Анна Федоровна Тютчева была необыкновенно интересной личностью и глубокой натурой. " В Мюнхенском королевском институте, где я окончила свое образование, я находилась под влиянием католических священников; они старались, поскольку это доступно нашему возрасту, привить нам благочестие, правда, несколько узкое и фанатическое, очень ригористическое, очень мелочное и в достаточной степени иезуитское, тем не менее это религиозное воспитание внушило нам душеспасительный страх перед тщеславием, легкомыслием, светскими удовольствиями, спектаклями, нарядами, чтением дурных книг, так что я относилась с ужасом ко всему тому, что превозносилось и ценилось в Смольном; в течение всей своей молодости я никогда не стремилась ни к развлечениям, ни к нарядам, и, несмотря на полную свободу в чтении и на любопытство, которое живо возбуждали во мне нарядные книжки романов, я никогда не находила удовольствия в французской литературе, в то время имевшей большой успех и оказавшей такое развращающее влияние на мысли многих молодых девушек " . Анна Федоровна воспитывала Великого Князя Сергея до семилетнего возраста, значит была его воспитательницей до 1864 года, а замуж за И.С.Аксакова А.Ф.Тютчева вышла в 1866 году, поэтому можно смело сказать что благотворное влияние на Сергея Александровича оказала именно глубокая личность самой Анны Федоровны, независимо от последующих событий её жизни. Благодарю Вас за новую встречу в Вашей статье с давно знакомыми и любимыми людьми. Низкий поклон. Ольга 25 июля 2011, 21:39 Глубоко чтя память Сергея Александровича и уважая его первую наставницу Анну Федоровну Тютчеву, хочу обратить внимание на допущенные в тексте неточности: " Приобщенная с детства к высоким традициям нашей отечественной культуры, она стремилась передать это и своему воспитаннику. Будучи женой Ивана Сергеевича Аксакова, она разделяла его православно-патриотические взгляды. Ее благотворное влияние на Великого Князя. Сергия в самый ранний и очень ответственный период формирования личности несомненно. "

http://pravoslavie.ru/44778.html

«К этому именно времени относится его сближение с большим московским светом, − и интерес к этим связям он сохранил до последних дней. Особенно близок он был с Николаем Васильевичем Сушковым , в доме которого блистала умом и просвещением его племянница Екатерина Федоровна Тютчева.     Екатерина Федоровна Тютчева (1835-1882) фрейлина императрицы Марии Александровны (с 26.04.1867), писательница, третья дочь поэта Ф. И. Тютчева от первого брака с Элеонорой Петерсон   Знающие историю московского общества того времени помнят, что у Сушковых собирался лишь самый избранный круг, и что попасть в него значило получить своего рода диплом на выдающиеся достоинства, умственные, нравственные, вообще культурные. Но и сам он, говоря старым языком, держал салон. В его квартирах, сперва на Малой Дмитровке у Страстного монастыря, а потом в одном из переулков близ Остоженки, собиралось многочисленное общество ученых, литераторов, художников…» . Здесь хозяин дома познакомился с Л.Н. Толстым, П.И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В.Ф. Одоевского. Кстати, струнный квартет 1 Чайковского (квартет 1, ре мажор), в четырех частях (сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве) посвящен именно Сергею Александровичу. Петр Ильич еще две оперы на либретто Рачинского хотел написать: «Мандрагора» и еще что-то средневековое. Рачинский вошел и в круг Алексея Степановича Хомякова (1804-1864), охотно принявшего в него племянника поэта Баратынского.   Алексей Степанович Хомяков   Дружба с теми, кого называют ранними славянофилами, сыграла большую роль в становлении Сергея Александровича, как самостоятельного мыслителя и деятеля на ниве народного образования России. Здесь мы остановимся ненадолго, и прежде чем перейти к рассказу о самой важной части биографии воссоздателя русской народной школы, остановимся на уточнении всем известных, но от этого не более ясных терминов «славянофилы» и «западники».   «Славянофилы» и «западники» − кто они?   Ученик и биограф Сергея Александровича так писал о нем: «Убеждения Рачинского были очень близки к славянофильским, хотя его нельзя было назвать славянофилом в полном смысле слова...

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

14-е из Спб. от 21-го и 22-го августа 1856 г., где говорится о задачах России на востоке. За этим следуют 9 писем фрейлины Эйлер к о. Πорфирию 1865–1880 гг. Вообще нужно заметить, что вся эта переписка самого дружеского характера. Часть писем о. Порфирия переписаны другой рукой. γ) «Письма (15) к Эдитте Федоровне Раден, фрейлине великой княгини Елены Павловны (Лютеранского вероисповедания)», 1855–1870 гг., на русском и французском языках, духовно-нравственного характера; им предшествуют 9 писем Раден к о. Порфирию, на русском и французском языках, 1855–1866 гг. δ) «Письма (8) к Анне Федоровне Тютчевой, фрейлине Ее Императорского Величества Марии Александровны» 1856–1864 гг. ε) «Письма (17) к христианкам» – тетрадь, заключающая в себе: 3 письма к Елене Ивановне Крупениковой, 6 – к Варваре Андреевне Титовой, рожд. Салтыковой, 1 – к Елисавете Соломоновне Шереметевой, рожд. Мартыновой, 3 – к Татьяне Борисовне Потемкиной, рожд. княжне Голицыной, 4 – к Елисавете Леонтьевне Ширман, 1 – к Марьи Егоровне Гутманшталь, 1 – к Елене Петровне и 1 – к Варваре Васильевне, 1843–1878 гг. За этим следуют 2 письма от Ширман 1865 г. В самом начале тетради сделала рамка из полигонов, в которой помещено заглавие, написанное золотыми и красными чернилами. На следующем листе написано: «Часть первая», но потом зачеркнуто; а на обороте этого листа и на следующем написано оглавление писем с нумерацией римскими цифрами для писем каждого лица, но не окончено: оно прерывается на числе VII, после которого ничего не следует. Переписка с духовными лицами 1841–1885 гг., в одном томе (Ab/5) в лист, в котором заключаются 453 документов. Собранный здесь письма можно распределить так: α) Письма – числом 79, – от преосвященного Порфирия к следующим иерархам Русской церкви: митрополитам: московскому Филарету – 2; киевским: Филарету – 4; Арсению – 30; Филофею – 4; С.-Петербургскими Антонию – 2; Никанору – 4; Исидору – 5; архиепископам: херсонским и таврическим: Гавриилу – 3; Иннокентию – 4; херсонскому и одесскому Дмитрию – 1; рижскому Платону – 1; викариям: киевским: Иеремии – 1; Филарету – 2; московскому Леониду – 2; херсонскому Антонию – 1; Софонии – 2; Кириллу мелитопольскому в Иерусалиме – 1, и 1 всем членам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Учено-литературная деятельность Ивана Федоровича была очень обширна, и продолжалась в течение всей его академической службы. Служа только в академии, преданный своему делу и ничем другим не занятый, Иван Федорович трудился на этом поприще беззаветно и с большой энергией, печатая произведения своего пера преимущественно в старейшем духовном журнале – «Христианском Чтении», потом – в «Церковном Вестнике» и, наконец, отчасти в других духовных журналах. Наибольшее количество статей падает на первое время академической службы Ивана Федоровича, до получения им ученой степени доктора богословия. Вышеупомянутый магистерский труд Ивана Федоровича был первым его печатным опытом. Вскоре после этого он поместил в «Христианском Чтении» следующие статьи: в 1859 и 1860 годах – «О последней попытке раскольников найти себе епископа», пояснение к этой статье – «Несколько слов о лжемитрополите Амвросие» и рецензию о книге «Жезл Правления»; в 1861 году: рецензии на книги Бровковича «Описание раскольнических сочинений», на лондонское издание книги «Стоглав», на книгу игумена Варлаама (Чернявского) «Об изменениях в чине литургий», и статью «Несколько слов о происхождении раскола»; в 1862 году: рецензии на издания Кожанчикова «Житие протопопа Аввакума». «История Выгов- ской пустыни», «Рассказы из истории старообрядчества», «Повесть о Белом клобуке», – рецензию на книгу профессора А. И. Предтеченского «О необходимости священства, против безпоповцев», – и в «Страннике» – «Рассказ об обращении в православие Ведерникова»; в 1863 году: статью в «Христ. Чтении» – «Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней», – рецензию на книгу Есипова «Раскольничьи дела XVIII столетия», и статью: «О Преображенском Московском кладбище», в 1864 году: статьи «Несколько слов о самосожигательстве раскольников», «Разбор безпоповщинского учения о лицах, имеющих право совершать крещение», «Несколько слов о русском расколе» по поводу брошюры Щапова «Земство и раскол», – и рецензии: на книгу Варадинова «История распоряжений по расколу», на книги иеромонаха Парфения «Письмо к брату» и «Разбор Окружного послания»: в 1865 году: статьи «Разбор оснований, на которых раскольники безпоповцы утверждают свой обычай перекрещивать православных при переходе в раскол», «Особенность в учении поморцев касательно крещения» – и рецензии на книги Попова «Сборник из истории старообрядчества», и «Сборник для истории старообрядчества»; в 1867 году: рецензию на книгу Надеждина «Споры безпоповцев Преображенского кладбища и Покровской часовни о браке».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

От 30 апр. 1719 г. письмо его к Императрице – с просьбою о присылке в новоначатый в невском монастыре огород семян огородных, «не ради чего иного, только чтоб верны были во всходе, а ежели из ряду взять, то опасно, чтобы земли даром невсходныя семена не заняли.» (Госуд. арх. Собр. пнсем разных лиц к Екатерине I). 108 «Всемилостивейший государь, благоутробно услыши моление раба твоего. Обличает мя писание святое, которое глаголет тако: аще кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отвергся есть и невернаго горши есть. Мне же иного промышления о оных нет, токмо припасть к щедротам вашего величества: понеже имею сродников ближних, не яко от единыя крови, но от единыя утробы, которые обреталися и обретаются в службе вашего величества, а иные и живот свой в оной положили и от потомков их тогож надеятися мощно. А вотчин и поместий за ними, кроме зело скудных их усадеб, нет ни единаго двора и живут в крайнем мизерстве. Того ради припадая молю ваше величество, всемилостивейше да неволится оным на пропитание дать хотя дворов несколько крестьян из дворцовых или из выморочных прочиих помещиков В смоленском уезде, дабы я грешник, против моего звания, ради оных моих сродников, в чем не погрешил. Вашего величества нижайший раб и всеблагожелательный молитвенник, Феодосий архимандрит». (Кабин. деда, Отд. II, 109 Инструкции Феодосия духовным закащикам новоприсоединенныхгородов в Духе Христианина, 1863–1864 г., кн. 3 и 4; прилож. стр. 15–19. 110 Злоречие постоянно – теперь и после – шло по следам Феодосия. В апреле 1722 г. певчий новгородского архиерейского дома, Варфоломей Федоров, донес св. Синоду, что подъячий соляного правления Дометий Корнышев, увидавши запертою часовню у воскресенских ворот, спросил у него Федорова: отчего она заперта? Федоров указал на печатное объявление, которое наклеено было на дверях часовни. Корнышев, прочитавши объявление, «начал злословить Феодосия, причитая упразднение часовен к единому лицу его преосвященства и имя его употребляя преунижительно». Корнышев поплатился за это спиною. (Дела архива св. синода, 1722 г. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Гирш (Hirsch) Мориц (1831–1896) – барон, родом из Баварии. Не имея наследников, предназначил свое многомиллионное состояние на дела благотворительности. На поднятие экономического и культурного уровня евреев в России пожертвовал 50 миллионов рублей, в связи с переговорами по осуществлению этого плана пожертвовал 1 миллион рублей в специальные средства Св. Синода на церковно-приходские школы. – 230 Гоголь Николай Васильевич (20.03.1809–21.02.1852) – русский писатель. – 167 Голицын Павел Павлович (18.05.1856–13.04.1914) – князь, член ЦК партии «Союз 17 октября». Окончил Пажеский корпус, член земской управы, уездный предводитель дворянства. 8.04.1906 – член Гос. Совета от дворянства, с 26.05.1909 – член Гос. Совета от новгородского земства. – 223 Головин Константин Федорович (псевдоним К. Орловский) (21.07.1843–13.09.1913) – русский писатель и публицист. В 1864 г. закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и поступил на службу в канцелярию Императорского Величества, был редактором 14 тома Свода Законов Российской империи. В 1880 г. из-за потери зрения вынужден был уйти в отставку, занялся литературной деятельностью. Печатался в изданиях «Новое время», «Русский вестник», «Русское обозрение», «Вестник Европы» и др. См. библ. – 247 Голынец Василий Федорович (1850–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Могилевской губ., умер. В 1871 г. окончил Могилевскую духовную семинарию, работал народным учителем, 5 лет был епархиальным миссионером. Преподавал в Гомельском духовном училище. Рукоположен во иерея. Был настоятелем Георгиевской церкви в с. Болоново-Селецком Быховского уезда. Член «Союза русского народа», член Всероссийского национального совета. – 353 Гольдман Ян Юрьевич (1875–?) – латыш, председатель волостного суда. Депутат IV Гос. Думы от Курляндской губ., прогр. Занимался сельским хозяйством. Председатель сельскохозяйственного общества. – 350 Горемыкин Иван Логгинович (27.10.1839–11.12.1917) – русский государственный деятель. Окончил Императорское училище правоведения. 28.05.1860 определен на службу в канцелярию Сената. Чиновник Сената. В 1895–1899 гг. – министр внутренних дел. С 1907 г. член Гос. Совета. 1914–1916 гг. – председатель Совета Министров. Во время Февральской революции был арестован, на вскоре освобожден. 15.05.1917 был допрошен Чрезвычайной следственной комиссией, после чего получил разрешение выехать с семьей на Кавказ. Был убит бандитами на даче близ Сочи вместе с женой и дочерью. – 273, 277

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Скоро минет тому десять лет, эти десять лет оставят по себе глубокую память в русской истории, но прежде преобразования судопроизводства, прежде земских учреждений, прежде даже отменения крепостной зависимости издан был манифест государя императора Александра Николаевича. Этот манифест был предисловием нового царствования, и я всегда буду гордиться тем, что я, отлученный от России, не имея с ней почти никаких сношений, не читая тогда русских газет, ни на одно мгновение не усумнился и расслышал в этом дальнем благовестии начинающийся говор нового века. Я написал «La Russie serat-elle catholique?». Вам стоило только окинуть беглым взглядом мое предисловие. Манифест служил ему основанием и был, если можно так выразиться, его исходною точкою. Моя книга вышла в Париже в июле 1856 года, а привезена была в Москву около времени венчания на царство. Перенеситесь воображением в то время и скажите, где был тот безотчетный, слепой и злобный страх, о котором Вы говорите. Ваша громкая фраза не произвела бы никакого впечатления и не имела бы смысла, если бы вместо 1856 года Вы не выставили бы 1850 или 1851 года. Как Вы видите, ошибка довольно крупная. Если бы такая ошибка нашлась под пером иезуита, Вы непременно объявили бы его бессовестным лжецом и клеветником. Я про Вас это не скажу и, прибавлю, не думаю. Я не думаю, чтобы Вы с намерением удалились от истины. Вы очень злобны, очень несправедливы, очень опрометчивы, но почитаю Вас добросовестным. Однако после такого промаха не мешало бы, Юрий Федорович, быть скромнее в Ваших нападениях, а Ваши читатели могут видеть из этого примера, что нельзя Вам верить на слово. Не говоря уже о моих чувствах и о моем образе мыслей, стоит только вспомнить мое положение, чтобы удостовериться, что я в деле убеждений и верований не могу желать никакого вмешательства власти. Но то, что я говорю про себя, не могу я сказать про редакторов «Дня». За доказательством я далеко не пойду. В одном из Ваших писем Вы открыли в русском характере наивность. Признаюсь, в первую минуту такое примечание меня удивило. Я призадумался, но скоро убедился, что Вы совершенно правы. Вступительная статья, в которой главный редактор «Дня» объявляет своим читателям, что он решился печатать присланный ему о. Мартыновым ответ и Ваше возражение, содержит любопытный пример такой наивности. Г. редактор говорит, что первая статья, напечатанная в его журнале против иезуитов в 1864 году, написана была по тому поводу, что тогда в русском обществе пронесся слух, что указ, воспрещающий иезуитам въезд в Россию, будет отменен. Ответ о. Мартынова пролежал более года в долгом ящике редакции, и вот вдруг, в конце 1865 года, он печатается с Вашими пятью письмами. Вам, конечно, очень хорошо известно, что время этого второго нападения со стороны «Дня» также было очень удачно избрано. Но при этих-то обстоятельствах Вы обвиняете меня в доносе? Все это очень хитро придумано, но признайтесь, что заметка г. редактора очень наивна.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Гёре Пауль (1864–1928 гг.), германский политический деятель. Будучи пастором (1888–1890, 1894–1997 гг.), приобрел в среде трудящегося населения значительную популярность. В 1891–1894 гг. пытался организовать общегерманское евангелическое рабочее движение, выступил одним из сооснователей «Национально-социальной партии». Настаивал перед партийным руководством на необходимости провозгласить себя партией пролетариата. Потерпев неудачу, в 1899 г. перешел к германским социал-демократам, заняв в их рядах крайне правый фланг. В партийных анкетах первой половины 1920-х гг. на вопрос о характере полученного образования Галкин наряду с университетом упоминает (не указывая годов обучения) еще «Духовную академию» и «Военно-медицинскую академию» (2 курса) (РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 10902, л. 2). В документах партийного учета 1940-х гг. Галкин указывал, что он окончил Петербургскую Военно-медицинскую академию (август 1903 – август 1906 г., январь 1907 – август 1908 г.), а также Петербургский университет (сентябрь 1909 г. – июль 1913 г.) (Там же, оп. 99). Речь идет о писателе Алексее Максимовиче Пешкове (Максиме Горьком, 1868–1936 гг.) и русской актрисе, общественном и политическом деятеле Марии Федоровне Андреевой (1868–1953 гг.), с которой М. Горький состоял в гражданском браке (1904–1921 гг.). Василий Алексеевич Десницкий (В. Строев) (1878–1958 гг.), в 1902–1905 гг. один из руководителей Нижегородской социал-демократической организации, агитатор, пропагандист, партийный литератор. Примкнул к большевикам. На 4-м съезде РСДРП (1906 г.) был избран членом ее ЦК. Принимал участие в Февральской революции. После возвращения В. И. Ленина в Россию отказался вступать в РСДРП(б) и принял участие в создании газеты «Новая жизнь»: входил в состав ее редколлегии, с 6 декабря 1917 г. занимал должность ответственного редактора. В письме от 16 апреля 1918 г., адресованном В. Д. Бонч-Бруевичу, Галкин утверждал, что в контакт с председателем Совнаркома он вступил при посредничестве своей родственницы — Ксении Семеновны Филипповой, служившей в Петрограде в «личной канцелярии» Исаака Захаровича Штейнберга (1888—1957 гг.), члена ЦК Партии левых эсеров (декабрь 1917—1918 гг.); наркома юстиции РСФСР (12/25 декабря 1917– 18 марта 1918 гг.): «В октябрьские дни именно она в Смольном вела переговоры с Владимиром Ильичем от моего имени» (ОР РГБ, ф. 369, к. 256, д. 32, л. 1–1 об. Машинописный подлинник. На типографском бланке «Всероссийского общества распространения христианской литературы». Дата (день, месяц, последняя цифра года) впечатана с помощью пишущей машинки. Формула подписи и подпись «Свящ. Мих. Галкин» — автографы).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

82 В 1867–1879 годах в Петербурге был частично издан в переводе главный труд одного из крупнейших европейских географов – Карла Риттера под заглавием «Земледелие Азии. География стран, входящих в состав Азиатской России или пограничных с нею». В 1894–1895 годах под тем же названием последовало продолжение этого издания. Па русский язык переводились также лекции и очерки Риттера по вопросам географии. 83 По другим источникам – Адольф Иванович Беседовский. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 335. 84 Книга С.Д. Горского «О жизни и сочинениях князя Андрея Михайловича Курбского» была издана в Казани в 1858 году. 85 Имеется в виду «Учебная книга всеобщей истории» Н.И. Зуева (СПб., 1856) или его же «Начертания древней географии и истории древних азиатских и африканских государств» (СПб., 1855). Упоминание о курсе Зуева в рукописи сопровождено припиской Смоленского, сделанной позднее: «Тот зуевский учебник (а может быть, и Кайданова) отметил остроумный Иван Федорович Горбунов, смотри его замечания – «темна, как история мидян», и проч.». 87 Первая казанская гимназия была преобразована в строго классическую с двумя древними языками в 1865 году, в связи с уставом от 19 ноября 1864 года (латинский язык по новому уставу начинали преподавать с первого класса, греческий – с третьего). 1 января 1874 года вышел устав, по которому все мужское население империи, без различия сословий, подлежало воинской повинности. Под действие этого устава попадали юноши, поступившие в гимназию в 1868 году. 89 Популярное учебное пособие, издававшееся многократно в 1850–1890-е годы, – «Элементарный учебник немецкого языка для русского юношества, составленный по строго-прогрессивному методу А. Фишером, директором Ларинской гимназии. Курс 1–2». 92 У Смоленского неправильно – Константин Адамович Люстиг. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 337. 98 П.Д. Миловидов, регент архиерейского хора, принимал самое живое участие в просвещении инородцев. В 1870 году он открыл певческо-регентскую школу для черемисов и чувашей, целью которой было приготовление не только регентов, но и учителей для школ этих народностей. Как писали «Казанские губернские ведомости», преподавал Миловидов на уроках пения «еще не слыханным до сих пор способом – по пальцам… изобретенным им самим» (1871, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К сожалению, нам неизвестен результат этой жалобы. V. Пятый период 1832–1880 гг. По смерти Селиванова скопцы лишилось главного своего руководителя, но они не лишились того духа, который влил в них основатель скопческой секты и который возбуждал и поддерживал их религиозный фанатизм. Твердо веруя, что Селиванов не умер, но еще жив, что он скоро должен явиться в Москву и произвести религиозно-нравственный и политический переворот, скопцы во имя этой идеи всегда распространяли и продолжают распространять физическое и нравственное уродство. Центр, где по преимуществу сосредоточивалась деятельность скопцов в данное время, нельзя с точностию определить. Основываясь на официальных данных, можно думать, что в это время как будто происходило соперничество в этом отношении между Москвой и таврическою губерниею. Относительно первой известно, что в ней, в период времени от 1832 по 1869 год, возникло пять судебных процессов о скопцах 496 . Так, в 1835 году московская уголовная палата разбирала дело о скопце Николае Федорове и об открытых, по его доносу, восемнадцати московских скопцах 497 ; в 1837 году открыто было сборище скопцов в доме московского мещанина Ивана Крупчатникова 498 ; в 1838 году судилось целое семейство скопцов, состоявшее из пяти человек, проживавшее в Сретенской части Москвы 499 ; в 1840 году возникло дело о двадцати четырех скопцах крестьянах волоколамского уезда, села Середы 500 ; наконец, в 1869 году снова поднят был судебный процесс о скопцах Кудриных, о которых производилось неоднократно следствие еще ранее 501 . С другой стороны, в таврической губернии, начиная с 1861 г., скопцы постоянно открывались правительством и при том в весьма значительном количестве. Так, в 1861 году скопцы под именем „Мариамнинской секты монашествующих“ обнаружены были в Далматове, днепровского уезда. Основательницей этой секты была солдатка Мариамна Тимофеева, которая в свою очередь была совращена в скопчество Сухониным, проживавшим в Николаеве. Далее, в 1864 году существование секты скопцов обнаружено было в бердянском уезде, где главою ее состоял некто Бабанин, и в мелитопольском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010