Псалом 6 В конец, в песнех 37 о осмом, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. На осмиструнном. Псалом Давида». Различно объясняют это надписание. Св. Афан. Александ. под осмым разумеет здесь день Воскресения Христова, в который Господь восприимет плоды трудов Своих, а враги со стыдом и смятением обратятся вспять. Блаж. Феодорит разумеет под осмым будущее состояние. «Поскольку, говорит он, настоящая жизнь круговращается в седми днях недели... то век, который вне сего семидневного числа, слово Божие справедливо наименовало осмым». По мнению сего толковника, «Давид в сем псалме приносит Богу молитву по совершении своего сугубого греха и просит исцелить его; потому что в той жизни не имеет уже места врачевство покаяния». 2 . Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Давид молит не о том, чтобы не быть обличенным, но чтобы не с яростию обличил его Бог; просит не о том, чтобы не быть наказанным, но чтобы не от гнева потерпеть наказание (Блаж. Феодор. и св. Афан. Александр.). 3 . Смятошася кости моя. Под костями св. Злат. разумеет «всю силу (человека), а под смятением поражение, наказание, мучение, или смятение, происходящее от греха, во время порочных пожеланий, гнева и несчастий». Бл. Феодор. под костями разумеет помыслы, которых смятение возмутило и поколебало Давида. С Евр.: «помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены». 4 . И Ты Господи доколе? Т.е. доколе будешь на меня гневаться? «Слово доколе – говорит св. Злат., – есть выражение человека не оскорбленного или негодующего, но скорбящего, сетующего и изнемогающего под бременем искушений». По св. Афанасию, доколе есть «выражение, показывающее продолжительность покаяния». С Евр.: «И душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе»? 5 . Обратися Господи, т.е. внемли и не отвращай лица Твоего от меня. Образ речи взят от тех, которые гневаются, отвращаются и не хотят смотреть на провинившихся (Бл. Феод.). Избави душу мою т.е. от смятения, о коем было выше, от мучения и скорби душевной. С Евр.: «Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Послание 308(496). Чаду Игнатию Я прочел написанное тобою, любезное чадо, и с радостью внимаю твоему голосу. Мои действия не таковы, как ты думаешь, а пусты и ничтожны. Однако если ты говоришь, что мои слова приносят тебе пользу, пиши – и без всякой задержки получишь ответ. Догадываюсь, что в это гонение ты влачишь стесненное существование, как и другие, укрывающиеся подобно тебе. Да утешит тебя надежда. Будь осторожен в своих делах вместе с добрым Евсевием, которого также приветствую. Приобщение из рук еретиков есть яд, а не простой хлеб, не телу только вредит, а чернит и омрачает душу. А о том, чтобы бросать его, хотя бы и тайно, нужно говорить не мне, а лучше применить к действующим из страха следующее выражение: «И из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» ( Ин.12:42–43 ). Молитвы за богослужением принадлежат православным. К чему же это поведет, если они читаются у еретиков? Ведь они мыслят не так, как составитель молитвы, и не веруют в самый смысл ее слов. Каждое же тайнодействие учит, что Христос соделался истинным Человеком, а они, хотя на словах и признают, но на деле отрицают это, утверждая, что Он неизобразим. Это подобно тому, как если бы кто говорил: «верую в Отца и Сына и Святого Духа», – а мыслил бы, что Отец и Сын и Святой Дух суть одна ипостась, трояко именуемая. (Что является догматом безумного Савеллия.) Что же? Неужели мы скажем, что такой верует в Троицу? Ни в каком случае, хотя бы он это и утверждал. Точно также и в данном случае: он верует не так, как говорит, хотя тайнодействие и православно. Но хотя бы и тот исповедал символ веры , и другой молился за богослужением, он скорее оскорбляет Литургию и издевается над ней, ибо и волхвы и обаятели прибегают к божественным песням в отношении к бесноватым. Если нет православного совершителя крещения, для некрещеного лучше креститься от православного монаха, а если нет и монаха, то от православного мирянина – при произнесении слов: «крещается такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа», – чем умереть непросвещенным. И такое крещение действительно, ибо «по необходимости и перемена закона бывает» ( Евр.7:12 ), как это доказано относительно древности. Читать далее Источник: Послания/Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, с.; Кн. 2. - 503 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Послание 221(409). К Навкратию сыну Я сильно трепетал за братьев, что с ними будет. И когда из твоего письма узнал, что они в целости и среди них также и Ипатий, нужно ли говорить, как я просиял, возблагодарил, возликовал? Подобно тому, как блаженная кончина моего святого Фаддея обратилась в победу не только для меня, смиренного, но и для вас, его братьев, и для всей Церкви, такое же значение имеет мужество и твердость подвизающихся, тогда как в противном случае было бы наоборот. Итак, Бог им помощник и на дальнейшие их прекрасные подвиги, а вместе с ними и для нас. Они уже совершили течение и победили, хотя и не на веки, так как неизвестно, что принесет будущее, а мы пока еще готовимся, не начав бега. Поэтому напоминаю, прошу, умоляю всех через тебя быть готовыми и предрасположенными к внезапному заключению. Кто стоит на самом месте сражения, тот не нерадив, не спорит, не развлекается, не смеется, не борется с коварными, не расстраивает рядов. А что же? Бодрствует, молится, окапывается, схватывается и до начала битвы отгоняет пожелания, питается в меру, прощается с миром, жизнью, собственным телом, по апостольскому выражению, «все почитая за сор» ради Христа ( Флп.3:8 ). Разве вы не знаете, что случилось с несчастным Лукианом, чтобы не говорить о прочих? Как он пал, как, стыдно сказать, стал слугой царя, правильнее – дьявола. Прошу вас, молитесь обо мне, чтобы меня, блудного, бездеятельного, бесполезного, осенила сила Христова, дарующая победу, ибо Он сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). О том же и я ежедневно со слезами молюсь за вас. Да, прошу вас, готовьтесь, наденьте панцирь, станьте в ряд, имея пред собой предводителем и защитником Господа, Который, конечно, спасает верующего. «Веруете ли, что Я могу это сделать?» – говорит Он. «Они говорят Ему: да, Господи!» А Он: «Идите и по вере вашей да будет вам». И они получили просимое ( Мф.9:28–29 ). То же и в отношении нас, смиренных. Покажи, брат, мое письмо выдающимся. А прежде всего будьте более тверды, когда из темницы вас препроводят к царю. И да будет с вами Господь. Аминь. Читать далее Источник: Послания/Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, с.; Кн. 2. - 503 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Глава 2 Соф.2:1 . Соберитеся, и свяжитеся язык ненаказанный. С Евр.: «исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» Выше Св. пророк говорил, что скоро наступит день Гнева Божия, все нечестивые будут истреблены, вся земля Иудейеская будет опустошена. Но есть еще средство, говорит пророк, предотвратить эту гибель и получить прощение от Господа. Это средство есть искреннее покаяние, истинное обращение к Богу. Итак, соберитеся 29 говорит пророк, для покаяния, соединитесь (свяжитеся) вместе для моления, поста, раскаяния и исправления. «Иные (поясняет блаж. Феодор), не поняв сего места, слово: свяжитеся перевели: вместе умоляйте; но в большей части списков читается свяжитеся. В сем слове подразумевается врачевание посредством врачебных составов и перевязок, понимаемое в смысле переносном (под. Ис. 1:6 ). Посему, свяжитеся, говорит пророк, врачебными составами и перевязками покаяния – вы (язык не наказанный – не вразумившийся), неведущие добраго и не обучившиеся сему». Блаж. Феодор. Соф.2:2 . Прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу Господню, прежде неже приити на вы дню ярости Господни. С Евр: «доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней». Т. е. покайтесь, исправьте себя прежде, нежели настанет злое время, когда будете подобны цвету мимоходящему, т. е. скоро погибающему, или 30 (с Евр.) доколе предсказанное определение Божие не породило того дня (нашествия Халдеев), в который вы будете подобны плеве, которая скоро уносится и погибает; покайтеся, пока не постиг вас праведный гнев Божий, не наступило нашествие ваших врагов, Халдеев – это время ярости Божией. Соф.2:3 . Взыщите Господа вси смиреннии земли: суд содевайте, и правды взыщите (взыщите кротости), и отвещайте я, яко да покрыетеся в день гнева Господня. С Евр: «взыщите Господа все смиренные земли, исполняющие законы Его, взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Воин идет умирать, чтобы другие жили. Это подвиг. Об этом говорили и св. отцы и учителя Церкви, например Афанасий Великий: «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им памятники, возвещающие превосходные их деяния». (Послание Афанасия Великого к Аммуну монаху. Книга Правил). Церковь высоко чтит воинский подвиг, поэтому так много святых среди воинов: Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Феодор Ушаков… Современные СМИ, орудие вкрадчивой пропаганды, целенаправленно наносят урон моральному авторитету армии. Но защищать свою Родину — святой долг каждого воина. Нельзя забывать, что «Война явление страшное, но еще более страшное явление — это поражение, и пока человечеством не найдены решения для предотвращения войн, надо напрягать все усилия, чтобы это поражение не случилось. Поэтому государству необходима здоровая армия, надежно обеспеченная, национально воспитанная и прекрасно обученная, вот почему важно использование всякого опыта, дабы его не покупать, когда случится, ценой крови…» .

http://pravmir.ru/o-voinskom-sluzhenii-v...

Культура Все рубрики Редакция " Правмира " Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. Мария Дегтярева В молчании – слово, или как митрополит царя обличил Случается, что вещи, давно известные, в какой-то миг воспринимаются, как будто услышанные впервые, и через них душа получает руководство к изменению жизни. Нечто подобное пережил и тридцатилетний Феодор Колычев, когда однажды за воскресным богослужением в храме знакомые слова Евангелия прозвучали как ответ на его собственные мысли: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6-24). Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. Редакция " Правмира " В молчании – слово, или как митрополит царя обличил Случается, что вещи, давно известные, в какой-то миг воспринимаются, как будто услышанные впервые, и через них душа получает руководство к изменению жизни. Нечто подобное пережил и тридцатилетний Феодор Колычев, когда однажды за воскресным богослужением в храме знакомые слова Евангелия прозвучали как ответ на его собственные мысли: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6-24). Мария Дегтярева

http://pravmir.ru/category/kultura/liter...

В другое время сидел он и чинил прохудившуюся обувь какого-нибудь странника или же странницы; он и снаряжение для такой работы носил при себе. Одних поил он водою, которую выносил на дорогу, другим раздавал хлеб. Если же находил нагого, отдавал ему плащ с себя самого. И так можно было видеть, как несет он труды целый день. Если мертвеца обретал при дороге, творил над ним последование погребения и предавал земле. ГЛАВА 45 Рассказывал нам некто из старцев, что говорил ему авва Феодор Илиотский: – Жил некто в затворе на горе Елеонской, подвижник великий; и воздвиг не него бес брань блудного помысла. И вот в день некий терзаемый от беса старец принимается сетовать и говорить бесу: – Когда же оставишь ты меня в покое? Отступи от меня хоть в старости моей! Тогда является ему бес видимым образом, говоря: – Поклянись мне, что никому не откроешь того, что имею сказать тебе, и перестану воздвигать на тебя брань. – Клянусь Живущим на небесах, – принес клятву старец, – что никому не скажу, что ты мне скажешь. – Перестань творить поклонение вот этому образу, -говорит бес, – и я прекращаю брань на тебя. На иконе же той было изображение Владычицы нашей пресвятой Богородице Марии, держащей в руках Своих Господа нашего Иисуса Христа. И говорит затворник бесу: – Дай срок подумать. Заутра же призывает к себе Феодора Илиотского, того самого, который рассказал нам это и который обитал тогда в лавре Фаранской, и по приходе его открывает ему все. И старец говорит ему: – Воистину, авва, поруган ты, ибо принес клятву; но хорошо сделал, что хоть не умолчал. Лучше бы тебе обойти все блудилища края сего, ни единого не пропуская, нежели отречься от поклонения Господу нашему Иисусу Христу и Матери Его. И, так утвердив в вере старца и ободрив его многими наставлениями, отошел авва Феодор в место свое. Меж тем бес паки является затворнику и говорит ему: – Что это такое, старец-сквернавец? Не клялся ли ты мне, что никому не скажешь? Зачем ты все открыл приходившему к тебе? Знай же, старец-сквернавец, держать тебе на Страшном Суде ответ за клятвопреступление!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

После в монастырь прибыла мать брата Феодора, того самого, которого Пахомий весьма любил, видя его великое послушание и блистательное подвижничество. Мать долго искала его повсюду и, наконец узнав, где он, пришла в монастырь и принесла с собой письма от епископов с повелением вернуть ей чадо. Она остановилась в женском скиту и отправила письма Пахомию, умоляя позволить ей повидаться с сыном. Тогда святой Пахомий позвал Феодора и сказал ему: – Чадо, твоя мать пришла и хочет тебя видеть. Она принесла письма от епископов. Пойди поговори с ней, потому что так велят святые мужи, подписавшие письма. Феодор ответил: – Скажи мне, отче, ведь если я увижу ее, и это станет всем известно, чем оправдаюсь перед Господом в день Суда, что после расставания с матерью я решил встретиться с ней в соблазн всем братьям? Если еще до наступления века благодати потомки Левия не встречались со своими родителями и братьями, чтобы принадлежать только Богу, то сколь более я, удостоенный столь великой благодати, должен из-за родителей или родственников не забывать о любви Божией. Ибо говорит Господь: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10:37 ). Пахомий ответил: – Если ты действительно знаешь, о чадо, что это тебе не полезно, я не буду принуждать тебе. Ты говоришь словами человека, совершенно отказавшегося от мира и отрекшегося от всех родных. Монахи должны избегать мирских встреч, от которых им все равно никакой пользы не будет. Ведь они воины Христовы и от всего сердца должны работать Христу и всех людей любить одинаково. А если кто слишком привязан к родным и говорит: «Как я не могу любить родную плоть», – пусть послушает, как в Писании сказано: Кто кем побежден, тот тому и раб ( 2Пет. 2:19 ). Феодор решил не видеться с матерью. А она осталась в скиту вместе с монахинями, сестрами во Христе. Женщина рассудила, что в любом случае, даст Бог, она увидит его среди братьев и так по его слову и свою душу спасет. Так строгость по Богу, когда совершается во славу Его, идет на пользу человеку, хотя поначалу может и показаться жестокой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010