В. Никонова, новгород-северское иером. Никодима и саратовское Г. И. Чернышевского). Сорок описаний являются коллективными трудами, и в 23 из них указаны составители (архангельское 1894-1896 гг., владикавказское, владимирские 1886 и 1893-1898 гг., волынское, вятское 1912 г., донское, костромское, литовское, минское 1864 г., могилёвское, омское, подольское 1893 г., полтавское, рязанские, симбирское, смоленские, тамбовское 1861 г., тверское, уфимское и ярославское). Однако структура и содержание этих изданий, а также данные по истории создания нек-рых из них свидетельствуют о том, что они были подготовлены не одним лицом, но явились результатом коллективных усилий. Задача их составителей заключалась прежде всего в сборе, обработке и систематизации описаний отдельных приходов, присланных местными причтами. Из числа авторов, составителей и редакторов епархиальных описаний 28 относится к духовенству (8 - к черному и 20 - к белому (варшавское описание было составлено архим. Амвросием (Лотоцким) в бытность его ключарем варшавского кафедрального собора, а издано уже после принятия им монашества)) и 23 - к мирянам. Среди них значатся 4 архиерея, 3 архимандрита (являвшихся одновременно ректорами духовных семинарий), соборный иеромонах, 20 протоиереев и священников (7 из них занимали также различные должности в духовных и светских учебных заведениях, и 2 были редакторами епархиальных ведомостей), 16 преподавателей (инспекторов, смотрителей) духовных семинарий и уч-щ, 4 секретаря и архивариус духовных консисторий, студент Московского ун-та. 11 описаний было издано епархиальными историко-статистическими и церковно-археологическими комитетами и об-вами, 8 - редакциями епархиальных ведомостей и известий, 3 - церковными и епархиальными братствами, по 1 - губ. статистическим комитетом, губ. ученой архивной комиссией, канцелярией духовной консистории, КДА, Одесским об-вом истории и древностей. Издающие орг-ции в др. описаниях не названы. Основу большинства епархиальных описаний составляет список церквей, приходов и причтов с разнообразными историко-статистическими и справочными сведениями о них.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Касательно политического момента сообщил, что едва ли даже отношение застанет большевиков у власти; они накануне краха, а Петроград, вероятно, будет оккупирован. 4/17 мая . Вчера проснулся и заболел. Третьего дня был у меня А.Г.Петров. Сегодня П.В.Никитин. Вчера искали Учебный Комитет, да так и не нашли. Прочитал в «Епархиальных Ведомостях» определение Собора о епархиальном управлении. Глава об архиереях возвращает к старому, связывает свободу: 1) В список кандидатов в архиереи включаются лица, указанные Синодом и епархией. Конечно, Синод всегда будет стоять за своих кандидатов при окончательном утверждении. Да не ясно и то, каким образом будет епархией составляться список; по-видимому, должно быть два епархиальных собрания - одно для составления списка, другое для избрания из кандидатов, предварительно одобренных Синодом (!). 2) По-видимому, окончательный выбор из всех кандидатов, получивших больше 1/2 голосов, будет лежать на Синоде, так что, может быть, наиболее желательные для епархии кандидаты могут не быть санкционированы Синодом. 3) Совсем уже веет дореформенным духом от § 23, где категорически заявляется, что ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь без согласия епископа. Ведь может быть такое положение, когда, например, весь Епархиальный совет будет за известную меру, а один епископ против и - ничего нельзя поделать. Это сводит на нет всякое право у органов епархиального управления. Короче - ничего нельзя провести, что не будет угодно епископу. Нужен просвет. Правда, по § 44 и § 61 для епархиального собрания и епархиального совета есть еще выход в перенесении дела к высшей церковной власти. А, например, для духовных учебных заведений? А между тем это такая область, где помимо желательности автономности школы вообще может быть целый ряд специальных вопросов учебной и воспитательной части, где канонический ценз может не гарантировать педагогической правильности решения. Вчера и сегодня (17 и 18 - 4 и 5 мая), в 82-89 «Петроградского голоса» епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) поместил статью «Об архиереях глухих, немых, слепых», где высказывает много правды о том, что наши правящие сферы ничего не видели, не слышали и оставались безмолвны ко всему, что было и есть сейчас.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

(43) По поводу всемилостивейшего посещения Казанской крещёно-татарской школы Его Императорским Величеством Государем Императором. - С. 9. (44) См.: [Багин С.] Об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления (Доклад исправляющего должность Казанского епархиального инородческого миссионера священника С.А. Багина епископу Мамадышскому Андрею/князю Ухтомскому/от 21 июля 1909 г. ...)//Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» [Электронный ресурс]. (дата обращения: 28.02.2019) (45) См.: По поводу всемилостивейшего посещения Казанской крещёно-татарской школы Его Императорским Величеством Государем Императором. - С. 9. (46) См.: Казанская центральная крещёно-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения. - С. II. (47) [Знаменский П.В.] История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842 - 1870 годы). П. Знаменского. - Выпуск II. - Казань: Типография Императорского Университета, 1892. - С. 468 - 469. (48) См.: Отчёт о деятельности Совета Братства св. Гурия от 4 октября 1871 года по 4 октября 1872 г.//Известия по Казанской Епархии. - 1873. - 3 (1 февраля). - С. 84, 88. (49) См., например: Матвеев С. Религиозно-нравственное состояние крещёных татар Уфимской епархии до 70-х годов. - Инородческое образование и Казанская крещёно-татарская школа. - Значение её для Уфимской епархии в миссионерском деле. (Миссионерская заметка)//Уфимские Епархиальные Ведомости. - 1895. - 13 (1 июля). - Отдел неофициальный. - С. 430. (50) См.: Отчёт о деятельности Совета Братства св. Гурия с 4 октября 1869 по 4 октября 1870 г.//Известия по Казанской Епархии. - 1871. - 1 (1 января). - С. 20. (51) См.: Там же. - С. 23. (52) [Знаменский П.В.] Указ. соч. - С. 464. (53) Н.Р. Указ. соч. - С. 598. (54) В «Казанских губернских ведомостях» об этом сообщалось так: «Верхний, лучший этаж этого дома состоит из двух обширных комнат, разделённых широким и светлым коридором. В одной из этих комнат собрались воспитанники и с ними учители школ-отраслей с своими уже учениками, и несколько человек чуваш и черемис. В другой комнате находились воспитанницы и учительницы и особо от них - матери учащихся. В коридоре стояли пожилые крещёные татары - отцы учащихся». (Посещение Его Императорским Величеством Государем Императором Казанской крещёно-татарской школы//III Местный отдел/Казанские губернские ведомости. - 1871. - 67 (1 сентября). - С. 5.)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

Любите свое звание и ту среду, из которой вышли. Будьте опорой престарелого отца, с детскою любовью отстраняйте от него все невзгоды и тяжести жизни. Возьмите на себя все хлопоты по хозяйству у старушки-матери, ухаживайте за нею при её немощах, несите вместе с нею горе и радости, будьте усладою в её жизни, ибо вы обязаны всем своей матери. Не оставляйте своею детскою любовью и помощью овдовевшего отца, а равно и вдовую мать: вы для них единственная отрада. Жизнь не для всех бывает матерью, а для многих и мачехою. Может быть и вы явитесь под опекой последней, т.е. доведется и вам встретить много неприятностей и огорчений. Не падайте тогда духом, ищите поддержки в вере в Бога, в живой надежде на Его милосердие и в любви Божией к нам грешным. Обращайтесь тогда с молитвою к Господу Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, твердо веруя, что Она утешит, укрепит и защитит вас своим покровом. Не забывайте и устами петь и сердцем молиться: Спаси, Господи, люди твоя и главу людей – Благочестивейшего Императора нашего, благослови достояние Твое. Не забудьте также в своих молитвах милостивейшего Архипастыря нашего Преосвященнейшего Никандра, Епископа Симбирского и Сызранского, вашего благодетеля и главного руководителя в нравственно-религиозной вашей жизни. Его заботы пред очами вашими. Он весьма нередко, со времени своего поступления на епархию, посещал наше училище, воспитавшее вас, входил во все нужды его, заботился о благосостоянии его для вашего же блага, слушал ваши уроки, ответы в классах и на экзаменах, молился вместе с вами в училищном храме о вас и руководителях ваших. Его заботами училище обновляется, растет, улучшается и возвышается, становится на подобающую ему высоту, чему он радуется, и свою душевную радость выразил недавно после экзамена по Закону Божию. Будем молиться за него все, да поможет ему Господь жить в полном здравии и благоденствии на благо паствы Симбирской и учебных заведений Симбирской епархии, в частности Епархиального женского училища. Вот мои последние слова к вам, боголюбивые чада; помните их и исполняйте в вашей жизни; тогда устроитесь в свое душевное довольство и спокойствие, будете любимы Господом и людьми добрыми. Да будет на вас благословение Божие, да поможет вам Господь войти в жизнь с миром и да укрепит вас своею благодатию. С миром же изыдем из сего священного для вас храма науки. Прошу вас, добрые, боголюбивые души, не оставлять и меня в своих усердных молитвах, а любовь наша никогда не забудет вас при совершении жертвы бескровной и будет ходатайствовать пред Спасителем о благоденствии вашем. Инспектор классов Симбирского епархиального женского училища, Священник Неофит Любимов Читать далее Источник: Любимов Неофит, свящ. Наставление ученицам при выпуске их из учебного заведения//Уфимские епархиальные ведомости. 1898. 13. С. 354–369. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Е.В. 1890, 17). – Минской Духовной Консисторией было предписано духовенству епархии: а) чтобы излагаемые на подаваемых о разрешении вступления в брак до указанного совершеннолетия Преосвященному прошениях или прилагаемые к сим прошениям, в виде особых документов, метрические выписи были не что иное, как дословные выписи той или другой метрической записи, и б) чтобы время рождения и крещения, или смерти и погребения, или же бракосочетания было обозначаемо в этих выписях прописью, а не цифрами, причём всякая метрическая выпись должна быть подписана всеми членами причта и оплачена гербовым (в размере 75 коп.) сбором (Мин. Е.В. 1889, 22; см. также распор. Литов. епарх. начал. в Лит. Е.В. 1892, 34). – Омской Дух. Консисторией было сделано распоряжение, по которому при прошениях должна быть прилагаема формальная справка из метрических книг или из исповедных росписей (за всё время жизни просителя обозначением лет последовательно из года в год), надлежаще засвидетельствованная (Омск. Е.В. 1899, 5). – Уфимским епархиальным начальством в 1890 г. было объявлено по епархии, что только в крайних случаях, за неимением метрической выписи, должны быть прилагаемы выписи из исповедных росписей за все годы, в коих будут значиться записанными жених или невеста с показанием лет (Уфим. Е.В. 1890, 14). – Сн. ниже, о документах, требуемых при браке. – Пензенской Духовной Консисторией было разъяснено, что при прошениях, кроме метрических выписей о времени рождения жениха или невесты, должны быть непременно прилагаемы выдаемые причтами ведомости о составе и летах членов семейства просителей, – без этих ведомостей прошения не будут удовлетворяемы (Пензен. Е.В. 1891, 1). 814 В Волынской епархии местным епархиальным начальством было объявлено духовенству, чтобы эти прошения, а также и прошения о венчании браков в известных степенях родства, были направляемы к Преосвященному Викарию (Волын. Е.В. 1890, 6). 815 Всем вообще офицерам казачьих войск, за исключением тех из числа сих лиц, которые числятся по войску, или в комплекте строевых частей, без содержания, не дозволяется вступать в брак ранее 23 лет от роду (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Нужда в учителях школ грамоты, знакомых с ведением обучения инородцев, замечается во всех губерниях, где проживают инородцы, и потому было бы весьма полезно в центрах инородческого населения устроить учительские инородческие школы, подобные существующим. Оканчивающие в них курс и поступающие учителями в школы грамоты оказали бы, конечно, большое содействие распространению достаточно уже оправдавшейся на деле системы обучения инородцев. В губерниях Уфимской и Самарской намечают уже места, где могли бы быть основаны подобные школы. Так, в Белебеевском уезде, Уфимской губернии, есть несколько инородческих чувашских приходов. Ещё очень недавно, в 80-х годах, большая часть этих чуваш находилась под влиянием татар и башкир магометан и была склонна к отпадению; но благодаря тому обстоятельству, что почти во все эти приходы, по желанию бывшего Уфимского преосвященного Дионисия, были назначены священниками чуваши, бывшие воспитанники Казанской учительской семинарии и Симбирской чувашской школы, магометанское влияние на чуваш было устранено, и чуваши заметно стали стремиться к усвоению христианских понятий и к обучению грамоте своих детей. В скором времени в каждом приходе возникло по одной, а в некоторых даже по две и по три школы. Года два тому назад, под влиянием духовенства, учителей и грамотной молодёжи, кроме мужских школ, открылись по всему благочинию женские чувашские школы, а в одном из приходов – Слакбашском, при содействии православного миссионерского общества, для женской школы выстроен прекрасный, поместительный дом, в котором можно было бы, при имении достаточных средств, устроить общежитие и принимать в школу девочек-чувашек, кончивших курс в других приходских женских школах. В этой Слакбашской школе можно было бы приготовлять учительниц для чувашских школ. В Самарской губернии одним из священников, который очень много уже сделал для своих соплеменников-чуваш во время своего учительства и священства в инородческих, приходах Казанской губернии, были намечены два пункта, в коих можно было бы, при имении нужных для того средств, устроить чувашскую мужскую учительскую школу. Если бы эти две школы были устроены, то можно было бы считать вполне обеспеченными подготовленными учителями все чувашские школы в губерниях Самарской, Саратовской и Уфимской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Школы хотя и устраивались сначала в тех селениях, где влияние магометан было очень заметно, но вообще требовалось очень много труда, чтобы, при посредстве этих школ, удержать инородцев от отпадений. Более же успешно школы начали действовать там, где не было заметного влияния магометан, и где инородцы, числящиеся христианами, сохраняли ещё во всей силе свои старинные языческие верования. Казанские архиепископы в деле христианского просвещения инородцев всегда придавали большое значение системе обучения, выработанной в братских школах. Почти в каждом годичном отчёте братства приводятся весьма, лестные отзывы казанских владык, покровителей братства, о школах. Уже в 1872 году преосвященный Антоний, обозревая епархию, в своём отчёте так отозвался о братских школах: „Просветительное влияние их тем ощутительнее и благотворнее, что в них дети не обучаются только, но собственно воспитываются в строго нравственном и религиозном духе и характере. Разумный способ преподавания в сих школах на родном языке в связи с богослужением, совершаемым для инородцев на их же родном языке, всего вернее служит как к собственному развитию и образованию учащихся, так и к приготовлению их на служение миссионерским целям. Воспитанники этих школ как бы перерождаются в новых людей, самоотверженно отдающихся делу христианского просвещения между своими соплеменниками“ 172 . По примеру братских школ вскоре начали устраиваться почти во всех губерниях, где проживают инородцы, школы, содержимые православным миссионерским обществом, министерством народного просвещения и даже земством, которое в начале восьмидесятых годов открывало для инородцев так называемые школы грамоты. Братство в первые годы своего существования очень часто получало из разных отдалённых даже губерний запросы о наилучшей постановке обучения в инородческих школах и о высылке учителей, знающих инородческие языки и умеющих вести обучение инородцев. Многие инородческие школы в Самарской губернии, в Белебеевском уезде, Уфимской губернии, в Букеевской киргизской орде, Тургайской области, и в других местах, устроенные по типу школ братства святителя Гурия, немало способствовали и способствуют в настоящее время христианскому просвещению инородцев и постепенному обрусению их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

81) С почты, от разных учреждений и лиц, получены следующие книги и брошюры: а) Мелиоранский, О троичности. Спб., 1907; б) Мелиоранский, Теоретическая философия С.Н. Трубецкого. Москва, 1906; в) Степанов, Новый стиль и православная пасхалия. Москва, 1907; г) Астров, По поводу книги Н. Морозова «Откровение в грозе и буре». Москва, 1908; д) К. Благоверная княгиня Анна Кашинская. Ярославль, 1908. Два экз.; е) Православное Братство в борьбе за веру Православную и Русскую народность. Книгоиздательство «Союза Русских Людей», Москва, 1906; ж) Отчет Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908; з) По поводу отчета Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908. 82) От библиотеки студентов Академии – а) Лекции по церковной истории проф. А.А. Спасского 1907–1908 г., литограф. курс; б) Конспект лекций по патрологии проф. И.В. Попова 1907–1908 г., литограф. курс; в) 40 названий Епархиальных Ведомостей 1907 и 1908 г. 83) Получались в дар следующие периодические издания в 1907 и 1908 г.: 1) Allgemeine Bibliographie (1907 и 1908 г.); 2) Monthly Gasette of current Literature (1907 и 1908 г.); 3) Wöchentliches Verzeichniss (1907 и 1908 г.); 4) Pareistizigo Latwe- —334— eschu Wehstnesis (1907 и 1908 г.); 5) Српски Сион (1907 и 1908 г.); The Church Union Gazette (1907 г.); 7) Вестник «Народного Дома» (1907 и 1908 г.); 8) Американский Православный Вестник (1907 и 1908 г.); 9) Церковно-Общественная Жизнь (1907 г.); 10) Церковно-Общественная Мысль 1908 г. 1–2; 11) Братский Листок и Россиянин (1907 и 1908 г.); 12) Колокол (1908 г.); 13) Руководство для сельских пастырей (1907 и 1908 г.); 14) Душеполезное Чтение (1907 г.); 15) Духовный Вестник Грузинского Экзархата (1907 и 1908 г.); 16) Саратовский Духовный Вестник (1907 и 1908 г.); 17) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник (1907 и 1908 г.); и Епархиальные Ведомости: 18) Архангельские (1907 и 1908 г.); 19) Благовещенские (1907 и 1908 г.); 20) Волынские (1907 и 1908 г.); 21) Екатеринбургские (1907 и 1908 г.); 22) Кишиневские (1907 г.); 23) Оренбургские (1907 и 1908 г.); 24) Орловские (1907 и 1908 г.); 25) Ставропольские (1907 и 1908 г.); 26) Тверские (1907 и 1908 г.); 27) Уфимские (1907 и 1908 г.); 28) Якутские (1907 и 1908 г.) и 29) Ярославские (1907 и 1908 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиепископ Никанор семь лет – с 1876 по 1883 год – возглавлял Уфимскую епархию. До того мы знаем его труды на поприще преподавания, ректорства и ученой деятельности в Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1851 г.), Рижской (с 1856 г.) Саратовской (с 1858 г.), Витебской (с 1865 г.) Семинариях, в Казанской Духовной Академии (с 1868 г.). Ко времени приезда его в Уфу он уже – доктор богословия, автор философско-апологетичсекого трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». В Уфе он продолжает писать третий том этого сочинения. Скончался архиеп. Никанор будучи Одесским архипастырем в 1890 году. А за семь лет пребывания владыки Никанора на Уфимской кафедре было построено по епархии 46 храмов, что почти в два раза больше, чем за предшествующие семь лет. На многих приходах открылись церковно-приходские школы и попечительства, занимавшиеся благоустройством церквей, благотворительностью – сбором средств и распределением их среди нуждающихся прихожан, а так же распространением православной литературы среди прихожан. Во время своего пребывания на Уфимской кафедре еп. Никанор оказался инициатором участия Уфимской епархии во многих общероссийских благотворительных акциях, и сам всегда был первым жертвователем. Благотворительность расширялась владыкой Никанором, в первую очередь, в миссионерских целях и для привлечения большего числа прихожан к делу внутреннего обустройства епархии. С той же проповеднической и миссионерской целью в 1879 году по инициативе этого архипастыря в Уфе начинают выходить «Уфимские епархиальные ведомости». И именно в нашем городе владыка Никанор раскрывается как талантливый проповедник, чьи поучения и речи, произнесенные в уфимских храмах, становятся известны по всей России. Особенностью этих поучений было в том, что архипастырь обращался в них к насущным вопросам современности – к проблемам духовного и светского образования, христианского отношения к техническому прогрессу, к критическому анализу отдельных популярных общественно-политических воззрений (социализм, нигилизм, толстовство, славянофильство, западничество) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010