Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.). Почитание Николая Чудотворца на Руси Имя  святителя Николая  — одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260—343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание — Мирликийский (нередко пишут — Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения — 6 (19) декабря — стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний. На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами. Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника — «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно — в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-chud...

Повлияло ли служение в Бари на мою жизнь? Конечно! Прежде всего, я сам испытал на себе силу святителя Николая. Я никогда раньше об этом не говорил, но им были явлены чудеса и мне лично, и моей семье. Это были и чудеса исцелений очень яркие. Конечно, святитель давал нам силы и помогал в борьбе за подворье. Это великое чудо, что подворье возродилось из небытия. Я бы хотел, чтобы Россия и наш народ никогда не оставляли вот этой традиции – праздновать память святителя Николая у его мощей. Ведь праздник – это в том числе и молитва. Молитва не только о тех людях, которые приезжают в Бари, но и обо всей России. А это очень важно. Все итальянцы задают и нашим паломникам, и мне один и тот же вопрос: почему мы избрали своим самым почитаемым святым покровителем того, кто ни разу при земной жизни не был в России? Их удивляет, что русские почитают святителя Николая больше, чем жители Бари. Я отвечаю всегда на этот вопрос так: это не мы его избрали своим святым, а он нас избрал, покровительствуя нам как наиболее страждущему в мировой истории народу. За это благодарят святителя Николая как власть предержащие, так и простые люди. Я, например, расцениваю визит В.В. Путина в Бари в 2007 году, первый визит главы нового российского государства к мощам святителя Николая, как благодарение от всей исторической Руси за его покровительство. Святитель Николай для очень многих людей является духовным ориентиром. Многие, кто только идет к вере, говорили мне об этом. Помнится, один врач сказал мне, что он не верит в загробную жизнь, но верит в святителя Николая. Вот такой парадокс, который лишь подчеркивает тонкость и сложность души нашего народа. Даже в атеистические времена нецерковные люди могли всегда точно отличить икону святителя Николая от образа другого святого. Такое особое отношение к святителю Николаю, восприятие его как заступника на генетическом уровне удивительно. Рейтинг: 9.1 Голосов: 320 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии иван 22 мая 2014, 13:58 " Русь святая храни веру православную.... " , а достойной остается только Россия. Молитвами святителя Николая Господи помилуй нас.

http://pravoslavie.ru/33289.html

Скорый в бедах заступник В начале прошлого века в приемной Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елисаветой в Москве, стояла небольшая модель церкви по проекту архитектора Щусева – для далекого итальянского городка Бари. Настоятельница обители давно мечтала построить храм и несколько зданий для русских паломников, приезжавших на солнечный итальянский берег поклониться мощам одного из самых почитаемых на Руси святых – святителя Николая чудотворца. 22 мая по новому стилю вспоминается перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из города Миры в Ликии (Малая Азия, сегодня – на территории Турции) в итальянский город Бари, где они хранятся и доныне. Трудно представить город на Руси без храма, посвященного святителю Николаю чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Не зря иностранцы величали святого Николая «русским заступником». Все узнают его лик на иконах – святого, всегда спешащего помочь в беде и печали. Заметим, что иконография святого разнообразна. Появлялись иконы Николы Ратного, Путного и Мокрого – святитель Николай почитался покровителем путешествующих (особенно по морю), а также ратников, крестьян и купцов. Икона Николы Зарайского изображает святого Николая, благословляющего правой рукой, а в левой держащего защищаемый им город. С мечом в правой руке угодник Божий изображен на иконе «Никола Можайский». Святитель родился в III веке в городе Патарах в Ликии. С детства посвятив свою жизнь служению Богу, святой Николай помогал бедным, неправедно осужденным, погибающим. Он претерпел гонения, обличал ереси. Став архиепископом Мирликийской епархии, святой был примером для своей паствы – в вере и любви. После непродолжительной болезни он мирно скончался. Необычен рассказ о том, как мощи Святителя появились в небольшом итальянском городке – Бари. В XI веке многие города христианского Востока подвергались набегам воинственных мусульман. В 1087 году святитель Николай явился одному священнику из Бари и сказал, чтобы его мощи перенесли в этот город. За мощами было отправлено три корабля, Чтобы скрыть истинную цель их путешествия, корабли нагрузили пшеницей. Однако вскоре разнеслась весть, что венецианские купцы тоже намерены отправиться в Миры и перенести мощи Святителя в Венецию. Но барийцы первыми прибыли к берегам Ликии и вывезли мощи к себе в Бари – на восточное побережье Италии. В пути неожиданно переменился ветер, и корабль направился по направлению к городу Патарам – родине святого Николая. И только когда пятеро барийцев признались, что взяли себе частицу мощей святого, море успокоилось, и подул попутный ветер.

http://pravoslavie.ru/1720.html

Ведущая Екатерина Грачева: Они точно не смогут снимать ДК или другие площадки для проведения своих собраний. Владыка Иларион: Они не смогут снимать ДК, они не смогут снимать стадионы, то есть их влияние будет уменьшаться, а влияние это чрезвычайно тлетворное и вредное. Ведущая Екатерина Грачева: Накануне стало известно, что в нашу страну впервые за 930 лет привозят мощи одного из самых почитаемых святых в нашей стране Николая Чудотворца. Вообще, чуть ли не половина храмов в России названы в его честь, и частички его мощей есть во многих церквях. В чем особый смысл, особое значение привоза мощей именно из итальянского Бари? Владыка Иларион: Я хотел бы, во-первых, сказать о предыстории этого события. Святитель Николай – это, наверное, самый почитаемый святой, и не только на Руси, но и во многих других частях света. Его мощи хранились в том городе, где он был епископом, в Мирах Ликийских – это город, находящийся на территории современной Турции, который уже в VI, VII, VIII веках начал подвергаться набегам сначала арабов, потом турок, и само существование христианства там было под большой угрозой. В 1087 году жители города Бари решили перевезти оттуда мощи в свой город. Произошло это путем похищения, потому что они приехали в Миры Ликийские, они связали тех монахов, которые стерегли мощи, похитили мощи, погрузили на корабль, и когда монахи были освобождены и об этом рассказали, было уже поздно. Но удивительным образом это похищение стало вспоминаться в Русской Православной Церкви как праздник. 22 мая, когда мы совершаем память Святителя Николая – это не что иное как празднование перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари. Это один из примеров того, о чем говорит преподобный Иоанн Дамаскин в своей книге «Точное изложение православной веры», что иногда и злые дела людей Бог направляет к добрым последствиям. Трудно себе представить, что было бы с этими мощами, если бы их в своей время не перевезли в город Бари.  Произошло это 930 лет назад, и с тех пор эти мощи никогда не покидали город Бари. Когда в прошлом году Святейший Патриарх Кирилл встречался с Папой Франциском, одной из тем из переговоров была возможность принесения в Россию мощей Святителя Николая – и вот большая часть этих мощей прибывает в нашу страну. Они будут находиться в храме Христа Спасителя.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-fil...

Подобных препятствий, вероятно, не было на пути черниговского паломника иеромонаха Ипполита Вишенского, который побывал в Мирах Ликийских еще в 1708 г. и оставил любопытное свидетельство о почитании опустевшей гробницы свт. Николая: «Есть и до днесь чуда от святаго гроба, не только нашимъ христианамъ исцеление есть, но и туркамъ невернымъ бываетъ помощь. Если кто потеряетъ верблюда, или осла, или коня, если принесетъ до гроба свечку и кланяется, тотчасъ найдетъ» (53). Иного рода препятствия ожидали православных паломников середины XIX в., стремившихся поклониться мощам свт. Николая в Бари. По свидетельству А. Н. Муравьева, предполагавшего совершить такую поездку в начале 1840-х гг., было «необходимо получить в Неаполе от нунция папского письменное дозволение, чтобы быть допущенным в нижнюю церковь к самым мощам святителя Николая, ибо она открывается только дважды в год, в дни его празднеств, и богомольцы западные обыкновенно довольствуются тем, что воздают поклонение верхнему алтарю. Но и в нижней церкви святые мощи под спудом, и когда отверзаются створчатые дверцы исподнего престола, видно только одно отверстие над ракой чудотворца, но никто не может приложиться к самим мощам великого чудотворца: так мало доступна на Западе святыня сия, столь близкая сердцу каждого православного, и особенно русского» (54). Это свидетельство подтверждает и неизвестный иркутянин, совершивший паломничество в Бари спустя два десятилетия: " Каждый из иностранцев, думающий посетить священный град, должен сначала испросить на то позволение от кардинала-архиепископа, папского нунция, а потом от нашей миссии, наконец, от полицейской префектуры» (55). Возможно, возникновение такого рода препятствий, затруднявших посещение Бари русскими паломниками, было одной из причин, вызвавших к жизни неожиданный проект О. А. Кипренского, касающийся судьбы мощей свт. Николая.25 февраля 1832 г. художник отправил из Неаполя бывшему обер-прокурору Святейшего Синода и министру духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыну письмо, в начале которого, сославшись на необыкновенную популярность свт. Николая в России, «особенно же в народе и в воинстве», предложил не больше, не меньше как перенести его мощи с берегов Средиземного моря на берега Невы, ведь прецедент «подобного благочестия» уже имел место в1087 г. при перенесении мощей из Мир Ликийских в Бари. «Когда возможность была, - писал О. А. Кипренский в Санкт-Петербург, - единожды тронуть Святыню с места для перенесения из Азии в Европу, то равномерно есть возможность и ныне, да и весьма кстати, повторить подобное благочестие, ознаменуя оное перенесением мощей сего Святителя Николая Чудотворца из Бари в Петров-град в век царствования благочестивейшего Императора Нашего Николая Павловича».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Нижняя церковь с мощами святителя Николая была открыта лишь утром, с шестого до одиннадцатого часа, и затем днем от двух до трех часов пополудни. В прочее время дня и ночи она была постоянно закрыта, и, помимо случаев чрезвычайных, богомольцам редко удавалось войти в нее в не указанные часы. Празднование угоднику Божию Римская церковь, как и Русская, совершала дважды в год: 6 декабря и 9 мая. Последний праздник считался большим и притом не в одном Барграде, но и вообще на всем Западе, и в Бари праздновался необычайно торжественно. Стечение богомольцев к 8 и 9 мая в Бари было огромным… Народу в соборе и нижней церкви в эти дни – великое множество: все алтари были освещены, служба шла день и ночь не прерываясь. На площадях, примыкавших к монастырю, происходила оживленная торговля, и два раза в сутки на длинных столах предлагалась трапеза от собора всем странникам. Ночью с 8 на 9 число весь город был в иллюминации, всюду взвивались ракеты, вспыхивали фейерверки, транспаранты, изображавшие сотворенные нетленными мощами (угодника) чудеса; на террасах и бедных, и богатых домов зажигались бенгальские огни. Набережная, порт, – все было покрыто густыми толпами народа, который тут проводил ночь. Здесь были представители всех племен, населявших Италию: и сицилийцев, и калабрийцев, и романцев, и славян. Утром на пристани, богато украшенной в виде католического алтаря, появлялось в полном облачении все духовенство Бари и его окрестностей; на особо отведенном месте располагались все гражданские и военные власти в мундирах. Диск солнца выплывал над растопленным золотом морской дали; и в этой дали, тоже с востока, выплывала целая эскадра небольших судов. Эти суда заранее с вечера отправлялись в море незаметно для жителей. Они возвращались утром торжественные, богато изукрашенные; на главном судне возвышалось изображение святого Николая Чудо творца, окруженное духовенством; раздавалось стройное церковное пение, на которое отзывались духовные певчие с берега. Архиепископ со всем духовенством встречал изображение святого угодника на пристани, и крестный ход постепенно вытягивался от моря по улицам города. Впереди – сотня детей в белых одеждах с цветами в руках. За ними, в похожих на монашеские одеяниях, – тысячи членов разных религиозных благотворительных организаций. Колоссальная статуя святого угодника на плечах богомольцев, неисчислимые ряды духовенства с большими свечами в руках, замыкаемые архиепископом и его штатом; волны народа, пальба из ракет, пение и музыка; звон всех колоколов древнего Бари и перезвон знаменитых колоколов собора святого Николая – все это представляло собой картину умилительную и величественную. Так праздновали память святителя в городе Бари в XIX веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Прощаясь с Бари и не имея возможности из окон вагона полюбоваться, а может быть и перекреститься на храм св. Николая в последний раз, А. Радонежский не без огорчения восклицает: «О, если бы великий угодник почивал у нас в России среди родной семьи православного народа! До облаков бы вознесся и заблистал золотом над его многоцелебными мощами храм, и тогда бы весь христианский мир увидел, что одна православная Русь достойно чтит того, кому немолчно в тысячах ее храмов воспевается песнь. Правило веры и образ кротости 64 и т. д.». Но невозможное и – невозможно, а поэтому и мечты о перенесении мощей св. Николая на Русь напрасны и неосуществимы. Если бы далее «весь христианский мир» в действительности пожелал убедиться, как высоко Святая Русь чтит угодника Христова святителя Николая, то это красноречиво засвидетельствуют ему тысячи храмов во имя сего святителя малых и великих, рассеянных по всему лицу необъятной России, и великая популярность имени святителя не только среди русских православных, но даже инородцев язычников. Но к мысли А. Радонежского о построении храма над гробом св. Николая или вернее вблизи его гроба, который «вознесся бы до облаков и заблистал бы золотом» внутри и вне на удивление «христианскому миру», мы вполне присоединяемся, только место такому храму мы указали бы не в России, а в нынешнем Бари. В самом деле, ведь собирались же в России деньги на возобновление базилики в Мирах Ликийских 65 , где почивали мощи св. Николая до перенесения их в 1087 г. в Италию в г. Бари, и мы в 1887 г. во время двухдневной стоянки на русском стационере «Тамань» в Дарданеллах у нашего вице консула Юговича видели модель предположенной реставрации этого храма, который имеет значение лишь археологическое, и никем из русских паломников не посещается. Отчего бы, в самом деле, власть имеющим или нашему Палестинскому Обществу, объявившему в последнее время паломнические рейсы между прочим и в г. Бари, не открыть повсеместную подписку на сооружение православного храма в Бари близ гроба святителя Николая?! В успехе такой подписки сомневаться нельзя, так как г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Митрополит Волоколамский Иларион назвал знаменательным тот факт, что принесение мощей святителя Николая из Бари в Россию произошло в год 100-летия революционных потрясений, положивших начало Голгофскому пути Русской Церкви и российского народа. «В прошлом году мы вспоминали 100-летие трагических событий расстрела царской семьи в июле 1918 года в Екатеринбурге. Имя последнего российского императора Николая II тесно связано с Бари. В 1892 году он, будучи наследником Российского престола, посетил базилику своего небесного покровителя. По его распоряжению в праздник перенесения мощей святителя Николая в Бари 9 мая 1913 года в этом городе состоялась торжественная закладка подворья Русской Православной Церкви», — сказал иерарх. Он напомнил слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказавшего в Санкт-Петербурге после Божественной литургии 28 июля: «Господу было угодно, чтобы в год воспоминаний о роковых событиях в истории нашего Отечества святитель Николай пришел на Русь — ту самую Русь, которая его так любит». Сегодня Русская Православная Церковь и все мировое Православие снова переживают непростые времена в связи с тяжелой политической и церковной ситуацией на Украине. Архиереи и клирики канонической Украинской Православной Церкви за свою верность церковному единству подвергаются гонениям со стороны светской власти, пытающейся склонить их к переходу в новую структуру, которая сплошь состоит из раскольников, отметил председатель ОВЦС. «Мы нуждаемся в помощи великого угодника Божия святителя Николая как того, кто почитается покровителем всех путешествующих, то есть преодолевающих невзгоды и лишения на своем пути, — сказал архипастырь. — Исторический путь Церквей и народов — это тоже своего рода странствие во времени, и на нем нас также встречают испытания и искушения. И мы верим и надеемся, что святитель Николай не оставит нас, наши Церкви и наши народы без своей помощи и своего заступления». Упомянув о том, что в книгу-альбом «Принесение мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию 21 мая — 28 июля 2017 года» включены слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, кардинала Курта Коха и архиепископа Франческо Какуччи о месте святителя Николая в церковной жизни и его значении для христианского единства, владыка Иларион подчеркнул: «Я очень надеюсь на то, что выход этой книги станет еще одним вкладом в дело углубления взаимопонимания между нашими Церквами».

http://patriarchia.ru/db/text/5398884.ht...

мощей по месту их настоящего нахождения в Бари, а при втором условии – вряд ли создание русского храма в Мирах Ликийских, лежащих в стороне от привычного пути наших паломников, придало бы этому месту достаточно притягательной силы, чтобы считать собранные на это значительные средства истраченными целесообразно. Другое дело, если имеющиеся в распоряжении Императорского Православного Палестинского Общества на построение Мирликийского храма суммы были бы употреблены в Бари с тою же целью – возвеличения памяти и почитания святителя Николая у самого местонахождения его мощей – это, несомненно, имело бы последствием избавление русских паломников, прибывающих в Бар-град, от тех затруднений и соблазнов, коим они там ныне подвергаются. Вместе с тем, это дело громко свидетельствовало бы о высоком благочестии Русской Православной Церкви пред лицом всего католического мира». Когда о столь отчетливо ясном взгляде на предстоящее разрешение «мирликийского вопроса» было доведено помощником Председателя Палестинского Общества ген. Лейт. М.П. Степановым до сведения августейшего ктитора Николо-Александровской Мирликийской церкви в Петрограде великого князя Михаила Александровича 96 , с изложением в особом докладе всех обстоятельств дела. Его Императорское Высочество, всецело присоединившись к предположению Общества о желательности использовать мирликииский капитал на сооружение в Бари храма во имя св. Николая Чудотворца и при нем странноприимного дома для паломников, изволил изъявить свое согласие на обращение этого капитала, возросшего к концу 1910 г. до 246 562 руб., на строительство в Бари. Так как при наличии достаточных, на первое время, денежных средств дальнейшее направление «барийского дела» не могло уже встретить каких-либо непреоборимых препятствий для своего осуществления, то Совет Палестинского Общества, с соизволения августейшего Председателя великой княгини Елизаветы Федоровны, в январе1911г. возложил на прот. И. И. Восторгова и князя Н.Д. Жевахова поручение – съездить в Бари и подыскать здесь место для возведения здания храма и странноприимного дома и, если оно окажется подходящим, то закрепить его за Обществом путем совершения временной запродажной записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Когда же в Россию привозятся мощи святителя из Бари мы имеем стопроцентную гарантию, ведь барийцы взяли мощи из раки, где они покоились и 930 лет их никто не трогал. Если же мы говорим о подлинных частицах мощей — конечно, благодать Божия действует везде — в том числе через иконы, мощи, неважно, целиком или через частицы. В этом смысле разницы нет, конечно. Более того, мы понимаем, что паломничество с этой точки зрения не обязательно, можно стать у себя дома перед иконой и просто помолиться святителю, и так же получить ответ и помощь. Но паломничество — это некий подвиг. Если сейчас физически паломники не несут таких трудов, как раньше, когда они шли в Бари полгода туда и полгода обратно пешком, то, по крайней мере, люди жертвуют какой-то частью дохода, потому что поездка дорогая, отказывают себе в чем-то. Церковь никогда не ставила под сомнение, что паломничество очень полезно с духовной точки зрения для верующего человека. Тоже самое можно сказать и про стояние к мощам. Во-вторых, это историческое, эпохальное событие — впервые за тысячу лет из Бари приносятся мощи в Россию. Конечно, я всем рекомендую приехать и поклониться им. С другой стороны, это не отменяет того, что мощи остаются в Бари. Многие звонят и спрашивают: «Что, батюшка, теперь в Бари не нужно приезжать?». Одно другому не мешает. Мощи привозятся в Россию на два месяца. Надеемся, что за это время как можно большее число людей получит возможность приехать в Москву или Санкт-Петербург. Святейший Патриарх был обеспокоен тем, чтобы дать возможность припасть к самому любимому русскими верующими святому. Поэтому он, как любящий отец, и обратился с такой просьбой к Папе Римскому, чтобы дать возможность максимально большому количеству верующих в России совершить это паломничество и приложиться к мощам. — Вы сказали про отверстия для сбора мира? Расскажите подробнее о мире от мощей святителя Николая. — Мощи святителя мироточат многие столетия поныне. Об этом можно найти много свидетельств. Сами барийские моряки, похитившие мощи, свидетельствовали, что мощи находились в заполненной миром раке. Каждый год по получении мира оно разбавляется хранителями базилики и разливается в небольшие сосуды. Купить это миро можно в лавке Базилики. От него были зафиксированы многие чудеса.

http://patriarchia.ru/db/text/4890586.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010