было спасительное следствие епитимии, наложенной святителем Амвросием на императора Феодосия. Столь же благодетельны для нас и другие епитимии, налагаемые на нас пастырями Церкви. Все они возбуждают в нас искреннее раскаяние и служат к заглаждению неправды греха и к искоренению греховной привычки. Поэтому не будем уклоняться от них, но охотно будем выполнять их, если только пастырям нашим будет угодно налагать их на нас. Что есть покаяние? Кем установлено таинство покаяния? В чем состоит видимая сторона этого таинства и невидимые действия его? Что требуется от кающегося? Какие средства могут содействовать нам в истинном покаянии? 19. Священство, брак и елеосвящение Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Деян.20:28 . Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 1Кор.4:1 . 2Тим.1:6 . Деян.14:23 . Деян.6:6 . Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров. Тит.1:5 . Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Мф.19:6 . Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Еф.5:31 –32. Не все вмещают слово сие, но кому дано. Кто может вместить, да вместит. Мф.19:11 –12. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но, если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 1Кор.7:8 –9;32–33;38. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Иак.5:14 –15.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

о. Феодосия. Как скоро он напился воды и умылся, то тотчас воскипел весь гноем за то, что не с полною верою в молитвы св. Антония и Феодосия пришел в монастырь; болезнь его до того усилилась, что все начали убегать его; ибо по причине смрада, исходившего от него, нельзя было вместе быть с ним. В каком ужасном положении, со слезами и печалью он возвратился в дом свой и несколько дней сряду не выходил из своего дома по причине смрада, покрывавшего все тело его, и сознался пред друзьями своими, что Бог наказал его так за неверие в силу молитв св. Антония и Феодосия; но болезнь не проходила. Наконец, после размышления с самим собою, он решился идти к священнику и исповедать пред ним все грехи свои. А потому, возвратившись в Печерскую обитель, он явился к бывшему тогда священником преподобному отцу нашему Алипию, и исповедался во грехах своих. Алипий, выслушав от него исповедь, сказал ему: «Хорошо ты сделал, чадо, что исповедал Богу грехи пред моим недостоинством, ибо так и пророк о себе свидетельствует, говоря пред Господом ( Пс.31:5 ): сказал: исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» Потом ввел его в церковь и приобщил его Святых Таин; после сего повелел умыться водою, которою священники умывают уста по причащении Святых Таин, и он получил совершенное здравие телесное». В. Решение недоумений относительно чина причащения больных а) Можно ли в одной и той же болезни причащаться несколько раз? В течение одного дня можно причащаться только один раз – отнюдь не более; но в течение одной и той же болезни, длящейся несколько дней, можно причащаться несколько раз. В Требнике Петра Могилы есть особый устав «О еже како причащати больного вскоре». В этом уставе читаем: «Первее коегождо больного иерей должен есть исповедати, и к исповеданному уже с Божественными Тайнами идти и причастити, – разве аще нужда смертная надлежати будет: то с Божественными Тайнами да идет, и исповедав да причастит. Аще больной, причастився Божественным Тайнам, дний колико поживет и паки, в беде смертной быв, вожделеет божественное причащение, никако же иерей да отрицается и паки причастити его, и аще случится и многажды потом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Зачем же ты смотришь на священника как на предвестника смерти? Неужели покаяние и приобщение Святых Таин имеют губительную силу умерщвлять? Грех об этом и подумать! Болезнями часто Бог наказывает человека за грехи, а покаяние нередко возвращает здравие человеку . Манассии – царю Израильскому – Бог обещал чрез пророка здравие, если Манассия раскается в своих грехах; раскаялся Манассия в своих грехах и исцелился. Сам Спаситель, исцеляя больных, прежде всего отпускал им грехи как причины болезни. Так, Он, исцеляя больного, расслабленного жилами, прежде всего отпустил ему грехи, потом уже исцелил; сначала сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» потом «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»; тоже сказал другому, 38-летнему недужному, исцелив его от недуга расслабления: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Если раскаяние во грехах бывает причиною не болезни и смерти, а жизни и здоровья, то тем паче приобщение Святых Таин. Не сам ли ты читаешь за священником: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела? " Нет, православные христиане, не опасайтесь во время своей болезни приглашать священника для исповеди и приобщения Святых Тела и Крови Христовых; чрез это видимо иногда обнаруживалась чудодейственная сила Божия, исцеляющая больных. Для примера расскажем вам, что пишется в житии св. Алипия («Четьи-Минеи», житие св. Алипия, авг. 17). «Был некто в Киеве человек богатый, который страдал самою тяжкою болезнию – проказою. Долго лечившись у врачей, он не получил никакой пользы Тогда один из друзей его посоветовал ему идти в Киево-Печерский монастырь и просить преподобных отцов печерских Антония и Феодосия, чтоб их молитвами подал Бог ему здравие. Больной, вынужденный усиленными просьбами своего друга, хотя и пошел в обитель Печерскую, но не вполне верил в силу молитв преп. Антония и Феодосия. Как скоро он представлен был игумену обители печерской, игумен велел напоить его и умыть ему лицо и голову водою из колодезя преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но придя в Вирит, он скончался, не увидав дома своего, по предсказанию святого. Сын его, по имени также Вакат, по смерти своего отца об этом рассказал многим людям, достойным доверия. Будь готов претерпеть всякую обиду и даже смерть за имя Христово и за истинную Православную веру Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Мф. 5, 11–12 Помни, что мученикам за веру Христову и ее исповедание Господь обещает великую награду небесную, то есть преимущественную и высокую степень блаженства. Авва Антоний говорил: " Приходит время, когда люди будут безумствовать и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: " Ты безумствуешь " ,– потому что он не подобен им " .Не одни только ученики аввы Геласия, но многие, часто посещавшие его, рассказывали о нем следующее: во время Вселенского Собора в Халкидоне Феодосий, один из первых защитников Диоскорова раскола в Палестине, предупреждая других епископов, уже намеревавшихся возвратиться к своим Церквам (а он был в Константинополе, уже изгнанный из своего отечества за всегдашние вмешательства в возмущения), бросился в монастырь к авве Геласию и говорил, будто Собор утвердил Нестория, думая таким образом увлечь святого на помощь своему обману и расколу. Старец по внешности сего человека и по разумению, свыше ему дарованному, поняв злое намерение Феодосия, не увлекся на сторону сего противника, как тогда сделали почти все, но отослал его с бесчестием, как и прилично было. Он вывел на середину мальчика, которого воскресил из мертвых, и с важным видом сказал Феодосию: " Если ты хочешь рассуждать о вере, то вот он будет слушать тебя " . Феодосий, пристыженный такими словами, устремляется в Святой град и там под видом ревности по Боге увлекает на свою сторону все монашество, увлекает также и бывшую в то время там царицу и при ее содействии силой занимает Иерусалимский престол, предвосхитив его убийствами и другими нечестивыми и противозаконными делами, о которых еще и ныне помнят многие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

А поместить его в благочестивом монастыре святого Феодора, расположенном в Регии 111 . И прийти и известить нас. И мы пошлем (к нему] от лица нашего двух патрикиев, долженствующих передать ему наше желание, любящих нас душевно и любимых нами». Итак, приведя преподобного и поместив его в названном монастыре, этот самый консул отправился известить [царя]. И на следующий день выходят к нему патрикии Епифаний и Троил с большой свитой и пышностью, а также и Феодосий епископ, – и приходят к нему в катехумению 112 церкви этого монастыря. Сделав обычное приветствие, сели, принудив и его сесть. И начав речь к нему, Троил сказал: «Владыка вселенной повелел нам прибыть к тебе и высказать вам волю Его Богохранимого Владычества. Но прежде скажи нам, исполнишь ты приказание царя или не исполнишь?» Говорит святой: «Владыка, выслушаю, что повелел Его Благочестивое Владычество, и [тогда] должным образом отвечу, так как на неизвестное мне какой могу ответ дать?» Троил настаивал, говоря: «Не допускаю, чтобы мы что-нибудь изрекли, если ты прежде не скажешь, исполнишь или не исполнишь приказание царя». И так, когда увидал святой, что они еще более настаивают при его медлительности и свирепее смотрят и грубее отвечают вместе со всеми, бывшими с ними, которые гордились мирскими достоинствами, в ответ сказал: «Если не допускаете сказать рабу вашему угодное владыке нашему и царю, то вот я говорю пред внемлющим Богом и святыми ангелами и всеми вами: что ни повелит мне о каком бы то ни было предмете, разрушающемся и погибающем вместе с этим веком, охотно сделаю». Тогда Троил тотчас встал и сказал: «Помолитесь обо мне, я ухожу, ибо этот [человек] ничего не делает». И так как произошел весьма великий беспорядок и большое замешательство и смятение, то Феодосий епископ сказал им: «Сообщите ему послание [царя] и узнайте, что станет говорить, так как неблагоразумно уйти, ничего не сказав и ничего не услышав». Епифаний патрикий сказал: «Вот что тебе объявляет чрез нас царь, говоря: так как весь Восток и Запад развращаются, взирая на тебя, и все ради тебя восстают, не желая согласиться [с нами] в вере, то да побудит тебя Бог вступить в общение с нами принятием изданного нами, «Типоса», – и выйдем мы самолично в Халку, и облобызаем тебя и подадим вам десницу нашу, и со всякой честью и славой введем вас в Великую Церковь , и вместе с собой поставим на том месте, где, согласно обычаю, стоят цари, и сотворим вместе собрание, и приобщимся вместе пречистых и животворящих Тайн животворящего Тела и Крови Христа, и объявим тебя отцом нашим, – и будет радость не только в царственном нашем городе, но и во всей вселенной, ибо мы верно знаем, что когда ты вступишь в общение со святым здешним престолом, то все соединятся с нами, ради тебя и твоего учения отторгшиеся от общения с нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Однажды пришел этот Симон к преп. Феодосию и, после обычной беседы, сказал ему: «Отче, прошу у тебя одного дара». Феодосий же отвечал: «Чадо, чего просит твое величие у нашего смирения?» Симон же сказал: «Я требую у тебя дара великого и превосходящего мои силы». Феодосий же снова ответил: «Ты знаешь, чадо, убожество наше, что часто у нас и не найдется хлеба на дневную пищу, а о другом и не знаю, есть ли у нас что». Симон же сказал ему: «Если хочешь, подай мне: ты можешь по данной тебе благодати от Господа, Который назвал тебя преподобным. Когда я снимал венец с главы Иисусовой, Он сказал мне: “неси на приготовленное ему место и дай в руки преподобному, который воздвигнет церковь Матери Моей”. И я прошу тебя дать мне слово, чтобы душа моя благословляла тебя как при жизни, так и по смерти моей и твоей». Отвечал ему святой: «О, Симон, выше силы прошение, но, если ты увидишь мое отшествие от мира и по моем отшествии увидишь, что церковь здесь воздвигнута, и переданные мною уставы здесь сохранены тогда знай, что я имею дерзновение к Богу. А теперь не знаю еще, приятна ли моя молитва Богу». Симон же снова сказал: «О тебе свидетельствовал Господь, ибо я сам слышал Его слова о тебе от Пречистых уст святого Его образа. И поэтому молю тебя, как о своих черноризцах, так и о мне грешном помолись, так и о сыне моем Георгии, и до последних потомков рода моего». Святой же, подкрепляя обещание свое, сказал: «Не о них только молюсь, но и о всех, любящих это святое место». Тогда Симон, поклонясь до земли, сказал: «Отче, чтобы мне не уходить от тебя неуспокоенным, не подтвердишь ли ты это грамотою?». Принужденный любовью к нему, преподобный написал так: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и святых сил бесплотных», и прочие слова разрешительной иерейской молитвы, и кончил так: «Да будешь прощен в этом веке и в будущем, когда придет праведный судья судить живым и мертвым». Эту молитву с тех пор начали влагать в руки умершим, как первый приказал вложить себе Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Братии тогда было числом двадцать. Достохвальный же игумен, преп. отец наш Феодосий, хотя и принял старейшинство, не изменил своего смирения и своих обычаев. Но он имел в памяти слова Господа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». И потому он смирялся, делая себя меньшим всех и служа всем, во всем подавая собою образец добрых дел, прежде всех выходя на дело и прежде всех приходя в церковь , а уходя последним. И молитвою этого праведника умножалось и процветало это место, по слову: «Праведник цветет как пальма и возвышается подобно кедру в Ливане» ( Пс.31:13 ). При нем умножалась братия в пещере, как в земле доброй, потому что он воистину имел семя благодати, приносящее плоды во сто крат; в небольшое время собрал он братии сто человек, и все они процветали добрыми нравами и молитвами. Преп. отец наш Феодосий, воистину земной ангел и небесный человек, видя, что при великом умножении братии место тесно и все не могут поместиться в пещере для безмолвной жизни, а в малой церкви над пещерою для соборной службы, видя кроме того скудость не впал в печаль. Он не скорбел о том, но ежедневно утешал братию, поучая ее не заботиться о внешнем, и напоминал слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин.19:2 ) и еще: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Преподобный помнил эти слова, и Бог щедро подавал ему все потребное. Выбрав прекрасное место близ пещеры и рассудив, что его достаточно для устроения монастыря, он укрепил себя верою и упованием, и стал заботиться о том, как населить это место. И так, по благословению преп. Антония, испросив это место у христолюбивого князя Изяслава, вскоре, при помощи Божией, он соорудил там большую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, поставил много келий и обвел все оградою. И тогда он переселился из пещеры на то место. И с тех пор, благодатью Божией, возросло то место, и прославился монастырь, который и доныне от прежнего жительства иноков в пещере называется Печерским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пришел однажды к преподобному старший по печению хлебов и сказал: «Нет у меня муки, чтобы печь братии хлебы». Преподобный ответил ему: «Пойди, осмотри житницу, не найдешь ли в ней пока немного муки, а там Господь попечется о нас». А тот ответил преподобному: «Воистину говорю тебе, отче, я сам вымел закром, в нем нет ничего, в одном только углу немного отрубей, с три или четыре горсти». И сказал ему преподобный: «Поверь мне, чадо, Бог может и из того малого количества отрубей подать нам муки. Как при Илии сделал он для той вдовицы, которой из единой горсти подал множество муки, так что она с детьми своими прокормилась в голодное время, пока снова не вернулось изобилие. И ныне Бог тот же и может нам из немногого сотворить много. Иди же и смотри, будет ли на том месте благословение Божие». После этих слов брат ушел и, войдя в амбар, увидал закром, который был прежде пуст, и по молитвам отца нашего Феодосия теперь полон муки, так что она просыпалась через верх на землю. И, в ужасе видя это преславное чудо, вернулся он к преподобному и рассказал ему. Преподобный же сказал ему: «Иди, чадо, и не говори о том никому, но делай для братии хлебы по обыкновению. Молитвою преподобных братий наших Бог послал к нам Свою милость». Так велико было усердие преп. отца нашего Феодосия к Богу и упование на Господа нашего Иисуса Христа, что он не имел никакой надежды на земную помощь и не уповал ни на что в мире этом, но во всем всею душою и мыслью обращался к Богу и на Него возлагал все упование, не заботясь о завтрашнем дне, но имея постоянно в памяти слово Господа, Который сказал: «взгляните на птиц небесных – они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Мф.6:26 ). Молясь о том, преподобный говорил с несомненною верою: «Владыко святый, Ты собрал нас на этом месте; если Твоей святой милости угодно, чтобы мы еще жили здесь, будь нам помощник и податель всех благ. Во имя Пресвятой Матери Твоей воздвигнут дом этот, а мы в твое имя собраны в нем. И Ты, Господи, соблюди нас и сохрани нас от всякого внушения лукавого врага и сподоби нас получить вечную жизнь, всегда влагая в сердца наши страх Твой, да им наследуем те блага, которые уготованы праведным».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010