186 «Утверди, Боже, Благочестивейшаго... Самодержавнейшаго...» – Из молитв за Царя и Отечество («Последование молебнаго пения ко Господу нашему, за Императора и за люди, певаемого во время брани против супостатов»). 189 ...первым Крестовым походом, в 1030 г. – Так в машинописи; возможно, имелся в виду 1090 г. Первый крестовый поход был предпринят в 1096–1099 гг., рыцари из Франции, германских земель и Южной Италии нанесли сельджукам ряд поражений, основали на Ближнем Востоке свои первые государства, 15 июля 1099 г. рыцари во главе с Готфридом Бульонским штурмом взяли Иерусалим. 191 «Я Бога не принимаю, а... почтительнейше возвращаю». – Неточная цитата из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (Кн. 5, гл. 4), в котором Иван Карамазов говорит: «Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю». 192 Керенский Александр Федорович (1881–1970), политический деятель, член партии социалистов-революционеров, адвокат. Министр-председатель и Верховный главнокомандующий вооруженными силами Временного правительства (с 24 мая 1917 г.). В эмиграции с 1918 г. 195 Мещанство погубит Европу. – См., например, статью Герцена «Концы и начала» (1864): «Пора прийти к спокойному и смиренному сознанию, что мещанство – окончательная форма западной цивилизации». 196 Мужество такая великая вещь, о которой упоминает на одной из своих самых блестящих страниц Эммануил Кант. – «Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом!» (Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?//Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 27). 197 Колпинский Диодор Валерьянович (1893–1932), католический священник (см. «Краткие сведения об участниках заседаний Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге (Петрограде): Аннотированный список»). 198 ...при Льве XIII, папе, был один крупный процесс... – Лeb XIII (Джоакино Печчи; 1810–1903), римский папа с 1878 г. Иностранный почетный член Петербургской АН (1885). Автор ряда энциклик об отношениях между государством и церковью, о политике и общественных вопросах, в том числе энциклики от 10 января 1890 г. «Sapientiae christianae», призывающей верующих христиан активнее участвовать в государственной жизни, а также обращенной к епископату энциклики от 16 февраля 1892 г. «Au milieu des Sollicitudes», разрешавшей вопрос самостоятельности католических политических партий.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

18 января 1862 г. Александр II утвердил решение Совета Министров, которым Церкви разрешалось и впредь учреждать церковно-приходские школы. Одновременно и Министерству народного просвещения предписывалось на всей территории страны открывать свои начальные школы, при этом оба ведомства обязывались оказывать друг другу помощь «по мере возможности». Однако Министерство народного просвещения не склонно было отдавать начальное обучение в руки «поповства», которое «может и способно лишь растлевать и губить» 163 . На этой почве возникли серьезные трения между Министерством народного просвещения и духовным ведомством, представители которого считали, что начальное обучение вообще должно принадлежать духовенству, о чем определенно писал Н.П. Гиляров-Платонов в записке «О первоначальном обучении народа», поданной Александру И. Земская реформа 1864 г. предоставляла земствам заводить свои начальные школы. Таким образом, с 60-х годов в стране официально действовали три типа начальной школы – церковноприходская, министерская и земская. В пореформенный период самостийно возникли и крестьянские «школы грамотности». Они создавались по инициативе крестьян и за свой счет. Распространение таких школ было вызвано, с одной стороны, возросшим стремлением крестьян к образованию, которое всё более осознавалось ими как практическая необходимость, а с другой – недостатком существовавших начальных школ (церковно-приходских, министерских и земских). К тому же эта форма обучения была «дешевле» и более доступна «мужицкому карману»: учеба проходила в крестьянской избе, а непритязательные «учителя» из «захожих грамотеев» (отставных солдат, женщин- " черничек», монахов, «изгнанных из обителей за мирские искушения», а также и самих крестьян, выучившихся грамоте на стороне) довольствовались обычно медными грошами, «теплой печкой и куском хлеба». Разумеется, «качество» такого обучения оставляло желать лучшего, но крестьяне были довольны тем, что такая школа учила сельских детей читать и писать. Численность этих школ быстро росла в 80-х – начале 90-х годов: по официальным данным, в 1884 г. их было зарегистрировано 840, в 1888 г. – 9215, а в 1892 г. – уже 15 143 с 365464 учащимися 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Может ли русский мужик против образованного человека чувство иметь? — Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна. — В „Дневнике писателя“ за 1876 г., давая общую характеристику людям, подобно Смердякову, едва приобщившимся к культуре, Достоевский писал: „…малообразованные, но уже успевшие окультуриться люди, окультуриться хотя бы только слабо и наружно, всего только в каких-нибудь привычках своих, в новых предрассудках, в новом костюме, — вот эти-то всегда и начинают именно с того, что презирают прежнюю среду свою, свой народ и даже веру его, иногда даже до ненависти“ (XXII, 115). 208 В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему… — Наполеон I не был отцом Наполеона III, о котором говорит Смердяков. Наполеон III был сыном брата Наполеона I — Людовика Бонапарта, короля Голландии. 209 Петровка — улица в центре Москвы. 210 …клейкие, распускающиеся весной листочки…— Завуалированная цитата из стихотворения Пушкина „Еще дуют холодные ветры…“ (1828): …Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста. 211 …поеду лишь на кладбище — паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними…— Близким было отношение Герцена к Европе в период его духовного кризиса, после поражения революций 1848 г. В статье „Еще вариация на старую тему (Письмо к…)“ Герцен говорил, что движения следует скорее ждать в Америке, в Австралии, и лишь позднее — в Европе: „Может быть, сама Европа переработается, встанет, возьмет одр свой и пойдет по своей святой земле, под которой лежат столько мучеников и на которую пало столько поту и столько крови“ (Полярная звезда на 1857 год. Кн. 3. С. 302). 212 Дорогие там лежат покойники…— Возможно, что эти слова восходят к стихотворению А. А. Фета „Не первый год у этих мест…“: Еще колеблясь и дыша Над дорогими мертвецами, Стремлюсь, куда-то вдаль спеша… Стихотворение Фета впервые опубликовано: Рус. вести. 1864. С. 138. 213 …надо воскресить твоих мертвецов, которые, может быть, никогда и не умирали. — Мотив воскресения мертвых повторяется в черновых материалах к „Братьям Карамазовым“. Возможно, он возник у писателя не без воздействия философии Н. Ф. Федорова (1828–1903). См. об этом: Komarowitsch W. Vatermord und Fiodoroffs Lehre von der „Fleischlichen Auferstelung“//Die Urgestalt… S. 3-58. 214

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Окунев, Степанов, Крюков, Славинский, Путиловский, М. Фалеев (1852 г.), М. Фальковский, А. Лапчинский, Вл. Смирнов, Вас. Кедров, Ив. Семенов, А. Жемчужин (1854 г.), К. Михаилов, В. Иллин, Пероцкий (1855 г.), Ал–й Добровольский (1856 г.), Вен. Подгаецкий, И. Исполатов, И. Орлов, М. Романский, И. Кабаланович (1859 г.), М. Грандплевский, Ал–й Смирницкий, Вас. Румянцев, В. Строкин (1860 г.), Н. Тихвинский, М. Еленев, Н. Красев, А. Полянский, Е. Тихомиров (1861 г.), Гр. Самчевский (1863 г.), Н. Фасанов –из дух. ак., Ф. Лаачинский (1864 г.), П. Флеров, Н. Лебедева, В. Сенатораский, В. Сперанский, В. Горский, Митр. Орлов, М. Полотебнов, Вл. Окунев (1865–66 г.), И. Александровский Н. Боголюбов , Вл. Иванов, И. Исполатов, А. Краснопольский, И. Дубягский, Н. Миролюбов, Н. Светлов, М. Круглевский, А. Черновский (1867–68), Е. Пападаки, Ст. Ставрович, С. Сафир, Ал–й Зрелов, Н. Сыренский, С. Прутенский, Вл. Разумовский, Вл. Малиновский, И. Исаков (1868 г.). Многие из поименованных доселе подвизаются на медицинском поприще в С. -Петербурге и др. местах. В Университет, большею частию сю-петербургский: И. Горянский (1842 г.), Ф. Горянский (1844 г.), Ант. Богданов – из псаломщиков в Берлине – в берл. университете (1845 г.), П. Верховский (1853 г.), Вл. Петров, И. Строкин (1855 г.), М. Травлинский (1857 г.), Бор. Полянский, Н. Спасский (1858 г,), Митр. Турский (из высш. отд.) – проф. Петровской землед. академии, Н. Степанов, М. Лапчинский – проф. варш. университета, (1859 г.), Пав. Петров (1860 г.), А. Соколов, Немшевич, Петухович, Родевич, Абрамович, И. Бровкович – все из дух. ак., П. Молчанов (1861–62 г.), А–р Братолюбов (1863 г.), П. Аландский – был профессором в Киевском университете, С. Савваитов, М. Добржанский (1865 г.) К. Стефановский (был членом окружного суда в Полтаве), и В. Смирнов, – из дух. ак. (1866 г.), Н. Федоровский, С. Григорьев, А. Дубровский, И. Весин (1867 г.), Ф. Быстров, Бассевич, И. Перов (1868 г.). В Педагогический институт: И. Сапоровский – из высш. отд., Вл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приходские попечительства избирались общим собранием прихожан по простому большинству голосов. При этом непременно в состав попечительства должны были войти священник и сельский староста (в волостном приходе – волостной старшина). Все дела (решения, назначение расходов, отчетность и пр.) должны были вестись гласно. Каждый год попечительство отчитывалось «в заведываемых суммах и имуществе» перед общим собранием прихожан. Прихожане могли для проверки расходуемых сумм назначить ревизионную комиссию. Церковно-приходское попечительство в рамках своей компетенции пользовалось самостоятельностью, а для разрешения спорных вопросов могло обратиться к епархиальному архиерею. Церковно-приходские попечительства создавались медленно (вплоть до 1882 г.) и крайне неравномерно по епархиям: в некоторых епархиях их удалось создать десятки и сотни (в Самарской – 177, в Подольской – 266), а в других – считанные единицы. По данным С.В. Римского, церковно-приходских попечительств насчитывалось: в 1867 г. – 4048, в 1868 г. – 5327, в 1869 г. – 6870, в 1872 г. – 8873, в 1873 г . – 9257, в 1879 г. – 11616, в 1881 г. – 11950, в 1882 г. – 12074, 1883 г. – 11733, в 1894 г. – 14564, при этом часть ранее созданных попечительств прекращала свое существование. «В целом, – указывает С.В. Римский, – за годы реформы количество попечительств так и не достигло даже трети от общего числа приходских храмов» 297 . В 1868 г. было собрано попечительствами на церковно-приходские нужды 506,5 тыс. рублей, в 1883 г. эта сумма возросла до 2 млн. 245,6 тыс. рублей, но на 1 приход приходилось в 1868 г. менее 100 рублей, в 1883 г. – 191,4 рублей 298 , в 1894 г. – 2,8 млн. рублей, что было явно недостаточно для выполнения тех материально-благотворительных обязанностей, которые возлагало на попечительства «Положение» от 2 августа 1864 г. Характерно, что они охотнее жертвовали на украшение и содержание церквей (75%) и менее всего на содержание причтов (8%). Остальные пожертвования шли на благотворительную деятельность в приходе 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…появилось другое тяготение – к молоденькой девушке… – Ольге Александровне Тургеневой (1836–1872), дальней родственнице писателя. …Тургенев познакомился с графиней Елизаветой Георгиевной Ламберт. – Со второй половины 50х годов Тургенев поддерживал дружескую связь с графиней Ламберт и переписывался с нею; ее считают одним из прототипов Лизы Калитиной в “Дворянском гнезде”. Виардо не бралась за роль Пенелопы. – В “Одиссее” Гомера Пенелопа – верная жена, преданно ожидающая возвращения мужа. …соперником известного художника Ари Шеффера (1795–1858) – французского живописца, автора картин религиозного содержания, иллюстратора Данте, Шиллера, Гете, Байрона. Лаврецкий… поступил так же. – Лаврецкий – персонаж из романа Тургенева “Дворянское гнездо”. Некий Антонович “тиснул” статью… с бранью на Тургенева, – М. А. Антонович в нескольких статьях недоброжелательно отозвался о Тургеневе (“Новые материалы для биографии и характеристики Белинского”, “Асмодей нашего времени” и др). Очевидно, имеется в виду статья “Причины неудовлетворительного состояния нашей литературы”, в которой Антонович писал: “Сам г. Тургенев, этот прежде гуманнейший писатель, держась положительности Белинского и не соблазняясь отрицательностью Добролюбова, превратился наконец в беллетристического черкеса, бьющего лежачих, не им поваленных, и добивая раненых, получивших раны не от него” (Слово, 1878, No 2, отд. 2. С. 83). …дает ее облику черту летейской тени. – Лета – река забвения в царстве мертвых, испив воду которой, души умерших забывают свою земную жизнь. …относится к ней, как к Инсарову… – Инсаров – персонаж из романа Тургенева “Накануне”. …будто бы я был современником Сезостриса… – Сезострис – египетский фараон, правивший в середине XIV в. до н. э. “Призраки” поместил Тургенев в журнале Достоевского. – Фантазия “Призраки” впервые опубликована в журнале братьев М. М. и Ф. М. Достоевских “Эпоха” (1864, No 1–2). Тургенев отправился к послу, лично ему знакомому. – Посланником России во Франции в эти годы был барон Андрей Федорович Будберг (1817–1881).

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-turgeneva...

Соч.: Алфавит духовный. К., 1710; Послание кн. И. Корибуту-Вишневецкому//Вестник Юго-Зап. и Зап. России. 1862. Июль. С. 54-55; Письмо от 31 дек. 1632 г.// Кулиш П. А. Материалы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. 1. 15. С. 130-132; Письмо царю Михаилу Федоровичу от 4 дек. 1622 г.//Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы. М., 1953. Т. 1. С. 27-28, 227-229; Письма царю и патриарху (в сокращении)// Грушевський М. С. Icmopiя укр. лim-pu. К., 1996. Т. 6. С. 7-10; Неискусозлобному собору честных отроков богоспасаемаго града Луцка//Там же. С. 153-154; Кондицыя, господином братиям священникам належачая//Там же. С. 155-156. Ист.: Летопись о первозачатии и создании Густынского мон-ря. М., 1845; АЗР. Т. 4. 233; ПККДА. Т. 1. Отд. 1. С. 131; Т. 2. Отд. 1. С. 17, 113, 126, 128; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. С. 4, 7; Ч. 2. Т. 1. С. 178, 346; Летопись Густынского мон-ря/Сообщ. О. М. Бодянский//ЧОИДР. 1848. Т. 8. Отд. 2. С. 1-76. Лит.: Говорский К. Копинский Исайя//Вестник Зап. России. 1864. Т. 1. С. 117-118; Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864; Голубев C. T. Петр (Могила) и Исайя (Копинский)//ПО. 1874. Т. 1. 2. С. 210-243; 3. С. 303-326; он же. Удаление Исайи (Копинского) из Киево-Михайловского мон-ря//Киевские ЕВ. 1874. 1. С. 11-18; 2. С. 41-48; Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь: Ист. очерк от основания его до настоящего времени. К., 1889; Добрянский А. И. История епископов 3 соединенных епархий: Перемышльской, Самборской и Саноцкой от наидавнейших времен до 1794 г. Львов, 1893; Возняк М. Старе украïнське письменство. Льbib, 1922; он же. Icmopiя укр. лim-pu. Льbib, 1992; Bendza M. Prawosawna diecezja Przemyska w latach 1596-1681: Studium historyczno-kanoniczne. Warsz., 1982. S. 133-134; Hiчuk В. М. Фiлocoфcьki попередники Г. С. Сковороди//Фiлocoфcьka думка. 1985. 2. С. 69-80; Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-латинська akaдeмiя. К., 1990; Hiчuk В. М., Литвинов В. Д., Cmpamiй Я. М. Гyмahicmuчhi i peфopмaцiйhi iдeï на Ykpaïhi. К., 1991; Логвиненко О.

http://pravenc.ru/text/674836.html

То есть теплота отношений будущего Германского Императора монарху Всероссийскому просто зашкаливала. И не требовалось никаких особенно усилий, чтобы градус этой теплоты только повышался. Напротив, требовалось нечто экстраординарное, чтобы обратить чувства любви в свою противоположность – хотя бы на время. Никакие агенты мирового масонства… И это, не замечаемое большинством историков экстраординарное, таки произошло в 1887 году. Император Александр Третий возвращался домой поездом от родичей в Копенгагене через Германию. Узнав об этом, принц Вильгельм помчался навстречу царскому поезду за 100 германских верст, чтобы иметь счастливую возможность неформально пообщаться с любимым другом и кузеном Александром. И что же в результате? Как гласит официальная, или полуофициальная версия, свита Александра Третьего сказала Германскому принцу, что дескать Его Императорское Величество почивают и будить никак-с невозможно! Чтобы читатель лучше ощутил ситуацию, напомним: «действующему» Германскому Императору Вильгельму Первому было на тот момент 90 лет, и день со дня ожидалось его вполне естественное успение. Сын Вильгельма Первого и отец принца Вильгельма – Фридрих был смертельно болен и уже не мог говорить. Заранее было известно всем, что если он и доживет до Престола, то пребудет на нем считанные дни. Поэтому «в гости» к Императору Александру Третьему, на германской, заметим, территории, приехал не просто Принц Прусский, но завтрашний Германский Император, каким и станет Вильгельм в следующем 1888 году. И вот «свита», не считает факт прибытия с визитом дружбы и вежливости будущего Германского Кайзера – достаточным поводом, чтобы сообщить о нем «почивающему» Монарху. Так и пришлось принцу Вильгельму, говоря фигурально, простоять ночь в тамбуре царского поезда, чтобы поутру обменяться с кузеном парой слов в присутствии свиты, и, судя по последствиям, без прежней теплоты со стороны Александра. Есть мнение, что в Копенгагене датские родственнички любезной его супруги Марии Федоровны – урожденной (на нашу голову) Датской принцессы Дагмары – «напели» Императору Александру гадости про нехороших германцев, отобравшим у милой Дании в 1864 году Шлезвиг-Гольштейн, а заодно и про самого принца Вильгельма. В частности, и о том, что при Лондонском Дворе вовсе этого принца не уважают.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/02/...

В ходе подготовки Крестьянской реформы 1861 г. К. был в числе вызванных в С.-Петербург в 1859 г. депутатов от губ. комитетов. В числе 18 депутатов подписал адрес на имя имп. Александра II с просьбой разрешить представить свои замечания на окончательные труды редакционных комиссий до поступления их в главный комитет по крестьянскому делу. Подписавшие адрес были подвергнуты адм. внушениям и легким взысканиям. В 1859-1860 гг. К. был членом комиссии по устройству земских банков, с 1864 по 1866 г. членом учредительного комитета в Царстве Польском, где на него было возложено управление финансами. Недовольный действиями министра финансов М. Х. Рейтерна, К. вышел в отставку. В 1863-1865 и в 1869-1883 гг. К. был гласным Московской городской думы, в 1865-1883 гг. избирался в Сапожковское уездное и Рязанское губ. земские собрания. В 1868-1874 гг.- председатель Сапожковского училищного совета. К. стал инициатором организации стационарного медицинского обслуживания населения в Сапожковском у. С 40-х гг. XIX в. К. примыкал к кружку славянофилов. Лучшей для страны формой правления К. считал самодержавие, при этом считал необходимым созыв Земской думы как представительного законосовещательного органа при императоре. Конституцию считал явлением чуждым национальному духу. Предлагал освободить крепостных крестьян с землей за выкуп помещикам, с рассрочкой платежа на 12 лет. Предостерегал от заимствования западноевропейских политических институтов, считая нигилизм и атеизм плодами европейского просвещения, перенесенного на неподготовленную русскую почву. Верил в способность крестьянской общины предотвратить «пролетаризацию» России, отводил общине ведущую роль в преобразовании крестьянского быта на началах личной свободы и самоуправления. В общине видел также гарантию соблюдения экономических интересов землевладельцев при освобождении крестьян и осуществлении выкупной операции. Издавал и редактировал журналы «Русская беседа» (1856-1860) и «Сельское благоустройство» (1858-1859). Также субсидировал издание ж. «Беседа» (1871-1872) и газ. «Земство» (1880-1882), редактируемых С. А. Юрьевым и В. Ю. Скалоном. Мемуары К. были опубликованы посмертно в Берлине: его вдова Ольга Федоровна (урожд. Петрово-Соловово; 1816-1893, женаты с 1835) не хотела, чтобы российская цензура исказила авторские мысли. Впервые мемуары К. были изданы в России в 1906 г. (с сокращениями).

http://pravenc.ru/text/2458913.html

Пора выбираться из нее. С помощью и наших великих пращуров. Многим и русским, и украинским поэтам, мыслителям: …Мы скажем: будь нам путеводной, Будь вдохновительной звездой – Свети в наш сумрак роковой, Дух целомудренно-свободный…   «Нужно согласие и единодушие всех членов русской Родины» – Всегда нужно. И об этом – всегда – Ф.И. Тютчев. А еще – «Ломоносов Червонной Руси» Яков Федорович Головацкий (1814-1888). Его слова вынесены в заголовок этой части Претерпевший немалые гонения и лишения, Я.Ф. Головацкий остается в истории как выдающийся ученый: лингвист, фольклорист, этнограф, географ, историк, популяризатор научных знаний; поэт, писатель (романтизм), собиратель народных песен Галицкой и Угорской Руси, страстный публицист, переводчик, библиограф, издатель. Профессор и декан «кафедры руськой словесности» Львовского университета (с 1848 г.), его ректор (1863-1864); автор, составитель учебников, хрестоматий. После эмиграции в Россию (Вильно) – председатель Виленской археографической комиссии (1867-1888). Член Императорского Русского географического общества, почётный член Московского общества истории и древностей российских, действительный член Московского археологического общества, Общества любителей российской словесности, Общества естествознания, антропологии и этнографии в Москве. Удостоен степени доктора русской словесности Новороссийского университета (Одесса), чина действительного статского советника, орденов Св. Станислава I ст. и Св. Анны I ст., золотой медали Императорского русского географического общества, серебряной медали Общества любителей антропологии и этнографии в Москве и др. наград. Грекокатолический священник, он в октябре 1868 года сложил с себя духовный сан и со своей семьёй (шестеро детей!) принял православие. Уроженец Галиции (с. Чепели, ныне Бродовского района Львовской области), он говорил 11 мая 1867 года в своей речи-приветствии участникам Первого Всеславянского съезда в России, Всероссийской этнографической выставки (8-15 мая в Петербурге и 16-26 мая в Москве): «…народ Галиции " по сю пору называет себя русским, живет русским духом, говорит по-русски, сохраняет невредимо предания отцов своих и веру в соплеменность нашу с вами " »

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/31/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010