Педагогический совет полагает, что такими мерами будет создана возможность родителям приблизительно 350 воспитанниц выйти из того крайне затруднительного и безотрадного положения, в котором дети их очутились с занятием училищного здания под лазарет. Но в то время как педагогический совет училища изыскивает средства и меры, чтобы восстановить прерванные учебные занятия, наладить учебно-воспитательное дело в училище и обеспечить ученицам возможность дальнейшего более или менее беспрепятственного образования, кругом ходят слухи, вызывающие большую тревогу и опасение за будущую судьбу училища. Некоторыми из лиц епархиального духовенства распространяется слух, что на предстоящем епархиальном собрании поднят будет вопрос о закрытии Екатеринодарского епархиального училища и использовании училищного здания для других целей. Недавно стало известно, что комиссия по приисканию помещения для вновь открываемого Кубанского военного училища два раза уже обсуждала вопрос о том, что здания епархиального училища во многих отношениях являются подходящими для помещения военного училища, по крайней мере, на 2–3 года, до устройства собственного здания. Наконец, слышно, что и лазарет не намерен в скором времени освобождать занятого им училищного здания. Все эти слухи глубоко волнуют всю педагогическую корпорацию, так как лицам учебно-воспитательного персонала с закрытием училища, навсегда или временно, предстоит искать новую службу, чтобы иметь материальные средства для существования. Много тревожат эти слухи и воспитанниц-сирот и детей малосостоятельных родителей, которые едва ли будут иметь возможность за недостатком средств продолжать свое образование в других учебных заведениях. Несомненно, что эти слухи должны серьезно озабочивать и состоятельных родителей, дети коих обучаются в епархиальном женском училище, так как чрезвычайно трудно будет размещать им своих детей, особенно учениц старших классов, в других учебных заведениях, которых в Кубанском крае совсем немного и в которых ежегодно отказывают в приеме многим и из подготовленных детей за недостатком вакансий в соответствующих классах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, он объявляет, с разрешения Св. Синода, конкурсы на составление лучших учебных руководств и других произведений письменности на пользу духовного просвещения, постановляет заключения о присуждении за оные премий (из процентов на капитал, пожертвованный покойным московским митрополитом Макарием) и вообще обсуждает дела, касающиеся духовного просвещения, передаваемые в Комитет по особым распоряжениям Св. Синода или Обер-Прокурора оного. 7) Для наилучшнго устройства церковно-приходских школ и управления ими, при Св. Синоде, с Высочайшего соизволения (19 Янв. 1885 г.), учрежден Училищный Совет (П. С. 3., Ц. Вед, 9). В 1896 году (26 Февр.; П. С. 3., Высочайше утвержден штат Училищного Совета, в личный состав коего входят: председатель, избираемый Св. Синодом из присутствующих в оном преосвященных, и девять постоянных членов, наблюдатель школ и два его помощника. Постоянные члены определяются Св. Синодом и избираются из лиц духовных – по представлениям председателя совета и из светских – по предложению Обер-Прокурора Св. Синода. Наблюдатель школ и его помощники определяются Синодом по предложениям Обер-Прокурора. Предметы ведения и занятий Совета определяются особым «Положением» об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания, Высочайше утвержденным 26 Февр. 1896 г. (Ц. Вед. 1896 г. 12–13). При Училищном Совете состоит Издательская Комиссия для снабжения церковно-приходских школ и школ грамоты учебниками и учебными пособиями по предметам курса сих школ, а также для снабжения учащихся и народных библиотек и читален книгами для чтения. Председателем Комиссии состоит помощник председателя Училищного Совета; постоянные члены ее (в числе двух) и члены редакторы (тоже два) назначаются Обер-Прокурором Св. Синода по определениям Училищного Совета. Штат Комиссии Высочайше утвержден 7 Февр. 1900 года (П. С.З., 18120; Ц. Вед. 8) В целях объединения и планомерного развития миссионерской деятельности православной Церкви при Святейшем Синоде в 1913 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Ещё великое счастие для совета, когда председателем его состоит не штатный смотритель, а кто-нибудь из другого ведомства. А штатные смотрители, когда-то склонявшие и спрягавшие по-латыни, но в самом деле уступающие в образовании каждому порядочному семинаристу, высматривают в провинции чуть не министрами, распоряжаются народным делом, хоть бестолково, да совершенно свободно, и какого-нибудь члена от духовенства они и знать не хотят. В некоторых епархиях, например Каменец-подольской, церковно-приходские школы строго отделены от школ других ведомств. По распоряжению преосвященного Леонтия, там заведены особые наблюдатели над теми школами из лучших лиц духовенства, отлично знакомых с педагогическим делом. Наблюдатели эти представляют свои отчёты не в разнокалиберный училищный совет, часто едва сам разумеющий педагогику, а прямо преосвященному, который и приказывает печатать отчёты в местных епархиальных ведомостях. Вот и идёт там народное образование отлично! Сам архипастырь зорко следит за школами и отечески печётся о них. Там же, где нет такого живого и усердного участия местного архиерея в школах духовенства, где народное образование в руках училищного совета – там оно идёт плохо. Официальные агенты – благочинные тоже подают отчёты о церковно-приходских школах архиерею; но отчёты их большею частию исполены лжи и лукавства – и повествуют часто о школах, которые или давно уже не существуют, или числятся без учеников (как это недавно и было заявлено в печати). Школы лиц духовных под контролем училищного совета не развивают влияния духовенства на народ, а умаляют его. Приедет, например, осматривать школу священника полу-учёный штатный смотритель. В школе этой учатся только его дети духовные – прихожане, и ревизор без всякой церемонии, при учениках же такие задаёт выговоры и замечания их ”батюшке”, что после его ревизии потребуется много труда и благоразумия, чтобы восстановить прежнее влияние на своих прихожан. Отчёты ревизий членов училищного совета об училищах до того иногда бывают мизерны, бестактны, бессодержательны и разноречивы, что они годны только для ”Искры” или ”Будильника”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

„Московский Епархиальный Училищный Совет, вследствие отношения Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 28 мая сего года за 2126, имеет долг препроводит —164— аттестат студента Московской Духовной Академии: Андрея Шум за 381 и просить о получении оного Совет, уведомить“. Определили: Уведомить Московский Епархиальный Училищный Совет о получении присланного документа. V I . Отношение г. Секретаря Юго-Славянской Академии наук и искусств (в Загребе), от 15 мая за 112: „На почтенное отношение от 25 апреля 1913 года честь имею ответить, что управление Юго-Славянской Академии, к своему великому сожалению, не может решиться выслать просимые две рукописи из своего архива в славную духовную академию, так как обе рукописи очень объемисты, а между тем находятся в очень ветхом, состоянии, но что оно было бы очень радо предоставить г. Николаю Л. Туницкому рукописи для занятий здесь, если бы он мог приехать сюда“. Определили: Содержание отношения сообщить (и сообщено) и. д. доцента Академии Н.Л. Туницкому. IX . Отношения: а) Императорского Московского и Румянцовского Музея, от 28 мая за 795, с препровождением, на трехмесячный срок, рукописного сборника Архимандрита Вассиана за 1267. б) Духовного Собора Свято-Троицкие Сергиевы Лавры, от 6 июня за 969, с препровождением, на трехмесячный срок, рукописного „Сборника“ XVI века за 769 (1552). Справка: Означенные в отношениях рукописи, немедленно по получении, сданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. Определили: Принять к сведению. X . Представление Библиотечной Комиссии от 4 июня за 1136: „На основании § 215 Академического Устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, зна- —165— чащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 1056 и 1059 (Проф. С.И. Соболевского), 751 и 988 (Проф. С.С. Глаголева ), 1054, 1137, 1138 и 1139 (Проф. И.В. Попова ), 990 (Проф. С.И. Смирнова ), 1055 (Проф. Д.П. Введенского), 358 (Проф. А.П. Орлова), 806, 807 и 808 (Проф. свящ. Д. В. Рождественского ), 753, 803, 1125, 1126 и 1127 (Доцента Н.В. Лысогорского), 752, 986 и 987 (Доцента иерод. Илариона), 989 и 112:3 (И. д. доцента Н.Л. Туницкого), 1057 (И. д. доцента О.М. Россейкина), 162, 1053 и 1124 (И. д. доцента свящ. П.А. Флоренского), 1011 и 1012 (И. д. доцента А.И. Туберовского), 786 (И. д. доцента В.П. Виноградова ), 985 (И. д. доцента свящ. И.М. Смирнова), 984 (Лектора свящ. Н.А. Преображенского) и 1058 (Лектора Г.Я. Томсона).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5) совещание о качествах, требуемых от готовящихся быть священниками и учителями, и донесения об этом церковно-адмнистративному митрополичьему синоду, чтобы потребное в этом отношении удостоилось согласного одобрения иерархии и верного народа 23 . С. Епитропия митрополии § 410. Понятие о ней, и её деятельность Епитропией митрополии называется общество, состоящее из членов клира и народа, которому вверяется церковно-административным митрополичьим синодом как частное имущество принадлежащее епархии митрополита, так и все имущество принадлежащее митрополии, как церковной области. Эта епитропия должна состоять из того числа членов и исполнять тоже назначение, как и епархиальные епитропии; на этом основании мы, не повторяя уже сказанного, отсылаем на этот раз читателя к 398 и 399 § § . D. Училищный совет митрополии § 411. Понятие о нем и его деятельность Училищный совет митрополии представляет высшую власть в делах училищ, установленную церковно-административным митрополичьим синодом для заведования делами православных школ и институтов, находящихся в пределах митрополии и епархии митрополита. Этот совет должен быть составлен и должен исполнять свое назначение так же, как и епархиальные училищные советы, с тем различием, что ему принадлежит право получать от епархиального синода сведения о состоянии школ и учебных заведений епархии и требовать относительно их объяснений. Для знакомства со всем прочим, что касается училищного совета митрополии, мы отсылаем читателя к предидущим 400 и 401 § § ; потому что обязанности этого училищного совета в митрополии совершенно одинаковы с обязанностями епархиальных училищных советов. Глава 7. О хозяйственной организации патриархата § 412. Предварительные замечания Намереваясь рассуждать об организации патриархата, мы должны заметить, что всякий патриарх есть: 1) епархиальный епископ, 2) митрополит и 3) патриарх; поэтому как епархиальный епископ он имеет свою епархию, которая в её составных общественных частях должна быть организована подобно всякой другой епархии; как митрополит, патриарх имеет свою митрополию, которая в её составных частях должна быть организована подобно всякой другой митрополии; и, наконец, как патриарх, он имеет свой патриархат, который также должен быть организован во всех своих составных общественных частях. § 413. Хозяйственная администрация патриархата

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Итак, вот какие мысли приходят в голову после чтения прекрасного рассказа г-на Лескова; так что мы, повторяем, наклонны считать этот рассказ, в некоторых подробностях, почти неправдоподобным. Между тем в одном из недавних «Голоса» прочел я следующее известие: «Один из деревенских священников Орловской губернии пишет в газету „Современность“: „Занимаясь обучением детей своих прихожан грамоте почти с самого уничтожения крепостного права, я оставил эту обязанность только тогда, когда наше д-ское земство приняло на себя вознаграждение и пожелало иметь свободных от других занятий наставников. Но в начале нынешнего 1872 — 73 учебного года оказался недостаток народных учителей в нашем уезде. Я, не желая закрытия училища в своем селе, решился изъявить свое желание занять должность наставника и обратился в училищный совет с прошением об утверждении меня в этой должности. Совет ответил мне, что “я тогда буду утвержден в должности наставника, когда на то изъявит свое согласие общество». Общество пожелало и составило о том приговор. Обращаюсь в волостное правление для засвидетельствования приговора, как требовал того училищный совет. Волостное правление, имея во главе невежественного писаря M. С. и во всем послушного ему старшину, не восхотело засвидетельствовать приговора, ссылаясь на то, что мне учить некогда, но в душе руководясь другими побуждениями. Я обращаюсь к мировому посреднику. Посредник Π. высказал мне в глаза следующие достопримечательные слова: «Правительство вообще не расположено к тому, чтобы народное образование было в руках духовенства». «Почему бы так?» — спрашиваю я. «Потому, — отвечает посредник, — что духовенство праводит суеверие»». Как вам нравится, господа, это сообщение? Ведь оно, конечно в косвенном смысле, почти восстановляет правдоподобность рассказа г-на Лескова, в которой мы так усумнились и упорно продолжаем сомневаться. Тут важно не то, что случился такой посредник: что за нужда, что какой-нибудь глупец скажет с ветру глупое слово? И какое нам дело до его убеждений? Тут важно то, что это так откровенно и со властью высказано; с такою сознательною властью, с такою небеспокоющеюся бесцеремонностью. Он высказывает свое премудрое убеждение уже прямо и не обинуясь, в глаза и, кроме того, имеет дерзость навязывать такие убеждения правительству и говорить от лица правительства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Препровождая это постановление Кубанскому епископу, епархиальный училищный совет мыслил, что находящемуся в гор[оде] Екатеринодаре его отделению следовало бы предоставить права епархиального училищного совета и что этот Кубанский училищный совет, как местный и находящийся в непосредственной близости к учреждениям высшего правления, примет на себя выяснение и окончательное решение вопроса о дальнейшей судьбе церковной школы в крае. Но Кубанский епархиальный училищный совет нашел, что учреждение самостоятельного Кубанского епархиального совета не вызывается жизненными обстоятельствами, что для такового учреждения нет никаких оснований, что Ставроп[ольский] епархиальный училищный совет по-прежнему должен обсуждать как нужды Ставропольской губ[ернии], так и Кубанской обл[асти] и что на нем должна лежать забота по составлению необходимых смет и по возбуждению различных ходатайств, в каковой своей деятельности он может давать поручения Екатеринодарскому отделению, а в Кубанский епархиальный совет обращаться в случае надобности за содействием. После этого Ставропольский епархиальный училищный совет вошел в сношение с ведомством народного просвещения Кубанского краевого правительства и, изложив историю дела о передаче ему церковных школ, просил его выяснить, признает ли Кубанское правительство необходимой в области церковную школу и будет ли отпущен им кредит на содержание учащего персонала ее наравне с учащим персоналом начальных училищ М[инистерства] н[ародного] п[росвещения], или же все церковные школы немедленно должны быть окончательно переданы в[едомству] н[ародного] п[росвещения]. В ответ на этот запрос училищный совет получил копию приказа 13 ведомства н[ародного] п[росвещения] от 10 сентября 1918 года следующего содержания: «Церковно-приходские школы Кубанского края, согласно закону Временного правительства от 20 июня 1917 г. (Правит[ельственный] вестн[ик] 1917 г. 89 и 133) переходят в ведомство народного просвещения и принимаются станичными хуторскими обществами, о чем должен быть постановлен соответствующий приговор. Учителя тех церковно-приходских школ, которые перешли уже в ведомство народного просвещения, с 1 августа 1918 года будут получать из средств краевой казны по 170 руб. в мес[яц] наравне с учителями начальных школ ведомства; учителя еще не перешедших школ будут удовлетворены таким же денежным довольствием со дня перехода школы в в[едомство] н[ародного] п[росвещения].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Уездные отделения епархиальных Училищных Советов являются учреждениями совершенно своеобразными, мало имеющими сходства с уездными Училищными Советами ведомства Министерства Народного Просвещения. Губернский Училищный Совет не руководит на самом деле уездными, так как последние самостоятельно и каждый по-своему заведуют начальными училищами уезда. В духовном ведомстве вся власть по управлению школами епархии сосредоточена в лице епископа. Епархиальный Училищный Совет есть только совещательный орган при епископе для обсуждения вопросов по делам церковных школ. Уездные отделения епархиального Училищного Совета представляют как бы постоянные уездные комиссии этого Совета, работающие в одном духе и направлении, по указанию епархиальной власти». («Церковная школа», 1888 г. 3, стр. 97). В приведенном отзыве, заимствованном из одного издания, посвященного вопросу о церковно-приходской школе и выходившего при Святейшем Синоде, совершенно верно охарактеризована роль уездных отделений. Действительно, вся совокупность власти над церковно-приходскими школами сосредоточивается в руках епархиального архиерея, исполнителями же на местах являются священники-наблюдатели и главным образом сами приходские священники, заведующие школами 18 . Епархиальный Училищный Совет учрежден, как гласит закон, только «для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам», что же касается уездных отделений Совета, то они лишены всякой самостоятельности. Постановления их могут быть приведены в исполнение не иначе, как по утверждении их епархиальным архиереем по представлению епархиального Совета, и самый круг деятельности их очерчен законом в таких выражениях, которыми по большей частя исключается возможность каких-либо распорядительных действий. Так, в их обязанность входило приискание хороших учителей для школ, но утверждение и увольнение учителей зависит не от них, а от епархиального архиерея; точно также члены отделений могут участвовать в экзаменационных комиссиях на льготу по воинской повинности, но самая выдача свидетельств зависит от епархиального Училищного Совета, куда представляются письменные работы экзаменовавшихся и журналы испытательной комиссии непосредственно священниками-наблюдателями, помимо уездных отделений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения. Сам же Епархиальный Архиерей, согласно опред. Син. от 1891 г. не может быть председателем Епархиального Училищного Совета 416 . К заседаниям сего Совета приглашается, на правах члена, местный директор народных училищ. Совет рассматривает отчеты священников-наблюдателей и представляет Епарх. Архиерею свои соображения о мерах, кои могут способствовать распространению в народе просвещения в духе Православной Церкви (§22). При составлении годовых отчетов о церковно-приходских школах, Епархиальные Училищные Советы руководятся программой и тремя образцами ведомостей, помещенных в Церк. Ведом. за 1889 г. С 1889 г. они имеют право делать заказы в Училищный Совет при Синоде на учебные Синодальные издания по пониженным ценам для церковно-приходских школ; вместе с тем могут принимать заказы на сии издания и от начальств школ земских и министерских, причем по всем сим заказам Училищный Совет имеет дело лишь с Епарх. Училищным Советом 417 . В 1886 г. февраля 10-го Епархиальным Советам предоставлено право производства испытаний и выдачи льготных по воинской повинности свидетельств воспитанникам церковно-приходских школ, на основании правил, установленных духовным ведомством православного исповедания, каковые правила и были утверждены в 1886 г. 8/15 октяб. 418 Те же советы производят ежегодную выдачу учителям церковно-приходских школ требуемых 63-й ст. Уст. о воин. повинн. удостоверений в том, что учители эти не оставили соответствующих их званию занятий (опред. Син. от 1885 г. 419 . Права Епархиального Училищного Совета могут быть предоставлены, по усмотрению местного архиерея, и Совету Епархиального Церковного Братства, заведывающего церковно-приходскими школами, если только в епархии существует сие братство (примеч. п. 22). При церковно-приходских школах существуют попечители сих школ – это лица, учредившие школу на собственные средства или, согласно цирк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

7 . В Сибинской митрополии приходское устройство подобно карловацкому и нормировано органическим уставом 1869 г. Приходских священников, капелланов и диаконов избирает приходское собрание под председательством протопресвитера. Кандидатом в приходские священники может быть каждый, удовлетворительно выдержавший установленное испытание перед испытательным советом в местопребывании епархиального епископа. Результат выборов скупщины представляется протопресвитером консистории, которая, если найдет все в порядке, предлагает дело на окончательное разрешение епархиальному епископу. Последний назначает тогда известное лицо приходским священником и дает ему надлежащую ставленную грамоту 1494 . Для заведывания церковными, училищными и денежными делами в каждом приходе существует три органа: приходское собрание, приходский совет и приходское епитропство. Приходское собрание составляют все члены прихода совершеннолетние, самостоятельные и безупречного поведения. В круг действий скупщины входит избрание приходского духовенства и учителя, заботы о сохранении в церкви благочиния, о церковных и училищных зданиях, о приобретении и увеличении церковных, училищных и благотворительных капиталов, о содержании духовенства, учителя и других лиц и, наконец, избрание депутатов в епархиальное собрание и народно-церковный собор. Решения свои скупщина представляет чрез протопресвитера на одобрение консистории. Председателем собрания состоит местный приходский священник, кроме того случая, когда предстоит избрание приходского священника, когда председательствует окружный протопресвитер. Собрание собирается регулярно в январе каждого года 1495 . Приходской совет избирается из членов приходской скупщины для представительства церковной общины во внешних делах и для заведывания экономическими делами церкви, училища и денежных средств. Совет состоит из 10–30 членов, избираемых на три года. Приходский священник – непременный член совета. Председателя и секретаря совет избирает из своей среды. Заседания совета бывают два раза в год, в мае и декабре 1496 . Приходским епитропам вверено имущество приходской церкви и училища и их капиталы. Епитропов выбирает скупщина из самых уважаемых прихожан. В каждом приходе их бывает от двух до четырех, смотря по числу душ прихода, и выбираются они на три года. Обязанность епитропов составляет охранение всего движимого и недвижимого имущества церкви и училища и управление им, согласно постановлениям приходского собрания или приходского совета 1497 . Где несколько церковных общин содержат сообща одно или более училищ, там существует училищный совет и училищное епитропство, состоящие из известного числа членов местных приходских советов 1498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010