Глава пятая. Учение и дела Христа Если бы Я не пришел и не говорил им, если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего. Ин. 15:2224 § 20. Духовность, истинность и универсальность учения Христова и его историческое значение Возвратившись в силе духа ( Лк. 4:14 ) из пустыни, Иисус Христос начал учить и делать: Он ходил по всей Галилее, уча в синагогах и проповедуя евангелие царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф. 4:23; 9:35 ср. Деян. 1:1 ). Собственно призванием Христа было даровать верующим вечную жизнь, которую Он имел в Себе. Его учение и дела не были явлениями отдельными от этого Его призвания, от этого единственного дела Его жизни. По существу, Его учение и дела были не чем иным, как откровением божественной жизни, а по историческому значению они были средством, приемом, путем исполнения Его призвания. В частности учение Иисуса Христа по существу было разумом той духовной жизни, которую Он даровал людям. Духовная жизнь в человеке не может быть бессознательною, неразумною: в отличие от темной стихийной жизни, она есть жизнь-свет. Содержание этого-то человеческого сознания духовной жизни, ее разум, и дается в учении Иисуса Христа. Он был учителем, но Его задачею не было ответит на религиозные запросы нашего ума, передать нам тайны надзвездного мира, преподать систему религиозной философии, или богословия, – нет, единственный предмет Его учения составляла духовная божественная жизнь в человеке: оно было исключительно разумом ее. Ничему другому Он не учил. Духовная божественная жизнь в человеке есть царствие Божие, или небесное, на земле: Христос проповедовал евангелие царствия. Так как учение Иисуса Христа было разумом дарованной Им человеку божественной духовной жизни, то свойства божественной духовной жизни вместе с тем характеризуют Его учение. Оно было духовным, истинным и универсальным 55 . Как духовное, учение Господа Иисуса Христа требовало от человека полного отречения от материальных благ, от пристрастия к земному и временному, требовало от него ненависти к самой жизни своей; оно предрекало последователю Христа гонение от мира ( Мф. 5:212; 6:1934; 10:22. 3839; 16:2425 и пар.; Лк. 14:26 ; Ин. 15:19; 16:33 и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Первохристианство Глава I. Апокрифическая Литература Апокрифические Евангелия Апокрифические Деяния Апокрифические Послания Апокрифические Апокалипсисы Глава II. Литература Двух Путей Учение двенадцати апостолов Библиография Открытие памятника Внешний вид памятника Источники, влияния, автор и место написания Содержание памятника Мужи Апостольские Библиография Глава III. Святой Климент Римский Первое Послание к Коринфянам История памятника Автор Время написания Повод послания Особенности стиля послания Содержание послания Так называемое Второе Послание Климента Автор Богословские идеи памятника Текстуальные особенности памятника «Псевдо-Климентины». Глава IV. Послание Псевдо-Варнавы История памятника Автор Место написания Время написания Содержание Глава V. Пастырь Ерма История памятника Автор и время написания Место написания этого произведения определяется достаточно твердо. Общее содержание памятника Постройка башни (Видение III). Это наиболее замечательное место из всего памятника. Богословско-философская ценность книги Глава VI. Святой Игнатий Богоносец Автор Послания св. Игнатия Учение св. Игнатия Отношение к Ветхому Завету Православие св. Игнатия Богоносца Глава VII. Святой Поликарп Смирнский Личность Послание к Филиппийцам Содержание и характеристика послания Папий Иерапольский Апологеты. Глава VIII. Общие замечания Иудаизм Язычество Философия Государственная власть Квадрат Аристид Анализ содержания Апологии Другие произведения Аристида Аристон Пелльский Глава IX. Святой Мученик Иустин Философ Личность Жизнь Творения Учение святого Иустина Философа Отношение св. Иустина к Священному Писанию Богословие св. Иустина Философа Бог – Отец Учение о Логосе Учение о Святом Духе Христология Ангелология и демонология Антропология Эсхатология Учение о таинствах Глава X. Татиан Ассириец Жизнь и значение Содержание Речи против Эллинов и богословские взгляды Diatessaron Потерянные произведения Татиана Ермий Философ Личность Содержание его произведения Милт и ад Аполлинарий Иерапольский Глава XI. Афинагор Творения Мелитон Сардийский Творения Письмо к Диогнету Содержание памятника Святой Феофил Антиохийский Личность Творения Три книги к Автолику Глава XII. Африканская Литература Общие сведения Глава XIII. Марк Минуций Феликс Автор Октавиан и его содержание Глава XIV. Тертуллиан Личность и жизнь Творения Учение Тертуллиана Тертуллиан – апологет и догматист. Богословские воззрения вообще. Бытие Божие Единство Божие защищается Тертуллианом против: De praescriptione haereticorum О существе Божием Тринитарное учение вообще Исхождение из Сына Антропология Монтанизм Тертуллиана Введение Понятие и объем науки

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

В.В. Акимов Монархианские движения конца II–III века. Ориген и Тертуллиан Алоги Христианские апологеты первыми попытались сформулировать учение о Логосе. В конце II века это учение не могло не вызвать в христианской среде некоторое смущение и недоумение. В учении о Божественном Логосе, отличном от Отца, начали усматривать нарушение единобожия. В Малой Азии противодействие этому учению оформилось в движение алогов. Алоги, αλογοι – это противники учения о Логосе, отрицающие Логоса, не-разумники, бес-словесники. Исторически алоги возникли в связи с критикой монтанизма. Монтанисты опирались на учение об Утешителе, обещанном Христом согласно Евангелию от Иоанна. Алоги, противостоя монтанистам, начали отрицать четвертое Евангелие, включая и имеющиеся в этом Евангелии обетование Утешителя и учение о предвечном Божественном Логосе. Алоги отвергли это учение как неизвестное апостолам. Они утверждали, что Логос не имел предвечного существования, а Христос стал Сыном возлюбленным только при крещении на Иордане. Об алогах Епифаний Кипрский писал в своей книге «Ереси» в главе «Против ереси, не принимающей Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса, тридцать первой и пятьдесят первой ереси»: «Этой ересью называется та, которая отвергает книги Иоанновы. Посему, так как они не принимают Слова, проповеданного Иоанном, то и будут названы алогами. Итак, они, как совсем чуждые истинной проповеди, отрекаются от чистоты проповеди и не принимают ни Евангелия Иоанна, ни его Апокалипсиса» (Ереси, LI) 139 . Богословский характер оппозиция учению о Логосе, о Христе как предвечном Сыне Божием приобрела в монархианских движениях. Монархиане были сторонниками строгого монотеизма. Наименование «монархиане» ввел в употребление их критик Тертуллиан , для которого четвертое Евангелие имело особую значимость, поскольку Тертуллиан перешел в монтанизм. Позднее монархиан стали называть антитринитариями. Отрицание учения о Логосе у монархиан могло иметь двоякую форму. Во-первых, строгий монотеизм, учение о Едином Боге можно было утвердить через отрицание Божества Логоса и Иисуса Христа. Во-вторых, единобожие можно было восстановить через провозглашение тождества Отца и Сына (Логоса). В соответствии с этим монархиане делились на два направления – динамисты и модалисты. Динамистическое направление было связано с устойчивым восточным представлением о присутствии Бога в истории. Представители модалистического направления прибегали к философии стоиков. Монархиане динамисты (адопциане)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-е послание св. Ап. Павла к Тимофею, сравнительно со всеми другими апостольскими посланиями, имеет особое содержание, а потому и особое значение 1 . В этом послании раскрывается, по преимуществу, учение об устройстве Христовой Церкви; во всех же других посланиях изъясняются отдельные христианские догматические и нравственные истины. Хотя в Священном Новозаветном Писании Церковь нередко определяется, как общество истинно верующих, но здесь внутренний строй Церкви не означается в том, точно определенном виде, как в первом послании к Тимофею. Поэтому, можно сказать, что задача первого послания к Тимофею состоит в изложении учения об устройстве христианской Церкви. Таковой задачи, исключительно, не имеет ни одна из других книг Священного Писания . Первое послание к Тимофею, именно, есть памятник заботы великого Апостола языков об устройстве христианского общества на началах Евангелия. Высочайшее и святейшее учение, возвещенное миру Христом Спасителем и проповеданное Его Апостолами, есть не только истина, но и средство для единения людей в духе, истине и любви. Принимая евангельское учение умом, сердцем и волей, человек делается истинным храмом Духа Божия. Со времени усвоения христианских истин, человек пребывает в Боге и Бог в человеке. Все люди, усвоившие христианское учение, сделавшиеся сосудом Божиим, нравственно соединившиеся с Самим Богом, должны составить единое целое. Все они, поскольку каждый из них есть храм Божий, составляют единую святую Церковь . Прежде всего, все они представляют из себя единство в религиозном отношении, единство в вере, в учении. Но единство христиан не обнимается одним религиозным единством. Христиане составляют единую Церковь не только потому, что все они имеют единое учение, но и потому, что все они возрождены, все вошли в нравственное единение с Богом, все они – единый храм Божий. Христиане имеют одно учение, один ум, одно сердце и одну волю. Другими словами, христиане соединены всеми сторонами своей жизни, своей природы. Поэтому, единение христиан простирается и на практическую жизнь, – христиане составляют единый союз и с внешней стороны. Что все это так, можно видеть и из назначения христианства. Вследствие грехопадения, человек стал грубым, чувственным. Со времени грехопадения деятельность человека уже не сосредоточивается на развитии его духовной природы, а выражается и в чувственности. Да и самая жизнь движется не стремлением к истинному развитию, а, большей частью, чувственными побуждениями и низшими страстями – гордостью, самомнением и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Под чем не обязан подписываться православный Что мы имеем в виду под словами “РПЦ учит?” Что это за “учение РПЦ”? Учение, которое выражают некоторые члены РПЦ? Учение, которого придерживается большинство членов РПЦ? Учение, выраженное в официальных документах РПЦ? 16 мая, 2011 Что мы имеем в виду под словами “РПЦ учит?” Что это за “учение РПЦ”? Учение, которое выражают некоторые члены РПЦ? Учение, которого придерживается большинство членов РПЦ? Учение, выраженное в официальных документах РПЦ? Вы пишете: “Когда мне говорят, что Дух возвещал через Константина со товарищи возвышенные истины, на ум приходят лишь слова Станиславского – «не верю!»…” Вы также указываете на жестокие преследования еретиков св.Иосифом Волоцким. Отвращают ли эти факты меня от Церкви? Нет. Прежде всего, я иду в Церковь, чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам , потому, что так заповедовал Христос. Нравится ли мне император Константин или нет — в любом случае не повод отвергать Христа. Господь Иисус говорит “сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание…. сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лук.22:19,20)”, и, если я верю Его словам, то было бы крайне странно отвергать этот Хлеб и эту Чашу в знак протеста против антидемократического режима императора Константина. Тем более что и самого режима уже некоторое время как нет. Может быть только одна причина отвергнуть эту Чашу — если все евангельское возвещение ложно и Христос не воскресал. Вы произносите слова, которые я уже много раз слышал от других людей — “РПЦ не имеет отношения ко Христу”. Но давайте разберемся — иметь отношение ко Христу — это для Вас хорошо или плохо? Апостол Павел пишет “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал…. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. (1Кор.15:14-19)”.

http://pravmir.ru/pod-chem-ne-obyazan-po...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста         1. Раскрыв во всей полноте первую заповедь и возведши ее к высшему началу духовной жизни, Спаситель, в порядке постепенности, переходит затем и ко второй заповеди, следуя и в этом случае порядку заповедей древнего закона. Но, быть может, кто скажет, что это не вторая, а третья заповедь. Да и самая заповедь - не убий не есть первая. Первая заповедь - Господь Бог твой, Господь един есть. В виду этого можно спросить: почему Спаситель начал Свое учение не с этой заповеди? Итак почему же? Потому, что если бы начал с первой заповеди, Ему надлежало бы ее раскрыть с большею полнотою, а следовательно пришлось бы говорить и о Себе самом. Между тем предлагать подробное учение о Себе самом было еще не время. Кроме того, до известного времени Он предлагал только нравственное учение, желая и Своими наставлениями, и Своими чудесами наперед убедить слушателей, что Он есть Сын Божий. В противном случае, если бы Он прежде, чем преподать нравственное учение и совершить чудеса, сказал: „вы слышали, что сказано было древним: Я Господь Бог твой, и кроме Меня нет другого Бога; а Я говорю вам, что и Мне должны воздавать такое же поклонение, как Ему " , то он всех бы заставил только смотреть на Себя, как на беснующегося. Если и после Его проповеди и многих знамений, называли Его беснующимся, когда Он говорил о Своем богоравенстве даже прикровенно, то чего бы не сказали, чего бы не выдумали, если бы Он в самом начале решился сказать что-либо о Себе самом, как о Боге? Между тем, сохранив учение о божестве Своем до удобного времени, Он тем самым для многих сделал это учение удобоприемлемым. Вот почему Спаситель теперь и умолчал о нем. Он сперва расположил к нему слушателей знамениями и высочайшим нравственным учением, а потом уже и на словах открыто выразил его. Итак, теперь Он открывает его мало-помалу - совершением знамений и самым образом учения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1515...

Что такое филиокве? Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. 1 июня, 2005 Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Что такое филиокве? Это учение Римо-католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Филиокве В качестве богословского мнения учение о filioque возникло задолго до разделения Церквей. Оно исходит из своеобразного толкования ряда евангельских отрывков, в которых можно усмотреть указания на такое исхождение. Например, в Евангелии от Иоанна (15:26) Спаситель говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. Который от Отца исходит», и в Его словах усматривается прямое доказательство исхождения от Него Св.Духа, Которого Иисус обещает послать от Себя. Очень часто используются стих из Ин.20:22, когда Иисус «сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго» и слова ап. Павла в Послании к Галатам «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6), а также ряд других отрывков. Следует учитывать, что евангельское представление о Третьем Лице Св. Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все, известное нам о Третьем Лице Св.Троицы, содержится в прощальной беседе Господа с учениками на Тайной Вечери в изложении Евангелия от Иоанна. Парадоксальным образом мы больше знаем о благодатном участии Св.Духа в жизни мира, чем о его Троическом бытии. Принципиальная ограниченность земных представлений в описании троических отношений, о которой писал св. Григорий Богослов: «Объясни … мне нерожденность Отца, тогда и я отважусь естествословить о рождении Сына и об исхождении Духа» более всего коснулась образа исхождения Св.Духа. Достаточно рано односторонние воззрения на Второе Лицо Св.Троицы проявились в савеллианской и македонианской ересях.

http://pravmir.ru/uchenie-rimo-katoliche...

Скачать epub pdf ТОЛКОВАНИЕ 1. 1–18. Отношение Пролога к Евангелию. Ин. открывается Прологом Ин.1:1–18 . При всяком понимании построения Евангелия отрывок представляет собою законченное целое. Это суждение не зависит от того, понимаем ли мы его, как часть Введения (I. 1-II. 22), или относим его к первой части Евангелия (1-Х). Оно определяется темой отрывка, его внутренним единством и отношением его к Евангелию. Отношение его к Евангелию есть тот первый вопрос, который вызывает Пролог и который в критической науке приобрел значительную остроту. Центральное понятие Пролога есть понятие Слова, по-гречески – Логоса. Пролог, с первого до последнего слова, есть учение о Логосе, о Его отношении к Богу и миру и о Его воплощении. Учение о Логосе и внешне и внутренне сообщает единство Иоанновскому Прологу. Между тем понятие Логоса в том значении, какое оно имеет в Прологе, в Евангелии больше не встречается. Евангелие открывается Прологом, тема Пролога есть учение о Логосе, но Евангелие не говорит о Логосе ничего. Это наблюдение ставит нас перед вопросом: существует ли органическая связь между Прологом и Евангелием? Не является ли Пролог инородным телом в составе Евангелия? И не послужит ли отсечение Пролога на пользу внутреннему единству Евангелия? Внимательное чтение Пролога в контексте Ин. не оправдывает этих заключений. Прежде всего, развитие мысли Пролога подводит читателя к основной теме Евангелия. В Прологе учение о Логосе заостряется как учение о Его воплощении. Воплощение Логоса, значение и последствия воплощения есть последнее слово Пролога ( Ин.1:14–18 ). Воплощенный Логос жил и действовал в мире, среди «своих». Он явил им благодать и истину. Он ввел их в тайну Отца. Обо всем этом повествует Евангелие начиная со свидетельства Иоанна Крестителя, как бы мы ни понимали построение книги. Тема Евангелия и тема Пролога есть одна и та же тема. И к уразумению Евангелия нас подводит Пролог. Евангелие начинается там, где кончается Пролог. По окончании Пролога евангелисту остается сделать один шаг в направлении к свидетельству о служении Воплощенного Слова в мире. Он его и делает, переходя к тому, что составляет основное содержание Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Петербург во власти оккультиста «Маг и целитель» Сергей Коновалов ежедневно собирает полный зал Спортивного комплекса «Юбилейный» 08.12.2010 2113 Время на чтение 3 минуты Наши петербургские читатели, проживающие в районе станции метро «Спортивная», уже не первый день наблюдают одну и ту же необычную картину: после 21:00 на станции метро «Спортивная» два эскалатора, работающие на спуск, полностью забиты пассажирами. Это многолюдье, необычное в столь позднее время, объясняется, как выяснилось, тем, что в Спортивном комплексе «Юбилейный» с 25 ноября по 9 декабря с 19:00 до 21:00 проходят сеансы «целителя и мага» Сергея Коновалова. Все сеансы, как это ни странно для кризисного времени, по свидетельству очевидцев, проходят с аншлагом. Как показал опрос, многие, кто принимал участие в сеансах мага, ничего не знают о сущности его учения. Между тем, Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии не первый год ведет просветительскую работу, объясняя петербуржцам вред этого учения. На официальном сайте Отдела опубликована аналитическая записка «Доктор Коновалов», подробно описывающая учение псевдоцелителя. Как следует из заключения Миссионерского отдела, «Коновалов пытается соединить христианство с оккультизмом. В книгах и лекциях внушается мысль, что только Коновалов может дать правильное понимание Библии, успокоить душу человека и разрешить все вопросы веры. Он подает свое откровенно оккультное учение в псевдонаучной упаковке, при этом, запугивая близким концом света. Таким образом, читатель или слушатель настраивается на то, что святоотеческое учение Православной Церкви - это вчерашний день, позиция “наших далеких предков”, а то, что объясняет Коновалов, современно и научно». В документе отмечается, что «несмотря на кощунства и пародирование Евангелия и церковных Таинств, Коновалов постоянно подчеркивает свою связь с Православием. На сеансах и в книгах Коновалов использует православную символику, иконы, молитвы, зал клиники именуется “храмом”, а на сеансах он говорит “проповеди”. Книга “Энергия сотворения” называется “благой вестью”. Но его учение отрицает все члены Символа Веры, кроме первого, да и его “учитель” понимает в весьма извращенном виде. Таким образом, он подпадает по анафему II Вселенского собора, который запрещает как-либо изменять Никео-Цареградский Символ Веры. В случае с Коноваловым мы сталкиваемся с непомерной гордыней и претензией на философскую и научную глубину, а на деле видим нагромождение оккультно-эзотерических банальностей». «Учение и “лечение” Коновалова С.С., “посвященного”, обладающего тайными знаниями, приобретенными вне истинного Бога и вопреки Его заповедям, служат духовной гибели людей, а не их исцелению», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/08/pe...

О вере и жизни христианской Каждому христианину для угождения Богу и получения вечного спасения необходимо: во-первых, правильно веровать в Бога, а во – вторых, жить согласно с этою верою. Учение о том, как должно веровать и жить христианину, содержится в Священном Писании и Священном Предании. Священное Писание и Священное Предание Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни учил людей устно. Так же большею частию проповедовали учение Христово и св. апостолы; но некоторые из них оставили в руководство верующим и свои писания, которые вместе с священными книгами, написанными в Ветхом Завете, составляют Священное Писание , или Библию. Все священные книги Ветхого и Нового Завета написаны по внушению Духа Святого и потому содержат в себе чистую истину. Книг Нового Завета 27. Первые четыре написанные апостолами Матвеем, Марком, Лукою и Иоанном Богословом, называются Евангелиями. Слово Евангелие значит: благовестие, или благая весть. В Евангелиях повествуется о жизни, страданиях, смерти, воскресении и вознесении на небо, а также о чудесах и учении Господа нашего Иисуса Христа. В книге Деяний св. апостолов говорится о проповедании св. апостолами слова Божия. Книга Апокалипсис, или откровение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова содержит пророчества о последних днях Церкви Христовой и всего мира. Прочие книги называются посланиями; из них 14 написаны св. апостолом Павлом. Но не все учение христианское изложено в Священном Писании . Святые апостолы многое из учения Христова передали верующим только устно. Это учение, неизменно сохраняемое Православной Церковию, называется Священным Преданием. После апостолов Православная Церковь руководится Священным Писанием и Священным Преданием. В особенных же случаях, для обличения лжеучителей, или для разрешения различных недоумений, собираются соборы. Они бывают Вселенские, на которые собираются пастыри и учители одной какой-либо области. Вселенских соборов было семь. На первом и втором из них составлен Символ веры , то есть изложение в кратких, но точных словах учение о том, во что должен веровать православный христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010