Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому О Рае Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой Василий Кáлика, архиепископ новгородский (1331–1352 гг.), – один из популярных политических и церковных деятелей средневекового Новгорода; именно он «заложил город каменный» (1331), организовывал защиту Новгорода и Пскова от шведских нападений, был инициатором строительства мостов и храмов; при нем новгородская София украшается вызолоченными медными воротами; царьградский патриарх присылает ему, первому на Руси, «крещатые ризы» и «белый клобук» – особые знаки достоинства новгородских епископов. Послание Василия епископу Феодору Доброму (1342–1360 гг.) было написано, по-видимому, в 1347 г. (под этим годом оно помещено в новгородских летописях) по поводу споров ο рае, происходивших в это время в Твери. Основной предмет спора – сохранился ли на земле рай, в котором жили Адам и Ева, – был отнюдь не схоластическим: проблема затрагивала основы средневекового христианского мировоззрения, и само возникновение спора было связано с волной антицерковного критицизма в Твери. Послание Василия – прямое вмешательство новгородского архиепископа в дела тверских «вольдумцев». Β споре Василия и Феодора произошло столкновение мистического и рационального представлений ο сущности вещей; признание Феодором существования только «мысленного», «духовного» рая и отрицание рая земного, материального, было не вполне ортодоксальным и приближалось κ еретическому учению ο «разуме духовном» (см.: Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI в. М., 1960, с. 138–149). Позиция Василия, защищавшего идею существования земного рая, была основана на легендарно-апокрифических представлениях и приближалась κ наивно-«реалистическому» мировоззрению народных масс. Послание Василия – один из интереснейших образцов средневековой полемической литературы, связанной с жанром «видений» и «хождений» (см.: Гуревич А. Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков//«Труды по знаковым системам. VIII». Κ 70-летию акад. Д. С. Лихачева. Тарту, 1977, с. 3–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Феодору Александровичу Голубинскому В.А. Голубинский – бакалавр (с 1818 г.) и профессор философии Московской академии, умерший в 1854 г. в сане протоиерея. Познакомившись с ним в проезд свой в Кострому, о. Макарий узнал, что в Костроме живет его отец, священник, и по приезде туда поспешил явиться к последнему, и затем вошел с ним и его домашними в очень добрые отношения. Нижепечатаемые три письма и являются памятником этих отношений архим. Макария к семье Голубинских (см. статью Д. Ф. Голубинского «Макарий, основатель Алтайской миссии по бумагам Ф. А. Голубинского». Душеп. чтение, 1890 г., 3; 1891 г., ч. I и III). Но, вероятно, писем архим. Макария было гораздо больше. Знакомство его с Ф. А. Голубинским и духовное общение продолжалось около четверти века (1890 г., III, 390). 30 176 Почтеннейший и любезнейший Федор Александрович! Думаю и любуюсь той мыслью, что первое письмо мое к вам будет для вас весьма любезно, когда узнаете, что я сижу теперь в доме родителя вашего, за столом, где вы прежде сиживали, и пишу. Бурей занесло меня сюда. Был у Преосвященнейшего, 177 и не отваживаясь на опасное плаванье, решился посетить первых своих в Костроме благоприятелей, и дождаться у них тихого вечера. 178 Если б не этот случай, то может быть, я и не скоро бы еще собрался писать к вам, потому что различными развлечен бываю заботами по должности и по домашнему обзаведению, с утра до вечера, и подлинно уже довлеет дневи злоба его ( Мф.6:34 ). В Кострому приехал я 20 апреля, 179 а 23 вступил в должность свою. Этот день не принадлежит мне, я опасаюсь описывать вам, да будет ему вечная память. Прошу только Вас, принесите за меня молитву благодарения Богу и потом молитву прошения. Да укрепит меня сила свыше к подъятию и доброму прохождению подвигов, превышающих скудные силы мои. Мне весело сидеть у вас запросто. Где просто, там Ангелов со сто, говорится в народе, какая пословица! Вот аксиома! В самом деле, один, не малое время обучавший философии муж, говорил в классе, когда я еще был в семинарии Смоленской, что пословицы – суть аксиомы. Я не знаю, как принимать это слово, и предаю его на рассуждение ваше, которое прошу и объявить мне впоследствии. Теперь мы поговорили кое-что с вашими родителями о вашем жребии, который еще сокрыт в судьбах Божьих. Бог да управит вас в путь свой, во время свое. Я же по любви моей к вам, желаю и советую только держаться вам угла церковного. Что вы такое писали обо мне к батюшке? Говорят, что много писали, и как я вижу, трудно мне будете оправдывать рекомендацию вашу. К батюшке можно было писать; но перед другими людьми прошу вас покорнейше не взносить на меня напраслины. Простите, Феодор Александрович! Господь со всеми нами. Простите. Есмь и пребуду с истинным почтением в уме, с искренней любовью к вам в сердце Ваш покорнейший слуга иеромонах Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Читайте сказки! В жизни каждого христианина есть люди, память о которых согревает сердца. Через этих людей Господь опытно, в чувстве являет благодатную красоту православной веры, так, что само общение с ними порой убеждает лучше любых аргументов и доводов. Таким человеком в моей жизни стал оптинский насельник, игумен Феодор (Трутнев). 10 декабря, 2010 В жизни каждого христианина есть люди, память о которых согревает сердца. Через этих людей Господь опытно, в чувстве являет благодатную красоту православной веры, так, что само общение с ними порой убеждает лучше любых аргументов и доводов. Таким человеком в моей жизни стал оптинский насельник, игумен Феодор (Трутнев). Душа горела любовью к монашеству, желанием непрестанной молитвы, подвига и поста. И вот я подошёл к игумену Феодору (Трутневу): — Батюшка, благословите Добротолюбие читать. Он посмотрел на меня со своей неизменной мягкой улыбкой и сказал: — Не надо, ты сейчас лучше сказки читай… Вот такой неожиданный был ответ, но как я сейчас понимаю, глубокий и мудрый. Ведь что главное в сказках? Да то же, что и в Добротолюбии… И может быть потому много лет спустя, когда отца Феодора не было уже на свете, а я стал священником и начал, наконец, читать эту великую книгу – одни слова поразили меня в ней особенно сильно. Эти слова были сказаны преподобным Антонием Великим. «Единственный способ к познанию Бога, — говорит он, — есть…» Что бы вы думали? Смирение… или может быть послушание… а может рассуждение, без которого по слову святых отцов, обладание любой из добродетелей ненадёжно? Чему отдать «пальму» не первенства даже, а исключительности, ибо святой говорит о единственном способе к познанию Бога… Я приведу эти слова великого подвижник полностью, но только позже, а пока я хочу вспомнить о нашем современнике, почившем в 2003 году оптинском игумене Феодоре. — — — Игумен Феодор (Трутнев) В жизни каждого христианина есть люди, память о которых (не важно живут ли они на земле или уже отошли в вечность) согревает сердца. Через этих людей Господь опытно, в чувстве являет благодатную красоту православной веры, так, что само общение с ними порой убеждает лучше любых аргументов и доводов. Таким человеком в моей жизни стал оптинский насельник, игумен Феодор (Трутнев). Я давно хотел как-то выразить в словах свою бесконечную благодарность этому доброму служителю Божьему, да всё не мог собраться. И вот принялся искать информацию в Интернете о почившем старце, чтобы рассказ мой был по возможности более полным, но… то, что я нашёл – меня обескуражило и расстроило. Это была статься о покойном старце, на первый взгляд вполне доброжелательная по отношению к нему самому, но гневно клеймившая прочих насельников обители как «врагов православия», «приспешников» католицизма, глобализма и т.д… Статья называлась «Завещание оптинского старца Феодора».

http://pravmir.ru/chitajte-skazki/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ КАЛИКА († 3.07.1352, Михайловский мон-рь на устье Узы), свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Вел. Новгорода и Пскова. До пострижения в монашество носил имя Григорий, служил священником в новгородской ц. святых Космы и Дамиана «на Холопьи улици» в Неревском конце. Совершил паломничество в Св. землю, о чем впосл. упоминал в послании к Тверскому еп. св. Феодору II (Доброму) , об этом же свидетельствует и прозвище Калика, т. е. паломник. Григория, «мужа добра и смерена», новгородцы избрали по жребию архиепископом после 8-месячного вдовства кафедры, вызванного уходом на покой прежнего архиепископа свт. Моисея , принявшего схиму (др. кандидатами на архиепископский престол были иером. Арсений и архим. (очевидно, юрьевский) Лаврентий). Лист с предпологаемым изображением свт. Василия Калики (справа внизу?). Новгородская служебная минея. XII в. Январь (ГИМ. Син. 163. Л. 255 об) Лист с предпологаемым изображением свт. Василия Калики (справа внизу?). Новгородская служебная минея. XII в. Январь (ГИМ. Син. 163. Л. 255 об) 1 янв. 1331 г. свящ. Григорий принял постриг с именем в честь поминаемого в этот день свт. Василия Великого. 24 июня того же года отправился на поставление во Владимир-Волынский, где в то время находился Киевский митр. Феогност . В пути В. К. был задержан литов. вел. кн. Гедимином и вынужден был обещать передачу Новгородом сыну Гедимина Нариманту (Глебу) ряда новгородских пригородов и земель (Ладогу, Орехов, Корелу и половину Копорья). 25 авг. В. К. был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского. Во время пребывания во Владимире-Волынском В. К. не допустил образования Псковской епархии во главе с неким Арсением (неизвестно, тем ли самым, к-рый был кандидатом в Новгородские архиепископы, или нет), чего совместно добивались союзные в то время Псков и Великое княжество Литовское . На обратном пути В. К. и его свита «уходом бежали» от посланной Гедимином погони. Под Черниговом они подверглись нападению киевского кн. Федора, взявшего с новгородцев откуп. В. К. вернулся в Новгород 8 дек. 1331 г.

http://pravenc.ru/text/150805.html

Открылась выставка, посвященная святому праведному воину Феодору Ушакову Москва, 29 октября 2004 г. 28 октября в Российской государственной библиотеке открылась выставка «Непобедимый адмирал флота Российского, святой праведный воин Феодор Ушаков и его время», посвященная его прославлению в лике общецерковных святых. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2004 г. определил причислить к лику общецерковных святых и включить в месяцеслов праведного воина Феодора (Ушакова), память 23 июля/5 августа и 2/15 октября. До этого события адмирал российского флота Федор Ушаков (1745-1817) 5 августа 2001 г. был канонизирован как местночтимый святой Саранской епархии. Торжества по его первой канонизации проходили в Рождественско-Богородичном Санаксарском монастыре близ г. Темникова (Республика Мордовия), где был похоронен адмирал. Книжно-иллюстративную выставку организовали Российская государственная библиотека, Союз писателей России, Всемирный русский народный собор, Центр духовно-патриотического воспитания имени святого праведного воина Феодора Ушакова. На ней представлены материалы рассказывающие об истории создания императорского морского флота, о жизненном пути адмирала Ф.Ф. Ушакова, его крупнейших морских победах, о прославлении имени праведного воина русским народом и Церковью. В экспозиции находятся уникальные, редкие издания: «Книга Устав морской, что касается к доброму управлению в бытность флота в море» (1724), «Искусство военных флотов или сочинение о морских эволюциях» (1764), «Общий гербовник дворянских родов», «История русской армии и флота» (1913), книги по истории флота, Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и Средиземноморского похода 1798-1800 гг. из Библиотеки Генерального штаба. Специальные разделы экспозиции посвящены важнейшим политическим и духовным событиям таким, как создание Республики Семи Соединенных островов и прославлению доблестного адмирала Ф.Ф. Ушакова в лике святого праведного воина. Украшают выставку гравюры XVIII-XIX вв., модели двух кораблей XVIII в., Андреевский флаг и два морских кортика. В экспозиции находятся репродукции с икон святого воина Феодора (Ушакова), работы современных русских художников. Среди них копия с картины неизвестного мастера XIX в. «Портрет адмирала Ушакова». Выставка богата фотоматериалами. Зритель сможет увидеть фотографии памятника Ф.Ф.Ушакову в Севастополе (скульптор С.Чиж. 1983 г.), храма Богоявления-на-Острову (Ярославская епархия), где крестили Федора Ушакова; фотографии часовни, воздвигнутой в Москве знаменитым путешественником Федором Конюховым в честь святого праведного воина Феодора и многие другие фотоматериалы. 29 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11659.html

religion_rel Кассии ru ru lib.pravmir.ru http://lib.pravmir.ru Itcms4 (c) itmedia.by 2012-01-16 http://lib.pravmir.ru/library/book/978 da3e0acd-1810-4fb5-9617-fb481882b201 2.0 И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице. Правда, это не похоже на бывших прежде, ибо мы, нынешние, и мужчины, и женщины, бесконечно много уступаем им и в мудрости, и в образованности. Во всяком случае, в настоящее время ты сильно выдаешься. Слово - твое украшение больше, чем всякое тленное благолепие. Но замечательно, что у тебя со словом согласуется и жизнь, и ты не обнаруживаешь односторонности ни в одном, ни в другом отношении, ибо решилась пострадать за Христа в это гонение. Ты не ограничилась бывшим бичеванием, но опять, не будучи в силах противостоять, охвачена горячей любовью к доброму исповеданию, в котором пламеней всегда. Ты действительно знаешь, что добро, или что красно (Пс. 132:1), именно - страдать за истину и отличаться мученичеством. Золото и серебро, слава и благолепие и всякое земное мнимое благополучие есть ничто, хотя и называется добром, ибо они мимолетны и исчезают, подобны сновидению и тени. Что же дальше? - Избрание монашеской жизни, которую ты обещаешь принять по прекращении гонения. Хотя это и дивно, но меня не поразило твое решение. Почему? Потому что о последующем всякий может заключать по предыдущему. Доказательство может идти и обратно. Если виден дым, конечно, покажется и огонь. И в данном случае, если есть исповедание Христа, ясно, что воссияет и жизнь в монашеском совершенстве. Как ты блаженна в обоих отношениях! Но не жди, чтобы я возложил на тебя руку, ибо я грешен; пусть лучше сделает это тот, от священного возложения руки которого ты освятишься. Низко кланяюсь, как матери света, той, которая произвела тебя на свет и возродила в истинном свете. Получив ее дары, равно как и твои, я принес в дар Господу моему благодарение и молитву за вас обеих. Однако, я очень отяготил вас. Но от духовной тяготы да освободит вас Вземляй грех мира. Примечания: 1. Т.е. постриг в монахини. 2. Очевидно, Кассия с матерью благотворили исповедникам, в том числе и св. Феодору.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/978/...

Перу В. К. принадлежит послание Тверскому еп. св. Феодору II (Доброму) о рае, помещенное под 1347 г. в ряде летописных сводов. До В. К. дошли сведения о спорах в Твери: существует ли еще «земной» рай, созданный для Адама и Евы, или же, как полагал свт. Феодор, «земной» рай погиб и есть только рай «мысленный». В. К. был не согласен с т. зр. Тверского епископа. Для доказательства своего мнения Новгородский архиерей приводит как лит. свидетельства (преимущественно из апокрифов - «Еноха книги» , «Хождения Агапия в рай», «Слова о Макарии Римском»), так и показания «видоков» (очевидцев) - новгородских моряков, обнаруживших в «Дышучем море» (Баренцевом м.) место загробных мучений, а затем якобы достигших «земного» рая, к-рый они описывали как высокую гору с изображением на ней Деисуса. М. Н. Сперанский высказал предположение о принадлежности перу В. К. «Сказания о святых местах, о Костянтинограде» (ок. 1323). Согласно церковному преданию, В. К. занимался иконописанием. Ему приписывают образ святых князей Бориса и Глеба из храма, посвященного князьям-мученикам, в Детинце (впосл. находилась в ц. Покрова в Детинце) и икону Благовещения из Благовещенской ц. на Городище. Начало местного почитания В. К. относится к сер. XV в.: в 1439 г., после обретения нетленных мощей архиеп. Иоанна в притворе Софийского собора, архиеп. св. Евфимий II (Вяжицкий) установил на 4 окт. празднование всем новгородским князьям и святителям, погребенным в соборе. Почитание В. К. не выходило за пределы Новгородской епархии. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . Соч.: ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. Приб. С. 87-89; Т. 7. СПб., 1856. С. 212-214; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976. С. 62; БЛДР. СПб., 1999. Т. 6: XIV - сер. XV в. С. 42-49. Ист.:ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 99, 343-344, 359; Т. 4. Вып. 1. С. 263-265; Т. 6. Вып. 1. М., 2000. Стб. 404; ГВНиП. 41; Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1; М., 1955. Вып. 2 (по указ.); РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 436, 442-444 (Доп.).

http://pravenc.ru/text/150805.html

А поводом к аресту монаха послужил крестный ход с иконами, возглавляемый преподобным. Кассия тоже была там. Вот что пишет ей духовник из ссылки: «Замечательно, что у тебя со словом согласуется и жизнь и ты не обнаруживаешь односторонности ни в том, ни в другом, ибо согласилась пострадать за Христа в это гонение. Ты не ограничилась прошлым бичеванием, но опять охвачена горячей любовью к доброму исповеданию, в нём же пламеней всегда. Ты действительно знаешь, что добро или что красно. Именно страдать за истину и отличаться мученичеством — сребро и злато, слава и благолепие и всякое земное мнимое благополучие есть ничто, ибо они мимолётны и исчезают, как сновидения и тени. Что же дальше? Следует избрание монашеской жизни, которую ты обещаешь принять по прекращении гонения, хотя это и дивно, но меня твоё решение не поразило, почему? Потому что о последующем всякий может заключать из предыдущего. Если видим дым, конечно, покажется и огонь, и в данном случае, если есть исповедание Христа, ясно, что воссияет и жизнь в монашеском совершенстве. Как ты блаженна в обоих отношениях». Но вернёмся к событиям 821 года. Симеон Метафраст пишет: «В святую Пятидесятницу патриарх венчал Феофила и Феодору, а Кассия, потеряв корону, основала монастырь, в котором и провела свои дни, приняв постриг, живя так, как угодно Богу, предаваясь и учёным занятиям так, что от неё осталось много сочинений». Ещё один византийский писатель уже XV века Георгий Кодин оставляет свидетельства о дальнейшей судьбе Кассии. Он описывает Константинополь и в числе прочего упоминает: «Монастырь был построен Икасией, благочестивой монахиней и прекрасной собою девицей, которая была премудрой, сочинила много канонов и стихир и прочих сочинений, достойных изумления, и положила их на музыку во время императора Феофила». Существует легенда о том, как от лица грешницы инокиней была написана стихира Великой Среды. С момента смотрин невест прошло уже немало лет, но император Феофил так и не смог забыть Кассию. Однажды он не удержался и заглянул в обитель, чтобы увидеть её и поговорить.

http://pravoslavie.ru/74679.html

Преподобный же игумен Стефан, усмотряя в том пользу для новоначального, привел его в Симонов монастырь 156 и отдал для пострижения архимандриту Феодору, который был сродником великому среди отцов Сергию и учеником его был. Феодор же тот был муж добродетельный и рассудительный в делах духовных, искусен и начитан, добрый наставник ищущих Бога. Постриг он Косьму окончательно и нарек его Кириллом, как и преднарек его преподобный Стефан. Жил же тогда в Симоновом монастыре некий инок, именем Михаил, который позже стал епископом города Смоленска. Дивное житие в Боге он проходил: в молитвах, постах и бдениях и во всяком воздержаний. Ему и вручил архимандрит Феодор новоначального инока Кирилла, чтобы наставил он его на путь, ведущий в Царство Небесное. Кирилл же, видя постнические подвиги своего старца, стал подражать доброму его житию, с усердием повинуясь ему. Старался же делать все, что видел, – вменяя себе пост, словно насыщение; труды, словно покой, а наготу в зимнее время, словно тепло; спал же совсем немного. Так томил плоть свою, подчиняя ее духу. Ничего же не дерзал делать без благословения и повеления старца, но умолял его: да повелит ему больше иных братии поститься – через два, а то и через три дня есть. Старец же не разрешил, но повелел с братьями хлеб есть, но только не до сытости. Когда же старец ночью Псалтырь читал, повелел ученику поклоны класть. И так проводили ночь до самого клепания 157 на заутреню. Бывало, что в келий на всенощном стоянии, Кириллу блаженному многообразные страшилища и привидения бесовские являлись, а чаще всего, когда случалось старцу вне келий находиться, но он Иисусовою молитвою и крестным знамением, словно грозным оружием, невидимых врагов прогонял. Рассказывал же о том святому старцу своему, а тот, укрепляя его, велел не бояться бесовских страшилищ, как несуществующих. Пребывал же у великого того подвижника немалое время в истинном повиновении, не имея своей воли. Повелением же архимандрита ходил на общее послушание 158 трудиться в хлебню. Там же начал более воздерживаться, труды к трудам прилагая со смирением, сам же более иных трудился, творя надлежащие дела. Всенощных же молитв, которым у старца обучился, не оставлял, многие ночи без сна проводя. На утреннее же пение соборное в церковь раньше всех приходил, а после службы позже всех уходил. Пищи же принимал ровно столько, чтобы от голода не изнемочь телу и не упасть на землю. Иногда же ел, чтобы братия не узнала о его воздержании. Питием же ему служила только вода, и то пил лишь тогда, когда жаждал. Таким был он по отношению к своей плоти немилостивым томителем. И все дивились этому. Он же любим был всеми: какой только в нем не было добродетели – безропотное послушание, молчаливая кротость, глубокое смирение, любовь же ко всем нелицемерная.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Семь потов с меня сходило за время, проведенное в храме с мальчишкой. Брала я его с собой нечасто. Когда ему было лет пять, он вошел в храм и замер. Постояв минуты две, он сказал: «Когда я буду большой, я всегда буду ходить в церковь». А в четыре года он поехал с нами навестить дедушкину сестру, монахиню Елену (позже схимонахиню), жившую при храме. Мы никогда не объясняли маленькому Саше, что такое монахиня, и всегда звали ее бабушка Лена. Бабушка Лена очень любила нашу семью, и у нее всегда были припасены для нас гостинцы. Саша воспринимал ее как добрую бабушку с подарками, что-то сродни Деду Морозу. И вдруг... Мы сидели в церковном домике, пропахшем тестом, старым деревом и чем-то особым, церковным. Бабушка Лена ласково смотрела на Сашу, а он уставил на нее свои бирюзовые глаза и спросил ни с того ни с сего: «Бабушка Лена, а когда ты умрешь, кто за нас молиться будет?» Мы оторопели. Тетя смущенно закашляла: тема смерти казалось неприличной, тем более в присутствии пожилого человека, тем более поднятая таким неожиданным и бестактным образом. Но иначе смотрела на этот вопрос бабушка Лена. Она погладила Сашу по любопытной голове и, улыбаясь, сказала: «Бог даст, сынок, и там буду за вас молиться». Как узнал малыш о предназначении монахов? Кто сказал ему, что бабушка молится о нас? А бабушка Лена с тех пор говорила, что Саша предсказал ей кончину, и надо готовиться. Когда подошло время первой исповеди, Саша согласился исповедоваться только самому доброму батюшке, которого он знал: отцу Феодору Соколову . А батюшке пора было уходить с исповеди в алтарь: он извинился перед прихожанами и пригласил их к стоящему рядом священнику. Но он не смог сделать и шагу, потому что кто-то вцепился в него снизу. Вцепился бесцеремонно и намертво. Батюшка с изумлением посмотрел вниз и увидел Сашкины глаза. Отец Феодор улыбнулся и принял исповедь. Я думаю: надо так прилепляться к Господу. С годами пребывание в храме с братом не становилось легче. И в тринадцать лет он не мог чинно стоять, и описывал круги в толпе прихожан, время от времени интересуясь у меня: «Скоро ли закончится? Долго ли еще?» Старушки негодовали: и так тесно, а тут еще паренек толкается. А я думала про себя: пусть уж толкается, зато он захотел прийти. Немного было вокруг пареньков, все больше бабушки. У каждого своя мера и свое устроение. У одного вера большая и крепкая, у другого маленькая и слабенькая. Но она есть, она живая и как хрупкий росточек, тянется к свету. И ей нужна капелька воды, чтобы жить, а ведра воды ей не выдержать. Как знать, не укрепит ли ее Господь, не вырастит ли из нее крепкое дерево, а пока пусть она живет, как может.

http://pravoslavie.ru/65107.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010