Начиная с XVI в. значение образов Б. и Г. именно как рус. в сонме христ. святости подчеркивается включением их изображений в развивавшиеся в тот период многофигурные композиции, гл. обр. посвященные прославлению Богородицы: напр., иконы «О тебе радуется» (1-й трети XVI в.) из Успенского собора в Дмитрове (ГТГ; в группе мучеников справа вверху с Владимиром); Покрова Богородицы (новгородская 40-х гг. XVI в.) из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; в группе мучеников слева вверху с Владимиром). Б. и Г. входят в состав иконографических изводов, возникших в период позднего средневековья. Этот извод представлен иконами, к-рые связаны с семьей боярина, затем царя Бориса Феодоровича Годунова, где изображены святые покровители самого Бориса и членов его семьи, как правило, это Б. и в пару к нему Г., мч. Феодот Анкирский (Киринейский), покровитель 2-го имени царя (Богдан - греч. Феодот), вмч. Феодор Стратилат (святой сына), равноап. Мария Магдалина (святая жены), прп. Ксения Римляныня (святая дочери). Эти святые представлены 2 симметричными группами, напр. на иконах Прокопия Чирина рубежа XVI-XVII вв. (ГТГ). На иконе 1581-1589 гг. из ПИАМ - 4 фигуры (без Г. и св. Феодора Стратилата, на иконе из ГРМ - 5 фронтальных фигур, без мч. Феодота Анкирского, причем Б. помещен в центре на первом плане, а др. святые, в т. ч. Г.,- на втором). Подобные иконографические решения в «годуновских» иконах, нарушавшие традицию и разрушавшие парность изображений Б. и Г., вызвали жесткую критику современников: «Тех святую двоицу, не разлучимую Богом, человекоугодницы иконописаньми на дцках разлучаху единаго от другаго» («Временник» Ивана Тимофеева. С. 294). Образы Б. и Г. присутствуют также на золотых дробницах с черневыми изображениями, к-рые являются частью убора, исполненного по заказу Бориса Годунова в 1599-1600 гг. для оклада иконы Св. Троицы письма Андрея Рублёва в Троице-Сергиевом мон-ре. На надгробном покрове Бориса Годунова (усыпальница Годуновых ок. Успенского собора Троице-Сергиева мон-ря), пожертвованном царем Василием Ивановичем Шуйским в нач. XVII в., была укреплена большая золотая пластина-дробница с черневым изображением Б. и Г. (см. об этом: Спирина. С. 458).

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

Первоначальные деревянные постройки П.-З. Ф. м. не сохранились. Совр. архитектурный облик обители складывался с кон. 50-х гг. XVI в. В 1557 г. в связи с рождением царевича Феодора Иоанновича началось строительство 5-главого Феодоровского собора на высоком подклете. Главный вход в него был сделан через притвор в зап. части здания. Храм был расписан фресками (не сохр.). Исследователи отмечали, что первоначально собор «имел позакомарное покрытие и открытые лестницы-всходы»; они «вели к дверным проемам храма». В XVIII в. «появилась четырехскатная кровля, закрывшая почти половину высоты барабанов глав, поздняя паперть с трех сторон окружила древнее здание» ( Пуришев. 1970. С. 17). В 1704 г. «великого государя уставщик» С. И. Уваров дал средства на перестройку притвора собора. По нек-рым сведениям, в нач. XIX в. обрусевший итал. худож. Сальваторе Тончи вместо старых фресок заново расписал храм. Несмотря на утраты в советское время, новые фрески частично сохранились и отреставрированы. В 1886 г. при игум. Евгении (Георгиевской) вдоль юж., зап. и сев. фасадов собора была сооружена галерея. С сев. стороны галереи устроен придел в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1889), а с юж. стороны - придел во имя прп. Серафима Саровского (1904). С 1681 г. вместо деревянной возводились каменные ограда с башнями (сохр. частично) и колокольня (1681-1705; разрушена). В 1703 г., при игум. Мавре (1702-1710), на средства царевны Наталии Алексеевны была построена небольшая теплая каменная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом во имя святых Адриана и Наталии. В авг. 1713 - окт. 1714 г. по благословению митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) иждивением царевны была возведена ц. Казанской иконы Божией Матери с 2-этажными больничными палатами и кельями. Сохранились также кирпичные кельи (XVII-XIX вв.), настоятельский корпус (XVII в.), гостиница (1896) и регентский дом (XIX в.). Святыни Из П.-З. Ф. м. происходят иконы сер. XVI в., принадлежавшие к местному ряду иконостаса Феодоровского собора и, вероятно, выполненные по заказу Иоанна Грозного царскими мастерами ( Сукина. 2012): «Свт. Николай Чудотворец» (ПЗИХМЗ. Инв. 4028), «Свт. Иоанна Златоуст, с житием» (Инв. 4029), «Вмч. Феодор Стратилат, с житием» (Инв. 4031), «О Тебе радуется» Федора Иванова Дермина (Инв. 4033), «Божия Матерь «Одигитрия»» (Инв. 4034), «Св. Троица» (Инв. 4035). В Феодоровском соборе находилась и Иерусалимская икона Божией Матери 1709 г. (Инв. 5847), вероятно вложенная в мон-рь царевной Наталией Алексеевной и царевичем Алексеем Петровичем ( Сукина. 2003). В коллекциях ПЗИХМЗ также находятся кадило 1600 г.- вклад царя Бориса Годунова, священническое и диаконское облачения и печатное Евангелие в серебряном окладе, вложенные в монастырь в кон. XVII в. дочерью дьяка Оружейной палаты Московского Кремля Натальей Ивановной Взимковой, старопечатные книги с записями, свидетельствующими о вкладе царевича Алексея Петровича, и др. предметы. 1917-2019 гг

http://pravenc.ru/text/2579998.html

С. 48-57); на иконе из московского Сретенского монастыря (сер. XVII в., ЦМиАР) - на обеих в предстоянии образу Божией Матери «Знамение»; на иконах той же иконографии, но в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте (2-я пол. XVII в., ГММК) или Св. Троице (новозаветной) (2-я пол. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); поздний вариант иконографии представлен, напр., на иконе из фамильной часовни-усыпальницы Арсеньевых-Лермонтовых, находилась над могилой М. Ю. Лермонтова (1-я пол. XIX в., Музей-заповедник «Тарханы»). Иногда программа икон, связанных с царственными особами, расширялась, как, напр., на иконе «Богоматерь с Младенцем на престоле, с избранными святыми» (2-я пол. XVII в., СИХМ) - фигуры прп. Алексия и М. Е., подчеркивая парность одинаковым жестом сложенных крестообразно на груди рук, показаны в 1-м ряду, они фланкируют образы 5 святых; на иконе «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Св. Троице (новозаветной)» (2-я пол. XVII в., СПГИАХМЗ) и на сходной с ней по программе иконке из черного глинистого сланца (ГРМ. ДР/КАМ 126) - вверху Св. Троица (ветхозаветная), в среднем ряду - 3-фигурный Деисус, в состав к-рого введен свт. Алексий, в нижнем - М. Е., прп. Алексий и прп. Сергий Радонежский (см.: Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в слав. рецензии визант. культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 116 - предложена датировка после сер. XV в.). Вместе с творцом Покаянного канона свт. Андреем Критским М. Е. представлена на иконах, создаваемых в т. ч. как аналойные образы 1-й седмицы и четверга 5-й седмицы Великого поста: напр., на иконе из Воскресенского Кириллова Новоезерского монастыря на о-ве Красном (2-я пол. XVII в., ЧерМо, см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 62. Ил. 64) - предстоят образу Божией Матери «Знамение». Образы свт. Андрея Критского и М. Е. есть на иконе, написанной Симоном Ушаковым для деревянной соборной Успенской ц.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

С означенного года церковь расписана геометрическими и лиственными орнаментами и картинами из жизни Божией Матери по образцам картин храма Спасителя, изображениями ангелов, пророков и святителей. Живопись эта по новости своего стиля не соответствует стилю храма. Иконостас храма деревянный резной, вызолоченный. Сооружен он вместе с иконами в 1856 году. Стиль его древнерусский, с кувшинообразными колонками, бочкообразными покрытиями, столбцами около царских врат. Все иконы писаны по золоту, в иконописном стиле, с золотою отделкой одежд. Расположение икон в иконостасе такое. Вверху – образ Пресв. Троицы; по бокам его – праотцы; под образом Пресв. Троицы и образами праотцев – Знамение Божией Матери и пророки; ниже Деисус и апостолы; еще ниже Тайная вечеря и дванадесятые праздники; в нижнем ярусе иконостаса две иконы, обе древние. Эти иконы: Нерукотворенного Спаса – направо от царских дверей – и Донская икона Божией Матери – налево от тех же дверей. Обе эти иконы принадлежат кисти царского иконописца Симона или Пимена Ушакова, одного из лучших древнерусских иконописцев, по мастерству не уступавшего некоторым европейским иконописцам его времени. Донская икона Божией Матери написана в 1668 году. Когда в иконостасе этой церкви стоял Донской образ Божией Матери, данный монастырю царем Феодором Иоанновичем, образ работы Симона Ушакова стоял в трапезе на правой стороне. По перенесении первого образа в собор, образ работы Симона Ушакова занял его место в иконостасе описываемого храма. Обе иконы Симона Ушакова и образ Тайной вечери в художественных серебряных вызолоченных ризах. При описанном храме царь Феодор Алексеевич в 1678 году соорудил два придела: один – во имя преп. Сергия Радонежского, другой – во имя вмч. Феодора Стратилата. Первый из этих приделов напоминал о полотняной церкви преп. Сергия, стоявшей на этом месте при нашествии Казы-Гирея; второй – был посвящен ангелу царя Феодора Алексеевича – строителя храма. Архитектура приделов имеет черты, отличающие ее от архитектуры главного храма и относящиеся уже к XVII столетию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. И. Мстиславском, СПГИАХМЗ) и клобука патриарха Филарета (1619-1630, ГММК), на др. деталях облачения предстоятелей Русской Церкви, на меднолитых и финифтяных образках XVIII - нач. XX в. Характерным примером образа П. в деревянной резьбе является его изображение, очевидно с крышки раки посл. четв. XVII в. (мастера Оружейной палаты, ГММК); его образ есть на небольшом деревянном рельефе из Софийского собора в Новгороде (560, ГММК), на реликварном кресте в ковчеге кон. XVI - нач. XVII в. (из Благовещенского собора в Сольвычегодске, ГММК); гравированное изображение - на верхней перекладине Кийского креста (1656); резной образ - на складне-кузове «Вмч. Феодор Стратилат в житии, с праздниками и святыми» 1680 г. (принадлежал царю Феодору Алексеевичу, ГРМ). Изображение П. помещено на умбоне сев. врат (в технике золотой наводки) Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547). В меднолитой пластике XVIII - нач. XX в. образ П. входит, напр., в состав 4-створчатых складней «Двунадесятые праздники, избранные святые в молении образам Богоматери» (П. на 4-й створке в предстоянии Владимирской иконе Божией Матери вместе с др. Московскими святителями) и др. В XX в. образ П. встречается в произведениях мон. Иулиании (Соколовой) : на надгробной иконе прп. Никона Радонежского нач. 50-х гг. XX в. (явление ему прп. Сергия Радонежского со святителями П. и Алексием перед нашествием Едигея; воспроизводит древний образ, стоявший над гробницей прп. Никона (СПГИАХМЗ), и монументальный пристолпный образ 1881-1882 гг. письма М. А. Рогожкина из Успенского собора ТСЛ); на иконе «Московские святители» 60-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), а также в иконографиях 30-60-х гг. XX в.: «Всея России чудотворцы, с Владимирской иконой Божией Матери» (1957, придел свт. Иоасафа Белгородского трапезного храма прп. Сергия Радонежского), «Собор Первосвятителей всея Руси» (дар патриарху Алексию I в 1965; Митрополичьи покои ТСЛ), «Собор святых, в земле Русской просиявших» (ТСЛ, СДМ), «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (Митрополичьи покои ТСЛ).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Эталоном живописи Новгорода 40-х гг. XVI в. является лицевое Житие Нифонта (ГИМ. Муз. 340), в иллюстрациях к-рого различают графическую и живописную манеры. В манере, близкой к живописной, созданы клейма иконы «Вмч. Феодор Стратилат» (НГОМЗ), а графической близка икона «Св. Андрей Юродивый в житии» (ГРМ), чье происхождение в последнее время связывают с новгородской школой. Миниатюры Хроники Космы Индикоплова 1538 г. из б-ки Софийского собора (РГАДА. Ф. 201. Оболен. 159) с их вытянутыми фигурами, хрупкими силуэтами, закрученными складками одежд и изображениями облаков фантастического вида соотносятся с нек-рыми иконами рубежа 30-х и 40-х гг. XVI в. («Покров», «Преображение», обе в ГРМ). В декоре Евангелия для Соловецкого мон-ря (БАН. Солов. 1, 1551 г.) сочетаются мотивы более ранних новгородских произведений с новым живописным стилем. Новгородская традиция обнаруживает себя в редкой иконографии изображенных в полный рост евангелистов, чьи позы и жесты идентичны образам из Евангелия посл. трети XIV в. (ГИМ. Муз. 3651). Однако многослойное письмо ликов, подсвеченные бликами части одежд, сходство фигур святых с эмалевыми вставками свидетельствуют о принадлежности миниатюр к искусству XVI в. Символом макарьевской эпохи в области прикладного искусства является оклад софийских царских врат 1528 г. В рисунках для окладов отмечают влияние итал. искусства, что свидетельствует об использовании новгородскими мастерами-серебряниками западноевроп. образцов. Ренессансный узор новгородские художники заимствовали скорее всего из гравюр и привозимых в город предметов художественного металла. Среди произведений малых форм выделяется также оклад Боровского Евангелия, изготовители к-рого ориентировались на образцы сер. XV в., напр., на литейные модели для образов евангелистов и сцены «Распятия», а также мотивы сканого орнамента. Разнообразие орнаментальных приемов демонстрируют также басменные тисненые серебряные оклады новгородских икон. Образцом резьбы по дереву является т. н. макарьевский амвон 1533 г., найденный в XIX в. на хорах Софийского собора (ГРМ). Скульптурное убранство памятника включает 11 сохранившихся в нижнем ряду резных фигур в довольно редкой для Новгорода технике горельефа. Еще одним примером расцвета скульптуры в Новгороде и его землях в сер. XVI в. являются рельефные фигуры святителей и преподобных, служившие крышками рак, напр. Новгородского свт. Евфимия II в Вяжищском мон-ре (1-я пол. XVI в., ГРМ). Иконографическое сходство изображения святителя прослеживается с его же образом на шитом покрове (1549, НГОМЗ), изготовленном во владычных мастерских.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Молдавская Молдавская икона находится в г. Николаеве в Спасо-Николаев с ком Молдавском мужском монастыре Херсонской епархии. На иконе Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, держащим руку у Своей главы. 14.03. Феодоровская Чудотворная икона Феодоровская явилась в 1239 г. Празднество ей установлено в память избрания, 14 марта 1613 года, на царство Михаила Феодоровича, из дома Романовых, умирителя встревоженной России. Икона находится в Костромском Успенском соборе против правого клироса. Она украшена золотою ризою и драгоценными камнями, пожертвованными царём Михаилом Феодоровичем и матерью его благочестивою старицею Марфою Ивановною. Феодоровская Еще в начале XII века икона сия находилась в часовне, стоявшей близ города Кидекша. Князь Псковский Георгий Всеволодович, при устроении города Кидекша, хотел перенести чудотворную икону в город, но посланные им никак не могли сдвинуть её с места. Из этого заключил князь Георгий, что Пресвятой Богородице угодно своею иконою здесь пребывать, и потому он основал в 1164 году на месте часовни святую обитель, которой и дали название Городецкой, по имени Городца, города Нижнегородской губернии, и Феодоровскою, потому что первоначально она стояла в деревянной церкви Феодора Стратилата. Во время нашествия Батыя, когда татары опустошали землю русскую и целые селения и города обращали в груды пепла, не был ими пощажён и Городец Волжский. Все жители бежали, все было брошено; оставлена в соборном храме за св. престолом и икона Богоматери, имевшая на другой стороне своей изображение св. мученицы Параскевы Пятницы: некому было позаботиться о её спасении. Все думали, что она погибла в пламени. В 1239 г. князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте в густом лесу, в одной версте от города. Какой-то зверь пробежал мимо него. Князь бросился за ним и вдруг остановился, увидев пред собою на сосновом дереве икону Богоматери. Он протянул руки, чтобы снять её с дерева, но икона поднялась на воздух. Князь и все бывшие с ним преклонили колена в благоговейном ужасе. Икона снова явилась на дереве, но, едва князь простёр руки, чтобы взять её, икона снова поднялась на воздух. Князь поспешил в город, собрал духовенство и народ, и все с крестами и иконами отправились к указанному месту. Совершив молебное пение с коленопреклонением, священники приняли икону Богоматери на руки и понесли её в город. Жители вышли навстречу и со слезами целовали чудотворную икону, которая была внесена в соборный Костромской храм. Со всех сторон начали стекаться бесчисленные толпы народа. Некоторые благочестивые граждане объявили князю, что видели, как эту самую икону нёс по городу человек в богатой воинской одежде, подобной той, в какой изображается на иконе св. великомученик Феодор Стратилат. Между тем икона была уже поставлена в соборном храме во имя вмч. Феодора Стратилата, почему и получила название Феодоровской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В 308 г. Максимин Даза, недовольный своим титулом цезаря, проявил независимость от августа Галерия и намеренно объявил о смягчении антихрист. мер (Ibid. 9. 1). Постепенно Г. затихло и во владениях «старшего» августа Галерия. В 311 г. этот император, пораженный неизлечимой болезнью, издал эдикт, к-рый впервые в истории Римской империи предоставлял Церкви легальный статус, признавая христианство дозволенной религией ( Euseb. Hist. eccl. VIII 17; Lact. De mort. persecut. 34). Имп. Максимин Даза (305-313) Вмч. Феодор Стратилат встречает имп. Лициния. Клеймо иконы «Вмч. Феодор Стратилат с 14 сценами из жития». XVI в. (НГОМЗ) Вмч. Феодор Стратилат встречает имп. Лициния. Клеймо иконы «Вмч. Феодор Стратилат с 14 сценами из жития». XVI в. (НГОМЗ) принял в управление весь Восток империи после смерти Галерия (5 мая 311) и, несмотря на эдикт о веротерпимости, возобновил Г. В это время оно перестало быть вопросом только внутренней политики, поскольку Максимин начал войну с соседним Армянским царством, к-рое 10 лет назад, при Трдате III, приняло христианство как офиц. религию ( Euseb. Hist. eccl. IX 8. 2, 4). Во владениях Дазы впервые пытались реорганизовать язычество, придав ему особое иерархическое устройство, напоминавшее Церковь ( Lact. De mort. persecut. 36-37; Greg. Nazianz. Or. 4). По указанию Максимина Дазы распространялись подложные «Акты Пилата», содержавшие клевету на Христа ( Euseb. Hist. eccl. IX 5. 1). Император скрытно подстрекал язычников, чтобы они брали на себя инициативу изгонять христиан из городов. Последовали и новые казни: был брошен зверям престарелый еп. Сильван Эмесский вместе с диак. Лукой и чтецом Мокием (пам. 29 янв.), казнены еп. Мефодий Патарский (пам. 20 июня), архиеп. Петр Александрийский (пам. 25 нояб.), погибли др. епископы Египта; в Никомидии был убит ученый пресв. Антиохийской Церкви сщмч. Лукиан (пам. 15 окт.), пострадали также еп. Климент Анкирский (пам. 23 янв.), Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии (пам. 24 нояб.), Евстафий, Феспесий и Анатолий Никейские (пам. 20 нояб.), Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василисса, Марионилла, 7 отроков и 20 воинов Антинойских (Египет; 8 янв.), Мина, Ермоген и Евграф Александрийские (пам. 10 дек.) и др.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Иконография ряда изображений И. отличается от традиционной. Так, на шитой иконе «Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина» из походного иконостаса (1592, ГРМ) И. изображена без короны, с непокрытыми волосами; отсутствие венца может быть объяснено реставрационным вмешательством, при к-ром фигуры святых из-за ветхости были перенесены на новую основу ( Плешанова, Лихачева. 1985. С. 209. Кат. 106). В Новодевичий мон-рь царица Ирина Годунова вложила шитую пелену «Похвала Богоматери» (ГИМ), выполненную после ее пострига с именем царицы вмц. Александры ( Маясова. 1976). Композиция «Похвала Богоматери» была дополнена ростовыми изображениями св. покровительниц царицы - И. и Александры. Изображение И. имеется также на пеленах «Богоматерь Казанская, со святыми Феодором Стратилатом и Ириной» (ГРМ) и «Богоматерь «Знамение», со святыми Феодором Стратилатом и Ириной» (ГИМ) ( Она же. 2004. С. 40-42). Вмц. Ирина. Подвесная пелена. Кон. XVI в. (ГРМ) Вмц. Ирина. Подвесная пелена. Кон. XVI в. (ГРМ) Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина. Шитая икона. 1592 г. (ГРМ) Царице Ирине Годуновой принадлежала небольшая иконка-реликварий «Св. мученица Ирина. Богоматерь на престоле» (1589, ГММК; Sterligova I. Moscou: Le «Grand atelier», orfevrerie et broderie d " art a la cour//Sainte Russie. 2010. P. 478). В кон. XVI в. парные изображения св. Феодора и И. появляются также в иконописи: напр., на иконе «Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина» (собрание М. Ю. Абрамова) И. изображена в платье, мафории и без венца. На минейных иконах начиная с XVI в. И. изображается под 5 мая в царском облачении, с венцом на голове, как на вологодской минее 2-й пол. XVI в. (ВГИАХМЗ) или на минее XVI в. из Музея икон в Рекклингхаузене (Германия). Эта традиция получила продолжение и в более позднее время (напр. палехская икона из собрания М. Е. Де Буара (Елизаветина)). И. изображена в рост, в красной далматике с золотым лором и золотым венцом на непокрытых кудрявых волосах, с крестом в руке, среди св. жен на иконе-двухряднице «Избранные святые» (кон. XVI в.) из Входо-Иерусалимской ц. в Каргополе (ВГИАХМЗ) (Иконы Древней Руси. 1993. С. 60)

http://pravenc.ru/text/673929.html

Великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Икона. Ок. 1603 г. (Национальный исторический музей, София) Великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Икона. Ок. 1603 г. (Национальный исторический музей, София) после отречения Диоклетиана возглавил тетрархию и принял в управление Восток империи. Во владениях имп. Галерия (Иллирик и М. Азия) и его племянника, не менее фанатичного врага Церкви, цезаря Максимина Дазы (Египет, Сирия и Палестина) Г. продолжились. Евсевий сообщает, что Максимин Даза в 306 г. обнародовал новые эдикты, к-рые предписывали, чтобы наместники провинций заставляли всех христиан совершать жертвоприношения ( Euseb. De mart. Palaest. 4. 8). Следствием этого стали многочисленные мученичества. В Александрии по приказу префекта Египта был обезглавлен мч. Филором вместе с еп. Тмуитским сщмч. Филеем. В Палестине почти ежедневно происходили экзекуции; среди пострадавших был ученый пресв. Памфил (пам. 16 февр.), друг и наставник Евсевия Кесарийского. Множество христиан Кесарии Палестинской были осуждены на каторжные работы в рудниках после предварительного ослепления (Ibid. 9). Несмотря на нек-рый спад преследований, число мучеников, пострадавших при имп. Галерии и почитаемых Церковью, также чрезвычайно велико. Из них широко известны вмч. Димитрий Солунский (пам. 26 окт.), Адриан и Наталия Никомидийские (26 авг.), Кир и Иоанн бессребреники (пам. 31 янв.), вмц. Екатерина Александрийская (пам. 24 нояб.), вмч. Феодор Тирон (пам. 17 февр.); многочисленные дружины святых, такие как 156 Тирских мучеников во главе с епископами Пелием и Нилом (пам. 17 сент.), никомидийские священники Ермолай, Ермипп и Ермократ (пам. 26 июля), Египетские мученики Маркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон и др. (пам. 5 июня), Мелитинские мученики Евдоксий, Зинон и Макарий (пам. 6 сент.), Амасийские мученицы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона и др. (пам. 20 марта), Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (пам. 10 сент.), Кесарийские мученики Антонин, Никифор и Герман (пам. 13 нояб.), Еннафа, Валентина и Павла (пам. 10 февр.).

http://pravenc.ru/text/166129.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010