Исидор ( Никольский; 1799–1892 гг.), с 1834 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с 1837 г. епископ Полоцкий и Винницкий, с 1840 г. епископ Могилевский и Мстиславский, с 1844 г. экзарх Грузии, с 26 августа 1856 г. митрополит. С 1 марта 1858 г. митрополит Киевский, с 1860 г. митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. Руководил работой по переводу книг Священного Писания на русский язык на завершающем ее этапе (1860—1877 гг.). Почетный член различных научных обществ и академий. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 790 – Опись секретных дел и рукописей Канцелярии Синода за XVII в.– 1917 г. с примечаниями заведующего архивом Синода К. А. Здравомыслова (конец XIX в.) – 1929 г. (недействующая опись), л. 8 об.: Внесено дело под 22. Письмо архидиакона Зеленского епископу Могилевскому. Письмо на польском языке. Помета: Рукоп. 2134. Название дела, равно как и соседние зачеркнуты зеленым карандашом. Возможно, эти дела были переданы в Собрание рукописей Святейшего Синода (РГИА, ф. 834). Возможно, РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 169 (270) – Записка неустановленного лица «Свидетельство о том, что господь предназначал отдать Константинополь русским, о чем дух пророческий предсказывал государю», 1825 г., 2 л. Там же, д . 180 (295) – Записки министра внутренних дел Д. Н. Блудова «Об устройстве иконостасов в греко-униатских церквах» и «О воспитании детей греко-униатских духовных», препровожденные им для внесения в Секретный комитет по делам греко-униатским, ноябрь 1835 г. 12 л. Там же, д. 679–683. Феогност (Лебедев; 1829–1903 гг.),22 января 1867 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии, с 27 июня 1870 г. епископ Астраханский и Енотаевский, с 7 декабря 1874 г. епископ Подольский и Брацлавский. С 9 декабря 1878 г. епископ Владимирский и Суздальский, с15 мая 1883 г. архиепископ. С 21 ноября 1892 г. архиепископ Новгородский и Старорусский, с 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий, с 6 мая 1895 г. постоянный член Святейшего Синода.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Близкой позиции придерживались В. Дмитриевский и Б. М. Мелиоранский , который говорил, что Арий, так же как, впрочем, и Афанасий Александрийский, опирался в первую очередь на Оригена. Однофамилец П. А. Лебедева — Д. А. Лебедев утверждал, что «в основе арианства через посредство лукианизма лежит оригенизм» , хотя вместе с тем он доказывал, что на Ария, опятьтаки через св. Лукиана, повлияло учение Павла Самосатского, подразумевающее изменяемость Христа . С другой стоны, еще Ф. Грин предполагал, что арианство имеет своим источником оригенизм . Позицию Т. Полларда оспаривал М. Уайлз, настаивавший на вкладе Александрийской школы в учение Ария . Вслед за Уайлзом, Т. Рикен и К. Стэд рассмотрели арианство с точки зрения учения Александрийской школы, делая акцент на оригенистических и платонистических моментах в доктрине Ария (в их исследованиях доказывается, что Арий радикализировал оригенистический субордицианизм). Оба автора пришли к выводу, что среди философских школ наиболее вероятный источник арианства — это средний платонизм. М. Симонетти утверждает, что противостояние Ария и Александра Александрийского представляет собой борьбу умеренного оригенизма в лице Александра и крайнего оригенизма в лице Ария . Тезис М. Симонетти разделяет и А. Луибхайд . Это понимание характерно также и для В. Аёра, который доказывает, что позиции и Ария, и свт. Александра Александрийского имеют своим основанием оригенизм; собственно в учении Ария, согласно В. Лёру, это проявляется в отрицании материалистических коннотаций при речи о происхождении Сына, в использовании языка «славы» и «прославления», а также в употреблении «ипостасыьтерминологни (‘hypostasis’-terminology) . Истоки арианства в Александрийской школе — у Климента Александрийского, Оригена, св. Дионисия Александрийского и Феогноста — попытался обнаружить Л. Барнард. По мнению Барнарда, Арий синтезировал различные элементы учения, заимствованные им у этих учителей, и свел их в органическое целое. Барнард отстаивает тезис, согласно которому среди раннехристианских писателей имела место некая протоарианская тенденция со свойственным ей философским дуализмом, находившая свое выражение по преимуществу в Александрийской школе, хотя и не только в ней . Э. Буларан, попытавшийся синтезировать и найти компромисс между имеющимися взглядами на проблему, рассмотрел арианство в контексте 1) смысла соответствующих мест из Писания, 2) возможных философских источников, 3) богословия Александрийской школы и 4) Антиохийской традиции . Буларан соглашается с Т. Поллардом относительно того, что учение Ария о трансцедентности Бога противоречит оригеновскому тринитарному плюрализму и, по мнению Буларана, это учение могло зависеть от монархистских тенденций, свойственных Антиохийской школе.

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

1688 – 1689. Издан. Общ. Люб. Дух. Просвещ.). Но ничего такого из истории собора 861 года неизвестно, поэтому рассуждения Зонары и Вальсамона нужно признать неосновательными. Очевидно, эти писатели смешали обстоятельства деятельности собора 861 года с обстоятельствами, при каких происходил седьмой вселенский собор. Ученый канонист Гефеле думает, что собор назван так потому, что он делился на два отдела: один был посвящен рассуждениям об Игнатия, а другой об иконоборцах, почему деяния этого собора, посланные в Рим, заключены были в двух разных томах (Conciliengesch. IV, 230. 233 – 4). Но объяснение это трудно принять, потому что отделы деятельности собора не могут составлять собою отдельных соборов, что выражается наименованием «Перво-второй». Вероятнее объяснение Гергенретера, который полагает, что так как прежде 861 года был другой собор в. Константинополе в 858 году, тоже в храме св. Апостолов, для рассуждения о действиях Игнатия, который, лишившись кафедры, стал противодействовать новому патриарху – Фотию, то дальнейший собор (861 г.) и стали рассматривать как вторичный собор по одному и тому же делу, а отсюда возникло и самое название его: Перво-второй или Двукратный (Hergen. I, 438). 108 Эти акты были сожжены на соборе Константинопольском в 869 г., где с церковной стороны руководителями были Игнатиане. 110 Папа Николай в последствии утверждал, что будто его послы потому склонились на сторону Фотия и действовали против Игнатия, что были устрашены и притеснены властями в Византии (Nicolai epist. ad Photium. Mansi. Conc. T. XV, 177). А Феогност, сторонник Игнатия, утверждает, что легаты были задарены Фотием и изменили правому делу, т.е. действовали в пользу Фотия (Libellus Ignatii ad Nicolaum papam, col. 860. Migne, Gr. ser. tom. 105). Но очевидно это клеветы не удовлетворенных людей. Папа, благодаря смутам в Византии, надеялся получить расширение своей патриаршей юрисдикции (Hefele. IV, 230), и когда обманулся в этом, начал рассказывать, что будто легаты его действовали не так, как должно, вследствие тирании в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1872-1918 гг. Определением Святейшего Синода от 17 янв. 1872 г. был учрежден Тихоновский муж. общежительный нештатный мон-рь, 31 мая 1873 г. имп. Александр II Николаевич утвердил основание обители. 7 окт. 1873 г. архим. Димитрий совершил литургию в ставшем соборным (ранее кладбищенском) храме во имя святителей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского и Кирилла Александрийского. В З. м. была переведена часть братии задонского Богородицкого мон-ря, 13 сент. 1873 г. архиеп. Серафим утвердил в должности строителя иером. Алексия († 28 сент. 1885). Однако вскоре обнаружилось, что о. Алексий, «помимо прекрасных душевных своих качеств, оказался далеко малоспособным при устройстве обители и введении порядка в ней». По прошению Воейкова, поданному архиеп. Серафиму, строителем З. м. был оставлен архим. Димитрий (Григорьев). После кончины архим. Димитрия с сент. 1882 г. З. м. возглавлял благочинный задонского Богородицкого мон-ря игум. (впосл. архим.) Кассиан. По свидетельству современников, о. Кассиан «пользовался в народе большим уважением как исповедник. У него, говорят, проездом в Задонск любили исповедоваться воронежские архипастыри» ( Д. Т. Отец Кассиан: Некр.//Воронежские ЕВ. 1908. 18. Ч. неофиц. С. 889-890). После архим. Кассиана обязанности настоятеля исполнял казначей З. м. иером. Алексий, утвержденный в этой должности указом Святейшего Синода от 17 сент. 1910 г. (с 1912 в сане игумена). В 1891 г. в З. м. проживали 22 монашествующих, 36 послушников и 12 наемных рабочих, в 1917 г.- более 20 монашествующих и ок. 40 послушников. З. м. посещали митр. Московский Макарий (Булгаков) , архиепископы и епископы Алексий (Ржаницын) , Палладий (Раев) , свт. Антоний (Смирницкий), Серафим (Аретинский), Вениамин (Смирнов) , Анастасий (Добрадин), Леонтий (Лебединский) , Макарий (Миролюбов) , Феогност (Лебедев) , Макарий (Троицкий) , Нестор (Метаниев) и др. В З. м. почитались первые насельники «Скита» иеросхим. Тихон (Кривской) и схим. Спиридон (Куликов). Последний перешел в З.

http://pravenc.ru/text/182471.html

С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство , первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов) . 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство , в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство . В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва . В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости» . В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан . Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва .

http://pravenc.ru/text/76736.html

Гедеон (Криновский) епископ, рукоположен с 7.10.1761 † 22.06.1763 Иннокентий (Нечаев) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 4.10.1763 по 29.05.1764 переименован еп. Псковский и Рижский Псковская и Рижская С 29 мая 1764 года Иннокентий (Нечаев) епископ, бывший еп. Псковский, Изборский и Нарвский с 29.05.1764 архиепископ с 22.09.1770 по 9.10.1798 на покое; † 24.01.1799 Ириней (Клементьевский) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 17.10.1798 по 16.10.1799 переименован архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Псковская, Лифляндская и Курляндская С 16 октября 1799 года Ириней (Клементьевский) архиепископ, бывший архиеп. Псковский и Рижский с 16.10.1799 по 30.08.1814 на покое; † 24.04.1818 Мефодий (Смирнов) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 30.08.1814 † 2.02.1815 Михаил (Десницкий) архиепископ Черниговский и Нежинский с 15.02.1815 по 7.02.1816 временно управлял Евгений (Болховитинов) архиепископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 7.02.1816 по 24.01.1822 архиеп. Киевский и Галицкий Евгений (Казанцев) архиепископ, бывший еп. Курский и Белгородский с 19.02.1822 по 30.09.1825 архиеп. Тобольский и Сибирский Мефодий (Пишнячевский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 30.09.1825 по 30.04.1833 переименован архиеп. Псковский и Лифляндский Псковская и Лифляндская С 30 апреля 1833 года Мефодий (Пишнячевский) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский с 30.04.1833 по 10.05.1834 на покое; † 10.07.1845 Нафанаил (Павловский) епископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский, с 12.05.1834 архиепископ с 15.06.1836 † 28.07.1849 Псковская и Порховская С 11 марта 1850 года Платон (Городецкий) епископ Рижский, викарий Псковской епархии с 27.06.1849 по 15.04.1856 временно управлял Евгений (Бажанов) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Енотаевский с 15.04.1856 † 6.07.1862 Феогност (Лебедев) архиепископ, бывший архиеп. Тобольский и Сибирский с 27.09.1862 † 22.04.1869 Павел (Доброхотов) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Император Михаил III, несмотря на то, что мало входил в дела правительственные, заинтересован был поднятием авторитета Фотия, ибо он сильно был недоволен прежним патриархом Игнатием; кесарь Варда – правая рука Михаила, будучи человеком просвещенным, высоко ставил ученого Фотия и готов был сделать все для возвеличения нового патриарха; епископы Византийского государства были в большинстве на стороне Фотия и съехались на собор в количестве 318 отцов (число, равное числу отцов первого Никейского собора, – число, нужно полагать, случайное а не рассчитанное на эффект, как утверждают католические писатели вслед за папой Николаем); в заседаниях собора приняли участие два легата папы Николая епископы Родоальд Портский и Захария Ананъиский, (ii) которые приняли на соборе открыто сторону Фотия, чем и разгневали римского первосвященника. 209 , и когда обманулся в этом, начал рассказывать, что будто легаты его действовали не так, как должно, вследствие тирании в Византии. А что касается Феогноста, то его недовольство легатами понятно и без объяснения. Игнатиане надеялись, что легаты будут на стороне Игнатия, но ошиблись в расчетах. Кроме многих иерархов, на соборе присутствовали как император Михаил, так и кесарь Варда с высшими государственными сановниками, что придает этому собору особенный внешний блеск. Собор открылся в мае 861 года. На открытие прибыл император с блестящей свитой. Весь город пришел в движение; улицы наполнились любопытными; 210 вероятно, многие хотели посмотреть шествие отставленного патриарха на собор. При каких более частных подробностях произошло открытие собора, неизвестно. Но, по всей вероятности, дело происходило так же, как и на других соборах, т. е. читались различные документы, имеющие отношение к созванию самого собора; может быть, говорились речи от лица императора и кем-либо из первенствующих епископов. По-видимому, на первом же заседании собора определено было призвать сюда отставленного патриарха Игнатия, без сомнения, для того, чтобы доказать его виновность в порождении смут в Византийской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

208 Эти акты были сожжены на Константинопольском соборе в 869 году, где с церковной стороны руководителями были игнатиане. 209 Папа Николай впоследствии утверждал, что будто его послы потому склонились на сторону Фотия и действовали против Игнатия, что были устранены и притеснены властями в Византии (Nicolai epist. ad Photium//Mansi. Т. XV. P. 177). А Феогност, сторонник Игнатия, утверждает, что легаты были задарены Фотием и изменили правому делу, т. е. действовали в пользу Фотия (Theognosti Libellus Ignatii ad Nicolaum papam. T. 105. Col. 860 ). Но, очевидно, это клевета неудовлетворенных людей. Папа, благодаря смутам в Византии, надеялся получить расширение своей патриаршей юрисдикции (Hefele. Op. cit. Bd. IV. S. 230) 213 Ibid. Странно выходит, что фотиане, по смыслу писателей собора, все молчат, как будто бы они и рта могут открыть в свою защиту. Очевидно, описатели старались стушевать деятельность фотианской партии на соборе. 217 По изысканиям Гергенрётера, как на Востоке, так и на Западе иногда практиковался обычай, по которому на суде против епископа считалось необходимым иметь до 72 свидетелей. Hergenrdther. Op. cit. Bd. I. S. 426. 218 Что в самом деле против Игнатия выставлено было 72 свидетеля из мирского звания, в этом едва ли можно сомневаться, так как некоторые из этих свидетелей позднее, на соборе 869 г., должны были принести публичное покаяние в содеянном ими поступке. 219 Нужно сказать, что, действительно, даже приверженцы Игнатия, говоря о поставлении его в патриархи, с особенным ударением указывают на волю императрицы Феодоры и совет инока Иоанникия (См.: Nicetas Paphlago. Op. cit. Col. 501 ). 220 Сомнительно, чтоб собор воспользовался этим правилом против Игнатия; правило мало относилось к делу. вообще, видно, что обвинение предъявлено было против Игнатия светскою властью, и свидетели тоже, очевидно, выставлены правительством. Вероятно, само же правиелъство для водворения мира в государстве потребовало собора осуждения Игнатия, что и сделано собором ввиду настойчивых требований светской власти, – исключительно во имя общественного блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

7. протоиерей Николай БАЛАШОВ 8. протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ 9. протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ 10. протоиерей Андрей НОВИКОВ 11. протоиерей Леонид РОЛДУГИН 12. иеромонах САВВА (Тутунов) 13. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 14. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович 15. КРАВЕЦ Сергей Леонидович 3. митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР 4. митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ 5. игумен ФИЛИПП (Симонов) 6. игумен САВВА (Тутунов) 7. протоиерей Николай БАЛАШОВ 8. протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ 9. протоиерей Андрей НОВИКОВ 10. протоиерей Леонид РОЛДУГИН 11. протоиерей Владислав ЦЫПИН 12. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 13. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович 14. КРАВЕЦ Сергей Леонидович 3. митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви 4. архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф 5. протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей 6. архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии 7. протоиерей Александр Задорнов, проректор по научной работе Московской духовной академии 8. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии 9. протоиерей Андрей Новиков, клирик города Москвы, член Синодальной библейско-богословской комиссии 10. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии 11. священник Иоанн Миролюбов, секретарь комиссии Московского Патриархата по взаимодействию со старообрядчеством 12. игумения Ксения (Чернега), руководитель юридической службы Московской Патриархии 13. инокиня Васса (Ларина), преподаватель литургики Венского университета 14. Кравец Сергей Леонидович, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ БОГОСЛУЖЕНИЯ И ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА Состав комиссии с 29 января 2010 Состав комиссии с 16 декабря 2010 года: Состав комиссии с 23 октября 2014 1. митрополит Санкт-Петербургской и Ладожской ВЛАДИМИР — председатель 2. архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ — заместитель председателя

http://pravmir.ru/kak-izmenilsya-sostav-...

130. Орлова Екатерина Петровна, редактор издательства " Даниловский благовестник " Московского Данилова монастыря; 131. Осипов Алексей Ильич, заслуженный профессор Московской Духовной академии; 132. Павлюченкова Юлия Александровна, сотрудник фонда " Русский предприниматель " – по согласованию; 133. Рудов Сергей Юрьевич, президент ОАО " Межотраслевой вексельный дом топливно-энеретического комплекса " – по согласованию; 134. Светозарский Алексей Константинович, профессор Московской Духовной академии; 135. Сладков Дмитрий Владимирович, член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского – по согласованию; 136. Чапнин Сергей Валерьевич, ответственный редактор " Журнала Московской Патриархии " . Состав Президиума Межсоборного присутствия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – председатель Межсоборного присутствия 1. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир; 2. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; 3. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; 4. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; 5. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; 6. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней; 7. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. Управляющего делами Московской Патриархии – секретарь Межсоборного присутствия; 8. Архиепископ Волоколамский Иларион, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; 9. Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк; 10. Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии; 11. Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; 12. Архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевской духовной академии; 13. Архимандрит Кирилл (Говорун), глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви; 14. Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; 15. Протоиерей Александр Лебедев, глава секретариата по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви;

http://religare.ru/2_66954.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010