сост. О.А. Борзова III. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого Этапы жизненного пути Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877–1961): биографическая справка Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 14 (27) апреля 1877 г. в г. Керчи. Его отец – Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий, потомственный дворянин. Мать – Мария Дмитриевна Кудрина, мещанка по происхождению. Род Войно-Ясенецких известен с VI века, его представители служили при дворе польских и литовских королей. За свои военные заслуги они получили в качестве награды деревню Ясенец, по названию которой стали именоваться Войно-Ясенецкими. Но постепенно род обеднел. Дед Валентина Феликсовича держал мельницу в Сенненском уезде Могилёвской губернии, жил в курной избе и ходил в лаптях. Первым из оскудевшего рода, сумевшим опять встать на ноги и получить образование, стал отец В.Ф. Войно-Ясенецкого. Феликс Станиславович после окончания медицинского факультета Киевского университета открыл свою аптеку в г. Керчи, но владел ею недолго, после чего стал служащим транспортного общества. В семье Войно-Ясенецких было пятеро детей: три мальчика (Валентин, Владимир, Павел) и две девочки (Ольга и Виктория). В конце 1880-х семья Войно-Ясенецких из г. Керчи переехала в г. Киев. С раннего детства у Валентина обнаружились способности к рисованию. В 1896 г. одновременно с гимназией он окончил художественное училище. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но вскоре поменял своё решение и выбрал медицину. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл. Поступил на юридический факультет, но через год после начала учёбы потерял интерес к юридической науке. Уехал в Германию, в Мюнхен, где брал уроки живописи в частной школе профессора Книрра. Вернувшись в г. Киев, рисовал с натуры обывателей. Наблюдая нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, принял окончательное решение стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В.Л. Задворный (католик) Св. Феликс III (s. Felix III) 23 12.VII.526 г. – 22.IX.530 г. Св. Феликс 24 по свидетельству Liber Pontificalis был родом из Самния, отца его звали Касторий. Избранный под давлением Теодориха по прошествии почти двух месяцев после кончины св. Uoahha I , в течение которых кафедра оставалась незамещенной, новый Папа был представителем проготской ориентации, ибо в римском обществе существовала также и другая партия, видевшая будущее Рима в союзе не с Византией, а с новым германским миром, и если душой провизантийски настроенного общества был «последний римлянин» Боэций, то другую возглавлял первый в подлинном смысле средневековый мыслитель – Флавий Кассиодор. 25 Теодорих, разгромив оппозицию и возведя на Престол апостола Петра человека, определенно лояльного Готскому государству, казалось бы надежно укрепил свою власть. Но вскоре после этих драматических событий, 30 августа 526 г., он скончался. Со смертью Теодориха стало очевидно, что власть готов над Италией не так уж прочна, и действительно, созданному им государству оставалось существовать менее тридцати лет. В следующем 527 г. на византийский трон взошел племянник Юстина – Юстиниан (527 – 565 гг.), приступивший к осуществлению своего грандиозного замысла – восстановлению Римской империи, что означало объявление войны с варварскими германскими королевствами, и первым под ударами византийских войск в 534 г. пало королевство вандалов. Номинально королем готов после смерти Теодориха был провозглашен внук Теодориха, Аталарих (526 – 534 гг.), но так как он был еще несовершеннолетним, правление в стране взяла в свои руки его мать, дочь Теодориха, Амалазунта. Получившая прекрасное классическое образование, искренне влюбленная в античную культуру, она пыталась привить к ней любовь и своему сыну. Но в борьбе с варварским окружением она в конце концов потерпела поражение и в последующем ее трагическая кончина стала свидетельством того, что варварский мир еще не был в состоянии ассимилировать греко-римское наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

122 Термин inaestimabile «бесценное», «неоценимое» был изобретен Цицероном для перевода стоического понятия, обозначающего то, что противоположно имеющему ξα «цену», «достоинство» (aliquod pondus habeat dignum aestimatione, De finibus, III.20). Однако, если у Цицерона этот термин имел отрицательное значение, то начиная со II-ro века по P. X. он приобретает положительное значение (см., например, Corpus Hermeticum, Asclepius, 31; Тертуллиан, Apol., 17; свт. Киприан Карфагенский , De idol, vanit., 6; 9). 123 magnitudinem Dei qui se putat nosse, minuit; qui non vult minuere, nonnovit. Эта тема Божественной непостижимости, docta ignorantia «ученого незнания», указывает на отход Минуция Феликса от стоицизма в область апофатического богословия. 125 Это имя – Deus – означает собственное свойство Бога, единственное и неповторимое, указывающее на то, что Бог есть Сам по Себе. В этом Минуций Феликс следует стоическому учению о том, что имена присущи вещам по природе (φσει), а не по соглашению (θσει). См. Daniélou. Op. cit. P. 165–166. Кроме имени Deus один раз вслед за Цицероном (см. De natura deorum, II.4) Минуций Феликс (Octav., 17) относит к Богу термин питеп, означающий языческие божества (см. Braun Я Deus Christianorum. Recherches sur le vocabulaire doctrinal de Tertullien. Paris, 1977. P. 38). Интересно, что впоследствии Арнобий (Adv. nat., 1.28; 60) и Лактанций (Div. Instit., II.2; 18) использовали этот термин не для обозначения Божественного Лица, но только – Божественной природы (см. ниже, глава VIII § 3.2). 126 Многозначный греческий термин λγος на латыни может передаваться сразу двумя терминами –verbum (или sermo) и ratio. См. Тертуялиан, Adv. Ргах., 5; Лактанций, Div. Inst., IV.9. 127 Ср. свт. Киприан Карфагенский , De idol, vanit., 11. Впрочем, Ж . Даниэлу полагает, что триада verbum, ratio, virtus хотя и относится к христианской терминологии, но означает раскрытие Божественного действия в творении, с акцентом на Творческое слово (verbum) и силу (virtus); a ratio является стоическим понятием (см. Daniélou. Op. cit. P. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЮПАНЛУ [франц. Dupanloup] Феликс Антуан Филибер (3.01.1802, Сен-Феликс, близ Анси, Франция - 11.10.1878, замок Лакомб, близ Гренобля, Франция), еп. Орлеанский, католич. церковный и политический деятель, педагог. Незаконнорожденный сын франц. аристократа и крестьянки Анны Дешозаль. В 7 лет был перевезен в Париж, учился в коллеже Сент-Барб. Избрав карьеру церковнослужителя, Д. изучал гуманитарные науки в подготовительной ДС Сен-Никола-дю-Шардонне в Париже, философию в начальной ДС в Иси (совр. Иси-ле-Мулино) и богословие в высшей ДС Сен-Сюльпис. 18 дек. 1825 г. рукоположен во пресвитера, в 1826 г. назначен викарием ц. Ла-Мадлен в Париже, совмещал пастырскую деятельность с педагогикой. Д. было поручено религ. воспитание герцога Бордоского и принцев Орлеанских. В 1834 г. назначен настоятелем ц. Сен-Рок в Париже, получил широкую известность как проповедник, содействовал предсмертному примирению с католич. Церковью бывш. епископа Отёнского, франц. дипломата Ш. М. де Талейрана-Перигора . В 1837-1845 гг. директор подготовительной ДС Сен-Никола-дю-Шардонне, нек-рое время читал в Сорбонне лекции по духовному красноречию (прерваны из-за его нападок на Вольтера ). В 1838-1839 гг. генеральный викарий Парижского архиеп-ства, в 1845 г. назначен каноником парижского собора Нотр-Дам. Посещал салон рус. католички С. П. Свечиной , был другом рус. иезуита И. С. Гагарина , которого впосл. неоднократно приглашал в Орлеан для проведения духовных упражнений. 16 апр. 1849 г. франц. правительством назначен епископом Орлеанским, 28 сент. того же года папа Римский Пий IX утвердил Д. в этом сане. Епископское рукоположение Д. состоялось 9 дек. 1849 г., его совершил Парижский архиеп. Мари Доминик Огюст Сибур . По инициативе Д. в Орлеанском еп-стве начался процесс беатификации Жанны д " Арк . В 1854 г. избран членом Французской академии. Д. вместе с Ш. Ф. де Монталамбером и Ж. Б. А. Лакордером активно участвовал в борьбе за свободу образования. В 1848 г. министр просвещения А. Ф. П. де Фаллу включил Д. в состав внепарламентской комиссии, результатом работы к-рой стал новый закон о школах (1850): провозглашалась свобода образования, католич. духовенству был поручен надзор за учебными заведениями. В этот период Д. тесно сотрудничал с либеральными католиками и их ж. «Le Correspondent», вместе с к-рыми выступал за примирение католич. Церкви с совр. обществом и за отделение Церкви от гос-ва, а также в дискуссиях с представителями ультрамонтанства (напр., с еп. Пуатье Луи Эдуаром Пи, главным редактором газ. «L " Univers» Л. Вёйо) отстаивал принцип религ. свободы. Д. критиковал политику франц. имп. Наполеона III в Италии в 1859-1860 гг., выступил в защиту светской власти Римских пап и целостности Папского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/180821.html

Граф Северин Францович, рождение 1811; женат на Амалие Езерской Граф Лев Фомич Графиня Аделаида Фоминишна Граф Феликс Петрович, женат на Гортензие Джерзбицкой Граф Евстафий Петрович Граф Павел Петрович, женат на Текле Лубинской Графиня Анжелика Петровна † 18.., за Свидзинским Графиня Мария Петровна, за Феликсом Шимановским Графиня Клементина Петровна Граф Станислав Иванович Граф Владислав Иванович, женат на Марие Орсетти Графиня Эвва Ивановна, за Попелем Графиня Амалия Ивановна, за Карлом Красинским Граф Эдуард Генрихович, женат на Констанцие Слубовской Граф Фома Генрихович, женат на Аделаиде Лемпицкой Граф Константин Генрихович Граф Юлий Генрихович, женат на графине Антуанетте Осиповне Лубинской Графиня Мария Генриховна Графиня Антуанетта Осиповна, за графом Юлием Генриховичем Лубинским Графиня Виктория Осиповна, за Ипполитом Попелем Графиня Мария Осиповна Графиня Варвара Осиповна КОЛЕНО XI: Граф Франц Казимирович Графиня Эмилия Казимировна Граф Витольд Северинович Граф Казимир Северинович Граф Здзислав Северинович Граф Мечислав Северинович Графиня Ванда Севериновна Графиня Мария Севериновна Графиня Теофилия Севериновна Граф Матвей Феликсович Граф Ксаверий Феликсович Графиня Елена Феликсовна Графиня Мария Феликсовна Граф Пётр Павлович Граф Иосиф Павлович Графиня Мария Павловна Граф Густав Владиславович Граф Лудвиг Эдуардович Графиня Ирина Эдуардовна Граф Генрих Фомич Граф Бернард Фомич Граф Рожер Фомич Граф Сигизмунд Фомич Графиня София Фоминишна Феликс-Владислав-Иосиф 17), находясь прусским каммергером, возведён был Королём Фридрихом-Вильгельмом III, 6 июня 1798 года, в Графское Прусского Королевства достоинство. Во время существования Герцогства Варшавского (18071813), он был в нём министром юстиции. Дворяне Лубинские герба Помян (Pomian): в серебряном поле чёрная бычачья голова, пронзённая мечём в направлении от правого верхнего угла к нижнему левому. На щите дворянские: шлем и корона, из коей выходит подъятая рука в латах, держащая меч. Намет красный, подложенный золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Ян, женат на Викторие Потоцкой Викентий Феликс Франц-Ксаверий Войцех, женат на Текле Игнатий, женат на Викторие Шуварской Ян, женат на Эмилие Радзеевской Пётр-Павел, женат на Яловицкой Анастасий-Рох КОЛЕНО X: Пётр, рождение 1809 Иосиф, рождение 1812 Каликст, рождение 1840 Ипполит-Леопольд, рождение 1849 Феликс, рождение 1821 Александр, рождение 1834 Август-Евстафий, рождение 1821 Владислав Станислав Август Юрий Дунин-Барковский, полковник польских войск, отличился при спасении Вены от Турок в 1683 году. От него происходят, в прямой линии, нынешние графы Дунины-Барковские, потому что правнуки его возведены были Императором Австрийским Францом I, в 1818 году, в графское достоинство Королевства Галицийского. Из числа потомков его, некоторые владеют поместьями в Царстве Польском и состоят в российском подданстве; другие владеют поместьями в Галиции, и состоят в подданстве Австрии. Юрий Дунин-Барковский женат был два раза: от первого брака с Залесскою имел сына и дочь; от второго брака с Радлинскою одного сына. Вот родословие потомству его: КОЛЕНО I: Юрий Дунин-Барковский КОЛЕНО II: Екатерина, за Симашкою Юрий, кастелян гостынский; женат 1) на Ламаре; 2) на Гостынской (все дети от 2-го брака) КОЛЕНО III: Юрий, кастелян гостынский; женат на Иозефине Олизар † 1844 Анна, за Лосем Текла, за Ворцелем КОЛЕНО IV: Георг-Яков, рождение 1756 † 1813; женат на Юлие Ланцкоронской, рождение 1779 † 1847 Граф Леонард-Викентий, рождение 1763 † 1839; женат: 1) на девице Остророг † 1811; 2) на Изабелле Красинской † 1841 Граф Франц, рождение 1775; женат на Франциск Дзедушицкой, рождение 1786 † 19 марта 1852 Граф Станислав, рождение в мае 1786 † 18..; женат на Розалие Михайловской † 1 апреля 1824 КОЛЕНО V: Граф Тит, рождение 11 апреля 1797 † 1849: женат на Марие Трембинской Граф Генрих, рождение 15 июня 1799 † 1845; женат на Юлие Корытовской (во 2-м браке за Чепелевским) Графиня Флорентина. за Каэтаном Дзедушицким Граф Сигизмунд Викентьевич, рождение 1815 † 18.. Граф Станислав Викентьевич, владетель поместья Скербишов в Царстве Польском, рождение 1821; женат на Аделаиде ф. Лариш

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Далее, почва, на которой появилось такого рода произведение, предполагает время горячего столкновения между Христианством и языческой философией. Правда, в конце V века софистами Сирийской Газы проведена была энергичная борьба против последнего отпрыска античной философии – неоплатонизма. Но уже несколькими исследователями (Otto, Bardenhewer, Di Pauli) обращено внимание на то, что Ермий ни одним словом не упоминает о неоплатонизме или главных представителях его. Он направляет свое оружие против платоников, перипатетиков, стоиков, пифагорийцев, эпикурейцев и так далее, и не называет неоплатоников Плотина, Порфирия или Прокла. Само собою понятно, что он писал для своего времени и осмеивал те именно системы, относительно которых он знал, что они преподаются и пользуются авторитетом в общественных школах. И это наблюдение приводит по крайней мере к III веку. С другой стороны, на произведении Ермия заметно сказывается влияние Лукиана, с произведениями которого Ермий несомненно был знаком. На основании всех этих соображений можно полагать, что «Осмеяние» написано в промежутке между 180–220-м годами. В догматико-историческом отношении произведение Ермия не имеет значения, так как в нем только ссылка на апостола Павла говорит о том, что оно написано христианином и имеет в виду борьбу с врагом Христианства. Строго логических доказательств против учения философов в нем нет, автор касается его весьма поверхностно и не обращает внимания на внутреннюю связь философских положений; впрочем, это и не входило в его задачу: он хотел представить в карикатурном виде противоречия философских систем, пользовавшихся тем или иным значением в его время, и это ему несомненно удалось. VIII. Минуций Феликс Первым известным церковным писателем на Латинском Западе, который писал на Латинском языке, был автор превосходного по форме и по содержанию произведения под заглавием «Октавий». Это – апология в форме диалога. Произведение сохранилось в единственной рукописи IX века (Cod. Parisinus 1661), в качестве восьмой книги (Octavus liber – Octavius) апологии Арнобия «Adversus nationes». Поэтому рукопись не дает указания ни на действительного автора произведения, ни на его заглавие; об этом мы узнаем только из свидетельств Лактанция и Иеронима. Они удостоверяют (Лактанций. Div. Instit. 5:1, 22; 1:11, 55; Иероним, De vir, ill., 58; сравн.: Ер. 70 ad Magnum, 5), что произведение носило название «Октавий» и что автором его был Марк Минуций Феликс .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

По въпроса за избирането на Александрийските архиепископи ние трябва да вземем под внимание факта, че «кандидатите са били посочвани от Константинопол, и затова презвитерът и икономът на александрийския храм «Св. Йоан Предтеча» Йоан Талая отишъл в Константинопол, за да се сдобие с благоволението на царя» . Петровият случай, безусловно, е служел на целите на императорската политика, и затова по тази причина, а също и при изпълняването на едно такова необходимо условие като подписването на Енотикона, «Монг, приемайки Енотикона на Зинон, получил и Александрийския престол» . Енотикона подписали също и Акакий Константинополски, Петър «Сукнаря» Антиохийски и Мартирий Йерусалимски. Феликс III Римски изразил протест и не подписал Енотикона. Относно хиротонията на Петър съществуват две версии: в «Хронографията» на Теофан се казва, че той е бил ръкоположен само от «един епископ, и то низвергнат» , а в Дванадесетокнижието на Доситей се твърди, че «той бил ръкоположен само от двама епископи, и то еретици» (еретици по онова време наричали онези, коите се противели на дифизитската терминология на Четвъртия Вселенски Събор). Фактът, че Феликс Римски на два събора (от 484 г. и от 485 г.) сред останалите низвергнал и Петър Монг като монофизит, доказва, че последният е имал действителен архиерейски сан. В противен случай актът на низвергване не би имал никакъв еклисиологичен смисъл. Същото се потвърждава и от присъствието на името на Петър в анатематизмите на Шестия Вселенски Събор , който наложил анатема на еретиците-епископи в Църквата. На това основание и ръкоположените от него се разглеждат като ръкоположени в Църквата.  10. Епископите на Шестия Вселенски Събор По отношение на този случай някои издигат аргумента, че повечето епископи, участвали в Шестия Вселенски Събор, са били ръкоположени от монотелитските патриарси Сергий, Пир, Петър и Павел. И тук е валидно същото, което се каза по-рано за епископите, участвали във Втория Вселенски Събор и ръкоположени от Акакий Кесарийски и другите омии, аномеи и омиусиани.

http://mospat.ru/bg/articles/87403/

   Ряд христианских писателей-апологетов II-ro века заканчивается Минуцием Феликсом, который хотя по языку, на котором писал, принадлежит к Церкви латинской, но по направлению и приемам защищения христианства ближе примыкает к апологетам греческим. Притом деятельность Минуция Феликса, по всей вероятности, относится также ко времени императоров Антонина Пия или Марка Аврелия, и его разговор между христианином и язычником, известный под именем «Октавия», появился ранее защитительнаго слова (Apologemucum) Тертуллиана, изданнаго около 197—199 г. Марк Минуций Феликс жил во второй половине II-ro века и в начале III. Неизвестно в точности, Италия или Африка была его родиной; но верно то, что он будучи еще язычником, переселился в Рим и здесь занимал видное место между адвокатами (Иерон. Catal c. 58; Лактан. Instit. V, I). Об его уме, ораторском даровании, многосторонней учености и ревности к христианской вере, в которую перешел уже в зрелых летах из язычества, свидетельствует сохранившееся до нас его сочинение «Октавий». Это сочинение написано в форме Цицероновских разговоров и представляет собой воспроизведение беседы об язычестве и христианстве, происходившей между друзьями Минуция — Цецилием язычником и Октавием христианином, по имени которого назван и самый разговор. В начале сочинения (гл. 1—4) Минуций Феликс рассказывает об обстоятельстве, послужившем поводом к разговору. Однажды, по прибытии Октавия из провинции в Рим, Минуций отправился с ним для прогулки в Остию, ближайший к Риму приморский городок; их сопровождал и Цецилий. На пути Октавий с удивлением заметил, что Цецилий по языческому обыкновению сделал приветствие статуе Сераписа, мимо которой они проходили, и упрекнул Минуция в небрежении об обращении стол близкого друга от языческого заблуждения к истинной вере. Оскорбленный замечанием Октавия, Цецилий, молча и в печальном расположении духа, продолжал путь с своими друзьями, но потом, с спокойною уверенностию предложил Октавию основательно исследовать во взаимной беседе религиозный вопрос, разделявший христиан и язычников. Вызов был принят: спорящие для большего удобства сели и предложили Минуцию Феликсу быть посредником и судиею в споре. Содержание последовавшей беседы Минуций и изложил в своем сочинении. Речь начал Цецилий. Отправляясь от скептического положения, что человеческое познание не достоверно, он сперва порицает притязание христиан — людей по большей части необразованных — брать на себя решение высших вопросов человеческого духа о Боге, о провидении, о происхождении и существовании мира. В виду же религиозной потребности человека он требует держаться религии, завещанной предками,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Записи Перпетуи и Сатира были систематизированы, отредактированы и завершены неизвестным составителем рассказа о казни. Текст дошел до нас на латинском и греческом языках, однако языком оригинала считается латинский. Это непритязательное повествование интересно, помимо прочего, тем, что мученичество предстает в нем как мистический опыт отождествления с распятым и воскресшим Христом. Минуций Феликс Марк Минуций Феликс родился в Африке, оттуда приехал в Рим, где на рубеже II–III вв. прославился как адвокат. Его обращение в христианство произошло, возможно, еще на родине. Из сочинений Минуция уцелело только одно – «Октавий», посвященное осуждению языческих предрассудков и одновременно защите и восхвалению христианства. Написано оно в форме контроверсии или, точнее, увещевательного диалога цицероновского типа. Его содержание следующее. В один из дней осенних празднеств по остийскому берегу прогуливаются автор и два его друга, христианин Октавий и язычник Цецилий. Проходя перед статуей Сераписа, Цецилий посылает ей в знак религиозного благоговения поцелуй. Увидев это, Октавий упрекает Минуция, не сумевшего приобщить друга к истинной религии. Завязывается дискуссия. Цецилий горячо защищает веру в традиционных богов и в резкой форме обвиняет христиан в политическом пораженчестве, невежестве, фанатизме, безнравственности и различных злодеяниях (главы 5–13). О христианских обрядах он говорит, например, следующее: «...то, что рассказывают о посвящении новичков, столь же гнусно, сколь хорошо известно. Для посвящения берут младенца, которого, чтобы ввести в заблуждение несведущих, покрывают мукой. И новичок, обманутый покровом из муки, веря, что ему предлагается сделать безвредные удары, убивает ребенка неосознанно, нанося вслепую раны. Присутствующие – ужасное кощунство! – с жадностью лижут кровь малыша, наперегонки делят его члены; этой жертвой они заключают между собой священный союз и преступлением обязывают друг друга к молчанию. Таковы их обряды, отвратительнее всякого святотатства!» (9).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010