РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Особое попечение о святом Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово, сказанное на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского 03 января 2023 Подводя итоги длинной истории обретения мощей священномученика Фаддея, можно сделать вполне определенные религиозные и нравственные выводы. Во-первых, что Господь имел особое попечение о святом при его жизни и после мученической кончины как о друге Божием, человеке, облекшемся во Христа, носившем в себе Его образ, как о драгоценном сосуде Святого Духа, подвижнике, образце подражания для современных христиан, которым Господь самим Своим отношением к подвижнику прямо указывает: «Смотрите на моего истинного ученика и, глядя на него, не отчаивайтесь во времена невзгод. И в современных условиях исполнение заповедей так же возможно, как и во времена гонений, как и во времена апостолов». Во-вторых, какое было удивительное попечение Божие об останках этого верного ученика?! Господь внушил тюремным служителям не погребать тело чтимого паствой святителя в общей могиле на Волынском кладбище. Что препятствовало тому, чтобы скрыть тело святого среди множества других пострадавших в то время? Только благая воля Божия, проявившаяся вполне определенно. Господь повелел тюремному врачу сообщить о времени и месте погребения священномученика верным христианам. Господь подал мысль жительнице Твери посетить могилу отца и прийти на кладбище именно в тот момент, когда там проходило тайное погребение священномученика Фаддея. Господь убедил свидетельниц погребения прийти на могилу весной следующего года, раскрыть ее, переложить драгоценное тело во гроб и удостовериться, что перед ними действительно останки архиепископа Фаддея. Спустя много лет после этих событий, Господь убедил исследователя жизни подвижника и мученика отнестись внимательней к обстоятельствам его смерти и погребения и еще до обретения восстановить картину событий, и на основании имеющихся свидетельств достоверно предположить то, что могут увидеть люди, которые будут обретать мощи. И затем на самом кладбище произвести предварительные исследования, чтобы определить место погребения священномученика, не производя в этом месте раскопок, оставляя совершение последнего шага на произволение Божие.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В Саратове прошли съемки документального фильма об архиепископе Фаддее. 21 августа 2023                                                     В Саратове прошли съемки документального фильма об архиепископе Фаддее В Саратове побывала съемочная группа проекта «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. В предстоящей документальной работе режиссера Екатерины Орловской будет рассказано об архиепископе Тверском и Кашинском Фаддее (Успенском; 1872–1937), занимавшем Саратовскую кафедру в 1927–1928 годах.  Святейший Патриарх Тихон называл владыку Фаддея «светочем Церкви», «чудом нашего времени». По свидетельству людей, знавших владыку, в его образе паства видела молитвенника и подвижника, подобного древним русским святым. Нравственное влияние архиепископа Фаддея на паству было огромным. В домах многих христиан хранились фотографии владыки Фаддея. Знакомство архиепископа с нашим городом состоялось в середине декабря 1926 года, когда он выехал поездом из Астрахани в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью – остальные кандидаты на должность Заместителя Патриаршего местоблюстителя уже были арестованы и находились в ссылках. Владыке Фаддею не дали доехать до столицы – в Саратове его сняли с поезда, задержали и отправили в Кузнецк – уездный город Саратовской губернии, покидать который ему было запрещено. Спустя почти год он был назначен на нашу кафедру с титулом архиепископа Саратовского, и власти ему разрешили вернуться в Саратов. В Саратове владыка Фаддей часто служил, много проповедовал, сохранились его проповеди, которые он произносил в саратовских храмах. Несмотря на то, что архипастырь пробыл в Саратове всего около полугода, он успел снискать к себе всеобщую любовь. В июне 1928 года священномученик Фаддей был назначен архиепископом Тверским и Кашинским. 20 декабря 1937 года он был арестован, 30 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священномученика к расстрелу, а на следующий день он был казнен. 26 октября 1993 года в Твери были обретены останки владыки Фаддея, находящиеся ныне в Вознесенском кафедральном соборе Твери. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года архиепископ Фаддей был прославлен в лике священномучеников к общецерковному почитанию.

http://fond.ru/novosti/864-v-saratove-pr...

III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1901 г. Нояб. 10. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 6 ноября за 7649: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление Вашего Преосвященства, от 10 сентября сего года за 525, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении преподавателя Уфимской духовной семинарии, кандидата богословия, иеромонаха Фаддея (Успенского), в степени магистра богословия за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: «Единство книги Пророка Исаии», и 2) отзыв о названном сочинении Преосвященного Пермского, от 18 минувшего октября. Приказали: Преподавателя Уфимской духовной семинарии, кандидата богословия, иеромонаха Фаддея (Успенского) , удостоенного Советом Московской духовной академии степени магистра богословия за вышеназванное сочинение, утвердить, согласно ходатайству Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Пермского, в таковой степени; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Изготовить для преподавателя Уфимской духовной семинарии иеромонаха Фаддея (Успенского) магистерский диплом и выслать его по принадлежности. —317— IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1901 г. Нояб. 12. В Совет Московской Духовной Академии к руководству и исполнению», – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 9 ноября за 7775: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 11 минувшего октября 1569, журнал Учебного Комитета за 440, с заключением Комитета о порядке приемных поверочных испытаний поступающих в духовные академии воспитанников светских учебных заведений. Приказали: В виду имеющихся сведений о том, что в некоторых духовных академиях установилось за правило при приеме в академии воспитанников гимназий и других светских учебных заведений подвергать их сокращенному экзамену по богословским предметам, в пределах гимназической программы, и принимая во внимание, что, при таком порядке испытаний светских воспитанников, последние, поступив в академию без достаточного знания богословских и философских наук, обнаруживают неподготовленность к усвоению академических лекций, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: поручить Вашему Преосвященству и Преосвященным Митрополитам С.-Петербургскому и Киевскому и Архиепископу Казанскому подтвердить Советам академий, чтобы при приеме студентов в состав первых курсов не было делаемо различия между воспитанниками духовных семинарий и воспитанниками светских учебных заведений, и чтобы экзамены по предметам, назначаемым для конкурса Советами академий, производились на общем основании при одинаковых для тех и других требованиях; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главной целью воспитания священномученик признает развитие воли ученика в направлении свободного выбора добродетели и благородного поведения. Учитель должен использовать все способы, чтобы «развить в душе ребёнка свободную любовь к добру и свободное расположение к нравственному образу действий» 17 . Ребёнок, младший школьник, ещё не знает, как работать над своей душой, и задача педагога провести своего подопечного по этому пути так, чтобы, с одной стороны, раскрылась его личность, расцвели лучшие качества его души, а, с другой, чтобы, когда время их ежедневного общения завершится, ребенок сам свободно захотел бы идти путём добра. Труд архиепископа Фаддея Успенского служит в этом смысле большим подспорьем педагогам для осуществления целостного и гармоничного подхода к развитию личности ребёнка. В современной образовательной теории и методике существуют различные подходы к воспитанию: антропологический, культурологический, синергетический, аксиологический и другие. Все они, обладая безусловной ценностью, вместе с тем не дают целостного представления о воспитании личности ребёнка, рассматривая проблему под определённым углом зрения. Также значимым в современной образовательной теории и практике, закреплённом в федеральных образовательных стандартах, является компетентностный подход, согласно которому качество образования и воспитания определяется успешностью усвоения различного рода компетенций, как обучающимися, так и педагогами. Под компетенциями в общих чертах следует понимать «единство знаний, опыта, способности действовать, навыков поведения индивида, определяемых целью, ситуацией и должностью» 18 . Однако в свете христианской антропологии основные вопросы воспитания получают новое, глубокое и всестороннее освещение, уходя от поверхностности, присущей лучшим педагогическим теориям – ни умственное, ни физическое, ни культурно-эстетическое развитие, ни выносливый характер и высокий уровень социализации, даже будучи в единстве и согласии, сами по себе «не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека» с. 40].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Подготовка материалов к канонизации святых 08 декабря 2018 Канурская Ирина Николаевна, секретарь секции «Архивы России» Правления Российского общества историков и архивистов Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Духовно-нравственные качества учителя на примере жизни исповедницы Ираиды Тиховой (1896-1967). По материалам дневниковых записей 07 декабря 2018 Бабич Ирина Леонидовна, главный научный сотрудник отдела Кавказа ИЭА РАН, доктор исторических наук Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Зачем надо изучать историю причисления к лику святых в Русской Православной церкви 07 декабря 2018 Протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Российские элиты в разные исторические эпохи 06 декабря 2018 Архимандрит Дамаскин (Орловский) Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Значение новомучеников для России 31 октября 2018 Архимандрит Дамаскин (Орловский) Выступление на научно-практической конференции «Наследие священномученика Фаддея (Успенского) архиепископа Тверского (к 25-летию обретения святых мощей)» Канонизация новомучеников Русской Православной Церковью и жития святых – критерии и проблемы 31 октября 2018 Иноземцева Зинаида Петровна, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры, председатель секции «Архивы Русской Православной Церкви», член Правления Российского общества историков-архивистов Выступление на научно-практической конференции «Наследие священномученика Фаддея (Успенского) архиепископа Тверского (к 25-летию обретения святых мощей)»

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Методика преподавания вероучительных дисциплин священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского Новопольцева Е.М., кандидат исторических наук, (Саратовский государственный аграрный университет) Возрождение активной миссионерской деятельности Церкви и системы катехизации требует переосмысления и использования традиций православной педагогической мысли. В свете этих задач важное значение имеет педагогический опыт, методические указания и разработки «учителя учителей» 424 священномученика Фаддея (Успенского) , архиепископа Тверского. Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский; 1872–1937) сумел совместить два трудно соединяемых пути, став выдающимся учителем-архипастырем. Много лет занимался он педагогической деятельностью. С 1987 года в Смоленской духовной семинарии он преподавал логику, психологию, философию, дидактику; с 1898 года в Минской духовной семинарии был преподавателем Священного Писания; в 1902 году в Уфимской духовной семинарии – преподавателем, а затем инспектором (уже в сане архимандрита); в конце 1902 года стал ректором Оленецкой духовной семинарии 425 . Он преподавал также на педагогических курсах для учителей церковноприходских школ (Смоленск (1898), Минск (1899–1900), Уфа (1901)). Плодом этой деятельности явились «Записки по дидактике» – главный труд по педагогике и воспитанию, изданный в Уфе в 1902 году. Опираясь на труды святителя Феофана Затворника , К.Д. Ушинского и других представителей отечественной педагогической мысли, священномученик Фаддей разъяснял и развивал задачи и смысл духовно-нравственного воспитания и образования. «Записки» не представляют собой цельного курса педагогики и дидактики, но в них затронуты наиболее важные вопросы учебно-воспитательной деятельности в церковно-приходской школе, методика преподавания Закона Божия и церковнославянского языка. Эта методика имеет особую актуальность для возрождающейся системы религиозного образования сегодня. Большое значение в учебно-воспитательном процессе принадлежит личности учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Х Фаддеевские образовательные чтения открылись в Твери 28 октября 2022 г. 19:22 Региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» — Х Фаддеевские образовательные чтения — стартовал в Твери 26 октября и продлится до декабря 2022 года. Перед началом чтений, 26 октября, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию и молебен у мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, в Вознесенском соборе столицы Верхневолжья. В 2022 году исполняется 85 лет со дня кончины и 25 лет со дня прославления священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Святитель большую часть своей жизни посвятил служению на ниве духовного образования. Его именем названы образовательные чтения, которые ежегодно проходят в Тверской области и в этом году отмечают свой десятилетний юбилей. Торжественное открытие Х Фаддеевских образовательных чтений состоялось 27 октября в Тверском ДК «Химволокно». Участниками чтений стали руководители и представители синодальных отделов Русской Православной Церкви, духовенство Тверской митрополии, представители органов государственной власти, руководители органов управления образованием, светское и церковное педагогическое сообщество. Ведущими мероприятия были студент Тверского государственного медицинского университета Семен Киселев и студентка Тверского технологического колледжа Ксения Решетняк. Перед началом заседания для участников и гостей выступил Губернаторский камерный хор «Русский партес» под управлением М. Перадзе. С приветственным словом к участникам чтений обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Организаторов и участников чтений приветствовал С.А. Голубев, председатель Законодательного Собрания Тверской области, который анонсировал первые Парламентские Рождественские чтения в Законодательном Собрании Тверской области в декабре текущего года. Были зачитаны приветственные адреса губернатора Тверской области И.М. Рудени и председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды .

http://patriarchia.ru/db/text/5972235.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский). 1908 год Архиепископ Фаддей (Успенский). Астрахань. 1920-е годы В 1917 году Волынь поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. После того, как правящий архиерей, архиепископ Евлогий (Георгиевский) оказался вне пределов своей епархии, управление ею перешло к епископу Фаддею. Вскоре после прихода к власти большевиков последовал первый арест владыки. Сразу же после его ареста в Волынский ЧК поступило заявление от группы православных епархии с просьбой отпустить их архипастыря, никоим образом не причастного к какой-либо политической деятельности. Но вместо освобождения епископ Фаддей был переведен в Харьковскую тюрьму, где содержался до решения властей о высылке его за пределы Украины как пользующегося огромным авторитетом среди местного населения. Весной 1922 года владыка прибыл в Москву и обратился к патриарху Тихону с просьбой определить его на кафедру в один из волжских городов, поскольку он был родом из этих мест. Но новый, ничем не обоснованный арест помешал этому назначению. В сентябре 1922 года по " делу " святителя Фаддея, к тому времени возведенного уже в сан архиепископа , было составлено обвинительное заключение, где, в частности, говорилось: " ... принимая во внимание его административную высылку из пределов УССР за контрреволюционную деятельность... Успенского, как политически вредный элемент, подвергнуть административной высылке сроком на один год в пределы Зырянской области " . Из Москвы архиепископа Фаддея перевезли вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) во Владимирскую тюрьму, где они оказались в крайне тяжелых условиях как в бытовом, так и в психологическом отношениях. " Поместили в большую камеру вместе с ворами, - вспоминал впоследствии митрополит Кирилл, - свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка взял меня за руку и сказал: " Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами. "

http://drevo-info.ru/articles/8326.html

Они снимали с них копии и передавали какому-нибудь почитателю владыки (9). Особый интерес представляет краткое нравственно-назидательное сочинение Архиепископа Фаддея, имеющееся в архиве архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, под заглавием: «24 зерна истинного разума, собранные из духовной сокровищницы Священного и священно-отеческого Писания для желающих себе духовной пользы» (10). 29 октября 1926 года был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) . В права Местоблюстителя вступил архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых) . 8 декабря он издал распоряжение, в котором назначил заместителей по управлению Церковью архиепископов: Екатеринбургского Корнилия (Соболева), Астраханского Фаддея (Успенского)  и Угличского Серафима (Самойловича). Архиепископ Иосиф вскоре был арестован. Архиепископ Корнилий был в ссылке и не мог выполнить возложенное на него поручение, и посему в середине декабря Архиепископ Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Церковью. В Саратове он был, по распоряжению Тучкова, задержан и отправлен в город Кузнецк Саратовской области, покидать который ему было запрещено. Только в марте 1928 года власти разрешили ему выехать из Кузнецка. Митрополит Сергий, освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его архиепископом Саратовским. Рассказывают, что однажды, когда Волга вышла из берегов, грозя затопить дома и поля, крестьяне пришли к Архиепископу Фаддею просить о помощи. Он вышел вместе с народом на берег реки, отслужил молебен, благословил воду, и после этого она начала быстро спадать (2, с. II). В ноябре 1928 года владыка Фаддей был переведен в Тверь. Здесь он поселился на тихой улочке в угловом доме с крошечным садом, огороженным высоким деревянным забором. В саду вдоль забора шла тропинка, по которой он подолгу ходил и молился, особенно по вечерам. После молитвы он благословлял на все стороны город и уходил в дом. Неподалеку от города, в селе Пречистый Бор Архиепископ Фаддей снимал дачу и ездил туда, когда хотел поработать. «Многие думают, что я уезжаю на дачу отдыхать, – говорил он, – а я уезжаю работать и ложусь здесь в три часа ночи. Нужно бы секретаря, но секретаря у меня нет, я все делаю сам».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Станут ли мои малыши чище, внимательнее, будет ли у них больше любви, добра, радости к окружающему миру? Или они уйдут только с ощущением «Я сам сделал эту игрушку». Наверное, такие тревожные мысли испытывал каждый учитель. Мои многолетние поиски и размышления вылились в ясное осознание, что засилью «мыльной» и электронной культуры, обрушившейся на головы наших детей необходимо противопоставить то богатство нашей русской культуры и истории, которое воспитает и укрепит в них духовность и нравственность, создаст «стержень личности». Каждый человек должен пройти путь познания добра и зла. А можно ли облегчить его, сделать этот путь более светлым и понятным? «Да, можно и нужно», – как бы слышала я, читая труды архиепископа Фаддея (Успенского), Ушинского, Макаренко, Зеньковского и других педагогов. И вот мы стали вместе размышлять. Научились шить игрушки, вернее, шарики из которых они состоят (трикотаж – внешнее, синтепон – внутреннее). Детишки очень быстро замечают, что у одних шарики складываются в добрую и любимую игрушку, с которой и расставаться не хочется, которая и настроение поднимет, и в болезни утешит. А у других… Настроение плохое, и игрушка грустная или недобрая, а иногда и злая. «Почему?»,– спрашивают дети. Для них это пока тайна… Для меня эта тайна чуть приоткрыта. Читаем сказку о двух волшебных палочках – одна при прикосновении к предмету превращает его в золотой, а вторая дает возможность обладателю видеть то, что не видят другие, слышать то, что не слышат другие, понимать то, что не понимают другие. Брат, обладавший первой палочкой, стал злой и нелюдимый, а второй был счастлив, делился радостью и хотел стать художником. «Кто какую палочку хотел бы иметь?» Через несколько секунд: «Деревянную». Злым быть никому не хочется. Ксюша молчит. Потом нехотя говорит: «Деревянную». На перемене по секрету: «Золотую тоже». И вдруг Вика: «А мои мама и бабушка захотели бы только золотую». Как объяснить этой девочке, что мама и бабушка – прекрасные люди, любят ее и просто все их силы уходят на то, чтобы прокормить и одеть ее и всю семью в это непростое время. Поняла ли она?

http://pravoslavie.ru/37879.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010