Христиане почитают Святую Троицу, но не почитают трех богов. Они поняли эту божественную тайну, т.к. на них сошел в Своей славе Святой Дух, после распятия и воскресения Иисуса Христа. Никому не следует ссылаться на запрет почитания изображений, данный Богом израильтянам как на всеобщий запрет, ибо Он просветил апостолов разрешить христианам иконопочитание. Израильтяне почитали даже бронзового змея, которого Моисей сделал в пустыне. Они воскуряли перед ним фимиам, до тех пор, пока царь Езекия не запретил им, как об этом говорится в книге Царств: «Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, – потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли Нехуштан» ( 4Цар. 18:4 ). Моисей и те, кто были после него, оставили его и как напоминание об избавлении от смерти из-за змеиных укусов, ведь стоило только взглянуть на него, и человек исцелялся, и как знак величия силы Божией ( Чис. 21:9 ). Им было позволено прославить Бога, а они ошиблись и поклонялись змею, несмотря на то, что им был дан строжайший запрет не почитать никакого подобия или образа. Что же произошло, если бы им было разрешено поклоняться чему-либо? Священное Писание содержит множество свидетельств домостроительства Божия, которое проявлялось в отношении иудеев, которые не могли на то время вместить все истинное знание, но лишь то которое Бог давал им по Своей воле на соответствующее время. Вот, например, что Он говорит в Евангелии относительно развода, разрешенного ранее Моисеем: «Они сказали: Моисей позволили писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам эту заповедь; В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает » ( Мк. 10:5–9 ). Глава XIX Еще одно доказательство из Писания и других аналогичных исследований разума в пользу наших рассуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Христианин ли ты? Старец отвечал: — По благодати Христа, Бога всяческих, я — христианин. Казнохранитель исполнился гнева и сказал: — Ты говоришь неправду. Святой отвечал: — Ты говоришь, что я не христианин, а Бог говорит, что я неизменно пребываю христианином. — Но если ты христианин, — возразил казнохранитель, — то за что же ты ненавидишь царя? — Откуда это видно? — спросил святой. — Ведь, ненависть есть сокровенное чувство души, точно так же, как и любовь. — Из дел твоих, — ответил казнохранитель, — всем стало известно, что ты враг царя и его царства. Ибо ты один предал сарацинам Египет, Александрию, Пентаполь, Триполис и Африку. — Где же достоверные доказательства этого? — спросил святой. Тогда ввели некоего Иоанна, бывшего когда-то сакелларием 4 Петра — в то время, как Петр был наместником Нумидии Африканской 5 . Этот Иоанн сказал: — Двадцать два года тому назад дед господина нашего царя повелел блаженному Петру, чтобы он вел войска в Египет против сарацин. Петр, доверяя тебе, как рабу Божию, писал к тебе, прося полезного совета. Но ты отписал ему, что не благоугодно Богу помогать царю Ираклию и наследникам его. Тогда святой сказал ему: — Если ты говоришь правду и имеешь письмо Петра ко мне и мое письмо к Петру, то покажи их; пусть их прочтут, и я приму достойную казнь по закону. Иоанн ответил: — Я не имею писем ваших, и даже не знаю, писали ли вы друг другу, но в лагере тогда все об этом говорили. Святой возразил: — Если целое войско об этом говорило, то почему только ты один на меня клевещешь? Видел ли ты даже меня когда-либо, или я тебя? — Нет, — отвечал Иоанн. — Я никогда не видел тебя. Тогда святой, обратившись к собранию, сказал: — Судите сами: справедливо ли ставить во свидетели таких людей? Сказано ведь: «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7,2) от Бога, праведного Судии всех. Затем ввели Сергия Магуду. Тот сказал: — Назад тому девять лет блаженный авва Фома, пришедший из Рима, рассказывал мне следующее: посылал меня, говорил он, папа Феодор к Григорию, префекту Африки, отложившемуся в то время от греческой империи, сказать ему, чтобы он не боялся греческих войск, ибо раб Божий, авва Максим, видел сон, будто на небесах, на востоке и на западе, стояли лики ангелов. Из них бывшие на востоке восклицали: «Константин Август, ты победишь!» Находившиеся же на западе восклицали: «Григорий Август, ты победишь!» При этом голос западного лика был яснее и громче, чем восточного.

http://isihazm.ru/1/?id=12

От апостола сохранились два послания, вошедшие в состав Нового Завета. В них он убеждает христиан проводить жизнь строгую и воздержанную, достойную их высокого звания, предостерегая от языческих соблазнов и от лукавой проповеди грядущих лжеучителей. ...Второй поминаемый ныне Церковью святой апостол – Павел – первоначально назывался Савлом, что значит по-еврейски «вымоленный», «желанный». Полагают, что он, судя по этому имени, был долгожданным, перворожденным сыном. Родился он в городе Тарсе в местной знатной семье из древнего еврейского колена Вениаминова. Учился Савл у знаменитого тогда Гамалиила, став со временем достаточно образованным человеком, вошедшим в круг так называемых фарисеев – строгих и наружно чрезвычайно благочестивых ревнителей религиозных еврейских обычаев. В это время он отрицал христианство и даже был одним из самых упорных гонителей христиан. Как свидетельствует сам апостол (покаянный его рассказ мы читаем в Деяниях апостолов), он, например, сторожил одежды тех, кто побивал камнями святого первомученика Стефана. С необычайной ненавистью терзал он тогда Церковь Христову, сам порой влача первых ее исповедников в темницу. Но и этого ему было мало. Достаточно поистерзав христиан в Иерусалиме, он испросил у первосвященника направления в сирийский Дамаск, чтобы и там преследовать первых последователей Христа. Однако на пути в Дамаск с ним произошло необыкновенное чудо, полностью изменившее всю его жизнь и приведшее его самого в ограду Церкви Христовой. Когда Савл шел в Дамаск, его вдруг осиял необыкновенный свет, изливавшийся с неба. Пораженный, он упал в страхе на землю и услышал Божественный глас, спросивший его: Савл, Савл! что ты гонишь Меня ( Деян 9, 4 )? Савл же мог только сказать: Кто Ты, Господи? – и услышал в ответ: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна ( Деян 9,5 ), то есть против необоримой силы, в данном случае силы Божественной. В ужасе Савл спросил: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать ( Деян 9, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 . Яко вервь червлена устне твои, и беседа твоя красна. Как лента алая губы твои, и уста твои любезны. Желала лобзаний уст Господних Невеста, похваляет и воспевает красоту уст ее Жених: яко вервь червлена устне твои ( как лента алая губы твои )! И опять, кроме общего указания на красоту ее, находят святые отцы в этом восхвалении и таинственный смысл. Бл. Феодорит: «Яко вервь червлена, приветствует ей: устне твои, и беседа твоя красна. Ибо сей цвет заимстуют оне от крови Моея». И подобно св. Григорий Нисский : «Ибо Церковь ... червленостию научается взирать на ту кровь, которою мы избавлены, и всегда иметь в устах исповедание Искупившаго нас кровию». А вот чудное описание орла и орлят в книге Иова: «По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных; оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко; птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он» (39:27–30). Господь подобен царственной птице орлу, а «птенцы Его» христиане «пьют Кровь» Божественного Спасителя своего в святой евхаристии. «Ибо где труп (преломленное Тело и пролитая Кровь Спасова), там соберутся орлы» – христиане 35 . «Птенцы Его пьют кровь», потому червлена устне твои, к ак лента алая губы твои . Чему подобны уста ( губы ) ее? Верви червлене. Бл. Феодорит: «И словеса глаголют (уста ее. – Г.Ф.) истинны, которыми яко вервию некоторою уловляются человеки и связуются. Ибо беседа твоя красная их услаждает и остановляет, и удаляться не попускает, но устен твоих слушати понуждает». Посредством сей «словесной верви» уловляют апостолы и учители церковные Христу души людские, ибо Он Сам сделал их ловцами человеков ( Мф. 4:19 ). И беседа твоя красна, и уста твои любезны . Святые учителя Церкви – вот ее уста, ее златоусты, богословы, двоесловы, ведущие красную беседу любезными устами своими. 5 . К ланитам Невесты своей обращается теперь взор Жениха: Яко оброщения шипка ланиты твои, кроме замолчания твоего, или: как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

—838— ограниченности с глаз человека, и человек увидел свою бесконечность в Боге. Мы же все с открытым лицом как в зеркале взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Исполниться всей полнотой Божества, преображаться в «тот же образ» – вот новые, безмерный задачи, осуществляемый в новом христианском тоне мировой жизни, и провозглашение этих задач, было одновременно провозглашением совершенно новой, ноуменальной антропологии. Мистическая мораль христианства своей основой имеет антропологическое учение об умопостигаемой божественности человеческого лика; и замечательно, что ап. Павел, заговоривший о внутреннем человеке, поставил его в связь с божественной Софией, про Которую сказано; «Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий Своих, искони. Когда полагал (Он) основание земли; тогда я была при Нем художницей…» ( Прит.8:22–30 ). «Мудрость», – говорит Апостол, – мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего, и не властей века сего преходящих: но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» 1137 . Слава наша, преобразиться в которую зовет Апостол, получила существование прежде веков и сокровенно пребывает в Софии, и София, таким образом, провозглашается Апостолом идеальным и умопостигаемым человечеством, божественной славой человека, которая «родилась когда еще не было источников обильных водой» ( Прит.8:25 ). Этим сопоставлением объясняется загадочный последний стих: «Тогда я была при Нем художницей:... веселясь на земном кругу Его и радость моя была с сынами человеческими» (8:31). Когда еще не было бездны, до начала веков, искони, Премудрость Божия веселилась с сынами человеческими на умопостигаемому кругу, помещаемой —839— Библией в Недрах Самого Бога. Таким образом, новая идея внутренней бесконечности лика человеческого, как образа Божия, получает у апостола языков религиозное и метафизическое завершение в идее Софии, как умопостигаемой домирной славы человека. Другими словами, София есть идеальное и вечное место человека в Боге, – место, из которого человек ниспал через интеллигибельный акт свободы, и в которое он возвращается в христианском эоне истории благодатью и силой уничижившегося Слова, – Слова, принявшего крестную смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот почему, как сказала авва Евагрий: " лучше быть среди тысячи с любовью, чем одному скрываться в пещерах с ненавистью " (ДI, 609). " Чада мои! Нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним " (преп. Антоний Великий, От, 16). " Святая любовь, проникая всех от первых до последних, от головы до ног, всех с собою сочетавает, сцепляет, связывает и единит, и делает их крепкими и непоколебимыми. Будучи познаваема, она открывается каждому из них одною и тою же. Она есть Бог, с Коим и последние бывают первыми и первые, как последние " (преп. Симеон Новый Богослов Д V, 51). " Нет ни одного вида добродетели, человека с Богом содворяющей и сочетавающей, которая не была бы связана с любовью и от нее не исходила, неизреченно как-то ею бывая объемлема и охраняема " (св. Феодор Эдесский, Д III, 339). " Что пользы, если имеет кто все, но не имеет любви спасающей... Приобрел ли кто девство, постился ли, совершает ли бдения, молится ли, дает ли приют бедным.., строит ли церкви, другое ли что делает, - без любви все это ни во что не вменится у Бога " (преп. Ефрем Сирин, Д II, 463). Даже сама любовь к Богу поверяется любовью к людям: Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1 Ин. IV, 20). Но и любовь к людям, в свою очередь, поверяется в христианстве любовью к Богу: Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его (1 Ин. V, 2). Все духовные действия в христианстве поверяются безошибочным показателем любви. Тот, кто говорит, что любит Бога, но не любит людей, есть, по Апостолу, " лжец " (1 Ин. II, 4). Тот, кто не любит Бога и тем самым не исполняет Его заповеди, - не может иметь истинной любви к людям. Такова двуединая апостольская формула любви. Ее, как известно, графически изобразил в VI веке св. авва Дорофей (Д II, 617). Если центр круга - Бог, а люди - радиусы, идущие к Нему от окружности, то их движение к Центру есть одновременно сближение друг с другом. Стремление к Центру есть неизбежность взаимного сближения. И наоборот: если нет движения к Центру, то радиусы не приближаются друг к другу. Сближение людей в любви обусловлено их приближением к Богу. Если представить себе обратное движение, то чем дальше будут уходить радиусы людей от Центра, тем все шире будут расходиться их пути, теряясь в пустынях одиночества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

е. не против людей, по природе своей все же немощных, как бы ни были они злы и хитры (Блаж. Феодор.), – «но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Мироправителями называются поднебесные (т. е. повсюдные во вселенной) духи злобы в смысле их зловредности и развратительности в грешном мире, во зле лежащем ( Ин. 5:19 ). Рассеевая зло в людях, они подчиняют их себе, как раборв, и затем властвуют над грешниками, как над своими подданными. ( Еф. 6:13–18 ). В-третьих, Св. Апостол под разными метафорическими образами описывает всеоружие христианское для брани с духами злобы (броня правды, щиты веры, шлем спасения и проч.), показывая, что способ успешного ведения сей брани состоит в «молитве во всякое время духом» (т. е. в непрерывном бодрствовании). III. Заключение ( Еф. 6:19–24 ). В заключении своего послания Апостол просит, во-первых, молиттв о себе, «дабы ему дано было слово … открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования». Во-вторых, говорит о посольстве к Ефесеям Тихика, дабы он возвестил им «об обстоятельствах и делах его, и тем утешил сердца их. Наконец, посылает мир, любовь и благодать братиям со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа». 90 Замечательно, что пастырство и учительство Апостол неразрывно соединяет вместе, как бы внушая, что тот и не пастырь, кто не может быть учителем. 91 Сие изречение нигде в Писании не находится в том виде, как приводит его Апостол; и потому полагают, что оно есть свободное изложение в устах апостольских мысли, заимствованной из пророка Исайи… «восстань светись (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… и проч. ( Ис. 60:1 )… Еще указывают на Ис. 26:19 . «Оживут мертвые твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте» и проч. 92 Что много и часто случается дурных браков в христианстве, это должно смущать никого, точно также, как и то, что много вообще есть недостойных и дурных христиан, хотя в крещении всем подаются силы и возможность быть хорошими христианами. Апостол рассуждает о том, что такое есть христианский брак по существу своему, и каков он должен быть по своей идее, не касаясь того, каким он бывает иногда у христиан на самом деле. Читать далее Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И вспоминая сегодня великое дело христианского просвещения и воцерковления Руси, начатое святым равноапостольным князем Владимиром, так решительно сокрушившим идолище поганое языческой веры, будем и мы стараться избегать губительных языческих страстей, будем бороться с этими душевными идолами, таящимися в нас, будем просвещаться христианским просвещением, подлинно христианским духом жизни, в чем да поможет нам Господь Бог – по молитвам Матери Божией, святого князя Владимира и всех святых. Аминь. О следовании за Господом (Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице) 10 августа 1951 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В прочитанном сегодня Евангелии мы слышали с вами об одном из чудес Господа нашего Иисуса Христа. Множество народа следовало за Господом, кротость, милосердие и любовь Которого так привлекали к себе всех, кого Он учил, наставлял, исцелял. Порой эти поучения и исцеления продолжались до позднего часа. Именно так случилось и в тот день, о котором повествуется в ныне прочитанном Евангелии. Позде же бывшу, приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще: пусто есть место, и час уже мину: отпусти народы, да шедше в веси купят брашна себе ( Мф 14,15 ). Но Господь ответил им, что не нужно никуда идти, а нужно дать им поесть. Однако как дать стольким людям пищу в пустыне, когда у самих апостолов не было ничего, кроме только пяти хлебов и двух рыб? И вот Господь велел принести их Ему и, воззрев на Небо, благословил этот скудный запас. Затем дал благословленное ученикам, а те народу, – и все насытились. И еще осталось двенадцать полных корзин несъеденного. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей ( Мф 14,21 ). Как Господь заботился о народе! Как в этой картине все наполнено любовью! Ведь Иисус, будучи Богом, по любви и пришел на землю, по любви воспринял человеческий облик, образ, естество. По любви предпринял и подвиг учительства народа, ходя по городам и весям с проповедью Царства Небесного. И, чувствуя эту любовь, народ во множестве следовал за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как святая равноапостольная княгиня Ольга желала, чтобы познание веры стало уделом всего русского народа, так и нам – сегодня особенно! – нужно желать и способствовать тому, чтобы народ наш не забывал единственной достойной и спасительной основы своей – Христовой веры – и от нее никак бы не отходил. Сколько же, верно, печали и горьких слез способны принести княгине Ольге те, кто становятся отступниками от веры Христовой, от веры наших мудрых отцов и матерей, а порой даже смеют насмехаться и над ними, и над самою верой великой Святой Руси! Будем же, дорогие, молить духовную праматерь нашу, святую княгиню Ольгу, сохранить нас в истинной христианской вере и в истинной христианской жизни, избавив нас от напастей и бед, от всякого внутреннего и внешнего зла. Будем просить святых и сильных молитв ее перед Господом нашим Иисусом Христом, да избавит Он нас от всякого греха и нечестия и да сподобит Он нас, недостойных, вечной жизни в славном Небесном Царствии Пресвятой и Живоначальной Троицы, Ей же славу, честь и поклонение воссылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово на Преображение Господне (1971,1975) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Даже тогда, когда ученики Иисуса узнали и исповедали в Нем Христа – Помазанника и Сына Божия, как и сказал об этом святой апостол Петр: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго ( Мф 16,16 ), они все же поначалу ожидали полного откровения Его славы уже здесь, на земле, при восстановлении Им царства Израильского (см.: Деян 1,6 ). Однако на это Господь объявил им, что не слава, а смерть ожидает Его в Израиле, где Ему предстоит много пострадать... быть убиту, и в третий день воскреснуть ( Мф 16,21 ). И если Он Царь, как предполагал, говоря с Ним, Пилат, то отнюдь не земной, не израильский, ибо Царство Его, как ответил тогда Иисус, не от мира сего... ныне Царство Мое не отсюда ( Ин 18, 36 ). Его Царство – внутреннее, духовное, вечное, ради которого каждый ученик и последователь Христов, сохраняя веру в Него и спасая свою душу, должен быть готов отвергнуться себя, взять крест свой и последовать за Иисусом, чтобы все претерпеть (см.: мф 16, 24). Славы же следует ожидать отнюдь не земной, но небесной, ибо какая польза человеку в земном и какая польза ему в том, что он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф 16,26 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки. Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов. Католический и православный крест – разница существенна? Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков. И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские). Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: « Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: « Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

http://pravmir.ru/chem-otlichayutsya-kat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010