И. обеспечил сбор пожертвований на капитальный ремонт кафедрального собора Рождества Христова в Кишинёве, обратившись к властям города. 25 марта 1892 г., на праздник Благовещения, И. совершил малое освящение собора в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова). По благословению И. была полностью обновлена крестовая церковь при архиерейском доме. 20 сент. того же года И. освятил эту церковь, 22 окт.- новую единоверческую церковь в Кишинёве. 21 нояб. 1892 г. назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Однако к этому времени здоровье И. ухудшилось. Из-за болезни он не смог вступить в управление Астраханской кафедрой и 19 дек. того же года был уволен на покой с назначением наместником Гербовецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 18 сент. 1893 г. указом Синода И. было поручено настоятельство в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . Здесь самочувствие епископа улучшилось, он стал совершать регулярные богослужения. Однако незадолго до Пасхи в 1894 г. И. вновь серьезно заболел, простудившись в монастырском саду, где любил трудиться. Несколько оправившись от болезни, он предполагал отправиться на родину, в С.-Петербургскую губ., испросил отпуск у Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) , но вскоре скончался от разрыва сердца. Чин погребения в ц. Двенадцати апостолов в Тихвинском мон-ре по благословению архиеп. Феогноста совершил Кирилловский еп. Арсений (Иващенко) . 13 мая в кишинёвском кафедральном соборе еп. Неофит (Неводчиков) в сослужении Аккерманского еп. Аркадия и всего городского духовенства отслужил заупокойную литургию, а затем панихиду по почившему. На богослужении присутствовали педагоги и учащиеся учебных заведений Кишинёва, горожане. И. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени (1885). Соч.: Преосв. Стефан Яворский, митр. Рязанский и Муромский, Местоблюститель Патриаршего Всерос. престола. СПб., 1853. Ркп.; Поучение, произнесенное при освящении первого христ. храма в Усинском крае//Енисейские ЕВ. 1884. 5. С. 71-78; Слово в Неделю Православия//Там же. 1885. 6. С. 90-97.

http://pravenc.ru/text/674782.html

коны нового пышного трехъярусного иконостаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним . В 1776 году была устроена каменная соборная часовня. В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, поврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы . В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех . В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничились лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Москва 25-го Марта 1854 г. («Иконописный сборник», вып. III, стр. 41–49). (О реставрации Николаем Ивановичем Подключниковым (ум. 17 окт. 1877 г. в Москве) икон в с. Васильевском есть краткие сведения во «Владим. Губерн. Ведом.» 1855 г., в 2 и 29). преосвященнейший Феогност и Преосвященнейшие Владимир и Александр; протодиаконы и соборный диакон Лебедев со св. водой. У южных врат собора шествие остановилось и священная процессия заняла места в назначенном по расписанию порядке. Певчие пропели: «Спаси от бед рабы твоя, Богородице...», «Молите Бога о нас, святии Благовернии Велицыи Князи...» и «Призри благосердием Всепетая Богородице…» Возглашена сугубая эктения. После возгласа «яко милостив» Высокопреосвященнейший Владыка прочитал молитву Божией Матери по службе в честь Владимирской иконы Ея и осенил св. крестом на все четыре стороны с окроплением св. водою. Затем шествие продолжалось в прежнем порядке с молебным пением до восточной стороны соборного храма, и ход остановился в назначенном порядке против Успенского алтаря. Здесь также пропето было: «Спаси от бед», «Молите Бога о нас» и «Призри благосердием». После малой эктении Владыка Феогност прочитал акафист святому Благоверному Великому Князю Георгию. Затем прочтено было Евангелие и совершено осенение св. крестом. После того шествие продолжаюсь до северных врат собора. Когда процессия стала в назначенном порядке, певчие пропели «Достойно есть» и тропарь св. Князю Георгию. Высокопреосвященнейшим Владыкою прочтена была молитва святому Князю Георгию и совершено осенение св. крестом. Во время шествия до западных врат собора пропет тропарь Боголюбивой Божией Матери. Когда ход остановился у западных врат, соборным диаконом прочтено было «трисвятое». По возгласе, хор певчих пропел кондак Боголюбивой Божией Матери, после чего совершено было осенение св. крестом. Во время шествия хода вокруг собора при всех градских церквах производился звон. Количество народа, бывшего на торжестве во время крестного хода, определяют не менее, как в 20 тыс., и вся эта огромная масса имела в руках зажженные свечи. Зрелище было поразительное! При этом многие, из желания лучше видеть ход, поместились на кровлях зданий, на верху соборной ограды и даже на деревьях прилегающего к соборной площади бульвара. Воспитанники духовной семинарии стояли в линию с северо-восточной стороны собора, а против них воспитанники духовного училища; воспитанники мужской гимназии стояли, также в линию, с юго-западной стороны собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

В 1874 г. Синод назначил П. П. за его миссионерскую деятельность годовое жалованье 500 р. Все денежные вознаграждения Синода за миссионерские труды и жалованье он тратил на содержание школы, милостыню и др. дела благотворительности. У П. П. проходили подготовку многие из тех, кто готовили себя к деятельности среди старообрядцев. Новгородский и Старорусский архиеп. Феогност (Лебедев) направил в Никольский мон-рь выпускника Новгородской ДС В. Лебедева (см. Варсонофий (Лебедев) , сщмч.). Беседы с П. П. определили решение В. Лебедева принять монашество. Вернувшись в Новгород, он получил назначение на должность помощника епархиального миссионера, через год был пострижен в монашество с именем Варсонофий, рукоположен во иерея и назначен миссионером 3 уездов Новгородской епархии. В Никольском единоверческом монастыре подвизались многие новомученики. В 1910-1914 гг. здесь исполнял должность учителя церковноприходской школы Иван Власович Шелаев (впосл. архим. прмч. Мина ). Игум. прмч. Серафим (Булашов) жил в монастыре в 1899-1915 гг., с 1911 г. был благочинным. В 1918-1921 гг. в обители подвизался иеромонах, впосл. архим. прмч. Иоасаф (Боев) . Выдающимся правосл. деятелем был настоятель миссионерского Белогорского во имя святителя Николая монастыря архим. прмч. Варлаам (Коноплёв) , присоединившийся в 1891 г. к Церкви благодаря беседам с П. П. Значительным было участие П. П. в деятельности Петра митрополита братства , учрежденного 24 авг. 1872 г. Он занимал должность помощника председателя, в течение мн. лет являлся председателем братства. За 25 лет братство издало 125 наименований книг, большое значение для миссионерской деятельности имело издание ж. «Братское слово», в подготовке к-рого участвовал П. П., в журнале увидели свет многие его труды. В результате издательской и публицистической деятельности П. П. и его ближайшего соратника - проф. МДА Н. И. Субботина , опубликовавшего основной корпус источников по истории и современному состоянию старообрядчества, изучение раскола Русской Церкви и полемика о нем вышли на новый богословский уровень.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

10 . Гавриил (Бодони-Бонулеско) (1799–1803). 11 . Серапион (Александровский) (1803–1822). 12 . Евгений (Болховитинов) (1822–1837). 13 . Филарет (Амфитеатров) (1837–1857). 14 . Исидор (Никольский) (1858–1860). 15 . Арсений (Москвин) (1860–1876). 16 . Филофей (Успенский) (1876–1882). 17 . Платон (Городецкий) (1882–1891). 18 . Иоанникий (Руднев) (1891–1900). 19 . Феогност (Лебедев) (1900–1903). 20 . Флавиан (Городецкий) (1903–1915). 21 . Владимир (Богоявленский) (1915–1918). VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА 1 . И.В. Болтин (1722–1725). 2 . А. Баскаков (1725–1726). 3 . Р. Раевский (1726) (прокурор). 4 . Н.С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность). 5 . князь Я.П. Шаховский (1741–1753). 6 . А.И. Львов (1753–1758). 7 . князь А.С. Козловский (1758–1763). 8 . И.И. Мелиссино (1763–1768). 9 . П.П. Чебышев (1768–1774). 10 . С.В. Ахчурин (1774–1786). 11 . А.И. Наумов (1786–1791). 12 . граф А.И. Мусин-Пушкин (1791–1797). 13 . князь В.А. Хованский (1797–1799). 14 . Д.И. Хвостов (1799–1802). 15 . А.А. Яковлев (1803). 16 . князь А.И. Голицын (1803–1817) (1817–1824 – министр). 17 . князь П.С. Мещерский (1817–1833). 18 . С.Д. Нечаев (1833–1836). 19 . граф Н.А. Протасов (1836–1855). 20 . А.И. Карасевский (1855–1856). 21 . граф А.П. Толстой (1856–1862). 22 . А.П. Ахматов (1862–1865). 23 . граф Д.А. Толстой (1865–1880). 24 . К.П. Победоносцев (1880–1906). 25 . князь А.Д. Оболенский (1905–1906). 26 . князь А.А. Ширинский-Шихматов (1906). 27 . П.П. Извольский (1906–1909). 28 . С.М. Лукьянов (1909–1911). 29 . В.К. Саблер (1911–1915). 30 . А.Д. Самарин (1915). 31 . А.И. Волжин (1915–1916). 32 . Н.П. Раев (1916–1917). 33 . В.Н. Львов (1917). 34 . А.В. Карташев (1917). Х. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1700 – кончина Патриарха Адриана и назначение Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) . 1701– восстановление Монастырского приказа. 1702 – издание указа Петра I о веротерпимости. 1720 – составление «Духовного регламента». 1721 – учреждение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

13 января 1847 года Высочайшим указом Игнатий назначен архиепископом в Воронеж, из Новочеркасска он отбыл 11 февраля, прибыл в Воронеж 16 февраля 1847 года. Первым чести приветствовать его торжественным молебном и колокольным звоном удостоилась церковь Рождества Христова в пригородной слободе Придаче. Вечером того же дня в Митрофановском мужском монастыре его встречали викарный епископ Елпидифор (Бенедиктов), наместник монастыря Даниил и городское духовенство во главе с кафедральным протоиереем Михаилом Подзорским. Воронежская епархия была крупнее тех, коими прежде управлял Игнатий: в ней на тот момент было 658 храмов, где служил 1031 священник. Предместником Игнатия на Воронежской кафедре был архиепископ Антоний (Смирницкий ; 1773–1846), трудами которого в 1832 году канонизирован святитель Митрофан Воронежский . По благословению архиепископа Игнатия жители пригородной слободы Монастырщенки приступили к строительству каменной Успенской церкви, завершенной в 1848 году (ныне в черте Воронежа, рядом со зданием духовной семинарии) 17]. Кафедра преосвященного размещалась в Троицком Смоленском соборе на Торговой площади. В порученном управлению Игнатия Митрофановском Благовещенском монастыре он стремился утвердить правила иноческого чина и расширить капитал обители (увеличился с 20 до 70 тыс. руб.). Приемные покои Игнатия располагались на втором этаже архиерейского дома, построенного в конце XVIII века по проекту знаменитого Кваренги. Они соединялись с домовой церковью во имя Рождества Христова, обустроенной его предшественником, архиепископом Антонием. Прослужил архиепископ Игнатий в Воронеже один год и два месяца. 19 апреля 1848 года он был вызван для присутствия в Святейший Синод, выехал из Воронежа 4 мая. На протяжении полутора лет он жил вдали от вверенной его попечению епархии и занимался общегосударственными церковными делами. Воронежской епархией временно управлял викарный епископ Феогност (Лебедев; 1801–1869), постоянно информировавший Игнатия обо всех происшествиях и испрашивавший его благословения при решении наиболее важных дел. Олонецкий опыт диктовал владыке бдительное отношение к сектам: в мае 1848 года он направил предписание кафедральному протоиерею Воронежа Михаилу Подзорскому «под глубоким секретом, без малейшей огласки донести, нет ли в епархии раскольничьих селений, не приписанных ни к какой церкви, если есть, то прописать каковое селение, где находится, число жителей и проч.» 3 . Общий очерк краткого управления Игнатием Воронежской епархии дан архиепископом Сергием (Петровым)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

21. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 28 окт. 1822 перев. из Вятки; † 14 февр. 1825. Погребён в Софийском соборе. 22. Евгений Казанцев 30 сент. 1825 перев. из Пскова, а 7 авг. 1831 – в Рязань. 23. Павел Павлов (Морев) 7 авг. 1831 перев. из Могилева; † 18 дек. 1831. 24. Афанасий Протопопов 24 янв. 1832 перев. из Нижнего-Новгорода; † 21 сент. 1842. Погребён в Софийском соборе. 25. Владимир Алаудин , еписк., 14 нояб. 1842 перев. из Кострома; † 20 мая 1845. 26. Георгий Ящуржинский 30 июня 1845 перев. из Архангельска; † 1 апр. 1852. 27. Евлампий Пятницкий 16 июня 1852 перев. из Вологды; 30 июля 1850, по прошению, уволен; † 12 мар. 1862, в Свияжском мнтре. 28. Феогност Лебедев , еписк., 31 июля 1856 перев. из Вологды; 8 апр. 1862 пожалован архиепископом, а 27 сент. перев. в Псков. 29. Варлаам Успенский , архиеп., 7 окт. 1862 перев. из Пензы; уволен, за старостью, 12 апр. 1872. Ныне (1875?) в Москве, в Златоустовом мнтре. 30. Ефрем Рязанов , еписк., 25 мар. 1874 возведён из викариев. Указом 25 февр. 1871 учреждено викариатство, местопребывание в Тобольском Знаменском мнтре. Епископ Березовский Ефрем Рязанов , из архим., членов С.-Петербургского духовного цензурного комитета, хирот. 7 мар. 1871. 25 мар. 1874 сделан Тобольским епархиальным. Монастыри 1 Знаменский, в Тобольске, до 1623 Успенский; ныне второклассный. [IV, 207; Вивл. III, 124, 141.] Архимандриты Мефодий , 1610–23, послан в Мангары. Тарасий , 1623–25. Герасим , 1626 и 27. Варлаам , 1641 и 42. Иосиф , 1651–62. Герасим , 1675–78 Матфей , 1685. Моисей , 6 янв. 1688. Феофан Леонтович в 169… перев. из Духова Виленского. Игнатий , в окт. 1700. Филарет , 1702. Порфирии , 1744–57. Михаил Миткевич (перев. из Тюменского?) 1758–72, 2 авг. хирот. в еписк. Иркутского. Илия Шумилевич , 1773–84. Геннадий , 1786–94, уволен на покой; († 1815). Вениамин Жуков производен 7 окт. 1794, а 10 авг. 1799 перев. в Кириллов под Новгородом. Михаил Бурдуков , 1799–1810, 18 окт. перев. в Калязин. Филарет Амфитеатров перев. из Уфимского Успенского 18 окт. 1810, а 2 дек. 1813 перев. в Иосифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

39.     Профессор И. И. Шараневич (некролог)//ТКДА, 1902, 1. 40.     Секта иеговистов//КЕВ, 1902. 41.     Страничка из тридцатилетней истории Церковно-исторического и археологического общества//ТКДА, 1902; Чтения в Церковно-историческом и археологическом обществе, 1904, вып. 5. 42.     Урок с Запада . По поводу сочинения " Akademia Kijowsko-Mohilan " ska... " Krakow. 1899—1900 A. Jablonowski ( Яблоновский A.) - рецензия // ТКДА , 1902, 43.     Высокопреосвященный Феогност, митрополит Киевский и Галицкий//ТКДА, 1903, 44.     Русское духовенство в Галиции (Из наблюдений путешественни­ка). Киев, 1903. 45.     Юрий Крижанич, не славянофил, а деятель римско-католической пропаганды в России в половине XVII в. (библиографическая заметка на Белокурова С. А. " Из духовной жизни Московского общества XVII в)//ТКДА, 1903, 2. 46.     Проф . А . С . Лебедев . Белгородские архиереи и среда их архипас­тырской деятельности (по архивным документам). Харьков, 1902 — рецензия//ТКДА, 1903, 3, 4. 47.     Заветы святого священномученика Макария русскому православ­ному народу (Слово в день памяти св. священномученика Макария, ми­трополита Киевского и Всея Руси, чудотворца, 1 мая 1904 г.)//ТКДА, 1904, 5. 48.     К вопросу о значении Киевской академии для православия и русской народности в XVII—XVIII вв.//ТКДА, 1903, 11; 1904, 1. 49.     Окончательный переход Киева от Польши к России по договору о вечном мире между ними в 1686 г.//ТКДА, 1904, 7. 50.     " Киево-Печерский монастырь как культурный центр домонголь­ской Руси " . Л. К. Гетца — рецензия//ТКДА, 1904, 12. 51.     Памятники православия и русской народности в Западной Рос­сии в XVII— XVIII вв., т. 1, кн. 1 — 3. Киев, 1905. 52.     Русская Православная Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII—XVIII вв., тт. 1 и 2. (докторская диссертация). Киев, 1905. 53.     Два мнения Макария Булгакова, бывшего митрополита Москов­ского, по поводу устава духовных академий 1869 года 1906, 5, 8. 54.     Записка о русских поместных соборах и проект православной Академии в Вильно Макария Булгакова, бывшего митрополита Москов­ского, (публикация)//ТКДА. 1906,

http://bogoslov.ru/person/47976

8 нояб.- в день свадьбы А. К. и кн. Михаила Ярославича - в Успенском соборе совершалась праздничная служба, духовенство ходило с крестом по домам прихожан. В 1818 г. Синод разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти А. К. 2 окт. 1899 г. Тверская консистория слушала рапорт благочинного Кашина прот. Иоанна Аменитского об исцелении от болезни по молитвам А. К. кашинской мещанки Е. С. Зубановой и о видении А. К. псаломщику Успенского собора Ивану Середонину. На основании рапорта архиеп. Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях А. К. при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений» (Житие и подвиги. С. 128-129), запись чудес была доведена до 1909 г. В 1901 г. архиеп. Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб А. К. Несмотря на положительное заключение киевского митр. Феогноста (Лебедева) , разрешение дано не было. Вновь о восстановлении почитания А. К. говорилось на съезде архиереев в 1908 г. в Киеве. 30 окт. 1908 г. Синод испросил согласие императора на восстановление общецерковного почитания А. К., согласие было дано указом от 7 нояб. 1908 г. 11 апр. 1909 г. Синод определил днем памяти А. К. 12 июня. В 1911 г. был составлен акафист святой. Мощи А. К. находятся в кашинском Вознесенском соборе, часть мощей - в ц. во имя святых апостолов Петра и Павла. Ежегодно 12 июня в Кашине совершается крестный ход с иконой А. К. по всему городу. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова ) под 21 июля - тропарь, канон и молитва и под 2 окт.- тропарь и кондак. В службе Собору Тверских святых А. К. упоминается в 4-й стихире на Господи воззвах , а также в тропарях 5-й и 7-й песен канона утрени. Ист.: Материалы собора 1677 г.//Тр. 2-го областного археол. съезда. Тверь, 1903. С. 110-126; Московский собор о житии блгв. кнг. Анны Кашинской//ЧОИДР. 1871. Кн. 4. Отд. 1. С. 45-62; Кункин И. Я. Город Кашин: Материалы для его истории. Вып. 2//ЧОИДР. 1905. Кн. 3. С. 53-67. 71); Архангелов С.

http://pravenc.ru/text/115602.html

9 июня 1857 г. по инициативе С.-Петербургского митр. Григория (Постникова) Л. был назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря . По инициативе Л. инспектором семинарии стал вызванный из С.-Петербурга иером. Феогност (Лебедев) . Л. не допустил предполагавшегося перевода семинарии в город, считая, что пребывание учебного заведения в стенах Антониева мон-ря способствует дисциплине и благочестию студентов. В 1859-1860 гг. по инициативе Л. на средства столичных благотворителей в мастерской Ф. А. Верховцева была изготовлена новая рака для мощей прп. Антония Римлянина. 17 мая 1859 г. Л. стал ректором СПбДС, 4 июня прибыл в столицу. Новым инспектором и преподавателем богословия он назначил архим. Иосифа (Баженова), который, впрочем, не оправдал его надежд по причине «либеральных взглядов». Л. являлся также членом конференции СПбДА и внешнего академического правления, редактором ж. «Духовная беседа». 19 нояб. 1859 г. журнал указом Синода приобрел офиц. статус. 5 марта 1860 г. по утвержденному императором решению Синода Л. был определен викарием С.-Петербургской епархии, 13 марта в столичном Исаакиевском соборе митр. Григорием (Постниковым) в сослужении Киевского и Галицкого митр. Исидора (Никольского) , Херсонского и Одесского еп. Димитрия (Муретова) и др. архиереев хиротонисан во епископа Ревельского. При хиротонии присутствовали наследник цесаревич Николай Александрович († 1865) и вел. князья Александр Александрович (буд. имп. Александр III), Владимир и Алексей Александровичи. Но почти до Пасхи 1860 г. Л. еще жил в семинарии, исполнял обязанности ее ректора и читал ученикам лекции по богословию. После кончины митр. Григория, отношение к которому Л. называл «сыновним», с 18 июня по 13 авг. того же года он управлял С.-Петербургской епархией. Способствовал устроению на Невском проспекте столицы часовни (1860) Гуслицкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , за что получил благодарность митр. Московского свт. Филарета (Дроздова).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010