Нечаев Михаил Андреевич (1879–?), диакон. Член Собора по избранию как клирик от Пензенской епархии. В 1895 г. окончил Пензенское духовное училище и определен к Покровской церкви с. Любятино Пензенского уезда. С 1904 г. псаломщик церкви с. Трубетчино Мокшанского уезда. С 1906 г. диакон Богоявленской церкви г. Керенска. Преподавал в начальных учебных заведениях, был членом общества трезвости. В 1914 г. занимался на противосектантских курсах. Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. Член Собора по должности как епископ Вятский и Слободской. Председатель Издательского отдела Собора. Избран заместителем члена Священного Синода. В 1897 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1905 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской. В 1918–1919 гг. в заключении. С 1919 г. архиепископ. В 1919–1921 гг. в заключении. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не мог. С 1921 г. член Священного Синода. С января 1922 г. архиепископ Крутицкий. Неоднократно арестовывался, находился в ссылках и лагерях. С ноября 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Никодим (Кротков Николай Васильевич ; 1868–1938), священномученик, архиепископ. Член Собора как заместитель митрополита Антония (Храповицкого) . В 1907 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. В 1918 г. арестован петлюровцами, в мае-октябре 1919 г. находился в Кракове в католическом монастыре вместе с митрополитом Антонием и архиепископом Евлогием. С июня 1920 г. епископ Таврический и Симферопольский. С 1922 г. архиепископ. В 1922–1932 гг. в заключении. С 1932 г. архиепископ Костромской и Галичский. С 1936 г. в заключении. Скончался в заключении. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Николай (Добронравов Николай Павлович ; 1861–1937), священномученик, архиепископ. Член Собора как член Предсоборного Совета в сане протоиерея. В 1885 г. окончил МДА, кандидат богословия, С 1890 г. законоучитель, профессор богословия Александровского военного училища (Москва). С 1891 г. протоиерей. Преподавал в различных учебных заведениях, автор книг и статей по богословским и церковным вопросам. На Соборе выступал против восстановления патриаршества, однако по избрании и настоловании Святейшего Патриарха Тихона стал его искренним и горячим сторонником. С 1918 г. настоятель московской Всехсвятской церкви на Варварской площади (на Кулишках). В 1918 г. арестован во время работы Собора, провел несколько месяцев в тюрьме, во все время нахождения в заключении Комиссия Собора ходатайствовала о его освобождении. Овдовел. После окончания работы Собора пострижен в монашество ив 1921 г. хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 г. арестован, выслан на один год в г. Усть-Сысольск. С 1923 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. В 1925–1937 гг. в тюрьмах и ссылках. Расстрелян. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Софилогическая система догматического богословия развита Булгаковым главным образом в «большой трилогии»: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Здесь София сближается с «усией», сущно­стью Св. Троицы. Это сближение, как и его следствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова было осуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного Архиерейского Собора в Карловцах. В.Н. Лосский , давший критический анализ учения, находит, что суть его – «поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим свободу» («Спор о Софии», Париж, 1936). Булгаков отвечал оппонентам, однако «спор о Софии» так и не получил окончательного решения. Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем и разделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства» (С.С. Хоружий. Энциклопедия Кирилла и Мефодия). Обвинения Булгакова в ереси и неправославии встречаются в православных кругах довольно часто. Например, в православном энциклопедическом словаре под названием «Букварь» краткая справка о С.Н. Булгакове завершается следующей фразой: «В его философских воззрениях, однако, усматривается несколько (а именно 16) личных мнений, не приемлемых Церковью» (Букварь. Наука, философия, религия/Под редакцией архимандрита Никона (Иванова) и протоиерея Николая Лихоманова. М., 2001. T. I. С. 444). Однако следует помнить, что главный критик прот. Сергия В.Н. Лосский , признававший тем не менее «большую последовательность и глубину» мысли критикуемого, в одной из своих последних работ (1957) призывает всех богословов к риску осмысления еще не определенных вероучительных вопросов: «Лучше мыслить о Святой Троице, принимая на себя риск всегда возможных ошибок, чем только повторять священные формулы в ленивом и самодовольном безмыслии, оставаясь чуждым и их содержанию, и силе. Верность преданию – не инертна, а динамична. Без новых и новых усилий богословской мысли не может быть подлинной верности преданию Отцов Церкви» ( Владимир Лосский . К вопросу об исхождении Святого Духа//Богословие и боговидение. М., 2000. С. 382:389).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Принял постриг в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. О. Герман был талантливым иконописцем. Был опытным духовником и наставником. Прп. Алексий, старец Зосимовой пустыни, исповедовался у него. – Ред. 209 Архиепископ (в будущем митрополит) Никандр (Феноменов, 1872–1933). Окончил КДА, с 1905 г. – епископ. Член Собора 1917–1918 гг. С 1922–23 архиепископ Глазовский, ближайший помощник св. Патриарха Тихона. Был неоднократно арестован и сослан. С 1925 г. – митрополит Одесский, с 1927 г. – митрополит Ташкентский и Туркестанский. – Ред. 210 Николай Павлович Добронравов , в будущем архиепископ Николай (Добронравов , 1861–1937) – окончил МДА. В 1889 г. рукоположен во иерея. Член Собора 1917–1918 гг. Овдовев, принял постриг, с 1921 г. – епископ, с 1923 г. архиепископ Владимир и Суздальский. В 1925 г. арестован вместе со свмч. Петром (Полянским) . В ссылке в Туруханском крае до 1929 г. Арестован в 1937 г. и расстрелян в Бутово. – Ред. 211 Священник Сергий (Сергей Иванович Фрязинов, 1880-?) – окончил МДА, кандидат богословия. Член Собора 1917–1918 гг. Арестован в 1918 г. В 1922 г. осужден на 5 лет лишения свободы по делу об изъятии церковных ценностей. Дальнейшая судьба неизвестна. – Ред. 212 В 1918 году усадьба Абрамцево была обращена в музей, в котором было разрешено трудиться ее бывшим владельцам. – Ред. 213 Протоиерей Сергий Успенский (1854–1930) – заместитель председателя совета Союза объединенных приходов г. Москвы А. Д. Самарина. Арестован в 1919 г. по «делу Самарина-Кузнецова», затем в 1922 г. В 1923 г. освобожден за преклонностью лет. – Ред. 215 Григорий Алексеевич Рачинский (1859–1939) – видный церковно-общественный деятель. Был арестован в 1919 г. как участник Союза объединенных приходов г. Москвы и один из его организаторов, член исполнительного комитета совета Союза. От судебного преследования был освобожден перед началом процесса по «делу Самарина-Кузнецова» в силу показаний психиатра о невменяемости подсудимого. – Ред. 216 Николай Дмитриевич Кузнецов (1868–1930) – доцент МДА, присяжный поверенный, крупный церковно-общественный деятель, член Собора 1917–1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Проект был составлен проф. Б. А. Тураевым и представлен членам Священного Собора, однако решение было отложено до будущего Собора (см.: Балашов Н,. прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001). 813 Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не смог из-за подписки о невыезде. С сентября 1921 г. член Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. С января 1922 г. архиепископ Кру­тицкий. Неоднократно арестовывался, находился в ссылках и заключении. С ноября 1925 г. ми­трополит Одесский. С 1927 г. Ташкентский и Туркестанский. 814 См.: Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православною Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изобра­жениями в тексте праздников и икон Божией Матери/Сост. С. Снессорева. 2-е изд., доп. СПб., 1898. 817 Тучков Евгений Александрович (1892–1957), сотрудник ОГПУ. В 1922 г. назначен заместите­лем начальника 6-го отделения Секретного Отдела ГПУ. В 1922–1929 гг. начальник 6-го отде­ления Секретного отдела ГПУ–ОГПУ. С сентября 1922 г. секретарь Антирелигиозной комиссии. В 1939 г. уволился из ГУГБ НКВД. 818 Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870–1930), сщмч. епископ. Член Священного Собора Православной Русской Церкви 1917–1918 гг. В 1925 г. хиротонисан во епископа. В 1926 г. аре­стован. Приговорен к 3 годам ИТЛ. Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 г. Архиепископ Мануил неправильно указывает время разговора, который смог состояться после расстрела епископа Василия в 1930 г. 820 См.: Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподава­телям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. 822 См.: Краткий акафист Пресвятой Богородице явления ради чудныя Ея иконы «Державныя» в селе Коломенском, под Москвой, 2 марта 1917 года/Святейшим Патриархом Тихоном исправ­лен и допущен к употреблению. М., 1917. 824 Святитель Афанасий писал в письме архиепископу Мануилу от 20.10.1959 г.: «Признаюсь, я не охотник до акафистов, и даже больше того, я решительный противник акафистов, которых много появляется в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На Поместном Соборе 7 декабря 1917 года были избраны и заместители членов Синода, среди коих оказался и архиепископ Кирилл. Заместителями членов Священного Синода стали: епископ Вятский Никандр («за» – 193, «против» – 99), архиепископ Таврический Димитрий (192 и 99), митрополит Петроградский Вениамин (177 и 116), архиепископ Могилевский Константин (158 и 135) и, наконец, архиепископ Тамбовский Кирилл (147 и 143) 264 · События советской действительности также по-разному сказались на судьбе этих иерархов. Митрополит Никандр (Феноменов) и архиепископ Димитрий (князь Абашидзе) были среди поминающих митрополита Сергия и оба умерли своей смертью , первый – в 1933 году, второй, принявший еще в конце 20-х годов схиму с именем Антоний, – во время немецкой оккупации в Киеве. Митрополиты Петроградский Вениамин (Казанский) и Казанский Кирилл (Смирнов) стали славой и гордостью Русской Церкви, столпами веры и истинными поборниками Православия; оба они стяжали мученический венец: владыка Вениамин – в 1922 году, митрополит Кирилл – в 1937-м. И только в архиепископе Константине (Булычеве), уклонившемся в 1923 году в обновленчество, а в 1925 году – в григорианство и поставившим себя, таким образом, вне пределов Матери-Церкви, Поместный Собор ошибся. Участие владыки Кирилла в заседаниях Поместного Собора всегда было активным, что выражалось и в многочисленных поправках к обсуждаемым законопроектам, и в деятельной работе в различных соборных отделах и комиссиях. Выступлениям владыки Кирилла был чужд законнический пафос или столь частое тогда нереалистическое восприятие российской действительности. Суждения преосвященного Кирилла были трезвенны и ясны. Вместе с тем святитель прекрасно осознавал историческую роль Поместного Собора и часто критиковал вносимые на обсуждение законопроекты за их непроработанность и схоластичность. Сам в течение нескольких лет подвижнически служивший делу православной Миссии в Урмии, а затем много лет управлявший Тамбовской епархией и потому прекрасно знавший проблемы русского миссионерства, владыка Кирилл (уже будучи в сане митрополита Тифлисского) на заседании 22 марта (4 апреля) 1918 года критиковал доклад Отдела о внутренней и внешней Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 27. Фрагмент ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). С. 89). Павлин (Крошечкин; 1879–1937 гг.), сщмч. Евлогий (Георгиевский; 1868–1946 гг.), с 1914 г. архиепископ Волынский и Житомирский. Павел (Борисовский; 1867–1938 гг.). Анатолий (Грисюк; 1880–1938 гг.), сщмч., митрополит Одесский и Херсонский. Дамиан (Касатос; 1848–1931 гг.). Василий III (Георгиадис; 1846–1929 гг.), с 1925 г. по 1929 г. Патриарх Константинопольский. Антоний (Храповицкий; 1863–1936 гг.). Григорий IV (Хаддад; 1859–1928 гг.). Так в рукописи. Василий Димопуло (1867– 1934 гг.), архимандрит; в 1924 г. назначен настоятелем подворья Вселенского патриарха в Москве; посол (сакеллион) Константинопольского патриарха Василия III в Москве; почетный член обновленческого «Синода». Евгений (Зернов; 1877–1937 гг.), сщмч. Рассказы об «обновленствовании» о. Николая дошли не только до Соловков и Местоблюстителя, но и до митрополита Сергия. В мае 1926 г. ему пришлось снова объясняться запиской, на которой тот 9 июня 1926 г. сделал резолюцию: «Записка как будто не оставляет сомнения в православии о. прот[оиерея] Чукова и не дает оснований в чем-ниб[удь] противном Церкви его подозревать» (Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 3, оп. 3б, д. 63, л. 20). Иван Васильевич Попов (1867–1938 гг.), мч., доктор церковной истории, участник Поместного собора 1917–1918 гг. от Московской духовной академии. В 1925–1927 гг. находился в Соловецком лагере. Один из авторов «Соловецкого послания». Никандр (Феноменов; 1872–1933 гг.), епископом Вятским был в 1914–1918 гг. Димитрий (Любимов; 1857–1935 гг.), сщмч., в январе 1926 г. хиротонисан во епископа Гдовского; иосифлянский «архиепископ» Гдовский. Серафим (Протопопов; 1894–1937 гг.), в 1926–1928 гг. епископ Колпинский. Василий (Беляев; 1870 – не ранее 1931 г.). Протоиерей Владимир Воробьев привел устное сообщение Местоблюстителя о том, что епископ Василий говорил неправду ( Воробьев В., прот., Косик О. В. Указ. соч. С. 37–69). Из декабрьского 1929 г. письма митрополита Петра следует, что епископ Василий у него был, но «ни ему, ни другому моему сожителю… я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел» (Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 682).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II могилы митр. Арсения (Стадницкого). Ташкент. 11 нояб. 1996 г. После кончины митр. Ташкентского Никандра (Феноменова) 11 авг. 1933 г. на освободившуюся кафедру был назначен А. с титулом «Ташкентский и Туркестанский». Новгородскую кафедру занял архиеп. Алексий (Симанский). За ревностное служение указом Синода от 9 мая 1934 г. А. был награжден правом ношения двух панагий, в 1935 г.- правом предношения креста за богослужением. В Ташкенте А. много внимания уделял церковному пению, любил управлять хором, часто пел на клиросе. Несмотря на, казалось бы, совершенную невозможность развивать церковную науку, А. пытался поощрять церковно-исторические исследования. По отзыву А. 2-ю часть работы «Святые Вологодского края» (Ч. 1 опубл.: М., 1895) ее автор прот. Н. Коноплёв в 1935 г. был удостоен Синодом степени магистра богословия. Предчувствуя кончину, А. просил близкого ему свящ. Александра Щербу похоронить его в простом, необитом гробу, на могилу положить живые цветы. А. скончался от кровоизлияния в мозг, погребен на ташкентском Александро-Невском кладбище около могилы митр. Никандра. Мн. годы могилы иерархов находились в забвении, в послевоенное время были приведены в порядок, а в год столетия Ташкентской епархии (1971) были украшены новыми надгробиями. В 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Новгороде состоялись Первые, в 1995 г.- Вторые Арсениевские чтения. На бывш. Арсениевском доме установлена мемориальная доска. 11 нояб. 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II посетил Александро-Невское кладбище Ташкента и отслужил литию по всем церковным пастырям, подвизавшимся на узбекской земле. Арх.: АПРФ. Ф. 3; ГАНО. Ф. Р.- 213, 268, 822, 1558, 480, 481, 482, 483, 835; ГАРФ. Ф. 130, 550 [Арсений, митр. Новгородский и Старорусский], 1005, 1064, 1235; ЦА ФСБ. ДН-1780. Соч.: Дневник студента - паломника на Афон//ТКДА. 1885. 6, 7, 9; 1886. 1, 2, 4-8; Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митр. Кишиневский. Кишинёв, 1894; В стране священных воспоминаний. Серг. П., 1902; Из современной церковной жизни в Румынии. Серг. П., 1902; Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904. 2 т.; На духовной страде: Слова и речи. СПб., 1914. Т. 1; Пг., 1914. Т. 2; Воззвание к новгородской пастве//Звезда. Новгород, 1922. 65; Второе воззвание к новгородской пастве//Там же. 82; Третье воззвание к новгородской пастве//Там же. 86; Митрополит Арсений о государстве и Церкви//София. Новгород, 1993. 4.

http://pravenc.ru/text/76250.html

в Софийском соборе состоялась хиротония архимандрита Алексия во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротонию возглавил высокий гость России — Патриарх Антиохийский Григорий IV. Когда началась первая мировая война, епископ Алексий воодушевлял свою паству на самопожертвование ради отчизны, устраивал лазареты, служил молебны и панихиды по усопшим. Архиепископ Арсений подолгу бывал в Петербурге, участвуя в деятельности Священного Синода и Государственного совета, и викарный епископ Алексий управлял епархией, что продолжилось и в годы гражданской войны. Уже при советской власти епископ Алексий был осужден условно по обвинению в контрреволюционной деятельности. В феврале 1921 г. Патриарх Тихон назначил епископа Алексия первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского, 29 мая 1922 г., после ареста митрополита Вениамина, епископ Алексий вступил в управление Петроградской епархией, однако из-за происков живоцерковников он в октябре 1922 г. был выслан в Казахстан, в город Каракалинск. Весной 1926 г. на Благовещенье епископ Алексий вернулся в Ленинград. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже Хутынского, а в 1927 г. он вошел во Временный Патриарший Синод. 18 мая 1932 г. архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита с титулом Старорусского. В конце года в связи с тем, что после кончины митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова) проживавший более десяти лет в Ташкенте митрополит Арсений был назначен на эту кафедру, преосвященный Алексий стал титуловаться митрополитом Новгородским по имени епархии, которой он управлял уже в течение шести лет, а в 1933 г., после ухода на покой митрополита Серафима (Чичагова), митрополит Алексий был переведен на Ленинградскую кафедру. В это время Ленинград был главным оплотом обновленчества, а также правых оппозиционеров, т. е. тех, кто не поминал за богослужением имени митрополита Сергия. Новому Ленинградскому митрополиту пришлось много потрудиться над сохранением канонического строя церковной жизни в своей епархии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ненадич Милан, министр Королевского Двора в Королевстве СХС (с 1929 г. Югославия). В 1921 г. организовывал общежития для русской эмигрантской молодежи. Несмелое Арсений Иванович (наст, фамилия Митропольский; 1889–1945), поэт. Участвовал в первой мировой войне. Офицер армии А. В. Колчака. Эмигрировал в Харбин, где выпустил несколько книг. В августе 1945 г. был арестован и вывезен в СССР. Погиб в заключении. Нестор (Засс Николай Павлович; 1826–1882), епископ. До 1850 г. морской офицер. В 1854 г. пострижен в монашество, в 1855 г. рукоположен во иеромонаха. В 1857–1864 гг. плавал на судах в Средиземном море и к берегам Америки. С 1878 г. архимандрит. В 1878 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В 1879 г. прибыл в Сан-Франциско. На обратном пути в Россию упал с палубы парохода и утонул. Никандр (Викторов Леонид Николаевич; 1891–1961), архиепископ. Служил в Пермском Преображенском кафедральном соборе. Эмигрировал в Китай. В 1925–1927 гг. настоятель церквей в г. Ханькоу Пекинской епархии. В 1927–1946 гг. служил в Харбинской епархии: ключарем, настоятелем Св.-Николаевского кафедрального собора. Доцент Св.-Владимирского богословского института. После окончания второй мировой войны воссоединился с Московской Патриархией. В 1946 г. принял монашество. В 1946 г. хиротонисан во епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии. С 1952 г. епископ Харбинский и Маньчжурский, управляющий Восточно-Азиатским Экзархатом. С 1956 г. епископ Курский, затем Архангельский и Холмогорский. С 1957 г. архиепископ. В 1961 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский. Никандр (Молчанов Николай Дмитриевич; 1852–1910), архиепископ. В 1891 г. хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1893 г. ректор СПбДА. С 1895 г. епископ Симбирский и Сызранский. С 1904 г. архиепископ Литовский и Виленский. Духовный писатель. Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. В 1905 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1908 г. епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. С 1919 г. архиепископ. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не смог из-за подписки о невыезде. С сентября 1921 г. член Св. Синода при Св. Патриархе Тихоне. С января 1922 г. архиепископ Крутицкий. Неоднократно арестовывался, находился в ссылках и заключении. С ноября 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. Ташкентский и Туркестанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

460 Архиепископ Филипп (Гумилевский). Последняя кафедра, которую он занимал, – Владимирская. Достоверных сведений о последних годах его жизни и кончине пока нет. 463 Богословский термин, означающий самоумаление Бога, принявшего на Себя человеческое естество, ради спасения человека. 476 Имеется в виду июльская Декларация митрополита Сергия и последовавшая за ней официальная регистрация Патриаршего Синода Наркоматом внутренних дел. 477 Послания (или декларации) соловецких узников (Обращения православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к Правительству СССР) в мае 1926 года. См.: История Русской Православной Церкви. 1917–1990. М., 1994, с. 235–245. 478 В апреле 1927 года епископ Алексий (Готовцев) был назначен митрополитом Сергием на Рыльскую кафедру. 479 Евгений Тучков – уполномоченный ОГПУ по делам религии, возглавлявший противоцерковные акции государства в 1922–1939 годах. 482 Митрополит Одесский Никандр (Феноменов, 1872–1933), находившийся в ссылке в Турткуле. Его срок окончился в 1927 году. 487 Это продолжение шутливого разговора старичка-попутчика с ребенком, описанного в рассказе Натальи Дмитриевны «Аму-Дарья» о ее путешествии по реке на лодке из Чарджоу в Турткуль: Н. Д. Шаховская-Шик. Рассказы о детях. М., 2000. 489 Знакомство произошло в Бутырской тюрьме (см. предисловие). Из письма Натальи Дмитриевны от 28 марта 1921 года: «В субботу я ждала вечера-всенощной, но пришло горе. Епископа Германа перевели с рабочего открытого коридора на закрытый, куда нам нет хода... Зато сегодня случилась нежданная радость. Через одну нашу товарку, более настойчивую и проникающую к епископу, он мне прислал образок. Не знаю, как это могло прийти ему в голову, – я ни разу к нему не подходила и не говорила с ним, кроме исповеди. И я не могла это принять иначе, как то, что благословение это мне прислано не от него, а только через него. А то, что образок – преподобного Сергия, показалось мне уже явственным чудом». В тот же день «епископа и других священнослужителей заперли в строгие одиночки» (архив семьи Шаховских).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010