Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Воин идет умирать, чтобы другие жили. Это подвиг. Об этом говорили и св. отцы и учителя Церкви, например Афанасий Великий: «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им памятники, возвещающие превосходные их деяния». (Послание Афанасия Великого к Аммуну монаху. Книга Правил). Церковь высоко чтит воинский подвиг, поэтому так много святых среди воинов: Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Феодор Ушаков… Современные СМИ, орудие вкрадчивой пропаганды, целенаправленно наносят урон моральному авторитету армии. Но защищать свою Родину — святой долг каждого воина. Нельзя забывать, что «Война явление страшное, но еще более страшное явление — это поражение, и пока человечеством не найдены решения для предотвращения войн, надо напрягать все усилия, чтобы это поражение не случилось. Поэтому государству необходима здоровая армия, надежно обеспеченная, национально воспитанная и прекрасно обученная, вот почему важно использование всякого опыта, дабы его не покупать, когда случится, ценой крови…» .

http://pravmir.ru/o-voinskom-sluzhenii-v...

70. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 71. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. 72. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. 73.  Митрополит Киевский Исидор — о нем см. с. 86. 74. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прилож. 75.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. С. 116–119. 76. См. письма Митрополита Киевского Филарета. С. 34–45. 77. Подробнее см. т. 8, с. 124–127. 78. См. письма Владыки Ярославского (Митрополита Киевского) с. 34–45. 79. О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 80. См. также т. 8, с. 124–127. 81.  Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 82.  Никанор (Н. С. Клементьевский; 1787–1856) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1848–1856 гг. 83.  Архиепископ Нил… — О нем см. с. 46–51. 84.  Ср:. Дни мои — как уклоняющаяся тень… (Пс. 101. 12). 85.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1856–1860 гг. 86. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 87. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 88.  Преподобный старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн; 1718–1791) — великий подвижник, восстановитель Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. 89. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 516. 90. О нем см. с. 289–290. 91.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). СПб., 1868. С. 41. 92. О ней см. с. 524. 93.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 189. 94. РНБ РО. Ф. 1927. С. 277–279. 95.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 297. 96.  Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Господи… к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс. 142. 8, 9, 10). 97.  ибо… двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). 98.  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

wer 23 декабря 2012, 12:23 " И моя цель – вернуть гражданам надежду, которую у них отобрали, и веру в страну и себя. " http://sdelanounas.ru/ Некое созидание происходит на фундаменте капитализма, будучи встроенными в механизмы западной цивилизации - в их порядок, нормы и ценности. Другими словами, в своей стране мы строим западную цивилизацию (причём, нужную и выгодную западу). Хорошо это или плохо?.. Имхо, православие в нашей стране будет там же, где оно в Евросоюзе и Америке. Роман, Вы это понимаете? Дмитрий Матыс 23 декабря 2012, 09:50 К Зорро: Свв.Александр Невский, Дмитрий Донской, Феодор Ушаков лично у меня вызывают желание воздать хвалу Господу, а не " гордость за Страну " . Страна разве сделала их святыми? " Тако глаголет Господь: да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати, яко Аз семь Господь творяй милость и суд и правду на земли (Иер.9:23-24). Иудеи надеялись на мудрость старейшин своих, на могущество царей своих, на богатство царства своего. Поэтому пророк старается в заблудшем уме их искоренить эту обманчивую надежду и учит, что для них все будет бесполезно, если не придет к ним помощь от Господа; поэтому убеждает уповать на единого Бога, в руке Которого все содержится " (преп.Ефрем Сирин, Толкование на книгу пророка Иеремии, гл.9-я). " Хвалящийся, хвались о Господе. Ибо, совершая такие дела, мы не хвалимся и не приписываем в них чего-либо себе самим, но все это и самую меру, до которой достигни, усвояем Богу. Вот чем и они должны хвалиться. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. Не сказал: мы искусны, но: кого хвалит Господь, то есть того, которого действительность труда и подвига благодатью Божиею явила достойным " (блаж.Феофилакт Болгарский, Толкование на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла, гл.10-я). А вот вы попробуйте обосновать свою " гордость за страну " от Свящ.Писания и Свящ.Предания.

http://pravoslavie.ru/58279.html

Людмила 22 апреля 2014, 04:52 Ничего от себя добавлять не буду, но в молитве ко Святому Мученику Вонифатию: " Умоли же Господа даровати нам к ОТЕЧЕСТВУ нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве Святыя видимыми и невидимыми, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь. " И, кроме того в Утренние молитвы входит: Тропарь Кресту и молитва за ОТЕЧЕСТВО: " Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. " Николай 19 апреля 2014, 16:45 И еще. Язычество можно ставить на служение Господу и будет патриотизм(св.прав.воин Феодор(Ушаков),Пересвет,Ослябя...) А можно на " служение " самим себе и будет воровство: 5. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. (Св. Евангелие от Иоанна 12:5,6) Антон Иванов 16 апреля 2014, 13:42 Знаете, помимо всяческих цитат и высокоумных построений - ну любим мы Отечество наше земное, Россию-матушку, и все тут. Сердцу не прикажешь. Воспитаны так. Родина - это те, кто печет для тебя хлеб, который ты покупаешь поутру в ларьке. Те, кто сверлят и пломбируют тебе больной зуб в поликлинике. Те, что дежурят на станции предупреждения о ракетном нападении. Те, кто окропил эти привычные нам поля, рощи и берега своей кровью, сражаясь с агрессорами. И, вот, как-то так естественно, как дыхание, мы всех их любим. Тех же, кто пудрит нам мозги своими философскими рассуждалками о мнимых противоречиях, любить удается с некоторым внутренним сопротивлением и по долгу перед Богом. Ну, положено так, правильно так. Учимся, с Божьей помощью. Тут есть хорошее средство в укреплении братолюбия - молитва о вразумлении. А Горнего Чертога мы только чаем. И порой так хочется, чтобы он - в святой Вечности - напоминал нам, русским, о России. Спаси Господи всех нас, как любит говорить А.Н.Кочергин. Антон Иванов 16 апреля 2014, 13:29

http://pravoslavie.ru/61669.html

В Англии великий флотоводец пользовался огромным авторитетом. (Провожая его в походы, перед ним, бывало, становились на колени). В битве при Трафальгаре 21 октября 1805 г. Нельсон приказал прорезать линию франко-испанской эскадры в двух местах и, произведя стрельбу в упор (англичане стреляли вдвое чаще, чем неприятель), одержал блестящую победу, потопив и пленив 18 кораблей. Английские моряки проводили бой с огромным воодушевлением, раненые продолжали вести огонь, оставаясь при орудиях; один из матросов при ампутации руки пел гимн «Правь, Британия!» К концу XVIII века русская нация стала не только сухопутно-военной, но и морской, ни в чём не уступавшей англичанам. Г.Нельсон и Ф.Ф.Ушаков обладали равным талантом. Известно, что Нельсон предостерегал своих капитанов от абордажных схваток с русскими. При одинаково высокой выучке английских и русских моряков и равенстве флотоводческого мастерства Ушакова и Нельсона, компьютерное моделирование боя между этими двумя адмиралами, скорее всего, дало бы ничейный результат. Национальная слава России - Ф.Ф.Ушаков будет вечной гордостью нашего народа. С 2000 г. «морской Суворов» - Ф.Ф.Ушаков почитается как святой покровитель Российского военно-морского флота и Стратегических военно-воздушных сила (с 2005 г.). Кандидат исторических наук Владимир Алексеевич Артамонов. Мордвинов Р.Н. Флотоводческое искусство адмирала Ф.Ф.Ушакова//Русское военно-морское искусство. Сб.статей. М.,1951. С.122; Морской энциклопедический словарь. СПб., 1993. С.110. Кладо Н.Л. Морская тактика. СПб., 1897. С.84. Шишов А.В. (Сост.) Георгиевские кавалеры. Сборник в 4 томах. М., 1993. Т.1.С.119. Адмирал Ушаков. Сб.документов. М., 1951. Т.1.. С.371. Ф.Ф.Ушаков - русскому послу в Стамбуле В.С.Томаре 4 апреля 1799 г.//Там же. Т.3. С.18-19. Там же. Т.1. С.209, 211; Мордвинов Р.Н. Суворов и Ушаков//Русское военно-морское искусство. Сб.статей. М.,1951. С.120-121. Адмирал Ушаков... Т.1. С.316, 360. Там же. Т.1. С. 58-59, 64. Ф.Ф.Ушаков - Г.А.Потёмкину 5 июня 1790 г. Там же.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В отличие от вышеназванных фигур, светлейший князь Г.А.Потёмкин распахнул путь для наступательной тактики Ушакова и призывал всех моряков биться «по черноморски» (то есть «по ушаковски»), подходить к врагу на расстояние меньше кабельтова (185, 2 м), «сильным и живым огнём бить флагманские турецкие суда бомбами и истреблять, а не брать в плен корабли противника. Всего через пять лет молодой Черноморский флот завоевал преобладание на Чёрном море. В первом морском бою при о.Фидониси (Змеином) 3 июля 1788 г. «капитан бригадирского ранга» Ушаков, взяв на себя инициативу, занял место не в середине, а во главе строя. Русские канониры стреляли с «таким отменным старанием и храбрым духом», что турецкие корабли, несмотря на численное превосходство, один за другим выходили из боя. Потери русских были ничтожны - всего пять убитых и двое раненых. «Всевышний... победою спомоществовал!» - писал Ушаков. Разительным был контраст с беспомощностью контр-адмирала, серба из Черногории М.И.Войновича, который уговаривал Ушакова «окуражить» его и держать сомкнутую линию «порядочно в ордере»: «Будь, душенько, осторожен»; «Наш флотик заслужил чести и устоял противу этакой Потёмкин имел полное право обвинить того в трусости и сменить Ушаковым. 14 марта 1790 г. Ушаков был произведён в контр-адмиралы. В мае 1790 г. «Богом хранимые», по выражению Ушакова, три линейных корабля, четыре фрегата и 11 малых судов обошли турецкие берега от Синопа до Анапы. 22 мая у Синопа Ушаков на корабле «Святой Александр Невский» вместе с эскадрой обстрелял турецкие батареи, два фрегата и несколько малых судов, стоявших в гавани, потопил и захватил 15 торговых судов. 25 мая он перешёл к Самсуну, а 31 мая - 1 июня произвёл обстрел ядрами, бомбами и брандскугелями Анапы и четыре военных корабля, укрывшихся под защиту тамошних береговых батарей. Разгрома Анапы и Синопа, (как при П.С.Нахимове в 1853 г.) не произошло только потому, что Потёмкин не ставил задачи «делать поиск» этих городов. Ушаков правильно писал, что синопский и анапский порты без брандеров, бомбардирских и гребных судов, вооружённых пушками, «дёшево взять нельзя». Тем не менее, после рейда две части турецких эскадр «искали своего спасения под крепостями и... трепетали от страха и Установка «не бессилить флот» в мае 1790 г. была оправданной и в июле и августе 1790 г. Ушаков ещё дважды разбил турок.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Через два года — 11 августа 1787 года — Турция объявила России войну. Для ведения боевых действий были развернуты две русские армии, в задачу которых на первых порах входила охрана российской границы. И только флоту, базировавшемуся в Севастополе, были даны более широкие полномочия. Вскоре произошла и первая генеральная баталия. Турецкий флот насчитывал 17 линейных кораблей и 8 фрегатов; в русской же эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Федор Ушаков, было всего 2 линейных корабля и 10 фрегатов. И все же малочисленный русский флот впервые в открытом бою одержал победу над значительно превосходящими силами противника. Этому в большой степени способствовали личная храбрость, искусное владение тактикой и выдающиеся личные качества капитана Федора Ушакова, принявшего на себя руководство боем. Несомненное упование на помощь Божию и, как следствие, неустрашимость перед неприятелем — вот что было решающим во флотоводческом таланте капитана Ушакова. За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту «в чрезвычайный страх и ужас». 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом. Князь Потемкин-Таврический писал императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник». Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок. Потемкин докладывал Екатерине: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель». Турки жаждали реванша: к утру 28 августа турецкий флот стоял на якоре между Гаджибеем (впоследствии Одессой) и островом Тендра. Сюда же со стороны Севастополя вышла русская эскадра. Завидев русские корабли, турки, несмотря на превосходство в силе, стали спешно рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Всю мощь бортовой артиллерии Ушаков обрушил на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, а затем и с флагманом турецкого флота — 74-пушечной «Капуданией». И опять удача сопутствовала русским — взрыв «Капудании» стал завершающим звеном в победе при Тендре.

http://pravicon.com/info-3892

Дело начало поправляться лишь с прибытием офицеров и команд на строившиеся корабли. В августе 1783 года в Херсон прибыл и капитан второго ранга Феодор Ушаков. В это же время в городе началась эпидемия чумы. В Херсоне был установлен карантин. В то время считалось, что чума распространяется по воздуху. Для отгнания морового поветрия на улицах разводили костры, окуривали жилища, но эпидемия усиливалась. Несмотря на сложную военную обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, был дан приказ полностью прекратить работы и все силы направить на борьбу с чумой. Все команды были выведены в степь. Не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. Капитан Феодор Ушаков стал твердо устанавливать особый карантинный режим. Всю свою команду он разделил на артели. У каждой имелась своя палатка из камыша, по сторонам которой были установлены козлы для проветривания белья. На значительном удалении располагалась больничная палатка. Если в артели появлялся заболевший, его немедленно отправляли в отдельную палатку, а старую вместе со всеми вещами сжигали. Остальные артельщики переводились на карантин. Общение одной артели с другой было строго запрещено. Ушаков сам неустанно за всем этим следил. В результате энергичных действий Феодора Ушакова в его команде чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. В самое тяжелое по напряженности время эпидемии он никого не посылал в госпиталь, переполненный больными, и спас от смерти многих, пользуя их при команде. Здесь проявились, конечно, его исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь Феодора Ушакова к ближним своим, любовь милующая, сострадательная, подсказывавшая ему наиболее верные решения. За умелые действия и проявленные при этом старания Феодор Ушаков был произведен в капитаны первого ранга и награжден своим первым орденом святого Владимира четвертой степени. Трактатом между Россией и Турцией от 28 декабря 1783 года Крым был окончательно присоединен к России.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=820

10 ноября 1798 года Феодор Ушаков в донесении писал: " Благодарение Всевышнему Богу, мы с соединенными эскадрами, кроме Корфу, все прочие острова от рук зловредных французов освободили " . Собрав все силы при Корфу, главнокомандующий начал осуществлять блокаду острова и подготовку к штурму этой мощнейшей в Европе крепости. Блокада, вся тягота которой пала на одну русскую эскадру, проходила в условиях для наших моряков самых неблагоприятных. Прежде всего, последовали значительные перебои с поставкой продовольствия и амуниции, а также и материалов, необходимых для текущего ремонта судов, - все это по договору обязана была делать турецкая сторона, однако сплошь и рядом возникали несоответствия, происходившие от злоупотреблений и нерадения турецких чиновников. Эскадра была " в крайне бедственном состоянии " . Турецкие должностные лица, которые обязаны были предоставить в срок десантные войска с албанского берега общим числом до четырнадцати тысяч человек и даже " столько, сколько главнокомандующий от них потребует " , в действительности собрали лишь треть обещанного, так что в донесении Государю вице-адмирал Ушаков писал: " Если бы я имел один только полк российского сухопутного войска для десанта, непременно надеялся бы я Корфу взять совокупно вместе с жителями, которые одной только милости просят, чтобы ничьих других войск, кроме наших, к тому не допускать " . Помимо неурядиц с союзниками, блокада осложнялась также и упорным сопротивлением французов, да еще и зима в тот год была необыкновенно сурова на юге Европы. " Наши служители, - писал в донесении Ушаков, - от ревности своей и желая угодить мне, оказывали на батареях необыкновенную деятельность: они работали и в дождь, и в мокроту или же обмороженные в грязи, но все терпеливо сносили и с великой ревностию старались " . Сам адмирал, поддерживая дух своих моряков, подавал пример неутомимой деятельности. " День и ночь пребывал он на корабле своем в трудах, обучая матросов к высадке, к стрельбе и ко всем действиям сухопутного воина " , - писал участник тех событий капитан-лейтенант Егор Метакса. Наконец, все было готово для штурма, и на общем совете положено было исполнить это при первом удобном ветре. Войскам дана была боевая инструкция, которую вице-адмирал Феодор Ушаков закончил словами: " ...поступать с храбростию, благоразумно и сообразно с законами. Прошу благословения Всевышняго и надеюсь на ревность и усердие господ командующих " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=820

Правда восторжествовала лишь перед смертью преподобного. Феодора оправдали и отпустили. Он доехал до родной Санаксарской обители и прожил всего 3 дня, умерев на руках у любящих учеников. На могиле преподобного была положена плита с надписью: «Здесь погребен истинный христианин и добрый монах». М.В. Первушин Святой адмирал Феодор Ушаков Будущий адмирал родился в Ярославской губернии в семье отставного гвардейского офицера, старшего брата преподобного Феодора Санаксарского . Семья была большой. Родители старались привить детям строгую нравственность и доброе религиозное чувство. Детские впечатления от благоговейных праздничных богослужений, от бесед с родным дядей-монахом глубоко запечатлелись в сердце будущего полководца. Время, когда Федор мечтал о морском училище, было не самым лучшим периодом в истории российского флота. Среди дворянских детей более престижной считалась служба в сухопутных войсках. Но выбирая свое будущее, восемнадцатилетний Ушаков не обращал внимания на мнения других. Он обладал внутренней свободой, которая позволяла ему пренебрегать многими условностями ради достижения главной цели. Он не раз доказывал это потом на примере своих морских побед. Планы его военных операций казались командованию абсурдными и заведомо проигрышными. Однако, воплощая их в жизнь, Ушаков одерживал блестящие победы и ни разу не был побежденным. Это понимали и чувствовали русские моряки, говоря: «Где Ушаков – там победа!» Скромный и уступчивый в обычных условиях, он будто перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей в лицо. Первая же битва, в которой участвовал Ушаков, была выиграна благодаря его мудрому руководству, несмотря на то, что противник превосходил русских и по числу кораблей, и по огневой мощи. Благодаря таким победам российский флот стал серьезно беспокоить турок. Чтобы не утратить контроль над Черным морем, турецкое правительство решилось на уничтожение флота Ушак-паши (так турки называли Ушакова). Силы были неравными. Турки намного превосходили русских, но неожиданная тактика адмирала, отчаянная смелость его подчиненных настолько ошеломили врагов, что они были не способны оказать серьезное сопротивление. Лишь нескольким быстроходным судам удалось уйти от преследования и доплыть до Босфора. Остатки турецкой эскадры имели ужасающий вид: палубы были завалены трупами и умирающими от ран. «О, великий! Твоего флота больше нет», – доложили турецкому султану. Тот был настолько ошеломлен увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что поспешил заключить мир с Россией на ее условиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010