Одним из доказательств этого мнения служит то, что партия Фотиан была всегда сильна и могуча, по численности её членов, в сравнении с партией Игнатия. Как увидим впоследствии, Фотий, без всякого усилия, собирал многочисленные по количеству членов соборы в защиту своего дела, столь многочисленные, что они напоминали блестящие из соборов вселенских. Так можно представлять себе характерные черты двух известных в истории IX века партий – Игнатиан и Фотиан. 1 (Муравьева А.) Правда вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах, стр. 257. Пб. 1841. 5 Theophanis Chronographia. Migne. Curs. patr. tom.108, col. 9l4–945. Эта хронография написана в IX веке. Hergenröther. Photius patriarch ven Constantinopel. Band I. 255–6. 41 Nicetas Paphlago. Vita sancti Ignatii archiep. Coustantinep., col. 500 (Migne. Curs. patr. Gr. Ser., tom. 105). Никита этот был приверженец Игнатия и писал или в в конце ΙΧ-ro, или в начале Х-го века. 46 Известный греч. писатель Экономос сделал отзыв об Игнатии: Optimus monachus, non optimus patriarcha. Hergenröther. I, 365. Anmerk. 49 Что Григорий не считался низложенным епископом, во времена патриарха Игнатия, в Византии, это видно из того, что он посвящал Фотия в патриархи; а что его в те же времена не считали лишенным сана и в Риме, это тоже подтверждается точными данными (Hefele. Conciliengeschte. В. IV, 221) 53 О. Герасим (Яред) проверил все известия греческих историков и писателей о преступлении Варды, и пришел к такому выводу: «итак все передают это дело, как молву, родившуюся по подозрению, и никто не выдает его за положительный факт». Отзывы о св. Фотии, стр. 124. Примеч. 55 Anastasii Bibl. Praefatio in Conc. VIII general. Mansi. Concilia, tom. XVI, col. 3. Анастасий был современником событий, но жил в Риме. 58 Противники Игнатия были убеждены: quod patriarcha Ignatias derogator esset Methodii et idcirco quasi parricida habendus. Anasmasii. Praefatio in conc. VIII. Ibid., col. 3. 62 Theognosti. Libellus ad Nicolaum papam. Migne, Curs. patr. Gr. Sertom. 105, col. 856. 861. Эта записка написана была игуменом Феогностом, жарким приверженцем Игнатия, тотчас после собора 861 года 65 Metrophanis metropolitae epist. ad Manuelem. Современник, Митрофан Смирнский, говорил: «Игнатий дал соизволение избрать (вместо него самого) патриарха для Церкви». Mansi. Concil. Тот. XVI, 416. Это-свидетельство ревностного приверженца Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРСОНОФИЙ (ЛЕБЕДЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии Варсонофий (Лебедев) ( 1873 - 1918 ), епископ Кирилловский , викарий Новгородской епархии , священномученик Память 2 сентября , в Соборе Вологодских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Лебедев Василий Павлович, родился в 1873 году в селе Старухино Беланинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика. В семье было восемь детей (среди его братьев - буд. иером. Арсений ). Отец, Павел Михайлович Лебедев, умер, когда Василию было всего семь лет, а старшему ребенку исполнилось четырнадцать. Мать, Аграфена Ивановна, осталась без средств к существованию. Василий с ранних лет познал, что такое нужда и горе. В 1884 году окончил Боровичское духовное училище , куда был зачислен на казенный счет по крайней бедности семьи. Мать не имела материальной возможности помогать сыну, казенное содержание не всегда было достаточным, и здесь будущему священноиноку поневоле пришлось сурово поститься по сравнению со своими более обеспеченными товарищами. Утром перед занятиями ему зачастую приходилось ограничиваться куском хлеба и чашкой холодной воды и после этой скромной трапезы садиться за уроки. Эти обстоятельства не пробудили в его сердце зависти, но приучили к воздержанию, закалили волю и воспитали в нем чувство милосердия и сострадательность к людям. В 1894 году окончил Новгородскую духовную семинарию . Большое влияние на семинариста оказал преподаватель по истории раскола, священник Дмитрий Сперовский , который, когда Василий учился в 5 классе, принял монашеский постриг. Все свободные часы Василий отдавал изучению старопечатной литературы. На выпускном экзамене его, как выдающегося ученика, в течение сорока пяти минут экзаменовал архиепископ Феогност (Лебедев) , который нашел успехи Василия в области знания раскола настолько значительными, что благословил отправить его на лето в Москву к архимандриту Павлу Прусскому , настоятелю Никольского единоверческого монастыря, с целью подготовки Василия к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород он сразу был назначен на должность помощника епархиального миссионера. В его ведении находились три уезда Новгородской губернии - Крестецкий, Валдайский и Демянский.

http://drevo-info.ru/articles/13264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский. Фотография. 1917 г. (Лебедев Василий Павлович, 1871, с. Старухино Боровичского у. Новгородской губ.- 15.09.1918, г. Кириллов Череповецкой губ.), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии. Род. в многодетной семье псаломщика, рано потерял отца. В 1881-1884 гг. учился в Боровичском ДУ на стипендию, завещанную благотворительницей. В 1888 г. продолжил обучение в Новгородской ДС. Большое влияние на юношу оказал преподаватель по истории раскола свящ. Николай Сперовский (впосл. Старорусский архиеп. Димитрий ), Лебедев участвовал в миссионерских поездках преподавателя с учениками по Старорусскому у. На выпускном экзамене в 1894 г. юношу экзаменовал Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) , к-рый нашел его успехи в области знания раскола значительными и благословил отправить его на лето к настоятелю Никольского единоверческого мон-ря архим. Павлу Прусскому для подготовки к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород Лебедев был назначен помощником епархиального миссионера, в его ведении находились Крестецкий, Валдайский и Демянский уезды. 1 апр. 1895 г. в Сретенском храме новгородского Антония Римлянина монастыря Лебедев был пострижен в монашество, 9 апр. рукоположен во иеродиакона, 30 июля - во иеромонаха, причислен к братии монастыря, вскоре назначен на должность миссионера вышеназванных уездов. В 1900 г. по приглашению ректора МДА Волоколамского еп. Арсения (Стадницкого) , бывш. настоятеля Антониева мон-ря, В. совершил паломничество на Св. гору Афон и по Св. земле. В. регулярно посещал старообрядческие селения подведомственных ему уездов. В 1903 г. благодаря его усилиям почти все население дер. Ровно Старорусского у. присоединилось к Православию. По инициативе В. было построено неск. единоверческих храмов, где он совершал богослужение по древним книгам. В 1909 г. по приглашению старообрядцев миссионер участвовал в 1-м съезде поморцев в Москве (см. Съезды старообрядческие ).

http://pravenc.ru/text/154333.html

Феогност, архиепископ Псковский и Порховский (Лебедев Андрей Григорьевич) Родился 30 ноября 1801 года в селе Еськах Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Окончив Тверскую семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1827 года, по окончании Санкт-Петербургской академии со степенью магистра, назначен бакалавром Московской академии. 7 апреля 1832 года принял иноческий постриг. 9 апреля 1832 года рукоположен в иеродиакона. 10 апреля 1832 года рукоположенво иеромонаха. 20 июня 1832 года определён действительным членом академической конференции. 22 августа 1832 года зачислен в соборные иеромонахи. 25 января 1833 года назначен ректором Вологодской семинарии. С 26 февраля 1833 года архимандрит Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 20 марта 1833 года назначен директором Вологодского тюремного комитета. В 1834 году определён цензором проповедей в городе Вологде. С 1837 года – благочинный монастырей Вологодской епархии. С января 1838 года по 1 июля 1839 года находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 24 июля 1841 года переведён ректором Санкт-Петербургской семинарии и назначен настоятелем Ярославского Толгского монастыря, присутствующим в Санкт-Петербургской духовной консистории, членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии и членом её внешнего правления. 23 мая 1848 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. В 1850 году (с февраля по июнь) временно управлял Воронежской епархией. 13 июля 1852 года переведён епископом Вологодским и Устюжским. Принимал участие в погребении поэта К.Н. Батюшкова († 1855) в Спасо-Прилуцком Димитриевском монастыре в Вологде. С 31 июля 1856 года – епископ Тобольский. 8 апреля 1862 года возведён в сан архиепископа. С 27 сентября 1862 года – архиепископ Псковский и Порховский. Скончался 22 апреля 1869 года в Пскове. Архиепископ Феогност был добродушным, кротким, ласковым, незлобивым человеком. В своих убеждениях был твёрд. По душевному складу был благодушный созерцатель-аскет, не лишённый, однако, интереса к текущей действительности. Везде желал видеть братскую любовь и мир Христов. Отличался воздержанной и целомудренной жизнью. Занимался литературной деятельностью, редактировал книги «Правил святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов» и перевод «Точного изложения православной веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А что касается Феогноста, то его недовольство легатами понятно и без объяснения. Игнатиане надеялись, что легаты будут на стороне Игнатия, но ошиблись в расчетах. 116 Theognosti. Ibidem. Странно выходит, что Фотиане, по смыслу описателей собора, все молчат, как будто бы они и рта не могут открыть в свою защиту. Очевидно, описатели старались стушевать деятельность фотианской партии на соборе. 120 По изысканиям Гергенретера, как на Востоке, так и на Западе, иногда практиковался обычай, по которому на суде против епископа считалось необходимым иметь до 72 свидетелей. Hergen I, 426. 121 Что в самом деле против Игнатия выставлено было 72 свидетеля из мирского звания, в этом едва ли можно сомневаться, ибо некоторые из этих свидетелей позднее, на соборе 869 г., должны были принести публичное покаяние в содеянном ими поступке. 122 Нужно сказать, что действительно даже приверженцы Игнатия, говоря о поставлении его в патриарха, с особенным ударением указывают на волю императрицы Феодоры и совет инока Иоанникия (См. Nicet, vita Ignat. col. 501). 123 Сомнительно, чтоб собор воспользовался этим правилам против Игнатия; правило мало относилось к делу. Вообще видно, что обвинение предъявлено было против Игнатия светской властью и свидетели тоже, очевидно, выставлены правительством. Вероятно, само же правительство, для водворения мира в государстве, потребовало от собора осуждения Игнатия, что и сделано собором в виду настойчивых требований светской власти, – исключительно во имя общественного блага. 124 Впрочем, некоторым, но слабым восполнением сведений может служить девятое заседание собора 869 года. (См. ниже). 125 Обычай расстрижения существовал в Византии: но на этот раз происходил ли он так торжественно, очень сомнительно. 126 Nicet. Paphl, col, 517. 520. – Мы извлекли из сказаний Феогноста и Никиты черты, рисующие деятельность собора, но отнюдь нельзя ручаться, что это действительные черты собора. Дело происходило, может быть, так, но не совсем так. Акты собора 861 года отправлены были правительством к папе Николаю (Hefele, IV, 234), по ведь они были бы обвинительным актом против Фотия и Византийской церкви, если бы в них заключалось тоже, что у Феогноста и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

330 (...основатель общежительного монашества Пахомий... – Пахомий Великий (292–15.05.348) – преподобный, основатель первого общежительного монастыря ок. 325 (330?) г. в Тавеннисии египетской пустыне Фиваиде. Составил строгий общежительный монастырский устав. День памяти 15/28 мая.) 331 ( Церковь осудила монтанистов, якобы проповедовавших монашеские воззрения. – Монтанисты – последователи монтанизма – ереси, возникшей в середине II в. во Фригии. Ее основатель Монтан, бывший языческий жрец, отрицал авторитет епископов, обряды и проповедовал живое духовное общение с Божеством, проявляющееся в индивидуальных харизмах, т.е. в особыхдарах Св. Духа, преимущественно в даре пророческом. Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках с возвещением главным образом скорого второго пришествия Христа. Для устройства собственной церковной жизни они следовали строжайшему аскетизму, доходившему до изуверства. Ересь получила распространение в Малой Азии, Африке, Галлиии на Балканах; была осуждена I Вселенским Собором в Никее (325 г.). Просуществовала до VII в. Впоследствии идеи монтанистов переняли некоторые протестантские течения, в частности пятидесятники.) 332 (...прощаюсь, ангел мой, с тобою. – Начальные слова известного городского романса, использованные М.Е. Салтыковым-Щедриным в своем произведении «Помпадуры и помпадурши» в названии первой главы о прощании с начальниками. См.: Салтыков-Щедрин М.Е. Помпадуры и помпадурши: Очерки. СПб., 1873.) 333 (22-е января... скончался... митрополит Киевский Феогност... внимательно относился ко мне в бытность мою ректором и инспектором Новгородской семинарии... скончался в день своей хиротонии... – 22.01.1867 г. Феогност (Лебедев) был хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. В годы инспекторства и ректорства автора Дневника в Новгородской ДС (1895–1897) преосвященный Феогност был архиепископом Новгородскими Старорусским (1892–1900), см.: Дневник. Т. 1. С. 270–285, 507.) 334 (...Иннокентий (Пустынский)... назначен в распоряжение Московского митрополита и... наместником Чудова монастыря вместо архимандрита Товии, который будет... настоятелем Знаменского монастыря. – Об архимандрите Иннокентии (Пустынском) см. Примеч. к л. 41. Архимандрит Товия (Цимбал) назначен настоятелем Знаменского монастыря в Москве 31.01.1903 г. с переводом в сей монастырь; подробнее о нем см. Примеч. к л. 34 об.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Партия Мефодия с необыкновенным единодушием поддержала кандидатуру Фотия, поставленную тогдашним правительством. Для этой партии не составляло соблазна то обстоятельство, что Фотий возводился в патриарха непосредственно из мирян; она глубоко чтила память двух патриархов Тарасия и Никифора, избранных в том же роде, как и Фотий. Но это обстоятельство (избрание Фотия из мирян) составляло камень соблазна для партии игнатиан, питавшей из-за этого нерасположение напр. к вышеназванному св. Никифору. Григорий Асвеста, осужденный Игнатием в интересах своей партии, был во главе партии Мефодия, так сочувственно принявшей Фотия. Григорий Асвеста собственноручно (хотя, конечно, не единолично) посвящает Фотия в патриарха 203 . Но чем сильнее и решительнее поддержала кандидатуру Фотия партия Мефодия, тем не сочувственнее приняла ее партия игнатиан. Из них с особенною решительностью с самых первых пор против Фотия заявили себя пять епископов и между ними – Митрофан Смирнский и Стилиан Неокесарийский 204 . Само собой разумеется, Фотия враждебно встретили и студиты, монахи Студийского монастыря. Почему – это понятно. В это время архимандритом Студийского монастыря был Николай, муж строгой жизни. Он решительно отказался вступить в общение с Фотием, он смотрел на него, как на татя и презрителя церковных законов; частью он не мог примириться с мыслью, что патриаршую кафедру покидает Игнатий, между которым и студитами было духовное сродство; частью ему казалось соблазнительным, что Фотий повторяет в своем лице пример Тарасия и Никифора, посвященных прямо из мирян, а это и прежде, а теперь в особенности, питало враждебное чувство студитов. Николай не стесняется открыто заявлять о своем непризнании патриарха и, наконец, покидает столицу. Между архимандритами монастырей, по примеру Николая, нашлись и другие противники Фотию: Феогност, Иосиф, Евфимий, Никита и Досифей 205 . Особенно между ними замечателен Феогност, который позднее оказал такие услуги игнатианам сношениями с папским престолом. Благодаря ему, игнатианская партия на Востоке вообще получает характер папистический. Феогност, а в след за ним и Игнатий, смотрят на папу, как на единственного избавителя, который мог бы доставить партии игнатиан значение, которое она потеряла в церкви. Печальное обстоятельство!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало c 1892 г. до сер. 30-х гг. XX в. Резиденцией епископов первоначально служил Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с 1907 г. Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (до его закрытия в 1924); в 1907 г. Кирилловские викарии получили в свое ведение часть Новгородской епархии. 21 нояб. 1892 г. Новгородская кафедра была отделена от С.-Петербургской (епархии были объединены в 1775) и получила самостоятельного архиепископа с титулом «Новгородский и Старорусский». Тем же высочайшим повелением викарному Старорусскому архиерею усваивалось наименование «епископ Кирилловский», по уездному г. Кириллову. 28 нояб. 1892 г. Новгородская консистория уведомила об этом духовенство епархии, приказав духовенству Кирилловского у. возглашать после имени правящего архиерея имя епископа Кирилловского. Старорусский еп. Антоний (Соколов) был переименован в епископа Кирилловского. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) прибыл в Новгород 17 дек. 1892 г. Еп. Антоний оставался его викарием до 3 сент. 1893 г., когда получил назначение в Чернигов, где и скончался. В 1893 г. К. в. замещалось дважды. 30 сент. на кафедру был определен ректор Донской семинарии архим. Назарий (Кириллов) , хиротонисанный 24 окт. в Троицком соборе Александро-Невской лавры; уже 13 нояб. он стал епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 18 дек. 1893 г. Кирилловскую кафедру предоставили еп. Арсению (Иващенко) . Архиеп. Феогност создал своему ученому викарию условия наибольшего благоприятствования. Чтобы еп. Арсений мог продолжать в Новгороде занятия историей Церкви, агиографией, переводами визант. авторов, его не обременяли епархиальными делами. 13 авг. 1900 г. он участвовал в освящении Софийского собора после реставрации. Занимал Кирилловскую кафедру до кончины 18 февр. 1903 г., погребен в паперти Преображенского собора Хутынского мон-ря. Последующие 4 Кирилловских епископа были хиротонисаны в новгородском кафедральном Софийском соборе. Хиротонию еп. Феодосия (Феодосиева) совершили 23 марта 1903 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) , епископы Ямбургский Сергий (Страгородский) и Дмитровский Трифон (Туркестанов) . Еп. Феодосий совершал ежегодные объезды епархии для обозрения храмов и мон-рей, в авг. 1905 г. посетил Кириллов.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

Когда случилось это последнее явление, тогда замолкают всякие отголоски фотианской партии, а партия, похожая на игнатиан, завладевает руководительством церковных дел в Константинополе. Таким образом, разногласия игнатиан и фотиан, имея своим исходным пунктом времена инокоборческие (времена VII Вселенского собора и Феодора Студита ), не закончились со смертью Игнатия и Фотия, но продолжали существовать – конечно, не в своей первоначальной форме – до самого XIV века. Перво-второй Константинопольский собор (Двукратный) 207 Собор Константинопольский 861 г., происходивший в константинопольской церкви Свв. Апостолов, служит выражением того значения, каким пользовался Фотий в свое время, и того могущества, каким обладала партия фотиан. К сожалению, актов этого собора не сохранилось; (i) они уничтожены были, когда у кормила церковной власти появились на некоторое время снова игнатиане, постаравшиеся о том, чтобы сгладить следы бывшеготоржества противоположной партии. 208 Ввиду этого историю собора 861 г. приходится останавливать на основании второстепенных документов. Но и здесь историка ожидает разочарование. Главнейшие документы, помогающие разъяснению истории собора, написаны явными врагами Фотия, которые не в состоянии были рассказать ход соборных дел беспристрастно. Говорим о биографии Игнатия, составленной Никитой Пафлагонянином, и записке Феогноста. Авторы этих творений уже нам известны: имена их встречались на предыдущих страницах. По известиям Никиты и Феогноста невозможно начертать полный образ деятельности собора 861 года, а можно обозначить лишь некоторые контуры, которые дают понятие об общем ходе соборной деятельности. Целью собора было, с одной стороны, доказать авторитет и значение партии фотиан, так как против церковного авторитета и значения этой партии стали вооружаться игнатиане, лишившиеся власти и старались смущать Церковь , а с другой – ввести в границы и усмирить игнатианскую партию. Все благоприятствовало тому, чтобы выполнить эти задачи с должным успехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Свою задачу члены Братства видели в необходимости оградить население от влияния неправославных учений. Выполнение этих важных задач было возможно через развитие церковно-приходских школ и открытие новых, через продажу церковной литературы и организацию миссионерских библиотек. Способствовало этому возведение новых храмов в местах, населенных раскольниками. Чтобы усилить миссионерское направление в жизни епархии, в 1893 году для этой работы выделили двух священников и двух помощников. Владыка Феогност, высоко оценив познания Василия Лебедева, решил по окончании им семинарии отправить выпускника для подготовки к делу миссии в Москву к известному архимандриту Павлу Прусскому . Архимандрит Павел (Леднев, 1821–1895), уроженец Сызрани, был известным деятелем раскола федосеевского толка. В 27 лет он отправился в Пруссию, где устроил раскольничий монастырь, управлял им 18 лет и считался вождем федосеевщины. Он был самоучкой, основательно знал древнерусскую и святоотеческую литературу. Внимательное изучение книг и сопоставление наследия отцов Церкви с учением раскольников убедили инока Павла в неистинности последнего. В 1868 году он присоединился к единоверию и переселился в Никольский единоверческий монастырь в Москве, а вскоре был избран его настоятелем. Былые заблуждения архимандрит Павел направил на службу истинному учению. Он оставил много сочинений, которые издавались Священным Синодом. Писал ясно и просто, доказательно опровергая все пункты учений раскола. Переход его в единоверие имел огромное значение для миссионерского дела. Кроме того, старец весьма почитался народом. Встреча помощника миссионера Василия Лебедева со знаменитым миссионером Павлом Прусским произошла за год до блаженной кончины старца. Их беседа не только утвердила начинающего миссионера в выборе своего призвания, но и в значительной степени повлияла на решение последовать иноческому пути. Начав миссионерскую деятельность, Василий Лебедев убедился, что призван целиком посвятить себя проповедничеству и что это возможно, лишь если он станет монахом. Монашеские наклонности постепенно воспитывались в нем древней Антониевой обителью, в стенах которой протекала учеба в семинарии. Решающее влияние на выпускника оказал его учитель Н. А. Сперовский, который принял монашество в сентябре 1893 года, и на следующий год этот шаг совершил Василий Лебедев. А под впечатлением бесед с иеромонахом Димитрием созрело решение всецело посвятить себя служению Богу и ближнему. Поездки по монастырям укрепили решимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010