Что сказать обо всем этом, кроме справедливого изречения: суды Твои, Господи, – бездна великая и неизмеримая! 3 . Для божественного апостола Павла было чудно и весьма удивительно определение Божие о двух близнецах Ревекки Исаве и Иакове; ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, почему было бы можно предпочесть одного из них другому, Бог уже сказал заранее: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? Никак! О, человек! Кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? ( Рим. 9,11–14,20–21 ). Неужели между горшечником и глиной меньше различия, чем между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь? Святой Дорофей 26 рассказывает: «Однажды прибыл к городской пристани корабль с пленниками, которых должны были продать. На пристани собралось много покупателей. В том городе жила одна богатая, весьма добродетельная и благочестивая девица; она очень обрадовалась долго ожидаемой ею возможности купить себе служанку – горничную, которую она искренне хотела научить доброй нравственности и приличным женскому полу занятиям. Она подходит к продавцу невольниц, у которого были две юные девочки, одну берет к себе, уплатив за нее деньги по договору с продавцом. Не успела она отойти, как к продавцу подходит бесчестная, развратная женщина, содержательница “дома терпимости”, и за небольшую цену покупает у того же торговца другую из бывших двух у него девочек и ведет ее к себе в сожительство для известной эксплуатации» 27 . Вот какая неравная судьба этих двух молоденьких девочек. Кто в этом событии исследует глубину и таинственность судеб Божиих? Обе с детства невинные девочки, обе проданы, обе не знали ни своей будущей жизни, ни своей участи, обе получили доброе воспитание – сохранили бы его благодатные плоды всю свою жизнь: но одна отдана к наставнице доброй нравственности, христианской жизни и воспользовалась ее наставлениями – сама стала доброй христианкой, подражательницей Ангелам; другая, напротив, попала в школу мерзости и разврата к учительнице лжи, соблазна и всех мерзостей и сама охотно последовала примеру своей госпожи и сделалась корыстью диавола, хотя бы могла иначе устроить свою жизнь, если бы попала к лучшей наставнице. Но судьбы Твои, Боже, – бездна великая!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Что сказать обо всем этом, кроме справедливого изречения: Суды Твои, Господи, бездна великая и неизмеримая! Если Серафимы смиряются пред Богом, то тем более надо смиряться нам. Для Божественного апостола Павла было чудно и весьма удивительно определение Божье о двух близнецах Ревекки: Исаве и Иакове. Ибо когда еще они не родились, и не сделали ничего доброго или худого, на основании чего было можно предпочесть одного из них другому? Бог наперед уже сказал: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? Никак! О человек! Кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Невластен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой - для низкого (Римл. 9:11-13. Ис. 29:16)? Неужели между горшечником и глиной меньше различия, чем различие между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь? Святой Дорофей рассказывает: " Однажды прибыл в городскую пристань корабль с пленниками, которые были продаваемы. На пристани собралось много покупателей пленников и пленниц. В том городе жила одна богатая, весьма добродетельная и благочестивая девица; она весьма обрадовалась долго ожидаемому ею благоприятному времени для покупки себе служанки - горничной, которую сердечно желала она научить доброй нравственности и приличным женскому полу занятиям. Охотно приступает она к продавцу невольниц, которых было у него две молодых девочки, из которых одну и берет она к себе, уплатив за нее деньги по договору с продавцом. Не успела только отойти она оттуда, как подходит к продавцу бесчестная, развратная женщина, содержательница " дома терпимости, " и за небольшую цену покупает у того же торговца другую из бывших двух у него девочек и ведет ее к себе в сожительство для известной эксплуатации (торговли). " Вот какая неравная судьба этих двух молоденьких девочек. Кто в этом событии исследует глубину и таинственность Божьих судеб? Обе с детства неповинные девочки, обе проданы, обе незнающие ни своей наступающей жизни, ни своей участи, обе, получив они доброе воспитание - сохранили бы его благовонные плоды во всю свою жизнь. Но одна отдана к наставнице доброй нравственности, христианской жизни и, воспользовалась ее наставлениями, сама сделалась доброй христианкой, подражательницей Ангелам; - другая, напротив, попала в школу мерзости и разврата, к учительнице лжи, соблазна и всех мерзостей, и сама охотно последовала примеру своей госпожи, и сделалась корыстью диавола, хотя бы могла лучше устроить свою жизнь, если бы попалась к лучшей наставнице. Но судьбы Твои, Боже, бездна многа!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Эcф.10_3l  В четвертый год царствования Птоломея и Клеопатры Досифей, который, говорят, был священником и левитом, и Птоломей, сын его, принесли в Александрию это послание о Пуриме, которое, говорят, истолковал Лисимах, сын Птоломея, бывший в Иерусалиме.] Греческий текст дает к сему особое 7-е добавление, предлагая в нем изъяснение приведенного в начале книги сна Мардохея (см. 1-е добавление – Эсф.1:0 ), становящееся вполне понятным после описания всей этой истории, послужившей основанием к установлению праздника Пурим. Изъяснение сна усвояется самому Мардохею, вспомнившему этот сон по его оправданию происшедшими событиями. Добавление заключается упоминанием об ознакомлении с обстоятельствами установления Пурим египетских иудеев через особое «послание», под которым можно разуметь саму книгу Есфирь, в более или менее близком к настоящему виде. Это ознакомление произошло лет сто спустя после написания книги, в совместное царствование Птоломея XII и сестры его и жены, знаменитой Клеопатры (52–30 гг. до Р.Х.). Праздник Пурим ( 2Мак 15.37 ) Μαρδοχακ μρα – «день Мардохея») доныне с особенной торжественностью празднуется в синагогах 13-го адара, канун праздника бывает днем поста. Вечером этого дня начинается сам праздник – прочтением всей книги Есфирь. При этом чтец произносит очень бегло место Есф 9.7–9 , где приводятся имена Амана и его сыновей, насколько возможно – не переводя дыхания, чтобы обозначить, что все они были повешены вместе. В это время присутствующие поднимают невообразимый шум, как и при каждом провозглашении имени Амана, показывая этим всю грозность своего негодования. Утром 14-го адара чтение повторяется, и вечер дня проводится в большом веселье. Доныне соблюдается также обычай – обмена взаимными подарками, и непременно особой формы маковыми коржиками, известными под наименованием «Гамана ухо». Время празднования Пурима падает обыкновенно на последние числа нашего февраля или на первые марта, делая его как бы еврейской масленицей. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Есфири. 4-38 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эпилог книги (42:7–17). Так же как и пролог, написан прозой. В нем говорится о том, как Бог восстановил здоровье Иова, его семейное счастье и жизненное довольство. В переводе 70-ти и в славянской Библии после неканоническая приписка, не обозначенная счётом стихов, взятая из апокрифической «Сирской (Сирийской) книги». Обзор содержания книги Иова. Пролог книги (1–2 глл.). В прологе содержится повествование о жизни Иова до его диалога с друзьями. 1:1–5. Здесь изображается благочестие Иова, его семейное счастье, благосостояние и слава между всеми «сынами востока». Благочестивый Иов строго следил не только за собой, но и за поведением своих детей; после того как у сыновей кончался круг семейных братских пиршеств, он как глава рода приносил за них жертву всесожжения в опасении, не согрешили ли они перед Господом не только поступком, но даже в мыслях. 1:6–12. В этих стихах пролога излагаются мотивы бедствий, которым, по попущению Божию, подвергся Иов для испытания истинности его благочестия. Пророческому взору боговдохновенного писателя представляется, как диавол (евр.: «сатан» – противник; греч.: «диаволос»), враг людей, появляется на небе среди сонма «сынов Божиих», т.е. ангелов окружавших Господа, и в ответ на добрый отзыв Господа об Иове клевещет на праведника, изображая благочестие его корыстным и лицемерным, что может обнаружиться, по мнению искусителя, если лишить Иова земных благ. Господь попускает искусителю испытать благочестие праведника лишением земных благ, но не касаться его самого. 1:13–21. Следствием указанного события на небе были великие бедствия Иова на земле: от четырех вестников, которые приходили к нему один за другим, он получает известие о том, что савеяне похитили стада его быков и ослов (14–15); молния истребила его овец и слуг (16); халдеи во время набега похитили его верблюдов (17); бурный ветер пустыни погребает детей его под развалинами рухнувшего дома (18–19). Иов молча слушал сообщения о лишениях имущества, но когда он узнал о смерти своих детей, его уста произнесли удивительные слова, которые обнаружили его величайшую преданность воле Божией и навсегда останутся предметом изумления и подражания для людей: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Это ещё не есть день Страшного Суда Божия, но одно из потрясений и мировых катастроф, о которых не раз уже в других образах была речь в Откровении (5:12–17; 9:14–21; 11:13; 14:14–20). Теперь вводится отступление от первого лица, очевидно, это суть слова Господа, относящиеся к Его Парусии: «Се иду, как тать» (15). Во всей нежданности и внезапности своей они созвучны подобным же образам евангельского малого апокалипсиса: притча о десяти девах ( Мф. 25:1–13 ; Мф.24:46 ; Мк. 12 ; 1Фес. 5:2 ; Откр. 3:2 ). Конечно, это не имеет здесь непосредственного отношения к описываемым событиям, которые лишь знаменуют приближение конца, но не его наступление. Вторая половина этого отступления содержит иносказательный призыв к духовному бодрствованию: «блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его». Знаменательно самое наличие подобного обращения: оно означает, что и в эти дни страшных испытаний остаются избранные, к которым может ещё быть обращаемо такое слово с призывом к бодрствованию и их ублажение. 68 Это есть лишнее подтверждение того, насколько не должен быть принимаем буквально внешний гиперболизм при описании всех ужасов, который до известной степени свойствен апокалиптическому стилю. Но есть ещё и другая сторона этого обращения, которая требует к себе особенного внимания; она именно такова: в эти дни ужасов и мистической тоски, навеваемой демонским удержанием, верующие призываются к духовному бодрствованию, а следовательно, и к свободе от всеобщей паники. Это то, о чём говорится и в малом апокалипсисе: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» ( Мф. 24:4 ), «когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы, ваши, потому что приближается избавление ваше» ( Лк. 24:28 ). Таков должен быть духовный ответ на испытания, достойный христианина: чем хуже, тем лучше. Этим даётся ответ и на общий вопрос, каково должно быть практическое отношение к ужасам, которыми полны образы Откровения, и каково учительное их содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Принц: Ну и что я должен делать? Учительница хороших манер: Важная деталь — ваша шляпа. Правой рукой вы снимаете шляпу, делаете изящный реверанс и замираете в глубоком пардоне. Повторяйте за мной… Принц: (повторяет). Правой рукой аккуратно снимаем шляпу, делаем изящный реверанс и замираем в глубоком пардоне… Ну как, у меня получилось? Учительница хороших манер: Еще несколько уроков хореографии вам бы не помешали…А теперь следующий момент — торжественная трапеза… Вы садитесь за стол (принц садится) , берете вилку в левую руку, нож- в правую, отрезаете маленький кусочек антрекота и… (принц облизывает нож). Принц: С вашими уроками я скоро порежу себе язык. Ну что еще? Учительница хороших манер: Сидеть вот так нельзя, (принц садится по другому) так тоже нельзя…стоять так нельзя,….. так тоже нельзя… Сцена 4 Принц снова один Принц: (сам себе) Не могу я больше сидеть правильно, у меня спина болит! Так нельзя, эдак нельзя — уж лучше летать по воздуху! (стук в дверь) Кто еще там? Лакей: Учительница танцев, ваше высочество, самый высокий класс преподавания. Принц: Просите. Учительница танцев: Я думаю, вам известно, ваше высочество, что самое главное на праздничном балу — это танцы. А самое главное в танцах — правильный position. Принц: Правильный что? Учительница танцев: Вам это еще рано. Итак, position trois, спинка прямая, вот так. Теперь petit plier, grand plier, коленочки в стороны, носочек тянем, batman tandue… (Принц падает, встает и отряхивается) Принц: А полегче у вас ничего не найдется? Учительница танцев: Терпение, ваше высочество, терпение… Кавалер ведет даму: локоточек закруглен, подбородок высоко, походочка от бедра… (Принц наступает на ногу учительнице) Принц: Не получается у меня ничего! Учительница танцев: Экзерсисы, ваше высочество, экзерсисы и еще раз экзерсисы. Принц: Учиться, учиться и еще раз учиться! Где-то я это уже слышал! Сцена 5 Принц: Отдохнуть, наконец- то! (Садится, кладет голову на стол) Лакей: Ваше высочество, учительница иностранных языков, международного уровня. Принимайте. (заходит учительница).

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

Епарх. Вед. 1876 г. 22). Нет, неправильные и бесчинные церковные обычаи вводятся постепенно и затем поддерживаются не епископами православными, а именно приходскими священниками, или проникают в пределы древлеправославныхт епархий из епархий бывших униатских. Из вышеизложенного донесения помощника настоятеля, священника N, легко усмотреть, как в Харьковской епархии начал было заводиться небывалый и бесчинный обычай приливать в св. тайны вино неосвященное. Другой обычай, неслыханный нигде, обычай оставлять для младенцев св. кровь, недавно ввел в Харьковской епархии один просвещенный протоиерей – уроженец одной из юго-западных епархий, воспитанный, как видно, в понятиях униатских. К счастью, этот обычай очень мало имел и имеет между харьковскими священниками последователей. 3) «Настоятеля, пишет автор статьи, допустившего, вопреки строгого запрещения церковного правила, прилитие в чашу неосвященного вина, преосвященный Савва признал справедливым подвергнуть взысканию. Да позволено нам будет спросить: помещенное в служебнике «Учительное Известие», в котором содержится названное церковным правилом запрещение, есть ли кодекс церковных канонов и может ли быть таковым признаваемо? Отнюдь нет; это не более, как наставление и разъяснение на разные случаи церковной практики, притом, прибавим, по содержащимся в нем недоразумениям, противоречиям, неясностям и проч., требующее безотложного, самого строгого пересмотра». Но а) «Учительное Известие» подлинно есть в своем роде кодекс церковных канонов, определяющих «како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати» и проч. И поскольку это «Известие» печатается при церковно-богослужебной книге и издается от лица святейшего синода, высшего законодательного учреждения господствующей в пределах русского царства православной церкви, то оно по справедливости может назваться церковным актом и должно быть обязательно для всякого православного русского священнослужителя. б) Положим, что «Учительное Известие», по словам автора статьи, есть не более, как наставление и разъяснение на разные случаи церковной практики, но для чего же преподается это наставление, если не для того, чтобы ему внимали те, до кого оно относится; для чего разъяснение, если не для того, чтобы впредь не повторялись те случаи, по поводу коих сделаны те или другие разъяснения. в) Если автор статьи называет «Учительное Известие» разъяснением, то каким образом это «известие», по словам того же автора, оказывается неясным и содержащим в себе недоразумения и даже противоречия? И для кого собственно «Учительное Известие» оказывается таковым? Если для людей светских, то это неудивительно. Но оно не для мирян и писано; для тех же, к кому оно собственно относится и кто его внимательно хотя раз прочитал, оно не представляет ничего неясного и недоуменного, тем более противоречивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Темой уроков Ш-ой был рассказ о Каине и Авеле. 6-я и 10 заповеди и молитва Ангелу Хранителю. Ассистентки Ш-ой: слушательницы словесного отделения Р-я и Н-я из 7 класса, и Л-а, дающая урок в 6 кл. По мнению самой дающей урок на 1-ом уроке неудачно было объяснение 10-ой заповеди. Материал очень скоро истощился и оставшиеся несколько минут не были заполнены рассказом и прошли как-то странно. На втором уроке, при выспрашивании учительнице не пришлось спросить 10-ую заповедь, так как представился весьма удобный переход к теме 2-го урока об Ангелах. По мнению самой учительницы одно место урока должно было произвести странное впечатление, а именно: когда дети перечисляли явления Ангелов, то одна девочка упомянула о том, что Ангел отвалил камень от гроба, на что другая возразила, что упоминать об этом не следует, так как этого никто не видел. И здесь со стороны учительницы было заметное колебание, считать ли это явление Ангела за виденное или нет. В конце урока учительница начала говорить о чинах ангельских (серафимы, херувимы, ангелы, архангелы), но объяснение по недостатку времени не было окончено. Учительница поставила себе в вину еще то, что ей не удалось всех учениц спросить. Образцовая учительница заметила, что совсем нет подобности постоянно спрашивать. Законоучитель присоединился к мнению образцовой учительницы и сказал, что часто при счастливом зрении можно знать, следят ли ученицы или нет. Еще слушательница, дававшая урок, заметила, что трудно спрашивать хороших учениц, которые всегда готовы отвечать на предлагаемые классу вопросы. Образцовая учительница сказала на это, что именно часто и надо пользоваться сообразительностью таких учениц, для того или другого вывода, обобщения, сопоставления; известно, что дети яснее понимают слова подруг своих, чем объяснения учительницы. Отзыв ассистентки Р-и. Р-я нашла, что учительница держала себя с большим достоинством и непринужденно, особенно на 2-ом уроке. Р-е казалось, что при рассказе о Каине и Авеле, учит-ца 1-ый раз, когда упомянула о Каине и Авеле, недостаточно ясно подчеркнула эти имена.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«По справедливости», заключает автор статьи свое рассуждение о правиле «Учительного Известия», – в данном случае следовало возбудить вопрос о пересмотре «Учительного Известия», а отнюдь не карать священника за недоразумения, которым и конца не будет, пока существует названное «Известие» в настоящем его виде». Но прежде чем пересматривать какое бы то ни было сочинение, надобно его хотя однажды прочитать, чтобы знать, что в нем содержится и что должно подлежать пересмотру. Но если священник Ч-в, в продолжении 20 лет, ни разу не прочитал «Учительного Известия» и даже не знал о его существовании, хотя оно заключается в той книге, по которой он почти ежедневно совершает богослужение, то каким образом отсюда следует, что «Учительное Известие» должно подлежать пересмотру? И чем виновно это «Известие», что священник, не читая его, впадает в недоразумения и тяжкие грехи? – На этом основании следовало бы подвергнуть пересмотру и другие церковные книги и даже Библию , так как, к великому прискорбию, есть священники, которые не только не читают, но даже вовсе не имеют этой священной книги ни у себя, ни в церковных библиотеках. Нет, не пересмотра «Учительного Известия» надлежит требовать, а надобно убеждать приходских священников, чтобы они чаще перечитывали это «Известие», и тем предохраняли себя от грехопадений. 4) Приступая к критическому рассмотрению 3-го пункта моей резолюции от 11-го Марта, где священнику Ч-ву назначена эпитимия, автор передовой статьи Церковно-Общественного Вестника пишет: «сочтено справедливым «Учительное Известие» оставить неприкосновенным источником недоразумений и придирок, а священнику назначить взыскание». Действительно, сочтено справедливым «Учительное Известие» оставить неприкосновенным источником только не недоразумений и придирок, как выражается автор статьи, а источником необходимых сведений и весьма благопотребных наставлений о том, «како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковыя бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, како в том исправлятися» (Заглавие «Учительного Известия»).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   Примечание. О преимуществах учительницы пред учителем вот что писал в январской книжке «Женского Образования» (за 1891 г., с. 22—23) известный педагог покойный В. В. Сиповский: «Если читателю приводилось быть в среде учительниц и присутствовать на их уроках, вообще приглядываться к их педагогической деятельности, то он согласится с нами, что сразу бросятся в глаза две отличительные черты, выгодно отличающие учительниц от учителей: это большая добросовестность в отношении к своим обязанностям и большая сердечность в отношении к учащимся — два качества, в педагогическом деле весьма ценные. Учительницы гораздо реже манкируют, чем учителя, редко опаздывают на уроки, не оставляют неисправленными ученических работ и проч. Дети малоуспешные или почему-либо отставшие от товарищей вызывают у учительниц гораздо более, чем у учителей, искреннего участия, более желания помочь им, хотя бы это стоило и большого труда и значительной затраты времени! Сухой формализм и холодная официальность, характеризующие учителя, чужды женской натуре. Напротив того, среди учительниц вы встретите на каждом шагу занимающихся с увлечением своим делом. Учительницы со временем, когда научное образование их повысится до одного уровня с мужским образованием, наверно, вследствие указанные выше их свойств, заменят учителей не только в женских гимназиях, но даже в низших классах мужских заведений. На низшей степени, т.е. в элементарных школах городских и сельских, учительница давно завоевала себе почетное место. В этих школах мы нередко встречаем лиц, увлекающихся своими обязанностями даже до самопожертвования. Нам, по крайней мере, доводилось просто любоваться тем горячим увлечением, которое звучало в голосе, блистало в глазах учительниц, когда говорили они о своих школах, заветных мечтах, какие думали осуществить. Да, думалось нам при этом, такие работницы могут многое сделать, потому что в них таится великая педагогическая сила, — это живая душа, которая вся переходит в их дело, и потому-то оно у них живое...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010