Закрыть Школа - воспитание - защита культуры 28.11.2014 403 Время на чтение 31 минут Истинное просвещение должно быть основано на совместном развитии разума и нравственного чувства, на согласовании европейского образования с национальной самобытностью. В.О.Ключевский 1 Государство и образование в России У государства, провозгласившего своей целью создание достойного гражданского общества в России, есть единственный возможный путь к успешному достижению этой цели: строить общество на условиях высокой образованности, несомненной нравственности и подлинной культуры. Это требует от центральной власти и от власти на местах - постоянных, активных и самоотверженных усилий на ниве всеобщего народного образования. Требует постоянного содействия его плодотворному развитию, первостепенных затрат и непосредственного содействия делу обучения и духовно-нравственного воспитания молодёжи. Содействия - посредством привлечения честных, ответственных и высоко квалифицированных специалистов, вполне владеющих подлинными знаниями и опытом практического освоения богатейшего отечественного наследия и плодотворных традиций в сфере образования и культуры. Подобная задача стояла перед Россией и в начале ХХ века, когда Государственный комитет по народному образованию планировал «усреднение» школы. «...Демократизация школы путём понижения учебного уровня её, - писал в те годы проф. Г.И.Челпанов, - как это предполагал сделать Государственный комитет, есть преобразование школы ложнодемократическое, ибо истинная демократия, истинное народоправство предполагает школу с высоким учебным уровнем. Понижение образовательного уровня средней школы (что в XXI веке уже в сущности достигнуто проведёнными реформами! - В.Т .)...повлечёт за собой прежде всего понижение уровня нашей культуры и приведёт нас к полной культурной зависимости от других народов, потому что именно средняя школа есть основа культуры народа. Понижение образовательного уровня средней школы повлечёт за собой гибель демократии, ибо самоуправляться может только тот народ, у которого есть достаточное число действительно образованных государственных и общественных деятелей, а для этого нужна средняя школа с высоким учебным уровнем».

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/29/...

36 . Historische Vierteljahrschrift. 37 . Vierteljahrschrift, für wissenschaftliche Philosophie. 38 . Zeitschrift für Assyriologie. —325— 39 . Byzantinische Zeitschrift. 40 . Zeitschrift für Kirchengeschichte. 41 . Zeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane. 42 . Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie. 43 . Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft. 44 . Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde des Urchristentums. Б) Русские: 45 . Русский Архив. 46 . Вопросы Философии и Психологии. 47 . Врач. 48 . Византийский Временник. 49 . Вестник Воспитания. 50 . Вестник Европы. 51 . Исторический Вестник. 52 . Вестник Книгопродавцев. 53 . Вестник Иностранной Литературы. 54 . Вестник Права. 55 . Правительственный Вестник. 56 . Русский Филологический Вестник. 57 . Журнал Министерства Народного Просвещения. 58 . Филологические Записки. 59 . Книжных магазинов Товарищества М. О. Вольф известия по литературе, наукам и библиографии. 60 . Русская Мысль. 61 . Миссионерское Обозрение. 62 . Филологическое Обозрение. 63 . Этнографическое Обозрение. 64 . Народное Образование. 65 . Киевская Старина. 66 . Русская Старина. 67 . Русская Школа. XVI. Прошение профессорского стипендиата Петра Минина: „Желая занять только что открывшуюся в Рязанской Семинарии кафедру философии и соединённых с ней предметов, прошу Совет Академии ходатайствовать перед Учебным Комитетом о назначении меня на эту вакансию“. Справка: 1) Но определению Совета Академии от 30 мая текущего года кандидат богословия Пётр Минин оставлен при Академии на год (с 16 августа 1900 года) для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр, с производством ему содержания в размере 457 р. 33 к. в год. – Кроме него для той же цели оставлены при Академии кандидаты богословия Алексей Малинин и Александр Платонов. 2) Соответствующей предмету занятий профессорского стипендиата Минина свободной кафедры в Академии в настоящее время не имеется. Определили: Ходатайствовать перед Учебным Комитетом при Святейшем Синоде о назначении профессорского стипендиата Петра Минина на открывшуюся в Рязанской духовной семинарии должность преподавателя философии и соединённых с ней предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

синоду; контроль же по суммам духовно-учебным передан в состоящий при св. синоде хозяйственный комитет 441 , который присем был преобразован в хозяйственное управление при св. синоде. Учреждение с этим последним названием явилось, таким образом, одновременно с духовно-учебным управлением 442 , для заведования всеми суммами и имуществами, в особом ведении св. синода состоящими, и хозяйственными по оным распоряжениями, а также контролем по всем суммам, состоящим в ведении синода, не исключая сумм духовно-учебного ведомства, а также отпускаемых из казначейства на духовное ведомство. Хозяйственному управлению подчинены были типографии синодальные – петербургская и московская, комиссары синодальных книжных лавок и вообще все чиновники, заведующие всяким имуществом св. синода. В 1867 году, одновременно с реформой духовно-учебных заведений, произошли в организации центральных церковных учреждений следующие перемены: 1) духовно-учебное управление было переименовано в духовно-учебный комитет, с предоставлением ему в заведование одной лишь учебно-воспитательной части духовно-учебных заведений, не касаясь хозяйственной части; 2) хозяйственному управлению при св. синоде предоставлена в заведование и хозяйственная сторона духовно-учебных заведений, так что в этом учреждении вообще централизовалось все хозяйство духовного ведомства, и 3) находившийся при хозяйственном управлении контроль был отделен от этого управления и составил особое центральное учреждение при св. синоде. § 46. Обер-прокурор при св. синоде 443 Указом от 11 мая 1722 г. Петр В. предписал сенату «в синод выбрать из офицеров доброго человека, чтобы имел смелость и мог управления синодского дела знать и быть ему обер-прокурором» 444 и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал-прокурора. По инструкции, обер-прокурор св. синода, подобно генерал-прокурору, должен быть оком государевым и стряпчим о делах государственных. Полномочия его и вместе с тем обязанности, возлагаемые на него инструкцией, состояли в следующем: 1) следить за тем, чтобы дела, подлежащие рассмотрению и решению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

1) Нужно разработать правила издания религиозной литературы, составить список учебно-справочных изданий, помогающих правильно подготовить книгу к печати. 2) Совместно с Учебным комитетом и Отделом религиозного образования нужно разработать единые правила написания церковных терминов. В литературе можно встретить разнообразное написание церковных терминов, так как каждое издательство самостоятельно устанавливает правила их написания. Я думаю, что к этой работе можно привлечь и Издательство Московской Патриархии , где у сотрудников накоплен очень большой опыт работы и уже есть какая-то схема, методология, отработаны какие-то принципы. 3) Необходимо разработать систему классификации религиозных изданий в соответствии с требованиями библиотечного дела. Библиотеки зачастую сталкиваются с проблемами при оформлении новых поступлений литературы религиозной тематики, так как для религиозной литературы существует только общая классификация. Данная проблема, наверное, не очень актуальна для светских библиотек, где процент религиозных книг незначителен, но в приходских, епархиальных библиотеках это очень большая проблема. Я практически никогда не видел правильной библиотечной классификации, ни в одной библиотеке, которую я посещал, — приходской или епархиальной. 4) Нужно регулярно проводить специализированные семинары по православному книгоизданию, направленные на повышение профессионального уровня работников православных издательств. Хотелось бы отдельно отметить проблемы издания православной учебной литературы, значение которой в подготовке священнослужителей и других церковных специалистов невозможно переоценить. До сих пор наши духовные учебные заведения не располагают достаточным количеством качественных учебников по всем дисциплинам. Одна из главных причин этого кроется в отсутствии достаточного стимулирования (в первую очередь, материального) потенциальных авторов, что приводит к низкой заинтересованности в работе над учебными пособиями и исследованиями. Важно продумать — вместе с Учебным комитетом, Отделом религиозного образования — систему мер для стимулирования данной отрасли.

http://patriarchia.ru/db/text/938867.htm...

Приходилось видеть такого рода оторванность от практики богослужебной, когда в Духовных семинариях нет храма, где бы они могли проходить какого-то рода практику и где осуществлялось бы их воспитание как священно- и церковнослужителей. Большие проблемы возникают с преподавательскими кадрами. И в этом контексте встает, конечно, вопрос о престижности и значимости статуса преподавателя Духовной школы в нынешнем моменте нашего церковного развития... Очевидно, необходимо каким-то образом поддерживать труд тех, кто подвизается в Духовных школах, более активно. И это та часть, которая вряд ли может быть решена самим Учебным комитетом или которая не могла быть решена только в контексте реформы духовного образования, но от нее также многое и многое зависит. Завершить сегодняшнее свое выступление я бы хотел словами о том, с чего я начал. Реформа идет, и мы уже никогда не вернемся в то состояние Духовных школ, которое было 10 - 15 лет назад, даже если бы нам внутренне как-то и хотелось очутиться в этом более покойном и в какой-то мере менее требовательном для нас времени. И то, насколько мы будем сознательными ее соучастниками, не пассажирами в троллейбусе, который везет нас незнамо куда, так что мы ругаем водителя за то, что нас слишком много, и за то, что нас подбрасывает на ухабах, но в общем осознаем себя пассажирами, и активными соработниками по отношению к тому, что происходит, а, главным образом, от этого и зависит будущее нашего духовного образования и благие плоды того процесса, в который мы вступили, реформируя его в последние годы. Благодарю вас за внимание. Протоиерей Максим Козлов Преподаватель Московской духовной академии и Сретенского высшего православного монастырского училища 09/10/2001 Другие выступления на этой первой богословской конференции, организованной Учебным комитетом при Священном Синоде при участии Духовных школ Русской Православной Церкви, можно найти на сайте Учкома: http://www.uchkom.ru/ Там же находятся все официальные документы и итоговый документ конференции.              

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/refo...

5.5. Соответствие подготовки специалистов по учебным дисциплинам базового цикла «Основы православного вероучения» оценивают специалисты Учебного комитета. 5.6. Соответствие подготовки специалистов по учебным дисциплинам вариативного (профильного) цикла оценивают специалисты профильных синодальных учреждений. 5.7. Выдача церковной лицензии и свидетельства о церковной аккредитации образовательному учреждению возможна только при единогласном решении всех представителей Межведомственной комиссии. 5.8. Образовательная организация, обладающая церковной лицензией и свидетельством о церковной аккредитации, вносится в реестр образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов по направлениям церковного служения, публикуемый на официальном сайте Учебного комитета Русской Православной Церкви. 5.9. Срок действия церковной лицензии и свидетельства о церковной аккредитации определяется Положением о церковном лицензировании и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. VI. Деятельность образовательных организаций по подготовке специалистов по направлениям церковного служения 6.1. Образовательные организации по подготовке специалистов реализуют программы по одному или нескольким направлениям: - «Катехизическая деятельность»; - «Миссионерское служение»; - «Молодежная работа»; - «Социальная деятельность». 6.2. Подготовка специалистов по направлениям церковного служения осуществляется на основании соответствующих церковных образовательных стандартов. 6.3. Формы обучения по программам подготовки специалистов: очная, очно-заочная, заочная, дистанционная. 6.4. Образовательные организации самостоятельно составляют и утверждают основные образовательные программы по подготовке специалистов на основе примерных основных образовательных программ, разрабатываемых профильными синодальными учреждениями. 6.5. Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие православное воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики, календарный учебный график и методические материалы.

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

Я думаю, необходимо поставить заслон некачественным и контрафактным изданиям, которые сегодня заполняют рынок, попадая в том числе и в наши семинарии. Издательскому Совету следует осуществить ряд мер, направленных на повышение уровня выпускаемой печатной продукции. К этим мерам я бы отнёс следующие: 1) Нужно разработать правила издания религиозной литературы, составить список учебно-справочных изданий, помогающих правильно подготовить книгу к печати. 2) Совместно с Учебным комитетом и Отделом религиозного образования нужно разработать единые правила написания церковных терминов. В литературе можно встретить разнообразное написание церковных терминов, так как каждое издательство самостоятельно устанавливает правила их написания. Я думаю, что к этой работе можно привлечь и Издательство Московской Патриархии, где у сотрудников накоплен очень большой опыт работы и уже есть какая-то схема, методология, отработаны какие-то принципы. 3) Необходимо разработать систему классификации религиозных изданий в соответствии с требованиями библиотечного дела. Библиотеки зачастую сталкиваются с проблемами при оформлении новых поступлений литературы религиозной тематики, так как для религиозной литературы существует только общая классификация. Данная проблема, наверное, не очень актуальна для светских библиотек, где процент религиозных книг незначителен, но в приходских, епархиальных библиотеках это очень большая проблема. Я практически никогда не видел правильной библиотечной классификации ни в одной библиотеке, которую я посещал, — приходской или епархиальной. 4) Нужно регулярно проводить специализированные семинары по православному книгоизданию, направленные на повышение профессионального уровня работников православных издательств. Хотелось бы отдельно отметить проблемы издания православной учебной литературы, значение которой в подготовке священнослужителей и других церковных специалистов невозможно переоценить. До сих пор наши духовные учебные заведения не располагают достаточным количеством качественных учебников по всем дисциплинам. Одна из главных причин этого кроется в отсутствии достаточного стимулирования (в первую очередь материального) потенциальных авторов, что приводит к низкой заинтересованности в работе над учебными пособиями и исследованиями. Важно продумать — вместе с Учебным комитетом, Отделом религиозного образования — систему мер для стимулирования данной отрасли.

http://pravmir.ru/vyistuplenie-na-zaseda...

В связи с приближающимся истечением указанного в решении Священного Синода срока Высший Церковный Совет в заседании от 16 июня 2016 года заслушал доклад заместителя председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова, который представил предложения по преобразованию духовных училищ. Высший Церковный Совет, дополнив эти предложения, определил направить часть из них на рассмотрение Священного Синода. Кроме того, епархиальным архиереям Выксунского, Калужского, Нижегородского, Рязанского и Смоленского духовных училищ, в которых осуществляется подготовка иконописцев и регентов, предложено, на усмотрение Преосвященных архиереев, либо инкорпорировать училища в духовные семинарии в качестве отделений, либо указать профиль подготовки в наименовании училища. Ранее Священный Синод в заседании от 13 июня 2016 года (журнал определил: «Вернуться к вопросу о возможности преобразования Саранского духовного училища в семинарию после первого выпуска училища по программе бакалавриата при условии успешного набора на 2016-2017 учебный год, устранения выявленных недостатков и создании в данном учебном заведении соответствующей образовательным стандартам базы для реализации программ высшего образования». ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о положении дел в Костромской духовной семинарии. Справка: Священный Синод в заседании от 16 июля 2013 года (журнал 79) в частности определил: «Высшим духовным учебным заведениям, относящимся к четвертой рейтинговой группе по результатам инспектирования Учебным комитетом, предоставить трехлетний срок для исправления ситуации, предупредив, что в отсутствии исправления может быть поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений». В заседании Священного Синода председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений представил доклад, в котором сообщил о ряде существенных недостатков в деятельности Костромской духовной семинарии, сохраняющихся на протяжении 2012-2016 годов.

http://patriarchia.ru/db/text/4561903.ht...

—316— доставлении оной такового отзыва для доклада Святейшему Синоду“. Справк а: По окончании летних каникул означенное отношение было разослано гг. членам Совета Академии для прочтения. – Замечания их на проект правил, составленный Учебным Комитетом при Святейшем Синоде, и были предметом обсуждения в настоящем собрании Совета. Определил и: Сообщить Канцелярии Святейшего Правительствующего Синода, что Совет Академии, признавая неудовлетворительность настоящей постановки дела и большую целесообразность новых правил, составленных Учебным Комитетом при Святейшем Синоде в предупреждение уклонений казённокоштных воспитанников духовных академий от обязательной для них службы по духовно-учебному ведомству, считает, тем не менее, необходимым сделать следующие замечания относительно частных пунктов проекта правил: 1) Пятый пункт проекта устанавливает, что окончивший курс в Академии и состоящий должником за своё содержание получает свободу поступить в другое ведомство и пользуется рассрочкой взноса только в том случае, если он не получит назначения по духовно-учебному ведомству в течение года. – Совет полагает, что этот порядок чрезмерно обременителен для воспитанников Академии, вынуждая их целый год существовать одним ожиданием, неизвестно на какие средства, и лишая их возможности пристроиться куда-либо. – Такой продолжительный срок тем менее понятен, что само духовно-учебное Центральное Управление признаёт „недостаток в настоящее время кандидатов для замещения открывающихся вакансий в духовно-учебных заведениях“. – Если так, – то не справедливее ли было бы сократить означенный срок до 2–3 месяцев, т. е. до начала учебного года? 2) Пункт первый проекта устанавливает, что „окончившие курс воспитанники духовных академий... состоят в ведении Центрального Управления духовно-учебного ведомства“. Из дальнейших пунктов проекта видно, что и определение на службу, и высылка документов, и увольнение из духовного ведомства совершается не иначе, как Цент- —317— ральным Управлением или с его ведома и разрешения. – Если так, то не гораздо ли последовательнее и практически проще и удобнее было бы, чтобы и все документы окончивших курс воспитанников Академии прямо отсылать в Центральное Управление, которое само и ведало бы всякие взыскания, как оно ведает определения на службу или увольнения из ведомства. – Советы Академий являются в этом случае совершенно излишней инстанцией, только осложняющей дело.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) Для исполнительного производства всех таковых дел, исключая контрольных, образовать при Святейшем Синоде духовно-учебное управление. 3) Капиталам Комиссии духовных училищ именоваться отныне духовно-учебными капиталами и быть им по-прежнему отдельными от прочих сумм духовного ведомства, состоя в непосредственном заведывании духовно-учебного управления. 4) поскольку состоящей при Святейшем Синоде хозяйственный комитет заведует контролем духовного ведомства, то передать в оный и контроль по суммам духовно-учебным. 5) Сей комитет, для большего удобства и соответствия, преобразовать в хозяйственное управление при Святейшем Синоде. 6) Как в хозяйственном управлении сосредоточится переписка обер-прокурора Святейшего Синода по синодальному имуществу, то передать в оное и их канцелярии обер-прокурора все делопроизводство по сему предмету. 7) Все права комиссии духовных училищ передать по важнейшим предметам Святейшему Синоду, а по прочим духовно-учебному и хозяйственному управлениям на основании, изложенном в проектах положений оных. При столь значительно упрощенном устройстве, с упразднением комиссии духовных училищ, высшее заведывание духовно-учебными делами сосредоточится в одном главном духовном правительстве Синоде, который будет иметь более удобства обращать все внимание свое на важнейшие предметы воспитания и хозяйства, не развлекаясь мелкими. За сим и коллегиальный порядок, принося существенную пользу в делах важных, не будет многосложностью форм своих стеснять движения остальных многочисленнейших дел, большей частью требующих скорого исполнения, ибо они получат в двух при Синоде управлениях, под главным начальством обер-прокурора, течение быстрое, соответственное другим отраслям государственного управления». Закрытие комиссии духовных училищ и учреждение духовно-учебного управления составляют, можно сказать, заключительный момент административных преобразований по главному духовному управлению. Духовно-учебное управление наследовало от комиссии духовных училищ исполнительное производство по духовно-учебным делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010