Преподобный Феодор Освященный Святой Феодор родился в IV веке и был сыном богатых и знатных христиан, живших в Верхнем Египте. Он с детства вел благочестивую жизнь. Однажды, когда в доме его родителей готовилось пиршество в честь праздника Богоявления, 12-летний отрок пришел в сильное смущение и подумал: «Если ты будешь вкушать эти дары земной жизни, то не получишь радостей жизни вечной». С тех пор он всегда постился с утра до вечера и воздерживался от всякой изысканной пищи. Через два года Феодор был принят в Латопольский монастырь, где подвизались старые иноки, и стал вести отшельническую жизнь. Наслышанный о преподобном Пахомии, он загорелся желанием приобщиться к его мудрости и отправился в Тавенниси. С первых же дней пребывания в монастыре юный Феодор старался во всем следовать примеру святого Пахомия, в образе которого находил зримое присутствие Господа. Он строго хранил чистоту помыслов, был сдержан и приветлив в обращении, беспрекословно послушен и соблюдал это до самой смерти. Феодор настолько преуспел в иноческих добродетелях, что, несмотря на молодой возраст, вскоре стал утешением и образцом для многих братий. В первый год его пребывания в обители, когда он однажды встал утром на молитву, его келья вдруг озарилась ярким светом и перед ним предстали два сияющих Ангела. Феодор испугался и бросился на крышу, однако Ангелы последовали за ним, успокоили и пророчески вручили ему связку ключей. В другой раз навестить его пришла мать. Феодор отказался встретиться с ней из опасения нарушить заповедь, предписывающую тем, кто устремился к духовному совершенству, навсегда отречься от родных. Помня, что в Судный день ему придется держать ответ, он сказал: «Нет у меня матери и ничего нет в этом преходящем мире». Когда же святой Пахомий стал упрекать его, чтобы испытать, Феодор не стал оправдываться, но, напротив, признал вину и сказал: «Буду плакать до тех пор, пока Господь не ободрит мое сердце и не признает достойным следовать Его повелениям». Случилось, что один из братии, будучи наказан святым Пахомием, готовился покинуть монастырь. Феодор пришел к нему и сначала сделал вид, что тоже принял подобное решение, а затем ободрил брата, что помогло спасти его душу от погибели. В другой раз, побеседовав со старым иноком и поняв, что тот никак не может отрешиться от родственных пристрастий, Феодор сделал вид, что хочет покинуть обитель, где так мало придается значения евангельскому слову (см.: Лк. 14: 26), и тем самым помог брату преодолеть себя.

http://pravoslavie.ru/61830.html

Скачать epub pdf Имя Феодора Абу Курры , выдающегося и весьма оригинального православного богослова, фактически незнакомо российскому читателю, хотя среди книжников Древней Руси труды и взгляды Абу Курры были известны 1 , а в последнее время указания на необходимость исследования его богословского наследия стали звучать и в среде современных православных патрологов 2 . Феодор родился около 750 году в Эдессе, умер около 820 года. О его жизни до сих пор нет достоверных сведений 3 . Влияние, оказанное на него работами преподобного Иоанна Дамаскина († 749), позволяет предположить, что Феодор в молодости тоже был монахом в монастыре святого Саввы Освященного в Палестине, где он серьезно ознакомился с миром богословия преподобного Иоанна Дамаскина . Сам Феодор Абу Курра считал себя учеником преподобного Иоанна и продолжил, в частности, его борьбу с иконоборчеством. В одном из диалогов, где имя Абу Курры стоит в заголовке, специально упоминается, что Феодор написал его «с голоса Иоанна Дамаскина » – «техническое» выражение, означающее «в соответствии с устным учением» Иоанна Дамаскина. Установить, когда Феодор был рукоположен во епископа древнего города Карры (ныне Харан), в Месопотамии, не представляется возможным. Почетный титул «Абу Кура» (отец утешения), равно как и титулы философа и учителя, указывают на то, каким большим уважением пользовался этот православный богослов. Это подтверждается также и тем, что его труды, написанные по-гречески, вскоре же переводились на грузинский. Атмосфера города Карры, имевшего в VIII и IX веках большое экономическое и культурное значение, а также религиозное многообразие этой митрополии исключительно благотворно повлияли на продуктивность его литературного творчества. Абу-Курра свободно писал и на греческом, и на арабском, и на сирийском. До наших дней сохранились 43 работы, написанные им по-гречески, а также большое количество рукописей на арабском языке, автором двадцати из которых, несомненно, следует считать Абу Курру. Как указывает сам Феодор, им были написаны 30 трудов на сирийском языке, данные рукописи до сих пор считаются пропавшими. Из его коротких греческих трактатов большинство составлено в форме диалогов с еретиками, встреченными автором (несториане, монофизиты, оригенисты), а семнадцать – направлены против ислама . В своих сочинениях Феодор затрагивает широкий спектр богословских вопросов, от триадологии и христологии до сакраментологии и иконопочитания. Некоторые из его работ посвящены полемике с исламом, и нас в данной статье интересовать будут преимущественно они. Феодор Абу Курра является ранним представителем арабо-христианской литературы, обладающим яркой незаурядной индивидуальностью. Не менее значительно его воздействие на становление догматики ислама 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Тайна греха и страданий по суду Откровения. Архиепископ Феодор (Поздеевский) Архиепископ Феодор ( Александр Васильевич Поздеевский) родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевском Костромской губернии в семье священника. Окончил Казанскую духовную академию и защитил магистерскую диссертацию, посвященную аскетическим творениям преподобного Иоанна Кассиана Римлянина . В 1904–1906 гг. архимандрит Феодор – ректор Тамбовской духовной семинарии. В 1906–1909 гг. – ректор Московской духовной семинарии. С 1909 г. – ректор Московской духовной академии. 14 – сентября 1909 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Епископ Феодор был строгим монахом и аскетом в личной жизни, ревнителем святоотеческих традиций в жизни церковной и в богословии, знатоком канонического права. В Академии владыка ректор читал курс пастырского богословия; его лекции были изданы в 1911 году под названием «Смысл христианского подвига. Из чтений по пастырскому богословию». Вскоре после Февральской революции 1917 года ректор МДА епископ Феодор был смещен с должности и назначен настоятелем московского Данилова монастыря. Благодаря владыке Феодору и его ученикам и единомышленникам в 1920-е годы, несмотря на внешние стеснения и репрессии, монастырь стал светочем и оплотом Православия. Во время вспыхнувших церковных смут в Данилове находили прибежище многие верные Православию архиереи. В июле 1920 года владыка был впервые арестован – так начался его путь исповедника. С тех пор он практически не был на свободе. В августе 1923 года указом Святейшего Патриарха Тихона епископ Волоколамский Феодор был возведен в сан архиепископа. В 1937 году архиепископ Феодор жил на свободном поселении в пригороде Усть-Сысольска (Сыктывкара) селе Тентюкове. Здесь 4 марта 1937 года он был арестован по постановлению Управления НКВД Ивановской области и 23 октября 1937 года расстрелян в Ивановской тюрьме. В 1981 году архиепископ Феодор был прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в сонме святых новомучеников и исповедников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/zlo-gr...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Феодор Бородин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Протоиерей Феодор Бородин: Христианская семья – семья, где каждый служит каждому, чтобы все были счастливы Протоиерей Феодор Бородин В Избранное ( 13  голосов:  4.5 из  5) Протоиерей Феодор Бородин для «Азбуки супружества» Протоиерей Феодор Бородин родился в 1968 году в Москве, был крещен в 9 лет. В 1986–1988 гг. служил в армии, после армии поступил в Московскую духовную семинарию, окончил ее в 1992 году. Рукоположен в диаконы, а затем в священники в 1992 году. Служил в храме святителя Николая в Кленниках, с осени 1993 года настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Женат, отец восьмерых детей. Отец Федор, недавно вы писали, что вас попросили выступить в кадетском корпусе, и вы в глазах большинства воспитанников увидели боль, которую узнаёте с тех пор, как развелись ваши родители. Да, уже сорок один год. Мне было двенадцать лет, когда папа с мамой развелись. К счастью, не было того, что часто бывает после развода, когда мать настраивает детей против отца, не дает ему видеться с ними. Сохранить брак родители не смогли, но оба понимали, что детям необходимо общение с матерью и отцом, и мама не препятствовала нашему общению с папой. Обычно он приезжал к нам вечером, после работы. Конечно, это было уже совсем не то, что раньше, когда мы все жили вместе, и развод родителей я переживал очень тяжело. Опираясь не только на свой детский опыт, но и на опыт общения с детьми, пережившими развод родителей, растущими с какого-то возраста в неполных семьях, попробую объяснить, что испытывает ребенок, когда его родители расходятся. Прежде всего, он видит раскол своей вселенной. Папа и мама – фундамент его мира, мира, в котором он растет. Этот мир должен быть единым, а становится не единым. Неразрешимая дилемма, когда ты любишь папу и маму, и они любят тебя, но они больше не вместе. Это то, чего не должно быть, но что есть. Ребенок живет в такой расколотой вселенной.

http://azbyka.ru/semya/protoierej-feodor...

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии " славного града их Тетякова " . Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского († 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275-1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличавшийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: " А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его " . Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, " царь отпустил его с великой честью " , и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: " не прияша его во град, но рекоша ему: " Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михайло " " .

http://patriarchia.ru/db/text/913781.htm...

Девятый день. Поучение 1-е. Св. Феодор, епископ Едесский. (Нужно молиться ко премудрости Наставнику и смысла Подателю, чтобы Он просветил наш ум и вразумил наше сердце к познанию истины и добра). I. Когда Феодор, бывший впоследствии епископом едесским, память коего совершается ныне, пришел в отроческий возраст и был отдан в школу учиться грамоте, то оказался тупым и беспамятным, а потому был малоуспешным. За это наказывали его родители и учители и оскорбляли сверстники. Бездарному отроку пришла наконец благая мысль просить у Бога разумения, и он начал часто ходить в церковь и усердно молиться Богу о даровании ему памяти и разума. Однажды в воскресный день Феодор пред литургиею вошел в алтарь и скрылся под самым престолом. Архиерей начал совершать литургию, а отрок Феодор, молясь, заснул. Ему приснилось, что какой-то светоносный отрок питал его медом, вручил ему жезл и благословил его. Пробудившись Феодор вышел из под престола и, по требованию архиерея, рассказал о своей бездарности, о своей молитве и о сновидении. Архиерей понял, что молитва отрока услышана, что ему сообщено ангелом Божиим дарование и предназначено Богом быть пастырем церкви, – и велел принять Феодора в клир. С этого времени дарования отрока начали быстро развиваться, и он успел в науках так хорошо, что превосходил не только сверстников, но и старших себя. Он приобрел познания богословские и философския, и впоследствии, как было ему предсказано, возведен в сан епископа. При жизни он славен был ревностным и успешным проповеданием христианства и благочестием, а по смерти прославлен от Бога чудесами. II. Не всякому даются от роду одинаковыя дарования: у иного они сильнее и быстрее, у другого медленнее и тупее; но всякий может и должен молить премудрости Наставника и смысла Подателя, чтобы Он просветил ему ум и вразумил его сердце к познанию истины и добра. Вот, по указанию слова Божия, «побуждения к исканию истины и ведения». а) Они делают человека мудрым: лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Послушайте наставления, и будьте мудры и не отступайте от него ( Npumч. VIII, 10–11, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Феодор Абу Курра об исламе Точное время рождения Феодора Абу Курры неизвестно, полагают, что он родился около 750 г. в Эдессе. На место рождения указывает сам Абу Курра, который в своём арабском трактате в защиту иконопочитания, говорит: «Из всех икон, мы вспоминаем эту 1 , потому что она особо чтима в моем родном городе, благословенной Эдессе» (XXIII). В молодости Абу Курра принял постриг и подвизался в знаменитом монастыре св. Саввы 2 . Отличавшийся эрудицией и хорошим образованием, полученным в лавре, Феодор был рукоположен во епископа древнего, упоминаемого ещё в Библии (Быт 12и др.), города Харран (ныне деревня Харан, на юге Турции, недалеко от границы с Сирией). Монофизитский историк Михаил Сириец (XII) сообщает, что он был рукоположен патриархом Антиохии Феодоритом (785–799), и годы патриаршества последнего обозначают приблизительное время хиротонии Феодора. Атмосфера города Харрана, имевшего в VIII и IX веках большое экономическое и культурное значение, а также религиозное многообразие этой епископии исключительно благотворно повлияли на продуктивность его литературного творчества. Абу-Курра свободно писал и на греческом, и на арабском, и на сирийском 3 . Несмотря на сирийское происхождение и место служения, Абу Курра был тесно связан с Палестиной и палестинским христианством. Так, в «письме Давиду Монофизиту» он вспоминает о их встрече у святых мест Иерусалима. По просьбе Иерусалимского патриарха Фомы он написал послание к монофизитам о христологии. Вступление к XVIII диалогу на греческом указывает, что Феодор прибыл в южнопалестинский город Азот, чтобы помочь христианам в полемике против мусульман. В XIX диалоге упоминается, что он состоялся, когда Абу Курра выходил из Иерусалима. Иоанн Кипариссиотис (†1378), сообщает, что Феодор принимал активное участие в некоем соборе против манихеев, и цитирует речи Абу Курры, произнесённые на этом соборе 4 . Михаил Сириец пишет, что из-за какой-то клеветы, возведенной против него патриарху Феодориту, Абу Курра вынужден был оставить кафедру. Современный исследователь творчества Абу Курры из Антиохийской Церкви – диакон Bassam Nassif предполагает, что это произошло из-за вопроса об иконопочитании – Феодорит был иконоборцем 5 . После того, как в 799 г. он умер и Антиохийскую кафедру занял патриарх Иов, Абу Курра вернулся в Харран.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Феодор Бородин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Протоиерей Феодор Бородин: «Несчастным человека делает не семья, а неумение любить» Протоиерей Феодор Бородин В Избранное ( 2  голоса:  5.0 из  5) Социологи выяснили: среди семейных россиян меньше счастливых, чем среди одиноких. Проблемы с деньгами, жильем, врачами и учебой детей вгоняют в тоску. Что делать, если верующий человек понимает, что до него «дотянулись» когти житейских неурядиц? Отвечает глава многодетной семьи протоиерей Феодор Бородин, московский храм св. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Конечно, свободы в браке у человека становится меньше. Но и только. В остальном люди в семье, наоборот, гораздо более счастливы. Ведь счастье – это когда ты любишь, и тебя любят. В семье реализовать это гораздо легче. Наверное, опрос, о котором идет речь, проводили среди людей, далеких не только от Церкви, но и от христианского понимания жизни вообще. Эти очень печальные результаты опроса – еще одно свидетельство глубочайшего кризиса понимания русским народом того, что такое институт семьи. Мне кажется, что главное богатство человека на земле – это люди, которые его любят. Чем их больше, тем человек богаче. Семья – это именно такие люди: жена, которой не было, а теперь она есть; дети, которых вообще не было, а теперь Господь их вам дал. Если человек любит только себя, то, конечно, в семье ему тяжелее. Несчастным человека делает не семья, а неумение любить. Недавно я приглядывался: кто из моих прихожан и знакомых выглядит счастливым? Оказалось, что это люди, которые работают в сфере христианского служения другим, например, в Марфо-Мариинской обители или в детских домах. Получают очень мало – не только денег, но и благодарности. А глаза светятся. Господь сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. 20:35 ). Можно сказать и так: счастливее давать, нежели принимать. То есть человек, который умеет отдавать, имеет к этому вкус и находит в этом радость, – счастливее, чем тот, кто умеет только брать и в этом ищет радости.

http://azbyka.ru/semya/protoierej-feodor...

11-е Святого великомученика Мины Мина, родом Египтянин христианской веры, служил в войске, но когда изданы были указы Диоклитиана против исповедующих христианство , оставил военную службу и в пустыне угождал Богу. Однажды в городе Котуане совершался праздник языческий, сопровождавшийся, по обычаю, пьянством и распутством. Среди неистовой толпы появился Мина и стал обличать идолопоклонников. Его узнали сослуживцы, и градоначальник, после краткого допроса, велел отвесть его в тюрьму. В следующее утро его вывели на суд, и градоначальник, не могши преклонить его к нечестию словами, приказал бить его воловьими жилами и жечь тело огнем. Наконец оказал: «Мина! выбирай одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или оставайся Христовым и гибни». Мина отвечал: «я был Христовым, остаюсь и останусь Христовым». Тогда велено его влачить по земле, усыпанной крючками, трезубцами и гвоздями железными, наконец обезглавить и сжечь (304 года). Это было во Фригии. Некоторые останки тела его собраны верными и принесены в Египет, в отечество его – в город Александрию, и положены в честном месте, на котором впоследствии устроена и церковь (см. жизнь св. Аполлинарии 5-го января). Преподобного Феодора Студита Феодор, по прозванию Студит, как восстановитель и настоятель впоследствии Студийского монастыря 163 , – родился в Константинополе в 758 году и стараниями своих благородных и богатых родителей получил хорошее многостороннее образование, которое самостоятельно, при помощи избранного чтения, значительно дополнил и утвердил. Усовершенствовавшись вместе с тем и в благочестии, Феодор на 32-м году своей жизни вместе с супругою своею Анною решились посвятить себя иноческой жизни. Удалясь вместе с своим родным дядею по матери – Платоном (пам. его – 5-го апреля) – в уединенное место, пленившее их своим живописным положением – Саккудиан, близ Константинополя, Феодор под руководством благочестивого Платона, участвовавшего на 7-м Вселенском соборе, предался здесь самым строгим подвигам иночества и притом ревностно продолжал изучать священное Писание, толкования св. отцов и творения Василия Великого . Заслужив своею святою жизнью общее уважение и любовь и посвященный в пресвитера, Феодор еще при жизни своего дяди, хотя и против своей воли, был избран игуменом, как самый достойный и способный для управления обителию и самый желательный для руководства братиею, признанный всеми единодушно, подвижник. И действительно, с неутомимым и беспредельным усердием предался Феодор новой деятельности; под его влиянием строго соблюдались монастырские уставы и быстро подвигалось внутреннее устройство монастыря. Между тем, вскоре предстоял ему новый подвиг... подвиг противодействия нарушителям правды и истины Христовой, подвиг самопожертвования в борьбе с сильными мира, и не устрашился, не уклонился от него строгий ревнитель Божиего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

12 февраля. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. [Почти тысячу лет назад в Константинополе среди богословов и монахов разгорелся спор: кто из святых является самым великим. Благочестивые образованные люди разделились на три партии, одна из которых считала таковым Василия Великого, другая — Григория Богослова, третья — Иоанна Златоуста. У каждой партии были свои аргументы в этом споре, на компромисс идти никто не хотел. И тогда все три святителя явились во сне Иоанну Мавроподу митрополиту Евхаитскому, повелев ему засвидетельствовать, что все они находятся в полном согласии друг с другом и желают, чтобы этот раздор среди церковных людей был прекращен. После того как митрополит рассказал всем об этом чудесном явлении, споры были прекращены. В честь этого события и был установлен праздник, прославляющий трех вселенских учителей и святителей]. Ил.: Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.  - С.4;     15 февраля. Сретение Господне. [На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола. В переводе с церковнославянского слово «сретение» — встреча. Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме младенца Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию]. Ил.: Симеон и Иисус. Андрей Шишкин. 2012. - С.4; 19 февраля. День памяти вмч. Феодора Стратилата. [В переводе на русский язык Стратилат означает «воевода». Феодор был крупным военачальником в римской армии. За выдающуюся храбрость и воинские успехи император отдал ему в управление Гераклею — портовый город, расположенный на южном берегу Черного моря. Узнав, что император Ликиний начал гонения на христиан и собирается приехать в Гераклею, Феодор попросил императора дать ему изваяния божеств на некоторое время, чтобы он смог лично почтить их у себя дома молитвой и жертвами. Ликиний с радостью согласился и приказал отвезти драгоценные статуи в дом градоначальника. Успокоенный император даже предположить не мог, что за этим последует. Когда золотые и серебряные изваяния оказались во дворе Феодора, он изрубил их на мелкие куски, которые потом два дня раздавал городской бедноте. Когда император прибыл в город, Феодор спокойно признался в том, что действительно разбил всех идолов и раздал обломки беднякам: «Смотри, Ликиний! Теми, кого ты почитал за богов, теперь владеют нищие. Подумай, стоит ли поклоняться божествам, которые не смогли защитить даже самих себя?» Разъяренный Ликиний тут же велел предать Феодора жесточайшим мучениям, после чего святой Феодор был казнен через усечение головы]. Ил.: Святой Феодор Стратилат. Византия, XI век. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010