Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Феодоровская " Описания иконы Описание иконы Феодоровская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продо[...] Икона Феодоровская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона. В 1239 году, 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы. А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. П[...]

http://pravicon.com/icon-342

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта , 16 августа Согласно церковному преданию, написана евангелистом Лукой ; по иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери . Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича , носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого великомученика Феодора Стратилата . Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь ). Князь Ярослав-Феодор , ставший после гибели святого Юрия в битве с татарами на Сити великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира , а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского , вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при князе Александре, была его моленным образом. После его смерти (14 ноября 1263 года) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием . В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же был погребен. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата . Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени . В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов . В память об этом историческом событии иконе было установлено повсеместное празднование 14 марта . Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

http://drevo-info.ru/articles/9649.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Саратов прибывает чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 26.02.2007 Великая православная святыня - чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери прибывает в Саратов в следующий понедельник, 5 марта, сообщили в пресс-службе Саратовской епархии Русской Православной Церкви. " В течение недели лик будет пребывать храме в честь Покрова Божией Матери. Чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет предложена для молитвенного поклонения верующим " , - сказали в епархии. Здесь напомнили, что по традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен великим князем Василием Ярославичем близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле - Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя - лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, св. Александра Невского, на брак с полоцкой княжной. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых.

http://drevo-info.ru/news/2457.html

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрёл место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Боголюбовская икона Божьей Матери Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Таким образом, Владимирская икона - это прообраз Феодоровской иконы–святой покровительницы Дома Романовых. Владимиро-Суздальское княжество, сохраняя культурные традиции Киевской Руси, наиболее близко по своей культуре к Византии. В этом княжестве был заложен духовный фундамент для будущего превращения Руси в Третий Рим. Великий князь Андрей обратился в Царьград (Константинополь) к Патриарху Луке Хризовергу с просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. Но Патриарх категорически отказал в устроении митрополии во Владимире (опасаясь церковной полицентричности и не считая, видимо, Северную Русь достаточно зрелой для подобной самостоятельности), а в Киев прислал нового митрополита. Дальнейшая история открывает нам, что замысел святого князя осуществился в точности через три века. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский держит совет об учреждении митрополии во Владимиро-Суздальской Руси. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Феодоровская икона 17 мин., 26.03.2012 Содержание Феодоровская икона во все времена была любима и почитаема и выдающимися, и простыми людьми. Святой праведный Алексей (Мечёв), говоря об этом образе, отмечал: «...велики грехи и нужды наши, но молитвы Богоматери сильнее всех нужд и озлоблений». Многовековая история иконы служит подтверждением этих слов. Феодоровская икона Божией Матери Внешне Феодоровская икона Божией Матери очень похожа на Владимирскую. Обе относятся к иконографическому типу Умиление. Божья Матерь держит Христа правой рукой, а левой указывает на Младенца как на Спасителя. Сын обнимает Мать, щеки Их соприкасаются. Исторические пути двух Богородичных образов тоже пересекаются. По преданию, и Владимирская, и Феодоровская были написаны апостолом Лукой. И перед той и перед другой русские князья молились о победах. И та и другая почитались царской семьей и были участницами знаменательных событий. Но у двух близких образов есть яркое отличие. На обеих иконах Младенец как будто делает шаг в чашу, образованную складками одежд Пречистой. Это движение символизирует жертвенность Христа. На Феодоровской, в отличие от Владимирской, видна не только стопа, но ножка до колена. Эта открытость подчеркивает добровольность Его жертвы. «Феодоровская» известная с XIII века икона стала именоваться по названию часовни, в которой находилась изначально. Святой воин-мученик Феодор Стратилат, в честь которого была освящена маленькая часовенка, и дальше сопровождал святыню. Перед образом просят не только о покровительстве и заступничестве в бедствиях, как молились о защите земель от вражеских набегов русские князья, которым он принадлежал. Перед «Феодоровской» тысячи женщины вымаливают у Божьей Матери семейного и материнского счастья, и по вере своей и Божьему милосердию обретают его. Какого числа празднование День Феодоровской иконы Божьей Матери отмечается дважды в году. Какого числа празднование, легко определить, если знать, в память о каких событиях оно установлено.

http://foma.ru/feodorovskaja-ikona.html

Феодоровская икона Божией Матери принесена в Санкт-Петербург 2 декабря 2013 г. 17:22 В ночь на 2 декабря 2013 года древний чудотворный Феодоровский образ Божией Матери авиарейсом из Калининграда доставлен в пределы Санкт-Петербургской епархии , сообщает «Вода живая» . В аэропорту Пулково икону встречали епископ Царскосельский Маркелл, духовенство Санкт-Петербургской епархии, в том числе священнослужители двух петербургских соборов: Владимирской иконы на Владимирской площади и Феодоровской иконы в память 300-летия Дома Романовых. В этих храмах икона будет находиться во время ее пребывания в северной столице. Также в аэропорту присутствовал начальник отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Санкт-Петербурга В.Г. Иванов и другие представители городской администрации. Около полуночи святыня была доставлена в Феодоровский собор, где состоялся молебен, который совершили настоятель протоиерей Александр Сорокин и клир собора. В Петербурге Феодоровская икона Божией Матери будет находиться до 22 декабря. Во время пребывания чудотворной святыни в Феодоровском соборе доступ к ней будет открыт ежедневно с 7.00 до 19.00. 10 декабря утром образ будет перенесен в собор Владимирской иконы Божией Матери. Феодоровская икона была написана не позже XIII века. По преданию именно перед этим чудотворным образом Богородицы в 1613 году состоялось призвание на царство юного Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. Икона была особо почитаема российскими самодержцами. Начиная с Николая I, все российские императоры и многие члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому — «колыбель Дома Романовых» — и помолиться пред иконой. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество Феодоровна. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. В начале ноября 2013 года Феодоровская икона была принесена из Костромы в Москву на период проведения  выставки-форума «Православная Русь. Романовы» в ЦВЗ «Манеж». По окончании выставки 24 ноября чудотворный образ был перенесен в Донской ставропигиальный мужской монастырь столицы, где был доступен для поклонения верующих до 26 ноября. В ночь на 27 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чудотворный Феодоровский образ Божией Матери авиарейсом из Москвы был доставлен в Калининградскую епархию . Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3409402.ht...

Ину молитву Феодоровстей иконе Пресвятыя Богородицы зри 14 марта. Феодоровская-Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской. По иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской. Название свое икона получила от имени великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича (1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата). Икона была обретена 16 августа князем Василием Ярославичем в местечке Запрудня, где был впоследствии построен Спасский храм, в котором хранилась икона. В память об этом обретении иконы было установлено празднование 16 августа. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского (память 23 ноября) на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение родителя – стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского (114 ноября 1263) икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272–1276 – великий князь Владимирский). Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена вокруг Русского войска. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены Русскими и бежали. После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме (1276), Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата. Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени, вызванного польско-шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II, связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года. В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы. Появились и другие списки. Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери будет принесена из Костромы в Москву 11 мая 2023 г. 11:43 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москву из Богоявленско-Анастасииного монастыря г. Костромы будет принесен чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Святыню будет сопровождать духовенство Костромской епархии во главе с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом . Торжественная встреча Феодоровской иконы в Москве состоится 14 мая 2023 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя , где она будет размещена на время пребывания в столице. Богослужение, как ожидается, возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало в 10.00. Доступ верующих к иконе будет открыт ежедневно с 15 по 27 мая с 8.00 до 21.00. В период пребывания иконы в Москве перед чудотворным образом духовенством Московской епархии , Московской митрополии и ставропигиальных монастырей ежедневно будут совершаться молебные пения с чтением акафиста. Пребывание иконы в Москве завершится 28 мая, когда чудотворный образ будет перенесен обратно в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери известна с XII века. По преданию, икона была моленным образом благоверного великого князя Александра Невского. Вместе с ним она путешествовала в Орду, этот образ он брал с собой в военные походы, перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Феодоровская икона известна своей исторической ролью в становлении Дома Романовых: перед ней был благословлен на царство Михаил Федорович в 1613 году в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы. В годы гонений на Церковь в ХХ столетии Феодоровская икона ни разу не покидала храмовых стен, оставаясь доступной для верующих. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. С 2001 года чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях.

http://patriarchia.ru/db/text/6026014.ht...

Феодоровская-Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской иконам. По иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской: Богомладенец изображен на ней нежно прильнувшим к Пресвятой Богородице, Которая держит Его на правой руке. Название свое икона получила от великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича († 1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата). Первоначально икона была обретена его старшим братом святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем († 1238; память 4 февраля) в старинной часовне, близ селения Городца, Нижегородской области. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского (память 23 ноября) на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение родителя – стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского († 14 ноября 1263) икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272–1276 – великий князь Владимирский). Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена перед русским войском. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены русскими и бежали. После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме († 1276), Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата. Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени (вызванного польско-шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II) связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года. В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы, появились и другие списки. Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Византийская икона Божией Матери XII века (находится в г. Фрайзинге. Бавария) была написана в XII веке и является, вероятно, знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», находившейся некогда в часовне «Святой Раки» («Агиа Сорос») в Константинополе. Образ Владимирской иконы Богоматери также связан с образом Феодоровской иконы. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городетского монастыря. ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10 – 13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) Феодоровская икона Богоматери без ризы Феодоровская – Костромская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Испорчена реставрацией И.Э.Грабаря (подробнее в книге А.В.Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012г.) Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Богомладенца Христа. (Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155 – 156; Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50 – 54, 62 – 63). Феодоровская икона до 1917 года Название «Феодоровская» икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010