Однако стоп! Приходится честно признаться: ничего нового для нас в этих словах нет; любой человек, кто хотя бы изредка посещает храм, слышал что-то подобное множество раз во все дни богослужебного года. Христос, Крест, Воскресение, Страсти, Спасение – эти и многие другие слова из церковного обихода мы используем в повседневной жизни как формулы, безликие, ничего не значащие коды. Если кто спрашивает: «Как спастись?» – мы автоматически отвечаем: «Христос должен стать центром нашей жизни», – или нечто подобное. Попробуем задуматься, что это означает на деле – «Христос в центре нашей жизни». Может быть большая икона в красном углу? – это мы делаем. Может почаще и погромче употреблять Его имя? – и это тоже. Список православных культурных стереотипов можно продолжать бесконечно. Но в глубине души мы понимаем, что следование ни одному из этих стереотипов ни на шаг не приближает нас ко Христу и тем более не помещает Его в центр нашей жизни. Но как же нам все-таки приблизиться к Нему? Неужто мы опять вернулись к безнадежному отчаянию?.. Итак, мы успешно приближаемся к концу первой седмицы. Позади 4 повечерия с каноном, две Литургии Преждеосвященных даров. А что впереди? Глаз привычно прыгает на красный день календаря. Воскресенье – Торжество Православия . Торжество?!? Постойте. Мы только что осознали свою глубокую греховность, потом вспомнили о существовании лекарства от нее, которое, как выяснилось, мы не умеем использовать – и вдруг торжествуем победу. Мы уже исцелены? Как и когда это случилось? Может быть это Торжество не для нас, а для избранных святых? Остается чувство глубокого недоумения, которое не рассеется даже после воскресной Литургии. Что за коливо, что за чудо? Увы, большинство мирян, в силу своей загруженности, могут позволить себе зайти всего несколько раз в храм даже в течение такой чрезвычайно важной церковной недели. Приходится выбирать. И из года в год мы скачем из неразрешенных вопросов начала седмицы сразу в торжественность воскресенья. А вопросы так и остаются без ответа. Где же его искать-то? Вернемся к календарю: четверг, пятница… воскресенье. Да-с, что-то мы пропустили… Ага, суббота: «В сий день в субботу первую постов, еже коливами преславное чудо святаго и славнаго великомученка Феодора Тирона празднуем.» Что за Феодор Тирон, что за коливо, что за чудо?

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иисус Христос. Камея. X-XI вв. (ГММК) [лат. gemma - почка, драгоценный камень, перстень с печатью; греч. λφος]. 1. Произведение глиптики (камнерезного искусства), полу- либо драгоценный камень, как правило цветной, обработанный (отшлифованный или ограненный) для дальнейшего использования; различные минералы, ценимые за редкость, твердость и красоту, напр. агат, сардоникс, яшма, лазурит (ляпис-лазурь), реже сапфир, изумруд и др.; нек-рые материалы некристаллического происхождения, напр. жемчуг, красный коралл, янтарь. 2. Общее наименование резных полудрагоценных либо драгоценных камней. Г. различаются техникой исполнения изображения: высокий рельеф - камея и углубленная резьба - инталия, последние использовались гл. обр. в качестве знаков собственности, печатей . С Г. соединялось представление о магических и лечебных свойствах камней: «Сила камня… смарагда, говорят, заключается в том, что в нем отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предвидение» ( Епифаний Кипрский, свт. О 12 камнях, бывших на одеждах Аарона//ТСОРП. Т. 52. Ч. 6. С. 271); «...[агат] предотвращает вредные последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных» (Там же. С. 276). Вмч. Феодор Тирон, пронзающий дракона. Инталия. Ок. 1300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Вмч. Феодор Тирон, пронзающий дракона. Инталия. Ок. 1300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Г. известны в искусстве Др. Востока и эгейского мира с IV-III тыс. до Р. Х., как правило одноцветные. В эпоху эллинизма, с ростом бюрократии и как следствие - потребности в печатях, производство Г. возросло; в одном из крупнейших центров, Александрии, мастера исполняли полихромные Г. преимущественно из сардоникса, имевшего слои разной окраски, что позволяло создавать живописное изображение, в к-ром светлый слой контрастировал с темным и наоборот («камея Гонзага» с портретами Птолемея II и Арсинои II, III в. до Р. Х., ГЭ). В имп. период Др. Рима Г., прежде всего с портретами императоров и членов их семей, достигали большого размера - ок. 20 см в высоту («гемма Аугустеа» с изображением триумфа имп. Августа, I в., Художественно-исторический музей, Вена). В III - IV вв., особенно в правление имп. Константина и его преемников, искусство резьбы Г. пережило новый подъем, свидетельствуя о преемственности древних императоров, а также о мощи гос-ва, напр. «камея Ротшильда» с портретами имп. Гонория и его супруги Марии (Лувр, Париж; долгое время считались портретами имп. Констанция II и его супруги) . Известны Г., созданные в связи с учреждением новой имп. резиденции на Востоке - К-поля, напр. Г. большого размера из сардоникса с изображением имп. Константина, к-рого венчает Тихе (богиня судьбы; IV в., переработана в нач. XIX в., ГЭ). С переездом имп. двора на Восток коллекции Г., собранные в Др. Риме, оказались в К-поле.

http://pravenc.ru/text/161997.html

В восточнохрист. иконографии св. мучеников и воинов образ И. В. занимает особое место, поскольку, несмотря на к-польское происхождение почитания святого, мощи к-рого, согласно Житию, находились в столичном храме ап. Иоанна Богослова, его изображения практически неизвестны в искусстве Византии и поствизант. мира, включая календарные циклы ( Евсеева. Афонская книга. С. 319). В искусстве Руси XI-XVI вв. они встречаются крайне редко и в основном имеют патрональный характер, хотя память И. В. присутствует в месяцесловах мн. рус. Евангелий и Апостолов XII-XV вв. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 395). За немногими исключениями, иконография И. В. представлена рус. памятниками XVII-XIX вв., чье обилие и типологическое разнообразие отражают рост почитания мученика. В отличие от большинства др. св. заступников, почитание к-рых распространилось или стало актуальным в ту же эпоху (см.: Бусева-Давыдова И. Л. «Святые молитвенники»: к вопросу о происхождении и развитии иконографического типа//Источники по истории реставрации и изучения памятников рус. худож. культуры. XX в.: (Мат-лы науч. конф. 6-10 авг. 2003). М., 2005. С. 75-93), почитание И. В. в Русской Церкви не имеет параллелей в религ. жизни др. правосл. стран, где изображения И. В. и тем более посвященные ему престолы не встречаются даже в Новое время. Показательно отсутствие сведений об И. В. в монографии К. Уолтера о почитании и об образах св. воинов в Византии ( Walter Chr. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot; Burlington, 2003; см. также: Kaster G. Johannes der Krieger//LCI. Bd. 7. Sp. 147 - приведены только рус. произведения XVII-XVIII вв.). Мч. Иоанн Воин, вмч. Феодор Тирон. 2-я сторонняя икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Мч. Иоанн Воин, вмч. Феодор Тирон. 2-я сторонняя икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Подобно др. воинам-мученикам, И. В. изображали в патрицианских одеждах или в доспехах. Первый вариант, к к-рому относится ряд ранних памятников, созданных до широкого распространения почитания святого, представлен прорисью из Строгановского иконописного подлинника, где И.

http://pravenc.ru/text/471095.html

«Пищею колив питает Тирон град. Пищу оскверненную учинив пепотребну». Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквернить св. пост наш в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху Антиохийскому тайно – ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровию идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться ( Деян.15:29 ). Епарх исполнил повеление Юлиана 233 . Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Св. великомученик Феодор Тирон (воин), стяжавший мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии, около 306 года, 17 февраля, является Константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелевает ему призвать рано утром в чистый понедельник верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ недоумевал, чем заменить это лишение, особливо имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употреблять для пищи коливо (κλλυβα) или вареную пшеницу с медом, называемую иногда кутиею 234 , и таким образом обличил и посрамил нечестивое намерение хитрого кощунника 235 . В память этого события и в благодарность Великомученику Феодору, как потребителю идолов, предстателю и хранителю стада Христова, Православная Церковь с тех пор, т. е. с IV века, доселе ежегодно творит празднование Великомученику, совершая в навечерие субботы, в пятницу на литургии по заамвонной молитве, молебный канон – сочинение св. Иоанна Дамаскина , и благословляя в честь Великомученика коливо, коим внушил он заменить на первой седмице поста оскверненную постную пищу. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово Феодору – сочинение Григория Нисского и петь канон Иоанна митрополита Евхаитского 236 . Чтением Апостола на литургии в первую субботу Четыредесятницы Церковь исповедует Божественное величие Иисуса Христа пред Ангелами, как Сына Божия, Творца и Спасителя мира: Бог Им и веки сотвори, и Он есть сияние славы и образ ипостаси Его, носяже всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких ( Евр.1:1–12 ). Чтением Евангелия Церковь благовествует, что дни, посвящаемые на особенное служение Богу, надобно преимущественно святить делами человеколюбии, коим должно иногда подчинять и обрядовые установления ( Мк.2:23,3–5 ). Кроме сих чтений, Апостольского и Евангельского, положены в субботу первой седмицы Четыредесятницы чтения в честь Великомученика Феодора ( 2Тим.2:1–10 , Ин.15:17–16:2 ). Воскресный день первой седмицы великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Скачать epub pdf 30 ноября 2012 г. В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь “архи­ерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема” 1 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, “сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом” 2 . Благодаря этому верующий народ был избавлен “невредимо от врага и преступника коварства” 3 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. “Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем” 4 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему. Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии. Он воспротивился повелению вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину 17 февраля 306 года и был погребен в Евхаитах Амасийских. Его именование тирон в отличие, например, от стратилата, означает ‘молодой воин’ 5 , то есть новобранец. Будучи новобранцем как солдат, он явил себя адамантом Христовой веры. Прошло немного времени после его мученической кончины – и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство – Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Пищей колив питает Тирон град, Пищу оскверненную учинив непотребну. Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквернить св. пост наш, в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху антиохийскому тайно — ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться (Деян. 15, 29). Епарх исполнил повеление Юлиана. Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Св. великомученик Феодор Тирон (воин), стяжавший мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии около 306 года 17 февраля, является константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелевает ему призвать рано утром в чистый понедельник верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ недоумевал, чем заменить это лишение, особенно имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употребить для пищи коливо (χολλυβα), или вареную пшеницу с медом, называемую иногда кутьей, и таким образом обличил и посрамил нечестивое намерение хитрого кощунника. В память этого события и в благодарность великомученику Феодору, погубителю идолов, предстателю и хранителю стада Христова, Православная Церковь с тех пор, т. е. с 4 века, доселе ежегодно творит празднование великомученику, совершая в навечерие субботы, в пятницу на Литургии по заамвонной молитве, молебный канон — сочинение св. Иоанна Дамаскина, и благословляя в честь великомученика коливо, коим внушил он заменить на первой седмице поста оскверненную постную пищу. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово Феодору — сочинение Григория Нисского — и петь канон Иоанна — митрополита евхаитского. Чтением Апостола на Литургии в первую субботу Четыредесятницы Церковь исповедует божественное величие Иисуса Христа пред Ангелами как Сына Божия, Творца и Спасителя мира, Бог Им и веки сотвори, и Он есть сияние славы и образ ипостаси Его, носяже всяческая глаголом силы своея, собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на небесах (Евр. 1, 1–12). Чтением Евангелия Церковь благовествует, что дни, посвящаемые на особенное служение Богу, надобно преимущественно святить делами человеколюбия, которым должно иногда подчинять и обрядовые установления (Мк. 2, 23, 3, 5). Кроме этих чтений Апостольского и Евангельского положены в субботу первой седмицы Четыредесятницы чтения в честь великомученика Феодора (2 Тим. 2, 1–10; Ин. 15, 17–16, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Илигей, узнавши, что на принадлежащей ему земле Далмат воздвиг обитель, в 1646 году хотел было изгнать его; но владельцу явилась во сне Матерь Божия, в багряном одеянии и венце, с огненным мечом, и повелела ему уступить землю для обители. Это явление было, вероятно, 15 февраля. После видения Илигей со смирением прибыл к Далмату и отдал ему для монастыря занимаемое им ныне место, и сверх того принес ему и другие дары. В конце 1646 года новые здания монастыря Далматского сожжены были калмыками; некото­рые из иноков были ими убиты, а другие взяты в плен, но Далмат скрылся и сохранил святую икону. По удалении калмыков он возвратился на то же место и обновил свой монастырь, который, украшаясь приношениями сте­кающегося для моления народа, сделался наконец знатнейшим в Сибири. 15 августа, в день храмового праздника обители, бывает в ней вели­кое стечение народа для поклонения чудотворной Далматской иконе День семнадцатый. Память святого великомученика Феодора Тирона Тирон – слово римское, значит новобранец, воин новый. Испове­дав Христа пред вождями и товарищами по оружию, Феодор сжег ка­пище богини Цибелы, и после бичеваний и других мук, как противник богов и христианин, сожжен на костре в Амасии, в 306 году. Верные похоронили его останки в городе Евхаите, недалеко от Амасии. Церковь в субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону. Синаксарь в субботу первой седмицы Четыредесятницы начинается стихами: Пищею колив питает Тирон град, Пищу оскверненную учинив непотребну. Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквер­нить святой пост наш в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 го­ду епарху Антиохийскому тайно и ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться (см.: Деян. 15, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

20 О Божием повелении первочеловеку возделывать райские насаждения св. Григорий Богослов говорит в Слове 38 («На Богоявление или на Рождество Спасителя») и в Слове 44 («На святую Пасху), хотя подобное различие между «деревьями» и «растениями» там не проводится. 21 Вариант перевода: «наслаждение». 22 Юлиан Отступник (331–363) – племянник Константина Великого, с 355 г. цезарь, с 361 г. – император Римский. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества – за это его и называют Отступником. Издал эдикт против христиан и дал привилегии язычникам, и вообще известен своими хитрыми, но тщетными попытками восстановить язычество. На 32м году жизни убит в войне с персами. 23 Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 г., сын его Констанций – с 337 по 361 г. 24 Евдоксий – епископ Царьграда, арианин; занимал константинопольскую кафедру с 360 по 370 г.; родоначальник одной из отраслей арианской ереси, названной по имени его (евдоксиане). 25 Тирон – молодой воин. От лат. tiro — новобранец. 26 Максимиан Галерий, зять императора Диоклетиана, с 303 г. – соправитель его на Востоке, а после – его преемник (305–311). 27 Св. великомученик Феодор Тирон ( память 17 февраля ) пострадал при императорах Максимиане и Максимине 28 Лев III Исаврянин – Византийский император-иконоборец, царствовавший в 717–741 гг. 29 Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. 30 Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 гг. Довел иконоборчество до ужасов жестокого гонения. Умер во время похода на болгар в жару и воспалении, пораженный чрезмерно сильной и жгучей огневицей, по его собственным словам, заживо преданный неугасимому огню. 31 Лев IV Хазар (775–780 гг.) – сын Константина Копронима, род. в 750 г. от первой жены Ирины-хазарки, дочери кагана. Осенью 780 г. скоропостижно умер от опухоли (карбункула), при этом голова его страшно почернела, и он был поражен сильнейшим воспалением. 32 Ирина – супруга Льва IV, родом из Афин, тайная почитательница икон.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

   В субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Синаксарь в субботу первой седмицы Четыредесятницы начинается стихами:    Пищей колив питает Тирон град,    Пищу оскверненную учинив непотребну.    Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквернить св. пост наш, в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху антиохийскому тайно — ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться (Деян. 15:29).    Епарх исполнил повеление Юлиана. Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Св. великомученик Феодор Тирон (воин), стяжавший мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии около 306 года 17 февраля, является константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелевает ему призвать рано утром в чистый понедельник верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ недоумевал, чем заменить это лишение, особенно имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употребить для пищи коливо (χολλυβα), или вареную пшеницу с медом, называемую иногда кутьей, и таким образом обличил и посрамил нечестивое намерение хитрого кощунника.    В память этого события и в благодарность великомученику Феодору, погубителю идолов, предстателю и хранителю стада Христова, Православная Церковь с тех пор, т. е. с 4 века, доселе ежегодно творит празднование великомученику, совершая в навечерие субботы, в пятницу на Литургии по заамвонной молитве, молебный канон — сочинение св. Иоанна Дамаскина, и благословляя в честь великомученика коливо, коим внушил он заменить на первой седмице поста оскверненную постную пищу. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово Феодору — сочинение Григория Нисского — и петь канон Иоанна — митрополита евхаитского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

   Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение. ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА    Великомученик Феодор Тирон был войном в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Врника. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.    Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.    Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 — 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010