В Царском Селе в 1909–1912 гг. был построен «Феодоровский Государев собор» в память явления Феодоровской иконы Божией Матери, с приделом во имя свт.Алексия митрополита Московского и с нижним пещерным храмом во имя преподобного Серафима Саровского . По воле императора Николая Второго работы по сооружению этого храма были произведены с особым уважением к древнерусскому искусству. Построен был этот храм по образцу московского Благовещенского собора в древнем его виде, и все убранство храма было выдержано в древнерусском стиле. В верхнем храме иконы и утварь были новые, но сделанные по древним образцам; пещерный же храм св. Серафима Саровского заключал в себе подлинно старинные иконы и утварь. Это имело большое общественно-воспитательное значение и свидетельствовало об особом покровительстве, которое император Николай II оказывал древнерусской архитектуре и иконописи. Феодоровский собор в Царском Селе Образ, находящийся сейчас в церкви Воскресения Христова на Дебре Костроме, есть первоначальный образ этой святой чудотворной иконы. В смысле иконописном это икона древнего византийского происхождения, типа «Умиление». Ее изображение близко к иконографии Владимирской иконы Божией Матери. Главным ее отличием является обнаженная левая ножка Младенца Иисуса Христа, Которого Богоматерь держит на Своей правой руке. Праздники иконы: 14/27 марта, 15/28 и 16/29 августа. Икона Божией Матери «Курская-Коренная» Обоснованием иконографического типа или композиции икон «Знамения» являются слова пророка Исаии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Во время нашествия Батыя на Русь город Курск и его область были до того разорены, что пришли в запустение и заросли лесом. Жители Рыльска нередко отправлялись туда на звериную ловлю. Один из них, ходя по лесу в 1295 году для охоты по берегу реки Тускары, увидел при корне дерева икону, обращенную лицевой стороной к земле. Он поднял икону и увидел, что это икона Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли показался источник воды на том самом месте, где лежала икона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

В Кузбасс прибудет главная святыня дома Романовых Кемерово, 6 августа 2007 г. Великая православная святыня - чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (подлинник) – будет находиться в Кемеровской епархии с 15 по 26 августа. Икона прибудет для поклонения верующих из постоянного места своего пребывания - кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромской епархии. Принесение иконы в Кузбасс осуществляется по просьбе губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и приурочено к областному празднованию Дня Шахтера, сообщает пресс-служба Кемеровской епархии . Организаторы прибытия святыни в Кузбасс – Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Администрация Кемеровской области. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием в 13 веке близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения, князем был основан первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя — лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева Пятница, покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней дома Романовых. Именно он и пребудет в Кемеровскую епархию.

http://pravoslavie.ru/23417.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Феодоровская (г. Сызрань) " Описания иконы Чудотворная икона Божией Матери Феодоровская г. Сызрани Источник: Сайт самарской епархии 25 июня 1713 г. список иконы чудесным образом был обретен у села Кашпир под Сызранью. Случилось это при следующих обстоятельствах. Местные пастухи стали замечать некое сияние над водным источником недалеко от берега Волги. Оно пропадало, как только люди подходили ближе. Но в одну ночь сияние было ярче обычного и не погасло при приближении пастухов. Изумленные, они увидели икону Царицы Небесной, стоящую на камне. На другой день кашпирцы, пригласив духовенство, перенесли икону в приходской храм, но ночью она чудесным образом перенеслась на прежнее место. После молебна образ возвратили в храм, а потом крестным ходом доставили в Христорождественский собор г. Сызрани. И снова через несколько дней святыню увидели у источника. Исполнившись благоговения, сызранцы совершили очередной крестный ход с иконой в Вознесенский мужской монастырь. При этом было два знамения: исцелилась прокаженная девица, умывшись водой из родника, и, по молитвам Владычицы, утихомирилась буря на Волге - спаслось м[...] Феодоровская икона в Кашпире Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В пригороде Кашпире Сызранского уезда Симбирской губернии к верховьям одного источника в летнее время пастухи пригоняли скот. Однажды они заметили над этим источником необыкновенное сияние, и это явление повторялось несколько дней подряд. Пастухи пошли на то место, откуда по-видимому исходил свет, и нашли там на камне образ Богоматери. Они дали знать о своем открытии жителям Кашпира. Икону перенесли в приходской храм, но в первую же ночь она была чудесным образом возвращена на место своего явления. Ее вторично перенесли с крестным ходом в храм, и она осталась там. Когда же ее после хотели перенести в Сызранский соборный храм, то она опять была перенесена невидимой силой на прежнее место. Жители г. Сызрани, возревновав об иконе, перенесли ее снова не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь, где она теперь и хранится. Во время этого перенесения получила исцеление одна крестьянская девица, страдавшая проказой на лице. Явление этой иконы Богоматери последовало около 1713 года.

http://pravicon.com/icon-707

Святейший Патриарх Кирилл возглавил встречу Феодоровской иконы Божией Матери 15.05.2023 15:37:01 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета Московского. Перед началом Литургии состоялась торжественная встреча чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая по благословению Его Святейшества была принесена в Храм Христа Спасителя из Богоявленско-Анастасииного монастыря г. Костромы. Святыня принесена духовенством Костромской епархии во главе с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом. Предстоятель Русской Церкви вышел к западным вратам Храма Христа Спасителя, куда прибыл автомобиль с чудотворным образом. Святейший Владыка приложился к иконе, которую несли священнослужители Костромской епархии. Затем икона была установлена в центре храма. Во встрече святыни приняли участие представители костромской и московской дружин Организации российских юных разведчиков. Песнопения Литургии исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). Литургия транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Вахромеев, клирик храма Троицы Живоначальной на Шаболовке г. Москвы. По окончании Литургии руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко огласил Патриаршее послание по случаю торжественного принесения чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Москву. Затем перед чудотворной святыней было совершено молебное пение. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 80-летием со дня рождения художественный руководитель Русского духовного театра «Глас» Н.С. Астахов был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени.

http://radonezh.ru/2023/05/15/svyateyshi...

Одним из примеров такого пространного цикла является роспись ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр юж. стены и зап. стену (напр., в ц. Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница (Сербия), 1314). В ц. мон-ря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в рус. искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в визант. искусстве (диптих XII в., Гос. музеи Берлина). На рус. иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в визант. искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады мон-ря шведами, XVII в., ЦмиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ, ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский жен. мон-рь Костромской епархии). Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы; Бухарев И. Иконы; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906; он же. Историческое значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греч.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Праздник Знамения Пресвятой Богородицы установлен в память избавления Новгорода от врагов в 1167-м г., при Андрее Боголюбском и Новгородском архиепископе Иоанне. Икона Феодоровской Божией Матери явилась в 1239 г. 16-го августа князю Василию Ярославичу, и названа Феодоровскою потому, что некоторые благочестивые люди видели, что св. великомученик Феодор Стратилат нес ее по улицам города Костромы. Икона была поставлена в Костромском соборе и стала особенно известною с того времени, когда мать царя Михаила Феодоровича, инокиня Марфа Иоанновна, отпуская сына на царство, благословила его этою иконою на великое служение. Это совершилось 14-го марта; в этот день и положено праздновать Феодоровской Божией Матери. Иконе Устюжской Божией Матери празднуется 8-го июля в память чудесного истечения мира от иконы Божией Матери, находящейся в соборной Церкви города Устюга. Это чудо совершилось молитвами благочестивых граждан устюжских, и особенно св. Прокопия Юродивого. Икона Толгской Божией Матери явилась в 1814-м г. епископу Ярославскому и Ростовскому Трифону, в семи верстах от Ярославля, при потоке Волги, называемом Толгою. Это было 8-го августа. Икона Донской Божией Матери принесена была Донскими казаками великому князю Димитрию Иоанновичу, когда он шел на Мамая. В Куликовскую битву она была среди воинов, а потом перенесена в Москву. В 1591-м году молитвами царя Феодора Иоанновича пред этою иконою, Россия спасена от крымских татар и, в память этого, на месте, где, во время битвы стояла среди воинов икона, построен Донской монастырь, и установлен крестный ход, на время оставленный, но потом возобновленный в 1654-м г. при царе Алексее Михайловиче, который также молитвою пред этою иконою укрепил себя на борьбу с неприятелем. Икона Тихвинской Божией Матери явилась при Димитрии Донском и митрополите Пимене в 1383-м г. над водами Ладожского озера, и переносимая невидимою силою с места на место, остановилась при реке Тихвинке. Здесь построен был храм Успения Божией Матери и хотя он несколько раз сгорал, икона оставалась невредимою. При Василии Иоанновиче построен храм каменный, а в 1546-м году построен нынешний Тихвинский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн В Санкт-Петербурге открылась выставка «Русская Голгофа», посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских 11 февраля 2024 г. 18:50 9 февраля 2024 года в верхнем храме Феодоровского собора г. Санкт-Петербурга открылась выставка «Русская Голгофа». Экспозиция организована храмом Новомучеников и исповедников Российских в Бутове (Московская область) совместно с коллективом историков из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов страны при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта, посвященного подвигу новомучеников и исповедников. На выставке представлена информация о ключевых событиях в истории Русской Церкви в 1922-1925 годах, связанных прежде всего с кампанией по изъятию церковных ценностей и обновленческим расколом, а также героическим сопротивлением духовенства и мирян действиям большевиков. Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин отметил, что этот храм, как и многие другие, имеет прямое отношение к теме новомучеников. «В нижнем храме слева от алтаря находится икона преподобномученика архимандрита Льва (Егорова), последнего настоятеля этого храма перед его закрытием в 1932 году. Он был расстрелян в 1937 и канонизирован в 2003 году. Там же, в нижнем храме, находится икона новомучениц Киры Оболенской и Екатерины Арской, которые имели отношение и к этому храму, и к храму иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной. В верхнем храме находится икона Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Есть еще одна икона, которая имеет прямое отношение к выставке, — священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Она написана студенткой иконописного отделения одного московского церковного института и подарена нашему храму 15 лет назад. Кстати, владыка Вениамин освящал нижний храм Феодоровского собора в 1913 году», — рассказал протоиерей Александр Сорокин. По словам директора Мемориального центра «Бутово» Игоря Гарькавого, подвиги новомучеников совершались в катастрофическое для страны время. « " Катастрофа " в переводе с греческого означает разрыв. Этот разрыв, во многом сознательно совершаемый теми, кто осуществлял гонения на Церковь, был рассчитан на то, чтобы была разорвана связь между людьми, Церковью, обществом и государством — всеми элементами, на которых основана русская культура и российская цивилизация, — отметл И. Гарькавый. — Преодоление этого разрыва — сложный и мучительный процесс, который далеко не завершен. Но на этом пути есть этапы, усилия и средства, которые мы применяем, чтобы преодолеть беспамятство. И одно из важнейших деланий — это создание музейных экспозиций. Музей — место, где прошлое живет в настоящем. В нашей Церкви до сих пор нет музея, который бы объял историю Русской Православной Церкви, нет общероссийского музея, посвященного памяти новомучеников и исповедников. Это сподвигло храм в Бутове иниицировать создание общероссийского музейно-мемориального центра на Бутовском полигоне».

http://patriarchia.ru/db/text/6102151.ht...

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

5322. МАЛОВИЧКО И. Городищенские святыни. (История почитание святой великомученицы Параскевы – Пятницы Иконийской в с. Городище Волгоградской области). – 1993, 3, 63. 5323. МИЗЬ Н. Порт-Артурская икона Божией Матери. – 1998, 10, 68. 5324. ИОАНН, архим. Глинская икона Рождество Пресвятой Богородицы. – 1992, 6, 5. 5325. КРЕКШИН А. Свенская икона Божией Матери. (К 700-летию со времени прославления). – 1988, 5, 14. 5326. БАЙДА О. Калининградская “Скоропослушница”. – 1999, 8, 51. 5327. КОРЕЦКАЯ икона Божией Матери “Споручница грешных”. – 1999, 5, 52. 5328. ГЕРМАН, иером. Радуйся, родителей благих добрый и избранный плод. (К 600-летию со дня кончины преподобного Сергия Радонежского). (Затрагивается история Тихвинской иконы Божией Матери). – 1990, 7, 64. 5329. ФЕОФИЛАКТ, иером. Празднование 600-летие явления Тихвинской иконы Божией Матери. – 1984, 3, 13. 5330. ТУРКИНА Е. Толгская икона Божией Матери. – 1988, 8, 28. 5331. ИННОКЕНТИЙ (EPOXIH), иеродиак. Обретение иконы “Торжество Пресвятой Богородицы”. – 1998, 10, 71. 5332. АРЦЫБУШЕВ А. Икона “Умиление” возвратится в Дивеево. – 1992, 4, 62. 5333. ЛЮБЕЗНОВА А. Время строить храмы. (Затрагивается история иконы Божией Матери “Утоли моя печали”). – 1996, 1, 53. 5334. ИЛЬЧЕВСКИЙ К., прот. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. – 1987, 8, 28. 5335. АФАНАСИЙ В. Купина Неопалимая. (Сказание о чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери). – 1994, 1, 126; 2, 121. 5336. МУМРИКОВ А., диак., КОЗЛОВ В., ЛОРЕНЦ М. Руно орошенное сея вселенныя Мати. (К 120-летию прославления Черниговской иконы Божией Матери). – 1989, 1, 66. 5337. ЮСОВА О. Крест преподобной. – 1991, 7, 25. 5338. КОВАРСКАЯ С. Рака с мощами святых в Благовещенском соборе Московского Кремля. – 1996, 10, 64. 5339. ЛОГАЧЕВ К. Передача мощей святого благоверного князя Александра Невского. – 1989, 9, 22. 5340. АВГУСТИН, архим. Церковные празднества на невских берегах. (Перенесение мощей святого князя Александра Невского из Владимира в Петербург). – 1989, 12, 12. 5341. ИСТОРИЯ второго обретения мощей преподобного Александра Свирского . –2000, 5, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но со временем самое письмо на иконе по разным причинам стало утрачивать первоначальную свежесть и видимо нуждалось в некотором обновлении. Известны три обновления Феодоровской иконы, совершенные по усердию и повелению царственных особ, при чем сохранены все существенные черты явленной иконы. В первый раз обновление этого образа разрешено грамотами царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета Никитича от 20 апреля 1636 года и совершено 4 мая того же года при архимандрите Ипатиева монастыря Тихоне и соборном протопопе Феодоре. Второе обновление Феодоровской иконы Богоматери было «по обещанию от скорби и по челобитью дияка Иакова Поздышева» с разрешения царя Феодора Алексеевича и московского патриарха Иоакима в апреле 1677 года при архимандрите Ипатиева монастыря Антонии и протопопе Сергии и было торжественно празднуемо со всем церковным благолепием; обновление состояло в том, что на изображение была наложена новая олифа. В третий раз Феодоровская икона обновлена в царствование Елизаветы Петровны в 1745 году с благословения Святейшего Синода, живописью изографа города Ярославля иерея Иоанна Андреева, при первоназначенном на Костромскую епархию (но не бывшем на ней) епископе Симоне Тодорском, при соборном протопопе Иакове, под наблюдением богоявленского архимандрита Никанора и игрицкого игумена Досифея . Несомненно, что Феодоровская икона Богоматери явилась князю Василию Ярославичу без всяких наружных украшений, но в таком виде оставалась, конечно, недолгое время. Князь Василий после известной чудесной победы над татарами вблизи города Костромы «повеле чудотворную икону Пресвятыя Богородицы украсити златом и сребром и каменьем драгим и бисеры многоцветными и жемчуги осадити драгими». Далее известно, что царь Михаил Феодорович, глубоко благоговея пред Феодоровской иконой Божией Матери, за год до своего прибытия 10 сентября 1620 года пешком в город Кострому нарочито для поклонения этой великой святыне, в чувстве благодарности по случаю заключения 1 декабря 1618 года мира с беспокойной Польшей, прислал доселе сохраняющиеся в соборной ризнице драгоценные украшения к этой иконе: так называемые рясны или привески длиной более полуаршина при ширине в один вершок, низанные в решетку по золотистой фольге крупным жемчугом, с золотыми колодками и кольцами, из коих первые украшены изумрудами, яхонтами и бурмицкими зернами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010