А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?» Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде ( Ин.16:5–8 ), – говорит об этом Сам Господь. «Пребывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении является ученикам лишь по временам, и в теле, уже одухотворенном, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним во Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов», – толкует эти Господни слова и смысл праздника Вознесения святитель Фаддей Успенский. Итак, сегодня мы с вами провожаем этот удивительный, парадоксальный для чисто плотского мышления, но понятный для мышления духовного праздник – праздник радостной разлуки по плоти, без которой невозможна Вечная Встреча как по Духу, так и по плоти, и уже без расставаний. Поскольку же христианство, как вера в Истинного Бога и Творца всяческих, отнюдь не разъединяет и противопоставляет, но, наоборот, соединяет неразрывно земное и небесное, плотское и духовное – то и праздники христианские, наряду с высоким духовно-богословским смыслом, всегда несут в себе и более земной, житейски-назидательный урок для нашей с вами повседневной христианской жизни. Урок праздника Вознесения, особенного отдания его – это урок разлуки и встречи. Апостолы прощаются со своим любимым Учителем, с Его зримым присутствием в своей жизни – Он уходит на небеса, и они уже «более не увидят Его», пока сами не покинут духом эту землю. Мы прощаемся с радостным, светлым праздником.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Близкое сходство 2-й части книги пр. Исаии с первою замечается сколько в раскрываемых мыслях, столько же в образах и выражениях. Так выше указано уже было на образ «отрасли Господа». Как самый этот образ, так и другие, напр. образы запустения страны, полевых зверей, зверей пустыни, процветания пустыни, пасения стад в опустевшей земле и т. п. в первой части книги пр. Исаии тесно примыкают к основной его мысли, образно выраженной в 6:13 так: «вся земля эта запустеет, но... святое семя будет корнем ее». Всем этим образам можно найти много соответствующих во 2-й части. С образом «отрасли Господа» срав. напр. следующие места: 44:3–4; 58:11; 53:2 333 . С другими из означенных образов ср. 43:19, 20: «Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня – шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный Мой народ» (ср. с этим местом особ. 34:35 гл., 32:2...). Или: «бедные и нищие ищут воды, и нет ее, язык их сохнет от жажды... открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину, насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (41:17–19, ср. особ. 33:16; 35 гл., 32:2; 30:25; 14:8 – о «кипарисах радующихся» и «кедрах ливанских», составляющих «славный лес, сад», 10:18... 37:24) или 55:13: «горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле – рукоплескать вам; вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (ср. 5:6; 7:19–25; 27:4; 30:13...); или 49:9–10: «они при дорогах будут пастись, и по всем холмам будут пажити их,.. при источниках вод», и 65:10: «и будет Сарон пастбищем для овец, и долина Ахор местом отдыха для волов народа Моего», ср. особ. 5:17; 30:23 и дал., 32:14 и дал. Образы «запустения страны» и «развалин»: см. напр. в 58:12: «и застроятся (потомками) твоими пустыни вековые; ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Бог мой забыл меня» 40:27), или прямо осмеяние веры в Господа: «пусть явит себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше» (66:9; ср. 5:19). Современники пророка, не веровавшие в Господа, «ненавидели и гнали» праведников (66:5) – «рабов Господа»; они «не принимали к сердцу» кончины праведника и не помышляли, что в самом уничижении праведник не бывает оставлен Господом, что, напротив, видимое благоденствие нечестивых исполнено зла (57:1–3). Современники пророка, очевидно, были проникнуты тем же настроением, как и жители Иерусалима, которые при Ахазе «пренебрегали» (ср. 53:3) водами Силоама, «текущими тихо», не имевшими видимой славы и блеска царей Рецина и «сына Ремалиина» (8:6), «затрудняли Бога» (ср. 43:24) своим неверием ( , Ис.7:13, 9 ), уповая вместо Господа на помощь ассириян или египтян. Господь и «камень, положенный Им в Сионе», т. е. Христос, были для них «камнем претыкания и камнем соблазна» (8:14, 15; 28:13, 16) 337 . Поэтому-то настроение Израиля, который не уверовал в Мессию, ради Его страданий (53:1; ср. Ин.12:38 ). св. Иоанн отожествляет с настроением того народа, к которому был послан пророк Исаия сказать: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ин.12:39–40 ) 338 . Далее, странна в изъяснении Гизебрехта мысль, что Израиль несет наказание не за свои грехи, и что он притом страдал «добровольно». Гизебрехт (179 стр.) говорит, что подобная же мысль заключается в 40:1–2: здесь будто бы пророк хочет сказать, что грехи народа уже прощены, – между тем, как уже в 3-м стихе говорится: «исправьте путь Господу» (ср. 43:25; 44:22 и др.), следовательно, о безгрешности народа нет речи: «сделано удовлетворение» (40:2) – ничто иное, как прошедшее пророческое (ср. 44:22 и 23). Неправильно говорит также (ibid.) Гизебрехт, будто в 50:2 делается различие между безгрешною матерью Израиля, т. е. между народом самим в себе, или как избранным от Бога, и между грешными детьми – современниками пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Будем измерять свое духовное настроение той мерой, какую указал Господь, когда сказал: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» ( Мф. 22, 37 )! Между тем мы, обольщая себя мыслью, что те или иные удовольствия мира сего дозволены или не запрещены в Евангелии Христовом, готовы предаваться им без меры и размышления, со страстью, которая совершенно погашает в сердце нашем любовь ко Христу. Конечно, не запрещено в Евангелии пользоваться благами мира, но в какой мере? Не заповедал ли Господь всем Своим последователям (не инокам только) оставлять и даже возненавидеть ради Него жену, детей, братьев, сестер, имения ( Лк. 14, 26 ), когда кто начинает любить их более, чем Христа, оставлять если не самым делом, то волею, путем подавления в сердце пристрастной любви, погашающей любовь ко Христу? Конечно, не запрещено людям ни наслаждаться благами мира, ни жениться, ни пользоваться вообще благами мира, но как пользоваться? Так, чтобы «имеющие жен были, как не имеющие, и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не приобретающие» ( 1Кор. 7, 29–30 ), то есть не предавались бы любви к миру с всепоглощающей страстью. Не поэтому ли Господь, не запрещавший жениться и пользоваться благами мира сего, чрезмерное пристрастие ко всему этому приравнивал к состоянию развращенного мира пред всемирным потопом или во время гибели Содома и Гоморры: «Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк. 17, 26–30 ). Той же мерой, какую указал Господь, то есть мерой совершенной любви ко Христу, измерят пусть, наконец, свое настроение и те, которые страстно мечтают оставить свое духовное звание. Самое слово «звание» не должно ли напоминать питомцам духовной школы, что они, если не все, то, быть может, весьма многие, были званы Отцом небесным к духовному служению? Итак, пусть прежде тщательно испытывают себя: слышали ли они этот зов, не заглушили ли его в себе, не вверен ли был и им талант для подобного служения, не отреклись ли они от последнего потому лишь, что захотели идти не тесным путем подвига пастырского, а широким путем мира сего?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Бывшее в дни пророка Иеремии в еще большей силе исполнилось на современниках Христа. Посему теперь Христом «оскудевает Божественных ограждений (изгоняется из священной ограды) законопреступное сонмище непокоривых, понеже дом молитвы Божия вертеп сотвориша разбойническ, от сердца (сердцем) Избавителя отринувше... Соблазны стези, что близ вас положисте непокоривии? Ноги ваша скоры кровь излияти Владычню» 165 . Никто из книжников и фарисеев, при всей злобе своей, однако, не мог в описанные торжественные минуты тотчас приступить к Тому, Кто столь дивно в эти минуты исполнял на Себе древние пророчества и еще более обезоруживал врагов Своих знамениями и чудесными исцелениями, совершенными во храме над слепыми и хромыми ( Мф. 21, 14 ). Но как неистощима в своих нападениях злоба человеческая! Видя безуспешность прежних средств, враги Христовы прибегают еще, как к одному из средств, к злобной насмешке. «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф. 21, 15–16 ; ср. Пс. 8, 3 ). «Ты, Учитель, ищущий славы от одного Бога ( Ин. 5, 41–44 ), – как бы так говорят они, – принимаешь славу не только от людей, но даже от неразумных детей!» «Не неразумна эта хвала детей, – отвечает им Господь, – вы, мнящие себя знатоками закона и писаний пророческих, разве не видите, что исполняется в этой хвале детей древнее пророчество псалмопевца: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» Сколь ощутительна, говорится в этом древнем пророчественном псалме, слава Твоя, Господи! Младенцы и грудные дети ощущают ее сердцем и даже говорят слова хвалы устами своими, когда слышат их от достигших разумения по своему возрасту. Сердца еще неразумных созданий оказываются в час сей способными к ощущению «славы Сына Человеческого», «умаленного малым чим от ангел», в обличение мнимо разумных, противящихся истине Божественной врагов Христовых ( Пс. 8, 5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Было бы совершенно неосновательным утверждать, будто подобный образ Раба Господня – Праведника чужд 1-ой части книги пророка Исаии. В ней не только встречается название «раб Господа», но и самое изображение раба Господня весьма сходно с изображением 2-ой части. Так например, называется «рабом Господа» Исаия (20:3), который «уповал на Господа» (8:17; 20:5–6, – в противоположность современникам, надеявшимся на помощь Египта), затем – Давид ( Ис.37:35 ), а во 2Пар.32:16 – может быть, на основании истории Исаии (ср. 32:32) – Езекия, который сам исполнен был живого упования или преданности Господу ( Ис.38:3; 38:18; 37:4, 15–21 ) и народу внушал надежду на помощь Божию (ст. 7–8). Правда, название «раб Господень» в собирательном значении не встречается в 1-ой части книги, но за то там встречаются другие названия подобного рода, напр. «Отрасль», «Камень краеугольный» (ср. «семя святое» в 6:13), которые прилагаются и к Мессии и ко всему народу. И наоборот, во 2-ой части на ряду с собирательным понятием: «раб Господа» встречается: «рабы Господа». Если, далее, сам Эммануил не называется в первой части книги Рабом Господа, то нравственный образ и деятельность Эммануила и «Раба Господня» описываются чертами весьма сходными. Так, уже изображая младенческий возраст Эммануила, пророк останавливается на том времени, когда младенец «будет разуметь () отвергать худое и избирать доброе» (7:15–16). В 9:6–7 Он называется «Советником», который «утвердит царство Свое судом и правдою». В 11:2, 5 говорится: «почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится... и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (11:2, 3, 5). И вся «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (ст. 9). То же самое говорится о Камне краеугольном (28:16–17, нач. 29:24; ср. еще 32:1, 4, 16; 33:5); везде правда и познание Господа являются отличительными качествами Эммануила и царства Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В действительности же во второй части книги пророка Исаии мы видим то же, что и в 1-й. Пророк говорит в 56-й, 58 гл. только о субботе потому, что она была первообразом всех праздников. Ни откуда не видно, чтобы он ставил субботу, как главный признак благочестивого израильтянина, чтобы вообще он придавал преувеличенное значение внешней обрядности. Он говорит нередко о субботе вместе с другими праздниками (напр. новомесячиями 66:23), или принадлежностями обрядового богопочтения – жертвами, постами, приношениями (56:7; 58 гл., 66:20...), и говорит именно потому, что ему нужно было показать истинное значение установленных Самим Богом способов богопочтения, так как чрез них хотели его современники приблизиться к Богу (58:2, 3). Он придает значение посту или субботе лишь постольку, поскольку они ознаменовываются делами милосердия и правды: истинная цель субботы – получить «исцеление души» и «радость в Господе»; суббота же, в которую «не оставляет человек своих прихотей», не имеет никакого значения (58:13–14, ср. 66:3; 43:23). Непонятно в таком случае, чем отличается в данном отношении 2-я часть книги от 1-й. В 1-й части так же, как и во 2-й, пророк Исаия, говоря о богопочтении, обыкновенно говорил вместе с тем и об установленных Самим Богом способах его внешнего выражения. «Приложите год к году, пусть закалают жертвы» (29:1), «у вас будут песни, как в ночь священного праздника» (30:29), «взгляни на Сион, город праздничных собраний твоих» (33:20, ср. Наум.1:15 : «празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои»). В 1:13 он упоминает о «новомесячиях и субботах» (как в 66:28), хотя называет лицемерное празднование беззаконием (ср. еще Ам.8:5 , где говорится о значении субботы, какое усвояли ей современники Амоса и, следовательно, Исаии: в новолуния и субботы прекращалась продажа хлеба). Пророку Исаии в виду лицемерия современников так же необходимо было останавливаться на истинном значении субботы, как и Девтероисаии отрицательной критики. В доказательство различия стиля между 1-й и 2-й частями книги указывают (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

– В лесу Аравийском будут ночевать караваны Деданские (13 ст.), т. е. по причине неприятельского нашествия не будет уже свободного движения караванов аравийских, направлявшихся для торговли с Тиром, Сидоном, Вавилоном, не будет для этих караванов прежнего гостеприимства в Аравии, они будут ночевать «в лесу». Жители Фемайские должны будут помочь «бегущим» от лютого неприятеля и нуждающимся в хлебе и воде. Ибо «еще год, равный наемничьему» (ср. 16:14), и вся «слава Кидарова исчезнет» (ср. 16:14; 17:3; 5:14; 4:2; ср. 20:5; 24:23, ср. 54:4; 60:1 и др.); и храбрых останется немного (14–17). «Пророчество о долине видения». Городу «шумному, волнующемуся, ликующему», выбежавшему на кровли смотреть неприятельские войска (Саргона), пророк также возвещает разорение (1–3). Не вполне ясно, какое именно здесь пророк разумеет бедствие: он предвозвещает нераздельно вообще будущее бедствие Иерусалима, которое ему причинят народы, не исключая разрушения города Вавилонянами при царе Навуходоносоре 134 . Видение бедствия, предстоящего Сиону, причиняет такую горесть пророку, что он отказывается от утешения (4). Пророк видит смятение и замешательство жителей Иерусалима, видит, как неприятели ломают стену, как Елам и Кир несут оружие, как неприятели «снимают покров с Иудеи» (5–8). Но в Иерусалиме заботятся лишь об умножении оружия, о собирании вод в нижнем пруде, об укреплении проломленной стены (8–11). А «на Творца всего этого (т. е. бедствия Иерусалима) не взирают и не смотрят на Того, Кто устроил это «издавна» (11 ст.), не хотят плакать и сетовать и препоясаться вретищем» (12), – «вот, веселье и радость», пиршества не прекращаются 135 : «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (13). Господь не простит такого нечестия, пока не умрут нечестивые (14). – Затем пророк, по повелению Господа, возвещает начальнику дворца Севне, который «высекал себе гробницу в скале», что он будет переброшен в неприятельскую страну, и его должность будет отдана Елиакиму, сыну Хелкиину (15–20). Этот будет отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина «и будет, как седалище славы для отца своего» (21–24); «будет висеть на нем слава отца его», «отрасли» и дети его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В лице своем пророк показывает лучший пример для верующих в Господа: сам он и дети его, по повелению Господа, стали знамением веры во Израиле (17–18 и прообразом Самого Эммануила – ср. 53:10; 54:1, 13 и Евр.2:13 ). Израиль не должен обращаться к чародеям и вызывателям умерших, но к Богу, Его закону и откровению: не имеющие в себе Его слова повержены будут в горе и тьму (19–22). Но «тьма и мрак», которые теперь огустели над землею, не всегда продолжатся. «Прежнее время умалило землю Завулонову и Неффалимову 60 , но последующее возвеличит приморский путь и Галилею языческую. Некогда явится в этой земле Сам Эммануил, и тогда «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной воссияет свет» (9:1–2, ср. Мф.4:12–16 ). Господь умножит народ, сокрушит тяготившее его ярмо, и все служащее принадлежностью брани «будет отдано на сожжение, в пищу огню» (3–5). «Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его; и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и на царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (6–7). – Изобразив в лице Эммануила истинное царственное величие и достоинство того дома Давидова, которым «пренебрегал народ» иудейский, «восхищаясь» внешним блеском Рецина и сына Ремалиина (8:6), – пророк снова предвозвещает погибель Израилю, вступившему в союз с Рецином против царства иудейского. В разорении земли, совершенном Феглаффелласаром (9:1), Израиль не хотел узнать руку «Бьющего», не обратился к Господу, но в надменности сердца думал восстановить разрушенное. Нечестие Израиля и вождей его оставалось столь же упорным и неисцелимым. На то «ярость Господа опалит землю» Израиля (8–10, 13–19). Господь вооружит против него врагов Рецина – ассириян, а те, победив Рецина, союзника израильтян, заставят его идти с собою против Израиля же; со всех сторон Израиля будут пожирать враги (11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Видя подобное настроение окружавшего Его народа, Господь ответил: «Не для Меня был глас сей, но для народа» ( Ин. 12, 30 ), т. е. «вы, как бы так говорил Господь, занимаетесь праздными догадками относительно голоса с неба и думаете, что этот голос нужен был только для укрепления Моей возмущенной души, но не хотите даже подумать, что этот голос должен был вызвать вас из состояния духовного ослепления, исправить ваше духовное зрение, научить видеть и понимать значение великих событий, происходящих пред вашими глазами: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12, 31–32 ), вот сколь великие события происходят пред вашими глазами! Ныне чрез подвиг Моих страданий и смерти осуждается его [мира] жизнь, основанная на неправде сильных, на оправдании греха и преступлений, и становятся очевидными для всех могущество и сила духовной жизни, основанной на любви, побуждающей терпеть уничижения и полагать душу свою за други (ср. Ин. 13, 34–35 ). «Ныне сам князь мира сего будет изгнан вон», как предсказано еще Исаиею: «плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена» ( Ис. 49, 25 ; ср. Мф. 12, 29 ). И еще более того: «И когда Я вознесен буду (ср. Ис. 52, 13 ) от земли», т. е. на Крест, служащий, правда, предметом позора в глазах людей, но в действительности составляющий путь к вознесению на небо, к восшествию в небесную славу, «всех привлеку к Себе» ( Ин. 12, 32 ): все народы, уверовав в Меня и будучи привлечены любовью Моею (ср. Ин. 6, 44, 65 ), свободно придут ко Мне: «все концы земли увидят спасение Бога нашего» ( Ис. 52, 10 ), все жаждущие придут и будут вкушать духовное благо ( Ис. 55, 1–4 ). Народ, очевидно, не понял всей глубины значения последних слов Христовых, разъяснявших осуществление во Христе обетований, данных чрез древних пророков. Он остановил свое внимание только на словах Господа о «вознесении Христа», или Мессии, о Котором писал закон и пророки. Народ, по-видимому, смутно догадывался, что Господь говорит о необходимости пострадать и умереть для Мессии («вознесену быти»), Которого Он называет «Сыном Человеческим». Но ведь все это так сильно противоречит общим ожиданиям самого народа! «Мы слышали из закона (как он, конечно, истолкован был ему книжниками, «законниками, которые взяли ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали» Лк. 11, 52 ), что Христос пребывает во веки (т. е. не должен умирать – извращенное истолкование, вероятно, Ис. 9, 6 ; Мих. 5, 2 ; Дан. 7, 13 ; Пс. 109, 4 и др.), как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому (т. е. умереть)? Кто этот Сын Человеческий? (т. е., может быть, Ты называешь Сыном Человеческим не Мессию, Который не должен умирать никогда, а кого-то другого? Ин. 12, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010