Так, в 1556 г. боярин М. Я. Морозов вложил в Пантелеимонов мон-рь Книгу 16 пророков с толкованиями (ГИМ. Син. 78), столетие спустя возвращенную в Москву Арсением (Сухановым). В б-ке Хиландара 117) хранится Псалтирь толковая сер. XVI в. (в переводе прп. Максима Грека?), принадлежавшая известному благовещенскому свящ. Сильвестру и его сыну Анфиму. Через посредство Москвы слав. иноки А. в XVI-XVII вв. получили ряд неизвестных в болг. и серб. традиции сочинений: Беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна в переводе прп. Максима Грека и старца Силуана (Славянские рукописи афонских обителей. 62-65), Историю Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерус. домонг. переводе (Там же. 267, 268). В царствование Иоанна Грозного новый импульс получил интерес к афонским уставам и образу жизни святогорских монахов. В 1560 г. игум. Пантелеимонова мон-ря Иоаким, проживший в Москве ок. 2 лет, по просьбе митр. Макария написал сочинение, посвященное описанию жизни различных категорий афонских насельников (Сказание о святой Афонской горе игумена русского Пантелеимонова мон-ря Иоакима. СПб., 1882. С. 5-31. (ПДП; Т. 30)). Ковчег-мощевик с частицей мощей вмч. Феодора Стратилата. 1598 г. (ММК) Ковчег-мощевик с частицей мощей вмч. Феодора Стратилата. 1598 г. (ММК) В авг. 1584 г. царь Феодор Иоаннович вместе с посольством Б. Благово разослал во все афонские мон-ри милостыню по царю Иоанну Грозному. В марте 1586 г. в Москву с А. прибыл игум. мон-ря Пантократор Роман с братией. Как священный дар от обители старцы просили принять главу вмч. Феодора Стратилата, обложенную серебром. Летом 1587 г. игум. Паисий с братией афонского Зографского мон-ря привез в дар московскому царю частицу мощей вмч. Феодора. 21 февр.- 31 авг. 1598 г. по повелению царя Бориса Феодоровича Годунова и его сына царевича Феодора Борисовича в мастерских Московского Кремля была изготовлена для мощей святого серебряная рака, к-рая хранилась сначала в царской казне, с 1681 г.- в кремлевском Благовещенском соборе. Ныне рака с частью св.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Тарасий и свт. Никифор. – Ред. 29 В некоторых рукописях имеет иное название: «Перед Святой Пятидесятницей», «В воскресный день Пятидесятницы». – Ред. 30 Монастырь, где долгое время подвизался преп. Феодор. Похвальные отзывы преп. Феодора о Евпрепиане см.: Преп. Феодор Студит . Письма 36, 38, 40, 41, 133, 178//Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 3. В письме 329, датируемом 818 г., преп. Феодор пишет, что Евпрепиан поддался тяжким искушениям. Так что данное оглашение, в котором говорится о еще большем падении этого монаха, написано после 818 г. – Ред. 32 Один из принципов монашеской жизни, который отстаивал поборник общежительного монашества преп. Феодор Студит . Монахи в общежительном монастыре должны составлять единое тело, поэтому всякое самовольное уединение, а также составление «партий» недопустимо. – Ред. 34 В некоторых рукописях имеет иное название: «В неделю Всех святых», «В воскресение недели Всех святых». – Ред. 38 В одном из списков название иное: «Об учении о тишине и мире», в другом: «На новое воскресение» («На обновление»), т. е. на восьмой день после Пасхи. – Ред. 45 В ТФС слово πολογα перевели как «защита», однако в данном случае его лучше перевести как «ответ». – Ред. 50 Далее фрагмент греческого текста оригинала испорчен (см.: TSPC. P. 45). Гонения иконоборцев на иконопочитателей еще продолжались. – Ред. 51 Возможно, речь идет о вмч. Феодоре Стратилате Гераклейском († 319; память совершается 8/21 февраля). – Ред. 52 В некоторых рукописях название иное: «После празднования памяти Иоанна Предтечи», «На Рождество Иоанна Предтечи», «Месяца того же (июня), день 23-й». – Ред. 53 Обращение к монахам, рассеянным иконоборческими гонениями. Здесь преп. Феодор напоминает им прежнее спокойное жительство в оставленном ими Студийском монастыре, где главный храм был посвящен св. Иоанну Предтече (см.: TSPC. P. 46). – Ред. 58 Христианские реликвии, как и святые иконы, по традиции были объектом поклонения и, соответственно, подлежали уничтожению иконоборцами (см.: ТЗРС.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

8-го числа Святого великомученика Феодора Стратилата Уроженец Евхаит, Феодор, храбрый и мудрый военачальник, получил достоинство воеводы (по-гречески стратилата) в городе Ираклии Понтийской (ныне Пендераклия). Живя тут, Феодор проповедовал о Христе и многих приводил к святой вере. Ликиний, император, желая поддержать язычество, наперекор Константину соимператору, поддерживавшему христианство , преследовал особенно епископов и военных из христиан. В 319 году он лично посетил Ираклию, чтобы своим присутствием ободрить унывавших поборников язычества и увериться в образе мыслей воеводы Ираклийского, о котором дошли к нему неприятные слухи. Сев на уготованное посреди города высокое место, он произнес хвалебную речь городу и сказал «нигде не почитаются боги, как здесь. Это место самое приличное, это город самый достойный для служения богам. Великий бог Иракл и возлюбил этот город и назвал его своим именем, а тебе, Феодор, достойно владеть этим городом и таким благочестивым народом. И теперь, докажи любовь твою к богам пред нами и принеси им жертвы! Пусть народ увидит твое усердие к богам и узнает, какой ты искренний друг им и доброхот царю!» «Царь! отвечал св. Феодор, дай мне сегодня в дом мой великих богов, золотых и серебряных, которых ты привез с собою! С жертвами и кадилами я поклонюсь им в эту ночь, а потом и торжественно, когда прикажешь, принесу им жертву пред всем народом». – Царь с радостию согласился и велел принесть богов. Взявши их, Феодор дома в ту же ночь разбил их на части и роздал эти ценные части нищим. Чрез два дня Ликиний назначил быть торжественному жертвоприношению и, заняв свое место, сказал Феодору: «теперь принеси жертвы богам, чтобы народ видел твое усердие к ним!» – Но тут подошел к царю сотник и возвестил, что вчера видел он золотую голову богини Артемиды в руках одного нищего, и на вопрос: где приобрел ее? получил ответ, что эту вещь дал ему Феодор Стратилат. Царь от изумления и гнева долго не мог ничего сказать; наконец, обратясь к Феодору, сказал: «так ли благодаришь богов за принятые от них дары? Этого ли ждал я, когда шел сюда из Никомидии? Но я не прощу тебе этого!» Феодор отвечал: «государь, за что гневаешься? Сам рассуди о силе богов твоих, которые нс что иное, как бездушные вещи. Ты скорбишь о богах своих, а я радуюсь о гибели их; ты кланяешься мертвым идолам, а я кланяюсь Богу живому!»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Такое отношение к «религии отцов» со стороны Феодора и его глубокая обеспокоенность ее будущим обрадовали императора. Он, взяв с собой статуи наиболее чтимых богов, немедленно выехал. В городе Лициния встретили пышно и парадно. Сам градоначальник очень полюбился правителю. Феодор даже пообещал императору провести масштабный языческий праздник и накануне торжества попросил принести статуи богов в свой двор, чтобы лично почтить их жертвами. Как только его просьба была удовлетворена, святой велел изрубить драгоценные изваяния на мелкие кусочки и раздать их нищим. Феодор прекрасно понимал, что его ждет после того, как все откроется. Своим поступком он хотел утвердить в вере недавно крестившихся горожан и продемонстрировать императору бессилие язычества. Монета импертора Лициния. 4 век н.э. Утром главная площадь Гераклеи была запружена народом. Наконец сюда прибыл Феодор, а затем и император со своей свитой. Торжество вот-вот должно было начаться, но вдруг один из приближенных Лициния подошел к языческому правителю и взволнованно сказал: «Государь, не верь этому обманщику. Вчера мне встретился один нищий, который нес в руках золотую голову Артемиды. Он сказал мне, что это золото дал ему Феодор Стратилат». Ошеломленный император спросил у градоначальника, действительно ли он разрушил языческие статуи, и святой спокойно подтвердил это, сказав: «Смотри, Лициний! Теми, кого ты почитал за богов, теперь владеют нищие. Подумай, стоит ли поклоняться божествам, которые не смогли защитить даже самих себя?» Разъяренный правитель приказал немедленно арестовать его. Мученик был подвергнут жесточайшим пыткам, а затем приговорен к казни. Горожане с благоговением похоронили тело Феодора, а уже летом его мощи были отправлены на родину — в Евхаиты. Позднее останки святого перенесли в Константинополь.   Другие святые с именем Феодор: Преподобный Феодор Освященный (316–368)   Один из первых подвижников древней Церкви. Родился в богатой семье. Услышав о подвигах святого Пахомия Великого, 14-летний подросток решил стать его учеником. Однажды по благословению преподобного он сказал поучительное слово братии, чем вызвал среди них недоумение, ведь святому было всего 20 лет! До конца своих дней Феодор Освященный вел праведную жизнь подвижника, вдохновляя своими подвигами иноков.

http://foma.ru/imya-fedor.html

Феодор Стратилат и Феодор Тирон различного происхождения. Первый был родом из Евхаит, жил в Гераклее и принял мученический венец при Лицинии или Ликинии. Другой был родом из Амасии и пострадал при Максимилиане Галерии. 2176 Память св. Феодора Стратилата в Евхаитах по греческой менологии чествуется 8 февраля, а по латинской 7 февраля, что отмечено в Kalendaria ecclesiae universae (t. VI, стр. 117–119). Под 8 июня в Аста’х Sanctorum читается: Theodorus dux Euchaitae natus ac sepultus fuit. Εχατ μν γεγονς κα τ γνος κεθεν λκων, ν ρακλε δ τ κατ Πντον κειμνη τς διατριβς ποιομενος. Феодора Тирона Греки поминают 17 февраля и в первую субботу великого поста, а латиняне 9 ноября. В некоторых древних месяцесловах, по словам арх. Сергия, автора «Полного месяцеслова Востока», празднование сему святому 17 февраля не находится. В грузинском списке жития св. Феодора, действительно, не имеется указания о —328— чествовании его памяти 17 февраля и отнесено оно лишь к субботе на первой неделе великого постА.По чествованию памяти св. великомученика Феодора можно было бы заключить, что иверское житие посвящено Феодору Тирону, однако по прозвищу своему «Стратион» он напоминает Стратилата. Очевидно, произошла контаминация житий двух одноименных святых и смешение их, известное еще Фабрицию. Он сообщает: Theodori M-ris(a) vita: λλ’ ο πντιμος μν και. ρς auctor Ioannes Euchaitorum Metropolita Theodori(b) το πεζο (ejusdem cum priore) παρ’ μν δ’ον, ο σπανα τ καλ; auctor idem Theodori (c) militum praefecti, fire Theodori Tyronis, Martyris, Heracleae sub Imp. Licinio, primo Sabbato Ieijunii… По армянскому житию св. Феодор Стратилат – племянник св. Феодора Тирона, память которого воспоминается в субботу 1-й недели великого поста. Страдания Феодора Стратилата описаны его слугою Уаром. Страдания же Феодора описаны очевидцем, ибо он говорит: «видехом честную и святую его душу, аки молнию вземшуюся на небеса». Почти такими же словами оканчивается иверский список жития св. Феодора: видели мы исходящую из него душу в виде молнии. Таким образом, конец жития, равно как и чествования памяти в субботу 1-ой седьмицы великого поста, свидетельствует, что в нём речь идет о Феодоре Тироне. Однако начало жития по грузинскому переводу не соответствует известному на греческом и славянском языках изложению событий из жизни Феодора Тирона, равно как это начало жития не находит параллели в описании Деяний Феодора Стратилата. Грузинское житие открывается словами: «В то время, когда св. апостол Андрей прибыл в Амасию, рукоположил св. Федимоса в епископы и, оставив его вместо себя, отправился в Синопию, где, известно, он сотворил много чудес».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Феодоровская Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода III Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237-1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

http://pravicon.com/info-192

Самооборона: нужна ли православным? Посмотрите на святых Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. У них в руках грозное оружие, но это не помешало им стать святыми 6 мая, 2014 Посмотрите на святых Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. У них в руках грозное оружие, но это не помешало им стать святыми Всем известно, что сильный человек призван защищать слабого. Православный мужчина должен быть защитником своей семьи, своего отечества и себя самого. Святые Божии – защитники Диакон Павел Сержантов Можно с огоньком в глазах говорить о ценах на продукты питания, о некрасивой модной одежде, о трагических событиях на Ближнем Востоке, о вечно пасмурной погоде, – почти о чем угодно. Тем для оживленного разговора много. И важных, и не очень. Братья и сестры, поговорим о самообороне, ведь она относится к жизненно важным темам. Тема самообороны представлена весьма скудно в православном медиапространстве. И потому нам никак не обойтись без самых «азбучных» вопросов. Нет решительно никакого смысла часами доказывать довольно очевидные вещи: может ли православный человек заниматься самозащитой? Нужно ли всем православным христианам в деле самозащиты оставить всякое житейское попечение и рассчитывать только на прямое вмешательство Бога? Православные христиане верят в Бога и Промысл Божий. Мы ходим в храм, поклоняемся престолу Божию, молимся и ставим свечи перед иконами. Зайдите в храм и посмотрите на иконы святых воинов с мечами, со щитами, копьями, – и многие вопросы о самозащите прояснятся. Посмотрите на святых Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. У них в руках грозное оружие, но это не помешало им стать святыми. Их – вооруженными – так и пишут на иконах. В нашем храме есть икона пророка Илии, ей не меньше ста лет, на иконе святой изображен с кинжалом в руках. Он защищал веру своего народа в Единого Бога. Словом и делом защищал, и едва не заплатил за это своей жизнью. Если кто не знает, почему пророк изображен с оружием, загляните в Библию (3 Цар. 18:40). Могут возразить: «Пророк Илия жил во времена Ветхого Завета. Теперь все иначе». А разве мученик Иоанн Воин и праведный адмирал Феодор Ушаков совершали воинское служение не в новозаветные времена?

http://pravmir.ru/samooborona-eto-prosto...

Стены трапезундской крепости. 1916 г. Византийская принцесса и писательница Анна Комнина упоминает о Феодоре Гаврасе в «Алексиаде»: «В царственном городе [Константинополе] находился Феодор Гавра. Зная дерзость и энергию этого человека, [император] Алексей решил удалить его из столицы и потому назначил правителем Трапезунда, города, который тот ранее отобрал у турок. Гавра был родом из горных районов Халдии и завоевал славу доблестного воина, ибо превосходил всех людей своим умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом, деле не терпел он неудач и постоянно брал верх над своими противниками, а завладев Трапезундом и распоряжаясь им как своей собственностью, он и вовсе стал непобедим». Императору Алексею I Комнину ничего не оставалось делать, как признать его правителем этих областей, но, чтобы отвратить опасность открытого отпадения Трапезунда, император под благовидным предлогом удерживал в Константинополе его сына Григория, обещая женить его на своей дочери Марии. Впоследствии император расторг их помолвку. Сам Феодор был женат дважды. Первый раз – на некоей Ирине, возможно, из армянского рода Таронитов. Овдовев, он женился второй раз – на племяннице жены Аланского царя Дургулеля. Таким образом, он заключил родственные союзы с двумя наиболее влиятельными домами Великой Армении и Северного Кавказа. Нелишне заметить, что Никифор Алан, бывший примерно в те же годы византийским губернатором Таврики, мог быть родственником второй жены Феодора Гавраса. Спустя время, оклеветанный завистниками, Феодор ушёл со службы. Он делал богатые приношения известным понтийским монастырям Панагия Сумела и Вазелонас, а также жертвовал средства на строительство женского монастыря Пресвятой Троицы. Впоследствии этот монастырь был переименован в честь Великомученика Феодора Стратилата. Сам Феодор ушёл в горы, где стал вести отшельническую жизнь. Монастырь Панагия Сумела (недействующий православный монастырь на территории нынешней Турции) Мученичество и прославление В 1098-м году, во время очередного нашествия турок-сельджуков, уступая просьбам населения, Феодор оставил аскетическую жизнь и возвратился в ряды воинства, одержав ряд побед над захватчиками.

http://pravoslavie.ru/131365.html

Кто может описать удивление и радость Евфросинии при виде сына! Она бросилась обнимать его; но вдруг остановилась, возвела очи и руки на небо и воздала благодарение Богу; потом облобызала сына своего. Святый Лука пробыл у своей матери четыре месяца, но стремясь сердцем и душою к Богу и к житию безмолвному, начал у нее просить позволения удалиться в пустыню. Богобоязненная Евфросиния благословила его, ибо знала она, что Бога должно почитать и любить более, нежели родителей. Молитва святого Препод. Лука всегда молился ночью и поклоны делал до изнеможения, говоря: «Господи помилуй!» Он молился всегда с теплотою духа и нередко всю ночь. Рыбу посылает Бог Преподобного Луку посетили гости; не имея чем угостить их, он стал молиться Богу; по молитве, из моря выскочили две рыбы, и он угостил посетителей. Укоризна и обида, нанесенная святому, наказывается Некий священник произносил разные укоризны на одного столпника, а преподобного Луку, защищавшего честь подвижника, ударил по лицу; поэтому вскоре его постигла казнь Божия, – стал мучить его бес и до конца жизни мучил. Святый покрывает пост обильным ядением Пришел однажды брат одного его ученика – мipяhuh Филипп. Преподобный, ради гостя, с избытков вкушал пищу и пил более обыкновенного. Филипп, ложась спать, подумал в мысли, что старец сей лицемер и много вкушает пищи не для прикрытия поста, но по пристрастию к объядению. Во сне явились к нему два ангела и обличили неправедное его о преподобном Луке суждение. 8. Св. великомученик Феодор Стратилат Сила воина зависит от Бога В стране Евхаитской в одной пещере был огромный змей, который, выходя каждое утро из пещеры, пожирал людей и скотов. Великом. Феодор, будучи еще воином, прибыл на коне своем к той пещере, помолился Богу, перекрестился и, вызвав того змея из пещеры, убил. Мамона неправды или милостыня из разбитых идолов Св.Феодор Стратилат разбил идолов серебряных и златых и раздал части оных нищим; одному нищему досталась целая златая голова богини Артемиды. Бог и среди смертных крестных страданий человека не оставляет

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Мы думаем, однако, что эта мысль Апостола требует некоторых ограничений. Христово благоухание исходит прежде всего от Евангелия Христова, а его не читают и не знают миллионы мусульман и буддистов, как мы, христиане, не читаем Корана и книг индийской религиозной философии, Благоухание Христово непонятно и миллионам других людей — людям не получившим никакого религиозного воспитания. От них, конечно, нельзя требовать понимания Христова благоухания и преклонения пред ним. Только те, кто сознательно «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен…» (Евр. 10, 29), дадут тяжелый ответ пред Богом. Таких, конечно, нет среди вас, слушающих меня в храме Божием, и за сие приношу хвалу, и честь и благодарение Господу нашему Иисусу Христу с Его Предвечным Отцем и Всесвятым Духом. Аминь. О великомученике Феодоре Стратилате Недавно я говорил в кладбищенской церкви о весьма важном значении для нас житий святых. Вчера в Алуште был храмовой праздник в память перенесения мощей святого великомученика Феодора Стратилата. Хочу и вас познакомить с житием этого великого святого. Он был стратилатом, т. е. воеводой в городе Гераклее близ Черного моря и жил в конце III и начале IV века по Рождестве Христовом. До царя Ликиния дошла весть о том, что Феодор христианин и отвращает от языческих богов жителей Гераклеи, и он потребовал к себе в Никомидию Феодора. Желая пострадать за Христа на месте своего жительства, среди множества обращенных им ко Христу, Феодор прибег к хитрости: он написал Ликинию, что в Гераклее неспокойно, народ перестает чтить языческих богов, и потому просил Ликиния самому приехать в Гераклею и привезти побольше золотых и серебряных идолов. Царю понравилось это предложение, он принял его и прибыл в Гераклею с восьмитысячным войском и многими сановниками. Радостно приветствовав Феодора, он назначил на другой день жертвоприношение языческим богам, которое должен был публично совершить Феодор. Феодор просил оставить ему на ночь золотых и серебряных идолов, чтобы помолиться пред ними. Но вместо молитвы Феодор разбил их на куски молотком и раздал нищим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010