Закрыть itemscope itemtype="" > Духовное образование: не реформы, а развитие Беседа с председателем Синодального Учебного комитета Русской Православной Церкви 04.03.2019 1130 Время на чтение 22 минут Анатолий Степанов: Сегодня в связи с ростом епархий, приходов, семинарий усложняется система духовного образования Русской Православной Церкви. Создана вот не так давно Общецерковная аспирантура. Что сегодня входит в ведение Учебного комитета РПЦ, который Вы возглавляете? Отец Максим: Учебному комитету Русской Православной Церкви подведомственны все высшие духовные учебные заведения. Непосредственно подведомственны на территории России и консультативно-рекомендательно на территории других государств, входящих в область канонической ответственности Русской Церкви, за исключением Украины , где есть свой Учебный комитет. По понятным обстоятельствам сегодня жизнь Украинской Церкви определяется своими внутренними решениями. Хотя, конечно, есть стремление идти в одном направлении. В России сегодня 39 высших духовных учебных заведений - семинарий и Академий (духовных академийна территории России две - Московская и Санкт-Петербургская). Есть еще Таврическая семинария в Симферополе, но она в церковном отношении подчинена Учебному Комитету Украинской Православной Церкви. Хотя, конечно, мы работаем вместе, потому что им необходимо находиться в сфере российского законодательства, - и тут они не справились бы без Учебного комитета Русской Православной Церкви.Кстати, о Таврической семинарии, - когда мы ее в первый раз посетили с ознакомительным визитом, заметили, как нахождение на территории близлежащего государства тормозило образовательные процессы. Но с Божией помощью, выровняется и крымская духовная школа. Кроме семинарий и академий у нас есть Свято-Тихоновский университет, Российский православный университет, который с конца прошлого года решением Святейшего Патриарха подчинен Учебному комитету, и Новосибирский православный институт. Зоной ответственности Учебного комитета являются также в значительной мере Центры по подготовке приходских специалистов, которые сейчас созданы в разных епархиях в количестве почти четырех десятков. Центры занимаются подготовкой молодежных, социальных работников, катехизаторов и миссионеров. По конкретным профилям с ними работают другие Синодальные отделы - Миссионерский, Молодежный, Социальный, но богословская, вероучительная составляющая вся была прописана и контролируется Учебным комитетом. С недавнего времени существуют также Курсы повышения квалификации духовенства, которые организуют и проводят епархии, но программы, сроки, преподавательский состав и прочее согласовывается с Учебным комитетом.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

В Смоленской духовной семинарии прошел семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на новые образовательные стандарты» 11 ноября 2011 г. 19:00 8-9 ноября 2011 года в Смоленской православной духовной семинарии под председательством главы Учебного комитета  Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения состоялся семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Цель семинара — оказание консультативной и методической помощи в процессе лицензирования и аккредитации семинарий и в условиях перехода на государственный образовательный стандарт «Теология» второго и третьего поколения. В работе семинара приняли участие представители практически всех духовных школ России. Первый день работы открыл доклад заместителя председателя Учебного комитета священника Михаила Вахрушева «Порядок и документационное сопровождение процесса лицензирования духовных учебных заведений». В выступлении были приведены статистические данные о состоянии процесса лицензирования духовных школ на современном этапе. Прозвучали рекомендации относительно поэтапной схемы лицензирования учебных заведений, а также даны разъяснения относительно оформления документов, необходимых для лицензирования образовательной деятельности. Выступление проректора по учебной работе Смоленской семинарии О.Г. Ребизова было посвящено планированию учебного процесса в духовной семинарии в рамках образовательных стандартов второго и третьего поколения. Докладчик ознакомил присутствующих с особенностями стандарта «Теология» второго и третьего поколения, с учебным планом семинарии, составленным в соответствии с данными стандартами. Также был рассмотрен вопрос об организации режима учебной деятельности семинарии в соответствии с требованиями учебного плана, лицензионными и аккредитационными требованиями. Руководитель учебно-методического отдела Смоленской семинарии Л.Н. Урбанович рассказала об организации деятельности отдела в связи с подготовкой к аккредитации и о приведении нормативной учебно-методической базы в соответствие с требованиями Госстандарта.

http://patriarchia.ru/db/text/1671255.ht...

Протоиерей Максим Козлов. Фото Михаила Еремина ЖМП 4 апрель 2021 /  26 апреля 2021 г. 17:19 Протоиерей Максим Козлов: «Мы можем научить и организовать, но человек сам должен идти к той цели, ради которой существует семинария» Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» дает свою оценку современному состоянию духовного образования в Русской Церкви, обозначает те главные задачи, которые сегодня ставит перед собой Учебный комитет, рассказывает о системе рейтинга семинарий и делится своими соображениями о возможностях финансирования региональных духовных школ.  PDF-bepcuя. Большинство учащихся — вчерашние школьники — Ваше Высокопреподобие, на протяжении большей части своей жизни вы так или иначе связаны с духовным образованием — многие годы преподавали в МДА и Сретенской семинарии , а в последнее время возглавляете Учебный комитет. Как вы оцениваете современное состояние духовного образования в Русской Церкви? — Начнем с простого, посмотрим на количественные показатели. В системе духовного образо­вания на территории Российской Федерации сейчас действует Общецерковная аспирантура и докторантура , три академии, тридцать восемь семинарий, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет  и Российский православный университет. Это главные вузы, которые и являются фундаментом духовного образования. За рубежом действует одна духовная академия (Минская) и семь духовных семинарий (без учета учебных заведений Украинской Православной Церкви ). Но надо учесть и ассоциированные учреждения — центры подготовки приходских специалистов, которых на сегодня сорок один. Также Учебным комитетом курируются и курсы повышения квалификации духовенства, они есть во всех митрополиях и во многих епархиях. Всего в системе высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви ­обучается 9341 человек, из них в духовных школах России — 8225 человек. Преимущественно это, конечно, юноши, готовящиеся к священническому служению. Но также на регентских и иконописных факультетах учится немалое количество девушек 1 .

http://e-vestnik.ru/db/protoierey_maksim...

2. Утвердить следующий состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха:   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о продолжающейся реформе системы духовного образования Русской Православной Церкви. Справка: Продолжая реформирование системы духовного образования, Учебный комитет при Священном Синоде разработал ее новую модель, адаптированную к современным требованиям государственных и международных образовательных стандартов. К разработке данной модели были привлечены представители ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Также проект обсуждался на многочисленных форумах с участием как представителей духовных академий и семинарий, так и экспертов в области образования, в том числе: Основные положения новой модели были представлены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в докладе на Архиерейском Соборе (2-4 февраля 2011 г.). В соборном определении «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в частности, сказано: «Освященный Архиерейский Собор одобряет разработанную Учебным комитетом Русской Православной Церкви модель духовного образования, представленную в докладе Святейшего Патриарха Кирилла. После подготовки соответствующих документов Учебному комитету надлежит направить их на утверждение Священного Синода…» (п. 29). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить: 2. В процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви Учебному комитету проанализировать промежуточные результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О положении церковных дел в Челябинской и Ставропольской епархиях. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященного Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского, почислить на покой по состоянию здоровья, выразив ему сердечную благодарность за многолетние архипастырские труды. Местом пребывания Преосвященного Иова определить г. Москву. 2. Преосвященным Челябинским и Златоустовским быть Преосвященному Феофану, архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1434632...

Архив Пн Протоиерей Максим Козлов: Необходимо оценить общее «состояние здоровья» нашей системы духовного образования 20 марта 2013 г. 16:52 В конце 2012 года инспекционные группы сотрудников Учебного комитета , административных работников и преподавателей ведущих духовных учреждений Русской Православной Церкви посетили с проверками 36 духовных школ. С какой целью были организованы инспекции, в чем они состояли и каков их итог, рассказал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» ( 3, 2013 ). — Отец Максим, в минувшем году Учебный комитет провел проверку во всех без исключения семинариях Русской Православной Церкви на территории России. Пожалуйста, расскажите о целях и задачах, которые стояли перед вами. — Со времени формирования современной системы духовного образования, то есть той, которая начала складываться с конца 1980-х — начала 1990-х годов, это первый подобный опыт, когда в хронологически весьма сжатый период Учебным комитетом были проинспектированы все духовные семинарии на территории Российской Федерации, а таковых у нас 36. Ранее инспекции проводились, но не в таких масштабах. Как правило, это были единичные проверки в случаях, когда требовалось принять решение об открытии духовной школы, изменении ее статуса (скажем, с духовного училища на семинарию), или в ситуациях, когда внутри духовной школы происходили процессы (и положительные, и негативные), которые требовали взгляда из центрального церковного учреждения. Нынешний цикл проверок проходил — и об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл в докладе на минувшем Архиерейском Соборе — в рамках реформирования системы духовного образования и был связан с необходимостью оценить общее, скажем так, «состояние здоровья» нашей системы духовного образования. С момента возникновения новых реалий жизни, в которые наша Церковь вступила на границе 1980-1990-х годов, прошло более 20 лет. С одной стороны, в различных областях церковной жизни, в том числе в сфере духовного образования, за это время был пройден большой путь и накоплен значительный опыт. С другой стороны, сама система духовного образования претерпевала неоднократные изменения и корректировки (кстати, как и система высшего светского образования в нашем государстве). Назрела необходимость понять, что мы имеем сейчас и в каком направлении нам двигаться дальше, какой опыт можно считать позитивным и на нем базироваться, а в чем нужна корректировка курса.

http://patriarchia.ru/db/text/2859085.ht...

Архив Сретенская духовная семинария Сретенская духовная семинария: Информация для абитуриентов Последнее обновление: 17 июня 2008 года Сретенская духовная семинария объявляет набор учащихся на 2008/2009 учебный год. Сретенская семинария – высшее учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Семинария располагается на территории московского Сретенского монастыря . Срок обучения – 5 лет. В семинарии изучается более 30 различных дисциплин. Среди них: Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, патрология, литургика, общецерковная история, история Русской Церкви, церковное искусство, история философии, древние и новые языки и другие предметы, рекомендованные Учебным комитетом Русской Православной Церкви для духовных семинарий. Помимо этих дисциплин в семинарии читается курс всемирной истории (история Древнего Востока, античная история, история Средних веков, новая и новейшая история), история русской литературы, зарубежная литература. По окончании семинарии выпускники получают диплом об окончании семинарии и могут продолжить обучение в духовной академии. Ректор семинарии – наместник Сретенского монастыря, действительный член РАЕН, архимандрит Тихон (Шевкунов). Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской духовной академии, Московского государственного университета, Государственной академии славянской культуры, а также столичное духовенство. Среди них: действительный член РАЕН, доктор философских наук, заслуженный профессор Г. Г. Майоров; доктор исторических наук, профессор О. Ю. Васильева ; кандидат богословия, профессор   протоиерей Максим Козлов ; кандидат культурологии, профессор А. Н. Ужанков ; кандидат богословия,  профессор А. К. Светозарский ; кандидат исторических наук, доцент Н. Н. Трухина , кандидат филологических наук, доцент Л. И. Маршева и другие. Периодически в семинарии читают лекции профессора зарубежных духовных учебных заведений. В минувшие учебные годы лекции были прочитаны известными патрологами епископом Афанасием (Евтичем) (Сербия) и Эндрю Лаутом (Великобритания). Полный список преподавателей семинарии смотрите ниже.

http://pravoslavie.ru/sm/000101214232.ht...

В рамках Рождественских образовательных чтений митрополит Волоколамский Иларион встретился с представителями духовных школ Русской Православной Церкви 29 января 2019 г. 10:17 28 января 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился с представителями администраций духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. На встрече, которая прошла в конференц-зале Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II , также присутствовали митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , его заместители протоиерей Михаил Вахрушев и протоиерей Валентин Васечко. Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион, в частности, рассказал о работе ОЦАД, а также о деятельности Научно-образовательной теологической ассоциации. Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, созданное по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на первом заседании Священного Синода после его возведения на Патриарший престол. Председатель ОВЦС отметил: «Предыстория это учебного заведения связана с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, при котором действовала аспирантура Московской духовной академии . И когда руководство Отделом внешних церковных связей было передано мне, одновременно мне было передано и руководство аспирантурой. Однако Святейший Патриарх Кирилл предложил сделать ее отдельным учебным заведением, причем не на базе какой-либо из существующих духовных академий, и придать ей соответствующий статус». В настоящее время Общецерковная аспирантура располагается на Черниговском Патриаршем подворье на Пятницкой улице. Владыка сообщил, что на базе ОЦАД осуществляется несколько программ: «То есть она дает несколько уровней образования. Наша основная программа — аспирантская, направленная на написание диссертаций на степень кандидата богословских наук. Кроме того, у нас есть докторантура, которая позволяет готовить и защищать диссертации на степень доктора богословия или доктора церковной истории. На базе Общецерковной аспирантуры действует Общецерковный докторский диссертационный совет, который я возглавляю, и в нем защищаются докторские диссертации, которые признаются Церковью».

http://patriarchia.ru/db/text/5362337.ht...

Глава II. Составные части Православного Богослужения: а) таинства и отличие их от священнодействий Таинства Православной церкви, составляя существенную часть Христианского Богослужения, суть такие священнодействия, чрез которые, на основании повеления Иисуса Христа, под видимыми чувственными знаками не только представляется, 170 но и действительно преподается принимающими их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных покровах и видах и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов, чем определеннее знаки, под которыми они ему представляются. Видимые знаки или посредства в священнодействиях, или таинствах, необходимы для одного человека; в благодать Божия для своего действования на человека не нуждается ни в каких посредствах. Святой Иоанн Златоуст 171 говорит: «если бы мы были бестелесны; то и Христос сообщал бы нам духовные дары бестелесно: но поскольку душа наша соединена с телом; то духовное сообщается нам в чувственных видах». Следовательно, по своему устройству человек нуждается в видимых посредствах, чтобы принимать чрез них невидимую силу Божию. Само тобою разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог учредить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, каковые суть: умовение ног, пострижение в монашество, разного рода молебствия. Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию учреждаемы и совершаемы. Есть священные действия и такие, кои не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, и однако ж не считаются таинствами, напр., освящение храмов или воды, благословение хлебов. Потому что в них только то и есть, что видим – храм, вода и хлеб, – а преестественного ничего нет. Иное дело – молитва , призывание Божие, и иное дело – действие самого Бога. 2) В таинствах под видимым образом сама Божественная благодать силою слова, или обетования Божия, прикасаясь человеку, приемлющему тайну, сообщает ему себя к той мере дарований, в какой эти дарования соединены с тем или иным таинственным действием.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Глава IV. О лицах, совершающих Богослужение Как в Ветхом завете для служения пред алтарем и принесения на нем жертв Бог учредил Иерархию, состоящую, из 3-х степеней: первосвященника, 858 священников 859 и левитов, 860 так и в Новом завете Бог благословил отделить от общества верующих одну избранную часть людей, которую, по особенному назначению, преимущественно определяет на служение Себе. Эта избранная часть и составляет церковную Иерархию, о которой Апостол Павел, рассуждая о необходимости различных служений в церкви Христовой, спрашивает: еда вси Апостолы? Еда вси Пророцы? еда вси учители? 861 Этими словами Апостол указывал на необходимые в церкви, особенные Богопоставленные лица, которым была предоставлена свыше благодатная власть совершать Богослужение и таинства и пасти стадо Христово. Теперь это Божественное право преподается правильно избранным лицам из среды верующих в таинстве Священства, и не усвояется, как было в Ветхом завете, исключительно одному племени. Лица, призываемые к священническому служению, обязывались и обязываются основательно и ясно знать свое звание, чтобы достойно ходить по нему, верно узнать уготованное дело служения Богу, глубже и тверже напечатлеть в своем уме и сердце высоту своего назначения и тем поощрять себя к святому прохождению своего звания, позвавшему Святому. 862 О церковной Иерархии Лица, имеющие благодать, право и обязанность служить в церкви, составляют церковную Иерархию, которая получила начало свое от Иисуса Христа и непрерывно продолжается чрез Архиерейское рукоположение, 863 посредствуя между Богом и людьми и, по заповеди Спасителя, содействуя устроению спасения последних чрез отправление общественного Богослужения. Эта Богоучрежденная Иерархия разделяется на три Богоучрежденные степени священства. По мере того, как благодать священства, по изволению Божию, сообщается не в одинаковой мере, и таинство священства имеет три степени: 1-я и высшая Епископская, 2-я Пресвитерская и 3-я низшая Диаконская. О божественном происхождении Епископской власти и различных её наименованиях

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Глава VIII. О священных одеждах и происхождении их Священными одеждами называются те облачения, в которые священнослужители облекаются во время Богослужения и которые чрез богослужебное употребление свое делаются священными; для отличия же от обыкновенных одежд, они имеют определенную форму, качество материи и изображение креста. Древность происхождения священных одежд ученые относят то к 4-му веку, 1223 то к 6-му; 1224 мы же на этот вопрос должны сказать, что если бы о существовании священных одежд и не было свидетельств; то и в таком случае существование их мы должны были бы признать на основании тесной связи христиан с иудейством и аналогии древних языческих религий. Но с конца 3-го и начала 4-го веков священные одежды употребляются священнослужителями открыто и отличаются от обыкновенных одежд некоторого рода роскошью. Поэтому нет сомнения, что предписание Ветхого завета, повелевающее первосвященнику – Аарону и священникам – сыновьям его надевать при Богослужении особенные, нарочитые одежды, как украшение их, и вместе, как символ священнического достоинства и отличия от всех прочих сынов Израиля, 1225 и употребление особенных одежд жрецами Греческого и Римского культа, если не служили образцом для христианской церкви в 1-е века её распространения; то имели влияние на их употребление по различию степеней клира и тем самым служили противовесом для слабых в вере христианской и увлекающихся пышностью языческого культа. Все эти соображения получают больнее значение, если обратим внимание на следующие пункты: Если в Новом завете нет ясных следов существования одежд, употребляемых священными лицами и клириками при Богослужении, и если из послания Апостола Павла к Тимофею 1226 нельзя выводить заключения о существовании фелони, где сказано: фелонь, его же оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя; то всё-таки в древности было распространено предание об известных знаках Апостольского достоинства. Сюда относится рассказ Егезиппа, 1227 отца 2-го века, об особенной льняной одежде (срачице, подряснике) Апостола Иакова и его золотой повязке, которую он надевал на лоб, по примеру Иудейского первосвященника, об одежде Иоанна и Марка, о роскошной одежде, похожей на нашу нынешнюю фелонь Варфоломея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010