При этих знаниях о. Никольский с очевидною ясностию умел доказать депутатам съезда и причины малоуспешности учеников училища в знаниях русского языка, и безотрадность их положения по выходе из училища, и необходимость перемен в распределении уроков в примерном учебном плане училища, установленном по уставу 1867 года. Поэтому в течение трех лет сряду епархиальный съезд останавливался на этом предмете. Все журналы съезда по излагаемому предмету были формулированы о. Никольским. Несмотря на затруднения, которые представлялись съездом с.-петербургского духовенства в возможности обращаться с ходатайством к высшей церковной власти, об изменении распределения учебных часов в училище, против примерного плана, благодаря наставлениям и разъяснениям о. Никольского, ходатайство съезда было, наконец, препровождено в Св. Синод. Но представление преосвященного митрополита Св. Синоду об этом ходатайстве не поступило прямо в Синод; а сначала оно было принято в канцелярии обер-прокурора Св. Синода; затем, по распоряжению обер-прокурора графа Толстого, главного творца устава духовных училищ 1867 года, сдано в духовно-учебный комитет при Св. Синоде на предварительное рассмотрение и заключение и, наконец, в Св. Синод с препровождением заключения духовно-учебного комитета по содержанию ходатайства. Духовно-учебный комитет, по своему личному составу и по отношениям, не мог разделить соображений и участия депутатов духовенства С.-Петербургской епархии к судьбам детей духовенства, загнанных своим происхождением и бедностью своих родителей в духовное училище. Комитет назвал ходатайство съезда „притязанием“, и предложил в своем заключении – ходатайство съезда отклонить, а в замене предположенных съездом перемен в программе училища учредить дополнительный при училище курс. Св. Синод, вследствие объяснений по тому же предмету обер-прокурора утвердил заключение комитета. Синодальное определение, которым утверждено заключение духовно-учебного комитета о ходатайстве съезда, было объявлено духовенству С.-Петербургской епархии указом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Книги, сочинения и периодические издания, предполагаемые для распространения в тех заведениях; Годовые отчеты о состоянии сих заведений в учебно-педагогическом отношении; Отчеты по ревизиям духовно-учебных заведений; Меры, которые могут оказываться нужными, по содержанию тех и других отчетов; Вопросы и предположения по устройству училищ девиц духовного звания. (§ 10 там.) Учебный комитет при Святейшем Синоде кроме того назначает, с разрешения Святейшего Синода, конкурсы на составление лучших учебных руководств, постановляет заключения о присуждении за них премий и вообще обсуждает дела, касающиеся духовного просвещения, передаваемые в Комитет по особым назначениям Святейшего Синода, или Обер-прокурора оного. (§ 11 там.) Учебный Комитет при Святейшем Синоде, в случаях надобности в каких-либо сведениях при рассмотрении того или другого вопроса, входит в сношения с подлежащими и равными ему местами и лицами через своего председателя, а с высшими местами и лицами – через посредство Обер-прокурора Святейшего Синода. (§ 12 там.) Заключения Комитета по каждому предмету излагаются в отдельных журналах; в журналы эти вносятся и особые мнения кого-либо из присутствующих в Комитете в случае несогласия с мнением большинства. (§ 13 там.) Все заключения Комитета поступают на рассмотрение и зависящее распоряжение Святейшего Синода через предложения его Обер-прокурора, который, когда признает нужным, присовокупляет и свое заключение. (§ 13 там.) Сомнения и вопросы, могущие возникать при применении уставов духовно-учебных заведений, предоставлено разъяснять Синодальному Обер-прокурору, Учебного комитета, во всех тех случаях, когда возникший вопрос точно и определительно разрешается уставами или постановлениями Святейшего Синода, вошедшими в отпечатанный и разосланный для руководства по духовно-учебному ведомству Сборник за 1867 –1874 гг.; на обсуждение же и утверждение Синода вносятся журналы Учебного Комитета лишь по тем вопросам, для разрешения которых требуется пояснение, дополнение или изменение содержащихся в сем Сборнике постановлений.(Указ.25 Мая 1875 г. 21 по Выс. утв. 3 Апреля Опред. Св. Синода 5–14 Февраля 1875 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Работа по открытию семинарии на этом не прекратилась. уже через несколько месяцев в училище не было ни одного студента без законченного среднего образования. С 2001/2002 учебного года руководством епархии и училища было принято решение о переходе с двухлетнего на пятилетний срок обучения. Это было достаточно рискованное решение в силу целого ряда причин. Во-первых, обычно Священный Синод обговаривал в своих решениях срок обучения в духовном учебном заведении. Нередко рассматривались даже вопросы о переводе того или иного училища с двухлетнего на трехлетний или четырёхлетний срок обучения, причём были и отказы. Но в отношении Ивановского духовного училища срок обучения не был обговорен, поэтому, учитывая ещё неустоявшуюся ситуацию с централизованным управлением духовным образованием, формально можно было решить этот вопрос на уровне Правящего архиерея с уведомлением Святейшего Патриарха и Учебного Комитета. Во-вторых, переход на пятилетний срок обучения имел смысл при условии реорганизации училища в семинарию до первого выпуска с тем, чтобы потупившие в пятилетнее училище получили дипломы об окончании семинарии. Гарантий не было никаких, тем более Учебный Комитет взял курс на ужесточение требований к открытию семинарий. В-третьих, сразу удорожалось содержание училища, возникло много проблем с преподавателями, библиотекой, учебным планом и программами, которые должны были соответствовать семинарским. В-четвёртых, в духовное училище с пятилетним сроком обучения сложно было набрать учащихся. Но, несмотря на всё это, решение о переходе на пятилетние обучение было принято и, как показал уже 2002 год, себя оправдало. Одновременно был взят курс на более тесное сотрудничество со светской высшей школой, повышение образовательного ценза преподавателей богословских дисциплин, дальнейшее увеличение библиотеки. Процесс становления требовал огромных усилий в самых разных направлениях, некоторые из которых были жизненно важны, другие необходимы для перспективного развития. В 2001 году на территории училища был заложен храм в честь Собора Ивановских святых, начались переговоры о надстройке над зданием училища третьего этажа. Решались вопросы текущего и перспективного финансирования, что при отсутствии всякого централизованного финансирования было крайне непросто. Отлаживался учебный процесс. В 2001 году состоялся первый выпуск, занимавшихся по двухлетнему курсу обучения. Он был невелик – всего лишь 6 человек. Одновременно нужно было отладить учебный процесс уже по новым, пятилетним учебным планам. Перспективы открытия семинарии требовали немалое внимания уделить организации научной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Вопрос о введении новых учебных программ в семинарское образование сегодня решается Учебным комитетом Русской Православной Церкви централизованно. Специалисты этой структуры разрабатывают единый учебный план для обучения по программе бакалавриата, и все духовные школы нашей Церкви им руководствуются с той или иной степенью вариативности. Следуем ему и мы: в нашем учебном плане практически нет дисциплин сверх общецерковной программы (за исключением нескольких факультативов). Все изменения в учебном плане также санкционируются Учебным комитетом. Так, с нового учебного года количество академических часов на изучение дисциплины «История России» увеличится с 72 до 144. Кроме того, во исполнение соответствующих приказов Министерства науки и высшего образования России с сентября 2023 года в учебный план будет включен новый предмет «Основы российской государственности», объем которого составит 72 академических часа. Каких-то изменений в программах богословских дисциплин пока не предвидится. Что касается образовательной программы магистратуры, то здесь мы более свободны, поскольку Учебный комитет не устанавливает единых требований к содержанию обучения на данном уровне. Мы включили в магистерскую программу максимум профильных (общеисторических и церковно-исторических) дисциплин. Среди них такие предметы, как «Источниковедение и архивоведение», «Археография», «Методология церковно-­исторического исследования и архивная эвристика», «История и почитание новомучеников и исповедников Церкви Русской», «Документальное наследие новомучеников и исповедников Церкви Русской». Изучение этих дисциплин помогает студентам приобрести навыки, необходимые для проведения собственного научного исследования и качественного написания магистерской выпускной квалификационной работы. Отдельно хочется сказать о программах дополнительной подготовки, открытых при Коломенской духовной семинарии для самых разных категорий слушателей. Речь идет о профессиональной переподготовке священнослужителей, богословском обучении монашествующих и миссионерско-катехизаторском образовании мирян. Эти программы проходят на нескольких площадках в наиболее крупных городах на территории Московской митрополии. Семинария аккумулирует преподавательские кадры для них и участвует в разработке соответствующих учебных планов, являясь тем самым в широком смысле учебно-методическим центром духовного образования всей митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/6039006.ht...

Дело Афинское затянулось. Мне пришло на ум предложить Вам – откажитесь. Понапрасну прождете – и еще потратите время. Лучше идти по обычной нашей протоптанной дороге. У нас тут все ясно; а по новой все покрыто туманом. Манут только какие-то ожидания, которые не грех назвать мечтательными... Благослови Вас, Господи! Е. Феофан. 510. О посылаемых деньгах. О поездке в Афины. О родственниках О посылаемых деньгах: что ж не сказали, что имеете нужду в теплой одежде? О поездке в Афины. О родственниках. 2 фев. 1893 г. Милость Божия буди с Вами! Чего же Вы не сказали, что имеете нужду в теплой одежде? Простудиться можно так, что и не поправишься. Посылаю Вам 30 р[ублей]. Сшейте себе что-либо теплое – и берегите здоровье... Про Афины ничего не пишете... Отчего Вам не заявить об отречении своем?! То будет пустая поездка, если состоится. – Кажется, о. Архим[андрит] Михаил немного тут перехитрил. Анна Степановна – мать Ваша писала – недавно... и Любовь писала. – Она боится, как бы муж не помешал ей учительствовать? – Никто мне не сказал, какая у ней с мужем история случилась. Но если бы можно было с уверенностью устроить с ним сносную жизнь, то лучше бы было сойтись им. – Да благоустроит ее Бог, как Его св. воле угодно. Благослови Вас, Господи! Спасайтесь! Е. Феофан. 511. О назначении на место. О субинспектуре 11 июля 1893 г. Милость Божия буди с Вами! Место Вам назначено, правда, – неожиданно; но думается, все же надо принять его. Назначение не теперь состоялось, теперь только идет исполнение определенного прежде дела. – Назначает учебный при Св. Синоде комитет. Комитет всегда спешит открывающиеся места занять лучшими окончившими курс студентами. В этом причина Вашего назначения. Верно, и Семинарию Симферопольскую имеют на хорошем счету. – Дело это было бы и не худо... Но субинспекторство лучше. Если Академическое начальство решится представить Вас на это место, то не вижу, почему бы учебный комитет не согласился на это определение. Разве потому, что это будет слишком скоро после сделанного им самим же определения... о назначении Вас в Симферополь... Это может показаться поперечением Св. Синоду... и комитету... и Обер-прокурору, особенно, когда Вы и движения не сделали по исполнению их определения относительно Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

академиями и женскими училищами и дела по инспекторской части в канцелярию синод. об. -прокурора. Вместо того, для обсуждения важнейших учебно-педагогических дел и содействия «св. Синоду в высшем управлении дух. уч. заведениями и в направлении их к истинным целям духовного просвещения», учрежден при св. Синоде Учебный комитет, положение и штат которого Высочайше утверждены так же 14-го мая. Комитет составлен из председателя (из лиц духовного сана) и 9 членов, назначаемых св. Синодом, духовных – по его усмотрению, а светских – по предложению об. -прокурора. Из них 6 постоянно присутствуют в комитете, 3 посылаются на ревизию и присутствуют в комитете только в свободное от ревизий время. Но в комитете могут быть приглашаемы «и посторонние лица из ученых и педагогов», с ведома св. Синода, или об. -прокурора (§ 8). При комитете состоит особый правитель дел и потребное число канцел. чиновников (§ 16) 390 . Комитету предоставлено рассуждать и делать распоряжения относительно приведения в действие нового устава и усовершения дух. уч. заведений, на основании отчетов ректорских и ревизорских, относительно введения программ, учебных руководств и пособий, рекомендаций книг, назначения конкурсов на сочинения и премий за них и вообще относительно духовного просвещения (§ 11, с разрешения св. Синода (§ 14). Кроме обсуждения и разрешения частных вопросов по учебно-воспитательной части, Духовно-учебный комитет издал постепенно программы почти по всем предметам семин. курса (кроме гомилетики, практического руководства для пастырей церкви и церк. пения), с объяснительными к ним записками и перечислением учебных руководств и пособий, о которых и отзывы особо были изданы; далее, составил подробную инструкцию в разъяснение устава, правила об епарх. сьездах (1867 г.). Форму ежегодных ректорских отчетов (1870 г.), указания «педагогических мер и приемов, необходимых для правильного хода учебного дела в дух. семинариях и училищах» (на основании наблюдений ревизоров), направленные напр. против академических чтений в семинарии и механического заучивания уроков (1871 г.); наставления по воспитательной части, на основании местных правил, представленных семинариями комитету на просмотр (1871 и 74 г.); правила о приобретении книг в ученические библиотеки и о порядке чтение книг учениками (1872 г.); общие положения и планы преподавания в приготовительных классах дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вслед за утверждением новых уставов, по предложению обер-прокурора, было упразднено Духовно-Учебное Управление и вместо него открыт Учебный Комитет при Святейшем Синоде. Председателем комитета был назначен известный Парижский посольский протоиерей, о. Иосиф Васильев. Учебный Комитет подчинялся Синоду, но характерно, что писать в Комитет нужно было на имя обер-прокурора. В сущности, духовные школы по-прежнему оставались в главном ведении самого обер-прокурора. Эта зависимость даже усилилась, ибо была ослаблена связь семинарий с духовными академиями, хотя академиям и было предоставлено новое право испытывать («пробными уроками») и рекомендовать кандидатов на школьные должности, – на практике это создавало необычайную путаницу и волокиту. Влияние государственной власти в духовных школах стало особенно очевидно с развитием в Учебном Комитете института членов-ревизоров, всегда из светских чиновников, хотя бы и с академическим образованием и духовного звания по рождению, представлявших собственно лицо обер-прокурора (подобно секретарям духовных консисторий)... Уже только после утверждения общих духовно-школьных уставов был двинут и вопрос о реформе духовных академий. В 1867-м году были спрошены и представлены заключения академических конференций. Сразу же была образована комиссия под председательством Нектария, из членов духовных и светских, и в 1858-м году она уже представила свой проект нового устава. Проект был сразу же опубликован «для всеобщего обсуждения». Синод просил представить свои заключения о проекте преосвященных академических городов, а также преосвященных Макария Литовского, Евсевия Могилевского, Леонтия тогда Подольского. В 1869-м году проект был еще раз пересмотрен комиссией в расширенном составе и внесен в Синод. Устав получил Высочайшее утверждение 30 мая 1869 г. С осени же было решено преобразовать академии Санкт-Петербургскую и Киевскую, и в следующем году – Московскую и Казанскую... И по новому уставу Духовным Академиям ставилась двоякая задача. Это должна была быть не только богословская высшая школа, но еще и своего рода педагогический институт духовного ведомства. И в Академиях не столько готовили к пастырству, сколько именно к педагогической деятельности. Отсюда неизбежная многопредметность и разбросанность. Иные предметы только затем и преподавались, чтобы по ним приготовить преподавателей для школ низших ступеней. Многопредметность в учебном курсе новый устав стремился ослабить путем разделения на «факультеты» или отделения, так что только некоторые предметы оставались для всех обязательными, а большинство распределялось по группам. Таких «отделений» было создано в конце концов три, – богословское, церковно-историческое, церковно-практическое. Во главе каждого был поставлен особый помощник ректора. Групповым распределением предметов новый устав предполагал облегчить основательное изучение избранных предметов. Но цельность богословского образования этим все же разбивалась...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тема холокоста включена в российских школах в учебный план 09.03.2012 820 Министерство образования и науки РФ включило тему холокоста в учебный план средних школ по истории. Уже подготовлены соответствующие учебные материалы и выделено необходимое количество учебных часов. Помимо этого, в список вопросов ЕГЭ по истории включены 10 вопросов на тему " Катастрофы европейского еврейства " , сообщает КП.ру . Также Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Центром холокоста в Москве разработана программа для руководителей системы образования и учителей обществознания " Уроки по теме холокоста. Путь к толерантности " , рассчитанная на 72 часа, и по ней уже прошли обучение 60 учителей из 10 российских округов. Об этом россияне уведомили своих израильских коллег. Это решение стало одним из итогов визита министра образования Израиля Гидеона Саара в Москву в сентябре 2010 года. Тогда, в ходе встречи между Сааром и его российским коллегой Андреем Фурсенко была достигнута договоренность о расширении изучения темы холокоста в российских школах. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/09/te...

   Вслед за утверждением новых уставов, по предложению обер-прокурора, было упразднено Духовно-Учебное Управление и вместо него открыт Учебный Комитет при Святейшем Синоде. Председателем комитета был назначен известный Парижский посольский протоиерей, о. Иосиф Васильев. Учебный Комитет подчинялся Синоду, но характерно, что писать в Комитет нужно было на имя обер-прокурора. В сущности, духовные школы по-прежнему оставались в главном ведении самого обер-прокурора. Эта зависимость даже усилилась, ибо была ослаблена связь семинарий с духовными академиями, хотя академиям и было предоставлено новое право испытывать (“пробными уроками”) и рекомендовать кандидатов на школьные должности, — на практике это создавало необычайную путаницу и волокиту. Влияние государственной власти в духовных школах стало особенно очевидно с развитием в Учебном Комитете института членов-ревизоров, всегда из светских чиновников, хотя бы и с академическим образованием и духовного звания по рождению, представлявших собственно лицо обер-прокурора (подобно секретарям духовных консисторий)...    Уже только после утверждения общих духовно-школьных уставов был двинут и вопрос о реформе духовных академий. В 1867-м году были спрошены и представлены заключения академических конференций. Сразу же была образована комиссия под председательством Нектария, из членов духовных и светских, и в 1858-м году она уже представила свой проект нового устава. Проект был сразу же опубликован “для всеобщего обсуждения.” Синод просил представить свои заключения о проекте преосвященных академических городов, а также преосвященных Макария Литовского, Евсевия Могилевского, Леонтия тогда Подольского. В 1869-м году проект был еще раз пересмотрен комиссией в расширенном составе и внесен в Синод. Устав получил Высочайшее утверждение 30 мая 1869 г. С осени же было решено преобразовать академии Санкт-Петербургскую и Киевскую, и в следующем году — Московскую и Казанскую...    И по новому уставу Духовным Академиям ставилась двоякая задача. Это должна была быть не только богословская высшая школа, но еще и своего рода педагогический институт духовного ведомства. И в Академиях не столько готовили к пастырству, сколько именно к педагогической деятельности. Отсюда неизбежная многопредметность и разбросанность. Иные предметы только затем и преподавались, чтобы по ним приготовить преподавателей для школ низших ступеней. Многопредметность в учебном курсе новый устав стремился ослабить путем разделения на “факультеты” или отделения, так что только некоторые предметы оставались для всех обязательными, а большинство распределялось по группам. Таких “отделений” было создано в конце концов три, — богословское, церковно-историческое, церковно-практическое. Во главе каждого был поставлен особый помощник ректора. Групповым распределением предметов новый устав предполагал облегчить основательное изучение избранных предметов. Но цельность богословского образования этим все же разбивалась...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Справка: Учебный комитет проводит регулярное плановое инспектирование высших духовных учебных заведений (академий и семинарий), расположенных на территории Российской Федерации. По итогам инспекционных проверок производится анализ полученных результатов и составляется рейтинг, в рамках которого учебные заведения поделены на четыре группы: В четвертую рейтинговую группу в настоящее время входят Владимирская, Воронежская, Костромская и Томская духовные семинарии. Владимирская и Костромская духовные семинарии входили в четвертую группу и ранее. В 2013 году Священный Синод, рассматривая рейтинг высших духовных учебных заведений, в частности определил: «Высшим духовным учебным заведениям, относящимся к четвертой рейтинговой группе по результатам инспектирования Учебным комитетом, предоставить трехлетний срок для исправления ситуации, предупредив, что в отсутствии исправления может быть поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений» (журнал 79). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить благодарность ректорам и администрации следующих духовных учебных заведений, относящихся к первой рейтинговой группе: Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Саратовской, Коломенской, Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Казанской, Сретенской и Кузбасской духовных семинарий. 2. Особо отметить усилия руководства следующих духовных семинарий, приведшие к существенному улучшению их образовательной деятельности в последних и повышению их рейтинга: Оренбургской, Кузбасской, Ставропольской, Барнаульской, Екатеринодарской и Перервинской духовных семинарий. 3. Приостановить набор студентов на заочную форму обучения сроком на два года во Владимирской и Костромской духовных семинариях, о чем направить их администрациям соответствующие уведомления в сопровождении перечня предписаний Учебного комитета. 4. Указать администрации духовных учебных заведений на необходимость при рассмотрении вопроса о зачислении студента, отчисленного ранее из какого-либо духовного учебного заведения, учитывать мнение того духовного учебного заведения, в которой этот студент ранее обучался, а при разногласии — обращаться в Учебный комитет, за которым закрепляется право окончательного решения относительно возможности дальнейшего обучения такого студента в духовных учебных заведениях.

http://patriarchia.ru/db/text/4829826.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010