Законы царей имеют силу в своих пределах; а заповеди рыбарей распространились по всей вселенной. Царь римский не может предписывать законов персам и римлянам; а эти палестиняне дали законы и персам, и римлянам, и фракийцам, и скифам, и индийцам, и маврам, и всей вселенной. Законы их имеют силу не только при жизни их, но и по смерти; и принявшие их скорее решились бы отдать душу свою, чем отступить от этих законов. « Помяну имя Твое в род и род, посему и народы будут славить Тебя во век и в век века » Другой переводчик говорит (Акила, Симмах и Феодотион): припомню имя твое во всяком роде: поэтому народы будут славить тебя постоянно . Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): за то народы исповедятся тебе . Пророк объяснил величие власти Церкви пространством земли, обширностью вселенной, множеством покорившихся ей народов. Теперь объясняет достоинство Церкви с другой стороны, именно тем, что она распространится не только по всей вселенной, но и на все века. Бессмертна, говорит, будет память твоя, начертанная в наших книгах, начертанная в общественном устройстве, начертанная в заповедях. Посмотри, как он пророчествует о продолжительности и собственного потому что и эту мысль он выразил словами: « помяну имя Твое в род и род ». Хотя я умру, говорит, но и по смерти буду воспевать тебя; тело мое разрушится, а писания останутся, и закон вечен. « Посему и народы будут славить Тебя ». Чем начал пророк, тем и кончил, Христом. « Посему ». Чего? Того, что Ты совершил столь великие дела, поставил таких властителей, обуздал зло, насадил добродетель, обручил себе наше естество, доставил такие неизреченные « посему » вся вселенная будет возносить Тебе хвалебную песнь не в краткое время, не десять, двадцать, или сто лет, и не в какой–нибудь части вселенной, но земля и море, обитаемые и необитаемые страны во все века будут петь, воссылая благодарность за дарованные блага.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

с анг. свящ. Олега Давыденкова, при участии Л. А. Успенской, примеч. А. И. Сидорова. – М., ПСТБИ, 2000. сочинения/Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. – Краснодар: Текст, 2011. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). – Сергиев Посад, 1914. И. Изложение веры Церкви Армянской, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию Боголюбивого Государя Греков Мануила. СПб, 1875г. Раифский. Предуготовление (Перевод А. И. Сидорова)/Преп. Анастасий Синаит. Избранные творения. М.: «Паломник», 2003. – С. 375-458. Aloys. Christ in Christian Tradition. V. 2: From the Council of Chakedon (451) to Gregory the Great (590-604). Part 2: The Church of Constantinople in the sixth century. London, Louisville (Kentucky), 1995. V. C. The Christology of Severus of Antioch//Abba Salama. 4. 1973. P.126-190. Karekin, Bp. The Council of Chalcedon and the Armenian Church. New York, 1965. III Pope. The Nature of Christ. Cairo : Dar El-Tebaa El-Kawmia, 1991. Цит. по: ЖМП. 1997. С. 87. В частности, он относит ААЦ вместе с яковитами, коптами и абиссинцами к севиро-феодосианской ветви монофизитства. Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли. – М., 2007. – С. 391-420. Лебон Ж. Христология сирийского монофизитства/Пер. с франц. под ред. проф. Н. А. Заболотского. ЛДА, 1975 [машинопись] «Одной из причин, по которой термин используется в отношении нехалкидонской стороны полемики, это защита ею выражения природа Бога Слова Samuel V. C. The Christology of Severus of Antioch//Abba Salama. 4. 1973. P.126-190. Полемические сочинения/Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский.

http://bogoslov.ru/article/4493923

Обратите внимание, Феодор и Феофан очень правильно толкуют Священное Писание: что сделано одному из малых сих, хорошее или плохое, то сделано и Христу. И если Христос не постыдился принять на Себя это начертание (а мы не можем не верить этим исповедникам и мученикам), значит в нем нет ничего позорного. С точки зрения человеческой, это — позор, но перед Богом это — слава. Поэтому те, кто говорят, что мы не должны принимать паспорта, потому что в них вмонтирован чип, покупать товары, потому что на них есть штрихкод, или принимать индивидуальный номер налогоплательщика, противоречат Священному Писанию и Священному Преданию. Их взгляды противоположны поведению избранников Божиих — будь то новомученики Российские, принимавшие номера, или исповедники Феодор и Феофан Начертанные, — или невинных страдальцев нацистских лагерей, пусть они даже и не были христианами. Кому мы должны верить: новоявленным «пророкам» или Священному Писанию, Священному Преданию? Кто для нас больший авторитет? Господь Иисус Христос сказал, что даже если кто и знамения творит, но в то же самое время не следует воле Небесного Отца, тот беззаконник и Он этого человека не знает. Обратимся вновь к переводу епископа Кассиана. «Не всякий говорящий Мне: войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего, Который на небесах. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем много чудес И тогда объявлю им: никогда не знал вас: удалитесь от Меня, делающие ( Мф.7:21–23 ). Может быть, действительно, будут люди, которые возомнят о себе, что они пророчествовали от имени Божия. Однако даже если бы они искренно были в этом убеждены и даже если бы действительно пророчествовали, но при этом совершали бы беззаконие — а закон, то есть воля Божия, известен нам из Священного Писания и Предания, — то Господь сказал бы, что Он их не знает, и прогнал бы прочь. Значит, даже если бы какой-нибудь человек был пророком или чудотворцем, мы должны предпочесть его пророчествам слово Божие и не поддаваться никаким соблазнам, должны учиться трезво смотреть на вещи, не внимая страхам и слухам, соизмеряя то, что мы слышим, с Божественным Откровением. Оно никогда не будет повреждено, никогда не может быть ничем дополнено, ибо в нем содержится полнота истины, через него нам говорит Господь. Из него мы должны узнавать волю Божию, следовать ей и укрепляться

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

Также и при великом Феодосии, царе нашем, ста пятьюдесятью святыми Отцами, в сем царствующем граде собравшимися, провозглашенного исповедания веры придерживаемся, богословские о Святом Духе изречения принимаем; а нечестивого Македония причисляем к прежним врагам истины как безумно дерзнувшего считать Владыку рабом, и нагло хотевшего рассечь нерассекаемую так чтобы таинство упования нашего не было совершенным. Вместе с этим гнуснейшим и против истины неиствовавшим, осуждаем Аполинария, тайноводителя злобы, который нечестиво изрыгнул, будто бы Господь принял тело без души и ума, таким образом также вводя помышление, будто бы для нас сотворено несовершенное спасение. Также и при Феодосии, сыне Аркадия, царе нашем, собравшимися в первый раз в городе Эфесе, двумястами богоносных Отцов изложенное учение, несокрушимую благочестия державу, согласием утверждаем, единого Христа, Сына Божия и воплотившегося проповедуя, и без семени родившую Его, непорочную Приснодеву Марию исповедуя собственно и истинно Богородицею, а безумное разделение Нестория, как от жребия Божия отлученное, отвергаем: ибо он учит, что единый Христос есть отдельно человек, и отдельно Бог , и возобновляет иудейское нечестие. Православно утверждаем также и в областном граде Халкидоне, при Маркиане, царе нашем, шестистами тридцатью богоизбранными Отцами начертанное вероисповедание, которое концами земли во весь голос возвестило единого Христа Сына Божия, состоящего из двух естеств, и в этих самых двух естествах славимого; а лжемудрого Евтихия, который говорил, что великое таинство спасительного домостроительства совершилось призраком, как нечто чудовищное и как заразу, из священных оград Церкви извергло, а с ним Нестория и Диоскора, из коих один был защитником и поборником разделения, а другой смешения, и которые от противоположных стран нечестия низринулись в единую пучину погибели и безбожия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Такожде – и при великом Феодосии, царе нашем, сто пятидесятью святыми отцами, в сем царствующем граде собравшимися, провозглашенное исповедание веры содержим, богословствуще о Святом Духе изречения приемлем; а нечестивого Македония, купно с прежними врагами истины, как буйственно дерзнувшего почитать Владыку рабом и нагло хотевшого пересещи несекомую еденицу, так что не было бы совершенно таинство упования нашего. Купно с сим – гнуснейшим и против истины неиствовавшим, осуждаем Аполинария, тайноводителя злобы, который нечестиво изрыгнул, аки бы Господь приял тело без души и ума, сим образом такожде вводя помышление, аки бы спасение соделано для нас несовершенное. Такожде – и при Феодосии, сыне Аркадия, царе нашем, собравшимися в первый раз во граде Эфесе, двумястами богоносных отец изложенное учение, яко несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, единого Христа Сына Божия и воплотившегося проповедуя, и безсеменно родившую Его, непорочную Приснодеву Марию исповедуя собственно и истинно Богородицею, а безумное разделение Нестория, как от жребия Божия отлученное, отвергаем: ибо он учит, что един Христос есть отдельно человек, и отдельно Бог , и возобновляет иудейское нечестие. Православно утверждаем такожде и в областном граде Халкидоне, при Маркиане, царе нашем, шестьсот тридцатью богоизбранными отцами начертанное вероисповедание, которое концами земли велегласно возвестило единого Христа Сына Божия, состоящего из двух естеств, и в сих самых двух естествах славимого; а суемудрого Евтихия, который говорил, что великое таинство спасительного домостроительства совершилось призраком, как нечто чудовищное, и как заразу, из священных оград Церкви извергло, с ним же Нестория и Диоскора, из коих один был защитником и поборником разделения, а другой смешения, и которые от противоположных стран нечестия низринулись в единую пучину погибели и безбожия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Время составления св. Иосифом вышеперечисленных песнопений точно не известно. Его можно определить с некоторым приближением лишь для первой их группы. За трипеснцами св. Иосифа для 50-цы в рукописях и в печатных изданиях следует ряд трипеснцев для седмицы пред неделей всех святых. Некоторые рукописи, например, пентикостария лавры св. Афанасия X в., приписывают эти трипеснцы св. Феофану Начертанному, что вполне вероятно. Названные трипеснцы открываются каноном первого гласа на Духов день – То Этот канон и в рукописях, и в печатных изданиях, называется творением Феофана. Стоящие за ним трипеснцы расположены в последовательном порядке гласов: 2 (вторник), 3 (среда) и т. д., кончая четверопеснцем субботы 6 гласа. Несомненно, что все эти каноны принадлежат одному песнописцу. У св. Иосифа трипеснцы на предшествующую 50-це седмицу также расположены в восходящем порядке гласов. Кроме того – есть некоторое основание подозревать, что Феофан писал еще трипеснцы для сырной седмицы. По крайней мере, богородичны второго печатного трипеснца четвертка сырной седмицы сильно напоминают собою богородичны канонов св. Феофана, а первый из них (Тебе пристанище спасения) даже так прямо стоит в его каноне св. Никите мидикийскому (3 апр., 4 п.). Выше было отмечено, что, быть может, трипеснцы св. Иосифа на сырную седмицу составлены были им не в одно время с его триодью: если последняя появилась прежде, то св. Феофан мог составить свои трипеснцы раньше св. Иосифа. Таким образом выходит, что первый, как будто, дополнял триодь второго, – составил две группы вступительных и заключительных к ней трипеснцев. Раз это так, – триодь св. Иосифа должна была явиться не позднее 850 г., потому что около этого года св. Феофан уже скончался. 339 Данный вывод был бы справедлив, если бы можно было быть уверенным, что св. Феофан составлял свои трипеснцы для дополнения песнопений, именно, св. Иосифа: весьма возможно, что он дополнял триодь не последнего, а св. Феодора Студита . Как мы видели, трипеснцы св. Феодора от Вознесенья до недели всех святых, как и у подражавшего ему св. Иосифа, тоже идут в восходящем порядке гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Они единомыслием веры открыли и прояснили нам единосущие в трех Ипостасях Богоначального естества, не попустили остаться ему сокрытым под спудом неведения, но открыто научили верных поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу единым поклонением, а лжеучение о неравных степенях Божества ниспровергли и разрушили, сложенные же еретиками из песка детские построения против Православия сокрушили и ниспровергли. Таким же образом и веру, проповеданную 150 святыми отцами, собравшимися в этом царствующем граде при великом Феодосии, нашем императоре, утверждаем, охотно принимаем богословские изречения, а нечестивого Македония вместе с прежними врагами истины отвергаем, поскольку он дерзко посмел счесть Владыку рабом и разбойнически вознамерился рассечь несекомую Единицу, отчего несовершенным было бы таинство нашего упования. Вместе с ним, гнусным и против истины неистовствовавшим, мы осудили и Аполлинария, познавшего тайны зла, который нечестиво изрыгнул, будто бы Господь принял тело без души и ума, – тем самым и он наводил на мысль, будто спасение наше несовершенно. Подтверждаем также, как несокрушимую силу благочестия, учение, изложенное богоносными отцами, ранее собравшимися во граде Эфесе при Феодосии, сыне Аркадия, нашем императоре, проповедуем Единого Христа, Сына Божия воплотившегося, и признаем бессеменно родившую Его непорочную Приснодеву в собственном смысле и поистине Богородицей, а вздорное Несториево разделение, как далеко отстоящее от Божия жребия, отвергаем, ибо он учит, будто Единый Христос – отдельно человек и отдельно Бог , и возобновляет иудейское нечестие. Сверх того православно утверждаем веру, начертанную 630 богоизбранными отцами в Халкидонской митрополии при Маркиане, в бытность его нашим императором. Сия вера громогласно возвестила концам земли Единого Христа, Сына Божия, состоящего из двух естеств и в двух тех же самых естествах прославляемого, а суемудрого Евтихия, заявлявшего, будто великое таинство домостроительства совершилось призрачно, извергла из священной ограды Церкви, как нечто отвратительное и мерзкое, а вместе с ним также Диоскора с Несторием, один из которых был защитником и поборником разделения, а другой – смешения, и которые с противоположных сторон нечестия низринулись в одну пропасть погибели и безбожия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Навкратию: «Здесь свирепое гонение, бичевания, узы, заключение под стражею, так как держащий нас в своей власти дышит гневом и угрозами и, отыскивая благочестивых здесь и там, хватает их и подвергает мучениям. Он, отправляясь в город, не усумнился сказать: я упрошу императора послать со мною царского чиновника, чтобы отсечь им голову или язык» 191 . Не монахов только и лиц духовных подвергали гонению за почитание икон, но и лиц светских. Уличенные в почитании икон или в сношениях с иконопочитателями подвергались строгому взысканию. следовало ожидать, явились разведчики, доносчики и всякого рода клеветники. Производились обыски. Покой мирных жителей часто нарушался. «Нет нигде, писал преп. Феодор, прибежища у жителей; не возможно произнести ни одного благочестивого слова; ловитва близка, так что муж опасается жены своей; доносчики и сыщики наняты императором для разведывания, не говорить ли кто чего нибудь неугодного кесарю, или не уклоняется ли от общения с нечестием, или не имеет ли книги, содержащей какие нибудь сказания об иконах, или самой иконы, не принимает ли изгнанного, или не служить ли содержимым под стражею ради Господа; и если будет обличен в этом, тотчас схватывается, бичуется, изгоняется, так что и господа преклоняются пред рабами по страху доноса» 192 . Боясь преследований за почитание икон, многие сами решались бежать в чужие, дальние страны. Правительству это было совсем нежелательно. Поэтому на границах поставлены были заставы и стражи. Беглецов хватали и жестоко наказывали 193 . Гонению подвергались кроме лиц и священные предметы. Из храмов выносились иконы и подвергались поруганию. Их жгли, кололи, соскабливали с них краски и лишали окладов. Кроме икон тому же подвергались и книги, если в них говорилось что нибудь в защиту иконопочитания. «Святые жертвенники истреблены, писал преп. Феодор в Лавру св. Саввы, храмы Господни разрушены, во всяком городе и селении здешней державы, представляя предмет плача для зрителей, лишившись своего украшения божественного благообразия. Посему священные сосуды переплавлены, и божественная одежда предана огню, с начертанными на досках изображениями и книгами, в которых что нибудь сказано об иконах» 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

DS 10. 1193–1197; DThC 10. 1710–1711; Follieri, Initia 5/1. 294 Ок. 761–846, св. Провел 2 года в уедин. исихии, затем стал наставником двух послушников – знаменитых борьбой с иконоборцами Феодора и Феофана Начертанных. Житие (BHG 1296), хотя исторически не совсем точно, хорошо отражает аскетический визант. идеал и мученичество героя, проведшего около 10 лет в заключении за защипу икон. С победой иконопочитателей отказался от патриаршества в пользу своего друга св. Мефодия и удалился вновь в свою обитель в Хоре. Автор многих соч. (не менее 15), в основном агиографич. Библ. в DS. Феодор Эдесский DS 15, 305 Епископ, св. IX в. Житие BHG 1744 1844 . Житие иже во св. о. н. Феодора Эдесского /Изд. Помяловский И. СПб. 1892 [греч. текст]. Об авторе жития (Василии Эмесском) см.: 1845 . Peeters P. La passion de saint Michel le 48. 64–98. По мнению Ж. Гуйара, житие является скорее литер. текстом, чем истор. памятником, однако историч. комментарий А. Васильева склоняет к большему доверию биографу. Сочинения Упомянутые в житии Догматико-катехетическое слово [в ркп под разными назв.]. Много интерполяций, неизд. Аскетическое поучение . Проповедь, по характеристике Гуйара, обескураживающая отсутствием всякой мистики, без упоминаний об умной молитве, созерцании и бесстрастии. Неизд. Сто весьма душеполезных глав : 1846 .// 4 1974. 1. 304–324. Рус. пер.: 1847 . 1) ХЧ 1825. 17. 123 сл.; 2) Добротолюбие. М. 1 1889. 3. 347–373. Трактат – парафраз Евагрия, источники глав указаны: Gouillard J. Supercheries 4 .1849). 144–148. Составитель антологии, возможно, преп. Феодор. Неизвестные автору жития Умозрительное слово: 1848 .// 4 1974. 1. 325–332. пер.: Добротолюбие. М. 1 1889. 3. 379–390. Не упомянуто в «Житии». По мн. Гуйара, не принадлежит Феодору и сост. между XIII и XVII в. Об опресноках . Полемика, относящаяся к более позднему времени, так что атрибуция Феодору Эдесскому ложна. Исследования 1849 . Gouillard J. Supercheries et de saint 1947. 5. 137–157. La vie religieuse Byzance. Essays by Jean Gouillard. L. 1981. 14. (Collected Studies. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Нельзя не заметить, что в этом древнейшем из наших Служебников число просфор для проскомидии не определено, а после наставления о вынутии Агнца сказано: «И просфумисав просфоры» . 3) Кондакарь нотный (нач. Из русских святых есть здесь два кондака святым Борису и Глебу и был кондак преподобному Феодосию Печерскому . Нотные знаки в Кондакаре смешанные: азбучные и крюковые. Буквы для этих знаков употребляются большею частию греческие, но иногда и славянские (например, д, ц). Между крюковыми знаками встречаются линии, начертанные в разных направлениях, от одной до пяти, точки, точки вместе с линиями, запятые, запятые вместе с точками и под. Стихи, положенные на ноты, писаны по обычаю без всякого сокращения и титл, чтобы над каждым слогом надписать нотный знак, но, кроме того, между отдельными слогами каждого слова вставлены многие согласные и гласные буквы без всякого смысла, а только для надписания над ними нот и для растянутости пения, так что иногда одно слово тянется на две или три строки. При этом для певцов нередко употребляются музыкальные знаки: неагие, неанеее, анаагиа и другие подобные. В Кондакаре одна ипакои, именно на Воздвижение, сначала изложена в славянском переводе, потом в греческом подлиннике, и над славянскою помещены все те нотные знаки, какие стоят над греческою, хотя число слогов в той и другой различно, это показывает, что у нас тогда в церковных песнях вполне удерживались ноты греческие, вследствие чего при неодинаковом количестве слогов в переводе сравнительно с подлинником неизбежно писались даже над буквами безгласными . 4) Две книги Минеи месячной: за октябрь, писанная в 1096 г., и за ноябрь, писанная в 1097 г., находящиеся в Московской Синодальной типографской библиотеке . 5) Минея праздничная императорской Публичной библиотеки, XI–XII вв., без начала и конца, содержащая каноны праздникам и нарочитым святым за сентябрь, октябрь и ноябрь, по местам положена на ноты крюковые и служб русским святым не имеет . 6) Триодь постная Новгородской Софийской библиотеки, XI в., многие стихиры в ней с крюковыми знаками . Само собою разумеется, что почти все чинопоследования, изложенные в наших богослужебных книгах, были переведены с греческого.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010