В том же году возвратися князь великий Дмитрий Иванович, победив Мамая, и умоли преподобного Сергия поискати место на поставление монастыря. Он же обрет место, и основаша церковь и монастырь во имя Пречистой Богородицы Успения (священа бысть церковь декабря в 1-й день), и составиша общее житие и поста в и единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Леонтия, иже бысть прежде в его монастыре духовник всему братству, старец честен и учителен зело. И прозвася тот монастырь на Дубенке. В 1382 году князю Владимиру Андреевичу Боровскому родися сын князь Иоанн, а крести его Киприан митрополит и Сергий игумен Радонежский. В том же году августа 14-го дня родися князю великому Дмитрию Ивановичу сын князь Андрей. Крести его игумен Феодор Симонова монастыря. В 1384 году Феодор игумен Симонова монастыря послан был от великого князя Дмитрия Ивановича со Дионисием архиепископом Суздальским в Царьград о управах и управлении митрополии. Бысть же тогда на Москве митрополит Пимен, а на Киеве митрополит Киприан. В 1385 году возвратися из Царяграда Феодор игумен Симонова монастыря, братич преподобного Сергия, поставлен от патриарха Нила во архимандрита. И тако его монастырю сияющу в славе и чести, и в добродетелях, яко многие того монастыря старцы позваны быша Промыслом Божиим во многие и дальше грады во епископы и в честные монастыри на архимандритство и игуменство, и в добродетелях честне и славне пожиста и упасоша стада своя о Господе. В 1386 году июня 29-го родися князю Дмитрию Ивановичу сын князь Петр, и крести его преподобный игумен Сергий. В 1387 году преподобный игумен Сергий, упрошен быв князем великим Дмитрием Ивановичем, ездил послом от него ко князю Олегу Ивановичу Рязанскому для заключения мира, и возвратися с честью и славою и с похвалою от всех людей. В 1390 году, в первое лето княжения князя великого Василия Дмитриевича, Феодор, архимандрит Симонова монастыря, поставлен бысть во епископы Ростову. Ему же даде патриарх Антоний Цареградский архиепископство, и нарицашеся архиепископ Ростовский, и прииде с Киприаном митрополитом вторично к Москве и добре упасе Богом ему порученную паству и, богоугодно пожив, отъиде ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда, наконец, гроб был внесен в собор и поставлен на приготовленное место, то святителю, по обычаю, хотели вложить в руку свиток с именами тех священнослужителей, которые при жизни усопшего были им посвящены, но он, как бы живой, сам протянул руку и принял свитки... Эти три чуда вычеканены на стенах серебряной раки, в которой почивают мощи св. Игнатия, а в ногах раки стихи, прославляющие нетленности мощей святителя. На кафедру епископа ростовского св. Игнатий поставлен был в 1262 г. и управлял епархией 26 лет. Князья русские весьма любили святителя, и он участвовал во всех их семейных делах. Кончина св. Игнатия последовала в 1288 г. 28 мая; в этот день и празднуется память святителю. Св. Феодор Св. Феодор, первый архиепископ ростовский, родной племянник великого угодника земли русской – преподобного Сергия радонежского чудотворца. В мире Иоанн, он у дяди принял пострижение с наречением именем Феодора и вскоре пожелал уединиться и основать особую общежительную обитель. Получив благословение преподобного Сергия, Федор ушел к Москве и там, вблизи города, основал нынешний Симоновский монастырь с храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Сделавшись известным великому князю Дмитрию Донскому, Федор, по ходатайству князя, был поставлен игуменом новой обители, а в 1383 г., во время путешествия в Царьград к патриарху Нилу, посвящен последним в сан архимандрита. Вскоре после этого Феодора назначили ростовским епископом; в 1389 г. он снова ездил в Константинополь и патриархом Антонием возведен в степень архиепископа. В Ростове святитель Федор основал Рождественский женский монастырь и после кратковременного управления епархией скончался 28 ноября 1394 года. Мощи святителя почивают под спудом в юго-западном углу Успенского собора. Народ глубоко чтит память св. Феодора и во множестве стекается в собор за богослужение 28 ноября. Достопримечательности собора Кроме святителей Леонтия, Исаии, Игнатия и Феодора, в стенах собора покоятся останки многих других ростовских владык; гробницы их расположены вдоль северной и южной стен собора. Вдоль южной стены, рядом с гробницею св. Феодора, почивают следующие иерархи: Варлаам 1-й Рогов, Иона 2 -й Прозорливый, митрополит Кирилл IV Завидов, митрополит Варлаам II и митрополит Иона Ш Сысоевич. У северной стены погребены: епископ Кирилл II, митрополит Иоасаф Лазаревич и архиепископ Иоаким, а между столбами покоится епископ Афанасий Вальховский. Кроме того, под собором погребены, но только неизвестно на каких местах: епископ Пахомий, епископ Матвей, архиепископ Вассиан I, архиепископ Вассиан II Санин и архиепископ Досиофей I; вне собора, против раки св. Леонтия, погребен ростовский архиепископ Uoha I . Под сводами алтаря находится семейная усыпальница ростовских князей, между которыми, как уже сказано выше, покоится и св. князь Василий (Василько), убитый татарами в 1238 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

58 . Самуил, в мире Симеон Миславский, урожденец Глуховский (род. 24-го мая 1731), воспитанник Киевский, монах 211 (в 1754), Иеромонах (1756), учитель Философии. Префект, учитель Богословия, Ректор Киевской Семинарии и Архимандрит (10-го Февраля 1761); Епископ Белоградский (в1768), Крутицкий (в 1771), Ростовский (17-го Марта, 1776). Пожалован Членом Св. Синода (в 1775) и Архиепископом (в 1777) 212 . Будучи Ректором, он издал несколько Богословских сочинений, Богословские лекции Феофана Прокоповича , письма его и трактат Адама Зерникова о происхождении Св. Духа. При нем (в 1775) учреждена Духовная Школа в Угличе 213 . Назначен Митрополитом в Киеве 22 Сентября, 1783 г. 59 . Арсений IV, в мире Василий Верещагин (род. 27-го Генваря, 1736), монах (в 1769), Архимандрит Колязинский и Ректор Тверской Семинарии; Епископ Архангельский (в 1773 г.), Тверской (в 1775), Ростовский (в 1783), Архиепископ и Член Св. Синода (в 1785). В 1787 году повелено ему и приемникам его жить в губернском городе, Ярославле, и именоваться Ярославскими и Ростовскими. IV. Родословные росписи Князей Ростовских и Белозерских Таблица I См. Оригинал. Таблица II Колена: 6 Константин III Васильевич 6 +1365 Александр 1380 Андрей 1417 Иван Брюхатый Андрей Хохолка 10 Александр Хохолка 11 Дмитрий Феодор Владимир 7 1474 Иван-Ян Василий Губка 12 Иван Темка 13 Димитрий Феодор Андрей Варсонофий Константин Иван Пужбольский 8 Василий 1380 Владимир Константин Александр Василий Ластка 14 Михаил Косатка 15 Иван Лобань 16 Иван-Ян Феодор Голубой 17 Дмитрий Бритый 9 Примечания к родословным росписям 1 . При составлении этих росписей основаниями служили: а) Бархатная книга. б) Родословная книга, Моск. Архива Иностр. Дел, известная под названием Лобановской. в) Летописи и Примечания к Истории Карамзина. г) Российский Родословный Сборник, изд. Кн. Петром Долгоруковым. Книжка 2-я. Сиб. 1841. д) Родословные росписи владетельных Князей, сост. Карамзиным и Π. М. Строевым, при Истории Карамзина, изд. Эйнерлинга. 2 . Имел двух дочерей, из коих одна была в супружестве за Великим Князем Андреем Александровичем, а другая, Св. Анна, за Св. Михаилом Ярославичем Тверским. Мощи ея, почивающие в Кашине, открыты в присутствии Царя Алексия Михайловича, Митрополитом Ростовским Варлаамом и перенесены из Успенского в Воскресенский Собор города Кашина. Слов. Истор. о Святых Русских. стр. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Ростовская, Ярославская и Угличская С 1226 года Имена Сведения Кирилл II, епископ, свт. рукоположен с 1231 (6.04.1230) 21.05.1262 Игнатий, епископ, свт. рукоположен с 19.09.1262 28.05.1288 Тарасий, епископ рукоположен с 1288 по 1299 на покое; 1304 Симеон, епископ бывший епископ Владимирский и Суздальский с 1299 по 1311 оставил епархию; 1314 Прохор, епископ, свт. рукоположен в марте 1311 07.09.1328 Антоний, епископ, свт. рукоположен Гавриил, епископ рукоположен с 1336 по 1345 на покое; 1359 (9.09.1356) Иоанн III, епископ рукоположен 12.05.1356 Игнатий, епископ рукоположен весной 1363 Пётр, епископ поставлен осенью 1364 1365 в мор Парфений, епископ упоминается Арсений (Луговской-Грива), епископ рукоположен с 1365 (1370) по 1380 на покое; около 1405 Матфей, епископ упоминается Иаков, епископ, свт. рукоположен с 1386 по 1389 27.11.1392 Ефрем, епископ упоминается Ростовская, Ярославская и Белозерская Имена Сведения Феодор, архиепископ, свт. рукоположен в 1387–1388 28.11.1394 Арсений, епископ упоминается с 1394 по 1396 неизвестно Григорий, архиепископ свт. рукоположен с 29.03.1396 3.05.1416 Дионисий, архиепископ свт. рукоположен с 12.06.1418 18.10.1425 Ефрем, епископ рукоположен с 13.04.1427 архиепископ с декабря 1448 29.03.1454 Феодосий (Бывальцев), архиепископ свт. рукоположен с 23.06.1454 по 03.05.1461 митрополит Московский и всея Руси Трифон, архиепископ свт. рукоположен с 13.05.1462 по 06.08.1467 оставил епархию; 30.12.1468 Вассиан I (Рыло), архиепископ свт. рукоположен с 13.12.1467 23.03.1481 Иоасаф (Оболенский), епископ рукоположен с 22.06.1481 по 1489 на покое; 07.10.1514 Тихон (Малышкин), архиепископ рукоположен с 15.01.1489 по 15.01.1503 на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре; 1503 Вассиан II (Санин), епископ свт. рукоположен с 15.01.1506 18.08.1515 Пять лет кафедра оставалась свободной Иоанн IV, архиепископ рукоположен с 09.02.1520 12.05.1525 Кирилл III, архиепископ рукоположен с 04.03.1526 Досифей, архиепископ рукоположен в марте 1539 14.08.1542 Алексий, архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Теперь рассмотрим путешествия русских на православный Восток. В первой половине XIV в. был в Иерусалиме Новгородский архиепископ Василий еще до своего избрания в сан епископа (1329 г.). В половине того же столетия ходил в Царьград Стефан-Новгородец с восемью своими спутниками и описал свое странствование. К концу того же века описал свое «хождение» не только в Царьград, но и в Иерусалим смоленский иеродиакон Игнатий, который замечает, что в Царьграде встретила и успокоила его со товарищами «Русь» там живущая, а именно в монастыре св. Иоанна Предтечи. В числе других русских, там проживал тогда ученик преп. Сергия Радонежского Афанасий, игумен Высоцкого монастыря. Подробное описание путешествия оставил дьяк Александр, который приходил в Царьград к концу XIV в., как он сам выражается «куплею», т.е. по делам торговым. Назовем другого ученика преп. Сергия Епифания Премудрого , написавшего его житие в 1418 г. К преп. Сергию пришел он из Ростова лет за 14 до смерти преподобного. По собственным словам Епифания, он жил некоторое время вместе со Стефаном Пермским во время еще его жизни в Ростове и вместе с ним занимался приобретением книжного просвещения. «Разве нужды некия, – говорит он о преп. Сергии, – не взыска царствующаго града, ни св. Горы, ни Иерусалима, якоже аз окаянный и лишенный разума, ползая семо и овамо и преплывая сюду и овамо и от места до места преходя». Это показывает, что Епифаний сам посетил названные им места. Преставился он около 1420 г. Не канонизирован. Святитель Феодор Ростовский, племянник преп. Сергия, был им пострижен 12 лет от роду. Днем и ночью исповедовал он дяде-старцу свои помыслы. Один из помыслов никогда не оставлял его: желание основать общежительный монастырь. Преп. Сергий признал этот помысел за волю Божию и, таким образом, основался Симонов монастырь. Игумен Феодор пользовался всеобщим уважением и любовью, и преп. Сергий, опасаясь как бы он не возгордился, возносил за него молитвы Господу. Святому Феодору пришлось 4 раза путешествовать в Царьград по церковным делам и по поручению вел. кн. Дмитрия Донского, коего он был духовником. В Константинополе его особенно отличил Патриарх Нил и ставил его на первое место среди архимандритов, а Симонов монастырь объявил ставропигиальным, т.е. зависящим непосредственно от патриархии. В конце своей жизни св. Феодор был возведен на Ростовскую архиепископию, где и преставился. В своих учениках он воспитывал многих великих и славных подвижников, какими были, напр., преп. Ферапонт (27 мая) и преп. Кирилл Белозерский (9 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

В 1947 году митрополит Вениамин, по предложению патриаршего посла в Америке митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), вернулся на Родину, где занял Рижскую и Латвийскую кафедру. С 1951 года он занимал Ростовскую и Новочеркасскую кафедру. Его последней кафедрой была Саратовская [с 28 ноября 1955 по 20 февраля 1958 года]. В феврале 1958 года владыка Вениамин ушел на покой. Митрополит Вениамин, еще будучи епископом, все время стремился к уединенной монастырской жизни. В Сербии он живал в монастыре и любил совершать, как он это называл, «сорокоусты» – сорок Литургий подряд – в трудные моменты своей жизни, для чего удалялся в уединенные обители. Остаток жизни владыка Вениамин провел в Свято-Успенском Псково- Печерском монастыре, мало общаясь с окружающим миром. В это время он много писал на различные духовные темы. В последние годы святитель перенес самое тяжелое из ниспосланных ему испытаний – он лишился дара речи, которым столь много принес духовной пользы свой Церкви и ее чадам в течение своей жизни. 4 октября [точнее, в ночь на 4 октября] 1961 года, на память святителя Димитрия, митрополита Ростовского, тоже много писавшего в своей жизни, митрополит Вениамин скончался. Отпевание почившего иерарха совершил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн с собором духовенства в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря [надгробное слово, перед пением канона, сказал прибывший на погребение своего старшего друга и учителя архимандрит Стефан (Светозаров)]. Погребен митрополит Вениамин в пещерах монастыря. Образ трудолюбивого святителя, его исповедниче- ский подвиг верности Матери-Церкви, образ ратоборца за торжество истины, молитвенника, замечательного проповедника и оратора, наставника духовных школ и монашествующих, доброго советника, духовного писателя, человека прекрасной души – сохранили в памяти многие знавшие его современники. 3/16 июля 1966 г. Епископ Феодор 2. Из заметок епископа Феодора. О митрополите Вениамине Митрополит Вениамин написал Акафист Искуплению – в Сербии, в монастыре Студеница, в 1923 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодора с незапамятных времен почивают в Суздальском соборе, показывает, что блаж. Феодор, изгнанный из Ростова, жил в поселении, сделавшемся в последствии городом Суздалем, и что проповедь его в краю Суздальском, в первые два столетия входившем в круг Ростовской епархии, сохранилась в благодарной памяти края. По летописям не показан год кончины св. Феодора. По рассказу их об избиении женщин волхвами в Суздале в 1024 г. не видно, чтобы тогда был жив ревностный проповедник веры. Таким образом блаженную кончину ревностного пастыря можно отнести к 1023 году (Мои «Путевые письма из древней Суздальской области», стр. 64–67). В 1754 году епископ Суздальский Порфирий писал в св. Синод: «Не соблаговолено ли будет освидетельствовать мощи святителей Феодора и Иоанна?» Св. Синод указом 27 августа 1755 г., отвечал: «понеже святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суздальской стране пастырне благочестиви и по скончании своей жизни пребыли и ныне пребывают нетленны и чрез такое многое время бывыми преемниками и народом были почитаемы и почитаются за святых: то не имея никакого о них сумнительства, вновь свидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании» (Филарет, «Русск. Свят», октябрь, стр. 230–231). Житие и служба св. Феодору написаны иноком Суздальского Евфимиева монастыря Григорием (Филарет, «Обз. Русск. Дух. Литер.», стр. 172). Наружность святителей Суздальских в «Иконописном Подлиннике» описана так: «Иоанн подобием рус, аки Леонтий Ростовский, ризы святительския и омофор, в руках Евангелие; на гробе его написан образ его. Феодор подобием сед, брада аки Василия Великого , подоле; ризы святительския и омофор, на главе клобук белый» (Филимонов, стр. 35 и 58). 385. Святый Арсений архиепископ Суждальский чудотворец преставися в лето 7133 месяца апреля в 29 день В Суздальском соборе, у левой стороны левого западного столпа погребен Арсений, ученый грек, бывший архиепископом города Элассона в Фессалии. В 1587 году он прислан был от Цареградского патриарха Иеремии во Львов, и там два года преподавал уроки в новом училище Львовского братства, потом сопровождал

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Кирилла в Симонов монастырь действительно не могло быть позже 8 сентября 1380 года, когда был убит околничий Тимофей Васильевич, при жизни которого это происходило (см. прим. 32). – Житие Феодора Ростовского издано архим. Леонидом в Душеполезном Чтении за 1891 год (май, июнь, июль), но по неисправному списку (Моск. Синод. Библ. 580). Поэтому ссылаемся на Академическую рукопись 282, о времени написания которой см. у А. С. Родосского: Описание 432 рукописей принадлежащих СПБ. Духовн. Академии... СПБ. 1894, стр. 280–281. Критическую оценку жития см. у Ключевского, Древне-русския жития святых... М. 1871, стр. 92 и 353. 38 Преп. Кирилл «прииде в обитель зовому Симонову к архимандриту Феодору, иже создатель бе обители тоя» («краткое житие» см. в приложении). Пахомиево житие не говорит о том, что Феодор быль основателем Симонова. – По свидетельству русских источников, Феодор был «муж велик в добродетели и в разуме (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 485), но греческие источники по делу русского митрополита Киприана и Пимена обрисовывают Феодора (ср. Преосв. Макарий, История русской церкви, т. IV, е. с., стр. 66) как человека недостойного, корыстного, честолюбивого, нетвердого в своих убеждениях, и свидетельствуют, что он самовольно усвоил архиепископский титул, за что и подвергся низложению от константинопольского патриарха (Р. И. Б., т. VI, приложения, стб. 211–212, 217–218). – О порядках в Симонове монастыре см. в духовной грамоте преп. Иосифа Волоцкого (Вел. Мин. Четьи, изд. Археогр. комм., сент. 9, стб. 551). 39 См. «краткое житие» преп. Кирилла в приложении. Пахомиево житие умалчивает об испытании преп. Кирилла пред пострижением: «и ту абие Феодор приемлет его (преп. Кирилла) с радостью и тако постризает его соврешево и даст ему тож наименование Кирилл» (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 485 и об.). 40 В Пахомиевом житии: «повелением настоятеля, и священьству сподобляется» (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 490). В «кратком житии» несколько иначе: «понуден же бысть от отца своего приати священство и не хотя повинуся на се» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Отсюда видно, что житие написано между 1471 годом, когда умер князь Александр, и 1473 годом, когда умер митрополит Филипп (Ключевский, «Жития святых как исторический источник», стр. 71). 8 В том же 1277 году умер князь Василий Ярославич в городе Костроме; в числе других князей для торжественных похорон сюда прибыл и князь ярославский Феодор («История…» Карамзина, том 4, примечание 152). 13 В то же время дочь императора Евфросиния уже была в супружестве за Ногаем, ханом Ногайской Орды, см. Pachymer histor. lib. 3 o. 26 p. 149 . 14 Полное собрание [русских] летописей, VII, 174 – упоминается о посольстве Феогноста в 1279 году, ср.: Летописец русский, часть 2, стр. 50. 18 О походе Димитрия на тверского князя Михаила Ярославича в 1288 году см. «Историю…» Соловьева, том 3, стр. 244. 25 По рукописному подлиннику святой Феодор «по летам старый, по виду седой, с седой нераздвоенной бородой, телом высокий и красивый, со взором умным; на главе схима». Сахаров об иконопис[ании,] стр. 45. Санкт-Петербург, 1849 год. 26 Есть некоторые основания думать, что княгиня последовала примеру своего супруга, также приняла иноческий чин. В 1692 году производилось дело о мощах княгинь Анастасии, Ксении и князя Михаила, обретенных по случаю построения нового Петропавловского храма – бывшего монастырского. Одни называли тогда Анастасию супругой святого князя Феодора, другие же говорили, что у князя Феодора не было супруги Анастасии. Но всего вероятнее, что имя Анастасии было иноческим именем княгини Анны (см. «Русские святые» [архиепископа] Филарета, том 3, стр. 85). 27 В 1314 году 8 дня августа при князе Давиде епископу Прохору, в схиме Трифону, епископу Ростовскому, чудесно явился образ Божией Матери с Предвечным на Ее руках Младенцем, названный по месту явления Толгским. 30 Гроб или, точнее, колода, в которой положено честное тело князя Феодора, с 1299 года и по сие время сохраняется невредимым в церкви Преображения в дубовом футляре. Колода имеет 3 аршина 8 1/8 вершка длины, 13 1/8 вершка ширины в комле; ширина в вершине 11 вершков; внутри гроба длина 3 аршина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Сергия, в Москве, в церкви святителя Николая, в Балванском переулке, – икона «Деисус»). Многие из постриженных в Симоновом монастыре сделались игуменами и архимандритами других монастырей, а некоторые возведены были и в святительский сан, и из них особенно просияли святостью жизни преподобные Кирилл и Ферапонт (см. 9 июн. и 27 мая). Чрез пять лет после первой поездки в Царьград, Феодор вторично был послан к патриарху и там, как и в России, снискал себе любовь у предстоятелей греческой церкви; избранный великим князем и благословенный митрополитом Киприаном в архиепископы Ростовские, Феодор в 1390 г. хиротонисан был в Царьграде в этот святительский сан. Изнуренный многими трудами и подвигами, Феодор недолго управлял Ростовской паствой и скончался в 1395 году, 28 ноября; погребен он в Ростовском Успенском соборе, близ входных дверей, у южной стороны. 82 Митрополит Иоасаф происходил из дворянской фамилии Скрипицыных. Сначала инок в обители пр. Сергия, потом ее настоятель, он в 1539 г. был избран в митрополита Московского. Его старания положить предел тем насилиям и грабежам, которые делали бояре Шуйские, навлекли на него страшную ненависть последних. По их проискам, после многих обид и насилий, святитель Иоасаф был сослан в Кириллов монастырь, откуда потом переведен в Св.-Троицкую Сергиеву лавру, где в 1555 г., 27 июля, он и скончался. 83 Максим Грек родился в Албании, в г. Арте; обучался в Париже у известного ученого Иоанна Ласкариса и докончил потом свое светское образование во Флоренции и Венеции. По окончании учения, он пришел на Афон и здесь постригся в монахи в Ватопедской обители, где и получил богословское образование. По приглашению вел. кн. Василия Иоанновича, он прибыл в 1518 г. в Москву для разбора греческих книг, найденных в великокняжеской библиотеке. Ему поручен был не только разбор, но и перевод тех книг, которые окажутся не переведенными на славянский язык; кроме того, на него возложен был труд по исправлению церковно-богослужебных книг. Место для занятий отведено было ему в Чудовом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010