Странствующий Сын Человеческий, обходящий грады и веси сей земли – несущий ей благую весть спасения. «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» ( Ис. 52:7 ). Прекрасны ноги Его в сандалиях . Иоанн Креститель считал себя недостойным развязать ремень на обуви (сандалиях) Его. Сандалии , которыми Христос касался земли, указывают на тайны Его воплощения и сошествия во ад. Эти тайны не мог раскрыть Иоанн Креститель. Бл. Феофилакт так пишет об этом: «Емуже несмь достоин сапоги понести...» Под сапогами разумей и двоякое сошествие Его – одно с неба на землю, другое с земли в ад: ибо сапоги суть кожа плоти и умерщвление. Этих двух схождений не мог понести Предтеча: ибо не понимал, как они совершились». толкование на Мф. 3:11 ]. Этим завершается образ Сына Человеческого. Такова пальма божественного Логоса – пречистая плоть Его. Ей Он с любовью говорит: Этот стан твой похож на пальму... Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! Так желало Слово воплощения, брака Своего с плотью. «И Слово стало плотию». Таков Жених – такова Невеста. Они воспевают Песнь Песней. Песнь Любви Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она – пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением. С этими словами божественный Логос обращается к пречистой плоти Своей. Положи Меня , превечное Слово превечного Бога, как печать , печать Божества на плоти. Сию печать Божества возложи на сердце твое и тем обожи всякое человеческое чувствование и помышление, отверзи человеческому естеству окно богосозерцания. Сию печать Божества возложи как перстень на руку твою и тем обожи всякое человеческое делание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так святая Екатерина не просто уверовала во Христа, но таинственно сочеталась Ему. Мир земной, женихи земные перестали существовать. Все ее существо и всю ее жизнь объяла любовь Христова. Перстень от Христа на правой руке вновь и вновь побуждал ее переживать слова: Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный (8:6). Сочетание Христу Влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои (1:3). Он ввел меня в дом пира, и знамя Его надо мною – любовь (2:4). Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его (3:11). Апостол Павел говорит о приведенных им ко Христу: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11:2 ). Сочетание Христу, уневещение Ему своей души происходит не единожды. Оно многократно возобновляется в духовной жизни. Стать невестою, сочетаться жениху – это центральное событие юности, на которое и направлены все силы, вся красота и устремления юности. Но вот псалмопевец говорит: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» ( Пс. 102:5 ). Как орел обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу, так происходит и в духовной жизни. «Обновляются перья», обновляется, подобно орлу, юность человеческой души, вновь и вновь уневещивающейся и сочетающейся Христу. Мы находим семь особых сочетаний Христу. Сочетание первое. Купель крещения. Священник спрашивает крещаемого, обратившегося от запада на восток: «Сочетаваеши ли ся Христу?» И отвечает крещаемый: «Сочетаваюся». Ангелы радуются и поют на небесах. Как перстнем надетым на руку невесты, запечатлевается вышедший из купели печатию дара Духа Святого, через помазание святым миром. Сочетание второе. Евхаристия. Как в браке «будут двое в плоть едину», так, подобно сему, говорит Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). Это высшее и непрестанно повторяющееся сочетание Христу, это брачный чертог Небесного Жениха. Некто, впервые отслужив святой сорокоуст (служение подряд сорока литургий), сказал: это мой «медовый месяц». А святой Иоанн Кронштадтский и некоторые иные, причащаясь и служа литургию ежедневно, во все дни жизни своей, никогда и «не выходили из сего Брачного Чертога». Посему и оставил св. Иоанн Кронштадтский земной брачный чертог после венчания с невестой своей Елизаветой, что вошел в евхаристический брачный чертог своего Небесного Царя. Так и первохристиане, обретя Христа, в эсхатологическом ожидании и радовании причащались ежедневно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

— Христианин ли ты? Старец отвечал: — По благодати Христа, Бога всяческих, я — христианин. Казнохранитель исполнился гнева и сказал: — Ты говоришь неправду. Святой отвечал: — Ты говоришь, что я не христианин, а Бог говорит, что я неизменно пребываю христианином. — Но если ты христианин, — возразил казнохранитель, — то за что же ты ненавидишь царя? — Откуда это видно? — спросил святой. — Ведь, ненависть есть сокровенное чувство души, точно так же, как и любовь. — Из дел твоих, — ответил казнохранитель, — всем стало известно, что ты враг царя и его царства. Ибо ты один предал сарацинам Египет, Александрию, Пентаполь, Триполис и Африку. — Где же достоверные доказательства этого? — спросил святой. Тогда ввели некоего Иоанна, бывшего когда-то сакелларием 4 Петра — в то время, как Петр был наместником Нумидии Африканской 5 . Этот Иоанн сказал: — Двадцать два года тому назад дед господина нашего царя повелел блаженному Петру, чтобы он вел войска в Египет против сарацин. Петр, доверяя тебе, как рабу Божию, писал к тебе, прося полезного совета. Но ты отписал ему, что не благоугодно Богу помогать царю Ираклию и наследникам его. Тогда святой сказал ему: — Если ты говоришь правду и имеешь письмо Петра ко мне и мое письмо к Петру, то покажи их; пусть их прочтут, и я приму достойную казнь по закону. Иоанн ответил: — Я не имею писем ваших, и даже не знаю, писали ли вы друг другу, но в лагере тогда все об этом говорили. Святой возразил: — Если целое войско об этом говорило, то почему только ты один на меня клевещешь? Видел ли ты даже меня когда-либо, или я тебя? — Нет, — отвечал Иоанн. — Я никогда не видел тебя. Тогда святой, обратившись к собранию, сказал: — Судите сами: справедливо ли ставить во свидетели таких людей? Сказано ведь: «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7,2) от Бога, праведного Судии всех. Затем ввели Сергия Магуду. Тот сказал: — Назад тому девять лет блаженный авва Фома, пришедший из Рима, рассказывал мне следующее: посылал меня, говорил он, папа Феодор к Григорию, префекту Африки, отложившемуся в то время от греческой империи, сказать ему, чтобы он не боялся греческих войск, ибо раб Божий, авва Максим, видел сон, будто на небесах, на востоке и на западе, стояли лики ангелов. Из них бывшие на востоке восклицали: «Константин Август, ты победишь!» Находившиеся же на западе восклицали: «Григорий Август, ты победишь!» При этом голос западного лика был яснее и громче, чем восточного.

http://isihazm.ru/1/?id=12

1 . Заплетение – это упорядоченность, стройность, завершенность исповедуемого Церковью учения. В качестве примера можно указать на заплетение догматов, дотоле разрозненно исповедуемых (растрепанный волос), в единую систему Вселенскими Соборами или такими учителями благочестия, как Ориген , св. Кирилл Иерусалимский в «Словах огласительных», прп. Иоанн Дамаскин , подытоживший все догматическое богословие святых отцов в «Точном изложении православной веры». 2 . Пурпур багряницы указывает на Кровь Христову. Ею упоено и украшено учение Церкви. «Мы проповедуем Христа распятого», – говорит св. апостол Павел, и он же: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор. 1:23; 2:2 ). 3 . Царь – означает царственное достоинство учения Церкви. Это – не суетная философия, не блуждание человеческого ума (есть такая поговорка: нет царя в голове), не догадки и домыслы, тем более не вымыслы, не скаредное законничество и начетничество, нет! Это «глаголы вечной жизни», это слова, которые «суть дух и жизнь» ( Ин. 6:68.63 ). Слово Церкви – это слово Царя-Вседержителя. «Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7:29 ). Вот и завершен образ Невесты. Вот и стоит она в восхитительной красоте своей перед небесным Женихом-Христом, пришедшим к ней. И, видя ее, Он взывает к ней: 7:6–9 Что украсилася еси, и что усладилася еси, любя любы, во сладостех твоих; Сие величество твое: уподобилася еси финику, и сосца твоя грезном. Рекох: взыду на финик, удержу высоту верха его: и будут сосцы твои яко грезнове винограда, и воня ноздрей твоих яко яблока. И гортань твой, яко вино благо (ходящее брату моему в правость, довольно устнам моим и зубом.) Слова, взятые в скобки, в переводе епископа Порфирия отнесены уже не к Жениху, а ответствующей Ему Невесте. 7:7–10 Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностию! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих как от яблоков; уста твои – как отличное вино.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

6 . Зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними . Подобное о «зубах» Мессии видел святой праотец Иаков. Благословляя сына своего Иуду, он изрек пророчество о Христе, в котором им были сказаны такие слова: «Блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока» ( Быт. 49:12 ). Так толкует эти слова св. Иоанн Златоуст : «И белы зубы его паче млека», показывает праведность и славу Судии. Под образом зубов и молока нечто другое хотел означить, как то, что суд будет так же чист и светел, каково свойство молока и зубов» [Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста , СПб, 1898 г., т. IV, стр. 719]. Таким образом, Сын Человеческий предстает здесь как Судия всех. Ибо дана «Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» ( Ин. 5:27 ). И «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить (соответственно тому), что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). 7 . Как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими . Ланиты Сына Человеческого, о чем свидетельствуете вы? – о великом поношении, которое претерпел Он в любви Своей. О том возвещал еще пророк Исаия: «Я (Господь) предал хребет биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис. 50:6 ). О том плакал Он устами Иеремии: «(Господь) подставляет ланиту свою биющему Его, пресыщается поношением» (Плач Иер. 3:30 ). О том возвещал пророк Михей: «Тростью будут бить по ланите судью Израилева» ( Мих. 5:1 ). То и случилось, как это описывает евангелист Матфей: «Тогда плевали Ему (Иисусу) в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» ( Мф. 26:67–68 ). 8 . Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; шея твоя – как столп из слоновой кости . Сын Человеческий явился как потомок, как Сын Давидов ( Мф. 1:1 ). Так Его часто и именовали. Но Сыном Давидовым был Он не только по родословию Своему. Давид вел «брани Господни», а тут – Сам Господь вышел на брань. Он – «Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю» (акаф. Иисусу Сладчайшему, кондак 1). Это воинственная мощь Сына Давидова против дьявола и изображена как столп Давидов . То, что на нем висит тясяча тысяча щитов, все щиты сильных , означает, что все ратоборцы Христовы в Нем имеют свою опору и укрепление.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Божий предохраняет, удерживает нас от всякого зла, от морального падения и духовного разложения. Он есть как бы некая соль, предохраняющая наши души от житейского загнивания, – та духовно очищающая нас соль, о которой говорил в одном из Своих поучений Господь: Имейте в себе соль, и мир имейте между собою ( Мк 9, 50 ). Крещение Господне также научает нас и Правде Божией – праведному, правому, правдивому отношению к Богу и ко всей нашей жизни или, как говорится в Евангелии, к «исполнению всякой правды». И потому, когда святой Иоанн Предтеча по смирению своему отказывался крестить пришедшего к нему Иисуса, Господь сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф з, 15). Именно эту Правду Божию, которой и учил нас Христос, должны мы возлюбить всем сердцем своим, всею душою своею. А отсюда, естественно, должны мы духовно возненавидеть и всякую ложь! Сам Господь никогда не говорил и не мог сказать ни одного слова неправды, поучая нас: да будет ваше слово: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф 5,37 ). К этому всегда призывало нас и Священное Писание Ветхого Завета: глаголите истину кийждо искреннему своему ( Зах 8,16 ). Наконец вспомним и о том грядущем ублажении в Царстве Божием правдолюбцев, о котором говорит нам в заповедях блаженств Христос: Блажени алчущии и жаждущий правды, яко тии насытятся ( Мф 5,6 ). Говоря правду, мы соединяемся с Богом; употребляя же ложь, соединяемся с диаволом, который, как мы знаем, и есть самый непосредственный отец лжи. Выберем же, дорогие, путь Правды Божией! Учит нас нынешний праздник и такой замечательной христианской добродетели, как послушание. Хотя святой Иоанн Предтеча и говорил Спасителю, что это ему, Иоанну, следует креститься у Него, он все-таки смиренно послушался Его и, преисполненный страха Божия, крестил. Послушание нужно и всем нам – прежде всего послушание нашей Церкви Христовой. Особенно же такое послушание нужно монашествующим – как одна из самых главных духовных основ монашеского пути ко спасению. Как наставлял известный Оптинский старец Нектарий будущего митрополита Вениамина (Федченкова) , если что и кажется вам трудным к исполнению, «когда говорят старшие, никогда не отказывайтесь. Бог за послушание поможет». И, как говорит мудрая пословица, послушание и в огне не горит!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Голгофской тьме, в ночи греха боролся Сын Человеческий с правосудием Божиим, вином ярости Божией. Пока не поражено было «бедро» Его – изъязвлено тело язвами гвоздиными. И «получил» Сын Человеческий имя Спасителя, новое имя ( Откр. 19:12 ), и примирены грешники, и благословение Божие почило. Но навстречу восьмому дню – Дню воскресения пошел Он, «хромая», бедро плоти Его поражено язвами, ставшими ожерельем тела Его. Иначе раскрывает тайну бедра Христова святой псалмопевец: «Препояшь Себя по бедру мечом твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в этом украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс. 44:4–5 ). Здесь образ Сына Человеческого – Ратоборца, препоясанного по бедру мечом славы и красоты, мечом истины и кротости и правды. Сей меч и есть Его ожерелье – и оружие, и украшение. Эти слова из псалма произносятся, когда архиерей возлагает на бедро свое палицу – символ меча духовного. Христос – небесный Архиерей, препоясанный по бедру Своему мечом истины, кротости, правды и красоты. А святой тайнозритель Иоанн Богослов видит Христа во образе всадника на белом коне. «Он (был) облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых... На одежде и на бедре Его написано имя «Царь царей и Господь господствующих» ( Откр. 19:11–16 ). И здесь то же значение, что у псалмопевца. Христос – небесный Воитель, препоясанный по бедру мечом. Божественное Имя на бедре соответствует ожерелью в Песни Песней – красотою и мечом Христовым. Поражено бедро Иакова, борющегося с Богом, и он обретает благословение и новое имя. Поражена плоть Христова, бедро Его, и Он обретает благословение вечное и новое имя на «бедре» Своем. Имя это никто не знает, кроме Его Самого ( Откр. 19:12 ). Тайну страданий бедра Христова, язв, ставших мечом против всякой сопротивной силы, и украшением, ожерельем пасхальным – ведает только Он Сам. 12 . О, как прекрасны ноги твои в сандалиях!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Верность слову Божию В православной церковной традиции всегда считалось законом сохранять верность Слову Божию. Древние христианские авторы не только истолковывали Библию , но и старались использовать образы и выражения из библейских текстов в своей повседневной жизни. В самом Слове Божием сказано: Говорит ли кто, говори как слова Божии ( 1Пет.4:11 ). Святые отцы категорически запрещают вносить изменения в канонические тексты Ветхого и Нового Завета. Не по Писанию верующие – вси еретики, – гласило правило древней Церкви, а также: Тать есть и разбойник не от Писания глаголы. Святой Ефрем Сирин : Да будет проклят читающий Писания и противоречащий им, читающий пророков и противоречащий писаниям их. В книге «Кормчая» сказано: Да никому не будет позволено выше означенного правила вменяти или отменяти, кроме предложенных правил принимати другие. Феодор Студит учил: И епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежнего. Любое самочинное отступление от Священного Писания есть ересь губительная. Святитель Иоанн Златоуст писал: Оттого-то они, еретики, и приводят в смущение беседующих с ними, что мы следуем за ними. Следуем – значит внимаем доверчиво, не сверяя их слова со словами Священного Писания . Итак, вооружимся свидетельствами из Писания, и любые еретики будут бессильны совратить нас с пути истинного. Продолжение рода Грехопадение прародителей совершилось. Люди изгнаны из рая, обратного пути нет, впереди новая, неизвестная жизнь, но они знают, что теперь им предстоит в поте лица возделывать землю и в муках рождать детей. Также знают, что сколько бы ни прожили они на земле, все равно рано или поздно каждый из них умрет. Каин и Авель Святитель Иоанн Златоуст , описывая жизнь первозданного человечества после изгнания из рая, говорил: Вот Он, Господь, приводит в исполнение свой приговор и, выведши человека из рая сладости, заставляет его возделывать землю, от которой он взят. И эти слова от которой взят сказаны не без цели, но чтобы человек постоянно в работе имел напоминание о смирении и знал, что тело его произошло из праха земного. И если в раю, в саду Едемском, человек тоже должен был возделывать сад и хранить его, но это было блаженным существованием, а не наказанием, то теперь, когда проклята земля за грех Адама, он должен возделывать землю в поте лица своего. Связь человека с землею, как мы видим у святителя Иоанна Златоуста , должна учить человека смирению. И возделывая землю, человек постоянно смиряется. Он как бы возделывает и свою душу. В книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего ( Сир.7:15 ). И наоборот, оторванность от земли, урбанизация – это не от Бога и создает нравственные проблемы. Людям, живущим и трудящимся на земле, легче понять, что такое смирение. Земля – это то, из чего человек создан. Земля – творение Божие. Город – творение человека, предмет его гордости, а не смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Дева Маркелла говорит далее: «Что же Господь, истина и свет, сделал пришедши (в мир)? Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленною – в девстве. Так и мы, если хотим быть подобными Богу и Христу, должны стараться соблюдать девство. Ибо подобие Божие состоит в воздержании от растления. (Выше св. Мефодий говорил о том, что сотворенный по образу Божию еще имел нужду в том, чтобы быть по подобию Его. То есть, если человеческая природа уже по устройству своему несет в себе образ Божий, – в первую очередь речь идет о разумной душе, то подобие Божие в первую очередь состоит в стяжании девства и нерастления. – Г.Ф.) А что вочеловечившееся Слово стало перводевственником, и первопастырем, и первопророком Церкви, это объяснил нам вдохновенный Христом Иоанн в книге Откровения, сказав: «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сион, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах... Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» ( Откр. 14:1–4 ). Притом заметьте, как велико достоинство девства перед Богом: «они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны, и следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» ( Откр. 14:4.5 ). Этим он хочет ясно внушить нам, что таким числом, то есть ста сорока четырьмя тысячами, издревле определено количество девственников, между тем, как других святых неопределенное множество. Ибо замечательно, что он прибавляет, говоря о прочих: «И взглянул я, и вот из всех языков и племен и всех народов великое множество, которого никто не мог перечислить ( Откр. 7:9 )» р. I, гл. 5]. О происхождении девства от Христа и о невозможности его до Него и без Него размышляет также св. Амвросий Медиоланский в своем творении «О девственницах в трех книгах» Девства не было у язычников. Об этом так пишет св. Амвросий: «Во всяком случае девство у меня не имеет ничего общего с язычниками, оно не распространено у варваров и не в обычае у прочих живых существ... хотя к девству стремятся все язычники, но посвященная (дева) у них оскверняется; варвары даже преследуют девство, а прочие (народы) совсем не знают его».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Жених восхищен Невестою, она привлекательна и желанна ему. Он жаждет услады и утех любви с нею. Об этом знают только возвышенные и святые души. «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего... Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя... блаженны званые на брачную вечерю Агнца» ( Откр. 21:2; 19:7.9 ). Много пишут о любви. Но никогда всё. Приступая ко всё сокровеннейшему, когда всё более напрягаются силы души, даже изощреннейшие витии начинают умолкать. Всё ближе тайна, покрытая молчанием и мраком. Так и в духовном и Божественном браке. Всё ярче и откровеннее образы Божественного песнотворца. Всё ближе тайна Любви. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). Но при достижении возвышеннейшего, при приближении к единению в Любви обрываются слова и речи – их больше нет, дальше любовь и бесстрастие, дальше молчание и Божественный Мрак... Неописуемое. Непостижимое. С благоговением приступим и к этим, близким и последним, словам Возлюбленного возлюбленной Своей. Что украсилася еси, и что усладилася еси, любя любы, во сладостех твоих? Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Бл. Феодорит: «Красною сделалась ты, не быв прежде таковою, и вместо того, что прежде всякия исполнена была гнусности, ныне вдруг благоприятною и сладостною учинилась». Церковь-Невеста привлекательна Христу. Он желает ее. И она имеет услаждение в Нем: что усладилась еси любы в сладостех твоих! Бл. Августин: «Песнь Песней представляет некоторое духовное наслаждение святых умов в союзе этого Царя и Царицы Града, то есть Христа и Церкви. Но наслаждение это представлено под аллегорическими покровами, чтобы пламеннее желалось и приятнее обнаруживалось, и стал бы видимым жених, которому в той же Песни говорится: Правость возлюби тя (1:3), и невеста, которой там же говорят: Любы в сладостех твоих (7:6)». Невесту Свою, ее стан Жених сравнивает с финиковой пальмой, ибо «праведник цветет, как пальма» ( Пс. 91:13 ). Бл. Феодорит: «И величество твое уподобилось финику... ибо не токмо превосходна ты красотою, но еще и высотою подобною финику». В сравнении с финиковой пальмой стана Невесты отражена духовная высота жизни праведников. Грация стана указывает также на красоту и совершенство праведной души.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010