Плоды девства «велики и вожделенны». Девственник ближайший член Христа, «украшенный и орошенный Духом. Он растит на лугу сердца многие прекрасные плоды». Плоды девства – бодрость душевная, здравие телесное, быстрота мысли, чистота воображений, внешняя красота, внутренняя чистота. Сохранившие девство соделались чертогом многих добродетелей и облеклись красотою бесстрастия. 117 Но красивые и неувядаемые плоды девства достигаются только усердными делателями, поэтому девство многотрудное. Оно достигается: воздержанием, молитвой, страхом Божиим. Воздержание должно быть в пищи, питии, сне, помыслах. 118 Молитва – щит для девственников, «роса, поядающая плотскую скверну. Враг нечистый и блудный не терпит молитвы, низводящей благодать с неба. Страх Божий – ограда инока, его спасение и помощь. Особенно осторожное обращение у инока должно быть с женщиной. Женщина – огонь для девственников. «Бегите, бегите от женщин, как от удочки, если не телесно, то душевно, ибо женщины изгнали нас из рая». 119 Поэтому преп. Феодор советует монахам без особой нужды не разговаривать с женщинами, быть бдительными над собой, тщательно охранять свой внутренний мир и носить венец девственной чистоты неоскверненным. Итак, совершенная чистота души и тела, лежащая в основе девства, подражание жизни ангелов, постоянная бдительность на страже целомудрия, внутренняя красота и внешнее здравие – вот неотъемлемые данные обета девства. Послушание и девство – два столба под зданием истинного монашества. Третьим из таковых является нестяжательность. На этих трех основаниях зиждется вся истинно иноческая жизнь. III. Обет нестяжательности Нестяжатальность ( χpημοσνη) есть отречение инока от всего земного: имущества, удовольствий, забот, удобств жизни. 120 а) Основание этого обета покоится на том суждении, что все люди на земле – странники и пришельцы ( Евр.11:13 ) и «ничтоже бо внесохом в мир сей яве, яко изнести что можем» ( ITuм.6:7 ), «не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» ( Евр.13:14 ). Кто же прилепляется к земным вещам, тот забывает небесное отечество, отрицается от высшего звания – небесного гражданства, лишается права на вступление в царство небесное ( Мф.5:3 ). Поэтому преп. Феодор в многочисленных письмах и поучениях говорит о необходимости для инока борьбы с земными пристрастиями. «Не приобретайте ничего мирского, не сберегайте ни одной золотой монеты, даже иголки не должно быть у вас своей – пусть будет все общее». 121

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Оглашения св. Феодосия, таким образом, обычно обосновывались на тексте Св. Писания. Но нередко они обосновывались также на мыслях и значительных выдержках на память из творений св. Василия Великого . «Часто он делал нам поучение (διδαχν), продолжает жизнеописатель, из правил (τν διατξεων) непревзойденного в подвигах и непобедимого в учениях истины великого Василия». Особенно он любил повторять (φερεν π γλσσηζ) одно место из введения к «Правилам пространным» 1198 , иногда этим и ограничивая свое поучение, а иногда «прибавляя к этому и от себя, что приводит к послушанию, что ободряет к терпению, что соединяет к единодушию, а также и другие виды поучения; и то, что прибавлялось им, не противодействовало, но соустрояло: подобно тому, как камень, вложенный в стену и немного шатающийся, поддерживается другим подложенным камнем, так и слова великого Василия, получив прибавление преподобного, соделовали большее назидание» 1199 . – Но здесь мы встречаемся уже с фактом частичной или полной замены собственного поучения каким-либо авторитетным чужим, однако выбранным специально для удовлетворения наличных нужд пасомых. Последующая практика пошла в этом направлении гораздо далее 1200 . Св. Феодор Студит восстановил во всей силе практику живых непосредственных оглашений. После его смерти обитель Студийская заменила живое игуменское поучение чтением запечатленных в письмени поучений своего почившего богоносного игумена, сначала только отчасти – сделав первое только дополнением ко второму, а затем и совсем – узаконив только второе. На последней стадии развития примеру обители Студийской последовали обители палестинские, когда в них вовсе замерло слово живого игуменского поучения. Развившийся и усложнившийся указанным образом среди палестинского монашества строй чтений и был в конце VIII – начале IX века заимствован вместе со всем вообще богослужебным строем палестинского монашества св. Феодором Студитом для своей обители. Был ли тогда уже этот строй записан в более или менее цельном виде Устава, решительных данных в пользу положительного решении этого вопроса наука не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Так как распределение поучений Феодора Ст. по трём названным сборникам сделано, как увидим ниже, на основании их содержания и внешней формы изложения, то и мы поведём свою речь о них применительно к этим же сборникам. Прежде всего остановимся на истории издания греческого текста Катехизисов и разных переводов их, в виду того, что мы ещё до сих пор не имеем полная издания огласительных поучений преп. Феодора Ст., а существующие неполные издания их не все одинакового научного достоинства. I Катехизисами преп. Феодор Ст. называл те многочисленные огласительные поучения, которые он неизменно предлагал братии иногда три раза в неделю, по заведённому им же монастырскому уставу, иногда же и чаще 664 . На эти поучения он смотрел как на одну из самых существенных обязанностей игумена, и потому в Завещании 665 говорит последнему: «соблюдай неизменно, чтобы поучения предлагались в неделю трижды, и ещё каждый вечер тобою или другим кем-либо из твоих чад; ибо так предано от отцов, и это спасительно». Но само собой понятно, что как в монастырях студийского типа, так и в самой студийской обители после преп. Феодора игуменами не всегда могли быть люди учительные, способные к сказыванию самостоятельных поучений. Вероятно, чаще бывали на игуменстве люди посредственных ораторских дарований, которые чувствовали потребность в надёжных руководителях, и для которых сборники поучении преп. Феодора должны были быть такой же необходимой настольной книгой, как и разные монастырские правила. Но так как не всякое поучение из этих сборников могло быть пригодно для целей игуменского назидания братии с церковной кафедры во всякое время, то вполне правдоподобным кажется нам предположение, что в студийской обители сделано было особое извлечение из поучений преп. Феодора в виде т. н. Малого Катехизиса, который во всех известных доселе списках состоит из 134 поучений 666 . Что происхождение М. К. действительно связано с потребностями монастырского богослужения, это доказывается, во 1-х, распорядком поучении в сборнике, во 2-х, сохранившимися во всех рукописях надписаниями их и, в 3-х, практикой студийского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

д) Ризничий не допускает неосвященными руками прикасаться к священным вещам св. жертвенника, и возбраняет, кому следует вход в алтарь. В соборных служениях, а особенно во время настоятельского, наблюдает, чтобы все было предусмотрено заблаговременно относительно привилегий и сослужителей, чинно и в порядке, во славу Божию, – и Господь правды не лишит его за усердные труды награды по достоянию. 4 . Уставщик с великим усердием должен наблюдать, дабы чтение и пение производилось во святом храме по чиноположению церковному, и по установленному в обители порядку, не торопливо, без малейшего опущения и остановки, и в чем нужно принимает разрешение от настоятеля. 5 . Головщик: а) должен наблюдать, чтобы клирошане или певчие непременно приходили к началу пения; каждый стоял бы благочинно на своем месте по пению, и без ведома его с клироса не отлучались; праздно один с другим не разговаривали, и ни в чем не подавали ни малейшего соблазна предстоящим; пели бы не леностно, скромно, сообразно монашескому смирению, один другого не опережая, и оканчивали пение тихо и ровно. Для улучшения же пения головщик должен в неделю два или три раза назначать клирошанам часы для спевания, в чем они обязаны ему с усердием повиноваться; как о сем и св. Феодор Студийский в одном из огласительных поучений подтверждает. б) Назначает способных и даровитых читать вседневные псалмы и седмичное чтение псалтири по очереди. В братской трапезе, как за обедом, так и за ужином, чтение совершается по очереди, за чем имеет надзор, подтверждая всем о безостановочном отправлении каждой чреды. в) Шестопсалмие на утрени во всякое время, а особенно в дни праздничные, если не будет читать настоятель, то непременно должен читать оное кто-либо из старшой братии в мантии, а никак не послушник, как о сем и в уставе сказано. г) Молебны и панихиды, исключая соборной, по распоряжению головщика, должны отправлять клирошане левого клироса. д) В значительные праздничные дни и во время многолюдных собраний богомольцев, головщик имеет волю, для общей пользы, заменять передних даровитыми чтецами и певцами; за всякое опущение делает выговоры, а в случае ослушания, доносит настоятелю. Исполняющий рачительно сии обязанности, также поющие и чтущий со вниманием и смирением, творят дело Богоугодное. Св. Ефрем Сирин и Феодор Студит именуют оных служащих к душевному назиданию слушателей, первым украшением церкви, за что и обнадеживают их сугубым получением милостей Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. Мансветовым 874 . 9 . Не может быть приписан Феодору Ст. и чин пострижения в монашество, изданный проф. А.А. Дмитриевским под заглавием: σχηματολγιον Θεοδρου ρολογητο γουμνου τν Στουδου 875 , ибо преп. Феодор не признавал деления схимы на разные степени, как это мы находим в схиматологии. Но следует заметить, что указываемые в схиматологии молитвы на пострижение в иночество и оглашения, читаемые постригаемым, несомненно, составлены под сильным влиянием творений преп. Феодора Ст. особенно же его Катехизических поучений, которые вообще последующим составителям разных церковных молитв и чинов дали богатейший материал. По крайней мере, помещаемый в современных чинах пострига оглашения настолько воспроизводит мысли преп. Феодора, а иногда и буквальные выражения из его катехизисов, что, когда читаешь их, то так и кажется, будто составители их ничем более и не пользовались для своих целей. Специальное исследование этого предмета, по нашему мнению, легко бы могло доказать справедливость нашей мысли 876 . Мы окончили рассмотрение всех сочинений преп. Феодора Ст., изданных до настоящего времени в подлиннике, и в заключение имеем полное право сказать, что литературное наследство, оставленное этим великим человеком иконоборческой эпохи последующим векам, весьма велико, и в качественном отношении настолько ценно, что более детальная и обстоятельная разработка его пролила бы совершенно новый свет на многие важнейшие вопросы нашей богословской и церковно-исторической науки. Разработка эта должна быть начата новым изданием творений преп. Феодора в подлиннике и тщательным изучением древних рукописей разных книгохранилищ, в которых могли бы быть найдены и следующие утерянные сочинения его: στηλευτικς (ср. Antir. I. 329 А), τετρδες Ер. I, 43), πεντλογος (ib. 48), περ τς καϑλου οκονομας πραγματεα (ib. 49) и ββλος δι στχων μβων (Vita A, 153 A; Vita В, 264 С). 1 Продолжением Большого Катехизиса по Парижской ркп. 891, изданных Cozza Luzzi в 10 томе Novae Patrum Bibliothecae, Romae, 1905, мы не могли воспользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

При этом речь преп. Феодора Ст. почти всегда берёт исходной для себя точкой реальный факт, обстоятельства дня. Например, наставления об укоренении в сердце благих помыслов в двух поучениях Малого Кат. 688 он привязывает к случаю происшедшей между двумя иноками драки. «Не надолго я отлучился от вас; но воротившись, нашёл среди вас бесчиние, о котором счёл нужным объявить всем, и такое бесчиние что некие, руки простерши, схватили друг друга неистово, с гневом и криком». Все проступки отдельных лиц против монастырского правила и закона Божия проповедник обличает в поучениях своих со всей беспощадностью, видя в этом обличении самое действительное лекарство против душевных недугов братьев. «У нас бывают воровства – одежд, дощечек, перьев, поясов, обуви и другого кое-чего. Хорошо ли это? Это ли рабы Христовы? Это ли чуждые мира 689 ... Прошу вас, перестаньте воровать и похищать – нитки, иголки, шила, писала, кувшинчики, чаши, ножички, пояски, и подобное; ибо такое всё делающие царствия Божия не наследят 690 ... Знаю, что некие из вас, заходя в огород, требуют от огородника овощей, и, не получая по правилу, воюют с ним. Это сатанинское дело и ему не следует быть. Разве недостаточно предлагаемого? Как же ты преодолеешь страстность, когда тебя побеждает овощ» 691 ? Но преп. Феодор Ст., как добрый пастырь, всецело принадлежавши монастырской братии, не тесно вмещавшейся в его любвеобильном сердце, не только порицает своих учеников за худое, но и хвалит их за доброе. «Добро есть не скрывать благодеяния Божия, но возвещать о нём, когда требует время, чтобы через то мы делались ещё более ревностными в деле своём. Вижу такое благодеяние на вас, ибо вы, благодатью Христовой, через частые поучения и напоминания всё о том же.., вступили на путь преуспеяния духовного с добрым благонастроением и благолюбивым рвением» 692 . «Исповедую, что вы послушны и благопокорливы и строго исполняете отеческие заповеди, как, может быть, никто в роде сем из состоящих в послушничестве. Говорю сие без лести, а как истинно есть» 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Аминь. Оглашение 105. О том, чтобы очищать самих себя от страстей и принимать на себя труды добродетели Поучение и наставление – мир и благоустройство; присутствие Духа Святого. Братия и отцы. Быть может, кто-либо скажет, что мы не получаем никакой пользы от этих оглашений; но, как мне кажется, мы получаем пользу, и большую. Ибо что для земли – плуги, для жаждущего – вода, то же есть огласительное слово для того, кто слушает, обладая здравыми чувствами. Ибо отчего душа становится обыкновенно худшею? Откуда – ссоры, споры и раздоры в братствах? Не оттого ли, что не бывает поучения и наставления? Где есть поучение и наставление, там – мир и благоустройство; а где мир и благоустройство, там почивает Дух Святой. Ради этого и я, смиренный, со страхом и любовию стараюсь беседовать, наставлять, ободрять и напоминать, не смогу ли как-либо сохранить и себя самого, и вас от различных искушений диавола. Признаю, что и вы сами помогаете мне весьма много, особенно возвышающиеся в братстве, и что вы все являетесь моими сотрудниками в добре. Аз, говорит [апостол], насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти ( 1Кор.3:6 ), так что успех не только мой, но и ваш, а лучше [сказать], он принадлежит Богу, от Которого всякое совершенство в людях. Все к общей пользе. Поэтому прошу вас: направляйте [все] к общей пользе, соответственно служению, которое дано каждому, и взаимно устрояйтесь в жилище Божие Духом ( Еф.2:22 ). Ибо апостол говорит: аще кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие, когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается, и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит ( 1Кор.3:12–13 ). Обратим внимание на то, что он говорит, как он сравнивает добродетель с золотом, серебром и драгоценными камнями, а порок – с дровами, сеном и соломой. Это все будет испытано огнем суда, [причем] хрупкое сгорит, а крепкое сохранится. Человек – храм Божий. К этому, употребляя еще более страшное слово, он прибавляет: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы ( 1Кор.3:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Поэтому он и не чужд стремления к некоторой изобразительности речи, хотя особенной заботливости об этой стороне дела мы у него и не замечаем. Чаще всего для образного выражения своих мыслей он прибегает к разным метафорам, антитезам, сравнениям, заимствуя их для своих целей из жизни воинов, мореплавателей, земледельцев, реже – из жизни внешней природы. III Древним биографам пр. Феодора Ст., как мы видели, известен был и третий сборник его проповедей, называемый ими «Книгой похвальных слов» К сожалению, до сих пор в книгохранилищах востока и запада не найдено ни одной рукописи, которая содержала бы эту книгу в полном первоначальном её объёме. Известны рукописи только некоторых отдельных слов, надписываемых именем преп. Феодора Ст., из которых разными лицами в разное время издано 13 названий, перепечатанных, с библиографическими сведениями о каждом из них, в Патрологии Миня 714 . Перейдём к ближайшему рассмотрению этих слов. 1 . На первом месте у Миня поставлено поучение «о том, что необходимо быть внимательным к разным родам пищи и о воздержании. В неделю св. отцов, глава 10». Не будем останавливаться на разборе этого поучения, потому что, представляя собой обыкновенное огласительное поучение, составленное преп. Феодором Ст. для одного из подчинённых ему монастырей, оно в настоящее время уже издано в составе оглашений второй книги В. Кат. 715 . Далее, у Миня следуют: 2 . «Иже во святых отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово на поклонение честному и животворящему кресту, в преполовение поста». В начале Слова проповедник воспевает похвалу Кресту, как «древу животворящему, а не умерщвляющему; просвещающему, а не помрачающему, вводящему во Едем, а не изводящему из него», и к участию в этой похвале призывает всю вселенную; затем изображает значение Креста и поклонения ему для нашего спасения, при чём указывает ветхозаветные прообразы креста и разрешает вопрос о том, имеет ли чудотворную силу образ Креста, – разрешает таким образом: «Христоподобный образ, представлен ли он в бездушных или в одушевлённых (в прообразах) предметах, обыкновенно чудодействует, как заключающий в себе образ и вид прототипа и постольку тожественный с ним в чести и поклонении, поскольку и в названии тожествен».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Феодора читаются в афонских монастырях и до сего дня» 669 . Таким образом, М. К. и Б. К. разнятся между собой не в характере заключающихся в них поучений, совершенно сходному, как увидим ниже, равно как и не во внешних приёмах их составления и произнесения, а только в назначении своём: M. К. предназначен для церковного употребления, а Б. К. для монастырских потребностей вообще. 1 . Малый Катехизис, как само собой теперь понятно, должен был пользоваться у древних списателей святоотеческих творений особенным уважением. И действительно, списков его сохранилось великое множество не только на востоке, но и на западе, и притом от древнейших времён, начиная с 9 века. Несмотря, однако, на это, греческий текст его очень долго оставался достоянием разных рукописей и только в самое последнее время издан в свет для всеобщего употребления с той тщательностью, какой заслуживает по своим внутренним достоинствам и по своему значению в истории церковной письменности. Изданию его предшествовал длинный ряд переводов на латинский, новогреческий, славянский и русский языки. Первый латинский перевод М. К. сделан в начале 17 столетия каноником Лавинеем с двух ватиканских рукописей. Перевод этот, изданный Минем в 99 г. P. gr. хотя не всегда точен и ясен, а по местам и совершенно невразумителен, что могло в значительной степени зависеть от неисправности бывших в распоряжении Лавинея кодексов, тем не менее в продолжение почти трёх столетии был единственным доступным пособием для знакомства с огласительными поучениями преп. Феодора Студ., так как другие более поздние переводы в этом отношении значительно ниже перевода Лавинея. В 1770 году в Венеции был издан новогреческий перевод 95 огласительных поучений Феодора Ст. О достоинствах его мы не можем высказать своего определённого мнения, так как не имели его под руками, но, судя по славянскому переводу старца Паисия Величковского и русскому – Оптиной пустыни, сделанным с новогреческого Венецианского издания, последнее, очевидно, представляет собой распространённый перифраз подлинного текста с сохранением мысли автора, но часто с затенением своеобразных особенностей его речи. В это издание вошли поучения, извлечённые из Малого и Большого Катехизисов в равной почти части.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Поучение 4. О любви во Христе, и о том, чтобы быть тщательными во всех псалмопениях и службах церковных. Вожделеннейшие мои чада, и братия возлюбленные! поскольку я смиренный и ничтожный, недостойный быть вашим отцем, стараюсь, сколько могу, говорить вам о Боголюбезном спасении душ ваших, то и вы отверзите слух ваш, и послушайте учения Господнего; послушайте слов моих, чтобы мне не напрасно говорить вам, и не бросать семя, как на бесплодную землю; иначе и мы ничего не пожнем, и вы останетесь бесплодными, как земля недобрая, но произрастающая терноносные страсти. Все вы должны быть внимательны, и испытывать себя всегда, каждый час, а особенно в день поучения 5 , потому что теперь время или нашего спасения, если захочем, или погибели; дни тщательности, жизнь плодоносная; путь ровный; потечем, постараемся благоугодить во всем Господу, потому что жизнь и смерть в нас самих. Будем всегда помогать один другому в порученных нам послушаниях. Спасение и мука в делах рук ваших, в благом вашем жительстве, в чистой любви друг к другу; потому что где любовь, там и союз мира, и всякое зло прогоняется; а где нет любви, там ненависть, диавол, злословие и прочие страсти. Будем соблюдать правила и постановления (монашеские), и заповеди Спасовы; будем жить по духовному закону, а не вне правил по своей воле есть и пить, проводит жизнь в грехах и беззаконно. Поэтому приидите сюда все, и будьте все, как одна душа, одно сердце и одна воля, и да будет у нас во всем благочиние. Итак, дайте мне ответ: как вы живете? как пребываете? как повинуетесь? По воле ли Господней, не желая ничего делать по страсти, и повинуясь так как бы вы исполняли повеления Самого Бога? Если же не так, то по истине горе нам, за ничтожное наслаждение приготовляющим себе погибель. Теперь время бодрствования, время подвигов и понуждения, – понуждения до пролития крови, как на самом деле показал это один из преподобных отцев, который выплюнул на землю слюну свою окровавленною 6 . Итак, потребно нам понуждение, потому что нудящихся ест царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010