В своей административной обстановке патриарх окружил себя большей сравнительно с прежним временем пышностью и величием, по крайней мере, после успокоения России от смут, при царе Михаиле Феодоровиче. Прежде все дела по церковному управлению митрополиты поручали вести разным доверенным лицам; теперь место этих лиц заступают целые учреждения — приказы наподобие царских, состоявшие каждый из боярина, дьяков и подьячих и решавшие дела с доклада патриарху. Таких приказов в течение почти всего XVII века было три: 1) судный или разряд, заведовавший судебной частью — после 1667 г. в нем образовалось отделение специально для духовного суда под именем духовного приказа, состоявшее под начальством доверенного духовного лица или судьи; 2) казенный, ведавший всякие церковные сборы патриарха; 3) дворцовый, заведовавший вотчинами и домовым хозяйством патриаршего дома. К концу XVII века появился еще четвертый приказ — церковных дел — по делам церковного благочиния. По примеру патриарха стали заводить у себя приказы и другие архиереи; но в епархиях заводились обыкновенно только по два приказа — духовный для епархиального управления и суда и казенный, сосредоточивавшийся около личности архиерейского казначея. Возвышение митрополита на степень патриарха потребовало умножения епархий и возведения некоторых из них на высшие степени. Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая епархии были возведены на степень митрополий; Суздальская, Рязанская, Тверская, Вологодская и Смоленская объявлены архиепископиями; кроме того, положено открыть еще шестую архиепископию в Нижнем Новгороде, но в 1589 году она не была еще открыта. Число епископий положено довести до восьми, но налицо явилось только 3 — старая Коломенская и новые — Псковская и Карельская, да и из них последняя, вследствие завоевания Карелии шведами, в 1611 г. была закрыта. Тогда же отошла к Польше одна архиепископия — Смоленская. И в последующее время за всю первую половину XVII века открыты были всего только две епархии — Астраханская в 1602 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

— Мы распахиваем почву, чтобы послужить всходу семян Православия. Мы возделываем, засеваем, а что вырастет и какой плод принесет — посмотрим. Программа рассчитана и на детей детсадовского возраста, существуют методические материалы для школьников от 1 до 9 класса, и мы готовы составить пособия для ВУЗов, — сказал епископ Феодор. — Особенность программы в том, что в ней участвуют не только ученик и учитель, но вся семья. Ребенок погружается в тему нашей национальной культуры так, что она не вызывает отторжения. Меняется и отношение детей, и отношение родителей, и отношение учителей к нашей истории и Отечеству. Такое соработничество позволяет двигаться в нужном направлении. Руководитель отдела по религиозному образованию и катехизации (ОРОиК) Смоленской епархии иерей Роман Павлишов главные практические надежды возлагает на совещание руководителей ОРОиКов разных епархий с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. — Мы изучаем разработанные коллегами новации, делимся опытом — а потом приезжаем к себе в регионы, начинается апробация чужого опыта. У нас, например, прекрасные отношения с областным и городским департаментами образования, а в других регионах бывает по-разному. Мы испытываем, какие программы актуальнее, что применимо и что неприменимо у нас, прислушиваемся к голосам учителей, которые преподают конкретным Маше, Володе, Оле, — рассказал отец Роман. — По нашему опыту, голос учителя, его взгляд, авторитет, отношение становится определяющим. А будет ли применяться программа «Истоки», или «Православная культура» Л.Л. Шевченко, или учебник отца Андрея Кураева — это приложение к учителю. Мы все больше внимания обращаем на качество преподавания ОПК, и лучшие педагоги дают мастер-классы, выступают на конференциях — у них есть задор, интерес, они как ледоколы, помогают другим развиваться. Рождественские чтения в этом смысле — праздник, который очень заряжает благодаря встречам с интересными людьми, с коллегами, дает чувство общности, уверенность, что ты не один на этом поле изобретаешь велосипед. Ведь многим кажется, что они в своем регионе одни, а на чтениях мы видим, что нас десятки и сотни.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskie-chteni...

После чая принял инж.-ген. Петрова. В 7 1/2 поехал на обед в Кирасирский полк, где остался до 12 час. 25-го февраля. Вторник. После чтения бумажек пошел гулять; было морозно. Затем принимал с 11 до часа с 1/4. Днем поработал на катке. До чая принял Маркова, а после Маклакова. Вечером писал и читал Аликс вслух. 26-го февраля. Среда. День памяти рождения дорогого Папа. Поехал с Ольгой и Татьяной в СПБ в крепость к заупокойной обедне. Завтракали у Мама. По пути в Археологическую Комиссию зашел на главный караул, который занимали пажи. Осмотрел с дочками очень интересные находки юга России — вместе с Ксенией и Сандро и вернулся в Ц. С. в 4 часа. Поработал на льду до чая. Целый день морозило. После 6 час. принял Теляковского. Вечером читал. 27-го февраля. Четверг. Все утро был усиленно занят до часа. Завтракал Борис (деж.). Принял депутацию 120 пех. Серпуховского полка. Поработал с Алексеем на катке. Был тихий морозный день. В 6 час. принял Харитонова, затем Кассо. Обедали: Борис и Дмитрий. Он уезжает в четырехмесячный отпуск по болезни. 28-го февраля. Пятница. Опять все утро было занято сплошь до часа. Завтракал Сашка Воронцов (деж.). Гулял и работал на катке. Ксения и Сандро пили у нас чай. Принял кн. Ширинского по делам Палестинского О-ва. В 8 час. поехал на обед в 4-й стр. Имп. Фам. полк. Просидел до двух часов. 1-го марта. Суббота. Тридцать третья годовщина мученической кончины Анпапа. До сих пор слышу в ушах оба эти ужасные взрыва. Снова все утро был усиленно занят до 12 1/4, когда поехал с Ольгой и Татьяной в город. Завтракали у Мама и затем отправились в крепость на панихиду. В 3 1/4 вернулись в Царское Село. Поработал с Алексеем. День стоял светлый с теплым солнцем. В 6 1/2 поехал с детьми ко всенощной. После обеда рассматривали различные образцы рисунков и цветов стенописи из Ростовских и Ярославских церквей для выбора в наш полковой Феодоровский собор. Читал. 2-го марта. Воскресенье. Чудный солнечный день. В 10 1/2 поехали к обедне, присутствовал на завтраке Аликс и детей и в час дня отправился в Гатчину на облаву в фазанник. Нас было ружей. Всего убито: 748. Мною: фазанов 33, куропаток 22 и кролик — всего 56. Вернулся в Ц. С. к 7 час. Читал до обеда и вечером и окончил все залежи бумаг за последние дни.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

546 Феодора Михайловича Челядню, Василья Михайловича Шею, Андря Феодоровича Голтяева... – Эти воеводы были представителями московских боярских родов: Федор Михайлович – из рода Ратшичей, родоначальник бояр Челядниных; Василий Михайлович – из рода Морозовых, родоначальник Шеиных; Андрей Федорович Голтяев – из рода Кобылиных-Кошкиных. 548 ...и оттоле иде въ Заозерье... тхъ всхъ отполонили у него. – Весь этот рассказ ο походе Василия Косого в 1435 г. в Заозерье (Заозерское княжество было уделом Ярославского княжества) и на Устюг отсутствует в великокняжеском летописании и не читается в СС, но он тесно связан с рассказом следующего, 1436 г., ο мести Василия Косого устюжанам за то, что они «хотли его самого изъимати», и ο женитьбе Шемяки на плененной его братом дочери Дмитрия Заозерского (СС); очевидно, этот рассказ принадлежит протографу обеих летописей. Упоминание Федора Дмитриевича Заозерского в Е, возможно, ошибочно; в Типографской летописи здесь упоминается Дмитрий Заозерский. 549 ...и владыку ростовъскаго, идучи, пограбилъ... – Архиепископом ростовским был в 1427–1454 гг. Ефрем. Об ограблении ростовского владыки Василием Косым в 1436 г. не упоминается в СС, но поскольку и в СС, и в Е сообщается далее ο казни владычного «десятинника» (сборщика десятины) Иова Булатова, то можно предполагать, что и известие об ограблении владыки читалось в протографе. 550 ...воеводу Глба Ивановича убилъ Оболеньского... –Удельные князья Оболенские перешли на московскую службу еще в конце XIV в.; Глеб Иванович Оболенский был воеводой на Устюге. 551 ...князя Дмитрея Заозерьского... – Дмитрий Васильевич, князь Кубенско-Заозерский (удел Ярославского княжества). 552 ...Иван Старков, а Коломна за ним же. – Наместник коломенский Иван Федорович Старков из рода Серкизовых-Старковых впоследствии стал сторонником своего узника Шемяки (см. коммент ниже). 553 Дмитрей Юрьевич Менший (Красный). – Β отличие от двух старших братьев выступил в 1436 г. на стороне Василия II. 554 ...Иван Баба дрюцьских князей...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, должно воспламенить в сердце и любовь к Богу. Стань, причащающийся, пред лицем Господним, как блудный сын, возвратившийся к отцу, и с любовью смиренною скажи Ему со святым мужем [Святым Димитрием Ростовским]: Господь мой и Бог мой! Ты исцеление мое, аз больной, Господь есть здравие мое, аз же сокрушенный, расслабленный и еле жив; Господь есть живот мой, аз же мертв; Господь есть восставление мое, аз же падый; Господь есть оправдание мое, аз же осужденный; Господь есть взыскуяй мя, аз же погибший. Приступаю убо, яко больной к Целителю, да исцелюсь; яко мертв к животу моему, да воскресну и оживу от смерти греховные в добродетель; яко падый к восставляющему мя, да более не падаю; яко осужденный к Судии моему, да из неправедного, праведна мя сотворит, приступаю яко погибший к ищущему мя Человеколюбцу, да всегда с Ним и в Нем пребуду, Он же со мною и во мне. Приемлю Пречистые Тайны, да от тех причащения стяжавши помощь, отныне положу начало спасения моего " (Св. Дим. приготовление ко причащ.) Итак, с верою, любовью и страхом Божьим к пречистым Тайнам приступим, да причастицы жизни вечные будем! Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем! Аминь. Против самомнения и самохвальства (Из повести св. Феодора, епископа Едесского, о столпнице дивнем, иже во Ефесе) Духовная гордость губит многих. Из-за нее люди не только часто лишаются награды за свои добрые дела, но и навлекают на себя гнев Божий. Видов этой гордости много и перечислить их трудно. Для примера возьмем один следующий. " Ах, говорит иные, какие все ныне живут бессердечные богачи: слез у бедных не отирают, любви к ближним не имеют! Что если бы я был богат? Сколько бы призрел вдов и сирот! Сколько бы сделал добра! " И что же? Случается иногда, что и действительно такому человеку богатство попадает и действительно он из него и добра немало делает. Но как? Непременно с мыслью: " вот я каков! несмь якоже прочии человецы! " А чрез эту фарисейскую хвастливость добро его уже и перестает быть добром в очах Божьих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Ведь всякое житие ставило себе две цели: «назидание» и «история». Нельзя забывать, что житие полагалось читать за всенощной и за монашеской трапезой. Текст такого жития, преимущественно преследовавший цели «назидания», должен был естественно отличаться от текста для чтения «про себя», от текста, имевшего целью удовлетворить любознательность древнего книжника. В «назидательной» редакции, читаемой вслух, не нужны были фактические подробности, не нужны были сведения чисто исторического характера. Она должна была быть короче, «вневременнее». Редакция Д – «историческая», редакция Г – «назидательная». Рассмотрим теперь соотношение между редакциями А и Б. Считая редакцию Б первоначальной (Епифаниевской), Тихонравов вынужден был толковать редакцию А как текст Б, видоизмененный Пахомием. Однако такое толкование сопряжено с рядом затруднений. Уже Яблонский 44 обратил внимание на сходство главы «О родителях святого» с Метафрастовым «Житием Ксенофонта и Марии». Наибольшая близость наблюдается как раз в редакции А, остальные редакции всё дальше уводят в сторону. Точно так же глава «О откровении грамоте отроку» в редакции А ближе всего к «Житию Феодора Едесского». 45 Это говорит в пользу первичности редакции А. Ведь нельзя же допустить, что при последующем редактировании текст «чинили» в деталях по указанным литературным образцам, приближая его к ним. 46 В уже упоминавшейся главе о родителях в редакции Б отсутствует конкретное указание на Ростов: «Бысть бо некто муж благоверен именем Кирил». Вместо этого в редакции А: «Бысть бо в стране Ростовския области некий муж благоверен именем Кирил». Таким образом и здесь, видимо, редакция А ближе к протографу, чем редакция Б. 47 В других случаях, правда, налицо обратное: например, в редакции Б упоминается о трех братьях (как и редакциях Е и Н), тогда как в редакции А речь лишь о двух – Сергии и Стефане. Мы не будем в деталях прослеживать соотношение между редакциями А и Б. Достаточно констатировать, что редакция А, хотя бы в отдельных случаях, сохранила первоначальные черты протографа. Тем самым отпадает предположение о первичности редакции Б. Словом, редакция А и редакция Б – два отпрыска одной ветви. 48

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Блуд совершить – стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил многолетние труды свои. Разве только истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как винопитие толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Истину говорит апостол: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф.5:18). (Творения св. Димитрия Ростовского . СПб., С.455–456) Страсть пьянства – телесная, а «движение плотских страстей пресекает воздержание» (Добролюбие, т.1, с.600). Поэтому святые подвижники предпочитали даже совершенно не употреблять вина. Вот написано об этом в знаменательном памятнике аскетической литературы – «Луге Духовном»: «В двадцати милях от Александрии есть Лавра… Туда мы прибыли к авве Феодору и спросили его: «Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь и мы разрешили на вино?» «Нет! – отвечал старец. – А как же разрешали древние отцы?» «Древние отцы были велики и сильны – они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества» (Луг Духовный. Сергиев Посад. 1915 с. 192–193). Или еще такой пример из древности. «Однажды в скиту сделано было угощение для братии.

http://azbyka.ru/alkogolizm

Борис и его бояре покорится воле хана. Бояре говорили: «вси за тя приимем опитемью со всею властью (вар. со всею властию своею, со всею областью своею»). Тяжелую епитимию за отступничество ростовские бояре готовы были взять на себя и на ростовскую землю. Подобное явление наблюдается и на Востоке 715 . Мысль о заместительстве не полном, а частном лежала в основе другого обычая–разделять епитимии с кающимся. С XI–XII ст. это был на Руси обычай, дозволенный церковью в среде монастырской и мирской. Изображая печерских иноков времени преп. Феодосия, летописец сообщает: «Аще который брать в етеро прегрешенье впадаше, утешаху и епитемью единого брата разделяху 3 ли 4 за великую любовь: такова бо бяше любы в братьи той» 716 . Очевидно, организатор русского монашества дозволял такой порядок. Допускал его и Новгородский архиеп. Нифонт. Кирик его спрашивал: «Достоит ли жене мужу своему помочи терпети опитемьи или мужу жене»? и получил такой ответ: «Достоит, рече, велми волею, яко и друг ко другу и брат брату добро есть, тако и мальженома». Впоследствии встречается разрешение всей семье разделять епитимию «старейшего», привлекать к покаянному подвигу даже и рабов 717 . «Грех оже будет тяжек, то съвокупятъся на два или трие и одолеют ему», читаем в одном худом номоканунце 718 . Нифонт допускает разделение, если оно свободно, летописец хвалит за это печерских подвижников, усматривая в готовности нести епитимии за другого высокое проявление христианской любви. Но ни тот ни другой не замечают, что разделение епитимии совершенно несовместимо с церковным взглядом на епитимию как на лекарство против греха, что возможно оно лишь при юридическом понимании ее. Обычай делить епитимию пришел к нам с Востока. Еще в древнем Патерике по главам (IV–V вв.) есть рассказ, что после публичаго покаяния одного инока в помысле блуда «дано было повеление, и все понесли для него труд в продолжение седмицы, молясь Богу, и брань прекратилась».   Феодор Студит относился терпимо к обычаю «принимать кого-либо себе в сообщество для облегчения епитимии» 719 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

е. со времени Евгения 551 , Архиеп. Ростов.) здания не возобновлялись, как и до настоящего времени, между учреждениями Духовного Ведомства. Поэтому необходимо сосредоточить заведывание Ростовским Кремлем со всеми его сооружениями, учредив для Кремля особое ближайшее административное хозяйственное управление из лиц: духовного, гражданского и городского ведомств с назначением в оное члена Императорского Московского Археологического Общества». Против сих слов Государю Императору благоугодно было написать: «весьма желательно». По сему делу Константин Петрович требовал моего отзыва, каковой и отправлен был мной еще в августе месяце. По сему же делу я 17-го сего августа препроводил объяснительную записку Выскопреосвященнейшему Митрополиту Исидору, в коей уяснил, что отзыв Губернатора о недеятельности Ростовско-Ярославских Архипастырей не верен и опасения Губернатора за Ростовский Кремль преждевременны. Я и не воображал, чтобы мой викарий поступил так со мной бессовестно и решился запятнать честь уважаемых архипастырей Ярославских, а особенно преосв. Нила 552 . Для уяснения сего дела я прилагаю на ваше архипастырское благоусмотрение «Краткую Историческую заметку» протоиерея Фивейского 553 о Ростовском Кремле. Она написана правдиво, на основании подлинных документов. Я с упованием на Господа, возлагаю мои надежды и на вашу благоразумную заботливость о сем деле». На это письмо я отвечал 5 октября: «Присланный мне при братском послании вашем от 19-го минувшего сентября акафист Благоверным Князьям Феодору, Давиду и Константину мной прочитан и передан для рассмотрения цензору, архимандриту Тихону. Препятствия к напечатанию рукописи мной не предусматривается. Вам нужен однако же войти в Цензурный Комитет с надлежащей бумагой. Прискорбно слышать, что мнимый ваш викарий – сподвижник ваш– оказался вашим предателем. Впрочем, в нынешнем веке, при современном направлении умов, можно ожидать от людей всякого рода сюрпризов. Что скажу Вам о себе? Нового почти ничего: все те же бесконечные дела, те же труды, те же заботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Я опять к Вам с той же просьбой. Соблаговолите ускорить дело о разрешении отпечатать акафист Благоверным Ярославским князьям Феодору, Давиду и Константину, ибо я слышал, что и Вы в конце ноября оставите С-Петербург, что и для Вас, как некогда для меня, нашелся толкающий, или правильнее толкущий в двери митрополии. А что, если оба толкущие 582 с противоположных сторон в двери повстречаются лбами при открытии дверей митрополии? Пожалуй, и тому и другому не придется внити во двор первосвятительский. Ну да Бог с ними! Будем усердно молиться, чтобы настоящих первосвятителей Господь хранил, яко зеницу ока, для блага св. Церкви и Отечества. Мой викарий наконец сего 15 октября представил мне свои соображения об устройстве в Ростовском Кремле административного хозяйственного управления, и обставил это управление такими лицами, что Епархиальному архиерею и делать нечего в Кремле; он не устыдился даже св. храмы Божии подчинить ведению комиссии и комитета. Рассмотрев сии соображения, я сего 23 октября препроводил к г. Обер-Прокурору Св. Синода по сим соображениям свой отзыв, который, по всей вероятности, скоро будет доложен и Святейшему Синоду. Усерднейше прошу Ваше Высокопреосвященство защитить и оградить права Св. Церкви и ее служителей. По некоторым епархиям возбужден вопрос о слиянии церковно-приходских школ с земскими школами. И как было бы хорошо, если бы земские власти вместе с земскими школами передали в Духовное Ведомство и те капиталы, которые собираются земскими властями с народа на содержание земских школ. А капиталы собираются значительные. Тогда не было бы нужды просить у Святейшего Синода субсидий на открытие и содержание церковно-приходских школ. Да и образование народа религиозно-нравственное пошло бы гораздо успешнее и вернее. При свидании с Константином Петровичем побеседуйте о сем предмете. Желающих открывать школы в моей епархии очень много, но все на епархиальные средства, а средствами то наше братство не богато». 30-го числа писал мне преосвященный Антонин:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010