И даже когда маги [царя] явили всю свою магию, они ничего не добились. [Кавад] отправился к некой иудейской колдунье, однако и она там оказалась бессильной. Тогда [кто-то] посоветовал [Каваду] уничтожить демонов с помощью христиан. Епископ христиан, [живших] в Персии, в связи с этим созвал собрание и, причастившись к священным таинства и передав [их] своим христианам, знаком креста легко изгнал демонов, передав [после этого] крепость Каваду. А тот, поражённый [этим чудом], удостоил [христианского] епископа председательствования [рядом с собой] – чести, которая до этого времени была у манихеев и иудеев, – и разрешил всем желающим принимать христианство . 35 . Когда христианство принял Аламундар, вождь ( φυλρχου) сарацинов, Север направил к нему двух епископов с тем, чтобы замарать его собственной нечестивостью. Но Господь, упредив [это], сделал так, что [Аламундар] был крещён теми, кто принимает [Халкедонский] собор. Когда посланцы Северы осмелились объяснять вождю [сарацин положения веры,] противоположные истинным догматам, тот в насмешку над говорившими сочинил выдумку ( δρμα), которая состояла в том, что он, якобы, получил послания, в которых сообщалось, что архангел Михаил окончил [свою] жизнь. Когда те ответили, что это невозможно, вождь [сарацинов] сказал: «Как же тогда Господь принял смерть на кресте, если не два Христа и даже ангел не может ни страдать, ни умереть?». Пристыжённые таким образом [посланцы] Севера бесславно ( συντκτως) удалились 181 . 36 . [Феодор] рассказывает, что, когда скончался епископ Македоний 182 , произошло нечто страшное: а именно, что он мёртвый перекрестился 183 . Также некий Феодор, один из его домочадцев 184 , поклялся, что видел во сне Македония, сказавшему ему: «Услышь, что я говорю, и, отправившись, сообщи это [императору] Анастасию. Я отправляюсь к моим отцам, чью веру я защищал. Но я не перестану докучать Верховному Владыке, пока ты, [Анастасий], не придёшь и мы [вместе] не предстанем на судилище». 37 . Император Анастасий умер внезапной смертью 185 , прожив восемьдесят восемь лет и процарствовав двадцать семь лет и три месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

264 Апокрисиарий – постоянный представитель какого-либо патриарха (епископа) при дворе другого патриарха. 265 Речь идёт о событиях после так называемого «разбойничьего» собора, прошедшем в 449 г. в Эфесе, на котором был осуждён константинопольский патриарх Флавиан (447–449 гг.) и восторжествовала точка зрения александрийского патриарха Диоскора (444–451 гг.) и влиятельного константинопольского монаха Евтиха, годом ранее признанного еретиком на константинопольском поместном соборе. См. подробнее e. g.: «Бревиарий» Либерата, глл. 11, 12. 266 Через два года в 451 г. на Вселенском соборе, проходившем в Халкедоне, решения Эфесского «разбойничьего» собора будут отменены, Диоскор будет низложен и отправлен в изгнание, а Евтих окончательно будет осуждён, как еретик. 272 Возможно, имеется в виду константинопольский патриарх Тимофей (см. выше: кн. 2, § 29), однако более вероятно, что речь идёт об александрийский патриархе Петре Монге, о котором Виктор Тунненский сообщил, что он стёр «с церковных таблиц» имена прежних патриархов Протерия и Тимофея Салафакиария («Хроникон», а. 480 ), также ср. выше: § 44. 277 О ниже следующем событии кратко сообщается также в «Хронике» Виктора Тунненского – у него оно датировано 498 г. 278 Переведено по корректуре издателя, в оригинальном тексте значится: παραχορεοντα. Букв. это слово значит «водящий хороводы вокруг чего-либо». 279 Очевидно, что Евфимий был арианским епископом, однако Феодор Анагност не может признать этого священного сана за еретиком. 280 Так Феодор Анагност называет трепидарий – центральное и самое крупное помещение римских бань, где моющиеся согревались перед входом в более горячие помещения (sudatoria cella («горячая (букв. «доводящее до пота») комната» – парильню с бассейнами для омовений) или caldaria cella («жаркая комната») – самое жаркое помещение в банях) или наоборот остывали перед входом в более прохладные помещения (frigidaria cella («холодная комната») – помещение с бассейнами с холодной водой). 281 Одна из константинопольских бань, вероятно, находившаяся поблизости от форума Феодосия (ср.: «Был построен форум Феодосия в месте, называемом Гелиане» – «Хроника комита Марцеллина» а. 435:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Собрание древних литургий восточных и западных. М., 2007. Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996. Типикон, сиесть Устав. М., 2002. Типикон, сиесть Устав. СПб., 1992. Толстой Л. Н. Исповедь//Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 23. М., 1957. С. 1–59. Феодор Вальсамон. Рассуждения, или Ответы: Theodori Balsamonis patriarchae Antiocheni Meditata sive Responsa. PG 138, 1013–1076. Феодор Мопсуестийский. Беседы: Les Homélies catéchetiques de Théodore de Mopsuestie. Trans. R. Tonneau et R. Devresse. ST 145. Феодорит. Церковная история=Феодорит, еп. Кирский. Церковная история/Пер. с греч. М., 1993. Феодор-чтец. Церковная история: Excerpta ex ecclesiastica historia Theodori Lectores. PG 86/1, 165–225. Феофан Затворник . Письма о разных предметах веры и жизни. Собрание писем. М., 2007. Флоренский Павел , свящ. Сочинения. М., 1996. Фома Аквинский. Сумма теологии=St. Thomas Aquinas. Summa theologiae. Latin text with English translation. London; New York, 1965. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (III– XX вв.). СПб., 2002. Хомяков А. Полное собрание сочинений. Т. 2. Изд. 5-е. М., 1907. Христофор. Ключ знаменной/Публикация, перевод М. Бражникова и Г. Никишова. Предисловие, комментарии, исследование Г. Никишова. М., 1983. Этерия. Паломничество к святым местам: Peregrinatio ad loca sacra. CSEL 39, 35–101; CCL 175, 29–103. Ясперс К. Философская вера. В кн.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 420–508. Codex Liturgicus Ecclesiae Universae in epitomen redactus//Curavit H.A.Daniel. Lipsiae, 1853. T. 4. P. 82–83. Corpus Juris Civilis III. Berlin, 1899. Богослужение//Православная энциклопедия V. М., 2002, 536–542. III. Исследования Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Т. 1–3. Одесса, 1894 (М., 1995р). Амвросий (Погодин) , архим. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. М., 1994. Антоний (Булатович), иеросхим. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

112 Леонтий, магистр милитум во Фракии, был направлен Зеноном против восставшего Илла, однако перешёл на его сторону. Текст эдикта Верины о коронации Леонтия см. в «Хронике Феофана Исповедника », л. м. 5974, р. х. 474. Коронация Леонтия состоялась 19 июля 484 г. в Тарсе. 115 Несторий – константинопольский патриарх (428–431 гг.); его учение было осуждено и объявлено ересью на Эфесском соборе (431 г.). 116 В оригинале сказано двусмысленно: могут иметься в виду и учителя, стоящие во главе христианской школы, и епископы Эдессы. 117 Феодор – мопсуестийский епископ (392–428 гг.); богослов, вдохновитель несторианства. Его учение было осуждено и объявлено ересью на Константинопольском соборе (553 г.). 119 Силентиарии (от лат. silere – «молчать») – императорские придворные, отвечавшие за спокойствие («тишину») во дворце. 123 См. «Хронику комита Марцеллина», а. 491: 2: «Среди византийцев [т. е. жителей Константинополя] возникла народная война (bellum plebeium), [в ходе которой] в огне погибла большая часть города и цирка». 127 Κυρτν – «гроб». У других авторов Иоанн называется «Иоанн Гибб» (gibbus (лат.) – «гроб»). По окончании войны и Иоанн Скифа, и Иоанн Курт будут удостоены консульского звания: Иоанн Скифа – в 498 г., а Иоанн Курт – в 499 г. 128 Согласно комиту Марцеллину исаврийская война продолжалась шесть лет: исавры потерпели поражение во Фригии, однако продолжили борьбу, укрепившись в горных крепостях Тавра («Хроника комита Марцеллина», а. 492; «Хроника Феофана Исповедника », л. м. 5985, р. х. 485 ). 130 Феодор Анагност хочет сказать, что император Анастасий таким образом пытался создать себе предлог, чтобы прекратить войну. 138 Имеется в виду либо город, на побережье Мраморного моря, либо одноимённый город на средиземноморском побережье в провинции Пафлагония. 143 По принятому тогда обычаю патриархи крупнейших христианских церквей (Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской) отправляли особые соборные послания о своём рукоположении. 146

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Во-первых, мы увидели, что упоминание 318-ти никейских отцов само по себе ничего не доказывает. Символ веры , одобренный в Халкидоне в качестве символа 150-ти константинопольских отцов, тогда, как и теперь был назван Никейским символом. 1524 Во-вторых, Феодор говорит, что Тимофей ввел тот же самый символ, который прежде использовался раз в год для наставления оглашенных в Великую пятницу, и это было, конечно, не чистой никейской формулой, что чтец Софийского собора Феодор хорошо знал. 1525 Сегодня в обиходе находится халкидонский текст, и у нас нет сведений, что некогда на литургии исполнялся оригинальный Никейский символ. Действительно, позднейшая история восточных литургий, по-видимому, противоречит понятию, что монофизиты вначале ввели чисто никейскую формулу, которая была позже заменена халкидонским текстом. Сегодня даже монофизиты используют никео-константинопольский текст, 1526 и если бы Петр и Тимофей ввели изначальный Никейский символ, то монофизиты позже, конечно, не перешли бы на новую редакцию, потому что это выглядело бы капитуляцией перед халкидонянами. Монофизиты не имели ничего против I Константинопольского собора, как можно заметить по их знаковым документам, таким как «Окружное послание» Василиска и «Энотикон» Зенона, и у них не было никакой веской причины против усвоения существующей редакции Символа веры . 1527 В поддержку этого, мы можем представить фрагмент из актов собора, состоявшегося в Константинополе в 518 г., цитированного по деяниям Константинопольского собора при патриархе Мине в 536 г. 1528 9 июля 518 г. император Анастасий I, бывший не столь большим сторонником халкидонизма умер, и в тот же день его преемником был объявлен строго православный Юстин I. В следующий понедельник 16 июля во время архирейского собора в Великой Церкви председательствовал патриарх Иоанн (Тимофей умер 5 апреля). Прохалкидонски настроенная толпа замкнула врата храма и не разрешала патриарху выйти, пока он не объявит о приверженности Халкидонскому собору, согласно обещанию, которое днем ранее у него вырвали на первой сессии собора. Он, конечно, сдался. Литургия началась с Трисвятого, и «когда врата были закрыты, и святой символ произнесен по обычаю, во время диптихов сонм верных в великой тишине сгрудился возле алтаря, чтобы услышать...» провозглашение четырех святых соборов и поминовений по диптихам. 1529 При таких обстоятельствах трудно вообразить, чтобы люди стерпели любое исповедание веры, чем то, которое было одобрено Халкидоном. Действительно, некоторые ученые полагают, что впервые константинопольская формула была введена в формуляр прямо за той литургией, 1530 но это противоречит упоминанию «по обычаю (κατ t σνηθες)» и синодальным деяниям, ибо, мы уже представили доказательства, что Тимофей годами ранее ввел в литургию Константинопольский, а не изначальный Никейский символ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Изображения, начертанные на досках и на священных приношениях, и свитки, упоминающие о них, иконоборец осмеивает, позорит, порицает, как «вещи негодные, как богопротивные» 490 . «Он выскабливает, ломает, разрушает, сожигает всякий божественный храм, всякое священное приношение, на котором есть изображение Христа, Богородицы, кого-либо из святых» 491 . Чтобы приобщить к борьбе за святые иконы и простой народ и вообще вывести из состояния равнодушия всех тех, кто не считал нужным открыто высказывать свои убеждения 494 , препод. Феодор решил установить строгую церковную дисциплину относительно падших. Он определил следующее. Епископ, впавший в ересь, даже если покается, не может быть принят в общение с сохранением за ним епископской кафедры 495 . «Пресвитер, подписавшийся под нечестием, должен каяться и горячо плакать, но служить, хотя бы без поминовения нечестивца (императора Льва), ему никак нельзя; ему следует быть отлучённым от священнослужения, пока призрит Господь и даст время православному собору» 496 . Пресвитер, уличённый в общении с еретиками, только в стеснительных обстоятельствах может «крестить и преподавать священные тайны, освящённые прежде невиновным священником, также преподавать монашеский образ жизни, совершать молитвословие при погребении, читать евангелие на утрени и благословлять богоявленскую воду» 497 . Инок, запятнавший себя ересью, отлучается от причащения св. таин до восстановления мира и не имеет права знаменовать общую трапезу наедине или пред всеми 498 . Чтец, подвергшийся епитимии за отпадение, не должен читать апостола до времени собора 499 . Мирян, подписавшихся под ересью и имеющих общение с нею, православные не должны допускать до вкушения пищи вместе, пока они не подвергнутся епитимии за нечестивую подпись и не откажутся от общения с еретиками 500 . Вообще всякий, имевший общение с еретиками по страху человеческому, должен быть отлучён от причащения и лишён поминовения на литургии; если он умрёт, «не успевши причаститься Тела и Крови Христовой, – тот же хлеб еретический не есть Тело Христово, – то нельзя дерзнуть сказать, чтобы можно было делать собрания на нём» 501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

213 В 505 г. Дара – город на севере Месопотамии, находившийся на тогдашней границе с Персией. См.: «О постройках» Прокопия Кесарийского, кн. 2, гл. 1. 218 24 июня. Согласно «Консульским фастам» мощи апостола Тимофея были доставлены в Константинополь 1 июня 356 года. 219 3 марта. Согласно «Консульским фастам» мощи апостолов Луки и Андеря были доставлены в Константинополь 3 марта 357 г. 220 Храм святых Апостолов был построен в Константинополе ещё при Константинтине Великом, при Констанции II он был перестроен. 239 Константинопольским патриархом Анатолием (449–458 гг.); это был первый случай, когда императора на царство короновал константинопольский патриарх. 241 Сирмий (совр. г. Сремска-Митровица) – крупнейший город в провинции Паннония; там некоторое время (в конце III-haчaлe IV вв.) находилась императорская резиденция. 242 Анастасия Узорешительница (или Анастасия Младшая) – христианская великомученица, погибшая во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (в 304 г.). 243 Колоннада (или портик) Домника часто упоминается в византийской литературе, однако её точное местоположение в Константинополе доподлинно неизвестно. 244 Седьмой Вселенский собор (784 г.), проходивший в Никее, был созван против иконоборчества. Отрывок из «Церковной истории» Феодора Анагноста был зачитан с целью опорочить иерополитанского епископа Ксенайи, который выступал против почитания икон. 246 В оригинале сказано двусмысленно; другое понимание: «во время его [т. е. Ксенайи] епископской власти». 249 Свида – средневековая византийская энциклопедия (X в.), содержащая разъяснения ок. 30 тыс. имён, названий и понятий. 256 Это сочинение было написано в восьми книгах; извлечения из него сохранились в Библиотеке патриарха Фотия (IX в.). 257 Гиппарх (II в. н. э.) – древнегреческий астроном и математик. Под «шаром» Гиппарха, вероятно, имеется в виду составленный им звёздный каталог. 259 Порфирий (III в.) – древнегреческий философ-неоплатоник, выступавший с критикой христианского учения. 260 Возможно, прав как раз Феодор Анагност, а не Феофан Исповедник : фессалоникийский епископ был церковной главой всей преторианской префектуры Иллирик (значительная часть Римской империи), что могло давать ему право называться патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Перед вечерней все ученики старшего курса Катехизаторской школы пришли ко мне: «Важное дело есть, выслушайте». – Извольте говорить. – Петр Осида (бывший бонза) в эти дни вместо того, чтобы поститься, ходит в Иосивара (непотребный дом). В Церкви не бывает – отзывается болезнию, но у доктора тоже не бывает; домой возвращается только к десяти часам вечера, когда затворяются ворота. А вот и доказательство, что он именно в непотребном доме проводит время. Письмо к нему от непотребной женщины. – Читайте. Прочитали. Письмо составлено по шаблону – для зазывания и влечения дальше и дальше попавших в этот омут – в то же время показывает большую близость Осида к писавшей. Дальше говорят: – Мы объясняли все о. Федору, но он почему-то защищает Осида; хотел взять от нас это письмо, но мы не отдали и принесли вам показать. Мы не желаем больше выносить такого человека, как Осида, между нами; он – позор для Катехизаторской школы; мы просим его исключить. – Ваша просьба резонна. Позовите о. Феодора. Пришедшему о. Феодору Мидзуно, как начальнику Катехизаторской школы, я отдал при них же приказание удалить Петра Осида из школы. Когда же удовлетворенные этим ученики ушли, я стал выговаривать о. Феодору: – Зачем вы защищаете Осида, когда требование учеников так законно? Этим вы роняете свой авторитет пред ними. – Я не защищаю, а хотел только выслушать и его, когда он вернется домой, – отвечал о. Феодор. – На что же очевиднее скверности его поведения? Более явных доказательств и быть не может. Разумеется, он тут станет как-нибудь изворачиваться и лгать, но разве можно брать это во внимание? Когда Осида вернулся домой, о. Феодор сказал ему, что он исключен, и он оставил школу. Из бонз до сих пор не вышло ни одного порядочного человека, а сколько их просилось сюда и сколько перебывало здесь! 1/14 марта 1902. Пятница Первой недели Великого Поста. Службы по только что отпечатанному переводу ведутся чинно и истово. Читают почти все семинаристы; лучший из них чтец – Николай Есида. Кроме присутствования на службах, целый день занимался разборкою книг, пришедших из России, – большого заказа, свыше шестисот рублей, сделанного на деньги, пожертвованные для того бывшим первым секретарем посольства Станиславом Альфонсовичем Поклевским, католиком по религии, но человеком богатым и добрым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В Санкт-Петербургской духовной академии прошел актовый день 11 октября 2018 г. 11:55 9 октября 2018 года в Санкт-Петербургской духовной академии отметили память своего небесного покровителя — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Божественную литургию в академическом храме возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Кронштадсткий Назарий и епископ Тихвинский Мстислав — выпускники академии 1988 и 1996 годов, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Серафим , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , первый проректор заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Александр Ранне, протоиерей Михаил Николаев, протоиерей Геннадий Зверев, протоиерей Феодор Гуряк, протоиерей Андрей Терюшов, проректор по научной работе академии протоиерей Константин Костромин, председатель отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии священник Илия Макаров, иеромонах Геннадий (Поляков), священник Андрей Парафенюк, иеромонах Николай (Бестужев), священник Роман Соколов, священник Алексий Артюхов, священник Иоанн Никитин, священник Кирилл Никитин, священник Павел Ермошкин, священник Евгений Мельников, священник Феодор Ибрагимов, иеромонах Феофан (Друганов), иеромонах Никон (Касярум), священник Алексий Заруцкий, священник Максим Марков, священник Александр Нефедов, священник Климент Нехамайя. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин. Богослужебные песнопения исполняли три хора академии. Проповедь по запричастном стихе произнес cmyдehm I kypca магистратуры чтец Серафим Дейнес. Накануне епископ Петергофский Серафим в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил заупокойную панихиду по почившим ректорам, преподавателям и студентам Санкт-Петербургской духовной академии, а также совершил всенощное бдение.

http://patriarchia.ru/db/text/5279893.ht...

Нельзя, впрочем, положительно сказать, чтобы крещальная формула повсеместно употреблялась в этом именном виде. Очень естественно, что по характеру она была более или менее одинакова, но за повсюдное буквальное тожество ее внешней стороны мы не находим оснований. За века, следующее за V, указывать существование формулы уже нет никакой необходимости. Мы обратим свое внимание только на ее внешнее выражение. Последнее при ее употреблении в восточной церкви и в последующее время сохраняло тот же самый вид, в каком мы находим крещальную формулу в IV и V вексах. Иоанн Мосх, разсказывая о крещении одного еврея, говорит, что крестивший произносил при его погружении: «крещается Феодор во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы возглашали на каждое имя Святой и Единосущной и покланяемой Троицы «аминь» 1085 . Феодор Чтец рассказывает, что Девтерий, епископ VI века (в Константинополе), крещая некоего Варву, произносил: «крещается Варва во имя Огца... и пр.» 1086 . Кроме этого, до самого VIII века, относительно восточной церкви мы встречаем не мало и других свидетельств в том же роде 1087 . Что же касается до западной церкви, то в рассматриваемом нами отношении за период VII и VIII веков мы не имеем свидетельств. Но всетаки можно думать, что и в это время формула и там произносилась в том же виде, как и в восточной церкви. А что касается до формулы: «я крещаю»..., которая употребляется на западе теперь, то она состлвляет явление позднейшее. Сами западные писатели сознаются, что свидетельств за эту формулу до VI века – большой недостаток 1088 . Правда, встречается и древнее свидетельство, но единственное в своем роде, – именно в актах Стефана имеется пример крещения с таким произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа крещаю тебя» 1089 . Впрочем, начиная с VI века формула: «я крещаю» и пр. в практике запада была уже в большом употреблении. Приводим свидетельства в подтверждение этого нам нет необходимости. У Martene их представлено не мало до самого IX века 1090 . Мы заметим только то, что до самого VII века, как можно видеть из свидетельств по этому предмету, формула крещения, сохраняя свою объективную сторону, в тоже время постоянно изменялась в распространяющих ее частностях 1091 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010