В нач. XX в. в Важеозерской обители в Преображенском храме и ц. Всех святых возле правого клироса находились также большие иконы Важеозерских чудотворцев: Н., Г. и 7 Островских преподобных - учеников прп. Александра Свирского (Дионисия, Игнатия, Леонида, Феодора, Ферапонта, Афанасия и Корнилия). В росписи ц. Всех святых, исполненной в 1894 г. валаамскими монахами под рук. иеродиак. Антония, перешедшего с Валаама в Важеозерский монастырь, были представлены Олонецкие и Валаамские чудотворцы (Там же. С. 6-7). В описи епархиального древлехранилища в Петрозаводске (основано в 1903, закрыто в 20-х гг. XX в.) под 215 значится икона «Важеозерские чудотворцы»: «Изображены преподобные Никифор, Геннадий, Игнатий, Леонид, Дионисий, Ферапонт, Феодор, Корнилий, Афанасий… Икона ценна как памятник, перечисляющий мало известные широкой публике имена последователей и учеников преп. Никифора и Геннадия Важеских» (размер иконы 81/4×7 вершков - Книга 1 для описания памятников церк. старины, хранящихся в Олонецком губ. церк.-ист. музее - НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. хр. 1/2. Л. 36 215); сведения предоставлены В. Г. Платоновым). Одна из таких икон была спасена в годы советской власти жительницей пос. Импилахти (Питкярантский р-н Республики Карелии), когда часовня, где хранилась икона, была превращена в конюшню. В 1999 г. образ был передан в Важеозерский монастырь (в наст. время хранится в Петрозаводском ЕУ), список с него помещен на аналое в монастырской ц. Всех святых (иконописец мон. Даниил). Наиболее ранние изображения Н. известны в составе житийных циклов преподобных Александра Свирского и Кирилла Новоезерского, Н. и Г.- в составе композиции «Собор Новгородских святых». Так, уже на 1-й монументальной иконе со 129 клеймами жития и чудес, созданной в связи с прославлением прп. Александра Свирского для Успенского собора Московского Кремля, очевидно, попечением свт. Макария (1547-1555, ГММК; см.: Журавлёва И. А. Прп. Александр Свирский, с клеймами жития и чудес//Иконы Успенского собора Моск. Кремля: 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

В 1612 г. Н. м. был разорен «от немецких и литовских людей и от русских воров», игум. Дорофей с 23 братиями принял мученическую кончину (по др. сведениям, 7 или 20 чел. братии; их могила близ места захоронения преподобных основателей, почитавшаяся в монастыре, утрачена). Существовало также предание о том, что в числе пострадавших были Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий Островские, почитавшиеся как местночтимые святые. Согласно другому преданию, это были ученики прп. Александра Свирского, которые, как предполагал К. А. Докучаев-Басков, после его кончины, «любя больше уединение, оставили Свирскую обитель и перешли в Важеозерскую Заднюю пустыню, следовательно, сделались учениками Геннадия и Никифора» (Преподобные Каргопольско-Олонецкие чудотворцы//Рус. паломник. 1889. 51. С. 611). В Преображенском и Всехсвятском монастырских храмах хранились иконы 9 Важеозерских чудотворцев. Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Обитель опустела, в кон. 10-х гг. XVII в. иноки «скиталась между двор». К 1623 г. в пустыни проживали 6 насельников во главе с иером. Феодосием, к-рые занимались ловлей сигов и лососей на пороге Сиговец. По жалобе братии царь подарил им «пустошь Юрьевскую Кириканова», к-рую отнял у обители крестьянин Важинского погоста Петр Васильев ( Барсов. 1869. С. 75-76). В эти годы были построены деревянные новый Успенский храм, колокольня и поварня. Ок. 1640 г. игум. Антоний пожертвовал в мон-рь Евангелие и на свои деньги построил келью; в пустыни проживали 12 чел., которые «питались своими трудами», без «государева жалованья». Через 40 лет положение в Н. м. изменилось в лучшую сторону. К 1680 г., когда строителя старца Варлаама сменил старец Савватий, число насельников увеличилось до 22 чел. В мон-ре почитались вериги прп. Никифора, хранившиеся в часовне вмч. Никиты (утрачены). В 1697 г. упоминаются 2 царские грамоты: о дарованной мон-рю пахотной земле и о разрешении рыбной ловли на пороге Сиговец и спуске карбасов. С 1685 г. до конца XVII в. строителями Н. м. были иеромонахи Ферапонт, Николай, Макарий, Варлаам и Сергий.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Место захоронения Островских преподобных было неизвестно в XIX в. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , Дионисий был основателем Введенского мон-ря в с. Архангельском (Сермакса), был похоронен там в церкви; остальные перечисленные в «Описании о российских святых» ученики прп. Александра, а также прп. Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий , преподобные, Важеозерские) были погребены в пещере при Преображенской ц. Задненикифоровой пуст. По предположению архиеп. Сергия (Спасского) , эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пуст. на оз. Важе и Задней пуст. на р. Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского мон-ря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых». По-видимому, в XVIII-XIX вв. преподобные продолжали почитаться местно. В старообрядческих святцах XIX в. (БАН. Дружин. 131(164)) они упомянуты (кроме Дионисия) с отдельными днями памяти (совпадающими с празднованиями тезоименитых им святых): под 3 окт. помещена память Дионисия (Л. 29 об.; Дионисий Островский и Дионисий Новгородский упом. здесь как разные святые), под 20 дек.- «преподобнаго отца нашего Игнатия, иже на Ояти, ученика святаго Александра Свирскаго» (Л. 85 об.), под 10 апр.- «преподобнаго отца нашего Феодора, ученика святаго Александра Свирскаго, иже на Ояти» (Л. 169), под 16 апр.- «преподобнаго отца нашего Леонида, ученика святаго Александра Свирскаго, в Островском монастыре» (Л. 173), под 16 мая - память Феодора (вторично) (Л. 193 об.), под 19 мая - «преподобнаго отца нашего Корнилия, ученика св. Александра Свирскаго» (Л. 196 об.), под 27 мая - «преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже на Ояти, ученика св. Александра Свирскаго» (Л. 202). Канонизация Островских преподобных совершилась включением их имен в Собор Карельских святых, учрежденный в 1974 г., и в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возрождено в 1981 г. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 378-379; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 167; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 94. 386; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557; Голубинский. Канонизация святых. С. 318.

http://pravenc.ru/text/293495.html

Прошли десятилетия... Никифор был канонизирован Святой Церковью и прославлен в чине преподобных. А обитель, им устроенная, в лице его святых сподвижников принесла многочисленные примеры доброго монашеского жития. Память ему празднуется: 9/22 февраля (день преставления), а также на Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице) и Собор Карельских святых (21 мая/3 июня). Страницы истории Важеозерского монастыря Важеозерская Никифоро-Геннадиевская пустынь расположена в красивом месте на вершине холма, у большого озера. Были времена, когда в обители подвизалось до ста человек, но в смутные годы начала XVII века монастырь был разорен польскими отрядами. Десятки монахов приняли тогда мученическую кончину. Во второй половине XIX века в пустыни построили храм во имя преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских. А попечением св. прав. Иоанна Кронштадтского , посетившего пустынь в конце XIX века, была выстроена новая каменная церковь в честь Всех святых. Мощи святых Никифора и Геннадия Важеозерских почивали недалеко от пустыни, в пещере, под спудом. В 1721 г. настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Кирилл произвел освидетельствование гробниц с прахом преподобных. В настоящее время, по благословению Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, обитель возрождается как Спасо-Преображенский Важеозерский мужской монастырь. Сохранились, а ныне отреставрированы и действуют два храма: Преображенский и в честь Всех святых. Преподобные Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские. Эти святые подвизались в разных местах северного края. Долгое время они жили со своим наставником, прп. Александром Свирским , в Троицком монастыре. Но Свирский монастырь становился известным и разрастался. Пустыннолюбивых монахов тяготило многолюдие. Ища более уединенных мест, они, по благословению игумена, удалились в Важеозерскую Никифорово-Геннадиевскую пустынь, к прп. Никифору, и подвизались некоторое время там. Поэтому мы и видим их лики вместе с преподобными Геннадием и Никифором на иконе «Важеозерские Чудотворцы», написанной еще в конце XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

П. удалось убедить многочисленных последователей, что не только в древности в отдаленных пустынях Сирии или Египта, но и в современных ему обителях Молдо-Влахии, Афона и России человек мог достичь святости. П. создал школу учеников и последователей, разошедшихся по правосл. миру, для их руководства он составил энциклопедию святоотеческой аскетической мысли - «Добротолюбие». Труды П. были оценены по достоинству митр. Гавриилом (Петровым), свт. Филаретом (Дроздовым), свт. Игнатием (Брянчаниновым), Оптинскими старцами - письма и переводы П. были изданы Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью . Благодаря манифесту «О всемилостивейшем прощении беглецов, укрывающихся в заграничных местах» имп. Александра I Павловича от 15 марта 1801 г. (ПСЗ. Т. 26. С. 588. 19786) мн. слав. ученики П. беспрепятственно смогли возвратиться в Россию и поделиться с насельниками мн. мон-рей полученными от него «духовными сокровищами». Из последователей П. в России наиболее известны архим. Феодосий (Маслов), управлявший Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустынью , схим. Клеопа I , бывший настоятелем покровской Островской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женской пустыни , схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), наставник прп. Льва (Наголкина), схим. Афанасий (Захаров) , скончавшийся в Площанском в честь Казанской иконы Божией Матери мужском монастыре , наставник прп. Макария (Иванова), схим. Афанасий (Охлопов), занимавшийся передачей и исправлением текстов «Добротолюбия» в России. Они в свою очередь имели многочисленных последователей, вместе с к-рыми возрождали обители, переписывали и передавали святоотеческие книги, внедряли положения устава братства П. В архивах России, Украины, Румынии, Молдавии и Греции выявлено ок. 800 рукописей, содержащих письма и переводы паисиевской школы. Гимнография Вскоре после преставления П. его учениками (авторы неизв., все 4 списка выполнил схим. Климент) была составлена служба на церковнослав. языке (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

По-видимому, в XVIII-XIX веках. преподобные продолжали почитаться местно. В старообрядческих святцах XIX века они упомянуты (кроме Дионисия) с отдельными днями памяти (совпадающими с празднованиями тезоименитых им святых): под 3 октября помещена память Дионисия (Л. 29 об.; Дионисий Островский и Дионисий Новгородский упом. здесь как разные святые), под 20 декабря - " преподобнаго отца нашего Игнатия, иже на Ояти, ученика святаго Александра Свирскаго " (Л. 85 об.), под 10 апр. - " преподобнаго отца нашего Феодора, ученика святаго Александра Свирскаго, иже на Ояти " (Л. 169), под 16 апреля. - " преподобнаго отца нашего Леонида, ученика святаго Александра Свирскаго, в Островском монастыре " (Л. 173), под 16 мая - память Феодора (вторично, л. 193 об.), под 19 мая - " преподобнаго отца нашего Корнилия, ученика св. Александра Свирскаго " (Л. 196 об.), под 27 мая - " преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже на Ояти, ученика св. Александра Свирскаго " (Л. 202). Канонизация Островских преподобных совершилась включением их имен в Собор Карельских святых , учрежденный в 1974 году, и в Собор Новгородских святых , празднование которому было возрождено в 1981 году. Икона учеников прп. Александра Свирского - " Важеозерские чудотворцы - прпп. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий [Островские, Оятские], Геннадий и Никифор [Важеозерские] чудотворцы " ХХ век Иконография Островских преподобных Изображения Игнатия и др. Островских святых известны в составе композиции " Собор святых, в земле Карельской просиявших " , которая, очевидно, была разработана на Валааме или в санкт-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского монастыря. Икона 1876 года находилась в местном ряду цекрви во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева напротив храмового образа с датой и подписью В. М. Пешехонова (в наст. время обе иконы - в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Она упомянута в описях монастырского имущества 1912 и 1942 годов .

http://drevo-info.ru/articles/13678934.h...

( < < back) «Напомним, что прп. Серафим Саровский советовал причащаться не менее 17–18 раз в год: во все посты, в именины, во все двунадесятые праздники, то есть в среднем приблизительно раз в три недели». У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 — с. 535. ( < < back) В наше время «Предисловия» Василия Поляномерульского к книгам Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского опубликованы в книге «Сборник о молитве Иисусовой». Валаамский мон., М., 1994, с. 330. ( < < back) Страницы указаны по изданию: «Творения свт. Игнатия». Сретенский мон., М., 1996–1998 (репринт, 1904). В пяти томах. ( < < back) Святитель Макарий Московский (Парвицкий-Невский; 1835–1926) — причислен к лику святых в 2000 г. Выдающийся миссионер, духоносный старец. Митрополит Макарий занимал Московскую кафедру в период революции 1917 года и был одним из пяти иерархов, оставшихся верными Государю. В их числе — священномученик Гермоген (Долганов; 1858–1918), митрополит Петроградский Питирим (Окнов; 1868–1920), митрополит Антоний (Храповицкий; 1863–1936) и митрополит Нестор (Анисимов; 1885–1962). Святитель Макарий был принудительно уволен на покой определением Синода с 1.04.17. Имеется свидетельство о том, что святитель сообщался с Царственными Узниками в период их заключения и продолжал духовно окормлять Царя-Мученика до самой его кончины. Святителю было откровение от Господа о том, при каком духовном состоянии русского народа возможно было бы спасение Царской Семьи. Последние восемь лет жизни, после незаконного низложения, святитель-исповедник провел в изгнании и страданиях в подмосковном монастыре, где пребывал в неослабном аскетическом подвиге. Игум. Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик. «Паломник», М., 1997 — с. 709; Еп. Арсений (Жадановский). Воспоминания. Св.-Тихоновский Богословский институт, М., 1995. ( < < back) Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; 1718–1791) — старец высокой духовной жизни. Восстановитель и настоятель Санаксарского Темниковского монастыря, управлял также Алексеевским женским монастырем. Строгий подвижник, ревнитель жизни в традициях древнейшего монашества. Став жертвой клеветы, был удален на Соловки, где в числе рядовых членов братии провел 9 лет. Будучи оправдан митрополитом Гавриилом (Петровым; 1730–1801), вернулся в свою обитель, где продолжал духовно руководить братией. Почил 19.02.1791 г. и был погребен у стен созданного им храма. Рядом находится могила его племянника — прославленного флотоводца адмирала Феодора Ушакова. Среди многочисленных учеников о. Феодора широко известны архмандрит Феофан Новоезерский, архмандрит Игнатий Островский, схиархимандрит Макарий Пешношский и другие. Московский журнал. 4, 1994 – с. 43.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

110-113 ИГНАТИЙ († 4.03.1687), бывш. мон. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, деятель раннего периода истории старообрядчества, автор сочинений 113-117 117-118 ИГНАТИЙ (Иевлевич), архим. полоцкого Борисоглебского мон-ря, церковный и общественный деятель - см. в ст. Иевлевичи ИГНАТИЙ (Малышев Иван Васильевич; 1811 - 1897), архим., настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст., церковно-общественный деятель 119-122 ИГНАТИЙ (Мидич Добривой) (род. 17.10.1954), еп. Браничевский Сербской Православной Церкви, богослов 122-123 ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИГНАТИЙ (Пологрудов Сергей Геннадьевич; род. 25.03.1956, Иркутск), митр. Аргентинский и Южноамериканский 123-124 124-125 ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель 125-127 127-128 128-131 131-132 132-133 133-134 134-135 ИГНАТИЙ IV (в миру Хабиб Асаад Хузейм (Хазим); 1920-2012), Патриарх Антиохийский ( 2 июля 1979-5 дек. 2012) 135-137 137-138 ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (I - нач. II в.), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.) 138-147 147-148 ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского 148-150 150-151 ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль 151-152 ИГНАТИЯ (Пузик Валентина Ильинична; 1903 - 2004), схим., фтизиатр, духовная писательница, гимнограф 152-153 153-155 155-156 155-159 159-160 ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича 160-161 ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Феодорит» найдены статьи: АГАЛЛИАН ФЕОДОР см. Феофан, митр. Мидийский АГАПИЯ И ФЕОДОРА святые (пам. копт. 2 апр.) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР мученики Римские (пам. зап. 17 марта) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АПСЕВД ФЕОДОР визант. художник, (кон. XII в.) АСКИДА ФЕОДОР см. Феодор Аскида АФРИКАН, ТЕРЕНТИЙ, МАКСИМ, ПОМПИЙ [ПУПЛИЙ], ЗИНОН, АЛЕКСАНДР, ФЕОДОР и 33 мученика Африканских († 251), (пам. 13 марта, 10 апр., 28 окт.) ВАЛЬСАМОН ФЕОДОР - см. Феодор IV Вальсамон ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР мученики (пам. греч. 20 и 21 июля) ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Феодорит.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Икона учеников прп. Александра Свирского - " Важеозерские чудотворцы - прпп. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий [Островские, Оятские], Геннадий и Никифор [Важеозерские] чудотворцы " ХХ век Список иллюстраций Новая иллюстрация Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18355@ Подпись к иллюстрации: Икона учеников прп. Александра Свирского - " Важеозерские чудотворцы - прпп. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий [Островские, Оятские], Геннадий и Никифор [Важеозерские] чудотворцы " ХХ век Размер файла: 302.71 Кб Кто разместил: Илич Нина Дата размещения 30.10.2019 15:26:10 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18355.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010