Еще одной обителью, в которой с особой бережностью хранили аскетические заветы старца Паисия, был Кирилло-Новоезерский монастырь , в котором ревнитель этих заветов старец архимандрит Феофан Соколов старчествовал и настоятельствовал 40 лет (1793–1832). За свою долгую жизнь (1752–1832) Феофану суждено было познакомиться лично почти со всеми строгими подвижниками и старцами своей эпохи и испытать на себе их влияние. Он вышел из дворянской семьи Соколовых, в возрасте 14 лет Феодор (его мирское имя) решил уйти в монастырь, но родители не отпускали его. В 1771 г. он жил в Москве, где начал служить чиновником. Свирепствовавшая тогда в Москве жуткая чума, которую Феофан позже описал в своих «Записках», и вызванные ею бедствия еще больше усилили его склонность к монашескому житию. В 1772 или 1773 г. он смог, наконец, исполнить свое желание. Он ушел в Санаксарскую пустынь, где настоятелем служил старец Феодор Ушаков. От него Феофан Соколов научился аскетическим основам иночества и на всю жизнь остался приверженцем монастырского старчества. В эту пору он познакомился с епископом-аскетом Тихоном Задонским, и эта встреча не могла пройти бесследно для юного инока. Когда в 1774 г. старец Феодор Ушаков, из-за вмешательства и интриг светских властей, вынужден был уйти из пустыни, монах Феофан тоже оставил обитель и перешел во Введенскую Островскую пустынь, где тогда подвизался старец Клеопа I. Здесь Феофан пробыл три года под духовным руководством Клеопы, от которого много узнал о житии афонских монахов и о старце Паисии. Затем он получил от своего старца позволение и благословение уйти на Афон. По пути Феодор Соколов и с ним еще несколько монахов зашли в Тясминский монастырь, где в ту пору настоятелем служил старец Феодосий Маслов. Несмотря на просьбы Феодора, старец Феодосий не благословил его идти дальше на Афон — и ему пришлось остаться в Тясмине. Здесь Феодор Соколов был пострижен в монахи с именем Феофан, а старец Феодосий взял его под свое духовное окормление. Феофан всегда с большой теплотой вспоминал о времени, которое он провел под началом старца Феодосия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436693/

Крещение: окунаться или не окунаться? Опрос священников Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей? Отвечают священники — протоиерей Владимир Вигилянский, протоиерей Константин Островский, протоиерей Феодор Бородин. 16 января, 2014 Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей? Отвечают священники — протоиерей Владимир Вигилянский, протоиерей Константин Островский, протоиерей Феодор Бородин. Окунаться ли на Крещение? Как это нужно делать? На все эти вопросы Вам ответят священники в статье, подготовленной Правмиром. Окунаться ли на Крещение? Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей? Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ: Не купанием проверяется вера —  Купание на Крещение — традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает. Освящение воды — напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике — лишь сравнительно новая традиция. Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

http://pravmir.ru/kreshhenie-kupatsya-il...

1) Иеромонах Анастасий, 2) Никифор Алексеев, 3) Иван Прокофьев, 4) Иван Федоров, 5) Максим Федоров, 6) Игумен Иона, 7) Яков Семчевский, 8) Герасим Липяцкий. 9) Егор Покорский, 10) Стефан Орнатский, 11) Андрей Редриковский, 12) Иван Иванович Красовский, 13) Иван Кунин (старший), 14) Иван Сидоровский, 15) Егор Агриколянский, 16) Михаил Драницын, 17) Егор Казанский, 18) Николай Копылов, 19) Феодор Мартыновский, 20) Иван Купин (младший), 21) Иван Иподиаконов, 22) Петр Орнатский, 23) Алексей Косьмодамиановский, 24) Алексей Клериков, 25) Василий Филоматицкий, 26) Тимофей Суворов, 27) Герасим Костылев, 28) Ефим Третьяков, 29) Родион Флеров, 30) Никифор Зырин, 31) Алексеи Рябинин, 32) Иван Санин, 33) Алексей Куликов, 34) Иван Назоров, 35) Василий Смирнов, 36) Иерей Петр Белугин, 37) Даниил Левитский, 38) Егор Семеновский, 39) Иван Васильевич Красовский, 40) Григорий Лаговский, 41) Андрей Красовский, 42) Иван Горицкий, 43) Василий Попов, 44) Лев Высоцкий, 45) Василий Перебаскин, 46) Николай Борков, 47) Герасим Иорданский, 48) Михаил Воинов, 49) Алексей Клиентов. 50) Петр Соколов, 51) Павел Орнатский, 52) Василий Розанов , 53) Николай Лубкин, 54) Василий Юницкий, 55) Дмитрий Муравьев, 56) Василий Горский, 57) Николай Виноградов , 58) Михаил Соболев, 59) Василий Груздев, 60) Священник, Яков Ласкин, 61) Юнич, крещеный еврей, 62) Яков Реформатский, 63) Андрей Горский, 64) Василий Горский, 65) Косьма Преображенский, 66) Иван Горчаков, 67) Иван Ласкин, 68) Информатор Феодор Голубинский, 69) Афанасий Скворцов, 70) Иван Талызин, 71) Иван Санин, 72) Андрей Горский, 73) Павел Знаменский, 74) Николай Соснин, 75) Парфений Муравьев, 76) Павел Докучаева, 77) Павел Розов, 78) Иван Алякритский, 79) Василий Зарин, 80) Василий Попов, 81) Николай Гусев, 82) Александр Доцилевский, 83) Иван Куняев, 84) Алексей Мухин, 85) Иван Веселовский, 86) Сильвестр Воскресенский, 87) Михаил Вертоградов, 88) Николай Андроников, 89) Владимир Владимиров, 90) Дмитрий Прилуцкий, 91) Иван Приклонский, 92) Семен Ширский, 93) Ксенофонт Бронзов, 94) Павел Богословский, 95) Петр Недригайлов, 96) Петр Виноградов, 97) Гавриил Пернаткин, 98) Иван Островский, 99) Яков Беневоленский, 100) Николай Радковский, 101) Александр Невоструев, 102) Дмитрий Ковалев, 103) Иеромонах Хрисанф, 104) Феодор Виноградов, 105) Иван Спасский, 106) Феодор Альбов, 107) Николай Махоткин, 108) Семен Зверев, 109) Михаил Левитов, 110) Варсонофий Донский, 111) Ефим Соловьев, 112) Иван Соколов , 113) Афанасий Давыдовский, 114) Павел Кремлев, 115) Александр Серафимов, 116) Иеромонах Иустин, 117) Андрей Любославский, 118) Иван Вознесенский, 119) Митрофан Смирнов, 120) Александр Любимов, 121) Петр Попов, 122) Алексей Рейпольский, 123) Александр Ваникин (кандидат Московского университета), 124) Протоиерей Иван Последов, 125) Иеромонах Мефодий, 126) Гавриил Гусев, 127) Петр Панов, 128) Дмитрий Соловьев, 129) Александр Горицкий, 130) Гавриил Преображенский. Учители медицины:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обитель Божия Олонецкой земли Более чем 500-летняя история Важеозерской обители, основанной в суровом Олонецком крае преподобными Никифором и Геннадием Важеозерскими, полна драматических поворотов, но каждый раз милостью Божией монастырь возрождался. И сегодня в Спасо-Преображенском Важеозерском монастыре вновь возносятся Господу молитвы иноков, вновь сюда едут паломники: кто помолиться, а кто и потрудиться во славу Божию. 9/22 февраля, в день, когда Церковь чтит память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, в обители праздник. Основание Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (другие исторические названия обители: Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) положено около 1500 года преподобным Геннадием († 1516) и продолжено преподобным Никифором († 1557), его сотрудником. Наименование Важеозерской она получила от имени озера Важа, на котором стоит. Пустынь эта находится в Карельской епархии; от обители до города Петрозаводска – 112 км, а от Александро-Свирского монастыря – 92 км. Преподобным Никифором около 1520 года по благословению Новгородского архипастыря была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского. В монастыре сохранилась икона (список) семи старцев, также учеников преподобного Александра Свирского. Это старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов, с 1911 – епископ; † 1919) относил их к подвизавшимся в Задне-Никифоровской пустыни в XVI веке. Также и в книге «Святые новгородской земли XVI–XVIII веков», изданной в 2006 году, читаем: «В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет». Но двумя страницами выше в этой же книге дается статья И.П. Барсукова «Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских и об Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках преподобного Александра Свирского», из одного названия которой очевидно, что семь Оятских, или Островских, старцев были ошибочно причислены к Важеозерским святым. Впрочем, возможно, архимандрит Никодим (Кононов) располагал какими-то не дошедшими до современных исследователей материалами. Икона же почиталась в Важеозерской обители, потому что старцы, как и основатели пустыни, были учениками преподобного Александра Свирского.

http://pravoslavie.ru/29341.html

Прпп. Сергий и Варвара Островские. Икона над западным входом Московского храма преподобных Сергия и Варвары Островских на Соколиной Горе Мощи и почитание Преподобный Александр Свирский никогда не забывал своих родителей: проявляя заботу о благоустройстве Введенской Островской обители он называл её " монастырь моих родителей " . Среди чудес, совершённых им по преставлении, известен случай исцеления Александры Александровны Михайловой в 1838 году, когда святой в ночном явлении велел болящей заехать в " монастырь же моих родителей. " Память о Сергии и Варваре, совмещённая с памятью великого сына, неизменно сохранялась сквозь века. Так, в своей грамоте 1597 года царь Феодор Иоаннович жалует игумена и братию " Введенскаго монастыря, что на реке Ояте, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго " . В XVII веке встречаются случаи именования преподобных Сергия и Варвары " чудотворцами " . Видимо у их гробниц бывали случаи чудесной помощи, но вероятно в силу малочисленности братства и бедности, в монастыре не велось каких-либо систематических записей, поэтому более подробных сведений об этом не сохранилось. Место погребения преподобных Сергия и Варвары Островских в Введено-Оятском женском монастыре До начала XVIII века гробницы преподобных Сергия и Варвары находились в нижнем этаже Введенской церкви под приделом апостолов Петра и Павла. Лежали они под спудом, то есть, не доставаясь из-под земли. В 1721 году по указу императора Петра I мощи святых, сохранившиеся лишь в виде костей, были освидетельствованы архимандритом Свирского монастыря Кириллом. После этого для них были построены новые деревянные гробницы в Преображенском приделе Богоявленской церкви, в которых и положили с честью мощи святых. Над гробницами стояли иконы с их изображением, а рядом хранились носившиеся ими при жизни вериги. В описании монастыря 1873 года отмечается: Окрестные жители и посещающие монастырь богомольцы с древних времен глубоко чтят память родителей преподобного Александра Свирского, покоящихся во Введенском монастыре, и всегда с благоговением и усердием молятся во время панихид , отправляемых при тех гробницах.

http://drevo-info.ru/articles/13678046.h...

Священник Валентин Иоаннович Соловский (1893 -?) после окончания Псковской духовной семинарии 6 августа 1914 г. в Успенской церкви Киевского подворья в Петрограде рукоположен в сан дьякона, на другой день, 7 августа, в церкви Митрофаниевского кладбища в Петрограде – в сан священника. Будучи священником, он преподавал Закон Божий в двух земских училищах. Дьякон Иоанн Никифорович Муравейский (1834 - 28 апреля 1915) был сыном дьякона, родился в погосте Лакно Псковского уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. В 1861 г. Иоанн Никифорович посвящен в стихарь и назначен псаломщиком здешней церкви, в 1885 г. рукоположен в сан дьякона. За исправность по службе, хорошее поведение ему преподано архипастырское благословение, выражена благодарность епархиального начальства. Псаломщик Николай Павлович Кукин (1859 -?), сын священника погоста Коровск Островского уезда. После окончания Псковского духовного училища учительствовал в сельской школе Островского уезда, служил псаломщиком в церкви при Псковской губернской земской больнице, в погосте Печани Опочецкого уезда. С 28 января 1884 г. служил псаломщиком в здешнем погосте. В Синей Николе он преподавал пение в земском училище, руководил церковным хором. Псаломщик Михаил Петрович Литвинский (5 января 1877 -?) родился в погосте Торошино Псковского уезда, сын священника, обучался в Псковской духовной семинарии. 26 мая 1891 г. Михаил Петрович назначен псаломщиком в здешнюю церковь. С 1904 г. должность псаломщика исполнял Михаил Иоаннович Ястремский (27 августа 1875 -?), обучался в Порховском духовном училище. В годы советской власти лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Псаломщик Иоанн Петрович Знаменский (9 октября 1870 -?) был сыном священника этой же церкви. Он окончил Псковское духовное училище, с 1896 г. служил псаломщиком в Холмском и Островском уездах, с 1904 г. – псаломщик в родном погосте. В годы советской власти лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Известно имя еще одного псаломщика: Феодор Симеонович Михайлов. В годы советской власти лишен избирательных прав как служитель религиозного культа, проживал он в здешнем погосте. Его жена, Екатерина Павловна, также была лишена избирательных прав как жена служителя религиозного культа.

http://sobory.ru/article/?object=12681

Архимандрит Феофан Новоезерский (1752–1832) Первые годы подвижничества старца Феофана (в миру Феодора Соколова) проходили в Саровской пустыни и Санаксарском монастыре. Здесь изучил он монашескую азбуку: терпение, строгость к себе, безусловное послушание. Вместе с другими он исполнял, после долгой церковной службы, разные послушания, в которых и настоятель принимал участие: рубил дрова, топил печи, готовил на кухне, пек хлебы, мел полы. Во время жизни в Санаксаре Феодор познакомился со святителем Тихоном Задонским , который приглашал его даже остаться в Задонске. В 1774 году преподобный Феодор Санаксарский , по наветам людей, гневавшихся на его нелицеприятие и заступничество за обижаемых крестьян, был сослан в Соловецкий монастырь. Большая часть учеников его тогда разошлась по другим обителям. В числе их и Феодор Соколов перешел, после трехлетней жизни в Санаксаре, во Введенскую Островскую (близ города Покрова, Владимирской губернии) пустынь и здесь находился под руководством настоятеля старца Клеопы, который был постриженник афонский и долго упражнялся там в высшем молитвенном делании с преподобным Паисием Величковским . Перейдя в Россию и, после некоторого времени, назначенный во Введенскую пустынь, старец Клеопа ввел в ней общежительный афонский устав, чинную службу. Сам он проводил жизнь в постоянной молитве и богомыслии, братией же управлял любовью кроткой и прощающей; заботился не столько об упражнении их в суровых постах и трудах, сколько о водворении смирения, незлобия, миролюбия. И здесь, у такого наставника, дополнено было иноческое воспитание Феодора и, уже привыкший в Санаксаре к суровому долгу иноческому, здесь научился он высшим добродетелям: чистоте помыслов, духу любви и смирения. Между тем рассказы старца Клеопы возбудили в молодом послушнике сильное желание наставиться у старца Паисия и видеть Афон. В 1777 году Феодор отправился в Молдавию вместе с молдавскими иноками, возвращавшимися в свой монастырь. Он надеялся побывать на Афоне, в Палестине и затем поселился у старца Паисия, но когда он пришел в Молдовлахию, в Тисманский монастырь, игумен Феодосий удержал его и немедленно постриг с именем Феофан. Тогда Феодору было двадцать пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

282 Но на этом собственно и оканчивается мирская деятельность Феодора. После сего «преподобный Феодор Данилович», как читается в кратком Киево-Печерском сказании XVII века, «оставил прелесть мира сего и княжескую славу, взял на себя святое иночество, и так подвизался крепко о спасении своем; угождаючи Богу аж до смерти, душу свою всяко украшаючи, Госиодеви в руце отдал». 283 5. Поступление преподобного Феодора в Киево-Печерскую лавру и его деятельность в звании инока. Кончина преподобного Феодора. Время его прославления. Заключение К сожалению, история, так богатая сведениями о мирской деятельности преподобного Феодора, почти ничего не сохранила нам о его монашестве. Известно только, что, оставив мир Феодор поступил в Киево-Печерскую обитель, что его жена Агафия также была инокиней, под именем Агрипины; но, как и когда это сделалось, мы почти положительно не знаем. Преподобный Филарет Черниговский полагает, что преподобный Феодор «удалился в Печерскую обитель и сменил княжескую мантию на иноческое вретище, после жаркой битвы с татарами 1438 года». То же самое мнение разделяет и Максимович в своих письмах о князьях Островских. Но мы видели, что еще в 1441 году Великий князь Литовский Казимир поручает Феодору управление Волынскими городами: Острогом, Дубцом и т.п. Потому всего вероятнее надобно полагать, что преподобный отец поступил в Печерскую обитель между 1441 и 1446 годами, когда история совершенно умалчивает о нем и на его место является уже сын его Василий Феодорович Красный. Точно также почти ничего нельзя сказать о деятельности преподобный Феодора в звании Печерского инока. Известно только, что с принятием иноческой мантии преподобный Феодор, по обычаю монашескому, переменил прежнее свое мирское имя и принял новое имя Феодосия, может быть в память преподобного Феодосия Печерского , по следами которого князь судил подвизаться в его «Феодосиевой пещере». 284 Затем из остальных сведений, сообщаемых преданием, можно указать разве на известия, сохранившиеся в старинном Печерском тропаре и современном ему кондаке XVII века, в которых воспевается его «смиренное послушание и безмолвие» (тропарь), и за тем приглашаются верные усердно восхвалить «красоты разные возгнушавшегося и богатства тленного со благодарением отвергшегося, в ризу же бессмертия облекшегося и богатому во щедротах последовавшего Христови, Феодора достословиа», и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Рисунок с изображением трех святителей (Атлас,   197 ) сопровождается карандашной подписью: «Новгородские святители», которая, вероятно, сделана Ф. А. Калининым. Ориентируясь на это указание, мы предположительно атрибутируем изображения новгородских владык следующим образом (слева направо): 1) Евфимий II (варианты – Иоанн (Илия), Серапион, Моисей); 2) Нифонт (варианты – Серапион, Феоктист); 3) Иона (варианты – Иоанн (Илия), Моисей, Серапион). Если основываться на указаниях иконописных подлинников, среди новгородских святителей указанные персонажи более всего соответствуют обликам изображенных. Стоит обратить внимание на то, что третий святитель благословляет левой (!) рукой, а Евангелие держит в правой руке. Нам нечем объяснить такое расхождение с традиционной иконографией. Прорись с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы» (Атлас, 198 ) нуждается в подробном перечислении 68 изображенных персонажей. 58 Новгородские святые разделены здесь на правую и левую группы по семь рядов в каждой. В левой группе изображены справа налево: 1-й ряд снизу – Нифонт архиепископ, Евфимий II архиепископ, Моисей архиепископ, Григорий архиепископ, Василий Калика архиепископ, Лука епископ; 59 2-й ряд снизу – Симеон архиепископ, Михаил Клопский, Савва Вишерский, Александр Невский, Зосима и Савватий Соловецкие; 3-й ряд снизу – Никандр Псковский, Никодим Кожеезерский, Антоний Сийский, Евфросин Псковский, Феодор Юродивый, Никола Кочанов; 4-й ряд снизу – Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы; 5-й ряд снизу – князь Владимир Ярославин, Анна княгиня, Иоанн и Лонгин Яренгские, Гликерия Новгородская; 6-й ряд снизу – князь Мстислав Ростиславич, князь Феодор Ярославин, князь Мстислав Мстиславич, Иоанн и Иаков Менюжские; в верхнем ряду – Артемий Веркольский. В правой группе слева направо изображены: 1-й ряд снизу – Никита епископ, Иоанн (Илия) архиепископ. Иоанн III архиепископ, Серапион архиепископ. Феоктист архиепископ. Иоаким епископ; 2-й ряд снизу – Пимен архиепископ, Мартирий архиепископ, Александр Ошевенский, Антоний Римлянин, князь Всеволод (Гавриил) Псковский, Александр Свирский ; 3-й ряд снизу – Нил Столобенский, Арсений Коневский, Ефрем Перекомский, Антоний Леохновский, Антоний Дымский. Варлаам Хутынский; 4-й ряд снизу – Ефрем Новоторжский, Сергий и Герман Валаамские. Арсений Затворник, Афанасий Островский; 5-й ряд снизу – Корнилий Палеостровский, Анания иконописец, Ксенофонт Робейский, Мартирий Зеленецкий, Феофил Омучский; 6-й ряд снизу – Иаков Боровицкий, Феодор Важеозерский (?), Кирилл Новоезерский, Феодор Островский (?), Вассиан Пертоминский или Строкинский; в верхнем ряду – Макарий Черногорский Пинежский. 60

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В 1776 году переведен в Флорищеву пустынь, где исправлял казначейскую должность; в 1778 году определен в Введенскую Островскую пустынь строителем; в 1781 году переведен в Николаевский Пешношский монастырь строителем; в 1788 году марта 20 произведен в Тихфин монастырь архимандритом. В 1795 году апреля 4 дня, при возобновлении Симонова монастыря, переведен в оный для учреждения общежития. 1796 года, августа 4 дня скончался. Всего жития его было 65 лет, из них в монашестве провел более 33 лет; во всех упомянутых монастырях научась учительству, уставил общежития, монастыри в немалую ветхость пришедшие поправил, братии был примером добродетельнаго жития, а наипаче нищеты и нестяжания, шелковых одежд он на себе со вступления в монашество не носил ни единыя. Был к нищим милостив, к бедным сострадателен и братии был благодетелен, ибо и трапеза его была с братией нераздельна, где часто повторял следующия слова: се что добро или красно, но еже жити братии вкупе» 329 . Знать, крепка была полученная им в Санаксаре начальная общежительная школа. Строитель Макарий был достойным преемником Игнатия. Игнатий оставил Макарию Пешношскую пустынь еще неустроенной. При последнем она не только была восстановлена из развалин, но и возвеличилась и прославилась; ему же она обязана и введением нового общежительного устава. Жизнеописание архимандрита Макария 330 сообщает, что он родился в 1750 году, в городе Рузе, в благочестивой купеческой семье Брюшковых. Жил и учился торговле в Москве, но на 18 году своей жизни решился оставить мир и посвятить себя на служение Богу и ближним в иноческой жизни. И здесь подчеркивается, что в «то время славился строгостию жизни строитель Санаксарской пустыни (близ г. Темникова) иеромонах Феодор. К нему–то в 1767 г. и отправился юноша Матфей. Здесь же находился в сане иеродиакона о. Игнатий, после настоятель Пешношский. Обитель Санаксарская была одна из беднейших; церковныя службы отличались продолжительностию; за жизнию и духом братий о. Феодор следил весьма бдительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010