Завод был построен буквально в чистом поле, в пустоши Дулёво, в 1832 году купцом и промышленником Терентием Яковлевичем Кузнецовым. Рабочие, перебравшиеся сюда из разных мест России, вынуждены были ходить на богослужение в соседнее село Гора, преодолевая путь в оба конца примерно в восемь километров. К тому времени в Горе местные сельчане уже построили себе новый храм, кирпичный (который сохранился до наших дней) и теперь размышляли, что делать со старым, деревянным? Тут и родилась идея разобрать его и перевезти в Дулёво. Чего добру пропадать? Но эта на первый взгляд простая операция стоила солидных денег. Рабочие объявили сбор средств " на храм " . Самая высокая зарплата квалифицированного фарфориста в те годы достигла 25 рублей (прочие получали значительно меньше), тем не менее дулёвцам удалось собрать две тысячи! Но и этого оказалось мало. Недостающую сумму согласился добавить хозяин завода Матвей Сидорович Кузнецов, хотя по вероисповеданию он был старообрядцем. Открытие прихода в Дулёве обошлось Кузнецову в весьма круглую сумму - 20 тысяч рублей серебром! Пришлось оплатить разборку, перевозку и новое возведение храма, а также постройку жилых домов для причта. Кроме того, Матвей Сидорович распорядился наделить новый приход землёй площадью в 32 гектара: на одном из них расположилась усадьба, ещё два занимал так называемый дровяной лес, всё остальное отводилось под пашню. Как считал сам Кузнецов, на это богоугодное дело он пошёл, чтобы наградить " усердие рабочих и служащих " , а также " для сбережения их интересов " . И вот в середине 1880-х годов храм в селе Гора разобрали и вновь собрали в Дулёве рядом с заводом. На это потребовалось несколько лет. Наконец, 8 мая 1887 года Владимирский архиепископ Феогност (Лебедев) освятил новый старый храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Почему именно это имя получил храм? Дело в том, что работники фарфорового завода хотя и числились " рабочими " , но в основе своей были живописцами и скульпторами, то есть людьми творческими.

http://sobory.ru/article/?object=00423

И хотя в 1908–1914 годы С.Г. Рункевич имел мало возможности заниматься научно-исследовательской и литературной работой и почти все время отдавал служебным обязанностям, тем не менее его научный потенциал стал находить себе все большее практическое применение, причем применение в кругу наиболее насущных вопросов церковной жизни того времени. Его глубокие исторические знания и навыки делопроизводственной деятельности пригодились во время его работы в Предсоборном Совещании, в деятельности юбилейного Совещания по празднованию 200-летия Святейшего Синода. Необычайно плодотворной была его деятельность в Учебном комитете при Святейшем Синоде, активно занимавшемся в те годы реформированием духовной школы. Большой интерес представляет инициатива Рункевича, связанная с острейшей проблемой кодификации церковных законов, к сожалению не решенной и по сегодняшний день. Ко всякому вопросу он подходил со свойственной ему основательностью, руководствуясь не только обязанностями службы, но прежде всего личной обеспокоенностью положением церковных дел. И тем не менее среди всей разнообразной служебной деятельности по-прежнему исключительное место занимает его исследовательская работа. Его фундаментальная монография «Александро-Невская Лавра, 1713–1913» является примером необычайной научной добросовестности и трудоспособности историка. 406 К вопросу об изменении формы наградного списка священнослужителей и клировых ведомостей//Ц Вед. – 1909. – С. 421–426. 407 Ардонская Александровская миссионерская семинария открыта в 1895 г. на базе одноименного духовного училища, основанного в 1887 г. в честь императора Александра III. 411 Пятидесятилетие Высочайше учрежденной Комиссии… – С. 77–78; РГИА. Ф. 814. Оп. 1. Д. 192. Л. 208–209. 412 Комиссия работала под председательством Киевского митрополита Иоанникия (Руднева). В ее состав входили: Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) (скончался до окончания заседаний комиссии), Новгородский архиепископ Феогност (Лебедев), Финляндский архиепископ Антоний (Вадковский) , товарищ обер-прокурора В.К. Саблер, председатель Учебного комитета протоиерей А.И. Парвов (по его кончине, протоиерей Смирнов).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Близкой позиции придерживались В. Дмитриевский 221 и Б. М. Мелиоранский 222 , который говорил, что Арий, так же как, впрочем, и Афанасий Александрийский , опирался в первую очередь на Оригена . Однофамилец П. А. Лебедева – Д. А. Лебедев утверждал, что «в основе арианства через посредство лукианизма лежит оригенизм» 223 , хотя вместе с тем он доказывал, что на Ария, опять-таки через св. Лукиана, повлияло учение Павла Самосатского, подразумевающее изменяемость Христа 224 . С другой стоны, еще Ф. Грин предполагал, что арианство имеет своим источником оригенизм 230 . Позицию Т. Полларда оспаривал М. Уайлз, настаивавший на вкладе Александрийской школы в учение Ария 231 . Вслед за Уайлзом, Т. Рикен 232 и К. Стэд 233 рассмотрели арианство с точки зрения учения Александрийской школы, делая акцент на оригенистических и платонистических моментах в доктрине Ария (в их исследованиях доказывается, что Арий радикализировал оригенистический субордицианизм). Оба автора пришли к выводу, что среди философских школ наиболее вероятный источник арианства – это средний платонизм. М. Симонетти утверждает, что противостояние Ария и Александра Александрийского представляет собой борьбу умеренного оригенизма в лице Александра и крайнего оригенизма в лице Ария 234 . Тезис М. Симонетти разделяет и А. Луибхайд 235 . Это понимание характерно также и для В. Аёра, который доказывает, что позиции и Ария, и свт. Александра Александрийского имеют своим основанием оригенизм; собственно в учении Ария, согласно В. Лёру, это проявляется в отрицании материалистических коннотаций при речи о происхождении Сына, в использовании языка «славы» и «прославления», а также в употреблении «ипостасыьтерминологни (‘hypostasis’-terminology) 236 . Истоки арианства в Александрийской школе – у Климента Александрийского , Оригена , св. Дионисия Александрийского и Феогноста – попытался обнаружить Л. Барнард. По мнению Барнарда, Арий синтезировал различные элементы учения, заимствованные им у этих учителей, и свел их в органическое целое. Барнард отстаивает тезис, согласно которому среди раннехристианских писателей имела место некая протоарианская тенденция со свойственным ей философским дуализмом, находившая свое выражение по преимуществу в Александрийской школе, хотя и не только в ней 237 . Э. Буларан, попытавшийся синтезировать и найти компромисс между имеющимися взглядами на проблему, рассмотрел арианство в контексте 1) смысла соответствующих мест из Писания, 2) возможных философских источников, 3) богословия Александрийской школы и 4) Антиохийской традиции 238 . Буларан соглашается с Т. Поллардом относительно того, что учение Ария о трансцедентности Бога противоречит оригеновскому тринитарному плюрализму и, по мнению Буларана, это учение могло зависеть от монархистских тенденций, свойственных Антиохийской школе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

—462— икон 3884 и мн. др. Потребные на эти издания денежные средства, дарованы были Академии Его Высокопреосвященством Митрополитом Московским Леонтием. На третий день праздника, 26-го сентября, Академия посвятила памяти преподобного Сергия особое торжественное собрание с произнесением на нем ученых речей. К двенадцати часам дня актовый академический зал, куда пускали по билетам, весь уже наполнился посетителями. Из высокопоставленных лиц собрание почтили своим присутствием: высокопр. архиепископы: Савва Тверской, Феогност Владимирский, Ионафан Ярославский и Феоктист Рязанский, преосв. епископы: Сергий Новгород-Северский, Христофор и Тихон Можайский, государственный контролер Т. И. Филиппов, товарищ обер-прокурора Свят. Синода В. К. Саблер, член учебного комитета при Св. Синоде протоиерей Петербургского Казанского собора А. А. Лебедев , наместник лавры архим. Павел, граф М. В. Толстой ; ректоры семинарий: Московской – архим. Климент и Вифанской – архим. Антоний, и многие другие архимандриты и протоиереи. За почетными посетителями заняли места: профессоры академии, преподаватели Вифанской семинарии, много дам и сторонних любителей духовного просвещения и студенты. Ровно в 12 часов в зал вошел Высокопреосвященнейший Леонтий и собрание открылось пением студенческого хора: „Днесь благодать Святого Духа нас собра“. Первым вступил на кафедру ректор академии, архим. Антоний и, в память преподобного Сергия, посвятившего всю жизнь и деятельность свою служению и прославлению св. Троицы, и в честь Ее основавшего монастырь свой, прочел речь „о значении догмата св. Троицы для нравственной жизни человека“. После этой речи студенческий хор исполнил в честь Высокопреосвящ. Леонтия старинную кантату: „торжествуй наша обитель“. Затем вошел на кафедру профессор И. Н. Корсунский и, за болезнью автора, про- —463— читал речь профессора академии по кафедре русской церковной истории Е. Е. Голубинского : „о значении преподобного Сергия в истории русского монашества“. После речи Голубинского и исполненного студенческим хором концерта Бортнянского „Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю“, выступил со своей речью другой представитель русской истории в академии, профессор по кафедре русской гражданской истории В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—654— него отвратительный запах. Лице отвратительное, безобразное. Я просил его вразумиться. А он у меня просил денег. Я дал ему талер. Отсюда, не видя надежды его исправить, переместили в Ростовский Яковлевский монастырь, где он снова встретился с Амвросием. И тут то о. Евграф кончил свою жизнь; упал с какой-то высоты (в горячке, иль пьяный) и убился до смерти. Страшный и поучительный пример! Вот что гордость: погубила всё и таланты, и честь, и стыд, даже благочестие. Не смею осуждать. Я величайший грешник, хотя не в этих пороках. Но жалею о нём душевно и поминаю. Прости его, Господи! 12) Андрей Григорьевич Лебедев, Бакалавр Церковного красноречия 7-го курса С. Петербургской Академии, Магистр Тверской. Бакалавр усердный, но малоинтересный. Меня он полюбил за проповеди. Впрочем, его лекции я учил мало и редко ходил на его класс. По-Питерски он был аккуратен, но и малозанимателен. После нас он пошел в монахи, кажется, по убеждению: кроткий человек. Его скоро сделали Ректором в Вологду. В 1838-м году он был вызван в С.Петербург на череду священнослужения и пробыл до 1-го июля 1839 г. (Я поступил тогда на его место на череду). Тогда он возвратился в Вологду. В 1841-м году в Августе он переведен в Ректора же в С.-Петербургскую Семинарию, где находится и доныне. (Пишу 7-го Декабря 1842 года в Одессе). Его зовут Феогност. (Скончался Архиепископом в Пскове). 13) Василий Григорьевич Примеров, Бакалавр сперва Математики, потом Богословия, после Герменевтики и Св. Писания, 6-го курса Московской Академии, Магистр из Пензенских. Нас учил он один год. С удовольствием я слушал его объяснения пророков Аггея и Захарии. Умный Бакалавр; ясный, логический. После нас он был Секретарем. Теперь вышел из Академии и не знаю: в светское звание, иль в священники в Москву. 14) Иеромонах Платон, Бакалавр Церковной Истории (на место о. Амвросия) 2-го курса Московской Академии. Магистр, из Ярославских. Он у нас был Бакалавром последний год нашего курса. После нас его сделали Инспектором Академии. Его история жизни примечательна: еще бывши студентом, он полюбил девочку – послушницу

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—3— Его Высокопреподобие, Кафедральный Протоиерей Исаакиевского Собора в С.-Петербурге Пётр Алексеевич Смирнов. С 1887 года: Его Высокопреподобие, Член Учебного Комитета при Святейшем Синоде, Протоиерей Александр Поликарпович Владимирский. Его Высокопреподобие, Член Учебного Комитета при Святейшем Синоде, Протоиерей Казанского Собора в С.-Петербурге Александр Алексеевич Лебедев. С 1889 года: Его Высокопреподобие, Протоиерей Московского Кафедрального Христа Спасителя Собора Алексей Иоаннович Соколов. Его Высокопреподобие, Протоиерей Московской Зачатьевской (в Углу) церкви Михаил Симонович Боголюбский. С 1891 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Феогност, Архиепископ Новгородский и Старорусский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Арсений, Епископ Кирилловский, Викарий Новгородской епархии. С 1892 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Финляндский и Выборгский. С 1893 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Ионафан, Архиепископ Ярославский и Ростовский. —4— Его Преосвященство, Преосвященнейший Димитрий, Епископ Тверский и Кашинский. Его Высокопреподобие, Настоятель Андреевского Кронштадтского Собора, Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Его Высокопреподобие, Протоиерей Московской Николаевской, в Толмачах, церкви Димитрий Феодорович Касицын. Его Высокопревосходительство, Г. Государственный Контролёр, Действительный Тайный Советник Тертий Иванович Филиппов. Его Превосходительство, Г. Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода, Сенатор, Тайный Советник Владимир Карлович Саблер. Его Превосходительство, заслуженный ординарный профессор Императорского Московского Университета, Тайный Советник Алексей Степанович Павлов. С 1895 года: Его Превосходительство, бывший заслуженный ординарный профессор Киевской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Димитрий Васильевич Поспехов. II. Состав служащих. В начале отчётного года на службе при Академии состояли: Ректор Академии Архимандрит Лаврентий, исправляющий должность Инспектора экстраординарный профессор Иерофей Татарский, 6 ординарных профессоров, 1 исправляющий должность ординарного профессора, 7 экстраординарных профессоров, 4 доцента, 6 исправляющих должность доцента, 1 лектор и 1 сверхштатный преподаватель с званием ординарного профессора. Прочих должностных лиц было 8, а всех служащих при Академии – 36 лиц. Двое из доцентов были вместе и лекторами

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епископ Митрофан и княгиня Юрьева Агафия с дщерью Феодорою, с снохами и со внучата затворишася в церкви святыя Богородицы в палатех и тако огнем без милости запалени быша, и тако скончашася. Господи, приими в мире души раб своих». В глубине комары, над самою гробницей установлена икона св. Парфения Лампсакийского, память которого празднуется 7 февраля, в день мученической кончины Великой княгини Агафии и ее семейства, а пред иконою повешена лампада с горящим в ней елеем. Все это благочестивая и патриотическая гражданка соорудила на свое иждивение. На место епископа Андрея назначен был викарием Владимирским Иаков из настоятелей Московского Данилова монастыря. Епископ Иаков (Алексей Иванович Кротков) был сын Волоколамского соборного причетника, впоследствии диакона в селе Цареве. По окончании курса студентом в Московской духовной семинарии, в 1836 году был диаконом Пятницкой, что в Охотном ряду, церкви, но чрез 11 месяцев после брака, овдовев, постригся в 1838 году в монашество. 18 Января 1870 года хиротонисан был он в епископа Муромского, викария Владимирской Епархии. Тринадцать лет Преосвященный Иаков был викарием Владимирским, а по кончине Архиепископа Антония в течение 8 месяцев самостоятельно управлял Владимирской епархиею. В Январе 1884 гола, по преклонности лет и по слабости здоровья, уволен был на покой, с назначением управляющим Ставропигиальным Донским монастырем, где и скончался 1 Декабря 1885 года. Сей пастырь замечателен особенно тем, что, будучи еще архимандритом Данилова монастыря, был учредителем Общества любителей духовного просвещения и был первым его председателем, а, будучи викарием Владимирским, положил основание Владимирской Епархиальной библиотеке. Епископу Иакову суждено было сретить во Владимире 23 Декабря 1878 года прибывшего на Владимирскую кафедру епископа Феогноста. Преосвященный Феогност (Георгий Лебедев 207207 ) по происхождению своему сын священника Тверской губернии, Бежецкого уезда, а по образованию магистр Санктпетербургской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

1688 – 1689. Издан. Общ. Люб. Дух. Просвещ.). Но ничего такого из истории собора 861 года неизвестно, поэтому рассуждения Зонары и Вальсамона нужно признать неосновательными. Очевидно, эти писатели смешали обстоятельства деятельности собора 861 года с обстоятельствами, при каких происходил седьмой вселенский собор. Ученый канонист Гефеле думает, что собор назван так потому, что он делился на два отдела: один был посвящен рассуждениям об Игнатия, а другой об иконоборцах, почему деяния этого собора, посланные в Рим, заключены были в двух разных томах (Conciliengesch. IV, 230. 233 – 4). Но объяснение это трудно принять, потому что отделы деятельности собора не могут составлять собою отдельных соборов, что выражается наименованием «Перво-второй». Вероятнее объяснение Гергенретера, который полагает, что так как прежде 861 года был другой собор в. Константинополе в 858 году, тоже в храме св. Апостолов, для рассуждения о действиях Игнатия, который, лишившись кафедры, стал противодействовать новому патриарху – Фотию, то дальнейший собор (861 г.) и стали рассматривать как вторичный собор по одному и тому же делу, а отсюда возникло и самое название его: Перво-второй или Двукратный (Hergen. I, 438). 108 Эти акты были сожжены на соборе Константинопольском в 869 г., где с церковной стороны руководителями были Игнатиане. 110 Папа Николай в последствии утверждал, что будто его послы потому склонились на сторону Фотия и действовали против Игнатия, что были устрашены и притеснены властями в Византии (Nicolai epist. ad Photium. Mansi. Conc. T. XV, 177). А Феогност, сторонник Игнатия, утверждает, что легаты были задарены Фотием и изменили правому делу, т.е. действовали в пользу Фотия (Libellus Ignatii ad Nicolaum papam, col. 860. Migne, Gr. ser. tom. 105). Но очевидно это клеветы не удовлетворенных людей. Папа, благодаря смутам в Византии, надеялся получить расширение своей патриаршей юрисдикции (Hefele. IV, 230), и когда обманулся в этом, начал рассказывать, что будто легаты его действовали не так, как должно, вследствие тирании в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

208 Эти акты были сожжены на Константинопольском соборе в 869 году, где с церковной стороны руководителями были игнатиане. 209 Папа Николай впоследствии утверждал, что будто его послы потому склонились на сторону Фотия и действовали против Игнатия, что были устранены и притеснены властями в Византии (Nicolai epist. ad Photium//Mansi. Т. XV. P. 177). А Феогност, сторонник Игнатия, утверждает, что легаты были задарены Фотием и изменили правому делу, т. е. действовали в пользу Фотия (Theognosti Libellus Ignatii ad Nicolaum papam. T. 105. Col. 860 ). Но, очевидно, это клевета неудовлетворенных людей. Папа, благодаря смутам в Византии, надеялся получить расширение своей патриаршей юрисдикции (Hefele. Op. cit. Bd. IV. S. 230) 213 Ibid. Странно выходит, что фотиане, по смыслу писателей собора, все молчат, как будто бы они и рта могут открыть в свою защиту. Очевидно, описатели старались стушевать деятельность фотианской партии на соборе. 217 По изысканиям Гергенрётера, как на Востоке, так и на Западе иногда практиковался обычай, по которому на суде против епископа считалось необходимым иметь до 72 свидетелей. Hergenrdther. Op. cit. Bd. I. S. 426. 218 Что в самом деле против Игнатия выставлено было 72 свидетеля из мирского звания, в этом едва ли можно сомневаться, так как некоторые из этих свидетелей позднее, на соборе 869 г., должны были принести публичное покаяние в содеянном ими поступке. 219 Нужно сказать, что, действительно, даже приверженцы Игнатия, говоря о поставлении его в патриархи, с особенным ударением указывают на волю императрицы Феодоры и совет инока Иоанникия (См.: Nicetas Paphlago. Op. cit. Col. 501 ). 220 Сомнительно, чтоб собор воспользовался этим правилом против Игнатия; правило мало относилось к делу. вообще, видно, что обвинение предъявлено было против Игнатия светскою властью, и свидетели тоже, очевидно, выставлены правительством. Вероятно, само же правиелъство для водворения мира в государстве потребовало собора осуждения Игнатия, что и сделано собором ввиду настойчивых требований светской власти, – исключительно во имя общественного блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Во всяком случае, впрочем, печатание проекта воззвания должно быть не без участия Консистории. Что касается указания лиц и мест для принятия пожертвований, в столицах, то в Петербурге я мог бы указать на мою канцелярию, а в Москве на архимандрита Высокопетровского монастыря о. Иосифа 191 , если только он изъявит на это свое согласие, о чем может написать ему о. эконом моего архиерейского дома, или секретарь консистории, С. П. Славолюбов 192 . Призывая доброму делу и всем в нем участвующим Божию помощь и Божие благословение, имею честь быть " … 3 числа получено было мной письмо из Владимира от преосвящ архиепископа Феогноста, который писал от 30 ноября: «Честь имею приветствовать Вас с назначением вам преосв. Викария, который, как полагаю, избран Вами самими и потому будет по сердцу вашему. Теперь будет легче и спокойнее Вам жить в Петербурге. Петербургская служба, сколько знаю ее, сама по себе не трудна, но она делает большие затруднения в управлении Епархией. Вам этих затруднений, после назначения Вам Викария, полагаю, не будет. Остается желать чтобы Господь своей благодатию хранил ваше здоровье и укреплял ваши силы. В Москве, в Симонове монастыре, я получил от Вас благосклонное дозволение написать Вам о моих родственниках; но, признаюсь, до сих пор крайне стеснялся обременить Вас своими просьбами. Теперь просьбы родственников превозмогли меня, и я решился написать Вам о некоторых из них. В селе Осечне, Вышневолоцкого уезда, моя родная сестра – вдова причетника – Акилина Иванова Никольская. Между прочими детьми она имеет двух взрослых дочерей; и я всепокорнейше просил бы если найдется жених хоть для одной из них, дать ему место, какого он будет заслуживать по своему образованию. В селе Ящинах того же Вышневолоцкого уезда, священствует мой зять (женатый на младшей моей сестре) Василий Разумовский. Он пока не имеет каких-либо нужд, но я всепокорнейше просил бы не оставить его вашим вниманием. В селе Андреевском, Осташковского уезда, священником мой двоюродный брат Михаил Лебедев. Он, по его письмам, получает крайне скудные средства и желал бы иметь приход получше. Не найдете ли возможным, когда он подаст Вам просьбу о перемещении на другой приход, удовлетворить этой его просьбе»?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010