Апостол верует не во что-то, а в Кого-то – «в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). Вся молитвенная традиция, начиная с псалмов, открывает нам Бога, который проявляет глубоко личную заботу о каждом верующем – и вся надежда верующего основана на том, что Бог – верен. Бог не обманывает тех, кто доверяется Ему. «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» (Пс.33:23). В Писании Бог сравнивает себя с Отцом и с Супругом. Даже мы, будучи грешными людьми, способны проявлять верность и заботу по отношению к нашим семьям. Наши домашние могут на нас полагаться. Нас бы глубоко огорчило, если бы они стали выражать сомнения в нашей решимости позаботиться о них. Тем более Бог заслуживает нашего безусловного личного доверия. Это личное упование не может существовать без догматической веры. Христианство догматично именно потому, что оно личностно. Разве нельзя – иногда спрашивают люди – просто следовать учению Иисуса, без всех этих догматов? В реальности нельзя, потому что как только мы откроем Евангелие, мы обнаружим, что значительная часть учения Иисуса – это Его учение о Самом Себе. Более того, Он требует веры именно в Него самого. Это важно подчеркнуть – в центре нашей веры стоит не учение, не традиция , не знание, не обряд (хотя всё это в ней, несомненно, присутствует), но определенная Личность – Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Поэтому в отличие от других религиозных традиций, для которых главным вопросом является «в чем состоит учение нашего основателя (или основателей)», для христиан главным является вопрос, который сам Христос ставит перед учениками – «а вы за кого почитаете Меня?» (Мф.16:15). «Кем я считаю этого Человека и что из этого следует?» – вопрос, который неизбежно возникает у каждого, кто знакомится с новозаветными свидетельствами, и любой ответ на этот вопрос неизбежно будет догматичным. Более того, первое и самое простое христианское действие – молитва – неизбежно ставит перед человеком, подходящим к вере, ряд именно догматических вопросов. Следует ли мне молиться Иисусу? Первомученик Стефан (Деян.7:59) и Апостол Павел (2Кор.12:9) молились. Но тогда как соотносятся Иисус и Бог-Отец? И Святой Дух – «другой Утешитель», которого Иисус обещает послать от Отца (Ин.14:16)?

http://pravmir.ru/o-spasitele-i-spasitel...

Беды нет в том, если указание пути спасения повторяется не раз и не два, особенно, если заметно уклонение от него в той среде,которой предлагается учение. Святой Иоанн Златоуст нимало не стеснялся, а, напротив, находил нужным несколько раз говорить своим слушателям об одном и том же, когда видел, что его внушения мало действуют на них, и они не исправляются от его увещаний. „Хотя я и вчера и третьего дня говорил вам об этом предмете (избежании клятв), – читаем мы в его пятой беседе о статуях – однако не перестану и сегодня, и завтра, и послезавтра внушать то же. И что говорю, – завтра или послезавтра? Не перестану, пока не увижу, что вы исправляетесь. Если уже преступающие закон не имеют стыда, тем более мы, внушающие не преступать закона, не должны стыдиться постоянного увещания об одном и том же. Постоянное напоминание об одном и том же зависит не от говорящего, но от слушающих, которые требуют непрерывного наставления в простых и удобоисполнимых делах 93 . В другой беседе (двенадцатой) он опять высказывает то же самое: „Хочу опять поговорить с вами о клятвах, не стыжусь. Не тяжело мне говорить вам и день и ночь одно и то же, но боюсь, чтобы, проследив за вами столь много дней, не обвинить мне вас в великой беспечности тем, что нужно вам постоянно напоминать о таком великом деле. Да не только стыжусь, но и боюсь за вас; потому что непрерывное наставление внимательным полезно и спасительно, а нерадивым вредно и опасно“ 94 . Если святой славный отец, величайший из всех христианских проповедников, нисколько не стеснялся и даже находил нужным много раз говорить об одном и том же предмете перед своими слушателями, напоминать им об одном и том же правиле, в видах исправления нравов и искоренения дурных обычаев, то почему не следовать его примеру другим заурядным проповедникам? Зачем искать новых, необычных материй, не указываемых прямо евангельской истиной? Учение христианское учение древнее, данное божественным откровением и неизменно хранимое в церкви, но вместе с тем учение никогда не стареющее: оно полно силы во всей своей простоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Братия! Слышали мы из уст возлюбленного ученика Господа Спасителя, чего требует от нас наше познание Господа Иисуса: мы должны соблюдать Его заповеди. А если мы говорим, что знаем Его, но не исполняем заповедей Его, то мы лжецы; мы говорим неправду; мы не имеем истинного познания Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Истинное познание необходимо соединяется с любовью к Богу, и раскрывается исполнением заповедей Божиих. Только искренняя и постоянная любовь, свидетельствуемая соблюдением заповедей Христовых, приближает нас к Богу, вводит в единение с Ним, и низводит на нас Его спасительную благодать. Чтобы пребывать всегда в таком общении с Богом, надобно всегда взирать на пример святейшей жизни Господа Иисуса Христа, и, сколько нам доступно, стараться подражать Ему. Сам Господь Спаситель призывает нас на этот путь, и побуждает высоким и вожделенным обетованием, говоря: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет.» ( Ин.12:26 ). Аминь. Беседа 6. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. (1Ин. 2:7). Возлюбленный ученик Христов, Иоанн Богослов, прежде написал: «а что мы познали Его,» т.е. Иисуса Христа, «узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди», ( 1Ин.2:3 ). « а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» ( 1Ин.2:5 ). Слово или учение Иисуса Христа сокращается в две заповеди – о любви к Богу и любви к ближнему. Об этом учении и говорит Богослов: Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь о любви называет Апостол древнею потому, что она Самим Богом начертана на скрижали сердца человеческого, и потому, что она ясно была изображена в законе Моисеевом ( Втор. 6:5 ; Лев.19:18 ). Как бы так пишет Апостол: Предлагаю вам не новое учение, мною или другим кем вымышленное, как вымышляют лжеучители, но учение древнее, Богом написанное в сердце человеческом, – ибо нет ничего естественнее человеку, как любить Бога более всего и любить ближнего как себя, и это учение ясно раскрыто в законе Моисеевом. И вы слышали его с самого начала, как только уверовали в Иисуса Христа, или как только стали слышать проповедь о спасении чрез Иисуса Христа, – «которую вы имели от начала.»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

– В.П.)» 125 . Как видим, если учение Даниила Андреева воцарится в мире, наступит время жесточайшей диктатуры, которую когда-либо знало человечество. Заключение Подытожим наши рассуждения. «Роза Мира» – это мистическое учение, созданное человеком, который не обладал христианским духовным опытом. Судя по всему, Даниил Андреев не очень хорошо знал Священное Писание. Откровения Даниил Андреев получал, находясь в тюрьме и, как можно предположить, пребывая не в лучшем психологическом состоянии. По своему содержанию учение «Розы Мира» противоречиво, использованная в книге богословская терминология применяется неверно. «Роза Мира» возрождает древние ереси, в частности модализм. Заявляет, что Иисус Христос не выполнил Свою миссию на земле, фактически превращая Его в неудачника. Автор утверждает, что цель написания его книги заключается в том, чтобы задержать приход антихриста, но если выделить признаки пришествия антихриста, опираясь на Священное Писание, то можно увидеть, что поставленной перед собой задачи автор не выполняет. Напротив, он искажает Евангелие, ставит материальное благополучие выше духовного, полностью изменяет учение об Иисусе Христе, призывает сконцентрировать всю политическую и духовную власть в руках последователей «Розы Мира», то есть как раз делает все то, что, согласно Священному Писанию , является признаками власти самого антихриста. Наконец, он отвергает Боговоплощение, что, согласно Священному Писанию, так же есть проявление духа антихриста: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (выделено нами. – В.П.), о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин.4:2–3 ). Тайна «Розы Мира» заключается в том, что Даниил Андреев, будучи марионеткой тех сил, с которыми стремился бороться, став автором «Розы Мира», явился одним из предтеч антихриста, готовящих его приход.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajna-ro...

В первом члене символа веры сказано, братие, верую во единаго Бога Отца. Сказано: «верую», не просто «во единаго Бога», но прибавлено Отца. Это должно понимать в отношении к Таинству Св. Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух Троица единосущная и нераздельная. Эта тайна особенно открылась при крещении Иисуса Христа. Иисус Христос – второе лицо Св. Троицы крестился в Иордане от Иоанна Крестителя. В то время как Он выходил из воды, Дух Святой сошел на Него в виде голубя и слышен был голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Учение о Св. Троице ясно и определенно выразил нам Иисус Христос. Посылая учеников на проповедь , Он сказал им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Здесь Отцу и Сыну и Святому Духу приписывается единство, ибо сказано во имя, а не во имена. В своих беседах с евреями и учениками Иисус Христос в отдельности учил о Боге Отце, о Себе, как Сыне Божием, и о Св. Духе. Ясно выражает то же учение о Св. Троице и евангелист Иоанн. Трие суть свидетельствующие на небеси, Отец, Слово и Св. Дух; и сии три едино суть, – говорит он ( 1Ин.5:7 ), – говорит о Троих и приписывает им единство. Учение о Св. Троице известно было и в Ветхом Завете, до Иисуса Христа, например, пророку Исаии. Исаия видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, взывавших друг к другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Здесь троекратным повторением славословия пророку было открыто, что Бог Троичен в Лицах. Но впрочем особенно ясных указаний на учение о Св. Троице в Ветхом Завете не было, потому что люди до Рождества Христова не могли бы усвоить этого возвышенного учения. Итак, братие, по учению Православной Церкви мы веруем, что Бог есть един, но Троичен в Лицах. Это выражаем мы и в церковных молитвах, когда говорим, напр., «Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу». Обращаемся к Отцу, Сыну и Св. Духу, но говорим не вам слава, а Тебе. При этом мы веруем, что Лица Св. Троицы совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог; но притом так, что в трех Лицах есть един только Бог. При указанном равенстве есть и различие между Лицами Св. Троицы, именно: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

— В том пребывайте: если оно научает всему, если оно истинно и неложно и, следовательно, учение его — Божественное учение, то в нем вы и пребывайте, то есть храните его в сердце вашем и оплодотворяйте его живою верою, будьте постоянны, тверды и непоколебимы в этом учении, не поддавайтесь никаким обольщениям и лжеучениям. «Итак, если вы твердо храните у себя Духа Святого, Которого вы приняли, то не имеете нужды, чтобы кто учил вас. Но как этот самый Дух научает вас всему, то в том и пребывайте, чему Он научил вас, ибо то, чему Он научил вас, истинно и неложно» (Феофилакт). Таким образом, то действие в отношении к верующим, которое в настоящем месте апостол называет помазанием, самопоучающее и утверждающее верующих, есть как творческое действие всей Пресвятой Троицы, ибо у Христа и апостолов оно приписывается и Отцу, и Сыну, и Святому Духу, как видно из приведенных слов в Евангелии от Иоанна и в рассматриваемом месте и что кратко и характерно изречено в следующих словах святого апостола Павла: утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (Отец), Который и запечатлел нас, и положил залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1:21—22).— Если же получившие помазание от Отца и Сына и Святого Духа — помазанники Божии, то не помазанные — не Божии, а антихристы. Итак: точнее (как и в славянском переводе) — и ныне, в это последнее время, когда много антихристов — обольстителей, или лжеучителей, явилось в мире (ст. 18), когда особенно нужно озаботиться об утверждении себя в учении, которое вы приняли в помазании, — пребывайте во Христе с Его учением и в исполнении заповедей Его, пребывайте в общении с Ним (ст. 24). — «Сказав о появлении антихристов и о том, что все их учение развращенно, и достаточно убедив (верующих) непреложно содержать то учение, которым они оглашены, апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостию награды как бы еще более укрепить их, и говорит: пребывайте в Нем. Для чего? Для того, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение о Нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вопрос. В чем заключается особое преимущество Церкви в отношении распространения истин учения хрнстианского? Ответ. В том, что учение ее доступно всем – как простым, так и мудрецам. Везде, где существует Церковь Христова, есть пастыри и учители ее, потому что стадо не может существовать без пастырей и учение их доступно пониманию их пасомых. Это есть путь, – «идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся». Но нельзя того же сказать про Библию: самые просвещенные умы не согласны между собою в изъяснении ее, и до изобретения книгопечатания, в продолжение четырнадцати столетий, она совершенно не была доступна пониманию народа, и в настоящее время она не может служить источником вероучения для тех, кто не умеет читать. Вопрос. Церковь Христова не называется ли вселенскою в том смысле, что учение ее могут принимать все народы? Ответ. Точно так. Евангелист Иоанн в Откровении (7:9) говорит, что он видел стоящими пред престолом и пред Агнцем великое множество людей, которого никто не мог перечесть из всех племен, и колен, и народов и языков. В псалме 2:8 Бог говорит Сыну Своему: «проси у Меня и дам народы в наследие Тебе». В псалме 21:28 говорится: «вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников». В псалме 71:8, 11 говорится: «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить Ему». В Нов. Завете Церковь называется городом, стоящим наверху горы, светом, который не должен быть скрываем ( Мф.5:14–15 ), и Иисус Христос повелевает Апостолам учить все народы. Учение Церкви – доступно для всех, так как и сама Церковь видима для всех; но никто не может сказать того же про Библию, так как невозможно было, действительно, дать ее в руки каждому человеку в продолжение слишком большого периода времени (14-ть столетий) после основания Церкви Христовой. Вопрос. Но штундисты могут возразить: каким образом мы можем знать, что ваше изъяснение текстов, приведенных в доказательство непогрешимости Церкви, – истинно, что эти тексты действительно имеют тот смысл, какой вы даете им?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!  Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче. К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что хотя они и слушают, но без внимания. К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными перед искушениями. Третий же разряд, - это те, кои знают учение и, однако ж, подавляются заботами житейскими. Итак, три части погибающих, а одна - спасающихся. Таким образом, спасающихся мало, а погибающих - очень много. Смотри, как Он говорит относительно подавляемых заботами житейскими: не сказал Он, что они подавляются богатством, но заботами о богатстве. Ибо не богатство вредит, а заботы о нем. Потому что многие получили пользу от богатства, раздав его на утоление голода бедных. Приметь, пожалуй, и точность евангелиста, как он сказал о спасающихся: " услышав слово, хранят его " . Это сказал он ради тех, кои при пути; ибо сии не содержат учение, но диавол уносит его у них. " И приносят плод " - это сказал Он ради тех, кои подавляются заботами житейскими и не выдерживают до конца, ибо таковые, то есть не носящие до конца, не приносят плода. " В терпения - сказал ради тех, которые на камени; они и принимают учение, но, не устояв против нашедшего искушения, оказываются негодными. Видишь ли, как Он сказал о спасающихся: " хранят и приносят плод в терпении " и через эти три свойства отличил их - от не содержащих, каковы те, которые при пути, от не приносящих плода, каковы те, которые в терниях, и от не переносящих нападшего на них искушения, каковы те, которые на камени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всё, что ещё нужно для них и что теперь может возбуждать их недоумения и казаться им неясным, тёмным, откроется им тогда, когда придёт к ним новый Утешитель (ст. 16), Которого пошлёт им Отец во имя Христа (ст. 13:16), как во Имя совершившего искупление всего человечества. «Утешитель придёт во имя Моё. Это значит: Он не будет учить вас ничему, чуждому Моего учения, не будет искать Своей славы, но придёт во имя Моё, т. е. во славу имени Моего, а не Своего, как делают враждебные друг другу учители» (Феофил.). – Он научит вас всему: откроет вам истину вполне, потому что тогда вы способны уже будете обнять и понять её; не оставит ничего в божественной истине непонятным для вас. – Напомнит вам всё и пр.: всё учение Господа, изречённое Им не только теперь, но и во всё время Его служения, учение, нечто из которого могло быть не понято ими и забыться, будет ясно для них и вспомнится (ср. Феофил.). Следовательно, это учение Духа Святого будет не какое-либо отличное от учения Его Самого, но то же самое, только оно будет полнее и яснее для них, потому что они тогда сами будут вполне способны понимать его. Непререкаемое свидетельство о богодухновенности новозаветных Писаний, в которых апостолы изложили и объяснили учение Христово. 27. Ин. 14:27 . Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Ин. 16:33 ; Рим. 5:1, 14:17 ; Флп. 4:1 . 28. Ин. 14:28 . Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. Ин. 14:3, 18, 16:1 д.; Ин. 10:29, 13:16, 6:57, 5:26 . 29. Ин. 14:29 . И вот, Я сказал вам о том, прежде, нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Ин. 16:1 . Мир оставляю вам: оканчивая вечерю, глава семейства говорил – «мир», и затем пением псалмов оканчивалась пасхальная вечеря; это же приветствие говорилось обыкновенно при встрече, при приходе кого-либо в дом (здороваясь) и при уходе из дому (прощаясь). Господь, окончив вечерю и намереваясь оставить пасхальную горницу и имея в виду, что скоро отходит от учеников Своих, преподаёт им также мир, но высший мир, чем какой обыкновенно даёт мир: мир Мой даю вам и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 15 Божественный Апостол, заключив учение о духовных дарованиях, полезным признал изложить и учение о воскресении. Ибо некоторые обманщики вводили коринфян в заблуждение, говоря, что не будет воскресения тел. Апостол же, как исполненный духовной мудрости, не просто излагает сие учение, но дает сперва видеть цель Владычнего вочеловечения и показывает, что и Крест, и страдание, и Воскресение Спасителя были ради общего воскресения. И это яснее дознаем из самих слов Апостола. 1Кор.15:1 .  Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились. 1Кор.15:2 .  Которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. «Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите, имже и спасаетеся, кацем словом благовестих вам». Апостол снова к учению присоединил похвалу, предварительно услаждая слух коринфян. Посему-то сказал: «в немже стоите»; и, подтверждая сказание о стоянии, присовокупил: «имже и спасаетеся». Говорит же следующее: «Намереваюсь напомнить вам о проповеданном мною у вас благовествовании, которое приняли вы усердно и ожидаете приносимого им спасения; напоминаю же вам, желая показать цель оного» Ибо сие выразил, сказав: «кацем словом благовестих вам». Потом присовокупляет: «Аще содержите, разве аще не всуе веровасте». Ибо если не верите воскресению тел, то излишня проповедь Евангелия. 1Кор.15:3 .  Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию. «Предах бо вам исперва, еже и приях». Не сам я изобрел проповедь и не человеческим последовал рассуждениям, но от Владыки Христа приял учение о сем. Что же приял ты? «Яко Христос умре грех наших ради, по Писанием». Сие предсказали и пророки, и Исаия взывает: «Той же язвен бысть за» беззакония «наша, и мучен бысть за» грехи «наша, наказание мира нашего на Нем» ( Ис. 53, 5 ). 1Кор.15:4 .  И что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010