7). Трактат оказал значительное влияние на зап. учение о церковном Предании и отличии истинной веры от еретических учений. В. Л. принадлежат «Excerpta e sancto Augustino» (Извлечения из св. Августина - CCSL. 64. P. 199-231), касающиеся вопросов триадологии и христологии. Возможно, это именно то сочинение, к-рое В. Л. упоминает в 16-й гл. «Commonitorium». Собственно В. Л. принадлежит только вступление и заключение. Трактат состоит из 2 частей: 1-я направлена против ересей Ария и Аполлинария (младшего) , еп. Лаодикии Сирийской, 2-я - против ереси Нестория . Хотя В. Л. очень высоко ценил блж. Августина как догматиста и называл его «святой памяти епископом Августином» (Excerpta. Prol.), однако расходился с ним в учении о благодати и свободе и придерживался взглядов прп. Иоанна Кассиана Римлянина и Фавста Регийского , настоятеля Леринского мон-ря. По-видимому, именно против В. Л. был направлен трактат Проспера Тиро Аквитанского «Responsiones pro Augustino ad capitula objectionum Vincentianarum» (Ответы в защиту Августина на Главы возражений Викентия), где он защищал учение блж. Августина о благодати и предопределении. Однако сами «Возражения» сохранились только в качестве цитат в сочинении Проспера. Возможно, В. Л. участвовал также в составлении «Objectiones Gallorum» (Возражения галлов) - трактата на ту же тему, против к-рого Проспер Аквитанский написал трактат «Responsiones pro Augustino ad capitula Gallorum» (Ответы в защиту Августина на Главы галлов). Учение Церковное Предание В. Л., ссылаясь на «многих преблагочестивых и преученых мужей», выделяет 2 критерия истинного церковного учения: авторитет Божественного закона (divinae legis auctoritas), или соответствие учения «каноническим книгам Писания»; Предание кафолической Церкви (Ecclesiae catholicae traditio - Common. 2, 29). Последнее необходимо потому, что возможно не только истинное, но и ложное толкование Свящ. Писания. Свящ. Писание следует толковать «согласно норме церковного и кафолического понимания» (secundum Ecclesiastici et Catholici sensus normam (regulam) - Ibidem).

http://pravenc.ru/text/158480.html

Созван по инициативе председательствовавшего на Соборе свт. Кесария , еп. Арелатского, по вопросу о соотношении свободы воли и Божественной благодати. В нем участвовали 14 епископов. Собор принял 25 правил и «Определение веры» (Definitio Fidei), в основу к-рых были положены «Главы» (Capitula) папы свт. Феликса IV (III) против Пелагия , Целестия , Юлиана , еп. Экланского, и Фауста Регийского , направленные свт. Кесарию накануне Собора. В постановлениях Собора, каждое из к-рых сопровождается цитатой из блж. Августина , заметно стремление утвердить авторитет гиппонского святителя, к-рый еще в кон. V в. ставился под сомнение, напр. Фаустом Регийским (De grat. I 6). Вместе с тем Собор осудил мн. положения учения о Божественной благодати прп. Иоанна Кассиана (хотя его имя и не называется). Если прп. Иоанн Кассиан допускал наличие в человеке волеизъявления к добру, к-рое действует совместно с необходимой для спасения благодатью (Collat. XIII 18), то Собор четко заявил, что после грехопадения «так поколеблена и умалена (inclinatum et adtenuatum) была свободная воля, что никто после этого не может ни любить Бога как должно, ни верить в Бога, ни творить ради Бога добро, если на него прежде не снизойдет Божественная благодать». Иоанн Кассиан допускал как предшествующее действие благодати, побуждающей к добру, так и последующее благому изволению. Согласно же постановлениям Собора, «во всяком благом деле не мы начинаем и после этого получаем помощь Божиего милосердия, но Он прежде вдохновляет нас к вере и Своей любви». Собор делает важное разъяснение этого утверждения, согласно к-рому не умаляется значение христ. подвига и принятие благодати верующими связывается с сакральной жизнью Церкви: «После принятия посредством Крещения благодати, все крещеные, если они хотят благочестиво подвизаться, с помощью и содействием Христа могут и должны исполнить то, что служит ко спасению души» (Defin. Fid.). Признанные неверными суждения блж. Августина Собор отвергает более сдержанно, осуждая только тех, кто говорит о предопределении ко злу (идея, занимающая периферийное положение в богословских взглядах блж. Августина - Aug. De Correp. et grat. 7, 14). Осуждение учения о предопределении ко злу подкрепляется цитатой из «Liber Sententiarum» (Книги изречений) Проспера Аквитанского (прав. 23), хотя именно в его трудах эта идея нашла наиболее яркое отражение (ср.: Responsiones//PL. 51. Col. 155-174). Из всех рассмотренных Собором богословских вопросов только учение о предопределении ко злу было анафематствовано (Defin. Fid.). Собор ничего не говорит о важном для гиппонского святителя учении о предопределении святых.

http://pravenc.ru/text/75812.html

В авг. 519 г. И. М. и его сторонники покинули Рим, ничего не добившись. Согласно утверждению И. М., они были изгнаны папой. Но папа Гормизд в послании Юстиниану сообщил, что они бежали из города ( Hormisdas. Ep. 66-67//PL. 63. Col. 477-478; от 2 сент. 519). Он обвинил монахов в том, что они устроили беспорядки в Риме ( Idem. Ep. 70//PL. 63. Col. 490-492; от 13 авг. 520) и прикрепили грамоту с протестом к статуе императора. По всей видимости, т. о. были обнародованы 12 глав против несториан И. М. Гормизд в послании еп. Посессору от 13 авг. 520 г. рассказывал о «бесчинствах лже-монахов» в Риме и предостерегал относительно лжи, ими распространяемой. Когда это послание попало в руки И. М., он ответил на него новой апологией. В ней И. М. заявил, что не хочет верить, что послание Посессору принадлежит папе, т. к. его автор - «еретик». И. М. утверждал, что в Риме был принят в общение папой. Он также указывал, что автор опровергаемого послания хотя и не признал сочинения Фавста Регийского авторитетными, но и не осудил их. По возвращении в К-поль скифские монахи продолжили переписку с африкан. августинцами, в т. ч. с Фульгенцием, по вопросу о сочинениях Фавста. Обращение монахов не сохранилось, однако соч. «Об истинности предопределения» ( Fulgentius Ruspensis. De veritate Praedestinationes//PL. 65. Col. 603-671) Фульгенция было посвящено И. М. и диак. Венерию, одному из скифских монахов. Второй соборный ответ африкан. епископов издан в 523 г., после смерти папы Гормизда ( Idem. Ep. 15//PL. 65. Col. 435-442). Уже зная мнение папы по делу скифских монахов, африкан. епископы тем не менее в целом не изменили положительного отношения к ним. Послание 523 г. адресовано И. М. и диак. Венерию. Африканцы подтвердили признание веры скифских монахов и особенно их понимание учения о благодати. При этом они призывали быть снисходительными к тем, кто не разделяли мнения скифских монахов о теопасхизме, поскольку многие из них в будущем могут изменить свою т. зр. и примкнуть к ним. С нач. 30-х гг. VI в., став императором, Юстиниан (527-565) начал активно использовать теопасхитскую формулу в полемике с монофизитами и утвердил ее эдиктом 533 г. (CJ. I 1. 7), где она дается со мн. пояснениями (см. подробнее в ст. Вселенский V Собор , разд. «Богословие Собора»). Ее принятие сопровождалось осуждением догматических противников скифских монахов - акимитов. Несмотря на то что ранее папа Гормизд отказался принять теопасхизм, формула была одобрена папой Иоанном II в 534 г. Наконец, она была принята V Вселенским Собором в К-поле в 553 г. вместе с осуждением Феодора Мопсуестийского, чего ранее добивались скифские монахи.

http://pravenc.ru/text/471363.html

У др. лат. авторов V-VII вв. учение, изложенное папой Геласием, не встречается (см.: DTC. Vol. 5. Col. 1180-1182). Так, в 38-м послании Фавста Регийского ( между 490 и 495; авторство послания спорно), ошибочно приписывавшемся блж. Иерониму, а в средние века имевшем широкую известность как «Проповедь о Теле и Крови Христовых» Немесия Эмесского, говорится о том, что в установлении таинства Е. Христос «Своим словом (verbo suo, т. е. установительными словами.- Авт.) посредством тайной силы превращает (secreta potestate convertit)» видимые хлеб и вино в «сущность (substantiam) Своего Тела и Крови» (PL. 30. Col. 272); автор также подчеркивает тождество Тела Христова и Тела Церкви (Ibidem). Гауденций († ок. 410), еп. г. Бриксия, употреблял тот же термин (transire), какой был использован папой Геласием, но в др. значении: сравнивая Св. Дары с жертвоприношением ветхозаветной Пасхи, он писал, что слово «Пасха» означает «прохождение Господне» (transitus Domini), т. к. Христос заменил (transiit - в значении «превратился») Собой пасхальную жертву, сделав ею Свои Тело и Кровь (CSEL. Vol. 68. P. 291). У свт. Кесария Арелатского († 542) значение евхаристической службы и важность участия в ней каждого из верных подробно обсуждаются в 2 проповедях, главной темой которых является увещевание, что верующим следует оставаться на мессе до ее окончания ( Caes. Arelat. Serm. 73-74//SC. N 330. P. 190-208). В этих проповедях свт. Кесарий называет Св. Дары «Хлебом ангелов», «духовными Таинами» (Ibid. 74. 2//SC. N 330. P. 202) и «божественными Жертвами» (divina sacrificia - Ibid. 228. 1//CCSL. Vol. 104. P. 91). Подобно свт. Иоанну Златоусту, он обличает тех, кто обсуждает, находясь в храме, свои земные дела (Ibid. 74. 3//SC. N 330. P. 204) или уходит со службы, выслушав только библейские чтения и проповедь, не понимая, что «приношение Даров и освящение Тела и Крови Господних (quando munera offerentur et Corpus vel Sanguis Domini consecratur)», совершаемые только в храме Господнем, гораздо важнее (Ibid. 73. 2//SC. N 330. P. 192). Из проповедей свт. Кесария следует, что месса в его эпоху совершалась по воскресеньям и праздникам (Ibid. 73. 1//SC. N 330. P. 190), длилась ок. 1-2 часов (Ibid. 73. 2, 4; 74. 3//SC. N 330. P. 192, 198, 206) и состояла из 2 основных частей: в центре 1-й было чтение Свящ. Писания (свт. Кесарий упом. чтения из ВЗ, Апостола и Евангелия - Ibid. 73. 2//SC. N 330. P. 192), в центре 2-й - освящение Даров (Арелатский святитель цитирует диалог в начале евхаристической молитвы: «Горе сердца» (Sursum corda), песнь «Свят, свят, свят...» в ее составе и молитву Господню - Ibidem).

http://pravenc.ru/text/348067.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Париже состоялся ежегодный фестиваль «День Православия» 11.06.2018 9 июня 2018 года по инициативе и при организационной поддержке Ассамблеи православных епископов Франции в Париже состоялся ежегодный фестиваль «День Православия ». Православный форум начался с Божественной литургии в соборе Святого Стефана, которую совершил митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат). Ему сослужили иерархи Поместных Православных Церквей: епископ Корсунский Нестор, архиепископ Хариупольский Иоанн (экзарх Вселенского Патриарха, глава Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе), епископ Нямецкий Марк (викарий Среднеевропейской митрополии Румынского Патриархата) и епископ Регийский Ириней (викарий Галльской митрополии Константинопольского Патриархата), а также духовенство Поместных Православных Церквей. Диаконский чин возглавил протодиакон Троицкого кафедрального собора Корсунской епархии протодиакон Николай Ребиндер. По окончании Литургии митрополит Галльский Эммануил обратился к собравшимся с проповедью. Владыка приветствовал всех участников форума, а также рассказал о важности общей всеправославной молитвы. Затем все участники форума были приглашены в Духовно-культурный центр на набережной Бранли, где после праздничного фуршета состоялся круглый стол на тему «Вопросы биоэтики: православный взгляд». Научно-просветительская часть форума прошла под председательством преподавателя парижского Свято-Сергиевского богословского института Ю. Видович. Перед выступлением основных докладчиков с приветственными словами в адрес собравшихся обратились митрополит Галльский Эммануил и епископ Корсунский Нестор. В круглом столе также приняли участие архиепископ Хариупольский Иоанн и епископ Нямецкий Марк. С докладами выступили специалисты в области медицины и биоэтики: протоиерей Иоанн Бобок (Румынская Православная Церковь), протоиерей Владимир Зелинский (Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, Константинопольский Патриархат), диакон Марк Андроников (Корсунская епархия, Русская Православная Церковь) и Кристина Бена (Университет Париж-11). По завершении выступления докладчиков круглый стол продолжился в формате «вопрос-ответ», сообщает сайт Корсунской епархии. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.06.2018 07:14:55

http://drevo-info.ru/news/23727.html

1301 «Ego vero evangelio non crederem, nisi me Catholicae ecclesiae commoveret autoritas… Sed absit ut ego Evangelio non credam. Uli enim credens, non invenio quomodo possim etiam tibi [Manichaeus] credere. Apostolorum enim nomina, quae ibi leguntur, non inter se continent nomen Manichaei». Contra Epist. Manichaei, quam vocant fundamenti, cap. 6 (ed. Bened., tom. viii, p. 154). Смысл этого аргумента – доказать, что манихеи не имеют права на Писание и что одна только лишь Католическая церковь по праву владеет Библией и истолковывает ее. Но этим же самым аргументом злоупотребляли, когда впоследствии его ставили на службу римско–католическим принципам. Между спорами древнекатолической церкви с манихейством и спорами римско–католической церкви с протестантизмом есть громадная разница. 1302 Лерин или Лирин (ныне Сен–Онора) – один из групп маленьких островков в Средиземном море, сначала принадлежавших Римской Галлии, а потом – Франции. В V веке там была семинария, в которой учились французские монахи и священники, такие как Фауст Регийский, Иларий Арелатский, Сальвиан и другие. 1303 Commonit., cap. 2 (в Migne, Patrolog., vol. 50, p. 640): «In ipsa item Catholica Ecclesia magnopere curandum est, ut id teneamus quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est». Commonitorium был составлен, как мы узнаем из предисловия и из гл. 42, примерно через три года после вселенского собора в Эфесе, то есть около 434 г., под ложным именем Перегрина; для автора это было пособие, помогающее всегда иметь под рукой основные положения церковного предания, для борьбы с еретиками. Бароний называет его «opus certe aureum», а Беллармин – «parvum mole et virtute maximum». Изначально он состоял из двух книг, но рукопись второй книги была украдена у автора, который потом добавил краткое содержание обеих книг в конце первой (с. 41–43). Вос–сий, кардинал Норисий (Historia Pelagiana, I, ii, с. 11), Наталис Александр, Гефеле и Шмидт считают этот труд полемическим и направленным против строгого августинианства, на которое Греческая церковь , конечно, не может претендовать, так что три критерия католичности отсутствуют. В самой книге есть достаточно веские доводы в пользу того, что Викентий принадлежал к полупелагианской школе, возникшей в Марселе и Лерине. Вероятно, он также является автором Vincentianae objectiones, против учения Августина о предопределении. См. о Викентии в Tillemont, Mémoires, tom. xv, pp. 143–147; в статье Vincentius v. L., автор H. Schmidt, в Herzog, Encykl., vol. xvii, pp. 211–217; а также в очерке С. J. Hefele (католик), в его Beitrüge zur Kirchengeschichte, Archäologie und Liturgik, vol. i, p. 146 ff. (Tüb., 1864).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

(V, 4) Не знаю, как и начать о жителе города Адруметина 858 , Викториане, тогда проконсуле Карфагена 859 , нет у меня для этого слов. Во всей Африке не было никого богаче, чем он, и даже у нечестивого царя он считался наивернейшим в делах, порученных ему. Тайком нашептали ему, что царь будет считать его первым в числе приближенных, если он легко согласится на то, что было предписано. Но этот Божий человек дал такой ответ тем, кто был послан к нему, обнаружив всю силу веры своей: «Не боюсь за Бога-Отца и Христа, Господа моего, говорю то, что и вы скажите царю: пусть подносит огонь, пусть травит дикими зверьми, пусть терзает любыми пытками: если соглашусь на это, зря крестили меня в католической церкви. Если есть только эта жизнь, что сейчас, и мы не можем надеяться на иную, истинно сущую, вечную, не поступлюсь ею ради временной и ненастоящей, не предам, неблагодарный, того, кто передал мне веру свою». Человеческий язык не смог бы описать, как долго и какими пытками мучили его (по приказу взбешенного тирана). А он, твердый в вере своей в Господа и исполненный благодарности, принял мученический венец. (V, 5) Кто может изобразить избиение мучеников, происходившее также и в городе Тамбайенсе? 860 Там два родных брата из Акв Регийских 861 , не боясь за веру свою в Господа, дали друг другу обет, что попросят палачей, чтобы мучили их одинаково, одними и теми же пытками. И после того как повисели они для начала на дыбе целый день с привязанными к ногам громадными камнями, один из них стал умолять мучителей, чтобы именно его сняли и даровали ему передышку. Второй же брат, испугавшись, что отречется он от веры, стал кричать с дыбы: «Нет, нет, брат; не такой обет давали мы Христу: обвиню я тебя, когда предстанем перед троном его, внушающим страх и трепет, так как поклялись мы над телом и кровью его, что претерпим за него поровну». Говоря это и многое другое, придал он сил и страсти брату для битвы, и тот воскликнул голосом, исполненным силы: «Терзайте муками, какими хотите, рвите зверскими пытками христиан на части; что свершит брат мой, то свершу и я». Какими раскаленными прутьями их подпаливали, какими крючьями раздирали, как истязали, говорит сам факт, что сами палачи «отвергли» их «от лица своего» со словами: «Весь народ, как эти, таких, кто бы обратился в нашу религию, нет вовсе»; и главная причина была в том, что не было видно на теле их ни синяков, ни иных каких следов пыток.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гермодор I 8; II 106; III 6; «О науках» I 2. Геродот I 22, 23, 68, 95; IX 34, ср. I 9; VIII 2. Геродот, «О юности Эпикура» X4 Гесиод VII 25; X 2. Гиппарх IX 43. Гиппий Элидский I 24. Гиппобот V 90; VI 85, 102; VII, 25, 38: VIII 43, 51, 69, 72; IX 5, 40, .115; «О (философских) школах» I 19; II 88; «Перечень философов» I 42. Гиппократ IX 73. Гиппонакт I 84, 88, 107; IV 58. Главк Регийский IX 38, ср. VIII 52. Главконид II 30. Гомер I 48; III 7; V 9; VIII 74; IX 67, 73, ср. II 35; III 5; IV 9, 46, 47, 64; VI 52, 53, 55, 57, 63, 66, 67, 90, 103; VII 67, 114, 172, 183; IX 60, 65. Даимах Платейский I 30. Дамон Киренский, «О философах» I 40. Дарий IX 13–14. Деметрий Византийский II 20, 21 и сл.; V 83. Деметрий Магнесийский II 52, 56, 57; VI 84, 88; IX 36; X 13; «Соименники» («О соименных писателях и поэтах») I 38, 79, 112; V 3, 75, 89; VI 79; VII 31, 169, 185; VIII 84, 85; IX 15, 27, 35, ср. IX, 40. Деметрий Трезенский, «Против софистов» VIII 74. Деметрий Фалерский II 44; «Апология Сократа» IX 15, 37, 57; «О старости» II 13; IX 20; «Перечень архонтов» I 22; II 7. Демодик Леросский I 84. Демокрит Абдерский I 22, 23; IX 72, 106; «Малый Мирострой» IX 41. Дидим Халкентер, «Застольные разговоры» V 76. Диевхид, «О Мегарах» I 57. Дикеарх I 40, 41; III 38, 46; VIII 40; «Жизнеописания» III 4. Динарх, «Об измене Ксенофонту» II 52. Динон, «(Персидская) история» I 8; IX 50. Диоген Аполлонийский VI 81; IX 57. Диоген Вавилонский VII 39, 55, 56, 58, 84, 88;«О голосе»; VII 55, 57;»Учебник диалектики» VII 71. Диоген Синопский VI 23; VII 131; «Барс» VI 20. Диоген из Птолемаиды VII 41. Диоген Тарсийский, «Выборки» X 97, 118, 119, 136, 138; «Обзор эпикуровых нравственных учений» X 118. Диодор Эфесский VIII 70. Диодор, «Записки» IV 2 Диодот IX 12, 15. Диокл Магнесийский, «Жизнеописания философов» II 54, 82, ср. VI 12, 13, 20, 36, 87, 91, 99, 103; VII 162, 166, 179, 181; IX 61, 65; X 12; «Обзор (философов)» VII 48; X 11. Дионисий Галикарнасский X 4. Дионисий Перебежчик V 92. Дионисий II Сиракузский IV 2.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Такая интерпретация случая с фараоном, конечно, напоминает Оригена , который говорил о том, что действие Бога через Моисея обнаружило ожесточение фараона, а не являлось его причиной 682 . Но точка зрения Фавста отличается от точки зрения Оригена тем, что для Фавста Божественное действие не просто обнаруживает, но вызывает ожесточение или смягчение сердца. Другими словами, Фавст говорит о более непосредственном взаимодействии Божественного деятеля и деятеля человеческого по сравнению с тем, что говорит Ориген . Заповедь Христа молиться 683 Фавст рассматривает как еще один аргумент против детерминизма. Августиниане не только считали, что спасение даруется лишь по благодати; они также считали, что благодать дается только тем, кто предопределен к жизни. Если придерживаться обоих этих положений, тогда, как считает Фавст, ценность молитвы становится проблематичной. Молитва не является необходимой для тех, кто избран для блаженства, и бесплодна для тех, кто осужден на проклятие. Как же тогда объяснить, что Христос заповедал молиться? 684 Обращая внимание на эту дилемму, Фавст также указывает на слабость главного тезиса августиниан: поскольку именно к Богу обращаются в молитве с просьбой, чтобы неверующие пришли к вере, Бог и должен быть настоящим деятелем. Этот тезис делает человеческое действие бессильным, а молитвы о неверующих – бессмысленными. Более того, если придерживаться представления о Божественных решениях, тогда неуместно говорить о справедливом суде, основанном на человеческом действии, включая молитву, так как Божественный Суд теперь совершается скорее до нашего рождения, чем после нашей смерти 685 . Успешно или нет, но Фавст боролся с детерминизмом прежде всего с помощью обычных «полупелагианских» толкований определенных мест из Свящ. Писания, которые, будучи поняты иначе, опровергали его точку зрения. Но он вел борьбу и на другом фронте, и опять на августинианской территории. Фавст перетолковал учение о Божественном предвидении таким образом, чтобы оно подтверждало его собственное мнение о необходимости человеческого действия в процессе определения человеческой участи. Согласно Фавсту, Бог желает, чтобы человек достиг блага, и содействует этому, допуская в то же время зло. И в том, и в другом случае нет никакого принуждения, но и то, и другое Бог предвидит 686 . Конкретнее, Божественное предвидение относится к последствиям человеческих действий: Бог предвидит, что заслуги станут результатом добра, совершенного человеческим деятелем, – добра, которого Бог желает от человека, но к которому не принуждает. Таким образом, заслуга и Божественное предвидение зависят от характера человеческого действия, которое может быть как добрым, так и злым в каждый момент времени 687 . В соответствии с таким пониманием в предвидении нет принуждения. Но возникает вопрос: не лишается ли в этом случае само понятие предвидения своей сути? Вместо того чтобы быть абсолютным и определяющим, предвидение оказывается в зависимости от тварного действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

3. Когда он это говорил, Евгений сказал своим слугам: «Отведите на дыбу Фавста, отвечающего так нечестиво и непочтительно». Иануарий обратился к Фавсту: «Ты достойно это претерпишь, дорогой нам узник Христов, который пожелал быть союзником наших грехов». Фавст ответил: «Пусть всегда будет ваше сообщество моим». Евгений спросил: «О чем вы говорите? Что так нечестиво друг с другом обсуждаете?» Иануарий сказал: «Где исповедание Христа, там нет никакого бесчестия; и велико твое несчастье, раз ты подталкиваешь нас к отрицанию живого Бога». Евгений обратился к Марциалу: «Я вижу безумие их душ, и они вроде бы причислили и тебя к своему сообществу. He верь этим нечестивцам и злодеям! Хотя они не пожелали добровольно принести жертвы, однако даже против своей воли будут принуждены поклониться нашим богам!» Марциал сказал: «Единственный бессмертный Бог, сотворивший небо и землю, Сам накажет тебя, вынуждающего нас поклоняться бревнам и камням, а не Богу!» 4. Евгений приказал: «Его тоже на дыбу!» И когда это было сделано, Марциал воскликнул: «О блаженна и бессмертна слава Христа! Он счел достойным, чтобы мы соединились с тобой, брат Фавст». Евгений сказал: «Пытайте их, пока они не поклонятся нашим богам». Во время пыток Фавст сказал: «Как трудно верблюду пройти сквозь игольное ушко, 322 так и нам трудно обратиться от отцовских законов к твоей тленности». Евгений сказал: «Священнейшие императоры велели, чтобы вы поклонялись богам». Фавст сказал: «Один Бог, Которым все, и мы Им ( 1Кор.8:6 )! Нет у вас богов кроме отца вашего дьявола, которого зовут сатаной». Евгений сказал: «Теперь тебя я приговорю к мукам». И добавил: «Пусть отрежут ему уши и ноздри, соскоблят брови и вырвут верхние зубы». И когда это было сделано, Фавст сказал: «Благословен Господь бессмертный, Который теперь нам воздаст по делам нашим в этой жизни, благо за зло. А ты, нечестивец, никогда не увидишь блага». 5. Евгений сказал Иануарию: «Видишь, Иануарий, сколько и какие мучения перенес Фавст, потому что он упорствовал в своем нечестии?» Иануарий ответил: «Такое нечестие пусть пребывает и во мне, и оковы любви с ним пусть не разрушатся, и соединение со Христом пусть меня не покинет. Как Он искупил нас Своей драгоценной кровью, 323 пусть увенчает нас в Своей вечной славе». Евгений сказал: «Пусть и этому достанется то же, что мы назначили тому».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010