И поется вся служба храма в неделю сыропустную, якоже предписася на ряду. Главы 31 и 32. Аще случится храм святаго, во вторник, или в среду, или в четверток, или в пяток, 1-я недели поста, и поется служба храма в субботу 1-я недели поста, с службою Феодора Тирона В пяток вечера, кафисма рядовая. На Господи воззвах, поем стихиры на 10: триоди самогласен дне, дважды: и храма, 4: и Феодора, 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход, и чтение дне, и храма: и прочая служба Преждесвященных, и три поклоны великия. По заамвонней же молитве, поем канон святаго Феодора над коливом, по обычаю: потом, Буди имя Господне: и псалом: и отпуст. [Зри] При часе же 6-м нощи поем повечерие великое. По Слава в вышних, исхождение творим, и поем самогласны стихиры, и Слава, храма: И ныне, Богородичен, в тойже глас. На стиховне стихиры храма: Слава, храма: И ныне, Богородичен по гласу. На благословении хлебов, тропарь храма, дважды: и Богородице Дево: единожды: и чтение храма. На утрени, на Бог Господь, тропарь храма, дважды: Слава, Феодора: И ныне, Богородичен, гласа. По кафисмах седальны храма. и чтение святаго. Полиелей, и седальны святаго, дважды: Слава, и ныне, Богородичен, и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Евангелие, и стихира храма. Канон, Феодора, со ирмосом на 6: и храма на 8. Катавасиа: Отверзу уста моя: По 3-й песни, кондак и икос Феодора: и седален его: Слава, храма: И ныне, Богородичен, и чтение. По 6-й песни, кондак и икос храма. По 9-й песни, светилен Феодора: Слава, храма: И ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры Феодора, на 4: и храма на 4: Слава, храма: И ныне, Богородичен. Славословие великое. Тропарь, храма: Слава, Феодора: И ныне, Богородичен. Ектении, и отпуст, и обычное исхождение: и час 1-й. На часех, тропарь храма. Слава, Феодора: И ныне, Богородичен. По Трисвятом кондак Феодора и храма, пременяем: На литургии, блаженна храма, песнь 3-я, на 4: и Феодора, песнь 6, на 4. По входе тропарь храма Христова, или Богородицы, и храма, и Феодора: Кондак храма:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос мучеников, глас 6й; седален мучеников, глас 8й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста…». По 6й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору) . «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5й – 3, и вмч. Феодора, глас 1й – 3 ; затем стих мучеников: «Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой», и стихира мучеников, глас 5й: «Страстотерпцы Христовы…» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6й: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1й: «Болезньми святых…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…» . На часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны мучеников, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго . И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 2-й ; седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи: «Светоявленная возсия...». «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем...». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих Предтечи: «Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него», и стихира Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу...» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас тот же: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...» . На часах – тропарь Предтечи. «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки Предтечи и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи, тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь Предтечи, тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святых (Предтечи и вмч. Феодора) . Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и Предтечи. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-12/

Кроме того, и Александрия могла быть задета этим шагом Прокла и могла увидеть в нем стремление к усилению влияния Константинополя. Если этот вопрос не стал на очередь, то потому, что Прокл не ограничился только этим требованием принятия его формулы веры. Уступая монофизитам, он приложил к томосу «главы» из Феодора, не упоминая и на этот раз имени Феодора, и предложил Востоку их осудить. Для Востока вопрос о Феодоре заслонил каноническую сторону вопроса. Кирилл, всецело одобряя действия Прокла по отношению к Феодору, не обратил особого внимания на требования Прокла принять его томос 226 . Кроме того, в особом письме на имя Иоанна Прокл обращал его внимание на деятельность Ивы 227 . Письма Прокла вызвали сильное волнение на Востоке. Они по праву были восприняты как покушение на личность Феодора. Защита Феодора становилась все труднее: течение против Феодора численно разрасталось, захватывая все большее количество церковных округов. На самом Востоке происходили волнения, вызванные агитацией возвратившегося из Константинополя и направлявшегося в Александрию Максима. Позиция Александрии была более чем сомнительна, даже в Иерусалиме наблюдалось значительное неудовольствие отношением Антиохии к Феодору 228 . При таких обстоятельствах удар из Константинополя, откуда он менее всего ожидался, пришелся очень больно. Однако Антиохия не считала возможным уступить в вопросе о Феодоре. Осуждение Феодора в настоящий момент, даже в той форме, в которой предлагал Прокл, было бы равно отказу от диофизитства: речь шла не о неправильностях учения Феодора, а вообще об учении о двух природах. По получении писем от Прокла Иоанн созвал собор в Антиохии, который, приняв томос Прокла, весьма решительно отказался осудить приложенные «главы». Собор обратился с посланиями к императору, Проклу и Кириллу. Это было в 438 году 229 . Главная надежда Иоанна заключалась в том, что Кирилл не поддержит Прокла, если не в силу догматических оснований, то, во всяком случае, по каноническим соображениям. Иоанн старался представить все дело Кириллу как неуместное вмешательство Прокла, которое может вызвать нарушение церковного мира. Однако Кирилл не поддержал Антиохию. Наоборот, осведомленный Максимом о положении вещей, особенно в Константинополе, он считал возможным для себя на этот раз совершенно открыто выступить против Феодора. В своем ответе Иоанну он крайне резко высказался против Феодора и даже потребовал от антиохийского епископа запрещения в церкви проповеди «безбожного учения Феодора» 230 , а в письме к императору Феодосию он прямо указывал на Диодора и на Феодора как на «отцов нечестия Нестория» 231 . К этому же времени относится его сочинение с изобличением учения Диодора и Феодора. В многочисленных письмах, при которых Кирилл рассылал свое сочинение, он старался поднять против Диодора и Феодора и тех, кто до сих пор держался в стороне от этой борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

А если префекты имели право „предосвещать“ закон в своих эдиктах, при чем иногда допускалось и некоторое изменение закона, 1957 то тем более Аристолай, как бы для истолкования закона, имел право вставить, соответственно совету Кирилла, имена Феодора и Диодора, чтобы этой вставкой лишить присоединяющихся возможности обходить дух, сущность закона, опираясь на букву его. Итак, Аристолай требовал от присоединявшихся восточных анафематствования учения не только Нестория, но и Феодора и Диодора. Это требование возбудило на Востоке всеобщее недовольство. Не меньшие волнения вокруг имени Феодора Мопсуестского шли и в Константинополе. Василий, дьякон и архимандрит Константинопольский, который некогда первым явился к императору с жалобой на Нестория, выступил и теперь так же ревностно и против Феодора Мопсуестского. Очевидно, недовольный мягким ответом св. Прокла армянам, он отправляется в Александрию и привозит св. Кириллу томос св. Прокла и том Феодора Мопсуестского, конечно надеясь ревностного борца против Нестория поднять и против Феодора. Но, видно, св. Кирилл находил неблаговременным лично выступать против Феодора. Он стал готовить особое сочинение против него, а Василия, вероятно, снабдил соответствующими директивами. Василий, вернувшись в Константинополь, подал жалобу св. Проклу на лжеучение Феодора, приложив к ней и жалобу, поданную св. Кириллу. 1958 Мало того, Василий написал даже особую книгу чтобы показать, что сочинения Феодора нужно избегать, как богохульства Ария и Евномия. В это же время зараженные аполлинаризмом монахи – армяне бродили по городам и монастырям Востока, возбуждая против Феодора и некоторых других авторов, писавших против Аполлинария. Они проникли даже в столицу, 1959 явились к императору и „просили, чтобы высочайшим их постановлением были анафематствованы книги Феодора Мопсуестского и сам помянутый муж“. 1960 Кроме того, прибыли в это время в Константинополь „некоторые клирики эдесские и монахи“ и „даже лица знатнейшие и славные в воинской службе“ с жалобами на преемника Раввулы – Иву, который перевел сочинения Феодора на сирийский язык и рассылал повсюду, распространяя нечестие Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В России «Поучения» преподобного Феодора Студита издавна включались в различные сборники духовно-назидательного характера. Имеется 18 русских списков XIV–XVII вв., содержащих перевод 2-й книги Большого катихизиса преподобного Феодора, включающего 124 поучения 175 . В XVI в. в том же составе и переводе эти Поучения были включены в ноябрьскую книгу Макарьевских Четьих-миней 176 . В первой половине XIX в. в церковной печати начали появляться публикации, содержащие некоторые произведения преподобного Феодора Студита . Так, в журнале «Христианское чтение» в 1834 г. были помещены 4 главы «Об аскетической жизни», а в 1838 г. – «Слово на поклонение святому Кресту» 177 . В журнале «Воскресное чтение» с 1842 по 1852 гг. периодически печатались письма преподобного Феодора Студита , а также некоторые его огласительные поучения. Со второй половины XIX столетия число публикаций, посвящённых преподобному Феодору Студиту , стало заметно увеличиваться. В 1853 г. в Москве были изданы «Огласительные поучения» Преподобного в переводе, осуществлённом архимандритом Нямецкого монастыря (в Молдавии) преподобным Паисием Величковским (издание Козельской Оптиной пустыни). Этот славянский перевод был сделан по новогреческому тексту венецианского издания «Огласительных поучений» 1770 г. В нём содержалось 95 поучений из Малого и Большого катихизиса преподобного Феодора 178 . Оптинские насельники предприняли очередное издание творений преподобного Феодора Студита в 1872 г. В Москве была издана книга под названием: «Преподобного и богоносного отца нашего Феодора, игумена Студийской обители и исповедника, Огласительные поучения и завещание» (Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1872). Здесь были опубликованы те же 95 поучений преподобного Феодора, а также его «Завещание». К этому времени в церковной периодической печати был опубликован ряд статей, посвящённых жизни и деятельности Преподобного 179 . Большой вклад в публикацию произведений преподобного Феодора Студита внесла С.-Петербургская Духовная академия. В 1867 г. здесь были изданы «Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита , переведённые с греческого языка при С.-Петербургской Духовной академии» (Ч. I–II. СПб., 1867). В первом томе этого издания было помещено в русском переводе Житие преподобного Феодора, усваивавшееся студийскому монаху Михаилу, жившему во второй половине IX столетия (С. 3–97), а затем следовала публикация писем преподобного Феодора к разным лицам (Т. I–II).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: евангелие предтечи: псалом 50: стихира предтечи. Канон предтечи со ирмосом на 6: и феодора оба канона на 8. Катавасиа: отверзу уста моя: Песни же седмую и осмую глаголем напреди в пяток. По 3 песни, кондак и икос, и седален предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен: и чтение о святом феодоре. По 6–й песни, кондак и икос феодора: и чтем пролог и синаксарий. По 9–й песни, светилен предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен. На хвалитех стихиры предтечи, подобны 3: и феодора, подобны 3. Таже припев: Возвеселится праведник: и поем самогласну стихиру предтечи, глас 6: Всечестную главу: Слава, феодора: И ныне, Богородице, ты еси лоза: Славословие великое. тропарь предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен. ектении, и отпуст. и обычное исхождение в притвор, и час 1–й. На часех, тропарь предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен часов. Кондаки же глаголем пременяюще. На Литургии , блаженна предтечи, песнь 3- я, на 4: и феодора 6–я, на 4. По входе тропарь предтечи, и феодора, и кондак его. Слава, предтечи: И ныне, Богородицы храма, или, Предстательство христиан: Прокимен, Аллилуиа, и причастен предтечи, и феодора един. Апостол же и евангелие прежде субботы: и феодора под зачало: таже, предтечи.   МРК Аще ли случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в 1–ю неделю постов: И поется служба его, якоже указано в неделю 3–ю постов, кроме поклонения креста, точию на литии, Слава, предтечи: писан на Господи воззвах: И ныне, триоди. На стиховне, Слава, предтечи: И ныне, триоди. На Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, предтечи: И ныне, Пречистому твоему образу: Катавасиа триоди.   МРК Аще ли случится обретение честныя главы предтечевы в понедельник 2–я, или 3–я, или 4–я недели постов: В неделю вечера поем, блажен муж, 1–й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди дне на 4, повторяюще 1–ю: и предтечи на 6. Слава, предтечи: И ныне, богородичен 1–й. Вход, прокимен великий триоди, и чтения предтечи 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

В России “Поучения” преподобного Феодора Студита издавна включались в различные сборники духовно-назидательного характера. Имеется 18 русских списков XIV–XVII вв., содержащих перевод 2-й книги Большого катихизиса преподобного Феодора, включающего 124 поучения 175 . В XVI в. в том же составе и переводе эти Поучения были включены в ноябрьскую книгу Макарьевских Четьих-миней 176 . В первой половине XIX в. в церковной печати начали появляться публикации, содержащие некоторые произведения преподобного Феодора Студита. Так, в журнале “Христианское чтение” в 1834 г. были помещены 4 главы “Об аскетической жизни”, а в 1838 г. — “Слово на поклонение святому Кресту” 177 . В журнале “Воскресное чтение” с 1842 по 1852 гг. периодически печатались письма преподобного Феодора Студита, а также некоторые его огласительные поучения. Со второй половины XIX столетия число публикаций, посвящённых преподобному Феодору Студиту, стало заметно увеличиваться. В 1853 г. в Москве были изданы “Огласительные поучения” Преподобного в переводе, осуществлённом архимандритом Нямецкого монастыря (в Молдавии) преподобным Паисием Величковским (издание Козельской Оптиной пустыни). Этот славянский перевод был сделан по новогреческому тексту венецианского издания “Огласительных поучений” 1770 г. В нём содержалось 95 поучений из Малого и Большого катихизиса преподобного Феодора 178 . Оптинские насельники предприняли очередное издание творений преподобного Феодора Студита в 1872 г. В Москве была издана книга под названием: “Преподобного и богоносного отца нашего Феодора, игумена Студийской обители и исповедника, Огласительные поучения и завещание” (Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1872). Здесь были опубликованы те же 95 поучений преподобного Феодора, а также его “За­вещание”. К этому времени в церковной периодической печати был опубликован ряд статей, посвящённых жизни и деятельности Преподобного 179 . Большой вклад в публикацию произведений преподобного Феодора Студита внесла С.-Петербургская Духовная академия. В 1867 г. здесь были изданы “Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита, переведённые с греческого языка при С.-Петербургской Духовной академии” (Ч. I–II. СПб., 1867). В первом томе этого издания было помещено в русском переводе Житие преподобного Феодора, усваивавшееся студийскому монаху Михаилу, жившему во второй половине IX столетия (С. 3–97), а затем следовала публикация писем преподобного Феодора к разным лицам (Т. I–II).

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Собор, рассматривавший сочинения еп. Феодора Мопсуестийского . После осуждения Нестория на III Всел. Соборе возник вопрос о «корнях» несторианства. К учению еп. Феодора обратились люди разных направлений: одни видели в его учении последнее слово богословской науки, приверженцы Нестория распространяли его сочинения в целях собственной защиты. Собор проанализировал учение еп. Феодора о Божестве и человечестве Христа. Разность двух естеств в Боге Сыне выражается им следующим образом: Господь Бог Слово воспринял совершенного человека, неизреченно соединил его с Собою, воскресив из мертвых и посадив одесную Бога, так что этот человек имеет неразлучное соприкосновение с Божескою природой; когда мы мыслим об Иисусе Христе, то прежде всего разумеем Бога Слова, но вместе с ним мыслим и воспринятое Им, Иисуса, человека из Назарета, к-рого Бог помазал, так что с Богом Словом он причастен наименованию и чести Сына и Господа. Разность двух естеств объединяется в Боге Сыне «по благоволению», обе природы составляют одно Лицо (греч. πρσωπον), но сохраняются неслитно и нераздельно. Согласно еп. Феодору, Бог, от вечности предвидев высоконравственную жизнь Иисуса, избрал Его храмом Своего Божества. С самого момента зачатия Христа в Нем обитал Бог Слово. Но «соприкосновение» Бога Слова и Иисуса вначале было незаконченным. Собор не нашел значительных расхождений между положениями еп. Феодора Мопсуестийского и собственным учением ( Болотов. Лекции. Т. 4. С. 150-156; Simonetti. P. 49). 440 г. 2-й Собор, разбиравший учение еп. Феодора Мопсуестийского, известный лишь по свидетельству хрониста св. Феофана Исповедника (IX в.). Представители аполлинарианства, воспринимавшие воззрения еп. Феодора как ересь, направили посольство в К-поль к Патриарху Проклу, склоняя его предать анафеме еп. Феодора. Патриарх Прокл издал томос, где излагал правосл. учение и опровергал нек-рые возражения на него. Томос, содержащий и выдержки из сочинения еп. Феодора, он отправил еп. Антиохийскому Иоанну для подтверждения правосл. учения и осуждения выдержек из сочинения еп. Феодора. Собор вост. епископов в Антиохии подписал томос, но на предложение об осуждении еп. Феодора ответил, что подобные выражения встречаются и у вост. отцов, и у зап., и у Афанасия Великого, и у Василия Великого, и у Григория Нисского, и у Григория Богослова. Собор направил имп. Феодосию II , Патриарху Кириллу Александрийскому и Патриарху Проклу послание с опровержением обвинений Феодора. Патриарх Кирилл отверг мнение о сходстве учения еп. Феодора с учением Василия Великого, Афанасия Великого и др. Указ имп. Феодосия, направленный еп. Иоанну и Собору, запретил осуждать лиц, умерших в мире с Церковью ( Mansi. V 1201-1202; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 232-236; Поснов. С. 402-403; Simonetti. P. 49). 445 г.

http://pravenc.ru/text/115774.html

Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Р. Руди Переводное «Поучение святаго отца Феодора, игумена Студийскаго, еже не отчаятися своими грхи Божия милости», включенное митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 сентября, представляет собой незначительно переработанный и несколько сокращенный текст одного из так называемых «Поучений огласительных» Феодора Студита – поучения 93-го Малого Катехизиса. Имя Феодора Студита (759–826) – знаменитого византийского церковного деятеля, защитника иконопочитания, игумена Студийского монастыря в Константинополе, автора многочисленных поучений, бесед и посланий – было хорошо известно в Древней Руси. Монастырский устав Феодора Студита уже в 60-х гг. XI в. был введен Феодосием Печерским в Киево-Печерском монастыре, а затем распространился и в другие русские монастыри. Студийский устав предписывал еженедельное чтение по средам, пятницам и воскресеньям оглашений (или огласительных поучений) Феодора Студита , которые составляют Большой и Малый Катехизисы – основные произведения студийского игумена. Это обстоятельство, по мнению исследователей, дает право «предположить, что одновременно с введением Студийского устава или вскоре после этого на Руси появились и огласительные поучения Феодора Студита (как в южнославянском, так, возможно, и в древнерусском переводе)» (Ищенко Д. С. Поучения огласительные Феодора Студита //Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 224). Греческий текст Малого Катехизиса Феодора Студита включает 134 поучения, Большой Катехизис состоит из 3 книг, содержащих соответственно 87, 124 и 60 поучений. На Руси же, по-видимому, были переведены и бытовали в списках Малый Катехизис неполного состава (63 поучения из 134) и 2-я книга Большого Катехизиса, которая впоследствии целиком была включена митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 ноября, в день памяти Феодора Студита . Древнейшие списки русских переводов «Поучений огласительных» Феодора Студита не сохранились, самые ранние из известных сборников датируются рубежом XIV–XV в. Отдельные поучения из Малого Катехизиса читаются в различных типах сборников: Торжественниках, Соборниках, Златоустах, Прологах и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010