8:6–7 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный 62 . Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем. С сими словами Жених обращается к Невесте, Христос к Церкви Своей искупленной, Бог к душе, Его возлюбившей. Беспредельна сила любви! Бл. Феодорит толкует о печати на сердце и печати на мышце ( перстне на руке ) 63 : «Положи мя яко печать на сердце твоем, яко печать на мышце твоей. Под сердцем разумеется здесь умозрительное свойство души, а под именем мышцы деятельная ея сила. Посему-то в законе Моисеевом велено от приносимыя жертвы отделять священникам правое рамо (мышцу, плечо) и грудь ( Чис. 18 ). Хощет убо Спаситель наш, дабы Его как при умозрении, так и в делопроизведении имели вместо печати, и знамение его изображали на всех словах, и на всех делах наших». Таким образом, Тот, Кто по существу Своему есть Любовь, возбуждает в нас любовь к Себе и людям через умозрение тайн Божиих и делание добра людям. В сих двух заповедях любви – весь Закон и пророки. Зане крепка яко смерть любы. Бл. Феодорит: «Ибо как смерть, по произнесении от Бога осуждения прародителям нашим, всеми обладает: так и любы вся превозмогает, и даже самую побеждает смерть». Объятия любви сравнены с объятиями смерти по крепости своей. Как ничто в нынешнем мире не может избежать смерти, так ничто не может победить и любви. Любовь – всесильна. Любовь ведет к верности и преданности даже если это дается ценою смерти. Как смерть отымает всё, так любовь отдает всё и требует всецело. Как требовательна смерть, так требовательна любовь, не терпя никакого лукавства, никакого подлога, никакой половинчатости. Любовь побеждает, по слову бл. Феодорита, и саму смерть. Пасха и воскресение – это торжество любви. В этом мире нет силы, могущей победить смерть – ей подвластны тираны и властители, богатые и премудрые и даже вообще всякая тварь от небесных светил и до мельчайших первокирпичиков мироздания (атомов и элементарных частиц).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8:8–10 Сестра наша мала, и сосцу не имать: что сотворим сестре нашей в день, в оньже аще глаголатися будет ей? Аще стена есть, соградим на ней забрала сребряна: и аще дверь есть, напишем на ней дску кедрову. Аз стена, и сосцы мои яко столпи: аз бех во очию их аки обретающая мир. 8:8–10 Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками. Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. В ч. III, гл. 4 показано, что верен перевод сестра наша мала, а не есть у нас сестра . То есть речь идет не о младшей сестре Суламифи, а о ней же в отроческие годы и в совершенных летах. На этом и основывается толкование этого текста. В отношении Церкви эти два возраста Невесты означают времена ветхозаветные и новозаветные. День в оньже аще глаголатися будет ей, то есть когда будут свататься за нее, означает День Мессии, день воплощения Слова, первое пришествие Христово. Тогда предвечное Слово глаголатися будет ей, то есть говорить с народом Своим устами Богочеловека. Тогда Господь пришел свататься за нее , то есть обрести Себе Церковь – деву чистую. Сестра наша мала, ибо мала еще была вера израильтян, более живших по Закону, как и дети живут по предписаниям и наказаниям родительским. И сосцу не имать «ниже млека учения, ни твердой пищи может подать требующим оной» (бл. Феодорит). Глубина догматов еще не была открыта. Ветхозаветная Церковь еще не была стеною, а потому и не могли быть сооружены на ней забрала сребрена, «то есть словеса мудростию сияющия... дабы она на них стоя, врагов своих стрелами поражала, и отгоняла нападающих на нее» (бл. Феодорит). Не была ветхозаветная Церковь еще и дверию, а потому неприложимы еще были к ней дски кедрови «греховнаго тления избегнути могущыя: ибо кедр не подвержен есть тлению» (бл. Феодорит). Всему этому придет время в Новом Завете. Тогда она уже не будет сестрой малой, но будет в глазах его (Христа-Жениха) как достигшая полноты . Церковь Нового Завета «есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Она в очах Его, аки обретающая мир, ибо в ней примиряется Бог и человек и все люди между собою. Господь определил в Церкви, как «в одном теле примирить обоих (иудеев и язычников. – Г.Ф.) с Богом посредством Креста» ( Еф. 2:16 ). Тогда Церковь скажет: Аз стена, непреоборимая и страшная врагам. И сосцы мои яко столпи, «то есть учение нравственное и богословное на высоту вознес (Господь. – Г.Ф.): вместо столпа его поставив, да воюя с онаго врагов его поражу» (бл. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8:9–10 Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра... Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Песнь Песней показывает нам путь и высоту восхождения девства. Рабская и далекая от совершенства скиталица, ищущая своего пастыря и жениха, предстает перед нами в конце Песни как достигшая полноты и совершенства, как стена и башня . В начале Песни она еще только ищет Его, в конце же входит в полноту обладания Им. Сначала она сестра, которая еще мала, и сосцов нет у неё , – и подруги в переживании – что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за неё? В конце же она величественна и в полноте красы: Я – стена, и сосцы у меня, как башни, потому я буду в глазах его, как достигшая полноты (8:8.10). Св. Амвросий: «Начав с поцелуя, (песнь) доходит до (упоминания) о ложнице... Та, которая забавлялась поцелуями, уже воздвигает башни; дабы огражденная драгоценными подвигами святых, как башнями, она (могла) не только сделать тщетными вражеския нападения, но и устроить безопасное место убежища для добрых заслуг» [«О девственницах», кн. II, гл. 6]. Это путь духовного совершенствования девственной души. От первого желания прикосновения ко Христу до совершенного возрастания и обладания Им. Таковые становятся башнями или столпами в Церкви Христовой. Их нетленная красота, обретенная во Христе, есть краса Церкви. Ими красуется, ликует и радуется Новый Иерусалим, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха, происходяща (2-я стихира Пасхи)! 3. Эпилог к духовно-аскетическому прочтению книги Песнь Песней Соломона Песнь Песней – гимн девству, брачная песнь души, сочетающейся Христу. На земных браках воспевают песни. А девственно сочетающаяся Христу душа – воспевает Песнь Песней. Девство – жизнь будущего века «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:30 ). Потому девственники «земные ангелы» и «небесные человеки», что уже здесь живут жизнью будущего века, презрев век сей преходящий. Монашество – ангельский чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8 . Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; шея твоя – как столп из слоновой кости. Шея, как столп... для оружий указывает на красоту, грацию, мощь. Слоновая кость – на необычайную крепость. Богородица – столп и утверждение христиан. Она – их ограждение и щит . Тысяча щитов висит на этом столпе – все щиты сильных . Сильные – суть святые апостолы и праведники, щиты веры ( Еф. 6:16 ) которых утверждались Богородицей. Цвет слоновой кости указывает на святость и чистоту Пречистой. Святая Дева – столп Давидов , ибо родила Сына Давидова. О Сыне возвестил Ей святой архангел, что «даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). 9 . Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда. Два сосца твоих – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Сколько нежной любви в сих словах Жениха-Христа к Невесте Своей Неневестной! Сколь прекрасна Она, сколь достойна высокой любви Своего божественного Сына! Проходили века и тысячелетия – и не было той, от которой бы мог Он воплотиться. И вот, наконец, узрел Он в Назарете Свою Суламиту, Деву простую и чистую. И говорит Он: Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее , то есть возжелал воплотиться от нее, возжелал младенческими руками объять Ее и ухватиться за Нее, ухватиться за добродетели и непорочную чистоту Ее. Подумал он и решил – вот Та, с Которой надлежит сочетаться без истления девства Её; вот Та, ухватившись за Которую, можно прийти спасти мир. Пречистая Дева – Млекопитательница Богомладенца. Два сосца Твои – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Архангел Гавриил принес Деве райскую ветвь лилии – и вот проросла эта божественная Лилия от Нее, и святой Младенец на пречистых руках припадает к груди Ее и напояется молоком Её. И два сосца , питавшие Младенца, – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся там, где процвел Нарцисс Саронский и проросла божественная Лилия долин (2:1). И превечное Слово в Младенце изрекает Деве-Матери: влез бы я (Логос) на пальму (Деву Пречистую), ухватился бы за ветви ее (добродетелей); и груди твои (Пречистая) были бы вместо кистей винограда . Напояя Младенца телесным молоком, Она же и напояет рожденного от Нее крепостью и сладостью кистей винограда духовного совершенства Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

9]. В доме вина Где Жених девственной души? В истинной Кане, в доме вина. Там истинный Галилеянин брачуется с целомудренной Невестой. Там дом вина Крови Нового Завета. Там пресная вода суетных удовольствий и печалей этого мира обращена в божественное веселье любви Христовой. Шесть каменных водоносов ( Ин. 2:1–11 ) пресной воды на пире в Кане Галилейской – суета, радости и печали мира сего, в шесть дней созданного. А Небесный Жених в доме пира и доме вина предлагает Чашу вина Своей Крови, напояя Невесту – деву Своей любовью и вечным весельем. Евхаристия и Христова любовь, вот он дом вина. Св. Амвросий: «Пусть скажет Церковь : Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь (2:4). Любовь не может быть без веры; в самом деле, существуют как бы три поручителя Церкви: надежда, вера, любовь. Если надежда будет предшествовать, то явится (вместе с этим) основание для веры, положится начало любви, и Церковь укрепится» [«О девстве», гл. 9]. Туда, в Дом Божественного вина, на таинственный пир спеши, девственная душа. Там Возлюбленный твой! Узнав о том, где обретается Жених, узнай, о, девственная душа, образ взыскания Его В третьей и пятой главах Песни Песней, а также в некоторых текстах других глав описано ночное искание Невестой своего Жениха. В этих образах дано представление об искании девственной душой Христа, Который по немощи и греховности нашей так часто исчезает. Душа остается одна и ищет Его… На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видели ли вы того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его» (3:1–3). Но и Жених ищет и зовет ее: Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! (4:8) Ищут оба друг друга: Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладких плодов его. Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

“Будем стремиться, — говорит святитель Григорий Нисский, — чтобы постигнуть. Что же постигаемое? Какая почестъ? Какой венец? — Что же представишь себе из уповаемого тобою, все это, кажется мне, не иное что есть как Сам Господь. Ибо Сам Он и подвигоположник подвизающихся, и венец побеждающих. Он разделяет жребий; Он же и жребий благой. Он — благая часть; Он же и дарует благую часть”. Как в здешней жизни мы Богом живем, и движемся, и есьмы, так и за гробом Он же будет нашим блаженством и нашей жизнью. И увидел я (Иоанн, читаем мы в Апокалипсисе 21:2–4), святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. Не будет, таким образом, нужды ни в храме, ни в солнце, ни в луне, ни в светильнике, ни в чем, потому что все это заменит для праведников Сам Господь. “Цель нашей жизни, — говорит Феодор, епископ Едесский (у преосвященного Феофана в «Начертании» стр. 34–35), — есть блаженство или, что все равно, царство небесное или царство Божие, которое состоит не только в том, что мы будем зреть Царственную, так сказать, Троицу, но и в том, что будем получать Божественное влияние и как бы принимать обожение и в сем влиянии находить пополнение и совершение всех недостатков и несовершенств. В сем-то и состоит пища умных сил (ангелов-небожителей), то есть в воспитании недостатков посредством Божественного оного влияния”. Таким образом, вечная жизнь, составляющая предмет наших чаяний, то высшее благо (summum bonum), которое дает смысл нашему доброделанию, нашей земной жизни, со стороны содержания есть жизнь святая, Богоподобная и, как таковая, состоит в действительном непосредственном общении со всесвятым Богом. В этом безграничная ее продолжаемость и неисчерпаемость ее блаженства. По словам святителя Григория Нисского, “прилепившись к Богу нетлением (таким образом вошедши в тесное жизнеобщение с Ним путем богоподобия, resp.

http://pravmir.ru/vechnaya-zhizn-kak-vyi...

§ 22. Если без чего-либо о Боге ничего нельзя узнать верно, только это является началом Богословия, иначе же если не на основании этого, тогда на основании другого я мог бы узнавать (о Боге). Однако если бы у нас не было слова Божия, мы ничего не могли бы знать. Следовательно и т. д. Меньшая (посылка) обосновывается. Они отвергли слово Господне, в чем же мудрость их? ( Иер.8:9 ) – сказано о Пророках лживых и суетных. То же самое: Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией ( Мф.22:29 ). Аргумент подкрепляется. Как ничего нельзя узнать (о Боге), если упразднено слово Божие, так напротив нет необходимости ничего прибавлять к слову Божиему из какого- либо другого места; вернее, непозволительно прибавлять, как и отнимать. Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не отнимайте от того, чтобы вы соблюдали заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую ( Втор.4:2 ). И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей ( Откр.22:18–19 ). И хотя Иоанн говорит только о книге своих Откровений, равное положение (может быть сказано) обо всех книгах Священного Писания. §23. Итак, доказано, что только слово Божие, только Священное Писание является началом Богословия, и потому изучающие Богословие должны уже знать, откуда они могут черпать доказательства для Богословских выводов, по отношению к чему оценивать и посредством чего испытывать следует, – истинно оно или нет, – всякое учение. Отсюда – твердое и непреложное постановление Богословов относительно Богословских Умозаключений [Syllogismus Theologicus]: Богословскому Умозаключению надлежит одну, по крайней мере, предпосылку иметь из Писания, а уж другую принимать на основании естественного просвещения. Однако нам остается опровергнуть то, что могут предложить в качестве возражений. Опровергаются возражения

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

А в Псалме 108: «Отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины. За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь: воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью… Да будут дни его кратки (царь Алексей умер в 1676 г. до исполнения 47 лет) и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, а жена его вдовой (дети царя Алексея преждевременно остались сиротами и вместе с своей матерью, его второй женой подвергались опасностям и несчастьям после его смерти); да скитаются дети его и нищенствуют и просят хлеба из развалин своих (его сын Петр, оставшись без отцовских забот странствовал у нечестивых иностранцев, моля у них яда, как хлеба, и был странником вдали от Бога и своей страны, ища пищи из опустошенных мест, где не произростало хлеба); да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труды его (его царство обеднело от войн и плоды его ранних побед были захвачены иностранцами, и труд его и его преемников был поглощен немецким басурманством); да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его, да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя его в следующем роде (не было никого: Матвеев был в изгнании, когда его присутствие было особенно нужно, изгнанный родственниками самого царя Алексея; Феодор умер, как скоро достаточно вырос, чтобы делать добро; Петр был духовно истощен и духовно убит своей собственной полусестрой Софьей и превратился благодаря плохому воспитанию в чудовище, способное только развить следствие грехов своего отца. Право наследственного преемства отошло от потомков Алексея, и наследник был предан смерти своим собственным отцом, сыном Алексея, и во втором поколении его имя в мужском поколении исчезло). Да будет вспомянуто перед Господом беззаконие отцов его (Иоанн III и IV) и грех матери его да не изгладится (Семейство матери его и родственники его Стрешневы). Да будут они всегда во очах Господа и да истребит Он память их на земле (оно исчезло с земли: ни семьи его матери, ни семьи от его первой жены больше не существует)» (IV, 444).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11:14–16 ). Так что авторы 40й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот. Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение – «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину. Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию всецерковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят? Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе. 21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Собственно, общепризнанных толкователей только три – диакон Алексей Аристин (Аристен), монах Иоанн Зонара, патриарх Феодор Вальсамон. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют. Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».

http://azbyka.ru/mozhet-li-pravoslavnyj-...

Бл. Феодорит: «Именует также смирну и алой..., то есть, умерщвление страстей: смирна бо мертвым свойственна есть, и горесть искушений, ибо алой есть горькаго свойства». Так через умерщвление страстей и горькие искушения произрастают в саду души божественные – смирна и алоэ и через них происходит приобщение к смерти Христовой. И уж после вкушения их – древеса Ливанские, слава Божества и воскресение Христово. Перечислив столько деревьев и ароматов сада, Жених добавляет: со всеми первыми мирами. Бл. Феодорит: «Имеет, наконец, все первые миры, не второй, то есть, или третьей, но первой степени: ибо совершенным приличествует, еже есть совершенно». Св. Григорий Нисский : «А первыми мирами указывает Слово на чистоту и отсутствие всякаго корчемническаго подлога, как и Амос к услаждающимся этим обращается с подобною речью, говоря: «пиющие процеженное вино, и первыми вонями мажущиися» ( Амос 6:6 )... А здесь слово плодоношением первых мир свидетельствует невесте о неповрежденности и чистоте ея догматов». Духовные совершенства души и чистота догматов веры святой Церкви – вот все первые миры, благоухающие в Саду Господнем. Был полдень (около шестого часа=двенадцати по нашему исчислению), и в жаркий день в самарийском городе Сихарь у колодца, у «студенца Иаковля», встретился Христос с самарянкой, – иссохшая, но жаждущая душа и Источник воды живой. И там, у этого колодца, источника чистой воды, Иисус сказал самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). Божественный Жених говорит Своей Невесте: Источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана. Садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана. Двоякий источник напояет сей чудный сад. Это – кладязь воды живы, колодец, в котором была не затхлая застойная вода, но проточная живая вода , вновь и вновь наполняющая колодец, из которого черпала хранительница сада чудная Суламифь. Кроме того, истекающия от Ливана потоки орошали сад, напояя его живительной влагой. У сего-то источника и встречается Соломон с Суламифью, там слышит она его взывающие к жизни и любви слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010