Он был сын карфагенского сотника (центуриона). Обратился он, видимо, уже в зрелом возрасте, лет тридцати. Тертуллиан был выдающийся юрист; быть может, мнения его сохранились в Дигестах. От него сохранилось около тридцати сочинений: он первый крупный латинский христианский писатель. Из Карфагена, а не из Рима вышли почти все крупные писатели .латинского христианства первых трех веков, хотя первый был лишь провинцией в Африке, а последний — всемирной столицей. Достаточно назвать Тертуллиана, Минуция Феликса и святого Киприана. Только в середине III века латинский Рим получил собственного крупного писателя Новациана, да и тот вскоре оказался раскольником. Насколько широко раскинулось христианство в этот век в Западной Африке, видно из того, что на Соборе 220—240 годов в Карфагене собиралось от семидесяти до девяноста епископов. Опередив Рим с его окружением, как в этом, так и в другом отношении, Карфаген напоминает Малую Азию: дух карфагенского благочестия близок малоазийскому — здесь то же внимание к молитве, к посту, к внутренней благодатной жизни и к проявлениям Духа Святого и сравнительно мало отвлеченных умственных интересов.    Не случаен здесь успех малоазийского лжеучения — монтанизма; а о гностиках, которыми полны Рим, Александрия, здесь почти не слышно.    В Тертуллиане «малоазийское» благочестие облекалось в форму солдата и юриста: какая-то солдатская прямота и грубость проглядывают в его до непристойности грубых выпадах против язычников, еретиков, а затем и всего многообразия неугодных Тертуллиану людей — недостаточно ревностных епископов, недостаточно духовных христиан и т. д. Юридическая ясность и точность его языка были иногда поразительны: он создал много понятий и определений, которые потом стали общепринятыми в латинском церковном языке. Но «юридичность» его мышления часто лишает его мысль нужной для богослова глубины. Тертуллиан был большой писатель; в эту эпоху ни христианское, ни языческое латинское общество не имело писателя, подобного ему по яркости, силе, пылкости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почерпая свой исход сначала в ряде внешних поверхностных наблюдений, объекты полемики постепенно изменяются и переходят к важнейшим вопросам бытия и жизни. Воспроизвести этот последовательно-исторический процесс развития литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством и составляет ближайшую задачу предполагаемого здесь исследования». Эту задачу А.А. Спасский успел выполнить только на половину. В его напечатанных статьях (последняя из них появидась в июль-августовской книжке Богословского Вестника за 1913-й год), вышедших потом и отдельной книгой, обследованы только памятники литературной полемики между язычеством (эллинизмом) и христианством во II и III вв., именно: 1. «Октавий Минуция Феликса (где под язычником Цецилием скрывается, по мнению А.А. Спасского – философ Фронтон). 2. Сочиненя Лукиана самосатского и 3. Апология Оригена против Цельса. – Болезнь помешала А.А. Спасскому закончить эту интересную работу. – Помимо своих внутренних достоинств и эта последняя работа А.А. Спасского не уступает другим его сочинениям с внешней стороны: отличается хорошим историческим изложением. Научная деятельность А.А. Спасского не ограничивается одними его печатными трудами. В 1907/8 учебном году студентами Московской Духовной Академии был выпущен – в литографированном виде – с согласия А.А. Спасского – отдел его лекций по истории гонений. Эти лекции отличаются такими достоинствами – и с внутренней и с внешней стороны, – что могли бы почти без всяких изменений появиться в печати 107 . По истории гонений в русской литературе имеются: книга А.П. Лебедева : «Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине великом », выдержавшая три издания (1885, 1887 и 1904 гг.), и отдел по истории гонений во II-м выпуске лекций по истории древней церкви В.В. Болотова (Спб. 1910). А.А. Спасский тоже пользовался в своих лекциях существовавшими тогда в литографированном виде лекциями В.В, Болотова. Однако его лекции нельзя признать излишними и подле лекций В.В. Болотова . Свойственный А.А. Спасскому научный такт не оставил его и здесь. А.А. Спасский был очень высокого мнения о сочинении А.П. Лебедева : «Эпоха гонений» 108 . Это однако не помешало ему, как упомянуто уже выше, отнестись к нему критически и – представить историю гонений совсем в ином и – в существенном – несомненно более правильном виде, чем как изложена она у А.П. Лебедева .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Он был сын карфагенского сотника (центуриона). Обратился он, видимо, уже в зрелом возрасте, лет тридцати. Тертуллиан был выдающийся быть может, мнения его сохранились в Дигестах . От него сохранилось около тридцати сочинений: он первый крупный латинский христианский писатель. Из Карфагена, а не из Рима вышли почти все крупные писатели .латинского христианства первых трех веков, хотя первый был лишь провинцией в Африке, а последний — всемирной столицей. Достаточно назвать Тертуллиана, Минуция Феликса и святого Киприана. Только в середине III века латинский Рим получил собственного крупного писателя Новациана, да и тот вскоре оказался раскольником. Насколько широко раскинулось христианство в этот век в Западной Африке, видно из того, что на Соборе 220–240 годов в Карфагене собиралось от семидесяти до девяноста епископов. Опередив Рим с его окружением, как в этом, так и в другом отношении, Карфаген напоминает Малую Азию: дух карфагенского благочестия близок малоазийскому — здесь то же внимание к молитве, к посту, к внутренней благодатной жизни и к проявлениям Духа Святого и сравнительно мало отвлеченных умственных интересов. Не случаен здесь успех малоазийского лжеучения — монтанизма; а о гностиках, которыми полны Рим, Александрия, здесь почти не слышно. В Тертуллиане «малоазийское» благочестие облекалось в форму солдата и юриста: какая–то солдатская прямота и грубость проглядывают в его до непристойности грубых выпадах против язычников, еретиков, а затем и всего многообразия неугодных Тертуллиану людей — недостаточно ревностных епископов, недостаточно духовных христиан и т. д. Юридическая ясность и точность его языка были иногда поразительны: он создал много понятий и определений, которые потом стали общепринятыми в латинском церковном языке. Но «юридичность» его мышления часто лишает его мысль нужной для богослова глубины. Тертуллиан был большой писатель; в эту эпоху ни христианское, ни языческое латинское общество не имело писателя, подобного ему по яркости, силе, пылкости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

1164 Min. Fel. Octav. 17: aliquod numen praestantissimae mentis, quo omnis natura inspiretur, moveatur, alatur, gubernetur. Это определение также восходит к Цицерону (см. выше). В нашей работе мы не рассматриваем отдельно тринитарное учение Минуция Феликса , так как у него есть лишь смутные намеки на это учение. Так, Минуций Феликс говорит, что Бог «все сущее приводит в бытие Своим Словом (verbo jubet), упорядочивает Своим Разумом (ratione dispensat) и совершает Своей Силой (virtute consummat, Octav. 18; cp. Tert. Apol. 17). Первые два определения – слово и разум – могут указывать на Логос Божий, как мы видели это у Тертуллиана и Новациана, а третье – сила – на Св. Дух; Сам же Бог, имеющий Их – это Бог Отец. Впрочем, это всего лишь наше предположение. Согласно Ж. Даниелу, триада verbum, ratio, virtus хотя и относится к христианской терминологии, но означает раскрытие Божественного действия в творении, с акцентом на творческое слово (verbum) и силу (virtus); а ratio является стоическим понятием (Daniélou. 1978. P. 162). 1171 Div. inst. I 8: Unius Dei... cujus vim majestatemque tantam esse dicit in “Timaeo” Plato, ut eam neque mente concipere, neque verbis enarrare quisquam possit, ob nimiam ejus et inaestimabilem potestatem. Ср. De ira 11. 1173 Ibid. II 9; VI 25; VII 3; 9; 21; De ira 11. По мнению К. Морескини, «когда Лактанций определяет Бога как бестелесного, он исповедует нематериальность Бога согласно платоническому учению, пришедшему к нему от Цицерона» (Морескини. 2011. С. 357). 1178 Хотя, как установил еще в конце XVI века швейцарский филолог Исаак Казобон, собрание входящих в этот корпус 18-и трактатов (изд.: Fetugiere A.-J. Corpus Hermeticum. T. 1–4. Paris, 1945–1954), авторство которых долгое время приписывалось мифическому мудрецу Гермесу Трисмегисту, появилось не ранее II-III века н. э., в трактате De ira Dei (гл. 11) Лактанций высказывает мнение, разделявшееся многими христианскими авторами ( Климентом Александрийским , Августином и др.), что Гермес Трисмегист гораздо древнее греческих «семи мудрецов», Пифагора и Платона. Он считает его одним из величайших языческих пророков, предсказавших пришествие Христа (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Стиль этого трактата многословен, эмоционален и лишен простоты, чем он значительно отличается от более «тяжеловесного и умеренного красноречия» 695 последующих сочинений свт. Киприана. 2 . De idolorum vanitate («О суете идолов» 696 , другое название: Quod idola dii поп sint «Что идолы не суть боги», CPL 57 (dub.); PL 4, 563–582; CSEL 3.1,17–31; CCSL 3 ,183–216). Хотя этот трактат и не упоминается в перечне Понтия и в рукописи 359 г., блаж. Иероним 697 и Августин 698 согласно свидетельствуют о том, что его автором является именно свт. Киприан. Современные исследования стиля также подтверждают авторство свт. Киприана 699 . По всей вероятности, этот небольшой трактат относится к числу самых ранних сочинений свт. Киприана и представляет собой апологию. В нем много вербальных заимствований из сочинений Минуция Феликса и Тертуллиана . Трактат состоит из трех частей. В 1-ой части (гл. 1–7) свт. Киприан доказывает, что языческие боги суть не боги, а обожествленные после смерти цари (эвгемеризм), и что нет никакой связи между языческим культом и славой Римской империи. Во 2-ой части (гл. 8–9) доказывается, что есть только единый истинный Бог, невидимый и непостижимый. Наконец, в 3-й части (10–15) речь идет о Христе и домостроительстве спасения. 3 . Ad Quirinum, Testimoniorum adversus Judaeos libri III («К Квирину, Три книги свидетельств против иудеев» 700 , CPL 39; PL 4, 675–780; CSEL 3–1, 33–184; CCSL 3, 3–179) 701 . Эти книги, адресованные Квирину, которого свт. Киприан называет своим «возлюбленным сыном» (fili charisime), представляют собой собрание цитат из Св. Писания, направленное против иудеев. В предисловии к первым двум книгам указывается, что в 1-ой книге, состоящей из 24 глав, собраны цитаты, непосредственно относящиеся к антииудейской полемике: о том, что иудеи отступили от Бога и утратили милость Господню, которая была дарована им прежде, и что их место заняли христиане, искренне поверившие Господу. 2-ая книга, состоящая из 30 глав, содержит цитаты, доказывающие «таинство Христа» (Christi sacramentum), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Киприан, хотя и имели все это, но основывали свою аргументацию практически только на свидетельствах Св. Писания, которое язычники ставили в один ряд со «старушечьими баснями» (aniles fabulae, ibid., V.1; 4), то Лактанций идет средним путем, сочетая с красотой слога и ясностью мыслей свидетельства как ветхозаветных пророков (testimonia prophetarum), так и языческих поэтов и философов (ibid., I.4; 5 1205 ; 6; IV.5–30). По глубокому убеждению Лактанция , язычников следует сначала убеждать разумными доводами и здравым смыслом (argumentis etratione) и лишь затем переходить к свидетельствам Св. Писания (ibid., V.4). В отличие от Минуция Феликса и Тертуллиана Лактанцию уже не было необходимости отвечать на нелепые обвинения язычников в адрес христиан 1206 ; он задается целью наставить (instituere) самих язычников в истинном учении (ibid., V.4) и ограничивается опровержением предубеждений образованных язычников против таких христианских истин, как Боговоплощение, смерть Бога на Кресте, воскресение мертвых и др. (ibid., IV.22–27). Помимо собственно апологетики определенную дань Лактанций отдал и антииудейской полемике, в гораздо большей степени опираясь здесь на предшествующую христианскую традицию ( Тертуллиана и Киприана, ibid., IV.10–11; 17) 1207 . 2. Богопознание. Религия и философия По мнению Лактанция , нет более сладостной пищи для человеческой души, чем познание истины (cognitio veritatis, Div.Inst., I.1; cp. I.23 1208 ). Человек по природе наделен превосходным разумом (ratio perfecta), то есть мудростью (sapientia), которая дает ему превосходство над остальными животными, ибо только ему дано познавать Божественное (intelligere divina, ibid., III.10; II.1) 1209 . Способность «мудрствовать» (sapere), то есть искать истину, врождена всем людям (ibid., II.8) 1210 . Как солнце есть свет для глаз, так и мудрость есть свет для человеческого сердца (Div. Inst., ΙΙ.δ) 1211 . Мудрость ведет к богопознанию, благодаря которому человек наследует бессмертие, что есть для него высшее благо (De ira Dei, 13) 1212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

166 Непонятно, какое отношение этот факт имеет к почитанию христианами Христа-Богочеловека. Евсевий Кесарийский приводит следующую выдержку из письма Порфирия к Анебону: «Египтяне (около страны, называемой Анабим) почитают человека, отдают ему божественные почести, совершают перед ним священнодействия и возносят ему приношения, возлагаемые на алтарь» (Eusebius. Praepar. Evang. III, 4//Migne. PG. T. 21. Col. 174) 169 Diod. Bibl. hist. Lib. I. Cap. 15. P. 163: «Когда карфагеняне подпали под власть Агафокла, тирана Сицилии, они подумали, что Сатурн разгневался на них, и так как он прежде пожирал детей, то некоторые из них похищали тайно детей, вскармливали их и приносили в жертву (Сатурну)» 170 Бусирид, сын Египта; его называют египетским царем, приносившим в жертву чужестранцев, посещавших его страну. См.: Любкер. Указ. соч. С. 184 171 Плутарх говорит как о постоянном обычае римлян, основанном на предсказаниях Сивиллиных книг, что они при наступлении каждой войны грека и гречанку, галла и галлчанку зарывали в землю живыми на Коровьей площади (Plutarch Chaer. Op. cit. V. II. Marcellus. P. 404) 172 Беллона – азиатская богиня, введенная из Каппадокии в Рим государственным путем; каппадокийские жрецы, отправлявшие этот культ, во время богослужения наносили себе раны обоюдоострыми мечами и таким образом предлагали богине человеческую кровь. См.: Любкер. Указ. соч. С. 170–171 173 Ср.: Seneca. Ер. 95. «Мы члены одного (unius) тела, природа создала нас родственными; она внушает нам взаимную любовь (haec amorem indidit mutuum) и делает нас товарищами; из этого положения следует и то, что хуже вредить (другому), чем страдать самому» (Opera. Ер. 95. Р. 604 –605) 174 «Куда ни взглянешь, везде видишь Его (Бога) присутствующим: ничто не свободно от него» (Seneca. Opera. P. 605) 175 Lactantii Opera omnia, rec. Brandt und Laucmann. Vindobonnae, 1890. P. 1: «Не думаете ли вы, что, понимая Бога как великого, милостивого, кроткого по Своему величеству, дружественного и всегда близкого (нам), должно почитать Его не жертвоприношениями и кровью, но чистым сердцем, добрым и благочестивым расположением; не храмы, поднимающиеся в высоту из сложенных камней, должны быть воздвигаемы Ему; каждому следует посвящать Ему свое сердце» (приводимая Лактанцием выдержка заимствована из Сенеки (Instit. VII, 25. Р. 577–578 )). Ср.: Cicero. De nat. deor. II, 28. P. 62: «Культ богов должен быть лучшим, чистым и исполненным благочестия, дабы всегда почитать их чистой и целомудренной мыслью и голосом»

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

103 Tert. ad. nat. I. 8: tertium genus dicimur, Cynopennae aliqui, vel sciapodes, vel aliqui de subterranea Antipodes. 105 Di multa neglecti dederunt Hesperiae mala luctuosae. Hora.t Carm. III. 6 (ad Romanos). См. ниже докладную Симмаха. 109 Иуст. перв. апол. 69 Слич. едикт Траяна о безымянных доносах на христиан: Plin. jun. epist. X. 98. 111 Еще между законами XII таблиц встречаются законы: Deos peregrinos ne colunto. – Separatim nemo habess t deos, nere novos: sed ne advenas, nisi publice adscitos, privatim colunto. Cic. de leg. II. 8.– В 326 г. по случаю засухи и моровой язвы, эдилам было предписано наблюдать, ne qui nisi romani dii, neu quo alio more quam patrio colerentur. Liv. IV, 30. – Во время больших бедствий римское государство очищаемо было от чужих богов. Liv. IX. 30; XXV. 1; XXXIX. 16 – Тиверий изгнал из Рима всех иноверцев, в числе которых были и иудеи. Suet Tiber I. 36. Слич. Tacit. Annal. II. 85 114 Один из законов XII таблиц (tab • 9. ed. Gothofredi) гласит: Si quis in urbe coelus nocturnos agilasset, capital esto. Conf. Pitisci lex. апт. rom: Lex Romilia de vigilus nocturnis. Cic., de leg. II, 9. 115 Ibidem: Copiae urbanae, учрежденные Августом. Слич. едикт Траяна против гетерий: Plin. epist. X. 97. 136 Апологеты римской церкви (Bahr. Die christ-rom. Theol. §§ 5, 18, 26, 34, 38), кроме, может быть, Минуция Феликса и Лактанция , все были африканцы; но это не мешает считать их римскими писателями, потому что Африка их времени была устроена совершенно по-римски, они жили и воспитывались в духе римлян и получили образование в школах римской конструкции. Слич. Beugnot. Histoir. de la destruction du paganisme en Occident, t. I. p. 315–318. 137 Русский перевод этой апологии о. Преображенского, сохраняющий дух и тон подлинника, освобождает нас от ее анализа. 150 Contra Celsum. 1. 9. – Иустин мученик вполне разделяет приводимое им мнение Платона: «если правители и народы не будут философствовать, то гражданские общества не могут благоденствовать». Апол. 1. 3. – Мелитон христианство называет философиею, Евсев. цер. истор. IV. 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

70 Михаил — кто как Бог. 71 Гавриил — сила Божия. 72 Рафаил — помощь Божия. 73 См. диалог Платона «Филеб». 74 Ср: Оригена: «Против Целься», VII, 48: «Толкование на Послание к Римлянам», гл. VI; Афинагора: «Прошение за христ.»; Тертуллиана: «Апологет», гл. 9; «О почитании женщин», 1. I; Минуция Феликса: «Октавий». 75 Имеются в виду нравственно-религиозные настроения как логический вывод философско-научных принципов. 76 Намек на легкомыслие Цельса в его суждениях о фактах Евангельской истории. 77 Σερφιος — житель острова Серифоса (входящего в состав цикладских островов), замечательного тем, что его обитатели за бедность были постоянно предметом насмешек. 78 Ср. Платон «Республика» 1; Plutarch Themist. cap. 18:3. 79 Имеется в виду Афина Паллада, которая даровала Диомиду необыкновенную силу, с помощью которой он совершил великие деяния. 80 Гомер «Илиада», V, 2. 81 Гомер «Илиада», V, 3. 82 Это гнусное сказание составляет плод иудейской фантазии и помещено в Талмуде (Gemara-Sanhendrin с. 7). 83 Зопир — современник Сократа; о нем сохранились указания у Цицерона в Tuscul. 4:37; Fat. 5. О Локсе сохранилось очень немного, притом, неясных сведений. Полемон, жил, вероятно, во II в. по Р.Х., оставил сочинение под названием « Φυσιογνωμικν γεχιρδιον ». 84 Исаия 7:10—14. 85 т.е. толковников-мужей, которые еще в III веке до Р.Х. в Египте перевели для живших там иудеев-эллинистов книги Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. 86 Цельс делает возражения против христианства, облекаясь во всеоружие иудейства, отсюда естественно, что и Ориген, рассуждая с Цельсом как бы с иудеем, опровергает его возражения главным образом при помощи аргументации, получающей особенный смысл и убедительность в глазах иудея. 87 гадания при помощи многозначительных слов, содержащих особый таинственный смысл. 88 гадания по полету птиц, главным образом, хищных вещих, таких как орел, ястреб. 89 гадания по крику птицы. 90 гадания по особым звукам, искусственно производимым при помощи живота. 91 гадания, основанные на рассматривании внутренностей жертвенных животных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Экономика на крови Феликс Разумовский   07:21 06.03.2014 563 Время на чтение 11 минут Мы продолжаем начатый в 26-м номере нашего журнала разговор об одном из самых трагических событий в истории России - Гражданской войне, 95-летие начала которой исполнилось в ушедшем году. В предыдущем номере был опубликован фрагмент новой книги известного публициста, ведущего авторской программы «Кто мы?» на телеканале «Культура» Феликса Разумовского 1 . Опубликованный фрагмент повествовал об одной из главных побед большевиков - победе над русским крестьянством. Предлагаемая вниманию читателей глава посвящена другой, не менее значимой большевистской победе - над рабочим классом. 1 ...Январь 1918 года. В Петрограде большевики разогнали Учредительное собрание, беспомощную «Учредилку». Сразу после этого исторического события открылся III Всероссийский съезд Советов. И здесь большевики, ободренные очередной победой, азартно демонстрируют свою убежденность, свою силу и свой боевой настрой. Тут даже сам Ленин проговаривается:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010