Здесь же, в монастыре св. Феодосия, как было уже сказано выше, святитель встретил и блж. Иоанна Мосха (Евкрата); эта встреча определила многие черты последующего жития св. Софрония. Конкретные факты биографии блж. Иоанна Мосха известны плохо 1435 , но он, несомненно, был старше Софрония (может быть, лет на десять), имел сан пресвитера и обладал большим опытом духовной жизни. Естественно, что когда между ними завязалась дружба, становящаяся с каждым годом все теснее и теснее, Мосх играл в ней ведущую роль, хотя всегда относился к младшему другу с уважением и пиететом 1436 . Приблизительно в 578 году оба друга покидают Палестину и отправляются в Египет 1437 . Св. Софроний в это время еще не принял монашеский постриг, ибо блж. Иоанн Мосх в «Луге духовном» говорит: «Вместе с господином софистом Софронием, еще до отречения его от мира, прибыли мы в Александрию, к авве Палладию» 1438 . Судя по данному сочинению, пребывание в Александрии принесло обоим друзьям велию пользу – в первую очередь духовную, хотя они использовали свое время также и на расширение богословских и научных познаний. Так, здесь повествуется: «В Александрии жили два дивных и добродетельных мужа: философ авва Феодор и чтец Зоил. С тем и другим мы имели близкое знакомство – с одним ради науки, с другим вследствие того, что мы были одной родины и одинаковых привычек. Авва Феодор философ ничего не имел, кроме плаща и нескольких книг, спал на скамье и когда только можно было ходил в церковь . Потом он постригся в киновии Салама и там скончался. Чтец Зоил отличался таким же бескорыстием, и он также никогда ничего не имел, кроме плаща, притом весьма ветхого, и нескольких книг. И Зоил скончался о Господе и был погребен в Лифазомене, в монастыре аввы Палладия». Не менее характерно и повествование о схоластике Косме, который «отличался смиренномудрием, сострадательностью, воздержанием, целомудрием, молчаливостью, кротостью, обходительностью, страннолюбием и любовью к бедным. Этот удивительный муж принес нам большую пользу не потому только, что мы видели его и учились у него, но и потому, что у него было большое собрание книг, – больше, чем у кого-либо в Александрии, и он охотно предоставлял пользоваться ими каждому желающему» 1439 . Наконец, в произведении имеется и такое замечание: «Однажды, вместе с господином Со- фронием, мы пришли в дом софиста Стефана, чтобы заняться с ним» 1440 . По мнению X. Шёнборна, здесь речь идет о Стефане Александрийском – известном комментаторе Аристотеля, позднее, при императоре Ираклии, ставшем профессором философии в Константинополе 1441 . Все эти свидетельства указывают на активную духовную и интеллектуальную жизнь обоих друзей в Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

XVI., I). Скорее всего, под исаврами в данном случае разумеется стража экскувиторов, набранная из исавров еще при Льве. 242 Евагрий, очень хорошо относящийся к Анастасию, опускает некоторые факты его правления. Так, Феодор Чтец сообщает: «Епископ Евфимий воспротивился-было этому избранию (Анастасия на царство – А.К.), называя Анастасия еретиком, недостойным царствования над христианами: но Ариадна и Сенат принудили Евфимия к согласию. Впрочем он не иначе допустил это, как с условием, – то есть, если Анастасий представит письменное обещание, что за символ веры примет определения Халкидонского Собора, что он и сделал. " (кн.2., 6) Причины, по которым патриарх вынужден был так поступить, проясняет Феофан, рассказывая еще о времени, когда Анастасий был силенциарием: «Православнейший Евфимий изгнал из церкви Анастасия силенциария, который впоследствии дурно правил царством, как еретика и единомышленника Евтихиева: заметив бесчинство его в церкви, он опрокинул седалище его в ней и грозил, если не уймется, остричь ему голову и пустить на посмеяние народу.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.106) Его симпатии монофизитам вполне прослеживаются по другим источникам. Он возвратил из ссылки, хотя и не восстановил на престоле Петра Белильщика, велел выгнать, даже не приняв Иоанна Тавеннисиота. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.108) Кроме того, в этой ереси обличают императора попытки ввести монофизитское прибавление «Распныйся за ны» к Трисвятой песни. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.120) 243 Поводом к низложению Евфимия послужили якобы имевшиеся сношения патриарха с мятежными исаврами. Как сообщают Феодор Чтец и Феофан, до низложения Анастасий приказал отобрать у Евфимия грамоту, в которой обещал ему перед вступлением на престол держаться вероисповедания православного и прознавал Халкидонский Собор. Затем последовали два покушения на жизнь патриарха, который избегнул их первый раз благодаря синдику храма Св.Софии Павлу, а второй раз переодевшись в мирское платье. После его низложения «Народ возмутился за Евфимия и с крестным ходом отправился было к конскому ристалищу, но ничего не мог сделать, потому что царь готов был употребить против него силу.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.110) После низложения Анастасий отправил его в ссылку в Евхаиту. Его преемник, св. Македоний дал ему слово о неприкосновенности от имени царя и дал ему денег на жизнь в ссылке, которые занял у Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

171. Жизнь двух превосходных мужей — Феодора философа и Зоила чтеца. В Александрии жили два дивных и добродетельных мужа: философ авва Феодор и чтец Зоил. С тем и другим мы имели близкое знакомство — с одним ради науки, с другим вследствие того, что мы были одной родины и одинаковых привычек. Авва Феодор Философ ничего не имел, кроме плаща и нескольких книг, спал на скамье и, когда только можно было, ходил в церковь. Потом он постригся в киновии Салама и там скончался. Чтец Зоил отличался таким же безкорыстием, и он также никогда ничего не имел, кроме плаща, притом весьма ветхого, и нескольких книг. Его занятие состояло в списывании книг. И Зоил скончался о Господе и был погребен в Лифазомене, в монастыре аввы Палладия. Некоторые из отцов,придяк господину Косме, схоластику, спрашивали его об аввеФеодоре философе и чтеце Зоиле: кто из них проявил больше мужества и терпения в подвижничестве ? Тот отвечал: одинаковы были у того и другого и пища, и ложе, и одежда, и воздержание от всего лишнего. И тот и другой отличались одинаковым смирением,нестяжательностью и умеренностью. Авва философ, босой, весьма слабый глазами,изучил ветхий и новый завет. Но он имел утешение в общении с братией, в посещении друзей и находил большое развлечение, когда занимался сам и изъяснял другим. Относительно чтеца Зоила следует сказать, что не только его жизнь на чужой стороне достойна похвалы, но и его уединение, труд без конца и молчаливость… У него не было ни друзей, ни близких и ему не с кем было разговаривать… Чуждый всему мирскому, он ни в чем не видел утехи…. Никогда он не желал пользоваться чужими услугами: сам готовил себе пищу, сам стирал…. Даже не искал отдыха в чтении… но сам всегда готов был служит другим. Он не обращал внимания ни на холод, ни на зной, ни на болезни. Не знал ни смеха, ни печали, ни скуки, ни разсеяния…. Кроме грубости одежды, он терпел от множества паразитов… никогда не падал духом. Впрочем и он, сравнительно с первым, имел немалую отраду в прогулках–свободно и без опасений днем и ночью ходил он всюду, хотя эту свободу уменьшала громадность его труда, делавшая его как–бы изъятым из круга житейских отношений. Каждый получит свою награду соответственно своим подвигам и по мере своего усовершенствования, чистоты ума и сердца, страха Божия и любви, по мере своего служения на пользу общую, безпрерывного славословия и молитвы, глубочайшей веры и сокрытого от людей, но явного для Бога–богоугодного совершенства».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Фемистий (ок. 317ок. 388) уроженец Пафлагонии (между Вифинией и Понтом) или Колхиды (совр. Западной Грузии), ритор и софист, пытавшийся вслед за Дионом Хризостомом осуществить синтез философского содержания с риторической формой. Он считал, что философия связана с «серьезностью», а «истинная» риторика приносит «наслаждение». Современники связывали с его именем попытки превратить Константинополь в центр философского образования. Сам Фемистий преподавал философию и риторику в различных городах Малой Азии. Император Констанций II (337361) назначил его официальным придворным оратором. При Феодосии I (379395) он стал воспитателем его сына Аркадия и префектом Константинополя. Сохранились комментарии Фемистия к «Физике» Аристотеля, парафразы к различным сочинениям древнегреческого философа, дополненные характеристиками его последователей, и 34 политических речи, из которых 19 были посвящены христианским императорам Констанцию II, Иовиану (363364), Валентиниану (364375), Валенте (364378), Феодосию I. Главными темами его речей были проблемы, связанные с управлением государством и с исполнением общественного долга. Придерживаясь философии «золотой середины», Фемистий тем не менее отстаивал веротерпимость, свободу мнений. В своих публичных выступлениях («Рассуждение о речи», «Против тех, кто считает возможным говорить без подготовки», «О власти» и др.), отличавшихся отточенностью стиля, эрудицией, он говорил о важном политическом значении слова – « самого полезного вида оружия» и ритора общественного советника и воспитателя. Фемистий внес вклад в развитие византийской придворной риторики. Григорий Назианзин называл его «царем словес», а дельфийский оракул – «новым Сократом». Феодор Анагност ( «анагност» греч. «чтец», вторая половина Vnepbaя четверть VI в.) – ортодоксальный церковный писатель, как предполагают, чтец константинопольской церкви. С 511 г. при императоре Анастасии, поддерживавшем ариан и монофиситов, он находился в изгнании в Ганграх (Пафлагонии, малоазиатской приморской области на южном берегу Черного моря). Со вступлением на престол императора Юстина I (518527 гг.) и восстановлением православия Феодор Анагност возвратился в Константиополь. Его «Трехчастная история», написанная, по-видимому, в годы изгнания, сохранилась в извлечениях церковного историка XIV в. Никифора Каллиста Ксанфопула. Отрывки из этого сочинения содержались в трудах Иоанна Дамаскина , в лексиконе Суды и в других источниках. В первых двух частях «Трехчастной истории» освещаются события с 20-го года правления императора Константина I (326 г.) вплоть до царствования Юлиана (361363).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

68 Свидетельства о том в грузинских памятниках, а за вероятность ручается несомненный ход событий в Грузии. 70 Сократ. Н. E. 1, 24. Созомен Η. E. 2, 28. Златоуст в слове о Евстафии. Афанасий Epist. ad solitarios, р. 629. 71 Сократ (Η. E. 6, 13) говорит, что Евстафий недолгое время (πρς λγον управлял Антиохийскою Церковью; он же (Н. E. 1, 24), а равно Созомен (Η. Е. 2, 19), Феодорит (Н. E. 1, 11) и Филосторгий (lib. 2, с. 7) показывают, что низложение Евстафия было при Константине. Кроме того, известно, что Антиохийскую кафедру предлагали Евсевию Кесарийскому († 339 г.), от которой он, как сам говорит, отказался (De vita Constant. 3, 60, 70); а в 335 г. Флакилл, Антиохийский епископ, уже подписывался под определением Тирского Собора (у Афанасия Apolog. 2. р. 618). Следовательно, низложение Евстафия арианами было не при Констанции, которого имя читается у Иеронима (De vir. illustr. § 85), а при Константине. 72 Феодорит Η. E. 1, 21. Феодор чтец 2. 1. По свидетельству Златоуста, тело св. Евстафия «погребено во Фракии, гроб его в той варварской стране· (Похв. слово Евстафию § 2. Ор. Т. 2. р. 605). Тоже Иероним (de illustr. § 85. Феодор чтец пишет (Н. Е. 2, 1), что мощи св. Евстафия в 482 г. перенесены были в Антиохию. Похвальное слово Златоуста св. Евстафию показывает, что память его чтили в Антиохии еще в 387 г. Память св. Евстафия февраля 21 дня. 73 Точного известия о годе смерти Евстафиевой нет в памятниках. Феодорит пишет, что св. Евстафий скончался «прежде рукоположения Мелетия» в патриарха Антиохийского. (Н. Е. 3, 4); тоже св. Златоуст. Мелетий вступил на кафедру в 361 г.; следовательно, Евстафий, возвращенный Ювинианом и рукополагавший в 370 г. Евагрия Константинопольского. (о чем пишут Сократ 4, 13, 14, Созомен 6, 13), был другое лицо. Поскольку же св. Евстафия не видно в живых во время Соборов Сардийского и Филиппопольского (347 г.), то вероятно, что он умер ранее сего времени. Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Такую же большую осведомленность обнаруживает мемфисский автор и в своих сообщениях по биографии Феодора, ученика Пахомия и только из его рассказа мы можем ознакомиться с той драмой, какая разыгралась в семействе Феодора по поводу его желания уйти в монашество и какие, несомненно, были обычными явлениями в кругу того общества, к которому принадлежал Феодор. Сын богатых и знатных родителей, он 8-ми лет отдан был в школу, чтобы научиться писать и, пройдя ее с успехом, получил большие познания. Уже в 14 лет у него проявилась склонност к аскетизму. Настал праздник Богоявления: по этому поводу родители его устроили роскошное торжество, приготовили прекрасные кушания. Придя из школы, юный сын, увидя всю торжественную обстановку дома и роскошный стол, крайне смутился и, сказав себе: «если ты будешь есть эти кушашя, то Бог не дарует тебе благ вечной жизни 68 », ушел в уединенное место дома и оставался в глубоком раздумьи. Мать, которая из всех детей своих наиболее любила Феодора, узнав, что он пришел из школы и, нигде не видя его, долго искала его повсюду. Войдя в уединенное место, где находился Феодор, и увидя своего сына в слезах, сказала: «Кто виновник твоей печали? Скажи, чтобы я поразила его своим гневом; но пойдем кушать; сегодня большой праздник; с утра уже я, братья и все, находящиеся у нас ждут тебя». Феодор кротко ответил: «Идите и кушайте; я не буду есть никогда», и утром следующего дня убежал в монастырь, находившийся близ Эсне, из которого, по истечении шести лет, и пришел к Пахомию, будучи 20 лет 69 . Любопытно сопоставить известия греческой и мемфисской редакции, о другом Феодоре, – александрийском. «Некто чтец и аскет – рассказывает греческий автор, – соименный Феодору (?), услышав о Пахомии и братьях его и взошедши на корабль, прибыл в Фиваиду, как муж, выдающийся по благочестию и послушанию, подобно одной из овец Господа(?). И он преуспевал в аскетизме свыше меры. Что же касается до его правоверия, то он был близок к источнику, текущему в вечную жизнь, почерпая отсюда в свое плодоносие. Говорим об архиепископе, – не только о святейшем тогда Афанасии, который не всегда занимал престол александрийский, – но о том, кто сказал: где два или три собраны во имя Мое, там Я среди их, – говорим о Христе, Сыне Бога Живаго, основании истинной церкви, Богочеловеке. Его (т. е. Феодора, а не Богочеловека), пребывающего в хорошей жизни, Пахомий возлюбил так, что сам занялся изучением греческого языка 70 )». Вместо этого безисторичного сумбура благочестия и назидательности мемфисский автор предлагает следующие интересные данные. Был один молодой человек, по имени Феодор, живший в Ракоти (Александрии), 27-ми лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В Александрии жили два дивных и добродетельных мужа: философ авва Феодор и чтец Зоил. С тем и другим мы имели близкое знакомство – с одним ради науки, с другим вследствие того, что мы были одной родины и одинаковых привычек. Авва Феодор философ ничего не имел, кроме плаща и нескольких книг, спал на скамье и, когда только можно было, ходил в церковь . Потом он постригся в киновии Салама и там скончался. Чтец Зоил отличался таким же бескорыстием, и он также никогда ничего не имел, кроме плаща, притом весьма ветхого, и нескольких книг. Его занятие состояло в списывании книг. И Зоил скончался о Господе и был погребен в Лифазомене, в монастыре аввы Палладия. Некоторые из отцов, придя к господину Косме, схоластику, спрашивали его об авве Феодоре философе и чтеце Зоиле: «Кто из них проявил больше мужества и терпения в подвижничестве?» Тот отвечал: «Одинаковы были у того и другого и пища, и ложе, и одежда, и воздержание от всего лишнего. И тот и другой отличались одинаковым смирением, нестяжательностью и умеренностью. Авва философ, босой, весьма слабый глазами, изучил ветхий и новый завет. Но он имел утешение в общении с братией, в посещении друзей и находил большое развлечение, когда занимался сам и изъяснял другим. Относительно чтеца Зоила следует сказать, что не только его жизнь на чужой стороне достойна похвалы, но и его уединение, труд без конца и молчаливость... У него не было ни друзей, ни близких и ему не с кем было разговаривать... Чуждый всему мирскому, он ни в чем не видел утехи... Никогда он не желал пользоваться чужими услугами: сам готовил себе пищу, сам стирал... Даже не искал отдыха в чтении, но сам всегда готов был служить другим. Он не обращал внимания ни на холод, ни на зной, ни на болезни. Не знал ни смеха, ни печали, ни скуки, ни рассеяния... Кроме грубости одежды, он терпел от множества паразитов... Никогда не падал духом. Впрочем, и он, сравнительно с первым, имел немалую отраду в прогулках – свободно и без опасений днем и ночью ходил он всюду, хотя эту свободу уменьшала громадность его труда, делавшая его как-бы изъятым из круга житейских отношений. Каждый получит свою награду соответственно своим подвигам и по мере своего усовершенствования, чистоты ума и сердца, страха Божия и любви, по мере своего служения на пользу общую, беспрерывного славословия и молитвы, глубочайшей веры и сокрытого от людей, но явного для Бога – богоугодного совершенства». 172. Жизнь схоластика Космы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

Бароний о сем делает такое замечание; «из послания Лукиана видно, что обретение было в декабре месяце, перенесение в Иерусалим 26 декабря, другое же перенесение в Константинополь было 27 сентября (ad V Cal Остовг.), как свидетельствует Феодор чтец в конце отрывков 2 книга.» По русскому переводу свидетельства Феодора чтеца это было 21 сентября. «В его царствование (Феодосия), говорит Феодор чтец, 21 числа сентября в храме св. Лаврентия положены были останки святых Стефана, Лаврентия и Агнии. Там и до ныне в тот же самый день празднуется память их.» В греческих памятниках календарных 15 сентября есть память, но обретения мощей архидиакона Стефана, а Лаврентия и Агния в сентябре нет. Историки Феофан и Кедрин свидетельствуют о принесении правой руки архидиакона Стефана в Константинополь при Феодосии Младшем в 19 или 20 год его царствования. Феодосий младший послал большую милостыню патриарху иерусалимскому для раздачи бедным и один золотой крест с драгоценными камнями для возложения на лобное место. Патриарх же иерусалимский послал десную руку св. Стефана первомученика в сестре царя Пульхерии. Когда десная рука прибыла в Халвидон, св. Стефан, явясь Пульхерии, сказал: вот ты имеешь, чего желаешь; я прибыл в Халкидон. Поэтому она вышла на сретение мощей, после создала храм первомученику, где и положила св. десницу его в 20 лето Феодосия (428 по Р. X.). Кедрин говорит: в 19 лето Феодосия положены были мощи прор. Захарии, св. первомученика Стефана и Лаврентия. Никита ритор или пафлогонянин в слове на принесение мощей св. архидиакона Стефана говорит, что они перенесены Иулианою в Константинополь при Пульхерии (у Липомана). Лукиан пресвитер и Василий селевкийский (сей в слове о св. архид. Стефане) говорят, что на гробнице, где лежало тело св. Стефана в Кафаргамале в Палестине, высечено имя его по-сирски: Хелиил, что значит: венец, как и греческое Стефан (Ζτφανοσ), (Cal. univ. eccl. V. 509). Восточные месяцесловы, западные календари и мартирологи и историки касательно времени обретения и превесения мощей в Иерусалим и потом в Царьград разноречат.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Греческий оригинал этого труда не сохранился; дошел лишь существенно сокращенный и отредактированный сирийский перевод–компиляция, сделанный во второй половине 6 в. безвестным монахом–монофизитом из сирийского г. Амида (в Четвертой Армении), к коему применяется имя Псевдо–Захария 85 . В первой половине 6 в. выступают три церковных историка, труды которых утрачены: Феодор Чтец , Иоанн Диакриномен и Василий Киликийский. Их имена дошли благодаря «Библиотеке» Фотия. Феодор Чтец (по–гречески – Анагност), живший при Юстине или Юстиниане, происходил из Пафлагонии и был чтецом в Константинополе (в Великой церкви). Он написал по чьей–то просьбе компилятивный «Свод церковной истории» (κλογ κ τν κκλησιαστικν στοριν) в 3–х книгах. Из этого свода было сделано сокращение, сохранившееся в оксфордском Codex Baroccianus. Из этого сокращения видно, что последняя выдержка взята из 7 книги Сократа 86 . Труд Феодора известен на Западе под именем Historia Tripartita, поскольку составлен именно на основании трех источников. Инкорпорированные латинской письменностью, эпитомы Феодора Чтеца стали для западного мира одним из базовых источников знаний о Восточной Церкви и Византийской империи. Первая половина компиляции Феодора заслуживает сравнительно большего внимания. Он начинает изложение событий с двадцатого года правления Константина и доходит до вступления на престол Юлиана Отступника, стараясь дать целостное непрерывное повествование, для чего объединяет несколько разрозненных сказаний. Вторая половина компиляции охватывает историю Церкви от времени Юлиана до 439 г. и представляет собой конспект труда Созомена. Не дошло до нас в целом виде еще одно произведение Феодора Чтеца – самостоятельная церковная история в 2–х книгах (которой он собирался продолжить труды Сократа и Созомена) от конца правления Феодосия Младшего до восшествия на престол Юстина I 87 . О двух других авторах известно только от Фотия. Последователь северианской ереси Иоанн Диакриномен, которого Фотий отождествляет с Иоанном Эгейским, писал, согласно тому же Фотию, историю от Феодора Мопсуэстийского до императора Зенона (429–518 гг.). Василий Киликийский был, по Фотию, «хитрым несторианином», но в историографии полагают, что на деле он был просто представителем антиохийской богословской школы. Василию принадлежала также апология против Иоанна Скифопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор чтец ; «Констанций царствовал двадцать четыре года и пять дней. В его время принесены в Константинополь останки святых апостолов – Тимофея (за восемь дней до июльских календ), Андрея и Луки (за пять дней до мартовских нон), и положены в освященном им великом храме святых апостолов». Филостор. и Феодор. чтец. Истор. церк. стр. 331, 533. Спб. 1853. 27 Похвала святому и всехвальному апостолу Андрею. Patrol. curs. compl. t. CV. p. 53–80. Paris. 1862. 28 Сказание о снятом апостоле Христовом Андрее, между учениками первозванном. Combefis. Biblioth. patr. concionator. tom. VI. pag. 44–50. Paris. 1662. Снес. Fabric. Biblioth. graec. vol. IX. pag. 54. Hamburg. 1737. 30 Зилот и Кананит суть проименования одного и того же Симона ( Мф. 10:4 ; Лк. 6:15 ), апостола из двенадцати, а то и другое проименование означает ревнителя и, вероятно, члена секты зилотов, к которой Симон принадлежал, может быть, до апостольства (Филарет. Начерт. церковно-библейск. истор. стр. 587. Москва. 1844 г.). Так как другого Симона, прозываемого Зилотом или Кананитом, нет и в числе семидесяти апостолов (св. Димитр. рост. Чет. мин. январ. лист. 45–52. Москва. 1856 г.); то надобно полагать, что таковой Симон, по прозванию Зилот или Кананит, отличный от Симона, Зилота же или Кананита, что из двенадцати, был из числа тех апостолов, о которых говорит Евсевий: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратишь внимание на свидетельство Павла, который говорит, что по воскресении из мертвых Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братиям единою ( 1Кор. 15:6 ), из которых иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жила в то время, когда он писал это» (Евсев. Истор. церк. кн. 1, гл. 12, стр. 49. Спб. 1848 г.). К числу таковых апостолов принадлежат например: Лазарь четверодневный, Максимиан, Иосиф аримафейский, Никодим, Гамалиил и проч. (св. Димитр. рост. Чет. мин. январ. л. 52 на обор.–54. Москва. 1856 г). К числу таковых же апостолов, надобно, говорим, полагать, принадлежал и другой из Симонов Зилотов или Кананитов, раздельно упоминаемых под этими проименованиями в настоящем сказании. 33 О перенесении мощей св. ап. Андрея, также Луки и Тимофея, Артемием, по повелению Констанция, в Византию говорит Метафраст и в описании мученичества Артемия. Метафр. Opp. t. II р. 1164. Paris. 1864. Снес. Никифор. каллист. Ecclesiast. histor. lib. II cap. 43 p. 142. Francof. 1588. Смотр. также выше. 34 О жизни, деяниях и кончине святого всехвального первозванного апостола Андрея. Patrolog. curs. compl. t. CXX. p. 216–260. Paris. 1864. 35 Т. е. при Константине Копрониме, которого называли в свое время предтечею антихриста. Кедрин. Histor. compendium; орр. t. 1 p. 868. Paris. 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010