Мы видим здесь полную противоположность сложившимся представлениям: алтарное пространство древнего византийского храма представляло собой не трехчастное святилище, обычное в Сирии; а полное отсутствие такового. Ни в одном из древних храмов Константинополя нет трехчастного алтаря, и именно это отличается столицу от иных центров литургического влияния. В северной Сирии трехчастный алтарь главной апсиды и обрамляющие пастофории являются единым целым. То же самое происходит в Равенне, начиная с V в. В Греции и Македонии проблема более сложна. В Константинополе трехчастная планировка впервые появляется лишь в начале X в. в храме Будрум-джами (Мирелейон) и северной церкви Фенари-Иса (монастырь Липса), и лишь позже становится общим правилом. В древних храмах нет никаких отдельных залов не только с восточной стороны, но и в нартексе, что обычно бывает в Греции. Нет никаких подсобных помещений вообще. 661 Не найти лучшего примера, чем величайшая церковь из всех, когда-либо построенных для отправления богослужения византийской традиции: новый собор Святой Софии, освященный 24 декабря 537 г. Знание планировки этого храма является совершенно необходимым для понимания чина византийской литургии. Будучи кафедральным собором византийского обряда, он не просто создавал условия для отправления богослужения, он сформировал само богослужение. За исключением разрушения атриума и нескольких турецких пристроек и минаретов, Святая София все еще выглядит в основном так, как задумывали архитекторы Артемий и Исидор. 662 На основе исследования литургической планировки Святой Софии Мэтьюз приходит к следующему заключению. ... Совершенно ясно, что никакой ризницы, или предложения, и диаконикона, которые Летаби и Антониадис предложили восстановить с обеих сторон главной апсиды церкви, никогда не существовало. Как обозначено в плане Ван Ниса, восточная стена церкви Юстиниана цела и невредима по всей длине, следуя прямой линии с обеих сторон апсиды. Для полной картины ранней византийской архитектуры никакой пример не имел бы большего значения, чем кафедральный собор столицы, и здесь мы находим единственную апсиду между восточными входами, а не между протесисом и диакониконом. 663

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мон-рь Христа Пантократора, Стамбул Мон-рь Христа Пантократора, Стамбул В X-XI вв. в Византии представители знати, состоятельного чиновничества и императоры брали под свое покровительство (а нередко и под прямое управление) М. и передавали им часть своих владений. Тем самым обеспечивалось благосостояние многочисленных обителей. В это время в К-поле были основаны или полностью перестроены М. Липса (ныне Фенари-Иса-джами), Богородицы Евергетиссы, св. Георгия в Манганах, Пантократора и мн. др. Синаксарь Константинопольской Церкви и Типикон Великой церкви (IX-XI вв.) упоминают в К-поле и его ближайших пригородах 38 М. В М. часто превращались бывшие приходские храмы (в IX-XII вв. известно 8 таких случаев). Большинство императоров той эпохи основывали свои ктиторские М. или жертвовали обителям деньги и угодья (см. подробнее в ст. Константинополь ). Самый знаменитый М.- св. Иоанна Крестителя, более известный как Студийский, был построен консулом Студием. Много М. было построено на Принцевых о-вах. На одном из них, о-ве Халки, был основан М., посвященный Матери Божией. В этом монастыре при имп. Никифоре 2 года находился в заключении исп. Феодор Студит. . На этом же острове был воздвигнут М. в честь Св. Троицы, ставший впоследствии богословской школой. Чаще всего М. назывался по имени святого, к-рому он был посвящен, иногда прибавлялись название места, имя основателя М., дарителя земли; напр., мон-рь св. Иоанна Крестителя около протока Валенса, мон-рь св. Андрея около ворот Сатурнина и т. п. Знаменитые мон-ри Саккудийский и Студийский были имп. М., т. е. они находились в непосредственной зависимости и под покровительством императора и были свободны от ведения патриарха. Они не подлежали никаким оброкам и имели в неотъемлемой собственности все владения, дарованные им императорами. В К-поле были разнообразные М., большие и малые, часто обращенные из языческих храмов или частных жилищ. М., построенные у берегов Пропонтиды или Золотого Рога, у подножия холмов, на утесах или крутых вершинах, всегда были окружены стеной. Внутри монастырской ограды выделялась церковь; церкви не занимали большого пространства, но были богаче приходских. План церквей имел 2 типа: форму древних лат. базилик и крестообразную. Уже с эпохи Юстиниана церкви чаще имеют форму креста с равными крыльями, с куполом посреди, часто окруженным, как в мон-ре Хора, мн. др. маленькими куполами. Таковы были, напр., церкви в мон-рях св. Феодора Тирона, святых Сергия и Вакха ( Марен. 1899. С. 29-30). Внутри церкви были колонны из мрамора или порфира. Мозаика служила украшением церквей, из нее нередко делались и образы, напр. в церкви мон-ря св. Фоки.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИПСА КОНСТАНТИНА МОНАСТЫРЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Греч. Μον το Λιβς, Μον τς περαγας Θεοτκου το Λιβς; мон-рь Пресв. Богородицы Липса; тур. Фенари-Иса-джами] женский мон-рь, основанный в долине р. Ликус Константином Липсом, сановником и друнгарием (главой) визант. флота имп. Льва VI (886-912), представляет собой один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся средневек. памятников визант. К-поля. Единственные архитектурные постройки, сохранившиеся от некогда большого монастырского комплекса,- ц. Богоматери Панахранты (Непорочной), т. н. сев. церковь, освященная в 907/8 г. в присутствии императора, и пристроенная к ней во 2-й пол. XIII в. по инициативе имп. Феодоры, жены имп. Михаила VIII Палеолога , ц. во имя св. Иоанна Крестителя, т. н. юж. церковь ( Millingen. 1912). Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Липса в К-поле. 908 г. Реконструкция А. Миго Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Липса в К-поле. 908 г. Реконструкция А. Миго После смерти мужа Феодора удалилась в мон-рь, к-рый был ее усилиями отреставрирован и расширен. Здесь она, приняв постриг с именем Евгения, провела остаток жизни († 1303). Один из аркосолиев в юж. нефе с вост. стороны связывается с местом погребения имп. Феодоры ( Macridy. 1964). В юж. церкви позднее были похоронены мать Феодоры, Анна, и ее дочери Ирина, Евдокия и Анна, а также сын Константин († 1306), брат имп. Андроника II Палеолога, 1-я жена имп. Андроника III Палеолога имп. Ирина († 1324), имп. Андроник II († 1332) и 1-я жена Иоанна VIII Палеолога имп. Анна Васильевна Палеолог (Московская) († авг. 1417) (Ibid. 1964; Marinis. 2009). Архитектурный комплекс мон-ря на более поздних этапах существования включал здание больницы и др. сооружения, связанные с повседневной жизнью монашеской общины ( Janin. Églises et monastères. 1953. P. 307; Majeska. 1984). Документальные письменные свидетельства, относящиеся к ранней истории Л. м., фрагментарны. В частности, упоминания о протоспафарии Липса встречаются в сочинении имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (De administrando imperii. 43. 42-76); дата освящения мон-ря 907/8 г. содержится в Хронике Симеона Логофета (X в.). Более полные и точные данные о Л. м. имеются в визант. источниках последующего периода, напр. в Типиконе мон-ря, составленном имп. Феодорой между 1294 и 1301 гг. (или с 1282 до 1300); копия хранится в Британской б-ке в Лондоне (Lond. Brit. Lib. Add. 22748) (см.: Delehaye. 1921; Talbot. 2000). В нем содержатся сведения о жизни обители и о работах, к-рые в ней проводились.

http://pravenc.ru/text/2110542.html

Церковь Пресв. Богородицы «Живоносный Источник» (19) - см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь , расположенный за к-польской городской стеной. Монастырь Пресв. Богородицы Кехаритомени (20) (τς Κεχαριτωμνης - Благословенной) ( Janin. 1969. P. 188-191), основан не позднее нач. XII в. Ириной Дукеной, женой имп. Алексея I Комнина, к-рая составила для обители Типикон (до 1118; изд.: PG. 127. Col. 985-1128; Miklosich, M ü ller. Vol. 5. P. 327-391). Мон-рь был полностью автономным. Его церковь была купольная, имела экзонартекс, предназначенный для погребения представительниц августейшей фамилии, и нартекс с изображением сцены «Омовение ног». На территории обители также была ц. св. Димитрия и имп. апартаменты с 2 примыкавшими банями. Мон-рь соседствовал с другим, также основанным имп. Ириной,- в честь Христа Филантропа (Человеколюбца) и имел общее с ним водоснабжение. Из рус. паломников только диак. Зосима упоминает, что в мон-ре хранилась глава прп. Иоанна Дамаскина. Хотя указание на мощи не подтверждается др. источниками, само упоминание может свидетельствовать о существовании мон-ря в 1-й четв. XV в. В то же время не исключено, что церковь стала приходской, поскольку сохранилось разрешение на совершение венчания ее священником и певчим ок. 1400 г. ( Miklosich, M ü ller. Vol. 2. P. 299). На основании указаний Типикона, что мон-рь находился недалеко от ц. св. Анны в квартале Девтерон и соседствовал с жен. мон-рем св. Николая, Жанен локализует обитель между Адрианопольскими воротами и совр. р-ном Балат. Монастырь Пресв. Богородицы Кириотиссы (Календерхане-джами?) (21) - см. Панагии Кириотиссы храм в Константинополе . Монастырь Пресв. Богородицы Константина Липса (Фенари-Иса-джами) (22) - см. Липса монастырь , в Константинополе. Монастырь Пресв. Богородицы Одигон (23) - см. Одигон . Монастырь Пресв. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) (24) - см. Паммакаристос монастырь . Монастырь Пресв. Богородицы Панахрантос (25) (τς Παναχρντου) ( Janin. 1969. P.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Согласно визант. хронистам, Лев VI привлек для строительства матросов военного флота, а после освящения поселил в монастыре евнухов. Обитель несомненно уже действовала в 901 г., когда имп. Лев хотел похоронить здесь свою 3-ю жену Евдокию, но получил от игумена отказ. В 1204 г. в мон-ре расположился капитул лат. каноников. После отвоевания К. мон-рь был возрожден; император и придворные посещали его в Лазареву субботу. Высказывалась гипотеза, локализующая обитель на месте совр. госпиталя Гюльхане, она не подкрепляется надежными аргументами. Церковь св. Лаврентия в Пульхерианах (67) (ν τας Πουλχεριανας) ( Janin. 1969. P. 301-304), величественная базилика, которая была построена имп. Пульхерией ( 453; по другой, менее вероятной версии - совместно с супругом, имп. Маркианом), чтобы принять мощи сщмч. Лаврентия, принесенные в К. из Рима при имп. Феодосии II. Здесь также хранились мощи архидиак. Стефана, мц. Агнии и прор. Исаии. Церковь упоминается в связи с восстанием «Ника» (532) и в актах Собора 536 г., в последний раз - Антонием Новгородцем (1200); в IX в. была отреставрирована имп. Василием I Македонянином. Базилика локализуется у Золотого Рога, между 4-м и 5-м холмом. Высказывались гипотезы, отождествляющие ее с различными существующими ныне мечетями или визант. развалинами, однако все они, по мнению Жанена, противоречат данным письменных источников о том, что храм был очень больших размеров и соседствовал с монастырем св. Евфимии в Петрионе и кварталом Платея. Монастырь Липса (Фенари-Иса-джами) (22) - см. Липса монастырь , в Константинополе. Монастырь св. Маманта (68) - см. Маманта святого монастырь , в Константинополе. Церковь Марии Монгольской (76) - см. Панагии Мухлиотиссы монастырь , в Константинополе. Церковь св. Мины близ Акрополя (69) (πλησον τς κροπλεως) ( Janin. 1969. P. 333-335; Иванов. 2011. С. 167). Никифор Каллист приписывает ее основание имп. Константину I; Псевдо-Кодин добавляет к этому, что завершили строительство и обеспечили содержание храма имп.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Речь идет об упоминавшейся выше первой жене византийского императора Uoahha VIII Палеолога, скончавшейся в Константинополе и погребенной, как явствует из текста Зосимы, в Богородичном храме монастыря, построенного Константином Липсом в начале X в. вблизи храма святых апостолов – традиционной усыпальнице византийских царей, начиная с Константина I Великого, и их ближайших родственников. В XIII в. храм был возобновлен трудами императрицы Феодоры, жены Михаила VIII, в дальнейшем нашедшей свой последний приют здесь, в основанном ею женском монастыре (надгробная доска с надписью сохранилась и находится ныне в Археологическом музее Стамбула). 223 В османское время храм стал мечетью Фенари-иса. Портреты в рост василевса Иоанна Палеолога и Анны Васильевны вытканы на знаменитом большом саккосе Московского митрополита Фотия в XV в., хранящемся в Москве. 224 В конце января 1420 г. Зосима отправляется из Константинополя на Афон, сохранив таким образом для потомков, скорее всего, последнее русское описание Царьграда перед османским завоеванием. Вновь Зосима оказывается и зимует в Константинополе на обратном пути из Иерусалима на Русь в мае 1422 г. В середине 30-х гг. XV в. в Константинополь отправляется псковский инок Евфросин, в будущем основатель Трехсвятительского Елеазарова монастыря, с целью решения вопроса о правильности исполнения в литургии сугубой аллилуйи. 225 В Царьграде его принимает сам патриарх Иосиф II (1416–1439). Дважды ездил в Константинополь для разрешения некоторых вопросов «о церковном исправлении» Кассиан Каменский (ум.ок. 1463 г.) – игумен Кирилло-Белозерского монастыря, с 1455 г. – игумен Спасо-Каменской обители на Кубенском озере. Его посольства были отправлены по поручению великого князя Василия II Васильевича Темного и митрополита Киевского и всея Руси Ионы (1448–1461), официально ставшего первым митрополитом Московским. Сам Иона также ездил в Царьград в 1437 г. Великокняжеские посольства с письмами патриарху Митрофану II (1440–1443) отправлялись и в 1441 и в 1443 гг. 226 Накануне и после падения Константинополя в 1453 г. поездки в

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь Константина Липса в Константинополе был основан в честь видного сановника – протоспафария Константина Липса, погибшего на войне с Болгарией в 917 г. Два храма – северный и южный, построенные в монастыре, были превращены турками в мечети. Северный храм Богоматери Панахранты (турецкая мечеть Фенари Исса), сооруженный в начале X в. пятинефное, крестово-купольное здание с четырьмя легкими колоннами-устоями, придвинутыми к стенам, и удлиненной восточной ветвью креста, что создавало пространственную перспективу. Отличительной особенностью этого церковного сооружения было стремление к объединению внутреннего пространства в единое целое с помощью высоко поднятых арок, соединявших колонны со стенами. В смежных изолированных помещениях располагались жертвенник, где хранились предметы для совершения проскомидии – освящения святых даров, и дьяконник, в котором находились облачения, иконы и другие предметы, необходимые для богослужения. На втором этаже, находились хоры и молельни для ктиторов и их помощников. Вытянутые апсиды с удлинёнными окнами подчеркивали движение вверх. Почти всю ширину средней апсиды занимало тройное окно, разделенное тонкими столбиками. Низкий нартекс, примыкающий к храму, контрастировал с его вытянутыми пропорциями. На южной и северной стороне здание опоясывалось ажурной галереей, состоявшей из аркад и окон. Купол храма, вероятно, крепился на барабане. Южная церковь , пристроенная к северной в 1282 г. Феодорой, супругой Михаила VIII Палеолога, стала фамильной усыпальницей императоров из династии Палеологов. Это пятинефное крестово-купольное здание, в котором нартекс был отделен от центральной части глухой стеной с тремя дверными проемами и деревянными лестницами. В обоих ярусах крайних боковых нефов располагались алтари. Главный алтарь, примыкавший к центральной части, был расчленен двумя карнизами на три деления. В центральной апсиде было прорезано большое тройное окно, в боковых апсидах – небольшие окна, в двух крайних апсидах трехчастные окна. По сравнению с постройками IX в. южная церковь отличалась большей стройностью, наличием изолированных часовен внутри здания, четырьмя свободно стоящими опорами под куполом, кирпичным узорочьем (67 рядов грубо отесанного светлого камня чередовались с 56 рядами красного кирпича). Восточный фасад церкви и боковые апсиды были украшены различными по рисунку кирпичными узорчатыми фризами. Южная церковь сгорела в 1917 г. Ее раскопки были начаты в 1929 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большая базилика в Плиске. IX в. Большая базилика в Плиске. IX в. В посл. четв. IX в. в городах и около них строились мон-ри, ставшие центром духовной жизни и художественных ремесел; здесь переписывали книги, изготовляли драгоценную утварь и др. Напр., в мон-рях, расположенных в окрестностях населенных пунктов Равна, Черноглавци и др., возводились базилики, нек-рые монастырские храмы были сходны с постройками раннехрист. Востока (Плиска, Силистра). В др. церковных зданиях отразилось влияние Рима и протороманских моделей Далмации и Адриатического побережья (базилика в центре Преслава, 866-867, и в мон-ре близ Равны, 889). В преславский период (кон. IX-X в.) под визант. влиянием в связи с активным строительством церквей для небольшого числа молящихся в городах, имениях и мон-рях стали появляться крестово-купольные храмы к-польского и преславского типов (с вписанным в плане крестом (купол опирается на колонны или свободно стоящие опоры), уменьшенным предалтарным пространством, 3 входами и фасадами, украшенными лепниной). II. Скульптура. Необходимость украшения христ. храмов привела к появлению мастерских, специализировавшихся на изготовлении элементов декоративной пластики из камня для построек 2-й болг. столицы - Вел. Преслава. В 3-й четв. IX - нач. X в. при строительстве Дворцовой базилики были применены массивные архитектонические элементы из известняка со стилизованной протороманской декорацией, созданные, очевидно, под влиянием искусства Адриатики. В то же время, напр. в Большой базилике в Преславе, для украшения литургически важных частей храмов использовали декоративные элементы более раннего времени, а также привезенные из К-поля. Круглая (Золотая) церковь в Преславе. Нач. Х в. План Круглая (Золотая) церковь в Преславе. Нач. Х в. План Архитектура времени правления царя Симеона (893-927) отличалась полихромным убранством (мозаики, стенные росписи, расписная керамика, инкрустация по камню), каменной пластической декорацией снаружи и внутри здания. Замечательным памятником той эпохи является Круглая (Золотая) ц. в Преславе (ок. 906). Ее богатое скульптурное убранство, в к-ром использованы античные, визант. и вост. (араб.) художественные мотивы, сродни лучшим постройкам К-поля (напр., ц. Богородицы Панахранты (Фенари-Иса) в мон-ре Константина Липса, 908). Ок. 60-х гг. X в. в украшении храмов проявляются местные особенности: напр., на фасаде небольшой церкви в местности Аврадака (в окрестностях Преслава) выполнены львиные протомы (передняя половина фигуры), свойственные протороманскому и раннему романскому стилям. Рельефы с христ. сюжетами в этот период не встречаются. В преславской декоративной пластике преобладал раскрашенный рельеф, инкрустированный кусочками стекла, керамики и др. Наиболее часто применялся низкий рельеф и ажурный орнамент, о широком применении пластических деталей, исполненных в технике высокого рельефа, говорить трудно, сохранились лишь немногие детали украшений церквей после X-XI вв. в Силистре и Шуменской крепости.

http://pravenc.ru/text/149669.html

   001   002