и ты утвердишься правдою» (54:13–14), или постоянно предполагается. Нет нужды приводить для доказательства других мест книги: чтение почти каждой главы может убедить в справедливости сказанного. – Говоря о плене и будущем спасении, пророк везде предполагает, как и в 1-й части книги Исаии, спасение «остатка», а не всего Израиля (46:3), – спасение «обратившихся сынов Израиля» – 59:20 («придет Искупитель для Сиона и для сынов Иакова, обратившихся от нечестия», – совершенно так же, как и в 1:27; 10:20–23; ср. 49:6:   , «чтобы обратить (возвратить) сохраненных (спасенных)», или «остатки» Израиля): равным образом говорит, что из народов будут спасены «уцелевшие», или что тоже «остаток» 332 (45:20; 66:19). – Встречается в 40–66 главах и другое сродное с понятием «остатка», также характеристическое для пр. Исаии (напр. 4:2; 5:7; 6:13, 11, 1; 27:6; 32:15; 37:31–32 и др.) понятие «отрасли Господа» или «святого семени», напр. в 60 гл., 21: «народ твой весь будет праведный, отрасль насаждения Моего» (60:21, ср. паралл. 61:3 ; ср. 61:9 , как и в 48:19; 65:23; 44:3), или: «так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение: то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить; и произведу от Иакова семя и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там» (65:8–9). Это основное понятие Исаии о спасении «святого семени» предполагается также в 53:10, 11, где говорится о Рабе Господнем: «Он узрит – семя», «оправдает многих», и в других местах, где об Израиле говорится, как о благочестивом потомстве () Авраама, друга Божия (41:8), или как о потомстве, на котором «Дух Господень, и слова Господа вложены в уста его», которое есть именно «обратившиеся сыны Иакова» – 59:20, 21, или вообще, как о «семени Моем» (Господнем), «благословенном Господом» (61:9) – в противоположность «семени прелюбодеев» и «семени лжи» (57:3...). Правда, в названии: «семя Мое», которое в отделе 40–66 гл. часто прилагается к спасаемому (от плена или вообще спасаемому) Израилю, обыкновенно не выступает прямо понятие «остатка», какое мы видим в 6:9–13, – 13: «святое семя будет корнем ее»: здесь «остаток» есть в то же время «святое семя», или только «обратившиеся к Господу» сыны Израиля, ср. 1:27, 9; 10:20–23, а не весь народ. Но если название: «семя Мое» в отделе 40–66 гл. нередко употребляется, по-видимому, о всем Израиле, то следует помнить, что спасение от плена у пророка мыслится, как нераздельно связанное с понятием вообще спасения, или что тоже «обращения к Господу»: отсюда и избавленный из плена народ мыслится, как «обратившийся к Господу», как «святое семя»: при более точной речи пророк всегда разъясняет, что спасение принадлежит только «остатку», как действительно «обратившимся к Господу» (ср. особ. 65:8... 12... и вообще 65 и 66 глав.). –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Или какой только грязи не свалили в одну кучу под именем пресловутого «освободительного движения»! Как затмили высокое понятие свободы! По-видимому, «призванные к свободе» должны были бы «любовью служить друг другу» ( Гал. 5, 13 ), но вот вместо истинной любви Христовой, по которой действительно в первых христианах можно было узнать истинных учеников Христовых ( Ин. 13, 35 ), не видим ли мы возвращение общества к тем порокам, которые, по изображению святого апостола Павла, присущи были языческому обществу пред первым пришествием Христовым в мир. «Они, – говорит апостол, – исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики... Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» ( Рим. 1, 29–32 ). Сколько лукавства, лжи и лицемерия во многих из тех, которые присваивают себе титул честных борцов за свободу! Не они ли во имя свободы «проливали, как воду, кровь», которая теперь вопиет на них к Богу ( Пс. 78, 3 ; Быт. 4, 10 )? Не они ли, называя «святою кровью» кровь своих сторонников, отказались осудить убийство тех, кто не хочет идти за ними, и когда проливалась кровь невинных женщин и детей или людей, по убеждению исполнявших свой долг по отношению к отечеству, не говорили ли они: «Лес рубят, щепки летят»? Не они ли опозорили добродетель любви к отечеству, сделав страшным произнесение самых слов об этой любви и всех заявляющих об этой любви причисляя к жаждущим крови погромщикам? Не к последним ли дерзнут они причислить и святителей, способствовавших возвышению государственного могущества земли Русской, отстаивавших ее от инородцев, как, например, Петр, Алексий, Гермоген и другие? Но когда им ставят на вид, что всем народам свойственна любовь к отечеству, то они начинают заявлять, что отвергают лишь ложную любовь к отечеству и любят его истинною, высшею любовью. Быть может, мы и поверили бы им, если бы они представили доказательства подобной любви. Но где эти доказательства? Разве слова мнимо высокие, смешанные большею частью с ложью и клеветою? Или совершенное забвение о павших на полях Манчжурии и в водах океана русских воинах, которым отказывается даже в последнем утешении их посмертной молитве, а также о возвратившихся калеками с войны героях и их семьях, при какой-то трогательной заботливости о сидящих по тюрьмам преступниках, большею частью «достойное по делам своим восприявших» ( Лк. 23, 41 )? Вспомним, что некоторые видели проявление любви к отечеству в том, что желали ему потерпеть поражение от японцев, содействовали всячески этому поражению своими указаниями и советами, продавали Россию за деньги врагам, наводняли возмутительнейшими прокламациями войска, устраивали всеобщие забастовки, восстания, всячески старались расшатать власть правительства, наконец, покушались на жизнь самого Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Или см. 48:3–16: «прежнее Я задолго объявлял,.. Я знал, что ты упорен,.. поэтому и объявлял тебе задолго,.. чтобы ты не сказал: идол мой сделал это... Ты слышал, посмотри на все это, и неужели вы не признаете всего этого? (т. е. прежних проявлений Моего всемогущества)? А ныне (т. е. задолго до действительного наступления) Я возвещаю тебе новое и сокровенное, и ты не знал этого, Оно (сотворено – прошедшее пророческое) произошло ныне, а не задолго и не прежде, и ты не слыхал о том (т. е. не слыхал и не знал ранее этого пророчества о новом и сокровенном, которое недоступно для человеческого ума, но лишь для ума Всеведущего и Всемогущего Бога, – и изрекается только «ныне» – чрез пророка)... «Соберитесь все (народы) и слушайте, кто между ними предсказал это? – Я, Я сказал и призвал его (Кира),.. и путь Его будет благоутешен». – Мог ли пророк, уже видевший победы Кира, говорить, что Господь в лице его (пророка) «задолго», «издавна», «от начала» предсказал избавление Израиля от плена вавилонского чрез Кира 281 , что из других людей никто не мог предвидеть этого избавления? Убедительно ли было бы, следовательно, основанное на предведении этого нового события доказательство пророка, что только один Господь есть истинный Бог и Спаситель, идолы же ничтожны, «ветер и пустота»? В пророчестве о Кире мы видим подобное пророчеству о царе Иосии, которое произнес пред Иеровоамом пророк из Иудеи, предсказав само имя царя ( 3Цар.13:1–3 ) 282 . К естественному пониманию пророка отдаленное по времени выступление Кира, как и выступление царя Иосии, приближалось по значению их имени. Имена Кира и Иосии не были чисто случайными названиями этих царей, а соответствовали будущему историческому значению этих царей. И если пророк Исаия мог воспринять от Бога откровение, чрез которое ему становилось понятным будущее значение Кира в истории, то мог воспринять и соответствующее этому значению имя, или словесное обозначение. Таким образом, между пророчествами об Эммануиле и Кире одна лишь ступень различия: та именно, что Кир, царь персидский, действительно носил предсказанное ему пророком имя, как собственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ис.28:16, 13 , или 8:14–15), который Я полагаю пред Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф (ср. весь стих с Ис.28:16 и 43:4), и изглажу грех земли сей в один день» (ср. Ис.53:11, 5–6 ). В пророчестве Захарии в 9:9 и дал.: «ликуй от радости, дщерь Сиона,... се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий (),.. тогда сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от рек до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего, Я выведу узников твоих из рва, в котором нет воды; возвращайтесь на высоту пленники надеющиеся»!... нельзя не узнать отдельных черт, взятых из пророчеств Исаии 62:11; 63:1, мож. быть, Пс.44:5, 2 (где говорится о «Царе», «восседающем на колесницу для истины и кроткой правды», или скорее – псалма 71:8, 1 и дал.;), Исаии 9:5–7; 51:1, 11. Равным образом, пророчество Зах.13:7 (ср. Мф.26:31 ): «о, меч, поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази Пастыря, и рассеются овцы», очевидно, относятся к Тому же Лицу, которое в 53-ей главе кн. пр. Исаии называется Рабом Господа (ср. особ. 53:4 и 6), и о котором у прор. Иезекииля говорится: «раб Мой Давид будет царем над ними, и единым Пастырем для всех их» (37:24; особ. ср. Иез.34:23–24 и 8–12 ст.); очевидно, след. пр. Захария имел пред собою указанные пророчества о Рабе Господа ( Ис.53 гл.) и пророчества Иезекииля (37 и 34 глл.) и относил их к Мессии, так что нет необходимости указывать, например, на то, что праведный Симеон (еще ветхозаветный праведник) относил пророчество о Рабе Господа ( Ис.42:6 , или лучше 49:3–8; 28:13, 6. ср. Лк.2:28–35 ; или Иоанн Предтеча – см. Ин.1:29 и Ис.53 , стихи 7 и 5) ко Христу Спасителю. И вообще следует заметить, что было бы очень странным, если бы в столь замечательном отделе, как 40–66 глл. Исаии, не было пророчеств о Мессии, тогда как во всех книгах современных плену и послепленных пророков – даже весьма небольших – предвозвещалось Его пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ис.61:1 и дал.), мы избегаем всякого насилия текста. Или еще как приложить ко всему «идеальному» Израилю такую конкретную черту: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис.53:9 )? Мог ли говорить пророк о совершенной безгрешности «идеального» Израиля, которую приписывает он «Рабу Господа»? ( Ис.53:9 ); мог ли приписывать смерти праведников значение искупительное ( Ис.53:10–12; 4–6 ), а не значение лишь личного успокоения, как это пророк делает, например, в 57:1–2; 65:13 и далее? В 49 главе можно видеть указание на отличие «Раба Господня» не только от Израиля вообще, но и от идеального Израиля или праведников, «остатка», «святого семени» Израиля (см. статью автора 429 стр.): «мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов» ( Ис.49:6 ). He видим ли мы подобного отличия праведников, «боящихся Господа», от «Раба Господня» и в следующих словах: «кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?» Эти «боящиеся Господа», которые в 51:1–7 называются «стремящимися к правде», «знающими правду, народом, у которого в сердце закон Господа» (1 ст. 7 ст.), очевидно, не одно и то же с «Рабом Господа», вопреки мнению автора статьи. Следовательно, есть места в книге пророка Исаии, которые не могут относиться даже к идеальному Израилю, пережившему плен, но прямо относятся к Мессии. He приводим других соображений в пользу этого положения, изложенных в нашей книге «Единство книги пророка Исаии». Уже из сказанного можно видеть, что пророк не только переносит на «Раба Господня» те черты, которые он мог непосредственно заимствовать из обстоятельств жизни всего Израиля по окончании плена или в частности из жизни «идеального» Израиля, но также что пророчества Исаии о Мессии не только этот слабый образ имеют своим источником, но и прямо вдохновение из «области неба, скрывавшего тайны грядущего“ (стр. 426 в статье). Но мы должны подвергнуть обсуждению основную точку зрения автора и с некоторых других сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Исаии? Уже первые стихи 40-й главы могут навести на подобные предположения. «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш, говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (40:1–3). Здесь как будто речь писателя, жившего пред самым окончанием вавилонского плена и исполненного надеждою на скорое возвращение в отечественную землю. Затем в отделе не только плен представляется как наступивший, но и состояние Иудеи, а также современных царств изображается в чертах более подходящих как будто ко времени послепленному, чем времени Исаии, и обнаруживающих, по-видимому, в писателе знание событий и особенностей царств послепленного периода. Иерусалим представляется лежащим в развалинах, и храм его – сожженным и разграбленным; земля Иудина с ее городами называется «пустынями вековыми»; народ изображается томящимся в плену, связанным в подземельях и темницах; говорится, что Господь воздвиг Кира от востока или от севера (41:2, 25), и он будет попирать владык, как грязь: ему предстоит исполнить волю Господа над халдеями, «величавшимися кораблями» (43:14), разрушить Вавилон, «госпожу царств» (тогда как во время Исаии это название подходило не к Вавилону, а к Ассирии), сокрушить запоры, овладеть сокровищами (46, 47 гл. 45:2–3). В виду всего этого новейшие ученые отрицательного направления говорят о позднейшем происхождении отдела, как о вполне установленном наукою, и не признают за голосом предания никакого решающего в вопросе об отделе 40–66 гл. значения. – Однако все изображение пленного состояния и современных ему судеб в тех или других царствах языческих в сущности ограничивается лишь представленными общими чертами. Никакого более частного характеристического указания на время или место, на бытовую обстановку плена нет. Недаром поэтому существует весьма значительное разногласие между исследователями и читателями книги при определении места, где находится автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

исповедовать религию, которую исповедовал Авраам и его потомки, поселившиеся на земле ханаанской) и «клясться Господом Саваофом (ср. 45:23; 65:16); «один назовется городом солнца» (18 ст.). Воздвигнется жертвенник Господу в земле египетской, «и будет он знамением и свидетельством о Господе» (19–20 ст.; ср. 20:3; 8:18; 43:9–12 по образу выражения). Египтяне принесут Господу жертвы и дары (21). «И поразит Господь Египет, поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их» (22 ст.; ср. 1:15; 6:10; 30:18, 19, 26; 58:8–9; 65:24). «В тот день будет большая дорога (ср. 11:16; 35:8) из Египта в Ассирию; и будет приходить Ассур в Египет и Египтяне в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассирией; благословение будет посреди земли (ср. 65:16; 61:9...), которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – египтяне, и дело рук Моих ассирияне и наследие Мое – Израиль» (23–25 ст.; ср. 11:15–16: 27:12–13; 52:4 – совместное упоминание об Египтянах и Ассириянах). – В то время, когда Тартан, присланный Саргоном, царем ассирийским, приступил к Азоту и взял его, пророк Исаия ходил три года босой и нагой «в указание и предзнаменование об Египте и Эфиопии:» нагими и босыми поведет царь пленников их. «Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Эфиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. И скажут в тот день жители этой страны: вот, каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя ассирийского, и как спаслись бы мы» (20:1–6) 122 . В полном соответствии с основной мыслью пр. Исаии о «спасении Божием», в этих пророчествах показывается, как ненадежны все земные опоры (п. ч. они суть «неправда» 28:15; «спасение Божие» в «правде» 1:27). Один Господь всемогущ и есть истинный Спаситель (ср. 19:20), – пред Ним не могут устоять «идолы египетские» (19:1), только Его определение и совет состоится, «совет» же советников фараоновых станет бессмысленным (11 ст.); «крепость и бодрость» народа Эфиопского (18:2, 7) не спасет ни его, ни Израиля; река, опора благосостояния египетского, иссохнет: Эфиопляне – народ «крепкий и бодрый» и Египет со своим благосостоянием принесут дар Господу и «Он пошлет им спасителя» («спасение Божие»); не будет народу иудейскому «спасения» от Эфиопии (20:6 и др.), «надежды» своей, и от Египта, которым хвалились».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

К тому же заключению о времени написания отдела 40–66 гл. приводит сравнение его с главою 1-й, с которою отдел имеет близкое сходство. Так, сопоставляя между собою главы 43:22–28 и 66:1–4, с одной стороны, и гл. 1:11–20, с другой стороны, мы видим во всех трех местах обличение Израиля за тщетное его празднование, небогоугодные его всесожжения и жертвы, хлебные приношения и фимиам, так как Господь не требовал даров подобного рода 302 и даже ненавидит их (66:3 и 1:13–14) 303 . Затем в той же 43 главе (24 ст. и след.) идет речь о том, что Господь «изгладит» грехи Израиля, и Израиль призывается к суду; ср. 1 гл. 18 ст.: «тогда придите и рассудим, говорит Господь; если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю». – Из других мест отдела 40–66 гл. очень напоминают 1-ю главы 58-я и 59-я. В 58:3 и дал. говорится о небогоугодном посте и почитании субботы, ср. 1:13 и дал. С 59:14: «Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова отца твоего: уста Господни изрекли это», ср. 1:19–20. – 59:2, 3: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать, ибо руки ваши осквернены кровью», ср. с 1:13, 15 и дал.; 59:20: «И придет Искупитель Сиона и сынов Израиля, обратившихся от нечестия очень напоминает 1:27: «Сион искупится правосудием, и обратившиеся сыны его правдою»; о правосудии и правде, как в 58 гл., 59:11, 14..., так и в 1-й главе, идет речь с особенною выразительностью. – Еще: слова 1:2: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» парал. 49:26; 63:8–10, 1, 4: «племя злодеев» паралл. 57:3–4. Останавливает внимание также сходство стихов 7-го и 8-го главы первой с 64:10–11 304 . В 1:25 – делается сравнение нравственного испытания и очищения с плавлением металла, как и в 48:10. В сходных чертах в 1:28–31 и главах 65-й и 66-й представляется воздаяние нечестивым 305 . – 65:6, ср. с 1:24 306 . – Такое близкое сходство 1-й главы по содержанию, словесному выражению и даже языку 307 с отделом 40–66 гл. легко обменяется, если допустить близость 1-й и 40–66 глав по времени происхождения: если, именно, написав отдел 40–66 гл., пророк присоединил к нему вступительную 1-ю главу, в которой, как это и должно было быть, вспоминались или повторялись мысли и выражения отдела 40–66 гл. В данном случае естественнее предполагать, что во введении воспроизводится содержание целого, чем то, что у писателя 40–66 гл. – если, то есть, это был не пророк Исаия – встречаются целые отделы, составленные по подражанию одной первой главе, и что она вся воспроизводится в различных местах отдела 40–66 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Как часто бедные, подобно Лазарю, более склонны к смиренной покорности своей доле, безропотному терпению посылаемых Богом бедствий житейских! Недаром Господь призывал к Себе прежде всего бедных и говорил: «блаженны нищие», «горе вам, богатые» ( Лк.6:20, 24 )! Ибо так часто бедные бывают и «нищими духом» и чрез нищету духовную обогащаются христианскими добродетелями, а богатые в веке сем так редко имеют склонность богатеть добрыми делами, собирать себе сокровище, «доброе основание для будущего, чтобы достигнуть жизни вечной» ( 1Тим. 6, 18–19 )! Недаром святой апостол Павел говорил коринфским христианам: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор. 1, 26–28 ). Или, как говорит ныне празднуемый святой апостол Иаков, брат Господень, в послании: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» ( Иак. 2, 5–7 ). Посмотрите и теперь хотя бы на наполняющих храмы: много ли среди молящихся здесь богатых, знатных, благородных мира сего? Не простые ли люди здесь преобладают? Правда, и богатые иногда жертвуют на нужды войны и иные, занимаются в разных комитетах по общественной благотворительности, но делают все то часто «от избытка своего», ничем почти не жертвуя, ни в чем себя существенно не стесняя. Между тем Богу угоднее лепта вдовицы бедной, которую она отдает в дар Богу от скудости своей, терпя нужду крайнюю в пропитании своем ( Лк. 21, 1–4 ). Как часто бедны и нищи эти люди богатые, знатные, благородные в деле Христовых добродетелей! Они думают, что пришли в храм, помолились пред святою иконою, поставили свечу, иногда, быть может, вздохнули под наплывом мыслей и чувств, навеянных святостью храма, жилища Бога небесного, и вот уже открыто для них должно быть лоно Авраамово: все остальное, чего недостает им до добродетелей Авраамовых, должен восполнить Христос, Который пострадал за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Когда, напр. евангелист Матфей соединяет (21:5) со словами пр. Захарии 9:9: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» слова пр. Исаии: «скажите дщери Сионовой: грядет Спаситель твой (обр. внимание на само сходство обоих пророчеств), проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь» (62:11, 10); то это не значит, что пр. Исаия видел в духе отображение торжественного входа Господа в Иерусалим со всеми частностями этого новозаветного события; однако не без основания сказано, что о входе Господнем в Иерусалим сбылось реченное пророком – не только Захарией, но и Исаией, п. ч. и пр. Исаия слишком наглядно представил «шествие Спасителя» (см. ниже) во врата Иерусалима, приготовление Ему пути и т. д. Не без всяких оснований также применил евангелист Матфей (2:15) пророчество Осии (11:1): «из Египта воззвах сына Моего» к бегству Спасителя в Египет. Египет вообще имел для евреев особенное значение, – в частности у пр. Осии (см. напр. 8:13, 9:3...) он является символом страны рабства, столь неприличествующего для любимого Богом «сына»; это-то несоответствие в высшей степени выразилось в бегстве Сына Божия Мессии в Египет, – судьба же народа, названного «сыном» Господа, была лишь слабым подобием земной жизни Сына Божия Мессии. Таким образом, значение пророчества Осии (ср. еще Иер.31:15 и Мф.2:18 ) сходно со значением прообраза. Если действительный (новозаветный) смысл пророчеств и особенно прообразов многими современниками мог и не сознаваться ясно; то все-таки нельзя сказать, чтобы они не имели воспитательного значения для современников: действие на современников таких пророчеств и прообразов можно уподобить воздействию на нас бессознательных впечатлений. Последние не сознаются отчетливо, но оставляют след в душе и могут направлять ход мыслей или связь представлений к соответственной цели. Одинаковость смысла и духа в словах пророков и многих новозаветных событиях, устраивавшаяся по-особенному промыслительному действию Божию, воспитывала людей ветхозаветных для времен Нового Завета, делала полезными для современников пророчества и прообразы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010