«Дайте мне икону, чтоб дела в бизнесе шли». Но задача иконописца совсем в другом А мы хотим блестящие сувениры и «выставки золотых приисков» 5 февраля, 2019 А мы хотим блестящие сувениры и «выставки золотых приисков» Как отличить настоящую икону от той, что не может стать окном в Горний мир, бывают ли иконописцы-атеисты и почему люди покупают украшенные картинки, а новый храм просят расписать от пола до потолка? Об этом – в беседе с протоиереем Николаем Чернышевым, клириком храма святителя Николая в Кленниках, иконописцем, членом Патриаршей искусствоведческой комиссии. К иконе есть запросы современности – Для чего современному человеку икона? – Икона – это неотъемлемая и существенная часть нашего исповедания. Так что этот вопрос сродни вопросу: для чего современному человеку Церковь? Еще в середине девятнадцатого века Феодор Михайлович Достоевский устами одного из своих персонажей говорил, что мир вышел на иную дорогу, имея в виду и нравственные приоритеты современного ему общества, и привычные формы культуры. Сегодня мы отчетливо видим, что среди прочего и искусство стало совершенно иным, в нем появились и новые стили, и целые новые миры. Но Церковь, несмотря на изменения всех внешних декораций, жива. Человек приходит в Церковь, наверное, для того, чтобы почувствовать свою связь с тем, что вне этих временных, изменчивых форм: связь с вечностью, с Небесами, с Господом нашим Иисусом Христом, для того, чтобы помолиться и получить некий ответ. То же самое можно сказать и об иконе: она жива и востребована, несмотря на появление новых и новых пластических форм изобразительного искусства, соответствующих своему времени. Ее живые и, подчеркиваю, востребованные воплощения – в прославленных древних памятниках и в современных образах. Призвание Церкви и призвание иконы – соединять нас с вневременным миром Божьим. Отцами 7-го Вселенского Собора сказано: почитать икону наряду с Крестом и Евангелием. То есть нам надо знать, что икона живет и развивается не только по законам искусства, а она равноценна, равнозначна Кресту и Евангелию, этим «константам», принадлежащим вечности. Стало быть, икона способна явить, зримо показать те истины, о которых повествует, рассказывает Евангелие человеку любого времени, любого возраста, любых культур, любого образовательного уровня, даже неграмотному человеку. В этом миссия, в этом функция иконы, а не в том, чтобы отвечать на запросы современности.

http://pravmir.ru/dayte-mne-ikonu-chtob-...

День Святой Троицы. Александро-Невская лавра. ЖМП 2 февраль 2018 /  4 марта 2019 г. 16:00 Союзы любви Возрождение братского движения в Русской Православной Церкви как отклик на деяния Поместного Собора 1917–1918 годов Ответом Церкви на вызов, брошенный ей безбожным государством сразу после большевистского переворота, стали духовные союзы. Первоначально созданные для защиты православных святынь от поругания, позднее они занялись просветительской и миссионерской деятельностью. Но братским союзам в новой стране было не место. К 1932 году советская власть жестоко расправилась с мирянами и священниками, пытавшимися совместно действовать за пределами приходов.   PDF-bepcuя. Ровно 100 лет назад, 19 января (1 февраля по новому стилю) 1918 года, святой Патриарх Тихон выступил с посланием, в котором не только обращался к «извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения», не только звал верных на «страдания вместе с собою», но взывал к архипастырям и пастырям: «…Не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления» 1 . На защиту святынь Спустя несколько дней, 27 января (9 февраля) 1918 года, та же идея прозвучала в «Воззвании Священного Собора Православной Российской Церкви к православному народу по поводу Декрета о свободе совести». Собор призывал православных христиан: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, и мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь» 2 . Акцент на создании именно «союзов» был сделан в связи с тем, что новая власть Декретом об отделении Церкви от государства лишила всякие религиозные общества прав юридического лица. Предполагалось, что союзы верующих будут «защищать святыни и церковное достояние от посягательства», но для прикрытия они должны были «иметь просветительские и благотворительные задачи и именования» 3 . Возглавлять такие со­юзы могли как священнослужители, так и миряне.

http://e-vestnik.ru/analytics/soyuzy_lyu...

Закрыть itemscope itemtype="" > В день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2020 г. прекращено уголовное преследование Василия Бойко-Великого 08.09.2020 1054 Время на чтение 10 минут Суд прекратил длившееся 15 лет уголовное дело в отношении Бойко-Великого и других 9 подсудимых за отсутствием в их действиях состава преступления. Об этом судопроизводстве на «Русской Народной Линии» были публикации 24 Декабря 2019 года Василия Бойко-Великого « Прошу обеспечить соблюдение законности. Жалоба Председателю Верховного суда России В.М. Лебедеву на действия судьи Рузского районного суда Московской области И.И. Гудковой » и 16 Февраля 2020 года первой части очерка Леонида Болотина «Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд» . Как считает наш постоянный автор Л.Болотин, и Рузское дело, и ныне продолжающееся следствие против В.В.Бойко-Великого в связи с банком «Кредит-экспресс» имеют «заказной» характер. По случаю прекращения безпрецедентно многолетнего судопроизводства Совет директоров Акционерного общества «Вашъ Финансовый Попечитель» выпустил пресс-релиз. Расследование уголовного дела, касающегося одного из сельскохозяйственных предприятий Рузского района, было начато в 2005 году следователем Следственной части по ЦФО МВД РФ Д. Бардиным. В феврале 2006 года из него было выделено новое дело в отношении ЗАО им. Л.М. Доватора. А в последующие 2 года было возбуждено еще 10 дел в отношении других сельхозпредприятий этого района. За семь лет, пока велось предварительное следствие, был предъявлен десяток обвинений. Все они сводились к якобы имевшему место хищению земель почти у всех крестьян Рузского района (около 4 тысяч человек). Так называемое хищение совершалось, по мнению следствия, путем заключения с этими гражданами в 2003 году в добровольном порядке договоров купли-продажи акций, долей, паев. Скупали их разные конкурирующие между собой компании: АО «Вашъ Финансовый Попечитель», ЗАО «Нерль», ЗАО «ЗНАК», Сычевский ГОК, ООО «Эко-Руза» и другие, с полной оплатой этих договоров.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев) 2. Церковно-общественная публицистика Кирилловского юбилея 1869 г. 15.03.2019 1027 Время на чтение 19 минут 1. Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их Послание Апостола Павла к Евреям. 13:7 Исполнилась тысяча лет, как в Риме угасла жизнь великого светильника Церкви, первоучителя славянских племён, Святого Константина, в монашестве Кирилла. Благодарные к нему за блага, принесённые Славянскому миру, следовательно, и России, мы собрались здесь почтить память его. Протоиерей Мартирий Чемена. Одесса, 1869 г. Прежде, чем говорить о публицистическом наследии Кирилловского юбилея, общих мотивах, характерных для всех позитивных в отношении праздника выступлений в печати, а также и о поводах для споров, содержавшихся в юбилейных статьях, на наш взгляд, логично было бы задать вопрос: каким объёмом информации о Свв. Солунских братьях мог располагать образованный человек в России в дни Кирилловского юбилея? Ответить на этот вопрос поможет «Очерк жизни и деятельности славянских первоучителей Кирилла и Мефодия», помещённый в приложении к годовому отчёту московской частной гимназии Ф. Креймана за 1868-1869 гг. В качестве источников и вспомогательной литературы при составлении пособия упомянуты «Паннонские жития» Свв. братьев, Чешская хроника Далимила, ставшие уже классическими работы О.М. Бодянского, П.А. Лавровского и Фр. Миклошича, популярные пособия, изданные великим ревнителем Кирилло-Мефодиевской идеи Г.И. Ширяевым. Автор «Очерка» весьма оптимистически смотрит на осведомлённость «всей образованной России» о Кирилловском юбилее: «14-е февраля 1869 года, день тысячелетней годовщины Св. Кирилла Философа, празднуется не одною только Москвою - это день, празднуемый всею образованною Россиею и всеми славянскими народами. Едва ли найдётся имя более популярное и известное всем им, чем имя Кирилла и Мефодия...

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев) Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники 01.03.2019 919 Время на чтение 7 минут От редакции. 150 лет назад по благословению епархиальных архиереев, при содействии славянских комитетов и под покровительством Великой княгини Александры Петровны (во иноцех Анастасии, преподобной Киевской) состоялись торжества в честь 1000-летия кончины Св. Кирилла, просветителя славян. Публикуем первую из серии статей о Кирилловском юбилее, подготовленную нашим постоянным автором, кандидатом исторических наук, А.А.Поповкиным. 1860-е годы стали временем признания славянофильских идеалов и ценностей со стороны широких кругов российской и зарубежной славянской общественности. В 1861 году произошла отмена крепостного права в России, в подготовке этого важнейшего события участвовал один из основных участников славянофильского кружка Ю.Ф. Самарин. В 1863 году Святейший Синод официально восстановил в месяцеслове дни празднования памяти Свв. Мефодия и Кирилла, Первоучителей Словенских. В 1867 году «славянские гости», прибывшие на Этнографическую выставку в Россию, встретились с Императором Александром II, Императрицей Марией Александровной и Св. Филаретом, Митрополитом Московским. Логичным продолжением Славянского съезда 1867 г., реализацией его идейных устремлений стал Кирилловский юбилей 1869 года. В православном месяцеслове сейчас 4 дня, в которые прославляются Славянские апостолы: 14 (27) февраля - древнейший праздник, день кончины Св. Константина-Кирилла; 6 (19) апреля - день кончины Св. Мефодия; 11(24) мая - общий праздник двух Свв. братьев - просветителей; 27 июля (9 августа) - день Свв. Седмочисленников, в русском месяцеслове упомянуты только 5 из них (Святые Климент, Наум, Горазд, Савва и Ангеляр), но в Болгарии сохранён изначальный порядок - список открывается именами Свв. Кирилла и Мефодия, а затем следуют имена их учеников. В указе Святейшего Синода от 18 марта 1863 года был упомянут только один из этих праздников - 11 мая, в который необходимо было совершать литургию и молебен. Однако, по мере обнаружения и публикации памятников кирилло-мефодиевской традиции, число дней, связанных с почитанием Славянских апостолов, увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воинство небесное 23.02.2019 954 Время на чтение 11 минут 23 февраля 2017 г., в праздник защитника Отечества, в недавнем прошлом День Советской армии, Святейшим Патриархом Кириллом было совершено отпевание и погребение русского старца архимандрита Кирилла (Павлова). У Бога нет случайностей. «Это он, отец Кирилл, защищал легендарный дом Павлова в Сталинграде», - уверен протоиерей Николай Кречетов, член семьи русского старца Тихона Пелиха, близкого духовного друга отца Кирилла. Живое преемство - Отец Николай, а как вы познакомились со своей будущей матушкой, Екатериной Тихоновной, дочерью известного русского старца - протоиерея Тихона Пелиха? - Наши матери дружили с начала 1920-х гг. еще будучи девицами и входили в сестричество Храма Христа Спасителя в Москве еще до того, как им завладели обновленцы. Так что они были с юности знакомы и общались семьями. С моей будущей женой мы начали переписываться после института. В первый день Пасхи 1960 г. мы с мамой приехали в Троице-Сергиеву Лавру поклониться мощам Преподобного Сергия, потом зашли в гости к отцу Тихону Пелиху. В тот же день я сделал Кате предложение, и она не отказалась. А венчал нас на Собор Двенадцати Апостолов, на следующий день после праздника Петра и Павла, 13 июля 1960 г., наш духовник - протоиерей Всеволод Шпиллер, в храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве. К нашему венцу владыка Афанасий (Сахаров) прислал дощечку, вырезанную своими руками из фанерочки, с хлебом солью и таким пожеланием: «Если будете венчаться в постный день, не нарушайте поста, счастливо проживете». Так и вышло: мы прожили с матушкой счастливо почти 50 лет. В день венчания на столе была рыбка, селедочка, всякие овощи и пр. Мы это событие отметили узким кругом, правда кто-то из родственников немножко поворчал насчет постного угощения на свадьбе. - Вы с матушкой Екатериной бывали у епископа Афанасия (Сахарова)? - Семья отца Тихона бывала у владыки Афанасия еще до нашей свадьбы - они духовно окормлялись у владыки после кончины духовника их семьи, епископа Вениамина (Милова). Как-то Татьяна Борисовна, матушка отца Тихона, вместе с Катей приехали к владыке Афанасию. Он всплеснул руками: «Надо же - и нестриженая, и не в брюках!» А у Кати была такая пшеничная коса до пояса. Рассказывали, что владыка был всегда удивительно приветлив и милостив.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/23/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Здоровье узника стремительно ухудшается Невинно осуждённый врач-нарколог Николай Каклюгин этапирован в межобластную туберкулезную больницу 11.02.2020 3116 Время на чтение 5 минут 4 февраля был этапирован в межобластную туберкулезную больницу (МОТБ-19) Николай Каклюгин, автор более 200 публикаций в светских и церковных изданиях по борьбе с наркоманией, врач, психиатр-нарколог, кандидата медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу 2009-2011 гг., сообщил «Русской народной линии» отец Николая - Владимир Каклюгин. «В ту самую, в которой он находился в мае 2019 года. В прошлый раз он находился там практически без лечения, прогулок и без горячей воды две недели. В этот раз он помещен в терапевтическое отделение с тремя больными. Сразу по прибытию у него вышел почечный камень, который мучил его в период нахождения в карцере», - рассказывает отец узника. «Проведено УЗИ исследование почек, которое выявило наличие других камней размером 6×8 мм. Также Николай потерял 25% зрения (0,75 сейчас против 1 чуть более год назад). Буквально неделю назад начальник СИЗО на личном приеме уверял меня в том, что Николай вполне здоровый человек и направляется просто на плановую проверку здоровья, хотя Николай просил экстренного направления в больницу в связи с сильными болями как в почках, так и в печени», - сообщил В. Каклюгин. Напомним , что Николай Владимирович Каклюгин был задержан 19 октября 2018 года по анонимному звонку в Ростове-на-Дону спецназом службы по контролю за наркотиками и заключен под стражу, его обвиняют в покушении на сбыт наркотических средств в крупном размере. В поддержку Каклюгина ранее было подписано обращение 17-ти православных священников во главе с главой Координационного центра РПЦ по противодействию наркомании епископом Каменским Мефодием, в котором говорилось об активной деятельности Каклюгина по борьбе с наркоугрозой в России, а также отмечался тот факт, что особое внимание он уделял «противодействию деструктивной деятельности сектантских организаций в области псевдореабилитации наркозависимых». 2 ноября 2018 года Обращение было направлено в судебную коллегию по уголовным делам Ростовского областного суда.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/11/zd...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кто служит делу, а не лицам...» Грибоедов и Молчалины. К 190-летию убиения русского посла и поэта 10.02.2019 1065 Время на чтение 8 минут 190 лет назад, 30 января (12 февраля по н.ст.) 1829 года в Тегеране был убит российский посол и поэт Александр Сергеевич Грибоедов. Хрестоматийная комедия в стихах «Горе от ума» известна в большей или меньшей степени каждому нашему соотечественнику, она разошлась на цитаты и крылатые выражения, весьма актуальные и в наши дни. ВЕТВИ ГРИБНОГО ДЕРЕВА Грибоедов родился в Москве, в дворянской семье. По свидетельству современников, в детстве Александр проявлял таланты и был развит не по годам - в 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким, итальянским, латынью и древнегреческим. Возможно этим, а также совпадением фамилии отца с девичьей фамилией матери объясняется поиск биографами тайны рождения Александра Сергеевича Грибоедова. Отец будущего дипломата и писателя отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов - дворянин Владимирской губернии вступил в брак с дочерью отставного бригадира Анастасией Федоровной Грибоедовой якобы из смоленской ветви этого рода. Однако общие предки владимирских и смоленских Грибоедовых не установлены. Семейство смоленских Грибоедовых было богаче и считалось более знатным. Их предок, Ян Гржибовский в начале XVII века переселился из Польши в Россию и перевел фамилию на русский язык. И сегодня в Смоленской области чрезвычайно популярна у туристов великолепная усадьба Грибоедовых «Хмелита» с музеем знаменитого писателя, который, впрочем, в ней только гостил, читал стихи и играл свои знаменитые вальсы. Да еще, говорят, посадил в парке привезенную из Персии сирень. Дату рождения поэта 15 января 1795 года нередко ставят под сомнение, предполагая, что Александр родился на несколько лет раньше, а измененную дату в документе указали с целью сохранения тайны его рождения. Конечно, тайны будят воображение биографов, то стремящихся отыскать царские корни какого-либо исторического деятеля, то связать таланты с известными писателями России и мира.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Начало освободительной войны. Битва за Харьков! Часть 1 11.03.2022 1073 Время на чтение 10 минут  Источник: РУССКИЙ ДОЗОР  «Человек, у которого жизнь развивалась от хорошего к лучшему; человек, который еще при жизни не побывал в аду, еще не человек. Он зверь, мнящий себя человеком. Страшный смерч пронесся над моим родным городом. Но я никогда не сомневался, что оккупация Харькова и других земель Юга России временна. В 2014-ом году мне казалось, что скоро мы вернемся. Но помню, как моя жена Ольга во сне увидела, что мы вернемся только через восемь лет.» Это я написал в своей книге Переход через пропасть» в главе «Образ будущего». Книга была издана в 2019 м году. Не всем было очевидно, что так будет. Но теперь это уже реальность. 24-го февраля 2022 года российские войска пересекли границу Харьковской области, началась специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины. Мне Сергею Моисееву, председателю харьковской организации «Русь Триединая» довелось участвовать в этом долгожданном историческом событии. После участия в событиях Русской весны восемь лет я прожил в Москве , но никогда не оставлял мысли вернуться в родной, исконно русский город Харьков. Перед поездкой в сторону Белгорода, увидел плакат с портретом Виктора Цоя и на ум пришли слова его песни: «Я ждал это время, и вот это время пришло, Те, кто молчал, перестали молчать. Те, кому нечего ждать, садятся в седло, Их не догнать, уже не догнать. Тем, кто ложится спать — Спокойного сна.» Перед тем, как отправиться в Харьков в первой колонне, я думал о смысле происходящего. Открыл Библию и попал на книгу Пророка Иезекиля. Открыл на главе 22. Прочтите главы 21.22 книги пророка Иезекиля и вам все станет ясно. Там ключ понимания к происходящему. «И было ко мне слово Господне: и ты, сын человеческий, хочешь ли судить, судить город кровей? выскажи ему все мерзости его. И скажи: так говорит Господь Бог: о, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя!

http://ruskline.ru/opp/2022/03/11/nachal...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Необходимо начать всеправославное обсуждение скопившихся проблем» Патриарх Кирилл принял участие в собрании Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей 27.02.2020 916 Время на чтение 8 минут 26 февраля 2020 года в столице Иордании г. Аммане состоялось собрание Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей. С инициативой провести встречу для обсуждения ситуации в межцерковных отношениях и вопросов сохранения православного единства выступил 21 ноября 2019 года в ходе пребывания в Москве Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, сообщает Патриархия.ru. В собрании приняли участие Блаженнейший Патриарх Феофил, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, а также делегация Румынской Православной Церкви во главе с митрополитом Тырговиштским Нифонтом и делегация Польской Православной Церкви, которую возглавил архиепископ Люблинский и Холмский Авель. В составе официальной делегации Русской Православной Церкви — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда. Совещание началось общей молитвой, которая прозвучала на нескольких языках. Обратившись к собравшимся со словами приветствия, Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви, в частности, отметил: «Мы знаем, что единство — это дар Божий, и сознаем свою ответственность за сохранение единства, которое завещали нам апостолы». «Сегодня мы собрались здесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, — сказал Блаженнейший Владыка. — В основе нашего диалога лежит христианская любовь, это — единственный путь к примирению. Ответ на все наши вопросы должен быть найден в диалоге и братской любви».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/27/ne...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010