В Костромской семинарии А. В-чу не пришлось прослушать богословского курса, но едва ли нужно сожалеть об этом. В Академии в то время на преподавание богословских предметов было обращено особенное внимание. Догматическое богословие Горский слушал у ректора архимандрита Поликарпа, который составил записки по своему предмету. В них богословские положения ректор подкреплял свидетельствами св. отцов Восточной Церкви, и этими выписками по очереди занимались все студенты старшего курса 499 . Нравственное, полемическое и пастырское богословие читал инспектор о. Евлампий. Записки его, растянутые, написанные тяжелым слогом, не нравились ни студентам, ни м-ту Филарету. От владыки о. Евлампий всякий раз получал выговор 500 . По истолковательному богословию менялись бакалавры 501 и преподавание велось по рекомендованному руководству Амвросия, церковную же словесность читал Андрей (в монашестве Феогност) Лебедев. Особенно же незавидно было положение церковной истории. Бакалавры менялись два раза в год 502 . Отзывы современников об их преподавании различны. П. С. Казанский говорил (по-видимому, не совсем справедливо), что Терновский-Платонов за плохое преподавание церковной истории был переведен на гражданскую 503 . Талантливый о. Платон Казанский, по «своим особенным побуждениям», за которые и пострадал, вместо церковной истории читал «сочинения г-жи Гион, Юнга Штиллинга и подобных». Известный историк о. Филарет Гумилевский «в начале своей учебной деятельности не мог сделать что-либо для науки истории, так как не обладал в начале ясностью мысли и способностью выражаться ясно» 504 . Русской церковной истории он не читал 505 , а свое преподавание вел по начертанию Иннокентия. Таков краткий обзор предметов, которые слушал Горский на богословском курсе. Первый год пребывания его на высшем отделении был годом холеры. Занятия в Академии были сокращены, студенты размещены просторнее, исповедались, причастились. Пользуясь свободным временем, А. В-ч усиленно работал над сочинениями, но труды его вызвали опасения в Костроме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 июля. 190 С. 12 : Провинциальные картинки: Жидовско-мещанское царство. Переход с квартиры на квартиру. Проделка с папирусами и подмена сукна. Добродетельная купчиха. Мучная площадь. Чиновничество под стать купечеству. Проявление чувства справедливости/В. Св (В. М. Сысоев). ((Ф)); С. 2 : Москва, 11 июля: (О фр. празднике («политическом балете»): 14 июля – Взятие Бастилии)/β; О. Н. Скобелева и ее убийцы; С. 3 : Из Ставрополя Кавказского. 1 июля: Скука, отсутствие удовольствий и карты. Экзамены в гимназиях. Пощечина, данная учеником учителю. (ВИ); Из Парижа. 15 июля: Праздник 14 июля/β. (ИИ). 13 июля. 191 С. 12 : Из заграничных наблюдений. VI: Северные города Италии/Михаил М. Щй (М. М. Щуцкой). ((Ф)); С. 2 : Москва, 12 июля: (О назначении Н. Х. Бунге на пост тов. министра финансов)/(Г.-П.); О. Н. Скобелева и ее убийца (А. А. Узатис); Успешность преподавания в гимназиях/Л.; С. 3 : Из Петербурга. 8 июля: Деятельность профессора М. Я. Киттары как ученого технолога. (ВИ). 14 июля. 192 С. 1 : О том и о другом: По вопросу о кизлярском виноградном вине. Наши заграничные виночерпии. Какому спиртомеру верить. Для чего у нас кабаки. Исключительные ренсковые погреба. Сельтерская вода и лимонад с коньяком. Как мостят у нас улицы. Иордан храма Христа Спасителя. Лак на иконах. Карл Мора и его приказчик/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 13 июля: (Поручик А. А. Узатис, убийца О. Н. Скобелевой, в ряду подобных же «зверских» преступников)/+ (Ф. А. Гиляров); Несостоятельности и конкурсы: (О неисправных должниках)/N.; С. 3 : Из Саратова. 5 июля: Земские дела; Из Переяславля-Залесского. 5 июля: День Аграфены-купальницы. Торговля полотнами. Лакомство медом. Мысли по поводу ожидания приезда преосвященного (еп. Феогноста (Лебедева)); Из Данкова. 3 июля: Гессенская муха. Урожай хлебов. Ярмарка. Пример, заслуживающий подражания. Действия, вызывающие порицания. Дорожные сооружения. (ВИ). 15 июля. 193 С. 1 : Арест по ошибке: (Московский эпизод)/В. П. (В. Ф. Пелешевский?). ((Ф)); С. 2 : Москва, 14 июля: (Назревшие проблемы в области законодательства о старообрядцах)/(Г.-П.); (Рец. на: 1) Бензенгр В. Н. К антропологии женского населения Москвы и Центральной России: Статист. материал. М., 1879; 2) Kaltbrunner D. Manuel du voyageur. Zürich, 1880. (Пер. назв.: Справочная книжка для путешествующих); 3) Du Moncel Th., comte. L’Éclairage Électrique. 2 ème éd. Paris, 1880. (Пер. назв.: Электрическое освещением 4) Scheff I. Lehrbuch der Zahnheilkunde für praktische Aerzte und Studierende. Wien 1880. (Пер. назв.: Учебник зубных болезней для практикующих врачей и студентов). (НК); С. 4 : Происхождение балета. Забава Средних веков. Как обучались римляне арифметике. Упадок эстетического вкуса у римлян. Римские зеркала. Аккуратность до конца жизни: (О композиторе Л. Херубини). (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Нравственное, полемическое и пастырское богословие читал инспектор Академии отец Евлампий. Конспекты его, растянутые, написанные тяжелым слогом, не нравились ни студентам, ни самому митрополиту Филарету, от которого преподаватель постоянно получал выговоры. По истолковательному богословию часто менялись бакалавры: отец Платон Казанский, отец Филарет (Гумилевский) , и преподавание велось бессистемно; церковную словесность читал Андрей (Феогност) Лебедев. Но особенно незавидным было положение церковной истории. Бакалавры менялись два раза в год (среди них были Ф. А. Терновский -Платонов и отец Филарет (Гумилевский)) . Отзывы современников об их преподавании различны. Так П. С. Казанский говорил, что Терновский-Платонов за плохое преподавание церковной истории был переведен на гражданскую 30 . А вот талантливый отец Платон Казанский, по «своим побуждениям», за которые и пострадал, вместо церковной истории читал сочинения госпожи Гион, Юнга, Шиллинга и других им подобных. А будущий известный историк Церкви отец Филарет (Гумилевский) (впоследствии архиепископ Черниговский) в начале своей ученой деятельности не мог еще ничего сделать важного для изучения истории, так как не обладал пока необходимыми для того знаниями и эрудицией 31 . Первый год (1830) пребывания Горского на высшем отделении был годом холеры, эпидемия которой захлестнула даже Москву. Занятия в Академии сократили, многие студенты уехали домой, а те, что остались, разместились просторнее, многие исповедались и причастились. Пользуясь свободным временем, Горский усиленно работал над сочинениями, но занятия эти вызвали глубокое беспокойство в Костроме. «Из прежнего твоего письма, – писал ему отец 21 апреля 1831 года, – приметно, что у тебя часов нет свободных, не только дней. Как и чем облегчить твои недосуги? Данные для рассуждений предложения, кажется, не так сухи, чтобы требовали слишком многого мозголому. Совет мой старинный и обыкновенный – громадой не удивишь, всего не выкопаешь» 32 . Покорный обычно воле родителей, Горский на этот раз ослушался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Так, рассказывают, что он старался перетягивать на свою сторону противников, – подарками, обещанием епископских кафедр, льстивыми словами 215 . Как бы то ни было, Фотий довел свою партию до замечательной степени единодушия, твердости и совершенства в организации. Гергенрётер так описывает достоинства партии фотиан: „мало- помалу Фотий образовал вполне благонадежное войско, состоящее из совершенно преданных ему приверженцев; оно было прекрасно организовано. Высшие церковные сановники, в большинстве случаев, одолженные ему своим возвышением, были его друзья, его ученики. Образованных и ученых он привлекал к себе силою своего духа и ослепительным блеском своего образования. Многих из низшего класса он расположил к себе своею благотворительностью. В таком положении он мог начать борьбу даже с более мощным врагом, чем каким был Игнатий и его сильно ослабевшая партия» 216 . Да вообще своими талантами и ревностью Фотий настолько укрепил свою партию, что приходилось раскаиваться, когда насильственно хотели уничижать ее с этим патриархом во главе. Взглянем на другую церковную партию, на игнатиан. Что предпринимает она для своего укрепления и успехов в борьбе с противниками фотианами? Очень не многое. Бессильная сама по себе, не многочисленная по своему составу, не имевшая сильного и талантливого вождя, она мало делает для своего блага. Указать можно разве очень не многое. Вероятно, не без внушения со стороны епископов и священников – игнатиан, народная масса, во время одного землетрясения в Константинополе требует от императора облегчения участи гонимого Игнатия, выставляя землетрясение казнью Божиею за несправедливость к страдальцу патриарху 217 . Цель достигается. Важнейшею мерою, которою эта партия хотела добиться потерянного ею значения, было обращение за помощью – куда же? К папскому престолу, к папе Николаю. Едва ли можно одобрить такой шаг! Архимандрит Феогност, игнатианец, от имени патриарха Игнатия обращался к папе с аппелляцией касательно его распри с Фотием; в этой аппелляции говорилось: „Игнатий, тиранически преследуемый, испытавший много зол, и его сотоварищи по страданию – 10 ми- трополитов, 15 епископов со многими архимандритами, священниками и монахами – нашему господину, святейшему и блаженнейшему епископу, патриарху всех кафедр, наследнику князя-апостола, вселенскому папе Николаю, со всеми ему подчиненными епископами и всею высокомудрою церковью Римскою – спасение о Господе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Партия арианствующих на соборе была неодинакова по своему составу, не все члены ее держались одного и того же направления, одних и тех же воззрений. Партия эта распадалась на соборе на две неравные по числу представителей группы. Одна из них верно держалась указанных характеристических принципов, отличавших вообще партию арианскую; другая усвоила себе эти принципы в большей или меньшей степени, но далеко не всецело. Первая группа была малочисленна, потому что она в своих воззрениях была слишком смела и притязательна. Вторая группа была более многочисленна, потому что она держалась, говоря вообще, золотой средины между партиею поборников церковной веры и группою богословов, пропитанных арианским рационализмом; к ней могли принадлежать люди, для которых и вера была священна, и научно богословские интересы также дороги. Меньшую группу арианствующих богословов на соборе Никейском составляли строгие ариане. Во главе их стоял первостепенный епископ того времени Евсевий Никомидийский, епископ столичного города на востоке. Около него собралось несколько других епископов восточных: Мииофан Ефесский, Патрофил Скиоопольский, Феогност Никейский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский 30 и пр. Евсевий был жарким поборником арианства. В нем оно нашло себе важнейшую опору 31 . Все приверженцы Евсевия от его имени получили название Евсевиан. Достаточно прочесть небольшое послание Евсевия к Арию, чтобы увидеть, что он был самым решительным рационалистом в религии 32 . Вся эта группа признавала Сына Божия тварью. Главные представители этого богословского направления вышли из школы христианской антиохийской; почти все они считали пресвитера Лукиана, основателя этой школы, своим учителем 33 . Но какое именно влияние оказывал Лукиан на своих учеников, было ли его учение сколько-нибудь близким к учению арианскому – решить этот вопрос невозможно, потому что о Лукиане мы почти ничего не знаем 34 . Замечательно однако, по одному древнему свидетельству, и ересиарх Арий был также учеником все того же Лукиана антиохийскаго 35 . Школа, значит, на всех учеников или, по крайней мере, на многих влияла одинаковым образом. Группу рассматриваемых богословов Никейского собора – Евсевиан – по справедливости можно назвать группою антиохийскою. Мы сказали, что число их на соборе было не велико: по свидетельству Руфина вся группа на соборе состояла из 17 человек 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Κα ες το γιον πνεμα. Τος δ λγον τας , ν ποτε τε o х ν, х α πρν γεννηθναι οχ v, х α τι ξ οx ντων γνετο, ξ τρας ποστσεως οσας φσх οντας εναι, x τιστν τρεπτν λλοιωτν τν υν το θεο, ναθεματζειν х αθ ολιχ xx λησα. Догматическая деятельность первого вселенского собора достигла вожделенного конца. Возвышенная истина о совершенном Божестве Сына Божия была провозглашена на все века. Все епископы собственноручными подписями выразили свое согласие с символом Никейским. – Исключение составляли немногие. Двое египетских епископов отказались подписать Никейский символ 77 ; а Евсевий Никомидийский и Феогност Никейский, подписав символ, отказались скре- пить своей подписью анафематствование, приложенное к символу 78 . Почти все епископы собора Никейского подписались под символом, но с каким расположением? Приняли ли они его всей душей, всем сердцем? Что касается до партии епископов православных – это, несомненно, так. Но нельзя того же сказать о группах богословов арианствующих, бывших на том же соборе. Эти последние присоединили свои подписи к символу неискренне, лицемерно, лишь для того, чтобы покончить дело, которому они не сочувствовали. Церковный историк Руфин прямо замечает, что одни из епископов приняли символ с «полною искренностью» (veritate), другие же «лицемерно» (simulatione) 79 . То же самое подтверждает и Феодорит. По его словам, «на вселенском соборе Никейском вместе с православными подавали голос и приверженцы Ария и подписались под изложением веры апостольской, но потом продолжали нападать на истину так сильно, что тело церкви распалось» 80 . Какие же именно епископы, участвовавшие в соборе Никейском, отнеслись так недобросовестно к подписанию символа Никейского? Таких было много. Между ними первое место занимают епископы строго-арианской партии: Евсевий Никомидийский и его клевреты. Они подписались под символом только рукой, а не душею (manu solo, поп mente) 81 . Их сердца не расположены были к символу. Все они подписались, по свидетельству Федорита, „коварно, не искренне» ( πολως, οχ ελιχρινϖ ς), что и доказали своим последующим поведением и враждой к Никейскому символу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Одним из доказательств этого мнения служит то, что партия Фотиан была всегда сильна и могуча, по численности её членов, в сравнении с партией Игнатия. Как увидим впоследствии, Фотий, без всякого усилия, собирал многочисленные по количеству членов соборы в защиту своего дела, столь многочисленные, что они напоминали блестящие из соборов вселенских. Так можно представлять себе характерные черты двух известных в истории IX века партий – Игнатиан и Фотиан. 1 (Муравьева А.) Правда вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах, стр. 257. Пб. 1841. 5 Theophanis Chronographia. Migne. Curs. patr. tom.108, col. 9l4–945. Эта хронография написана в IX веке. Hergenröther. Photius patriarch ven Constantinopel. Band I. 255–6. 41 Nicetas Paphlago. Vita sancti Ignatii archiep. Coustantinep., col. 500 (Migne. Curs. patr. Gr. Ser., tom. 105). Никита этот был приверженец Игнатия и писал или в в конце ΙΧ-ro, или в начале Х-го века. 46 Известный греч. писатель Экономос сделал отзыв об Игнатии: Optimus monachus, non optimus patriarcha. Hergenröther. I, 365. Anmerk. 49 Что Григорий не считался низложенным епископом, во времена патриарха Игнатия, в Византии, это видно из того, что он посвящал Фотия в патриархи; а что его в те же времена не считали лишенным сана и в Риме, это тоже подтверждается точными данными (Hefele. Conciliengeschte. В. IV, 221) 53 О. Герасим (Яред) проверил все известия греческих историков и писателей о преступлении Варды, и пришел к такому выводу: «итак все передают это дело, как молву, родившуюся по подозрению, и никто не выдает его за положительный факт». Отзывы о св. Фотии, стр. 124. Примеч. 55 Anastasii Bibl. Praefatio in Conc. VIII general. Mansi. Concilia, tom. XVI, col. 3. Анастасий был современником событий, но жил в Риме. 58 Противники Игнатия были убеждены: quod patriarcha Ignatias derogator esset Methodii et idcirco quasi parricida habendus. Anasmasii. Praefatio in conc. VIII. Ibid., col. 3. 62 Theognosti. Libellus ad Nicolaum papam. Migne, Curs. patr. Gr. Sertom. 105, col. 856. 861. Эта записка написана была игуменом Феогностом, жарким приверженцем Игнатия, тотчас после собора 861 года 65 Metrophanis metropolitae epist. ad Manuelem. Современник, Митрофан Смирнский, говорил: «Игнатий дал соизволение избрать (вместо него самого) патриарха для Церкви». Mansi. Concil. Тот. XVI, 416. Это-свидетельство ревностного приверженца Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

29 января Св. Синол учредил комиссию под председательством Киевского митрополита Иоанникия (Руднева) для выработки положений по улучшению учебно-воспитательной части в духовно-учебных заведениях. В состав комиссии вошли: 1) Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) , участник реформы 1884 г.; 2) Новгородский архиепископ Феогност (Лебедев); 3) Финляндский архиепископ Антоний (Вадковский) ; 4) товарищ обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблер; 5) председатель Учебного комитета при Св. Синоде прот. А.И. Парвов (по смерти которого его заменил прот. П. А. Смирнов ). 6 марта 1896 г. Св. Синод одобрил представленные комиссией главные положения, переданные затем на рассмотрение и обсуждение 18 епископам. На основании присланных отзывов епархиальных архиереев 12 мая 1898 г. митрополит Иоанникий представил Св. Синоду соображения об улучшении постановки учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях и проекты измененных уставов и штатов духовных семинарий и училищ. 15 декабря 1899 г. Св. Синод заслушал соображения комиссии и поручил Учебному комитету (определение Св. Синода от 15 декабря 1899 г. и 12 марта 1900 г.) заняться пересмотром программ семинарий и училищ на вновь выработанных основаниях. В августе 1901 г., исполняя поручение Св. Синода, Учебный комитет собрал новую комиссию из профессоров и преподавателей, которая к 1 сентября представила в Учебный комитет проекты новых программ и объяснительных записок. На переработку этих проектов Учебному комитету потребовалось более четырех лет, и в 1905 г. были обнародованы основные положения новых программ. См.: РГИА, Ф. 796. Оп. 180. 1 отд. 2 ст. Д. 766 (в 3-х т.) (1899 г); Один из проектов духовно-учебной реформы/Церковные ведомости, 1905. 39. 24 сентября. С. 1644–1647 (Прибавления); Определение Св. Синода от 26 ноября 1905 года за 6081, по вопросу о некоторых изменениях в строе Духовных академий/Там же. 49. 3 декабря. С. 536; Академическая реформа/Там же. 50. 10 декабря. С. 2165–2168 (Прибавления). 896 Речь идет о Н.В. Покровском (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Нечего сказать, не польстил сынам Израиля досужий путешественник, да и о граде Витебске так ­же, как о бывшем его Начальнике 2738 , живописует он довольно ярко, хотя и не особенно приглядно. За то о Вас сказал немного, – да хорошо! Конечно, я этим очень довольна, хотя он сказал только – правду. А бедный Витебск и бедный люд православный! Сколько на него положено было трудов и забот! Все уничтожили, – готового не умели сохранить». Приложенная при письме вырезка из «Современных Известий» озаглавлена «Наблюдение проезжего Белоруса». Вот некоторые извлечения из этой статьи. «Я съездил в Витебск. Витебск город древний, город русский… Помещики-поляки – не могут забыть своего друга и приятеля, бывшего витебского губернатора Валя, который повсеместно в губернии учреждал, расширял и открывал польские костелы, как, напр., в Динабурге…, а также позволил евреям устроить громадных размеров синагогу… Он менял русских чиновников на польских и немецких… Особенно велика заслуга г. Валя – истребление витебских архивов… Введенные порядки в Витебской губернии бросились в глаза преемнику Валя, новому губернатору князю Долгорукову… …Я поспешил в собор Николаевский – кафедральный где читали уже шестопсалмие… Где же архиерейский хор? – спрашиваю я. – На даче у архиерея. За всенощной он никогда не поет и сам владыка (Маркелл) не служит и в город не приезжает. – Преосвященный Савва любил —83— 1886 г. приезжать пред праздниками ко всенощной со всем своим хором, а преосвященный Маркелл этого не делает " … Был у меня учитель Астраханской гимназии Рождествен­ский, сын диакона села Сытькова, Осташковского уезда. Между разговорами о разных предметах он сообщил мне краткие сведения о четырех астраханских архиереях, ­а именно: 1) Об Афанасии (Дроздове) († на покое 7­-го декабря 1876 г.). Обладал поразительною ученостью и много писал, но большею частью свои сочинения сжигал; служил весьма редко, а проповедей никогда не говорил. 2) О Феогносте (Лебедеве) 2739 (1870–74 г.) сохраняется в Астрахани самая добрая память.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эрман (Ermann, знаменитый современный египтолог), И. Гольдцигер и т.п., а те, которых тревожит мысль об имущественном и социальном неравенстве, об отношении религии к государству и т.д., отыщут для себя статьи об евангельском социализме (Schneemeleher’a, 759 слл.), французской революции (Herz’a 990 слл.), женском труде (1021 слл.), женском вопросе (1024 слл.), общественном призрении (1098 слл.. 1103 слл.), об идеи мира и о мирной конференции в Гааге (Friedensbewegungen 1062. слл; срв. Н.Н. Кравченко, О первой гаагской конференции мира в связи с вопросом о мире вообще, Журн. Мин. Юст. май 1907, стр. 72–97), о товариществах (артельном начале) в хозяйственной жизни настоящего времени (Genossenschaften im Wirtscliaftsleben der Gegenwart), о деньгах и кредите (Geld и Kredit 1228 слл.), о франк-масонах (1044 слл.), торговле и промышленности (1836 слл., 1391 слл.), ремесленниках (1844 слл.) и мн. др. Таков состав, общий характер и научное значение разбираемого коллективного труда. Не буду останавливаться здесь на том, что центр тяжести всецело падает на Германию, на учение и институты протестантизма: в издании общеобразовательного характера, предназначающемся для немецкой публики, это вполне естественно и даже, может быть, до известной степени, оправдываемо. Если по отношению к первому тому Энциклопедии я высказал в свое время упрек в игнорировании русской богословской науки (См. «Богосл. Вестн.», 1909, стр. 679), то теперь я должен с полным удовлетворением засвидетельствовать, что, благодаря приглашению в число сотрудников проф. Юрьевского университета К. Грасса, во II-oм и последующих томах Словаря отводится уже известное место и русским церковным деятелям и ученым: так, отдельные заметки посвящены архиеп. Димитрию (в мире Муретов), архиеп. Димитрию (в мире Д.И. Самбикин, 75), еп. Дионисию (Хитров, 80), проф. А.А. Дмитриевскому (95), проф. А.П. —403— Доброклонскому (ib.), проф. Н.А. Фаворову (841 сл.), архиеп. Феогносту (Е.П. Лебедев, 856 сл.), еп. Феофану (в мире Г.В. Говоров, 857), еп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010