Протоиерей Максим Козлов ЖМП 9 сентябрь 2017 /  2 октября 2017 г. 16:50 Протоиерей Максим Козлов: " Церковь активно формирует единое образовательное пространство " Нынешний год для Учебного комитета Русской Православной Церкви юбилейный: этому синодальному учреждению исполняется ровно полтора века. Первый заместитель его председателя протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, почему иногда духовные школы просят проинспектировать их вне очереди, когда новоиспеченные регенты превратятся в бакалавров и в каких семинариях можно претендовать на диплом государственного образца. Бакалаврам — новые стандарты — Ваше Высокопреподобие, 150 лет для любой общецерковной структуры — срок солидный. На его протяжении в различные исторические эпохи деятельность комитета наверняка складывалась по-разному. Обозначьте, пожалуйста, основные вехи развития вашего комитета за полтора века. — Действительно, создание Учебного комитета связано с александровскими реформами, отчасти коснувшимися и Церкви — прежде всего ее административного управления. Первый, дореволюционный, период оказался для комитета очень важным. Именно в ту эпоху впервые сложилось единое образовательное поле Русской Православной Церкви, а уровень образования в духовных академиях достиг университетского, по крайней мере в профильных дисциплинах. Выпускник любой семинарии с полным правом мог претендовать на обучение в академиях. Если же он не имел склонности к принятию священного сана, то с легкостью становился преподавателем семинарии, учительствовал в системе народного образования или поступал на другую службу в светские учреждения. В Московской, Санкт-Петербургской, Казанской и Киевской академиях, в свою очередь, трудились многие видные ученые того времени (особенно это касается библеистики, патрологии, церковной истории). Именно в это время сформирован корпус переводов святоотеческого наследия на русский язык, в чем главная заслуга принадлежит именно академической профессуре. В то же время объективности ради следует признать: напрямую, через собственные распорядительные документы, сам Учебный комитет какой-то выдающейся роли в развитии церковного образования за предшествовавшие революции полвека не сыграл. Его управительские функции по отношению к семинариям и к духовным училищам ограничивались рамками внутриведомственных компетенций. Академии оставались достаточно автономными, с собственными уставами, в содержание которых Учебный комитет вмешивался минимально. Как финансирование, так и администрирование духовных школ шло через Синод, и Учебный комитет не стал полноценным общецерковным «министерством образования». Возможно, это и к лучшему: как мы все хорошо знаем, наивысшего образовательного уровня высшая школа достигает там, где ее лицо определяют университеты, а не ведомственная чиновничья бюрократия.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_ma...

Протоиерей Максим Козлов. Фото Михаила Еремина ЖМП 4 апрель 2021 /  26 апреля 2021 г. 17:19 Протоиерей Максим Козлов: «Мы можем научить и организовать, но человек сам должен идти к той цели, ради которой существует семинария» Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» дает свою оценку современному состоянию духовного образования в Русской Церкви, обозначает те главные задачи, которые сегодня ставит перед собой Учебный комитет, рассказывает о системе рейтинга семинарий и делится своими соображениями о возможностях финансирования региональных духовных школ.  PDF-bepcuя. Большинство учащихся — вчерашние школьники — Ваше Высокопреподобие, на протяжении большей части своей жизни вы так или иначе связаны с духовным образованием — многие годы преподавали в МДА и Сретенской семинарии , а в последнее время возглавляете Учебный комитет. Как вы оцениваете современное состояние духовного образования в Русской Церкви? — Начнем с простого, посмотрим на количественные показатели. В системе духовного образо­вания на территории Российской Федерации сейчас действует Общецерковная аспирантура и докторантура , три академии, тридцать восемь семинарий, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет  и Российский православный университет. Это главные вузы, которые и являются фундаментом духовного образования. За рубежом действует одна духовная академия (Минская) и семь духовных семинарий (без учета учебных заведений Украинской Православной Церкви ). Но надо учесть и ассоциированные учреждения — центры подготовки приходских специалистов, которых на сегодня сорок один. Также Учебным комитетом курируются и курсы повышения квалификации духовенства, они есть во всех митрополиях и во многих епархиях. Всего в системе высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви ­обучается 9341 человек, из них в духовных школах России — 8225 человек. Преимущественно это, конечно, юноши, готовящиеся к священническому служению. Но также на регентских и иконописных факультетах учится немалое количество девушек 1 .

http://e-vestnik.ru/db/protoierey_maksim...

Разделы портала «Азбука веры» Впервые публикуется фрагмент библейско-богословского труда преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова) «Мысли о стыде». Во вступительной статье дается характеристика экклезиологической позиции автора в период церковных разделений конца 1920–1930х гг. и обозначается круг волновавших его в это время богословских вопросов, на основании труда о. Неофита формулируется ряд положений православного библейского учения о нравственной категории «стыд». Вступительная статья О.И. Хайлова «Мысли о стыде» — библейско-богословский труд преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова), который с 1918 по 1922 г. был секретарем Святейшего Патриарха Тихона, а все последующие годы провел в заключении и изгнании. «Мысли о стыде» были написаны о. Неофитом в сибирской ссылке в 1928–1930 гг., как следует из титульного листа машинописи 1 . Ниже публикуются две первые главы из первой части «Мыслей о стыде». Канва жизни о. Неофита в общем известна. Николай Александрович Осипов, как звали его в миру, родился 9 мая 1875 г. в г. Августове Сувалкской губ. в семье отставного военного фельдшера. В Холмской семинарии его наставником был будущий Святейший Патриарх Тихон. На последнем курсе Санкт-Петербургской академии Николай принял монашеский постриг и сан иеродиакона. По окончании академии в 1901 г. был рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем в Холмскую семинарию. В 1902–1903 гг. служил в Пекинской духовной миссии, по возвращении в Россию был смотрителем Тихвинского духовного училища, а с 1905 г. — ректором Самарской семинарии. После покушения на него воспитанником был переведен в Волынскую семинарию. С 1911 г. входил в Учебный комитет при Святейшем Синоде, а с 1912 г. — в Санкт-Петербургский Духовный цензурный комитет. В 1917 г., оставив должности по несогласию с деятельностью обер-прокурора Святейшего Синода В. Н. Львова, о. Неофит жил в Александро-Невской лавре в Петрограде. Вскоре он был приглашен в Москву Святейшим Патриархом Тихоном на должность секретаря. Поместный Собор 1917–1918 гг. назначил о. Неофита председателем комиссии для издания Православного месяцеслова, служб всем русским святым и лицевых святцЕв.В 1922 г. о. Неофит был арестован на Троицком подворье в Москве. Одновременно там же было арестовано 44 человека, 19 из которых отпустили практически сразу, остальных — после проведения следствия. И только о. Неофит получил наказание в виде ссылки на три года в Зырянский край. С 1928 г. он находился в ссылке в Сибири, был лишен права проживания в ряде городов и областей, и в 1933 г. переехал в г. Углич. В 1934 г. он жил в Московской обл., где в 1935 г. был арестован и приговорен к пяти годам ИТЛ. 10 октября 1937 г. был арестован в Антибесском отделении Сиблага и 3 ноября расстрелян 2 .

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

2. Утвердить следующий состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха:   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о продолжающейся реформе системы духовного образования Русской Православной Церкви. Справка: Продолжая реформирование системы духовного образования, Учебный комитет при Священном Синоде разработал ее новую модель, адаптированную к современным требованиям государственных и международных образовательных стандартов. К разработке данной модели были привлечены представители ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Также проект обсуждался на многочисленных форумах с участием как представителей духовных академий и семинарий, так и экспертов в области образования, в том числе: Основные положения новой модели были представлены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в докладе на Архиерейском Соборе (2-4 февраля 2011 г.). В соборном определении «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в частности, сказано: «Освященный Архиерейский Собор одобряет разработанную Учебным комитетом Русской Православной Церкви модель духовного образования, представленную в докладе Святейшего Патриарха Кирилла. После подготовки соответствующих документов Учебному комитету надлежит направить их на утверждение Священного Синода…» (п. 29). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить: 2. В процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви Учебному комитету проанализировать промежуточные результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О положении церковных дел в Челябинской и Ставропольской епархиях. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященного Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского, почислить на покой по состоянию здоровья, выразив ему сердечную благодарность за многолетние архипастырские труды. Местом пребывания Преосвященного Иова определить г. Москву. 2. Преосвященным Челябинским и Златоустовским быть Преосвященному Феофану, архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1434632...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «О развитии системы православного образования для мирян за период 2000 - 2004 гг.» Ваше Святейшество! Высокопреосвященнейшие и Преосвященнейшие Владыки! Религиозное образование для мирян всегда было важнейшей частью церковного служения. На начало XX века в России существовало почти 35000 начальных училищ (церковно-приходских школ и школ грамоты) ведомства Св. Синода. В них проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся - почти треть всех учеников начальных училищ Российской империи. Кроме этого, во всех государственных и частных школах страны, средних и высших, изучался Закон Божий. В годы гонений и испытаний система религиозного образования мирян была полностью уничтожена. Запрещено было и подвергалось жесточайшим преследованиям даже домашнее обучение детей основам православной веры. Для руководства и координации религиозного образования мирян в 1991 году был создан Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Задачи Отдела принципиально отличны от тех, которые ставит себе Учебный комитет. Церковь состоит не только из клира, но и из мирян. Обучение мирянина не может и не должно ставить себе задач, специфичных для подготовки священнослужителей. Мирянин остается жить в миру, среди людей, зачастую, очень далеких от Православной Церкви. Не оставляя мира, в плодотворном соработничестве не только с верующими, но и с неверующими, а также с людьми, принадлежащими к другим конфессиям, он должен уметь сохранить чистоту Православного учения и свидетельствовать не только своими словами, но и всем своим образом, всей своей жизнью о достоинстве Святой Православной веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/429571/

I Восшествие на престол и характер Александра I. Отношение правительства к церковным делам. Сперанский. Состав высшей церковной администрации. Первые обер-прокуроры Синода. Кн. Голицын. Новые члены Синода. Начало преобразований в духовенстве. Комитет 1808 г. Комиссия духовных училищ. Духовно-учебный капитал. Возвышение Феофилакта Русанова . Филарет Дроздов . Его отношения к митрополиту и Феофилакту. Ослабление силы последнего. После крутого царствования императора Павла I восшествие на престол Александра I (12 марта 1801 г.) встречено было с живейшим восторгом во всех слоях русского общества. Новый государь был воспитанник благородного республиканца Лагарпа, был любимый внук Екатерины Великой, царствование которой теперь рисовалось в дали прошлого одними только светлыми чертами своего гуманного и либерального характера; а слова первого манифеста Александра прямо гласили, что он будет царствовать по законам и сердцу мудрой своей бабки, и, следовательно, прямо обещали конец всем суровостям и восстановление правления гуманного и либерального. О личности нового государя записки современников отзываются с единодушным и каким-то страстным увлечением, как о личности в высшей степени обаятельной, каком-то ангеле во плоти. Его ласковость, нежное сострадание ко всякому несчастному, признание человеческих прав в каждом человеке, как бы низко он ни был поставлен, простота частной жизни, поэтическая любовь к природе, глубокое отвращение от испорченных нравов двора, искреннее стеснение пред своим собственным величием и положением неограниченного монарха страны – все это показывало друзьям свободы, что они дожили до полного осуществления поэтических благожеланий Державина, когда-то приветствовавшего рождение порфирородного отрока словами; «Будь на троне человек». Государственное направление Александра выработалось среди противоположных и сильных впечатлений его юных лет, сначала впечатлений крайнего революционного движения в Европе конца XVIII в., потом впечатлений таких же крайностей монархической реакции прошлого царствования. Он вынес из этих впечатлений одинаковое отвращение от тех и других крайностей, стремление к их взаимному примирению и самоограничению, многосторонние, примирительные убеждения, осуществление которых мечтал найти в конституционном строе государства. Для большинства заурядных людей такая многосторонность убеждений непонятна, понятнее направления односторонние, прямолинейные; от того современники и считали его – одни опасным для монархий либералом, другие напротив врагом свободы, консерватором, представителем абсолютизма власти, третьи – человеком двойственным, колеблющимся на ту и другую сторону, или же слабым, поддающимся разным влияниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96171.html 07 августа 2012 Ольга Орлова Протоиерей Максим Козлов: Дискуссии ведутся, и это хорошо Источник:  http://www.taday.ru/text/1745890.html Татьянин день О Московской духовной академии, Учебном комитете и воспитании будущих пастырей и архипастырей – интервью протоиерея Максима Козлова, опубликованное в журнале " Покров " 7-8 (499-500), 2012). В этом году исполняется 270 лет учреждения императрицей Елисаветой Петровной Духовной семинарии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и 200 лет с момен­та подписания императором Александром I указа о переводе после пожара в Москве 1812 г. Славяно-греко-латинской академии, преобразованной в Московскую духов­ную академию, в обитель Преподобного Сергия. А 65 лет назад было принято реше­ние о возвращении Богословских курсов в Лавру. О том, что сегодня определяет жизнь Московской духовной академии и семинарии (МДАиС), – наш разговор с первым заместителем Председателя Учебного комитета, секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования профессором МДАиС протоиереем Максимом Козловым. – Ваше Высокопреподобие, недавно реше­ниями Священного Синода вас назначили на должности первого заместителя Председате­ля Учебного комитета Его Высокопреосвящен­ства архиепископа Верейского Евгения, а так­же секретаря комиссии Межсоборного присут­ствия по вопросам духовного образования. Какие задачи стоят на повестке дня и что из них непосредственно касается жизни Москов­ской духовной академии и семинарии? – Сейчас мы проходим этап осознания Акалемии и Учебного комитета как отдельных структур. Эта в свое время благая соединенность – Семинарии и Академии, МДАиС и Учебного комитета – уже не является безусловным плюсом. Если взять светскую аналогию: Министерство образования не тождественно МГУ. У нас же до сих пор все слишком переплетено. Святейший Патриарх благословил разме­стить Учебный комитет в Москве в здании бывшего Андреевского монастыря. Из теку­щих значимых проектов Учебного комитета непосредственно Академии в ближайшее время коснутся два. Во-первых, во всех ду­ховных школах России и некоторых сопре­дельных государств будет проведено иссле­дование духовного образования с целью кон­троля качества. Проверять будем учебные планы и программы, выслушивать пожела­ния, тестировать учащихся. В итоге предпо­лагаем добиться максимального сближения того, что читаем в отчетах, с реальной учеб­ной практикой. Этот мониторинг проводим с тем, чтобы предложить Священноначалию пути оптимизации деятельности духовных школ и собственно Учебного комитета.

http://religare.ru/2_96171_1_21.html

Архив Пн Протоиерей Максим Козлов: Необходимо оценить общее «состояние здоровья» нашей системы духовного образования 20 марта 2013 г. 16:52 В конце 2012 года инспекционные группы сотрудников Учебного комитета , административных работников и преподавателей ведущих духовных учреждений Русской Православной Церкви посетили с проверками 36 духовных школ. С какой целью были организованы инспекции, в чем они состояли и каков их итог, рассказал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» ( 3, 2013 ). — Отец Максим, в минувшем году Учебный комитет провел проверку во всех без исключения семинариях Русской Православной Церкви на территории России. Пожалуйста, расскажите о целях и задачах, которые стояли перед вами. — Со времени формирования современной системы духовного образования, то есть той, которая начала складываться с конца 1980-х — начала 1990-х годов, это первый подобный опыт, когда в хронологически весьма сжатый период Учебным комитетом были проинспектированы все духовные семинарии на территории Российской Федерации, а таковых у нас 36. Ранее инспекции проводились, но не в таких масштабах. Как правило, это были единичные проверки в случаях, когда требовалось принять решение об открытии духовной школы, изменении ее статуса (скажем, с духовного училища на семинарию), или в ситуациях, когда внутри духовной школы происходили процессы (и положительные, и негативные), которые требовали взгляда из центрального церковного учреждения. Нынешний цикл проверок проходил — и об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл в докладе на минувшем Архиерейском Соборе — в рамках реформирования системы духовного образования и был связан с необходимостью оценить общее, скажем так, «состояние здоровья» нашей системы духовного образования. С момента возникновения новых реалий жизни, в которые наша Церковь вступила на границе 1980-1990-х годов, прошло более 20 лет. С одной стороны, в различных областях церковной жизни, в том числе в сфере духовного образования, за это время был пройден большой путь и накоплен значительный опыт. С другой стороны, сама система духовного образования претерпевала неоднократные изменения и корректировки (кстати, как и система высшего светского образования в нашем государстве). Назрела необходимость понять, что мы имеем сейчас и в каком направлении нам двигаться дальше, какой опыт можно считать позитивным и на нем базироваться, а в чем нужна корректировка курса.

http://patriarchia.ru/db/text/2859085.ht...

Димитрий (Беликов) Димитрий (Беликов), архп. Томский. Уроженец Симбирской губ. Окончил Казанскую духовную академию и был оставлен при ней в качестве прив.-доцента, а затем по защите магистерской диссертации, в должности доцента по кафедре общей гражданской истории. Будучи уже профессором Казанской духовной академии, он состоял настоятелем в начале Покровской церкви в Казани, а затем церкви местного Родионовского института. В 1889 году о. Димитрий был назначен профессором богословия в Томский университет, читая одновременно лекции и в Томском Технологическом институте. Здесь же в Томске он состоял благочинным Томских церквей при учебных заведениях. В 1902 году Советом Казанской духовной академии было постановлено признать сочинение профессора богословия Томского университета протоиерея Димитрия Беликова под заглавием «Томский раскол» – Исторический очерк с 1834 по 1880 годы, удовлетворительным для присуждения ему степени доктора Церковной истории. В 1904 г. Советом Казанской духовной академии был утверждён в звании заслуженного профессора, а в 1907 г. был избран членом Гос. Совета и определён на должность председателя Учебного Комитета при Св. Синоде, от которой освободился лишь в 1913 году, оставшись настоятелем церкви Семи Вселенских Соборов. В 1908 году был награждён митрой. До конца 1912 года состоял членом Гос. Совета по выбору от белого духовенства. Будучи добрым пастырем, обладая высоко-христианскими качествами своей благородной души, любвеобильного чуткого сердца и мягкого характера, о. Димитрий на всех местах своего служения пользовался глубоким уважением и искренней преданностью как своей паствы, так и той среды, в которой проходила его служебная деятельность. 24 ноября 1913 года Учебный Комитет при Св. Синоде чествовал прот. Димитрия по случаю исполнившегося 35-летнего юбилея научно-богословской и административной его деятельности. Прослужив большую часть жизни в сибирской дали, о. Димитрий не только не затерялся в столице, но стал на высоту, как достойный просвещённый пастырь и деятель.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Доклад председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения 7 червня 2008 р. 08:49 Ваше Святейшество, Преосвященнейшие архипастыри! В период с 2000 по 2004 год Учебный комитет при Священном Синоде осуществлял разностороннюю деятельность в сфере богословского и духовного образования, руководствуясь решениями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, определениями Священного Синода, а также указами и распоряжениями Святейшего Патриарха. Помимо традиционных направлений деятельности Учебного комитета — таких, как контроль за уровнем образования в духовных учебных заведениях и работа по совершенствованию учебного и воспитательного процесса, в центре внимания учебного ведомства нашей Церкви находились также вопросы лицензирования и аккредитации духовных учебных заведений, а также их взаимодействия с органами государственной власти по вопросам профессионального религиозного образования. Изучался вопрос об участии Русской Православной Церкви в деятельности открывшихся теологических факультетов, отделений и кафедр в государственных и негосударственных вузах России. Приоритетным направлением работы стало также расширение информационной и издательской деятельности. Однако прежде чем подробнее остановиться на этих и других аспектах нашей работы, необходимо сказать о том, что в связи с реформой системы духовного образования в межсоборный период было осуществлено структурное преобразование Учебного комитета. Согласно резолюции Святейшего Патриарха от 14 декабря 2001 года была утверждена новая структура Учебного комитета, реализующая деятельность по четырем направлениям: Мы надеемся, что эти структурные изменения позволят нам более эффективно работать над реализацией задач, поставленных перед нами священноначалием нашей Святой Церкви.   1. Реорганизация и реформа духовных учебных заведений В межсоборный период наблюдалось незначительное увеличение числа духовных учебных заведений. В 2001 году в Новосибирске был открыт Православный богословский институт, в Пензе, Ростове Великом (Ярославская епархия), Верхотурье (Екатеринбургская епархия), Сведловске и Алчевске (Луганская епархия) были открыты духовные училища, в Калуге — епархиальное женское училище, в Красноярске — пастырские курсы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762471...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010