И. Барсуков От автора С течением времени история выяснит то великое значение, какое имел преосвященный Дионисий среди инородцев: якутов, тунгусов, чукчей и юкагир. Полная оценка этого значения не может входить в пределы нашей задачи. Настояний труд предпринять нами лишь для некоторого освещения апостольской деятельности почившего иерарха; главною же нашей целью было собрать некоторый материал для будущего исследователя. При этом считаем долгом принести нашу глубочайшую благодарность преосвященному Антонию (Храповицкий) , епископу Уфимскому и Мензелинскому, ныне Волынскому и Житомирскому, и священнику Никольской церкви г. Уфы, отцу Петру Хитрову. Преосвященный Антоний, к которому мы обращались с почтительнейшей просьбой не отказать в доставлении письменных материалов, какие отыщутся у кого-либо во вверенной ему епархии, отнесся с полным вниманием к нашей просьбе, в ответ на которую мы получили от него собственноручное письмо, от 4 марта 1902 года, такого содержания: «Как я уже имел честь сообщить вам, племянник покойного владыки Дионисия, священник Никольской церкви г. Уфы, о. Петр Хитров взялся собрать и представить вам хранящиеся у него письма и документы покойного. Затем, сверх этого, трудно найти какие-либо документы, имеющие специальное значение для биографии усопшего иерарха, а брошюра, вышедшая в 1891 году к юбилею, равной некрологи, вероятно, вам известны. Имеются, вероятно, в вашем распоряжении и местные епархиальные ведомости за время управления епархией преосвященного Дионисия. Если же сих документов нет у вас, то с удовольствием доставлю их. Призывая на вас Божие благословение, имею честь быть, покорнейший слуга и богомолец, еп. Антоний». Вскоре затем, благодаря содействию преосвященного Антония, племянник в Бозе почивающего епископа Дионисия, отец Петр Хитров, прислал нам большое собрание писем архиепископа Иркутского Вениамина к преосвященному Дионисию при следующем письме, от 22 марта 1902 года: «…От преосвященного Антония, епископа Уфимского, я узнал о том, что вами предпринят труд по жизнеописанию покойного епископа Дионисия. – Как родственник покойного владыки, я могу сообщить вам некоторый письма к покойному, могущие служить материалом для вашего труда. В настоящий раз посылаю вам письма преосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.В. Маслов Библиография Отдел I Труды Глинских старцев Труды игумена Филарета (Данилевского) Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 102. Л. 936. Устав Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря. Устав Борисовской пустыни Курской епархии. Устав Уфимского Благовещенского девичьего монастыря. Поучение новопостриженному монаху. СПб, 1824//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д. 1000. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. Почаев, 1910. С. 5–32. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Глинской пустыни в перев. со славянского языка. Курск, 1911. С. 7–32. Поучение новоначальному перед постригом//До и после пострига.... Почаев, 1910. С. 3–4. Наставление о должности духовника, служащего инокиням//ОР РГБ. Ф. 214. ОПТ–292. Л. 81 об.–89. Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской чудотворной иконы и Краткое описание Глинской пустыни. Записки игумена Филарета 1823 и 1828 г.г.//Там же. С. 99. Труды иеромонаха Порфирия (Левашова) О воспитании девиц в духе истинно христианском//Странник. 1866. Сентябрь. С. 85–125. Взгляд на монашество//Странник. 1867. Февраль. С. 39–51. О причинах раскола//Странник. 1867. Июль. С. 123–129. Беседа со старообрядцами//Странник. 1867. Июль. С. 10–31. О бессмертии//Странник. 1868. Март. С. 95–102. Труды игумена Иассона Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1–8; 40. С. 9–16; 41. С. 17–24; 1894. 4. С. 25–32; 5. С. 33–40; 6. С. 41–43. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом)/Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894. Краткое сказание о жизни монаха Досифея/Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни монах Феодот. Издание Глинской пустыни. Одесса, 1909. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собранное игуменом Иассоном. М., 1906. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

(Краснопёров Михаил Платонович; 30.07.1868, с. Вятское Сарапульского у. Вятской губ.- 17.02.1921, г. Петропавловск, ныне в Республике Казахстан), сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Петропавловский. Род. в семье псаломщика. Окончил Сарапульское ДУ и Вятскую ДС. В 1890 г. определен на должность надзирателя Сарапульского ДУ. 22 окт. 1891 г. Сарапульский еп. Афанасий (Пархомович ; впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Назначен священником Тихвино-Богородицкой ц. в с. Паздеры Сарапульского у. С 19 февр. 1896 г. сверхштатный священник в Вознесенском соборе в Сарапуле, одновременно был заведующим и законоучителем в городской Никольской церковноприходской школе. Овдовел. В 1898 г. уволен с должностей в связи с поступлением в КазДА. Общение с ректором академии еп. Антонием ( Храповицким ; впосл. митрополит) склонило его к решению принять монашество. 11 февр. 1900 г. пострижен еп. Антонием в мантию с именем Мефодий. Был назначен благочинным учащегося в академии духовенства. В 1902 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Пастырь Церкви по учению святого апостола Павла». 16 авг. того же года назначен помощником смотрителя Уфимского ДУ. 5 июля 1903 г. стал инспектором Александровской миссионерской ДС (бывш. Ардонское ДУ) близ Владикавказа и членом Ардонского отд-ния епархиального училищного совета. В 1905 г. назначен исполняющим обязанности ректора Александровской ДС. 20 нояб. 1906 г. назначен ректором Уфимской ДС и возведен в сан архимандрита. С 1907 г. постоянный член Уфимского епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва, с 1908 г. редактор неофиц. части «Уфимских епархиальных ведомостей», в том же году стал старшим членом просветительского отдела уфимского епархиального братства Воскресения Христова со званием помощника председателя братства. М. был известен в Уфимской епархии как одаренный проповедник, ему часто поручали произносить проповеди в уфимском кафедральном соборе. Был одним из активных участников открывшегося в 1909 г. в Уфе пастырско-проповеднического кружка. По его инициативе было положено начало регулярным беседам в городском ночлежном доме, в к-рых он принимал самое деятельное участие: посещал его вместе с учениками семинарии, совершал здесь молебны, всенощные, раздавал книги и брошюры религиозно-нравственного содержания. 13 нояб. 1911 г. в Уфе при участии М. было открыто Попечительство о бедных воспитанниках семинарии. Активно трудился в Уфимском епархиальном комитете Православного миссионерского об-ва и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета.

http://pravenc.ru/text/2563104.html

  разделы   рассылка  распечатать Максим Степаненко Шаг в нескончаемую пропасть ужаса Церковь и медицина о проблеме самоубийств Источник: Уфимские епархиальные ведомости, 2-3, 2006 С прискорбием приходится отмечать, что поток прошений на имя архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона с просьбой разрешить отпевание родственника-самоубийцу не иссекает... По словам заведующего епархиальной канцелярией о. Федора Галкина практически нет недели, когда бы такое прошение не приносили хоть один раз, чаще 2 – 3, в то и 5-6 человек в неделю, крещеных в Православии, но малоцерковных, накладывают на себя руки. Сложившаяся ситуация заставляет нас обратиться в этом миссионерском листке к такой ужасной теме, как самоубийство. Отношение Православной Церкви к самоубийству Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, христианами всегда воспринималось, как тяжкий грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии. Грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия (в основном губят себя безбожники, язычники и невоцерковленные люди), малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Усугубляет положение и то, что за самоубийцами могут тянуться и нераскаянные грехи блуда, не почитания родителей, занятия оккультизмом (гаданием, астрологией, магией и т.п.), воровства, лжи и т.п. Церковь учит, что у каждого христианина есть свой крест (всегда даваемый Богом посильно!), через который мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение: " ...Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мф.16:24). Мы воспринимаем это крест не как преднамеренное мучение " злого и несправедливого " Бога, как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как шлифовальный станок, превращающий тусклый бесформенный алмаз в сверкающий бриллиант. Вдумайтесь слова Священного Писания: " ...знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу " (Рим.8:28). Обратите внимание – " ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ " , а " все " – значит и скорби.

http://religare.ru/2_35319.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия помнит владыку Иоанна! В Санкт-Петербурге прошёл памятный вечер «Душа моя болит о России: К 25-летию кончины приснопоминаемого митрополита Иоанна» 03.11.2020 3517 Время на чтение 6 минут Вчера православный Санкт-Петербург вспоминал митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. На могиле владыки весь день совершались панихиды. По знакомой всем православным тропинке вдоль стены Никольского кладбища шли и шли верующие, чтобы помолиться почившему старцу-митрополиту в 25-ю годовщину его упокоения. А вечером в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры прошёл памятный вечер «Душа моя болит о России: К 25-летию кончины приснопоминаемого митрополита Иоанна». 2 ноября 2020 года исполнилось 25 лет со дня блаженной кончины Владыки. Вечер вёл главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Памятное мероприятие открылось соборной молитвой. Затем были показаны эпизоды из фильма самарских кинодокументалистов о Митрополите Иоанне (автор фильма Алексей Солоницын). В фильме о Владыке говорит покойный писатель Николай Михайлович Коняев. Директор Центра этнорелигиозных исследований, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Александр Пелин огласил приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия организаторам и участникам вечера памяти. Своими размышлениями и воспоминаниями поделились (очно и дистанционно): настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Вадим Буренин; публицист, ответственный секретарь «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» в 1990-1995 гг. Николай Кузьмич Симаков; настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря на святых ключах (Уфимская епархия) игуменья Иоанна (Смолкина); клирик Храма Успения Пресвятой Богородицы протоиерей Алексий Успенский; клирик храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Андрей Алексеев; член богословского отделения ПАНИ, публицист, капитан 1 ранга в отставке Никита Иванович Поздняков; доктор психологических наук, профессор, председатель совета «Собора православной интеллигенции» Валентин Евгеньевич Семёнов; председатель партии «Российский общенародный союз», заместитель председателя Госдумы 2 и 4 созывов, доктор юридических наук, профессор Сергей Николаевич Бабурин ; доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин; публицист, руководитель пресс-службы митрополита Иоанна, директор агентства «Русь Православная» Константин Юрьевич Душенов; историк, журналист, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/03/ro...

Пишем по этому вопросу, вынужденные статьёй Уфимского епископа Андрея «О терминах преложение и пресуществление». Статья Преосвященного появилась минувшим летом в местных «Уфимских Епархиальных Ведомостях» (см. за 15 июля 1916 г.). Она – одно из печатных «писем» этого архипастыря, поучающего ими подчинённых ему «пастырей Уфимской епархии». В ней устанавливаются автором следующие положения: 1)  " Термин пресуществление», т. е., «хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христовы» в таинстве Евхаристии, есть «совершенно не-церковный»: св. Церковь его «не знает», «и всякий старообрядец с глубоким негодованием отверг бы его», – есть термин, далее, «совсем не-православный», «совершенно непригодный для православия», «чисто-католический», «кощунственный» и, тем не менее, «доселе употребляемый в нашем школьном богословии», «в наших учебниках» и «особенно упорно» поддерживаемый «нашими духовными отцами семинарской обработки». 2) «Совершенно церковный», наоборот, «термин» «преложение по содержанию своему» «не» является «тождественным» с термином «пресуществление», – «внутренняя разница этих терминов громадна, – внутреннее содержание того и другого различно до противоположности». 3) «Католики захотели в таинстве Евхаристии объяснить необъяснимое, решились объять земным человеческим умом нечто, превосходящее ум человеческий, – дерзнули превратить тайну благочестия в предмет любознательности, – начали учить, что хлеб и вино в таинстве Евхаристии по существу своему делаются телом и кровью, что химически пресуществляются и перестают быть хлебом и вином». «Католики, таким образом, великое духовное таинство св. Церкви – питания души небесной пищей превратили в какое-то материальное химическое чудо». «Унизили всю духовную, небесную сущность этого таинства и превратили его, пресуществили в чистую материю». А между тем «в служебнике» православной Церкви «после слов: преложив Духом Твоим Святым» «Тело Христово в Божественной Евхаристии называется святым Хлебом» («раздроби святый Хлеб»). Следовательно, «пресуществления» православная Церковь не признаёт, уча лишь о «преложении». Но, тем не менее, «все православные христиане знают и твёрдо веруют, что» в Евхаристии налицо «истинное Тело и истинная Кровь Христовы». «Св. Церковь не дерзает объяснить слово Господа, не благословляет грешному уму человеческому принижать своим объяснением слова Христовы». «Каково существо этого таинства, – этого не знают св. Ангелы, этого не понять и уму человеческому»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

По поводу письма преосвященного епископа Андрея к пастырям Уфимской епархии В предыдущей, июнь-июльской, книжке " Христианин " (с.400-407) перепечатано из " Уфимских епархиальных ведомостей " С.458-470) " Письмо к пастырям Уфимской епархии " преосвященного епископа Андрея " Борьба с сектантством может быть только искреннею, без умалчиваний " - так озаглавлено это письмо. Часть письма была напечатана в начале июня и в " Биржевых ведомостях " . В этом письме преосвященный автор говорит о миссии среди сектантов и вообще о нашей церковной жизни, между прочим касаясь моей книжки " Христианства нет без Церкви " , книжки, напечатанной Издательским советом при Святейшем Синоде. Еще в начале 1911 года в " Христианине " была напечатана моя статья " Христианство и Церковь " (Т.1. С.61-85,282-306). Упомянутая книжка, обратившая на себя внимание преосвященного епископа Андрея, представляет лишь переработку именно этой статьи. " Я, - пишет преосвященный Андрей, - конечно, безусловно разделяю все догматические мысли отца Илариона " . Для меня вполне достаточно, так как сущность своего трактата я и усматриваю в тех богословских мыслях, какие в нем раскрыты. Значит, в главном мы с преосвященным Андреем согласны. Но преосвященный Андрей как будто всем моим богословским рассуждениям не желает придавать никакого значения. Он выражает пожелание, чтобы рассуждения академических монахов были менее академичны и более жизненны. В другом случае преосвященный автор высказывает даже такую мысль, будто никакие брошюры, подобные моей, и даже библиотеки не нужны, так как церковному делу они не помогут. " Истины таблицы умножения и все им подобные в напоминаниях уже как будто и не нуждаются " . Охотно соглашаюсь, что в своей брошюре избранный вопрос я обсуждаю академически, но решительно не могу согласиться, будто высказанные мною мысли столь же общепризнанны, как истины таблицы умножения, которые действительно в напоминании не нуждаются. Я первый был бы искренне рад, если бы это было так, и если бы мне не было нужды кого бы то ни было убеждать или опровергать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/232/...

Послание митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона о соблазнительной деятельности кочетковских активистов Источник: Уфимские епархиальные ведомости, апрель-май 2013 г. В преддверии главного праздника для всех нас — светлого Воскресения Христова, вынужден обратиться к вам со словами печали. С болью пишу это послание, ибо силы, пытающиеся разодрать на части Тело Христово — Церковь, — это всегда боль. За последние годы многострадальная Церковь наша, и без того атакованная сектантами и богоборцами снаружи, подверглась новому испытанию. Нашлись люди, которые пытаются возбудить болезнь изнутри. Соблазнительное учение священника Георгия Кочеткова , не раз осужденное высшей иерархией Русской Православной Церкви, нашло, к сожалению, приверженцев в нашей Митрополии. И что вдвойне печально, среди соблазнившихся есть и священство. Играя на недопонимании задач Церкви, малой богословской образованности, самочинные пастыри завлекают людей красивыми с виду сказками, подменяют обряды, допускают нововведения в богослужении и до того уже дошли, что и Таинства Церковные почитают для себя необязательными! В иных регионах России создаются уже и независимые от Церкви структуры — так называемые «малые братства». Милостию Божией, у нас не дошло дело до этого, но приезжие «проповедники» усиленно сеют плевелы, не оставляя надежды добиться своего. Господь Иисус Христос, предостерегая Своих учеников от лжеучителей, говорит: «они приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15, 16). А мы? Вправе ли допустить в наш дом, в нашу Церковь, волков? Соблазнителям же хочу сказать — опомнитесь! Хочется верить, что у многих из вас это пока просто заблуждение. Но даже самые лучшие намерения сделать что-то доброе для Церкви вне Самой Церкви не могут принести доброго плода. Это только гордыня. В истории Церкви все подобные попытки заканчивались расколом. — Вы называете себя православными, но отлучаете своих детей от таинств — крещения, причастия. О каком православии вы говорите? — Вы говорите о равенстве перед Богом, но сами вводите понятие «христианин второго сорта» (не прошедший полного оглашения).

http://pravoslavie.ru/61655.html

«Право правящий слово Твоея истины». Корни шестнадцатого Патриарха Всея Руси ведут в Башкортостан Источник: Республика Башкортостан Поиск корней митрополита Кирилла, ведущих в Башкирию, начался в свое время с банального желания привлечь к республике внимание столь известного в стране человека. Благодаря проповедям по центральному телевидению Владыка давно стал поистине всероссийским пастырем. Но дело о служении в Башкирии дедушки Владыки Кирилла обернулось на поверку совсем другой стороной. Василий Степанович Гундяев в самые суровые годы гонений на церковь был таким преданным подвижником ее, что через внука — недавнего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, много лет возглавлявшего Отдел внешних связей Московского Патриархата, нам просто была возвращена память о том, кто радел и наверняка будет радеть о нас в мире горнем. Ведь недаром, в том числе и по молитвам старенького батюшки — священника Василия Гундяева, близ села, где верно служил он Богу, со временем чудесным образом возродился Свято-Георгиевский монастырь, известный в народе как «Святые кустики». Клубочек начала разматывать уфимский краевед Татьяна Борисова. Она наткнулась на заметку в архиве «Епархиальных ведомостей»: «Василий Степанович Гундяев был рукоположен во диакона и назначен в храм города Бирска. Через год был рукоположен во пресвитера и до 1964 года, когда у него началась тяжелая болезнь, проходил служение в одном из отдаленных приходов Уфимской епархии — в селе Уса-Степановка на Урале. Отец Василий с радостью совершал то служение, к которому стремился всю жизнь. Когда он скончался, отпевание на его родине совершали наряду со священником прихода сын покойного — протоиерей Ленинградской епархии Михаил Гундяев и два внука — священник Николай Гундяев, преподаватель Ленинградской духовной академии, и иеромонах Кирилл, студент той же академии…» На письмо «о родственных связях» с республикой из канцелярии Высокопреосвященнейшего Кирилла ответили сразу: «Владыка заинтересован в разговоре. Ему очень дорога память о дедушке и все, что связано с его именем. Через три месяца в рабочем графике митрополита будет «окно»...

http://pravoslavie.ru/37257.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Протоиерей Максим Максимов. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной Комиссии по канонизации святых. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. 04 января 2023 Великое испытание веры пережила Русская Православная Церковь в ХХ веке. Неисчислимый сонм мучеников Христовых просиял в годы гонений. Из сотен поименно прославленных новомучеников особо выделяется священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, 150-летие со дня рождения, 85-летие со дня смерти и 25-летие со дня прославления в лике святых которого отмечается в этом году. Два года назад, в 2020 году, в Московской епархии была образована рабочая группа по изданию духовного наследия новомучеников Церкви Русской. Серия издаваемых книг получила наименование «Церковность». Духовное наследие владыки Фаддея не могло не обратить на себя внимания издателей. Однако предстоял труд собрать это наследие воедино, а оно сохранилось в основном в дореволюционной церковной печати (Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостях, в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и в «Журнале Московской Патриархии»), в виде книг и брошюр, изданных самим святителем Фаддеем, а также в виде рукописей, хранившихся либо у частных лиц, либо в следственных делах в качестве вещественного доказательства как материал, изъятый при аресте верующих в годы гонений. Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и распространяли их в народе. Таким образом рукописная традиция сохранила подлинные тексты священномученика Фаддея. Учитывая, что рукописные проповеди охватывают период с 1916 по 1930 гг., а большинство из них – проповеди послереволюционного времени, то ценность их особо значима, поскольку они раскрывают внутренние переживания владыки Фаддея в условиях начавшегося и с каждым годом всё более усиливающегося гонения на Русскую Православную Церковь.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010