д. Точно так же и другой богатырь народный, «крестовый братец» Ильи Муромца Добрыня Никитич велик в глазах народа тоже не физическою только силою, а «тишиною, уговором и смиреньицем», т. е., очевидное дело, христианской кротостью; во имя этой кротости Добрыня в былине сетует даже на свое богатырство, которое вынуждает его ездить по полю и убивать невинные души. Зато, с другой стороны, представители старых эгоистических качеств теперь уже совсем теряют цену и понижаются во мнении народа русского. Таков, например, богатырь Алеша Попович, по нелестному очень представлению о нем народа «глаза завидущие, руки загребущие», буйный, дерзкий гуляка и бессовестный самохвал. Народ русский, уже разборчиво оценивающий излюбленных героев своих с христианской точки зрения и со стороны их нравственных качеств, очевидно, не любит его и явно издевается над ним. Недаром и солидный богатырь Добрыня, по словам былины, позволил жене своей, когда она овдовеет, выйти замуж за кого ей будет угодно, только не за Алешу Поповича. 226. Православие постепенно перевоспитало русский народ. Сказки, легенды, духовные стихи и пословицы отражают христианский образ жизни Мало-помалу, богатыри народные прямо превращаются в представлении народном в христианских воителей, поборников и защитников исключительно только правды Божией на земле и веры Православной в людях. Таковым, например, рисуется мысленному взору народному Егорий храбрый, который, после мучений, ездит по русской земле, всюду проповедует веру христианскую и защищает Русь святую от «царища басурманского». Таков, далее, Феодор Тирон, защищающий православных христиан от царя иудейского и силы жидовской. Еще определеннее народ русский выразил свои христианские религиозно-нравственные воззрения в своих сказках, легендах, духовных стихах, пословицах, – приспособив, таким образом, всю свою поэзию народную к проведению в сознание общественное высоких христианских понятий и идеалов. Эта словесность народная и служит прежде всего ясным показателем и свидетельством того, что русский народ деятельно перевоспитывался Православием и диаметрально изменялся в своих убеждениях и воззрениях: вместо господствовавших в языческом обществе эгоистических принципов, вместо физического богатырства и дикой, воинственной удали он начинает воспитывать в себе дух любви и смирения, дух бескорыстия и самоотвержения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

В первом случае искушения от удавшейся императорской интриги, во втором – непосильное испытание голодом. Почти наверняка и в первом, и во втором случае большинство христиан не было бы готово к такому подвигу. Но Господь, в милосердии и мудрости Своей, устами великомученика Феодора Тирона, предложил третий путь – кашу из вареной пшеницы, о которой большинство бы не сразу вспомнило – о необработанном сырье обычно не думают, как о доступном источнике пищи. А это блюдо и сытное, и постное. Явление вопреки здравому смыслу Необходимо обратить внимание на то, что исход этой ситауции был определен не сверхъестественным вмешательством, а свободной волей народа Божьего. Важной фигурой в этой истории предстает архиепископ константинопольский Евдоксий. Явление ему Феодора Тирона было во сне. Проснулся епископ на следующее утро и задумался. Перед ним было три пути. Во-первых, он мог не обратить внимания на этот сон, либо счесть его бесовским наваждением, и потому не предпринять ничего. Во-вторых, епископ мог поверить Божественному посланнику, но по маловерию своему подойти к ситуации прагматично и не обнародовать видение – либо испугавшись императорского гнева, либо из опасений быть осмеянным. Но Евдоксий выбрал третий путь и смиренно выполнил послушание. А теперь представим себе, какой глубиной веры, каким доверием к Господу и чувством ответственности за свою паству должен был обладать этот совсем не идеальный, не святой, а, как говорит нам Триодь, «неправый и неправославный человек», чтобы не соблазниться! Несмотря на свои грехи, в главном он сделал правильный выбор. Но даже после верного выбора архиепископа ситуация легко могла не разрешиться положительным образом. Проведем мысленный эксперимент и представим на минутку, что все это происходит в наши дни. В начале Поста Патриарх обращается к нам по телевизору и говорит о том, что ему приснился якобы вещий сон, и в силу этого он просит нас некоторое время, а может быть и до конца Поста ограничить свое меню одним единственным блюдом – кашей из пшеницы. А для подавляющего большинства из нас каша из нелущенной пшеницы окажется совсем не по вкусу! Трудно точно предсказать, как отреагировало бы на такое предложение современное христианское общество, но сразу поверивших и безоговоророчно и смиренно принявших это послушание были бы единицы. Но ведь именно такая реакция была необходима, чтобы разрушить козни императора и не посрамить свою веру Христову!

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

Последнее обстоятельство, по нашему мнению, составляет крупный недостаток иконы, так как в иконографии Феодор Тирон определенно различается от Ф. Стратилата: один старше, борода у него гуще и длиннее, волосы курчавятся сильнее даже в русских подлинниках, а в византийских изображениях святые разнятся и чертями лица, и возрастом, и военными доспехами, которые у одного богаче, пышнее и выше по рангу. „Одинакова у них стрижка кудрявых волос в виде скуфьи; одинаковы и чело, и брови, и круглые, хорошие глаза и носы, закругленные к низу, и уста, а бороды разнятся; у Тирона борода густа и клинообразна, а у Стратилата пореже и с тремя внизу разделенными прядями. У обоих одинаково сложены обе руки и воздеты к Богоматери для принятия от нее наград. Оба они одеты в панцыри, на петлях накинуты мантии, застёгнутые на правом плече так, что правая сторона тела у обоих открыта. У Тирона поддевка под панцирем красная, а у Стратилата желтосерая; у того на левом плече виден золотой крест звездообразный, а у этого нет такого креста; у первого золотые узоры на панцире, как бы гребни, не походят на панцирные узоры на втором; а поручи с золотистыми полосками у обоих одинаковы». Золотые узоры, о которых говорит преосв. Порфирий, должны изображать золотую насечку на стали, но способ представления насечки выполнен по иконе так наз. ассисткою (выражение наших иконописцев, идущее из древности), т. е. наложением листового золота на поверхность, предварительно проложенную клеем при помощи кисти, по способу шраффировки; части золотого листа, не приставшие, затем счищаются с икон: такова простая причина образования „гребней». На Тироне мантия серо-желтовата, а на Стратилате красновата. На обоих надраги (штаны) багряного цвета, с золотыми продольными позументами, запущены в ноговицы: но у Стратилата на надраги нашиты золотые четыреугольные бляхи без ужиц как у Тирона. Ноговицы у сего великомученика желты с красноватыми поперечными перевязями желтыми». Словом, золотая парча чередуется с пурпуром в мундирах военачальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Святой Феодор Тирон совершил множество других чудес для тех, кто приходил к нему в храм с верой и молитвой. Однажды он явился на белом коне, сияя славой, и привез бедной вдове ее единственного сына, оказавшегося в плену у сарацин. Он часто помогал попавшим в бурю, помогал находить воров, возвращал хозяевам беглых слуг. Всеми своими чудесами он показывал, что, будучи воином на земле, он стал небесным защитником христиан. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 1 марта 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Михайлова Татьяна 3 марта 2017, 14:02 Спасибо за статью,Виталия поразило то,что Святой Тирон помогал хозяевам возвращать беглых рабов,в данном случае полностью согласна с Евгением,ведь когда пришел на землю Христос Он не пытался изменить существующий строй,как это сделали революционеры в 1917 году и затем годы богоборчества,в которые я жила и нам в школе говорили:религия-опиум народа и когда моего сердца коснулся Господь,я испугалась,что вдруг сойду с ума и поэтому долгие годы жили без Бога,без понимания смысла жизни,слепая,а жила я на среднем Урале под Свердловском.Господь меняет нас грешных,обновляет нас,меняет наше мировозрение и приносит только благость,всего описать невозможно. римма 1 марта 2016, 08:40 Святой Тирон, помоги мне грешной и недостойной устроиться на хорошую работу. Наталья 2 марта 2015, 15:12 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину, пощади, Господи, народ Твой, Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!! Великомученик Феодор Тирон, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Великомученик Феодор Тирон, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миротворчества, духа чистоты и правды!

http://pravoslavie.ru/51932.html

Мощи святого мученика пребывают ныне в Венеции в храме Христа Спасителя. «Причем, надо заметить, что рака с реликвиями святого Феодора имеет две надписи: Феодор из Амассеи (Тирон) и Феодор из Ераклеи (Стратилат). В храме почитаются два мученика-воина: Феодор Тирон и Феодор Стратилат» 71 . В летописях встречается интересное свидетельство об иконе святого мученика. В 1211 году в Ростове Великом случился пожар. На владычном дворе сгорела церковь Иоанна Предтечи, «бе же в церкви той икона, на ней же написан святы мученик Феодор Тирон, и вощаница с вином... пришедши же на пожар места церковнаго, и видеша вся огнем взята, толико икона святаго Феодора с вощаным съсудом цело посреди огня» 72 . Мученик Феодор Тирон может изображаться на триодных иконах в субботу первую Великого поста: «Явление святого великомученика Феодора Тирона Патриарху Евдоксию о кутьях» 73 . На иконе слева изображен «Федор Тирон, явившийся епископу Константинополя Евдоксию... Через Евдоксия Феодор повелевает христианам питаться во время поста «коливом» – кутьей, то есть вареной пшеницей с медом. Справа Евдоксий представлен совершающим Богослужение перед престолом, где стоит сосуд с кутьей. Евдоксий молится иконе Феодора Тирона, помещенной над окном алтаря» 74 . Мученик Феодор может изображаться вместе с мучеником Феодором Стратилатом 75 . В собрании художника П.Корина имеется двусторонняя икона-таблетка Триодь постная, на которой изображено Чудо Феодора Тирона о кутьях 76 . Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: «Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне» 77 . Православная семья

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Рубрики Коллекции Феодор Тирон 4 мин., 21.03.2024 Поделиться Содержание Феодор Тирон (Тирон — т.е. воин-новобранец) — христианский святой, великомученик, чью память Церковь вспоминает в субботу на первой неделе Великого поста (в 2024 году — 23 марта). Накануне, в  пятницу , после литургии Преждеосвященных Даров, читается канон великомученику Феодору. В этот день благословляют коливо и раздают его верующим. Великомученик Феодор Тирон Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. За то, что исповедал себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, ему вновь предложили совершить жертвоприношение. После отказа он был подвергнут жестоким пыткам, но так и не отступился от веры. В итоге он был приговорен к сожжению на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава — сначала в Бриндизи, а затем — в Гаэту. С его именем связано одно интересное событие церковной истории. B IV beke в Константинополе у власти стоял император Юлиан Отступник, гонитель христиан. Как-то, в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Апостолы призывали христиан «воздерживаться от идоложертвенного и крови», поэтому поступок правителя был жестокой издевкой над христианской верой. И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор. Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов крупы. Коливо — вареная с медом пшеница. Освящение колива в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновск. Фото из архива храма

http://foma.ru/feodor-tiron-i-kolivo.htm...

— Я — мученик Христов Феодор. По Божию повелению я послан вам на помощь. Сказав это, святой стал невидим — так епископ закончил свой рассказ об удивительном происшествии. Подвиг Феодора — Вот это да! Сам Бог нам помогает, — воскликнул мальчик. — Да, и Бог, и его святые — все наши защитники и помощники,— подтвердил епископ.— В бочке водовоза, которую ты видел, вода смешана с кровью от жертв языческим божествам. Наш царь Юлиан, видимо, помутился рассудком. Он родился и вырос в христианской семье. Но потом решил, что христианство — неправильная вера. И стал поклоняться идолам — языческим богам. А нас, христиан, всячески притесняет. Вот и теперь он придумал эту хитрую уловку с кроплением продуктов. Ведь если христиане будут есть эту пищу, получится, что и они тоже невольно поучаствовали в служении языческим богам. — Что же теперь делать? — встревожился мальчик. — Не бойся, я уже послал своих помощников во все христианские общины города. Сегодня за утренним богослужением христиане узнают о том, что задумал нечестивый царь Юлиан. Ему не удалось осквернить нас. Никто из христиан не станет покупать продукты на рынке, пока не прекратится это безобразие. — Но кто же такой этот мученик Феодор? Епископ задумался. Потом сказал: — Судя по тому, что он назвал Евхаиты, это — Феодор Тирон. Я слышал о нем от своего отца. Полвека назад, при императоре-язычнике Максимиане христианская вера была объявлена вне закона. Тем из христиан, кто отказывался принести жертву языческим идолам, грозила мучительная смерть. Но находились смельчаки, которые бесстрашно исповедали свою веру перед гонителями. Одним из них был воин, недавно принятый в римский легион, стоявший в то время в Амасии, неподалеку от которой и Евхаиты. Звали его Феодор, а прозвище Тирон означает «новобранец, новый воин». Он отказался принести жертву языческим богам и открыто объявил себя христианином. За это его долго мучили, а потом, не добившись от него ничего, мученика сожгли на костре. Думаю, это он — Феодор Тирон — предупредил нас о грозящей опасности.

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

Феаген (рождение богиня. греч.), муч. милитийский, 7 ноября. Фекла (совершевие, евр. или надежда, арамейское или удивительная, греч. θκλεον) первомученица, 24 сент. Фекла , преподобномуч. салернская, 6 июня. Фекла , мученица газская, 19 августа. Фекла , муч. персидская, 20 ноября. Фекла, Марфа и Мария мучч., 9 июня. Фемелий (основной, греч.), мелит. муч., 7 ноября. Фемистоклей (законопрославленный или за правосудие прославленный, греч.) пастырь, муч. ликийский, 21 дек. Феоген (Богорожденный, греч.), еп. парийский, 2 янв. Феогнид (тоже) муч. кизический, 29 апр. Феогний (тоже), муч. едесский, 21 авг. Феогност (известный Богу, Богом знаемый, греч.), митрополит московский, 14 мар. Феодора (Божий дар, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 марта. Феодора дева, муч. александрийская, 27 мая. Феодора , преп. египетская, 11 сент. Феодора царица, супруга Иустиниана, 14 ноября. Феодора преп. кесарийская дева, 30 дек. Феодора царица, супруга Феофила, 11 февр. Феодора , преп. солунская, 5 апр. Феодора , преп. цареградская, 30 дек. Феодорит , (Богодарованный, греч.) пресв. антиохийский, муч., 8 марта. Феодор (Божий дар, греч.), муч. в Пергии памф. с дружиной, 21 апр. Феодор , муч. африканский, 6 апр. Феодор , муч. апамейский, 22 февр. Феодор Тирон, великомуч. амасийский, 17 февр. Феодор , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодор , еп. киринейский, муч., 4 июля. Феодор , из Кандавал, муч., 4 сент. Феодор стратилат, великомуч., 8 февр. и 8 июня. Феодор , муч. антиохийский, 23 нояб. Феодор , муч. александрийский, 12 сент. Феодор , муч. цареградский, 3 сент. Феодор , муч. с Серапионом египтянином, 24 мая. Феодор освященный. 16 мая. Феодор архиеп. александрийский муч., 3 дек. Феодор Сикеот, еп. анастасиопольский, 22 апр. и 15 июня. Феодор , архиеписк. цареградский, 27 дек. Феодор , преп. студийский, 7 ноября и 26 янв. Феодор Кратер, протоспафарий, из 42 амморейских мучч. 4 марта. Феодор , преп. начертанный исповедник, 27 дек. Феодор , еп. едесский, 9 июля. Феодор , преп. Трихина, 20 апр. Феодор , преп. чудотворец, 5 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Давид же, увидя это, весьма огорчился и воззвал к Богу: – Боже, Боже мой! Что сотворил Ты! Тот дракон положился на меня с упованием, а Ты огнем истребил его. На эти горестные слова Святого Ангел Божий отвечал: – Что ты так беспокоишься, отче, об одном червяке? Разве ты не знаешь, что, если бы он вошел в реку, то отсюда пошел бы в море и там истребил бы множество кораблей? Не скорби о погибели его, ибо так изволил Бог. Иди в свою пещеру, где твой ученик лежит подобно мертвому, укрепи и утешь его. Лучше тебе заботиться о духовных детях твоих. Давид, сойдя с горы, нашел Лукиана, лежащего в обмороке, и, поднимая его, сказал: – Что же ты так испугался из-за какого-то червяка, который по повелению Божию был мгновенно сожжен небесным огнем ! Теперь ободрись и не бойся, ибо сила Христова споспешествует нам во всем, она сохранила нас ныне от страшной брани. Лукиан, ободрившись и утешившись этими словами, благодарил Бога, творящего великие чудеса и знамения, давшего рабу Своему Давиду власть над зверями» 9.3. Поединки Святых с драконами Некоторые жития Святых содержат описания поединков угодников Божиих со змеями. Великомучник Феодор Тирон (17 февраля) «Святой Феодор Тирон был известен как победитель дракона . Согласно тексту греческой рукописи 890 г., огромное чудовище , поселившееся недалеко от большой дороги, препятствовало Икона «Чудо великомученика Феодора Тирона». Новгород. в. ГРМ жителям проходить по ней. Святой, прибывший на это место, осенив себя крестным знамением, вступил в битву с драконом и отрубил ему голову. В рукописи более позднего времени рассказывается о том, что дракон проглотил св. Марину во время ее молитвы. Тогда явившийся Федор Тирон вспорол дракону живот, и Марина вышла невредимой... «Чудо великомученика Феодора Тирона». Фрагмент иконы. Строгановская школа. XVII в. ГРМ Согласно апокрифическому тексту жития св. Феодора Тирона, получившему распространение на Руси, Феодор Тирон убил дракона, спасая свою мать. Огромный дракон, живший в подземелье около колодца, вынуждал жителей близлежащего города приносить ему дань. Оставшись без приношений, чудовище лишило город воды. Затем дракон похитил мать св. Феодора Тирона. Воин, спустившись в подземелье, одолел его и освободил свою мать. Этот сюжет впервые на славянском языке описан в древнейшем списке Пролога XII-XIII вв.» [XV, с. 115].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Икона. Ок. 1603 г. (Национальный исторический музей, София) Великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Икона. Ок. 1603 г. (Национальный исторический музей, София) после отречения Диоклетиана возглавил тетрархию и принял в управление Восток империи. Во владениях имп. Галерия (Иллирик и М. Азия) и его племянника, не менее фанатичного врага Церкви, цезаря Максимина Дазы (Египет, Сирия и Палестина) Г. продолжились. Евсевий сообщает, что Максимин Даза в 306 г. обнародовал новые эдикты, к-рые предписывали, чтобы наместники провинций заставляли всех христиан совершать жертвоприношения ( Euseb. De mart. Palaest. 4. 8). Следствием этого стали многочисленные мученичества. В Александрии по приказу префекта Египта был обезглавлен мч. Филором вместе с еп. Тмуитским сщмч. Филеем. В Палестине почти ежедневно происходили экзекуции; среди пострадавших был ученый пресв. Памфил (пам. 16 февр.), друг и наставник Евсевия Кесарийского. Множество христиан Кесарии Палестинской были осуждены на каторжные работы в рудниках после предварительного ослепления (Ibid. 9). Несмотря на нек-рый спад преследований, число мучеников, пострадавших при имп. Галерии и почитаемых Церковью, также чрезвычайно велико. Из них широко известны вмч. Димитрий Солунский (пам. 26 окт.), Адриан и Наталия Никомидийские (26 авг.), Кир и Иоанн бессребреники (пам. 31 янв.), вмц. Екатерина Александрийская (пам. 24 нояб.), вмч. Феодор Тирон (пам. 17 февр.); многочисленные дружины святых, такие как 156 Тирских мучеников во главе с епископами Пелием и Нилом (пам. 17 сент.), никомидийские священники Ермолай, Ермипп и Ермократ (пам. 26 июля), Египетские мученики Маркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон и др. (пам. 5 июня), Мелитинские мученики Евдоксий, Зинон и Макарий (пам. 6 сент.), Амасийские мученицы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона и др. (пам. 20 марта), Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (пам. 10 сент.), Кесарийские мученики Антонин, Никифор и Герман (пам. 13 нояб.), Еннафа, Валентина и Павла (пам. 10 февр.).

http://pravenc.ru/text/166129.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010